Саммит с секретом
17.08.2006. Ведомости
Василий Кашин
На саммите в Сочи президент России Владимир Путин впервые
рассмотрел возможность объединения Евразэс и ОДКБ, заметив, что нельзя развивать
экономику, не обеспечив безопасность.
В будущем такая конструкция может прийти на смену СНГ и
составить конкуренцию прозападным структурам, отмечают эксперты. Договориться о
параметрах создания единого энергорынка и разобраться с гидроэнергетическими
проблемами в Центральной Азии президентам стран— участниц Евразэс пока не
удалось.
В Евро-Азиатское экономическое сообщество (Евразэс)
входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Наблюдателями при организации являются Армения, Молдавия и Украина.
В Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а со
вчерашнего дня— Узбекистан.
Вчера завершилась рабочая часть неформальных саммитов
Евразэс и ОДКБ, на которые президент Владимир Путин пригласил своих коллег в
Сочи. Кроме лидеров стран- членов Евразэс в нем приняли участие президент
Армении Роберт Кочарян и премьер-министр Украины Виктор Янукович.
Украинский премьер встречался с Путиным, премьером
Михаилом Фрадковым и президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Хотя
Янукович заявил журналистам об интересе Украины к экономическим проектам в
рамках Евразэс, основное внимание во время пребывания в Сочи он уделил
переговорам по газу (подробнее см. статью на стр. Б2).
Путин назвал центральными темами встреч создание единого
энергорынка Евразэс и проблему “водно-энергетического урегулирования”.
Единый энергорынок, который предусматривает общие подходы
к добыче и транспортировке энергоносителей, страны— участницы Евразэс пытаются
создать с 2004г., но пока дальше слов дело не пошло, напоминает завотделом
Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин. Вчера президенты
договорились лишь о том, чтобы подготовить концепцию.
Чтобы решить проблему перераспределения водных ресурсов
из Киргизии и Таджикистана в Казахстан и Узбекистан, еще с 1990-х гг.
обсуждается идея создания водно-энергетического консорциума с участием России,
которая должна обеспечить строительство ГЭС в горных районах. По мнению Грозина,
это дало бы ей рычаги влияния на политику в Центральной Азии.
Грозин считает, что об успехе этих затей пока говорить
рано: политическая нестабильность в Центральной Азии может помешать привлечь
российские инвестиции в консорциум и крупные вложения “Газпрома”— в
газотранспортную систему региона, что предполагает единый энергетический
рынок.
Вчера президенты России, Белоруссии и Казахстана поручили
своим правительствам подготовить законодательную базу для формирования
трехстороннего таможенного союза, который позволит ликвидировать пошлины внутри
объединения. Лукашенко рассчитывает, что документы будут подписаны в начале
2007г., а создание союза займет еще полтора года.
Такие сроки вполне реальны, считает эксперт Центра
развития Оксана Осипова, три страны уже далеко продвинулись в унификации
таможенного законодательства. Решение ускорить создание таможенного союза в
трехстороннем формате связано с тем, что вступление России в ВТО затягивается, а
участие Украины в ЕЭП снимается с повестки дня, считает Осипова.
На саммите было объявлено о возвращении в ОДКБ
Узбекистана, приостановившего членство в организации в 1999г. В результате
военно-политическая ОДКБ и экономическое Евразэс стали совпадать по составу.
Узбекистан двинулся в сторону сотрудничества с Россией после охлаждения
отношений с США из-за подавления мятежа в Андижане в мае 2005г., напоминает
Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги. Но уверенности, что “узбекский
маятник не качнется назад”, нет, добавляет эксперт, указывая на появившиеся
признаки восстановления узбекско-американских отношений.
Вчера Путин впервые подробно остановился на теме
сотрудничества двух организаций, сославшись на то, что “невозможно развивать
экономику, не обеспечив безопасность”. Речь идет о том, что ОДКБ может
превратиться в военно-политическое ответвление Евразэс, полагает директор Центра
сравнительных политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев, но
добиться такого слияния будет сложно, ведь обе организации еще не до конца
сформировались.
|