Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №152(01.09.2006)
<< Список номеров
НАПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРИЛОЖЕНИЕ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Казахстан катится к опасностям этнократии?

28.08.2006. KM.ru

Александр Туманов

Как мы уже писали, президент Казахстана Назарбаев предпринял труднообъяснимые с точки зрения пользы для республики и при этом довольно опасные шаги, которые имеют антироссийский характер и угрожают существованию русского языка в РК, на котором говорит большинство населения республики.

Как следствие этого может начаться эмиграция русских жителей РК, что, помимо самого факта дискриминации русского населения, грозит Казахстану не только потерей части квалифицированного ядра трудовых ресурсов, но и опасностью замещения образовавшейся пустоты (35% населения!) другими этническими группами из-за рубежа, а, следовательно, возрастанием этнической нестабильности, которая может привести к цепи социальных и гуманитарных катастроф.

Несмотря на официальные договоры с Россией по многим вопросам международного сотрудничества в военно-технической и топливно-энергетической сферах, на договоренности по Байконуру и даже существование Декларации «О вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в ХХI столетие» — договора, которого ни у России, ни у Казахстана нет ни с одной другой страной, последние инициативы Назарбаева идут вразрез со всеми этими благоприятными тенденциями и заставляют предположить, что президент Казахстана, возможно, в результате внутриполитической борьбы и конъюнктуры решил сделать ставку на этнический национализм и построить в республике этнократию.

Попытаемся рассмотреть ситуацию более подробно.

Немного истории

Как известно, формирование, или «собирание» современного Казахстана, происходило под большим влиянием Российской империи, СССР и затем РФ. Тюркские племена на территории современного Казахстана вплоть до середины XV века, когда обрели этническое и государственное единство, соединившись в одно Ханство, подвергались включению в различные империи (тюркутов, киданей, монголов и т. п.). Однако это единство постоянно нарушали джунгарские набеги, и к концу XVIII века Ханство распалось на отдельные административные части (жузы). Чтобы избежать дальнейшего распада, хан Младшего Жуза запросил протекторат России, которая повернула вспять дезинтеграционные процессы, так что к 1866 году вся современная территория Казахстана находилась под властью России. После Октябрьской революции, в 1925 году, когда произошло национально-территориальное разделение в Средней Азии, к Казахстану была присоединена Сырдарьинская и Джетысуйская области бывшей Туркестанской АССР с казахским населением, а Республика переименована в Казакскую АССР, столицею стала Алма-Ата. В 1936 году Казакская АССР преобразована в Казахскую ССР.

После формирования территории современного Казахстана одним из ключевых событий для него стал распад СССР в 1991 году. Тогда, приехав из Фороса после краха ГКЧП, Горбачев под контролем Ельцина продолжил «деятельность» по развалу СССР, в результате чего 8 декабря представители РСФСР, Украины и Белоруссии подписали декларацию о создании СНГ и констатировали распад СССР. Затем подтянулись и остальные 11 республик, подписав протокол, формально учредивший СНГ.

16 декабря 1991 года Казахстан провозгласил независимость. Таким образом, это огромное государство, фактически «собранное» Россией и образовавшееся после революции на ее территории, с помощью США и проамериканских президентов СССР и РФ того времени было фактически подарено местной бюрократической элите.

После провозглашения независимости до 1993 года в РК еще действовал Верховный совет, избранный при советской власти, который затем самораспустился. В сентябре 1994 прошли первые парламентские выборы в мажилис (нижнюю палату парламента), на которых с 60% голосов победила партия «Отан» («Отчизна»), «идейным лидером» которой является действующий президент РК Нурсултан Назарбаев.

Интересно, что роспуск Верховного совета состоялся в том же году, что и расстрел здания российского парламента по указке Ельцина. Видимо, по инерции бюрократия республики продолжала идти в кильватере России, пока Ельцин не подал еще один губительный пример антироссийской деятельности.

Таким образом, вполне понятно, откуда и при каких обстоятельствах в Казахстане появилась целая треть русского населения. Эти люди просто были направлены на работу или переехали сами в пределах единой страны — СССР, когда русский язык и русская культура были основой одной идентичности советских людей.

Однако и сегодня, когда Казахстан уже является совершенно отдельным государством, его русское население играет большую роль — как в культуре, так и в социально-экономической целостности этой страны. Значимость «русского фактора» можно проиллюстрировать как статистическими выкладками, так и высказываниями титульной нации — самих казахов.

Еще раз о русском населении

Отметим, что по состоянию на 2001 год ЦРУ США оценило «русский фактор» следующим образом: русский язык в Казахстане используется в качестве языка межнационального общения 96% населения республики, в числе верующих наряду с 47% мусульман насчитывается 44% православных. Напомним, что сейчас численность русского этноса в республике достигает 6 млн человек — более 1/3 населения.

По мнению казахского специалиста, руководителя Группы оценки рисков Досыма Сатпаева, «сейчас в Казахстане, по последним данным Агентства по статистике и демографии, примерно 35% населения — русские. Это фактически треть населения страны. Такое процентное соотношение впечатляет!..»

Сатпаев считает, что в свое время в Казахстан приехали россияне не из «простых трудяг», «а в основном — агрономы, зоотехники, инженеры, учителя и врачи». В связи с этим он высоко отзывается о социально-экономической ценности русского населения как человеческого капитала Казахстана: «Сейчас нам надо сделать все, чтобы удержать в Казахстане оставшихся русских».

Неангажированные политологи и специалисты считают, что сколько-нибудь значительный отток русского населения даже в 10-15% нанесёт существенный ущерб экономике Казахстана, не говоря уже о других не менее серьёзных социальных, политических и геополитических последствиях для всей Средней Азии.

Однако эту значимость «русского фактора» - как количественно-демографическую, так и социально-экономического характера - предпочитает игнорировать нынешний президент РК, выпустивший свой языковой указ. Между тем понятно, что дискриминация русского языка, которым пользуется 95% населения (притом, что более 40% казахов, по сведениям экспертов, не знают казахского) означает демонстративную дискриминацию трети населения страны по языковому (то есть этническому) признаку.

А ведь это — явный признак губительного для сложившейся казахстанской мультиэтнической общности пути к этнократии.

Чем грозит этнократия?

Процесс становления этнократии можно определить как деятельность по построению государства, основанного (используя терминологию политолога С.Кара-Мурзы) на господстве одного этноса, или народа, которое экспроприирует и подавляет остальное население, разрушает общую межэтническую культуру страны и лишает нетитульный народ возможности представительства в элите государства. При этом господствующий этнос не только пользуется властью и привилегиями (это первый признак этнократии), но и присваивает себе государство в целом. Он выдает себя за единственную «настоящую» нацию государства и навязывает всему населению (независимо от численности), ту модель, к которой остальные обязаны приспосабливаться. Это второй признак этнократии, еще более важный, чем первый.

Как видно, этнократия, очевидно имеющая корни в национализме, представляет собой уродливое, искаженное его производное, сопровождающееся, однако, почти официально утверждаемыми потенциями неравенства, дискриминации и даже геноцида. Напомним, что эти побочные эффекты этнократии обычно являются причинами гуманитарных катастроф, социальных взрывов и даже гражданских войн на фоне неминуемого в этом случае межэтнического конфликта.

Еще страшнее, когда подобная тенденция к этнократии действительно начинает признаваться официально — декларативным или законодательным путем, что фактически и сделал президент Казахстана своим указом о государственном языке.

Этого делать не стоило, однако, если это было сделано, то очевидно, что неформальная этнократия строится в республике полным ходом, что подспудно начинает отражаться на отношениях с Россией. Понятно, что РФ не потерпит этнократического отношения к 6 млн русских в Казахстане, поэтому некоторые жесты Назарбаева могут означать постепенное охлаждение и отход от сотрудничества с нею.

Примером тому могут служит некоторые очевидные факты. Так, если ранее Казахстан экспортировал свою нефть на Запад лишь через российскую территорию — через трубопровод КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) и российский порт Новороссийск, а также по системе «Транснефти», то 16 июня 2006 года Назарбаев подписал договор о присоединении Казахстана к проекту нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан», который предусматривает организацию танкерной перевозки казахстанской нефти из Актау в Баку, через Каспий и её дальнейшую транспортировку по нефтепроводу БТД.

Понятно, что нефтяной демарш фактически является дезинтеграционным процессом (например, как перенаправление венесуэльской нефти из США в Китай).

Второй момент, который можно оценить подобным образом — многократно завышенная сумма компенсации за нанесенный ущерб от июльской аварии российской ракеты-носителя «Днепр», объявленная рядом должностных лиц Казахстана.

В частности, вразрез с подписанным межправительственным протоколом от 4 августа 2006 года, согласно которому сумму компенсаций будет определена только после установления причины аварии и ее официального объявления, губернатор Кзыл-ординской области Казахстана Икрам Адырбеков озвучивал сумму в $333 млн.

И, наконец, официальным признаком внутриполитического движения к этнократии стал известный указ Назарбаева о государственном языке. Пожалуй, он формализовал процессы мононационализации управления трудовых коллективов и государственных органов, которые уже начинают воздействовать на отношение к миграции русского населения. «Из всех опрошенных в ближайшее время собираются уезжать 8%, собираются уезжать 20% и пока еще не решили — 56%, что в сумме фактически соответствует доле задумавшихся над тем, чтобы оставить республику (84%). «Это подтверждает вывод о том, что эмиграция русских из Казахстана все еще имеет солидный потенциал», — отмечает Виктор Михайлов в статье «Социальные аспекты положения русской диаспоры в Казахстане», опубликованной на сайте «Материк» Института стран СНГ.

Но искусственное вымывание русского населения в попытках построить этнократию с большой вероятностью приведет к росту напряжённости в Центрально-Азиатском регионе, ослаблению позиций президента Назарбаева, раздроблению казахского электората между национально-ориентированными партиями и движениями, включая радикалов и дестабилизацию внутриполитической ситуации в республике.

Тем не менее, возможно именно процесс этнонационализации обозначен этими выпадами президента РК.

Мотивы назарбаева

Какие же мотивы могут двигать Нурсултаном Назарбаевым? Почему президент Казахстана, которого считают достаточно сбалансированным и умелым политиком, дает крен не только в сторону Запада, но и в направлении построения этнократического государства?

Мотивов может быть несколько. Во-первых, вспоминая внутриполитические события в Казахстане периода 2001-2005 годов, а также весны текущего года, когда произошло убийство видного идеолога оппозиции Алтынбека Сарсенбаева (процесс по этому делу сейчас идет в Талды-Кургане), можно отметить, что внутри казахстанской элиты вновь появились признаки обострения межгрупповой борьбы.

При том, напомним, что элита этого государства почти целиком сформирована из представителей титульной нации, и межэлитная война - отнюдь не новое явление в казахской политической жизни. В 2001-2002 годах большинство групп влияния объединилось против мужа старшей дочери Назарбаева Дариги - Рахата Алиева.

«Не секрет, что основным содержанием тогдашней борьбы было именно противодействие большей части элит чрезмерно усилившемуся и крайне амбициозному Алиеву. Тогда «старший зять» проиграл и был вынужден уехать в Австрию в «дипломатическую ссылку», но осенью 2005 года вернулся в республику и занял пост заместителя главы МИД республики. Происходящее сейчас можно назвать попыткой «полноценной реставрации» Алиева, шагом к возвращению его позиций во власти, бюрократии и бизнесе, как пишет заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.

Возможно, нынешние маневры Назарбаева — дань каким-нибудь националистическим силам, окружающим верхушку власти в связи именно с этими событиями. Заслуживает внимания также и объединение двух основных партий — «Отан» и «Асар», из которых первая представляет собой партию власти, на плечах которой Назарбаев завоевал большинство в парламенте еще в 90-х годах, а вторая возглавляется Даригой Назарбаевой, и, как пишут, обладает тем, что можно назвать «энергетикой» и грамотным пиаром — партия за короткий срок смогла завоевать серьезные позиции, стать узнаваемой и популярной.

С определенной точки зрения это выглядит как раз как укрепление влияния и концентрация административного ресурса некоей «семьи» во властных структурах Казахстана, что особенно интересно не только с позиций «реставрации Алиева», который, кстати, является замминистра иностранных дел Республики Казахстан, но и в связи с возможной подготовкой «преемника» к следующим президентским выборам 2012 года.

Внутриполитическая борьба, в которой вопросы построения этнократии могут быть как одним из направлений с целью консолидации с какими-нибудь силами и группировками, так и разменной картой в политическом лавировании, возможно, имеет и внешнеполитические причины и следствия.

Так, если вспомнить публикации июня 2004 года, то мы найдем любопытные факты о взаимоотношениях президента РК и США, которые, как известно, очень хорошо могут использовать межэтнические конфликты в геополитических играх.

Например, ИА Regnum 17 июня 2004 года в обзоре прессы приводит отрывок из публикации одной из крупных российских газет, в котором говорится о том, что «в начале июня в Нью-Йорке стартовал судебный процесс над американским бизнесменом, бывшим советником президента Казахстана Джеймсом Гриффеном. Он обвиняется в том, что, будучи высокопоставленным чиновником в центральноазиатской республике, Гриффен не раз передавал взятки руководству Казахстана от американских нефтяных компаний. Всего, по данным следствия, в руки высших казахстанских чиновников попало более $60 млн. Получателями взяток в деле фигурируют Нурсултан Назарбаев и экс-премьер Нурлан Балгимбаев. В прессе этот прецедент уже несколько лет именуется «Казахгейтом».

Кажется, сейчас никто уже не говорит об этом. Это может значить одно - вопрос урегулирован, и, вероятно, не без взаимных уступок. Так что вполне может статься, что влияние США на внутриполитические процессы в Казахстане несколько больше, чем кажется на первый взгляд.

«Более того, по мнению аналитиков, любой исход «Казахгейта» неотвратимо повлечет за собой дискредитацию нынешнего президента Казахстана, особенно в странах Запада, где его и раньше как одного из центральноазиатских «ханов» не очень-то жаловали», - продолжает цитировать информагентство.

Стоит отметить, что в 2004 году, по сведениям той же газеты, несмотря на многочисленные предупреждения со стороны Москвы, казахстанские власти на прошлой неделе подписали с британской компанией BAE Systems контракт на модернизацию ПВО стоимостью в $1 млрд и даже перечислили первый транш. Тем самым НАТО предоставлялся доступ к объединенной системе ПВО СНГ! Кстати, присоединение Казахстана к проекту «Баку – Тбилиси - Джейхан» тоже обошлось не без влияния Вашингтона.

Таким образом, мотивами Назарбаева в этнократическом строительстве вполне могут быть: личные убеждения, внутриполитические компромиссы, возможно, обширная программа удержания власти путем построения этнонационалистического государства, влияние Запада.

Этнократии - нет!

Все эти факторы могут быть причиной того, что в Казахстане стараются с помощью применения демотехники (то есть искусственного демонтажа и последующего монтажа народов) произвести перераспределение ресурсов и власти для того, чтобы маленькая группа обладающих властью людей приобрела больше власти и закрепила свое положение, при котором придется пострадать двум крупнейшим этносам республики - русскому и казахскому.

Как уже говорилось, этнократия ведет к неравенству, межэтническим конфликтам, геноциду и гуманитарным катастрофам. В отношении русского населения эти следствия могут быть более жесткими, чем в отношении казахского, однако если даже русские будут вынуждены покинуть РК, такой исход ситуации лишь отбросит республику назад - как в демографическом отношении, так и в отношении человеческого капитала. Казахский национализм не принесет пользы стране, зато может принести вред русскому населению республики.

Очевидно, против этого нужно бороться всеми силами! И такие силы уже действуют.

Русские хотят спасти положение

Русские люди, живущие в Казахстане и ближайших регионах, напротив, живо отреагировали на языковой демарш Назарбаева. 11 августа 2006 года было опубликовало совместное заявление «Русской общины Казахстана», движения «Лад», «Союза казачьих объединений Казахстана» и фонда «Благовестъ», которое отражает реакцию общепризнанных республиканских и региональных организаций русского движения в Казахстане, представленного 56 городскими и областными филиалами всех регионов РК, выработанную на совместной конференции в г. Алма-Ата, на обращение президента к народу и проблемы национального строительства в Республике Казахстан.

В нем, наряду с требованиями национального равноправия, представительства русских в органах власти, сохранения статуса и сферы применения русского языка, говорится о том, что «казахстанскими властями на местах предпринимаются действия, всячески препятствующие естественному процессу консолидации русских и легитимации их национальных интересов в политическом пространстве Казахстана», которые «нельзя рассматривать иначе как» акты противоправные и антиконституционные.

В этих условиях для России и русских — 35% населения Казахстана — есть только один путь: срочно объединяться в силу и бескомпромиссно вести борьбу за свои права. Не ждать, потому что время уходит. Надо объединяться и ставить вопрос ребром — потребовать допуска во власть, придать русскому языку статус государственного, прекратить насильственную политику казахизации, когда деревни переименовываются в аулы и так далее.

Русские общины отмечают и последствия отказа в равноправии. В заявлении было подчёркнуто, что «русский фактор в казахстанской политической жизни присутствует, и с этой данностью, так или иначе, придётся считаться всем участникам политического процесса». Думается, треть населения страны действительно имеет полное моральное право (и возможности) защищаться от произвола, который не улучшит жизнь никому, но зато может привести к многочисленным бедам.

Факты: В Казахстане согласно конституции государственным языком является казахский, русский язык является официальным и употребляется наравне с казахским. В этническом составе населения Казахстана наиболее многочисленными являются казахи и русские. При численности населения более 15 млн человек, казахов, проживающих на территории Казахстана, насчитывается более 8,5 млн, русских - около 6 млн человек, или примерно 35% населения республики. Русский язык в качестве языка межэтнического общения используют порядка 95% населения.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ