УЗБЕКИСТАН
Американские золотодобытчики смотрят в сторону
15.08.2006. Немецкая волна
Символом экономической самостоятельности и новых
экономических ориентиров Узбекистана считалось в самые первые годы независимости
совместное узбекско-американское предприятие «Зарафшан-Ньюмонт». СП было создано
в 1992 году в пустыне Кызылкум американской компанией «Ньюмонт майнинг» - одним
из крупнейших золотодобытчиков мира - вместе с узбекским Навоийским
горнометаллургическим комбинатом и Госкомитетом по геологии и минеральным
ресурсам Узбекистана.
Сегодня, однако, это предприятие (медленно, но верно)
перестает быть символом чего бы то ни было. Как сообщают информагентства, активы
СП арестованы вследствие налоговых претензий Ташкента. Часть золота конфискована
налоговыми органами. Более того, местные власти не разрешают отгружать золото
для вывоза из Узбекистана. Работа предприятия фактически парализована. В свою
очередь американский учредитель СП «Ньюмонт майнинг» рассматривает варианты
ухода из Узбекистана. Побывавший на прошлой неделе в Ташкенте заместитель
госсекретаря США Ричард Баучер не скрывает своего огорчения по этому поводу:
- Единственное, что я могу сказать, компания
действительно сталкивается с серьезными проблемами в том, что касается ее
бизнеса в Узбекистане. Мы обсуждали эту проблему в свете сегодняшнего дня.
Думаю, те решения, которые принимаются по отношению к некоторым американским
компаниям, могут повлечь за собой уход из страны инвесторов. И поэтому
необходимо действовать очень осторожно…
Повод для огорчения у американцев, конечно, есть, как,
впрочем, и у узбекской стороны. За годы работы в пустыне Кызылкум совместное
предприятие добилось больших успехов. По соглашению с узбекским правительством
предприятие «Зарафшан-Ньюмонт» могло бы работать еще до 2011 года. Но в связи с
изменившимися «правилами игры» американцы теперь считают этот проект
невыгодным.
Дело в том, что кабинет министров Узбекистана своим
постановлением отменил налоговые льготы предприятиям с иностранными
инвестициями. Нестабильность налогового режима – это то, на что постоянно
жалуются иностранные партнеры узбекских бизнесменов. Помимо Налогового кодекса,
порядок налогообложения регулируется постановлениями правительства и
ведомственными документами, которых за последние пять лет принято более тысячи.
Только за прошедший год внесено около сотни поправок в налоговое
законодательство, которое давно уже потеряло системность…
В списке предприятий, которых коснулось налоговое
постановление правительства Узбекистана, отменяющее льготы, значится далеко не
только «Заравшан-Ньюмонт». И каждая из «обиженных» компаний теперь вырабатывает
новую бизнес-стратегию, поскольку условия работы существенно меняются. Так,
предприятие с российским капиталом «Вимм-Билль-Данн» работает в Узбекистане
меньше года. Оно пока не окупило даже первоначальные затраты. Его местный
руководитель Сергей Сурмонин отказался комментировать «Немецкой Волне» ситуацию
и делать какие-либо прогнозы. Отказались беседовать с журналистами и на
узбекско-корейском предприятии «УзДЭУэлектроникс». Там тоже вырабатывают новую
стратегию, и делиться информацией пока не готовы.
Но, конечно, среди всех затронутых переменами фирм с
иностранным капиталом особые сложности будут у золотодобывающего комбината
«Зарафшан-Ньюмонт». Узбекское правительство, можно сказать, загнало американских
золотодобытчиков в угол. Кроме того, как говорит их узбекский соучредитель,
главный инженер Центрального рудоуправления Навоийского горнометаллургического
комбината Виктор Ситенков, усложнившиеся условия работы выявили также недочеты в
управлении. Сегодня не исключена возможность роста социальной напряженности в
среде работников предприятия. Ведь в свое время американцы переманили
сотрудников узбекских предприятий. И что с ними будет теперь, не понятно:
- Когда предприятие начало организовываться здесь,
естественно, был набран готовый персонал на наших подразделениях, на нашем
предприятии. Чтобы этот персонал пошел к ним, достаточно было дать заработную
плату на 20-30 процентов выше, чем она у нас. Но когда зарплату дают
неоправданно высокую, при ликвидации этого предприятия это будет очаг
напряженности у нас здесь. Что с этим персоналом делать? Недовольство, наверное,
будет, потому что мы не может дать ту заработную плату, которую дают сегодня
американцы.
Особую тревогу инженера Ситенкова вызывает нежелание
американцев финансировать рекультивацию земель, на которые в ходе работы завода
были выброшены миллионы кубометров вредных веществ. Теперь у американцев на
рекультивацию просто не будет денег:
- По договорам на рекультивацию с каждой тонны руды,
которую передали для переработки, должна определенная сумма отчисляться, и эти
деньги должны где-то накапливаться. Есть запрос Госкомприроды республики,
который просит пояснить СП "Заравшан-Ньюмонт", где эти деньги. Пока мы найти
концы не смогли. Без денег, естественно, ни совместное предприятие, ни
иностранное, заниматься рекультивацией не будет. А это не просто 100 долларов,
это миллионы!
К 2010 году Навоийский горнометаллургический завод за
счет разработки двух новых месторождений на 20 процентов должен увеличить
производство золота. Но в этом богатстве, очевидно, уже не будет вклада
узбекско-американского «Зарашaн-Ньюмонт». Американцы уже предлагали свою долю
российскому холдингу «Интеррос», но стороны (вроде как) не сошлись в цене.
Инженер Ситенков делает такой прогноз:
- СП "Заравшан-Ньюмонт" отработало две трети своего
срока, своей сырьевой базы, которая им была выделена по первоначальным
документам. 10 лет они отработали, 11-й год уже идет, осталось всего лишь пять
лет их деятельности. На пять лет покупать какое-то предприятие, при этом, не
имея перспективы на будущее, - я сомневаюсь, что кто-то пойдет сюда со стороны.
И по поводу статуса предприятия, мне сейчас трудно что-либо сказать.
Эксперты уже подсчитали, что отмена льгот на
налогообложение добавит узбекскому бюджету не больше 200 млн. долларов. А вот
сколько инвесторов откажутся от проектов в Узбекистане, не подсчитывал, видимо,
никто…
Вашингтон решил помириться с Ташкентом. Пока только на словах...
18.08.2006. Деловая неделя, Казахстан
Юрий Сигов (Вашингтон)
Пока только
на словах и до окончания расследования андижанских событий
Когда в середине июля я встречался с заместителем
госсекретаря США по странам Южной Азии Ричардом Баучером (а под его кураторством
в госдепе находятся и все центральноазиатские республики СНГ), то он в беседе со
мной практически ничего не упоминал об Узбекистане, но зато высоким стихом
прошелся по Казахстану и Таджикистану. Как настоящий дипломат господин Баучер
лишь пожаловался на то, что вроде бы всем хорош регион Центральной Азии (а
Казахстан - так в особенности), только вот очень уж далеко он от Вашингтона
расположен географически. А посему не налетаешься туда каждый месяц.
Однако на поверку лететь Баучеру в дальние
центральноазиатские края все же пришлось - и именно в Узбекистан, о котором в
последний год в политических кулуарах госдепа и Белого дома говорить было
принято только с обидой, недовольством и явным раздражением. Как оказалось,
заместитель госсекретаря США Ричард Баучер включил в это свое очередное турне по
среднеазиатским странам СНГ Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан, объехав
стороной столь любимый им Казахстан.
С самого начала наиболее интригующим пунктом на этом
дипломатическом маршруте был визит американского высокопоставленного чиновника в
Ташкент. Ведь фактически Баучер стал первым представителем администрации США на
столь представительном уровне, который посетил узбекскую столицу после событий в
Андижане 13 мая 2005 года, и последовавшего за этим дипломатической размолвки
между Вашингтоном и Ташкентом, закончившейся выдворением американской военной
базы с территории Узбекистана.
Тогда практически в унисон Вашингтон и ведущие
европейские столицы резко осудили Ташкент за жесткость и "непропорциональное
событиям применение силы" при подавлении вооруженного выступления в Андижане.
Согласно данным правозащитных организаций, в те дни в Андижане погибло около 200
человек, а, по неофициальным данным, эта цифра достигла 800 жертв. В начале
нынешнего года, видя, что Узбекистан и не думает допускать иностранных
наблюдателей для расследования андижанских событий, Евросоюз ввел экономические
и гуманитарные санкции против Ташкента, которые предусматривают запрет на въезд
в страны ЕС 12 ключевых представителей узбекского руководства.
Во многом, как считают эксперты, именно поэтому (а
политическая и дипломатическая блокада Ташкента продолжалась целый год) с
должности министра иностранных дел Узбекистана был снят г-н Ганиев, которого
сменил на этом посту бывший посол Узбекистана в Германии Владимир Норов.
Именно с ним и пришлось наводить в первую очередь
"дипломатические мосты" в Ташкенте Баучеру, после чего он посетил загородную
резиденцию президента Узбекистана "Дурмень" и побеседовал с ее хозяином Исламом
Каримовым.
Судя по оценкам экспертов в Вашингтоне, нынешний визит в
Узбекистан Баучера вряд ли можно назвать эпохальным или событием, которое
приведет к резкому потеплению в американо-узбекских отношениях. С большей
уверенностью в этом случае можно говорить лишь о том, что и Ташкент, и Вашингтон
при наличии массы других проблем решили все-таки вновь навести мосты к
взаимопониманию и отодвинуть - хотя бы на время - то, что обе страны серьезно
разделяет.
Ранее и вице-президент Чейни, и особенно министр обороны
США Рамсфелд уже проявляли заинтересованность в возобновлении диалога с
Ташкентом. А Кондолиза Райс, госсекретарь США, неодократно давала понять, что
как только Соединенные Штаты уйдут из этого региона, и конкретно - из того же
Узбекистана, то на их место тут же придут Россия и Китай. Особенно явно это
стало заметно после вывода американской авиабазы в Ханабаде. Ведь Ташкент
практически сразу же после этого активизировал свои связи с Шанхайской
организацией по сотрудничеству (ШОС), а также решил вернуться в возглавляемую
Россией Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Интересно, что Р. Баучер после обмена мнениями с главой
МИД Узбекистана Норовым около двух с половиной часов беседовал с президентом
страны Каримовым. Как заявил сам Баучер, на встрече с президентом Узбекистана
обсуждались практические действия по восстановлению доверия между Вашингтоном и
Ташкентом. При этом, несмотря на существующие серьезные разногласия в вопросах
соблюдения прав человека и по оценке событий, происшедших в мае прошлого года в
Андижане, Соединенные Штаты решили все же восстановить сотрудничество с
Узбекистаном, по крайней мере на уровне прямого диалога с его руководством.
При этом американский дипломат донес до своих узбекских
собеседников, что Соединенные Штаты по-прежнему серьезно озабочены ситуацией с
правами человека в Узбекистане, узбекское правительство хорошо знает об этой
принципиальной позиции Вашингтона, и проблема лишь в том, смогут ли, несмотря на
расхождения по вопросу Андижана США и Узбекистан двигаться вперед, продолжая
диалог, или в скором времени все вновь вернется на путь конфронтации и
двустороннего недопонимания.
Как и в отношениях с Казахстаном, Баучер в Ташкенте
фактически подтвердил курс администрации Белого дома на предоставление
Узбекистану широты выбора партнеров и союзников, не требуя от него каких-то
особых, проамериканских преференций. Что касается существенно улучшившихся в
последнее время отношений между Ташкентом и Москвой, то американский дипломат
отметил, что США не намерены в этом регионе ни с кем соперничать. Америка
выступает за то, чтобы Узбекистан имел хорошие связи и с Россией, и с Китаем, и
с Турцией, и соседями по Центрально-Азиатскому региону.
Что же касается дальнейшего развития
американско-узбекских отношений, то, по словам заместителя госсекретаря США, они
будут развиваться в соответствии с Декларацией о стратегическом сотрудничестве
между Соединенными Штатами и Узбекистаном, которая была подписана еще в начале
2002 года. Этот документ предусматривает укрепление двустороннего сотрудничества
в борьбе против международного терроризма, торговли и сбыта наркотиков,
распространения оружия массового уничтожения, а также сотрудничество в области
развития частного бизнеса в Узбекистане.
Однако делать далеко идущие выводы о том, что Ислам
Каримов все-таки переиграл в своем "восточном терпении" настойчивых, но
несколько прямолинейных американцев, явно не стоит. Как не покажется кому-то
странным, но шагу навстречу Ташкенту, который в данный момент решил сделать
Вашингтон, очень даже способствовали последние события в... Ираке, Афганистане и
обострение ситуации на Ближнем Востоке. Видя, какой, мягко говоря, бардак царит
во всех вышеупомянутых государствах и регионах, насколько неконтролируемой
остается ситуация во всей Южной и Передней Азии (добавьте сюда еще Иран,
Пакистан, Сирию), станет понятным: США решили, что лучше иметь в партнерах такие
жесткие авторитарные режимы, как узбекский, но которые, по крайней мере,
худо-бедно контролируют ситуацию у себя дома и не допускают возникновения
полномасштабной гражданской войны.
Конечно, подобный дипломатический реверанс Вашингтона в
сторону Ташкента не означает, что в Америке забудут о соблюдении прав человека в
Узбекистане, перестанут пытаться присылать и в Узбекистан, и в окрестные с ним
республики толпы своих "неправительственных" персонажей (о реальном, а не
"сельскохозяйственном" или "гуманитарном" месте работы которых у того же
господина Каримова нет никаких иллюзий) или на расстоянии прекратят поучать
узбекских лидеров при любом случае подавления инакомыслия.
Все это американцы будут делать и дальше, однако подобные
вопросы, как показал визит Баучера, отныне для Вашингтона все же не будут
являться ключевыми в формировании двухсторонних отношений в регионе Центральной
Азии (кстати, это же надо учесть на будущее и представителям правозащитных
организаций в Казахстане, которые чересчур наивно надеются на помощь и поддержку
из Вашингтона).
С Бишкеком
Америка тоже помирилась.Вроде бы
Как известно, после непростых переговоров в Ташкенте
Баучер посетил Кыргызстан, где теперь уже на новых финансовых условиях
продолжает действовать единственная оставшаяся в Центральной Азии американская
военная база. Окончательное завершение переговоров с Кыргызстаном об условиях
пребывания этой базы на аэродроме Манас в Бишкеке и было одной из ключевых тем
бесед заместителя госсекретаря США.
До этого после нескольких раундов непростых переговоров
Соединенные Штаты согласились платить кыргызской стороне по 150 млн долл.
ежегодно (в том числе около 50 млн. долларов наличными) за пользование всей
военной инфраструктурой аэропорта Манас. Однако недавно американско-кыргызские
отношения вдруг оказались существенно подпорченными так называемым "шпионским
скандалом", которые обычно случаются у Америки с Россией, Израилем, Китаем, но
никак не с центральноазиатскими государствами.
Как известно, кыргызские власти выдворили из страны 12
июля двух сотрудников посольства Соединенных Штатов, обвинив их в подрывных
действиях против Кыргызстана, а фактически - в шпионской деятельности. Вашингтон
не мог снести такого дипломатического оскорбления от страны, которой Америка
оказала ранее помощь на сотни миллионов долларов, и отправил двух кыргызских
дипломатов из столицы США домой, дав на сборы 30 дней. И это при том, что
нынешний посол Кыргызстана - госпожа Сыздыкова - привезла с собой в Америку в
посольство на работу некоторых своих бывших подчиненных-журналисток, которые на
пронырливых шпионок даже при всем воображении агентов ФБР ну никак не
походят.
Тогда же "за компанию" были также отосланы из Соединенных
Штатов несколько кыргызских офицеров, которых по иронии судьбы сами же
американцы пригласили к себе на стажировку. Ясно, что все эти "шпионские
страсти" не имели под собой особой подоплеки (ведь Америка по праву сильного
государства на ближайшую перспективу наверняка будет держать в Кыргызстане
десятки своих агентов - как "чистых" дипломатов, так и действующих под
прикрытием, и кыргызское руководство прекрасно это понимает), но они могут
подпортить общий фон "взаимопонимания и дружбы", на которую все же надеется
Вашингтон в отношениях с этой республикой.
В результате после встреч в Бишкеке Баучера с президентом
Кыргызстана Бакиевым, премьер-министром республики Куловым, а также главой
местного МИДа Джекшенкуловым стало ясно, что "буря в стакане воды" в
двусторонних отношениях так же быстро улеглась, как и возникла. По окончании
переговоров в Бишкеке обе стороны констатировали, что теперь у них "все хорошо",
все спорные моменты улажены, никто никого на обозримую перспективу высылать
больше не станет, а сам Кыргызстан от сотрудничества с Америкой, в том числе в
военной сфере, будет только выигрывать.
При этом и Вашингтон, и Бишкек подтвердили факт
дальнейшего функционирования американской военно-воздушной базы в Манасе
(правда, в США ее сейчас больше принято называть "вспомогательным транспортным
узлом НАТО и войск коалиции, ведущей операцию в Афганистане"), а также
принципиальное желание Кыргызстана продолжать подобное сотрудничество и с
Россией (база российской авиации в Канте находится всего в 20 километрах от
аналогичной американской базы).
Совершенно очевидно, что в Бишкеке, так же как и в
Ташкенте, сделали для себя правильный вывод из сотрудничества с "большими и
сильными": лучше дружить и с теми, и с другими, и по возможности выбивать и из
Москвы, и из Вашингтона по максимуму все, что можно - живые деньги,
экономическую помощь, кредиты и инвестции. При этом как только один из "старших
братьев" начинает прижимать к себе крепче ту или иную республику Центральной
Азии (а ведь есть еще не менее "близкий друг", объятия которого могут так просто
задушить - Китай), так у руководства этих республик появляется прекрасный шанс
чуть оттолкнуть "напрашиваюшегося на дружбу", и напротив - сделать реверанс в
сторону того, кто еще вчера стоял в очереди на "братские отношения" где-то
поодаль.
Подождите:
дойдет очередь и до Душанбе
Что же касается Таджикистана, то у Соединенных Штатов
последнее время в отношении этой республики появились весьма заманчивые виды.
Прежде всего, по информации из Пентагона, таджикский президент Рахмонов вроде бы
не прочь сдать одну из своих военных баз американцам в аренду. Когда в
республике гостил недавно министр обороны Соединенных Штатов Рамсфелд, то ему,
как говорят, очень понравилась прямота, с которой таджикский президент дал
понять шефу Пентагона: будете хорошо платить, то почему бы нам и не
посотрудничать?
Главное в этом сотрудничестве, как считают в Вашингтоне,
- найти взаимоприемлемую форму (та же операция войск коалиции в Афганистане, к
примеру), чтобы никому из соседей (тому же Китаю, скажем, или России) не было
резона поднимать волну критики и пугать обывателей "американской военной
угрозой" в регионе.
Оживились на таджикском направлении и американские
бизнесмены. Связано это, прежде всего, с тем, что в Таджикистане пока очень
незначительно влияние России и Китая, зато все больше расширяет свое деловое
присутствие в этой республике Иран. Вот и предлагают сейчас прежде всего
энергетические компании США Таджикистану кредиты и оборудование для
восстановления местной энергосистемы.
Что же касается дипломатической поддержки, то
госдепартамент США, по словам Баучера, готов ее американскому бизнесу
предоставить в полном объеме. И если пока Соединенные Штаты в Таджикистане
только разворачиваются, то только потому, что по-настоящему у Вашингтона до
Душанбе просто пока руки не дошли. Но заметьте: господин Рамсфелд далеко не в
каждую страну за тридевять земель от Америки катается и далеко не каждому
президенту он в личной беседе на что-то прозрачно намекает. Так что об
"укреплении американо-таджикской дружбы" мы еще услышим - и очень скоро.
Узбекистан вернулся в ОДКБ
23 - 29 августа 2006. Военно-промышленный курьер
Сергей Михайлов
Каримов
подтвердил, что не намерен менять политику, ориентированную на
Москву
Владимир Путин в очередной раз доказал, что искусство
дипломатии - достигать возможного при невозможном - существует. Для этого,
оказалось, достаточно снять галстуки. То есть объявить встречу неформальной, что
и произошло в Сочи, куда съехались главы союзных России государств из СНГ. И
тогда уже никого не удивляет, что на саммите, заявленном как ЕврАзЭС,
рассматриваются вопросы пусть на 95% аналогичной по составу, но все же другой
организации - ОДКБ. И тут же приезжает премьер-министр Украины - государства, не
входящего ни в одну из названных структур, с которым "случайно" встречаются
президенты. Впрочем, сегодня эти политические нюансы уже мало кого интересуют.
Главное внимание - итогам встречи. А они явно не формальны. В
военно-политической сфере наиболее значимо, безусловно, подписание Протокола о
восстановлении членства Республики Узбекистан в Организации Договора о
коллективной безопасности.
Напомним, это уже второе официальное возвращение
Узбекистана в "братскую семью" Организации Договора о коллективной безопасности.
Первое состоялось почти 60 дней тому назад в Минске. Именно там, на саммите
ОДКБ, главы государств-союзников подписали решение "о восстановлении членства
Республики Узбекистан в Организации Договора о коллективной безопасности". О
том, что "восстановить членство" в Организации, в которую Ташкент никогда не
входил (ОДКБ создана в 2002 г., а в сентябре 2003 г. была завершена ратификация
основополагающих документов новой структуры), юридически невозможно, тогда,
похоже, никто не думал. Главным было политическое решение. Поэтому и решено было
провести процедуру повторного оформления отношений.
Подписанный в Сочи Протокол, как пояснили нам в
секретариате ОДКБ, предполагает начало именно юридической процедуры.
Документ предусматривает, что Республика Узбекистан
принимает на себя все права и обязательства, вытекающие из членства в ОДКБ, и
присоединяется к международным договорам и решениям, принятым в рамках
Организации. Отметим, что таких договоров и решений очень много - только их
список занимает почти десять страниц. Это, в частности, Протокол о продлении
Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. (тот самый, который
Ташкент не подписал в апреле 1999 г.), основополагающие документы ОДКБ - Устав и
Соглашение о правовом статусе Организации. Непосредственно в военной сфере - это
соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной
безопасности; об основных принципах военно-технического сотрудничества; об
оперативном оборудовании территории, совместном использовании объектов
инфраструктуры; о подготовке военных кадров: И еще порядка семидесяти
документов. И все они требует ратификации.
ПОВТОРНЫЙ БРАК
По информации из секретариата ОДКБ, на процедуру
правового оформления "возвращения блудного Узбекистана" Ташкенту выделили
полтора года: до 1 января 2008 г. Впрочем, и до истечения этого срока будет
считаться, что Узбекистан обязан исполнять все вышеназванные договоры и
соглашения, так как они являются "неотъемлемой частью" вышеназванного Протокола,
который, хотя и подлежит ратификации в Ташкенте, но "применяется с даты
подписания". А сам факт подписания Протокола эксперты государств-членов ОДКБ
признали значимым и положительным. "Возобновление членства Узбекистана в ОДКБ
усилит роль этой организации в Центрально-Азиатском регионе, а также
активизирует ее деятельность", - отметил заместитель директора Центра
стратегических исследований Таджикистана Сайфулло Сафаров. По мнению политолога,
возвращение Узбекистана в ОДКБ также укрепит таджикско-российское
сотрудничество, а в перспективе улучшатся и таджикско-узбекские отношения.
"Организация Договора о коллективной безопасности
становится важным военно-политическим образованием, с которым будут считаться
другие государства и геополитические центры. ОДКБ на сегодняшний день объединяет
важные страны на постсоветском пространстве. ОДКБ становится мощным игроком на
военно-политической арене", - заявил помощник президента Республики Беларусь
Валентин Рыбаков.
"ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРУКТУРА"
Теперь о том, для чего самому Узбекистану потребовалось
возвращение в ОДКБ. Совершенно очевидно, что, подписав Протокол, президент Ислам
Каримов дал понять, что не намерен менять новый вектор своей политики,
ориентированный на Москву. Это подтверждают и кадровые перестановки в
правительстве республики. В конце прошлого года, напомним, поста министра
обороны лишился Кадыр Гулямов, который военную политику государства ориентировал
прежде всего на партнерские отношения с США и другими странами, входящими в
НАТО. Именно при его активном участии на авиабазе Ханабад комфортно и
практически бесплатно квартировались американские военные. А недавно в Ташкенте
появился и новый глава внешеполитического ведомства: на смену Эльеру Ганиеву,
также ориентировавшемуся на Запад, пришел Владимир Норов.
Сам Ислам Каримов объяснил свою новую политику так: "ОДКБ
- востребованная структура". Свернуть с намеченного пути президента Узбекистана
не смог уговорить и весьма известный переговорщик - заместитель госсекретаря США
Ричард Баучер, побывавший в Ташкенте за неделю до сочинского саммита. Стоит
отметить, что поездка американского дипломата в Узбекистан и Киргизию вызвала
настороженность в российских политических кругах. В Москве опасались, что
заместитель Кондолизы Райс сможет уговорить Ислама Каримова не форсировать
юридическое оформление возвращения в ОДКБ, а остановиться на минском "протоколе
о намерениях".
Но, кроме признания "востребованности" ОДКБ, у политики
Ташкента есть и более весомые аргументы. Например, полноправное нахождение в
рядах коллективной безопасности позволит Ташкенту приобретать вооружение и
военную технику у государств-членов ОДКБ, прежде всего России, по льготным
ценам. А это весьма серьезный аргумент для республики. На территории последней к
моменту распада СССР находились весьма солидные склады Туркестанского военного
округа. Но за прошедшие пятнадцать лет это вооружение поизносилось и устарело. А
на перевооружение собственных сил, точнее средств, не хватает. Даже при том что
сегодня Узбекистан - лидер на постсоветском пространстве по военным расходам -
15% ВВП. В СНГ выше пятипроцентной планки еще никто не поднимался. Да и в прямых
цифрах Ташкент в тройке призеров СНГ - после России и Украины, он первенствует в
Центрально-Азиатском регионе.
Значительные преференции узбекской армии даст и участие в
Соглашении о льготной подготовке военных кадров, действующее в формате ОДКБ.
Заметим, предыдущую определенную настороженность в отношениях с Москвой Ташкент
никогда не распространял на сферу подготовки военных кадров. Только за последние
пять лет в России было подготовлено почти 230 офицеров для узбекской армии, в
том числе около семидесяти получили высшее военное образование в академиях
Минобороны РФ. Понятно, что до сегодняшнего дня за их образование приходилось
платить валютой.
А если приплюсовать к этому совместную деятельность
государств-членов ОДКБ в сфере противодействия терроризму, наркотрафику,
нелегальной миграции и ту же льготную подготовку сотрудников правоохранительных
органов, то легко понять, что система коллективной безопасности для Ташкента
действительно востребована.
ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ
А что получает ОДКБ с вступлением Узбекистана? "Без
Узбекистана создать надежную, действенную систему коллективной безопасности в
Центральной Азии невозможно", - считает генеральный секретарь Организации
Николай Бордюжа. С этой позицией трудно спорить. Кроме того, у каждого
государства-члена Организации и свои виды на отношения с Ташкентом. Для России,
совершенно очевидно, возвращение Узбекистана в "братскую семью" - наглядное
подтверждение выдавливания США из региона и демонстрация своей азиатской
политики, направленной на восстановление российского авторитета и влияния. Для
всех азиатских союзников Москвы вступление Узбекистана в ОДКБ - реальная
возможность урегулировать пограничные вопросы. Сегодня узбекская граница для
Казахстана, Киргизии и Таджикистана - далеко не добрососедская. А у последнего и
вовсе напоминает линию фронта, так как обозначена минными полями. Плюс к этому
каждое из государств хотело бы решить некоторые частные вопросы с Ташкентом. Для
Киргизии это вопрос Ферганской долины и, главное, водных ресурсов. Для
Таджикистана - проблема полковника Худайбердыева, который после неудавшегося
мятежа, по мнению ряда источников, скрывается на узбекской территории.
В военном плане ОДКБ получает достаточно боеспособную
армию, стоящую по уровню значительно выше киргизской и таджикской. Это значит,
что центрально-азиатская группировка войск, о необходимости создания которой в
ОДКБ говорят уже не один месяц, будет держаться не только на российских и
казахстанских штыках. Усилят узбекские военнослужащие и имеющиеся сейчас в
регионе Коллективные силы быстрого развертывания. По словам генерального
секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, Ташкент готов выделить в состав КСБР 2-3 элитных
батальона.
ТАШКЕНТ ПРОСИТ ДОЛЖНОСТЬ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЕНСЕКА
Ждут организационные изменения и структуры ОДКБ. Как
удалость выяснить "ВПК", увеличение их штатов составит порядка десяти человек.
(Сегодня в штате секретариата ОДКБ 40 человек и в Объединенном штабе ОДКБ - 55
человек). Узбекистан претендует на должность заместителя генерального секретаря
ОДКБ и на четыре должности в Объединенном штабе.
Планируются изменения и в финансовой сфере. Как известно,
сегодня бюджет ОДКБ формируется по принципу: половину средств вносит Россия и по
10% каждое другое государство. В связи с увеличением числа государств,
предполагается снижение процентного уровня взносов: Россия - 47,2%, остальные -
по 8,8%. Однако фактический размер взносов не изменится. Просто вырастет бюджет
Организации. И это понятно: возрастет не только "бумагооборот", но и количество
командировок, изменится штатное расписание, потребуются новые служебные
помещения. Можно предвидеть, что новым сотрудникам ОДКБ без работы сидеть не
придется: Минская Декларация о развитии Организации в многофункциональную (с
созданием миротворческого контингента, специальных сил реагирования на
чрезвычайные ситуации природного и техногенного уровня) потребует напряженной
работы.
Пределы дозволенного. Кто станет следующим президентом Узбекистана?
25.08.2006. Деловая неделя, Казахстан
Искандер Аманжол (Ташкент)
"Узбеки - талантливый, трудолюбивый народ, - начинает
беседу местный журналист Алексей Волосевич. - Отличительной чертой их характера,
является терпение, они способны снести то, что не способен перенести ни один
народ в мире. Это свойство их ментальности. Каким бы чрезмерным не показалось
требование властей предержащих, в ответ всегда раздается подобострастное: "Хоп.
Майли. Баджарамиз - Да. Конечно. Будет сделано". По его словам, узбекское
общество всегда жило в тисках прессинга. В прошлом были эмиры, ханы да зинданы,
теперь президент, хокимы, СНБ, МВД и прокуратура. Из-за этого, как считает
Волосевич, "если бы гражданам страны была предоставлена возможность свободного
волеизъявления, то они бы проголосовали за исламских радикалов".
Поиск
преемника
Кто станет следующим президентом Узбекистана? Этот вопрос
волнует многих аналитиков. Станет ли преемник Ислама Каримова осуществлять
политику общегражданского диалога, а с ней и взращивать светскую оппозицию, или
сохранит авторитарный стиль правления? Поймет ли он, что в складывающейся
обстановке наличие оппозиции - благо, что она союзник. В противном случае, он
может преподнести свою страну на блюдечке с голубой каемочкой радикально
настроенным элементам. Складывается впечатление, что нынешний режим уязвим,
вспыхнут события, подобные андижанским, в четырех - пяти регионах одновременно,
и он будет повержен. Для этого достаточно скоординировать действия. Эту
обеспокоенность разделяют и российские политологи. Ясно одно, с таким
наследством преемнику Каримова не позавидуешь. Власти понимают это. Проехав по
одной из центральных магистралей Ташкента около четырех километров, насчитал
двадцать семь милиционеров. Они наблюдают не только за порядком, находясь в
пределах видимости, надзирают друг за другом. Чуть что не так, донесут
начальству. Вся страна опутана доносчиками.
И все равно недовольство общества проскальзывает. Таксист
говорит, что его дочь закончила медучилище. Он попытался ее трудоустроить, но за
место санитарки с окладом 34 тысячи сумов (соотношение тенге к узбекскому суму
1:10) с него потребовали взятку в 100 долларов. Посчитав ежедневные расходы на
транспорт и питание, он решил: пусть дочка сидит дома.
Наибольшие опасения Волосевича вызывает сельская
глубинка. 66% населения страны живут в сельской местности. Внедрение новых
методов хозяйствования будет способствовать перемещению его в города. Мировая
практика показала, что для того чтобы прокормить страну, достаточно 5-6%
сельского населения. В результате ширкатные - коллективные крестьянские
хозяйства, главные на сегодня производители сельскохозяйственной продукции,
начнут разоряться. В стране высокая рождаемость, по мнению некоторых экспертов,
на рынке труда ежегодно появляется до полумиллиона новых рук. Темпы
индустриализации, а вернее, спад производства не позволяют обеспечить всех
рабочими местами. Ситуацию усугубляют новации в сфере образования, действующие с
прошлого года. Так, по словам местных жителей, в соответствии с указом министра
образования на многомиллионный Ташкент теперь приходится только двадцать
общеобразовательных школ, где ученики смогут получить полноценное среднее
образование. Ученики остальных школ после восьмого класса должны поступать в
колледжи, где размер подношения, гарантирующий поступление, составляет триста
долларов. Для рядовой узбекской семьи это гигантская сумма. Учащихся заставляют
забирать документы, но за неделю до наступления нового учебного года их
родителям звонят и предлагают продолжить образование. Правда, за это придется
выложить сто долларов. Падает не только качество жизни, но и стандарты качества
будущего члена общества.
По мнению Волосевича, будущего преемника Каримова
невозможно "просчитать" заранее. Чаще всего эксперты называют премьер-министра
Шавката Мирзияева и министра макроэкономики Рустама Азимова, но они не
пользуются популярностью в народе, поэтому насколько эти прогнозы оправданны, не
известно. Что касается остальных, то, по словам моего коллеги, "они пользуются
влиянием настолько, насколько Ислам Каримов наделяет их этим влиянием". Он не
позволяет им засиживаться на местах, тем, кто способен стать самостоятельной
фигурой и периодически удаляет таких с административного ландшафта. При этом
Волосевич отмечает, что меняются и узбекские кланы. Становится все труднее
определить клановую принадлежность того или иного политика. В целях
самосохранения они породнились. Понимают, что без взаимной поддержки они
обречены. Такую точку зрения я слышал неоднократно. В нынешних условиях любой
представитель элиты уязвим. Это наглядно показали судебные процессы над видным
членом ташкентского клана, бывшим министром обороны Узбекистана Кадыром
Гулямовым и главой самаркандского клана бывшим вице-премьером Исмаилом
Джурабековым. Впрочем, в обоих случаях суд ограничился условным наказанием. Но
это пока, тем временем в Ташкенте муссируются слухи о том, что Джурабеков бежал
в Россию.
По состоянию здоровья ушел в отставку глава МВД Закир
Алматов, его кресло занял бывший зампредседателя СНБ, бывший посол Узбекистана в
Пакистане Анвар Салихбаев. Примечательная деталь: орден "За выдающиеся заслуги"
Алматову вручал его ташкентский недоброжелатель - премьер-министр Мирзияев. По
оценкам экспертов, это показатель усиления позиций столичного клана, и они видят
в этом нарушение равновесия.
Надежды на
экономику
Нет нужды иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что
новым президентом, скорее всего, станет кто-то из клановой элиты,
сосредоточившей в своих руках как политические, так и финансовые рычаги. Кто
конкретно - неизвестно. Часть аналитиков склонна считать, что преемником может
быть Гульнара Каримова, дочь президента и председатель попечительского совета
благотворительного фонда "Мехр нури - Лучи нежности". Светская хроника постоянно
пишет о ее хобби, дизайне ювелирных украшений, а телеканалы страны начали
трансляцию ее музыкального видеоклипа.
Волосевич говорит об узбекской прессе: "Вечерний Ташкент"
сообщает об анализе результатов в социально-экономическом развитии столицы. В
ходе доклада городской хоким Абдукаххар Тухтаев "вкратце проинформировал о...
макроэкономической и финансовой стабильности", делая основной акцент на
"критическом анализе отдельных сфер и отраслей экономики". По его словам, "не
все хозяйствующие субъекты, снизившие темпы производства, на должном уровне
осуществляют меры по стабилизации своей деятельности, что, безусловно,
отрицательно сказывается на общих экономических показателях, в том числе и по
всей стране". Со ссылкой на министра экономики Батыра Ходжаева автор пишет: "На
сегодняшний день снизили темпы производства более 80 предприятий, из них 25
являются столичными". Как значительное достижение расценивается уменьшение
"суммы снижения объема производства с 60,1 до 14,3 млрд. сумов". В числе
отстающих завод "Узкабель", выпустивший продукцию на 2 млрд. сумов. Наибольшее
падение производства приходится на "Хобас - ТАПО" (авиазавод). Это флагманы
узбекской индустрии. Фоторепортаж на страницах той же газеты: рядом с
просветленными лицами передовиков производства Бектемировского района столицы,
фотография юноши, бьющего по мячу клюшкой для гольфа. Тоже, наверное, ударник
труда.
Что касается "хозяйствующих субъектов" среднего и малого
калибра, то они, скорее, объекты, стонущие от беспрестанного паломничества
разного рода инспекций. "И всем дай, дай, дай, им нет конца и края", - говорят
местные предприниматели. Они знают, что казахстанские бизнесмены намереваются
выкупить цементный завод, осведомлены о предстоящем открытии узбекского
представительства Банка развития Казахстана. Ощущают усиливающуюся активность
российских и китайских энергетических компаний. И это их радует. Они считают,
что в своей деятельности инвесторы будут руководствоваться только буквой закона,
а не сложившимися традициями и обычаями. "Тогда мы сможем апеллировать к
надзорным органам, почему им (инвесторам) можно работать строго в рамках
законодательства, а нам нельзя", - высказывают они несколько наивную надежду.
Кстати, по оценкам экспертов, законотворческий процесс в Узбекистане идет
хорошо, и принимаемые законы и акты во всем соответствуют мировым
стандартам.
Светская
оппозиция
Принят ряд президентских постановлений и указов, согласно
которым предпринимателям предоставляется право сдавать финансовую отчетность не
ежемесячно, как было ранее, а раз в квартал. Несмотря на заботу, появляются
симптомы того, что крупный бизнес уже не желает считаться с должностным рэкетом
и выходит из повиновения. Свидетельством тому создание не зарегистрированной
организации "Саркуеш Узбекистон - Солнечный Узбекистан". Девизом этого
объединения стали слова: "Так жить нельзя!". Партия "Озод дехконлар - Свободные
крестьяне", одним из ее идеологов является Бабур Маликов - бывший посол
Узбекистана в США, которому было предоставлено политическое убежище, объявила о
создании "Солнечной коалиции". Цель: борьба за демократию и социальный прогресс
в республике. Ее представители были намерены предложить для обсуждения
правительству свою концепцию кардинальных экономических реформ.
Однако лидер оппозиционеров Санжар Умаров, по словам
Волосевича, талантливый бизнесмен, способный "превратить все, к чему
прикоснется, в золото", уже попал "в оборот". По образованию он
инженер-электрик, кандидат наук, основатель компании мобильной связи
"Уздунробита", которой по некоторым данным сейчас владеет вышеупомянутый
председатель благотворительного фонда, он привлекал американские инвестиции в
газовый и нефтяной сектор индустрии, строил предприятие по производству
сжиженного газа. В его империю входили СП "УзбекНефтеТранс", ДП "ОйлГазАвто",
ООО "Халкаро Алока - Международная Связь", "ЦАСК Ойл Дивижн",
"Центральноазиатская семенная компания" и т.д. В сентябре прошлого года олигарх
совершил недельный визит в США, в ходе которого имел встречи с
высокопоставленными членами правительства, конгресса и госдепартамента. Вел
переговоры в МВФ и Всемирном банке. 18 октября коалиция обнародовала открытое
письмо, адресованное к узбекским сенаторам и парламентариям: "Мы полагаем, что
руководство страны в лице президента Каримова и его аппарата относятся к
оппозиции огульно, без дифференциации этих сил по критериям их политических и
социально-экономических программ". 22 октября Умаров пропал без вести, позднее
его обнаружат в СИЗО ГУВД Ташкента. Прокуратура выписала ордер на его арест по
обвинению в хищении в крупных размерах.
Позднее была задержана координатор коалиции Надира
Хидоятова, тоже удачливая в прошлом бизнесвумен. Причина - та же. Ее
родственникам было предложено восполнить ущерб, понесенный Узбекистаном в
результате ее "неправомерной экономической деятельности", оцененный в сто тысяч
долларов. Впрочем, приговор ей был смягчен.
Как бы то ни было, сегодня в Узбекистане фактически нет
политической оппозиции, реально оппонирующей власти. Чем это чревато для нашего
соседа? Тем, что единственной политической силой, в способность которой что-то
изменить будут верить в народе, станут подпольные религиозные круги.
|