Узбекистан вернулся в ОДКБ
23 - 29 августа 2006. Военно-промышленный курьер
Сергей Михайлов
Каримов
подтвердил, что не намерен менять политику, ориентированную на
Москву
Владимир Путин в очередной раз доказал, что искусство
дипломатии - достигать возможного при невозможном - существует. Для этого,
оказалось, достаточно снять галстуки. То есть объявить встречу неформальной, что
и произошло в Сочи, куда съехались главы союзных России государств из СНГ. И
тогда уже никого не удивляет, что на саммите, заявленном как ЕврАзЭС,
рассматриваются вопросы пусть на 95% аналогичной по составу, но все же другой
организации - ОДКБ. И тут же приезжает премьер-министр Украины - государства, не
входящего ни в одну из названных структур, с которым "случайно" встречаются
президенты. Впрочем, сегодня эти политические нюансы уже мало кого интересуют.
Главное внимание - итогам встречи. А они явно не формальны. В
военно-политической сфере наиболее значимо, безусловно, подписание Протокола о
восстановлении членства Республики Узбекистан в Организации Договора о
коллективной безопасности.
Напомним, это уже второе официальное возвращение
Узбекистана в "братскую семью" Организации Договора о коллективной безопасности.
Первое состоялось почти 60 дней тому назад в Минске. Именно там, на саммите
ОДКБ, главы государств-союзников подписали решение "о восстановлении членства
Республики Узбекистан в Организации Договора о коллективной безопасности". О
том, что "восстановить членство" в Организации, в которую Ташкент никогда не
входил (ОДКБ создана в 2002 г., а в сентябре 2003 г. была завершена ратификация
основополагающих документов новой структуры), юридически невозможно, тогда,
похоже, никто не думал. Главным было политическое решение. Поэтому и решено было
провести процедуру повторного оформления отношений.
Подписанный в Сочи Протокол, как пояснили нам в
секретариате ОДКБ, предполагает начало именно юридической процедуры.
Документ предусматривает, что Республика Узбекистан
принимает на себя все права и обязательства, вытекающие из членства в ОДКБ, и
присоединяется к международным договорам и решениям, принятым в рамках
Организации. Отметим, что таких договоров и решений очень много - только их
список занимает почти десять страниц. Это, в частности, Протокол о продлении
Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. (тот самый, который
Ташкент не подписал в апреле 1999 г.), основополагающие документы ОДКБ - Устав и
Соглашение о правовом статусе Организации. Непосредственно в военной сфере - это
соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной
безопасности; об основных принципах военно-технического сотрудничества; об
оперативном оборудовании территории, совместном использовании объектов
инфраструктуры; о подготовке военных кадров: И еще порядка семидесяти
документов. И все они требует ратификации.
ПОВТОРНЫЙ БРАК
По информации из секретариата ОДКБ, на процедуру
правового оформления "возвращения блудного Узбекистана" Ташкенту выделили
полтора года: до 1 января 2008 г. Впрочем, и до истечения этого срока будет
считаться, что Узбекистан обязан исполнять все вышеназванные договоры и
соглашения, так как они являются "неотъемлемой частью" вышеназванного Протокола,
который, хотя и подлежит ратификации в Ташкенте, но "применяется с даты
подписания". А сам факт подписания Протокола эксперты государств-членов ОДКБ
признали значимым и положительным. "Возобновление членства Узбекистана в ОДКБ
усилит роль этой организации в Центрально-Азиатском регионе, а также
активизирует ее деятельность", - отметил заместитель директора Центра
стратегических исследований Таджикистана Сайфулло Сафаров. По мнению политолога,
возвращение Узбекистана в ОДКБ также укрепит таджикско-российское
сотрудничество, а в перспективе улучшатся и таджикско-узбекские отношения.
"Организация Договора о коллективной безопасности
становится важным военно-политическим образованием, с которым будут считаться
другие государства и геополитические центры. ОДКБ на сегодняшний день объединяет
важные страны на постсоветском пространстве. ОДКБ становится мощным игроком на
военно-политической арене", - заявил помощник президента Республики Беларусь
Валентин Рыбаков.
"ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРУКТУРА"
Теперь о том, для чего самому Узбекистану потребовалось
возвращение в ОДКБ. Совершенно очевидно, что, подписав Протокол, президент Ислам
Каримов дал понять, что не намерен менять новый вектор своей политики,
ориентированный на Москву. Это подтверждают и кадровые перестановки в
правительстве республики. В конце прошлого года, напомним, поста министра
обороны лишился Кадыр Гулямов, который военную политику государства ориентировал
прежде всего на партнерские отношения с США и другими странами, входящими в
НАТО. Именно при его активном участии на авиабазе Ханабад комфортно и
практически бесплатно квартировались американские военные. А недавно в Ташкенте
появился и новый глава внешеполитического ведомства: на смену Эльеру Ганиеву,
также ориентировавшемуся на Запад, пришел Владимир Норов.
Сам Ислам Каримов объяснил свою новую политику так: "ОДКБ
- востребованная структура". Свернуть с намеченного пути президента Узбекистана
не смог уговорить и весьма известный переговорщик - заместитель госсекретаря США
Ричард Баучер, побывавший в Ташкенте за неделю до сочинского саммита. Стоит
отметить, что поездка американского дипломата в Узбекистан и Киргизию вызвала
настороженность в российских политических кругах. В Москве опасались, что
заместитель Кондолизы Райс сможет уговорить Ислама Каримова не форсировать
юридическое оформление возвращения в ОДКБ, а остановиться на минском "протоколе
о намерениях".
Но, кроме признания "востребованности" ОДКБ, у политики
Ташкента есть и более весомые аргументы. Например, полноправное нахождение в
рядах коллективной безопасности позволит Ташкенту приобретать вооружение и
военную технику у государств-членов ОДКБ, прежде всего России, по льготным
ценам. А это весьма серьезный аргумент для республики. На территории последней к
моменту распада СССР находились весьма солидные склады Туркестанского военного
округа. Но за прошедшие пятнадцать лет это вооружение поизносилось и устарело. А
на перевооружение собственных сил, точнее средств, не хватает. Даже при том что
сегодня Узбекистан - лидер на постсоветском пространстве по военным расходам -
15% ВВП. В СНГ выше пятипроцентной планки еще никто не поднимался. Да и в прямых
цифрах Ташкент в тройке призеров СНГ - после России и Украины, он первенствует в
Центрально-Азиатском регионе.
Значительные преференции узбекской армии даст и участие в
Соглашении о льготной подготовке военных кадров, действующее в формате ОДКБ.
Заметим, предыдущую определенную настороженность в отношениях с Москвой Ташкент
никогда не распространял на сферу подготовки военных кадров. Только за последние
пять лет в России было подготовлено почти 230 офицеров для узбекской армии, в
том числе около семидесяти получили высшее военное образование в академиях
Минобороны РФ. Понятно, что до сегодняшнего дня за их образование приходилось
платить валютой.
А если приплюсовать к этому совместную деятельность
государств-членов ОДКБ в сфере противодействия терроризму, наркотрафику,
нелегальной миграции и ту же льготную подготовку сотрудников правоохранительных
органов, то легко понять, что система коллективной безопасности для Ташкента
действительно востребована.
ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ
А что получает ОДКБ с вступлением Узбекистана? "Без
Узбекистана создать надежную, действенную систему коллективной безопасности в
Центральной Азии невозможно", - считает генеральный секретарь Организации
Николай Бордюжа. С этой позицией трудно спорить. Кроме того, у каждого
государства-члена Организации и свои виды на отношения с Ташкентом. Для России,
совершенно очевидно, возвращение Узбекистана в "братскую семью" - наглядное
подтверждение выдавливания США из региона и демонстрация своей азиатской
политики, направленной на восстановление российского авторитета и влияния. Для
всех азиатских союзников Москвы вступление Узбекистана в ОДКБ - реальная
возможность урегулировать пограничные вопросы. Сегодня узбекская граница для
Казахстана, Киргизии и Таджикистана - далеко не добрососедская. А у последнего и
вовсе напоминает линию фронта, так как обозначена минными полями. Плюс к этому
каждое из государств хотело бы решить некоторые частные вопросы с Ташкентом. Для
Киргизии это вопрос Ферганской долины и, главное, водных ресурсов. Для
Таджикистана - проблема полковника Худайбердыева, который после неудавшегося
мятежа, по мнению ряда источников, скрывается на узбекской территории.
В военном плане ОДКБ получает достаточно боеспособную
армию, стоящую по уровню значительно выше киргизской и таджикской. Это значит,
что центрально-азиатская группировка войск, о необходимости создания которой в
ОДКБ говорят уже не один месяц, будет держаться не только на российских и
казахстанских штыках. Усилят узбекские военнослужащие и имеющиеся сейчас в
регионе Коллективные силы быстрого развертывания. По словам генерального
секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, Ташкент готов выделить в состав КСБР 2-3 элитных
батальона.
ТАШКЕНТ ПРОСИТ ДОЛЖНОСТЬ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЕНСЕКА
Ждут организационные изменения и структуры ОДКБ. Как
удалость выяснить "ВПК", увеличение их штатов составит порядка десяти человек.
(Сегодня в штате секретариата ОДКБ 40 человек и в Объединенном штабе ОДКБ - 55
человек). Узбекистан претендует на должность заместителя генерального секретаря
ОДКБ и на четыре должности в Объединенном штабе.
Планируются изменения и в финансовой сфере. Как известно,
сегодня бюджет ОДКБ формируется по принципу: половину средств вносит Россия и по
10% каждое другое государство. В связи с увеличением числа государств,
предполагается снижение процентного уровня взносов: Россия - 47,2%, остальные -
по 8,8%. Однако фактический размер взносов не изменится. Просто вырастет бюджет
Организации. И это понятно: возрастет не только "бумагооборот", но и количество
командировок, изменится штатное расписание, потребуются новые служебные
помещения. Можно предвидеть, что новым сотрудникам ОДКБ без работы сидеть не
придется: Минская Декларация о развитии Организации в многофункциональную (с
созданием миротворческого контингента, специальных сил реагирования на
чрезвычайные ситуации природного и техногенного уровня) потребует напряженной
работы.
|