Безразличие порождает чудовищ!
Виктор Михайлов
В начале 90-х годов в системе образования Республики
Казахстан по рекомендации специалистов Всемирного банка была осуществлена
«оптимизация» сети сельских школ. Проще говоря, были закрыты около 400 школ и
70% дошкольных учреждений страны. Оптимизация сети сельских школ самым серьезным
образом сказалась на всех сферах жизнедеятельности в республике. Республика
оказалась в ситуации, когда 792 населенных пункта остались без школ: они
располагались на расстоянии более трех километров до ближайшей школы. Многие
дети были лишены возможности учиться. В стране начались массовая миграция из
сельских населенных пунктов. Родители, заинтересованные
в том, чтобы дети получили образование, потянулись в поселки и города. С карты
республики начали исчезать поселения. Сельское хозяйство оказалось в жесточайшем
кризисе: количество работников на селе стало неуклонно сокращаться. Ситуация
осложнялась еще и тем, что качество образования в оставшихся сельских школах
стало снижаться по причине отсутствия финансирования, достаточного для их
развития.
Под видом оптимизации в середине
90-х годов в Казахстане были закрыты около ? школ с русским языком
обучения.
Официальные власти, и, прежде всего, Президент РК,
в своих выступлениях осудили так называемую «оптимизацию». И казалось, что
сокращение русских школ в Казахстане прекратится. Но вот, судя по
заявлению Алма – Атинского городского филиала РСД «Лад» и ряда других
общественных объединений, от 10 августа 2006 года, в селе Тургень, Алма -
Атинской области власти намерены закрыть единственную в селе школу с
русским языком обучения. И начинать собираются с увольнения директора
школы Коробовой Л.А., которая активно сопротивляется такому
«преобразованию». Её поддерживает подавляющая часть преподавателей и родителей.
И не только потому, что средняя школа имени М.В. Ломоносова
села Тургень, открытая в 1900 году, уже более века служит примером и
историческим памятником того, как воспитательная и
просветительско-образовательная работа может объединять государства и народы, а
и потому что школу с русским языком обучения хотят преобразовать в школу с
казахским языком обучения. При этом не учитывается национальный состав
населения и, то что государственное учреждение «средняя школа имени
М.В.Ломоносова» - некоммерческая организация» обладающая статусом юридического
лица, является основном звеном системы непрерывного образования и представляет всем гражданам, проживающим на территории
с.Тургень, гарантированное государственное право и возможность получения
бесплатного среднего образования. За время своей работы школа подготовила и
воспитала почти 10000 выпускников - здоровых, полноценно
образованных членов общества.
СВЕДЕНИЯ О
НАЦИОНАЛЬНОМ СОСТАВЕ УЧАЩИХСЯ школы им.М.В. Ломоносова села Тургень
Учащиеся в школе |
Всего |
из них
девочек |
1-4 классы |
5-9 классы |
10-11 (12) классы |
Обучаются на
русском языке |
Всего |
699 |
337 |
204 |
341 |
154 |
699 |
в том числе по национальностям: |
|
|
|
|
|
|
казахи |
72 |
37 |
18 |
45 |
9 |
72 |
русские |
387 |
195 |
102 |
179 |
106 |
387 |
турки |
58 |
24 |
29 |
23 |
6 |
58 |
азербайджанцы |
63 |
23 |
17 |
37 |
9 |
63 |
уйгуры |
16 |
7 |
6 |
8 |
2 |
16 |
чеченцы |
16 |
5 |
6 |
8 |
2 |
16 |
немцы |
26 |
14 |
8 |
11 |
7 |
26 |
украинцы |
6 |
3 |
2 |
2 |
2 |
6 |
татары |
5 |
4 |
3 |
1 |
1 |
5 |
белорусы |
5 |
2 |
2 |
3 |
|
5 |
киргизы |
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
узбеки |
2 |
|
2 |
|
|
2 |
курды |
27 |
15 |
4 |
15 |
8 |
27 |
поляки |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
греки |
8 |
4 |
4 |
4 |
|
8 |
эвенки |
1 |
|
|
1 |
|
1 |
марийцы |
1 |
|
|
1 |
|
1 |
молдаване |
2 |
1 |
|
2 |
|
2 |
Как видно, качество воспитания и образования школы
устраивало и до сих пор устраивает все этнические общины села. Это качество
поддерживает многонациональный педагогический коллектив: в школе работают
тринадцать казахов, тридцать семь русских, два грека, один украинец, один
татарин и один турок, а русский язык исправно служит языком межнационального
общения при решении всех задач школы. При этом казахский язык преподается в
школе соответствии с программой, а преподавателей казахского языка в школе даже
вдвое больше, чем преподавателей русского языка и литературы. Таким образом,
школа является фактом и опытом более чем векового сотрудничества многих
этнических общин в сфере просвещения, образования и поощрения к научному
познанию.
Школе в1952 году присвоено имя М.В. Ломоносова, в ней
созданы и работают:
Филиал Малой Академии наук Республики Казахста; Малая
Ассамблея народов Казахстана; Научное общество учащихся «Ломоносовец»; Центр
молодежного движения «Ак желкен»; Летний туристско-экологический лагерь
«Ломоносовец». Школа является опытно - экспериментальной площадкой АОИГТРК и
членом Казахстанской Ассоциации учителей русских школ (КАУРШ).
Сто лет коллектив школы в преемственности нескольких
поколений учителей, родителей и учащихся вырабатывали стиль, традиции,
технологии качественного образования. Таким образом, учителя школы, родители
учеников, бывшие учащиеся стали фактическим коллективным создателем и хранителем
результата, «стоившего» десятки тысяч человеко-лет тяжелой, творческой работы.
Сегодня в школе имеется 34 предметных кабинета, 1 компьютерный класс,
лингофонный кабинет, спортивный зал, столовая, актовый зал, музей казахской и
славянской культуры, медицинский кабинет. Но учредителем школы, как
государственного учреждения, собственником её имущества, по законам РК, является
Акимат Алматинской области. И, к сожалению, он определяет будущее школы.
Власти, очевидно, не могут понять, что вековой опыт, труд и достижение
коллектива средней школы им. М.В.Ломоносова и жителей села Тургень уникальны,
ценны и достойны уважения.
В заключение «Заявления» говорится: «Мы надеемся, что
Акимат Алматинской области поймёт, что вековой опыт и труд коллектива школы им.
М.Ломоносова - пример стабильности и межнационального согласия, пример выходящий
далеко за рамки Республики Казахстан. Что для сохранения и развития этого
наследия надо ориентироваться на мнение и опыт фактических создателей,
хранителей и носителей технологии этого наследия: на преподавательский коллектив
школы, на родителей учеников этой школы, на самих учеников этой школы... .
… И если власти РК, действительно, хотят межнационального
мира, развития культуры и наукоемкой инновационной экономики, то должны
сохранить Тургеньскую школу, защитить её от ненужных трансформаций, реформ,
видоизменений. А новые, подобные ей ( на казахском языке, в другом регионе, для
будущих инженеров, и т.д.) создавать отдельно, не меняя эталонного образца, не
вмешиваясь в его образовательный процесс и сложившийся опыт».
А нам, в заключении, хотелось бы задать вопрос
авторам «Заявления»: «А что же население села Тургень и его русскоговорящее
большинство? Неужели они согласятся со столь варварским решением? Или им
безразлично будущее их детей?».
|