Киев и Тирасполь создали аналог «РОСУКРЭНЕРГО»
07.09.2006. Время
(Кишинев)
Дмитрий Каврук
Ситуация с железной дорогой на северном направлении за
сутки была нормализована. Такова оценка результатов переговоров в Киеве министра
транспорта и железнодорожного сообщения Мирона Гагауза. На пресс-конференции он
заявил, что «железнодорожное движение из и в Молдову через Украину в Россию и
Белоруссию полностью восстановлено». Однако Гагауз сразу же опроверг свои
собственные слова, добавив, что договориться удалось лишь о пассажирских рейсах,
в то время как главный источник доходов (более 4 миллионов леев в день) -
перевозка грузов полностью заблокирована. Свидетельство тому - около тысячи
грузовых вагонов, которые скопились в районе пропуска Сокиряны на
молдавско-украинской границе.
На этой же пресс-конференции стало понятно, что главное
требование украинских коллег – «переключение» транзита через Приднестровье – по
ветке Кучурганы – Бендеры. Это подтвердила и пресс-служба «Укрзализныци»,
распространившая заявление, согласно которому «Укрзализныца» вынуждена была
закрыть по нему пропуск поездов и потребовала от Молдавской железной дороги в
кратчайший срок рассмотреть вопрос о возобновлении движения поездов через
Кучурганы - Тирасполь - Бендеры.
Пресс-служба процитировала слова главы Государственной
администрации железных дорог Украины Владимира Козака: «Существовала
договоренность, что Молдавия разрешит в течение полугода все политические
разногласия и перейдет к выполнению графика движения поездов, который был
согласован и утвержден между Украиной и Молдавией. Срок в полгода мы считаем
достаточным для того, чтобы решить все проблемы». Вероятно, Козак, как и его
российский однофамилец, считает себя большим экспертом по Приднестровью. Жаль,
что Киев не назначил его представителем в переговорах со стороны Украины –
возможно, тогда бы он и урегулировал все вопросы за указанный им в качестве
достаточного срок. А Молдова, естественно, за полгода «не управилась».
В связи с этим железнодорожный мост и участок Ларга -
Кельменец на севере «внезапно» и в одну неделю пришли в состояние негодности.
Впрочем, также быстро – в течение суток – один из них снова заработал, правда,
на этот раз только для пассажирских поездов. Видимо, длинные составы по 18-20
вагонов, идущие на Москву и Петербург, не могут причинить вреда хлипкой
одноколейке, построенной еще в 1894 году. Впрочем, это не удивительно, ведь
использовать ветку, идущую через Приднестровье, украинцы настоятельно
рекомендуют только для грузовых транзитных перевозок.
Также внезапно, как и аварийное состояние обоих узлов на
северных рубежах Молдовы и Украины, в Тирасполе регистрируется частная компания,
принадлежащая заместителю председателя высшего совета приднестровской партии
«Республика» Юрию Сухову. Эта компания претендует на оплату за транзит и пропуск
грузов через территорию приднестровского региона. Сама партия тоже была создана
не ранее, как в прошлом месяце, поменяв свой статус общественного движения на
политическое. Сегодня «Республика» имеет почти половину мест в приднестровском
Верховном Совете, а теперь она активно готовится к декабрьским выборам
президента. Так, Сухов недавно заявил, что в дальнейших планах «Республики» -
развитие своего присутствия в информационном поле Приднестровья. Причем
мелочиться никто не собирается. Планируется создать ни много, ни мало
собственное телевидение, радио и печатную прессу. А мероприятие это весьма
дорогостоящее.
Видимо, поэтому «Республика» смогла договориться с
Януковичем, чиновники которого настаивают на передаче всего грузового транзита в
подчинение Сухову. Кстати говоря, до того, как главный «регионал» возглавил
украинское правительство, «Республика» жестко критиковала действия Киева. Тот же
Сухов заявлял, что «позиция властей Украины не совпадает с мнением народа
Украины». Теперь это мнение стало совпадать не только с волей украинского
народа, но и с интересами вполне официального Тирасполя.
После киевских консультаций по урегулированию движения
украинские железнодорожные чиновники прямы в своих формулировках: «Надеюсь, мы
сможем найти компромисс и решить вопрос движения поездов через Кучурганы», -
заявил генеральный директор «Укрзализныци» Владимир Козак. Он заверил, что его
ведомство «готово на любые условия молдавской стороны, чтобы обеспечить движение
поездов через Кучурганы».
По-видимому, молдавскую делегацию удалось склонить к
такому открыто противоречащему интересам Кишинева решению. По словам Мирона
Гагауза, «принято решение рассмотреть временную возможность их отправки через
станцию Кучурганы, расположенную в Приднестровье». Впрочем, как известно, нет
ничего более постоянного, чем временное. Гагауз добавил, что «таким же способом
можно осуществлять транзит и далее, но при условии, что украинская сторона
договорится каким-то образом с так называемыми приднестровскими властями».
Мирон Ульянович может не сомневаться: уже
договорились.
|