КИРГИЗИЯ
Заговоренные властью
16.09.2006. Литер
(Казхахстан)
Александр Князев (Бишкек)
Попытка
оппозиции разыграть "героиновый скандал" чревата катастрофой
Скандал с задержанием в Варшаве экс-спикера парламента и
одного из лидеров кыргызской оппозиции Омурбека Текебаева, по сути, является
попыткой дестабилизировать политическую ситуацию в республике и создать еще один
прецедент нелегитимной смены высшей власти.
Реакция общественности последовала незамедлительно:
экстренные заседания парламента, выступления оппозиционного движения "За
реформы", сбор подписей в поддержку депутата, перекрытие дорог на юге республики
сторонниками арестованного, реакция посла ОБСЕ в Кыргызстане, комментарии
сторонников... Дружный хор оппозиционных политиков, представителей НПО и СМИ,
группирующихся вокруг посольства США, однозначно заклеймил – не удосужившись
задуматься о правовой стороне дела – действующую власть и спецслужбы, обвинив в
попытке дискредитировать таким образом "здоровые демократические силы".
Напомню: в ходе проведенного депутатами расследования
выяснилось, что на протяжении 14 минут багаж Текебаева, в котором и был затем
обнаружен злополучный героин, находился перед вылетом из Бишкека вне зоны
контроля камер видеонаблюдения. Единственным аргументом обвинителей действующей
власти сейчас являются признательные показания вице-президента акционерного
общества "Международный аэропорт "Манас" Надыра Мамырова о том, что героин был
подложен в сумку Текебаева им и что ему это было поручено Женишбеком Бакиевым,
заместителем председателя Службы национальной безопасности КР и родным братом
президента республики. Аргумент слабый, а история темная: сначала исчез оригинал
объяснительной записки Мамырова, потом сам Мамыров, затем Мамыров объявился, но
начал отказываться от своих показаний… Женишбек Бакиев вместе со своим шефом,
председателем СНБ, подал в отставку, а потом провел пресс-конференцию, где
заявил о своей непричастности…
В этом контексте есть резон вспомнить общую историю. В
советское время Запад критиковал нашу судебную систему как раз за то, что
признательные показания в СССР являлись достаточным основанием для вынесения
обвинения. И был абсолютно в своей критике прав. Во-первых, у человека могут
быть самые разные мотивы для дачи признательных показаний. Этим пользовались,
например, следователи МВД, когда уговаривали подследственных брать на себя вину
за нераскрытые преступления, так называемые "висяки", в качестве вознаграждения
предъявляя суду набор смягчающих обстоятельств, к примеру – сотрудничество со
следствием.
К чести кыргызских властей, они стремительно предприняли
все меры по освобождению Омурбека Текебаева. Польские спецслужбы даже извинились
перед ним, выпуская из камеры предварительного заключения. Освобождая, не имея
на то, по существу, никаких оснований: героин есть героин. Польскими
правоохранительными органами Текебаеву было предъявлено обвинение в нелегальном
ввозе наркотиков. Наказание за такое преступление в Польше предусматривает пять
лет тюрьмы.
Кстати, тема наркотиков уже имела место в политической
биографии Омурбека Текебаева. 3 декабря 1996 года в Джалал-Абаде с 8,5 кг опия
был задержан Асылбек Текебаев, родной брат тогдашнего депутата Законодательного
собрания жогорку кенеша, капитан, офицер контрразведки Министерства обороны.
Предпринимая меры по восстановлению в должности своего брата, депутат Омурбек
Текебаев сделал тогда отчаянные попытки преподнести данное происшествие как
некий заговор власти против несговорчивого оппозиционного народного избранника,
заявляя: "Доведу до гражданской войны, но брата вытащу". Президент Аскар Акаев
получил тогда по поводу неправомерных действий депутата Омурбека Текебаева
официальное обращение, подписанное 106 сотрудниками УВД Джалал-Абадской
области...
В нынешней ситуации кыргызская оппозиция пошла по пути
советского правосудия. Заодно с самой первой минуты предельно политизировав
произошедшее. 12 сентября депутатами от оппозиции в парламент был представлен
проект постановления, в котором требования к президенту и правительству были
сформулированы по полной, так сказать, программе. Среди этих требований не
просто признание незаконности политического тандема президента Курманбека
Бакиева и премьер-министра Феликса Кулова. Главный пункт этого проекта –
требование отставки и президента, и премьера. Помимо этого, в проекте
постановления содержалось требование отставки всего правительства и создания
"правительства народного доверия (коалиционного правительства)". Депутаты
требовали отзыва из посольств в Германии и Китае работающих там братьев
президента, расследования обстоятельств приобретения имущества, принадлежащего
сыну президента Кыргызстана Максиму Бакиеву. Они настаивали также на возбуждении
уголовных дел в отношении всего руководства СНБ, МВД, Агентства по контролю
наркотиков, президента и вице-президента ОАО "Международный аэропорт "Манас". В
случае невыполнения условий постановления предлагалось объявить 15 сентября Днем
акции гражданского неповиновения.
12 сентября шли прения, 13 сентября в парламенте был
выходной день, а уже 14 сентября в парламенте появился сам Курманбек Бакиев.
Понятно, что время работало на президента. С одной стороны, радикальность
требований оппозиционных депутатов изначально была неприемлема для значительной
части их коллег в парламенте. С другой – время было использовано президентской
стороной для проведения работы с частью депутатов. Итогом парламентского
заседания 14 сентября стал проект постановления, принципиально отличающийся от
первого варианта. Депутаты отметили "антиконституционность создания
политического тандема Бакиева К. С. и Кулова Ф. Ш." и предложили (уже не
потребовали) президенту и премьер-министру осуществлять полномочия строго в
рамках, предусмотренных соответствующими статьями Конституции.
Отсутствие как политической культуры, так и устоявшихся
правил политической игры – имманентная черта кыргызского политического
истеблишмента после прошлогоднего государственного переворота 24 марта. Анализ
сложившейся ситуации свидетельствует об этом со всей очевидностью. Бакиев,
снимая брата с должности, исходит не из соображений его виновности. Не являясь
человеком очень тонкой политической организации, он делает простую тактическую
уступку – в надежде, что оппозиция этим удовлетворится. Но у оппозиции другие
планы, в которых скандал с экс-спикером – рядовой эпизод в широком сценарии
смены высшей власти в республике. К слову сказать, формулировка "коалиционное
правительство народного единства" уже звучала в начале августа в одном из
обращений имеющей славу проамериканской местной неправительственной организации.
Это было задолго до скандала с Текебаевым. Это стандартный метод американской
политической практики: новый термин или новая формулировка забрасываются в
общественное сознание с целью апробации, снятия эффекта новизны, создания
ощущения привычности. Например, первые публикации о возможности размещения в
Центральной Азии американских военных баз появились в западной печати еще в
конце 2000 года.
Кстати, о базах. В нынешней ситуации, грозящей
республике серьезной дестабилизацией, не обходится без присутствия за спинами
некоторых игроков внешнего фактора. Сегодня у США есть все основания быть сильно
недовольными Курманбеком Бакиевым – президентом, пришедшим к власти не без их
помощи. Увы, Бакиев оказался совсем не тем типом руководителя, на которого
действительно рассчитывали американцы. Он не похож не то что на Саакашвили, но
даже на Ющенко. Он в силу инерции, в силу воспитания очень быстро развернулся в
сторону Москвы, а в самое последнее время – и в сторону Ташкента. Ультимативные
заявления по вопросу пребывания американской базы на территории Кыргызстана,
высылка американских дипломатов, растущее давление на созданные и лелеемые
американцами НПО – список нелояльных к США действий Бакиева можно еще
продолжать. Нет оснований говорить о том, что есть прямая связь между
посольством США и сегодняшней кыргызской оппозицией. Но то, что хотя бы по
умолчанию нынешняя оппозиция поддерживается американской стороной, – это факт. И
лидеры оппозиции прекрасно понимают, что имеют молчаливую поддержку со стороны
США.
Есть целый ряд признаков, по которому можно определить,
что перед нами – заранее расписанный сценарий. Кыргызская оппозиция где-то в
конце весны очень сильно сдала свои позиции, к концу мая Бакиеву удалось очень
мощно ее переиграть. И уже в июне оппозиция представляла из себя нечто аморфное,
недееспособное. Не было лозунгов, которые могли бы найти отклик в обществе. И
нужен был стимул, нужен был катализатор. Этим катализатором стала ситуация с
Текебаевым.
Парламентские дебаты 12–14 сентября показали, что
реализация легитимного сценария смены власти оказалась за пределами
компетентности вялой, не имеющей общественной поддержки группы депутатов и
солидарных с ними активистов НПО. И можно предположить, что уже в ближайшие дни
в ход могут быть пущены те же технологии, которые использовались полтора года
назад и успешно привели к свержению Аскара Акаева: перекрытие дорог, захват
административных зданий, перманентные митинги и демонстрации. Сегодня мы имеем
дело с новым этапом осуществления "цветного" сценария в одной из стран региона.
Официально продекларированными на недавних слушаниях в комиссии сената США по
международным отношениям с участием помощника госсекретаря Ричарда Баучера
приоритетами американской политики в Центральной Азии назывались: создание
устойчивых связей "курируемых" государств со странами Южной Азии, отрыв их от
интеграционных процессов с Россией и Китаем, ослабление влияния Шанхайской
организации по сотрудничеству и Организации Договора о коллективной
безопасности. Не менее важная задача, как считают в Вашингтоне, состоит в
"постепенном вытеснении постсоветских политических элит и замене их новой
генерацией политиков, ориентированных на Запад".
В контексте решения этих задач – навязывание проведения
более глубоких политических реформ, формирование новых и совершенствование сети
уже созданных "демократических общественно-политических организаций и движений"
в этих странах. В уже упоминавшемся выше публичном августовском выступлении
одного из кыргызских НПО говорилось: "Вариантов несколько. Вариант первый:
оппозиционные политические партии разработают какую-то единую структуру, так как
понятно, что они должны объединиться, и обратятся к нынешнему правительству с
целью организации коалиционного правительства в соотношении 50 на 50. Половина –
представители нынешней власти, вторая половина – представители оппозиции. Если
на это предложение власть ответит согласием, то страна будет идти в этом
направлении. Если же власть не пойдет навстречу, то будет реализован второй
вариант. Оппозицией будет производиться политическое силовое давление: по всей
стране пройдут митинги, демонстрации, пикеты. Будет блокироваться деятельность
ряда правительственных структур, будут саботироваться решения властей. А также
формироваться общественное мнение о том, что нынешняя власть недееспособна,
некомпетентна и она должна уйти". Август – пора отпускного затишья, откровения
"революционеров" резонанса тогда не вызвали.
Параллельно со скандалом, связанным с экс-спикером, со
стороны оппозиции была запущена и другая интрига из той же области сомнительной
конспирологии. В ходе парламентских дискуссий один из лидеров оппозиции, депутат
Мелис Эшимканов, обнародовал информацию о якобы имевшем место в августе тайном
приезде в Бишкек Бориса Березовского. По словам Эшимканова, самолет "Фалькон" с
Березовским на борту приземлился в бишкекском Манасе, а встречали олигарха лично
президент Курманбек Бакиев и заместитель начальника погранслужбы Худайбердиев.
Березовский, по сведениям парламентария, летал на Иссык-Куль, после чего покинул
Кыргызстан. Среди собеседников опального олигарха упоминается имя одного из
сыновей президента, а главным предметом интереса Березовского в стране
называется золоторудное месторождение Джеруй.
В случае дальнейшего развития событий по сценарию
"гражданского неповиновения" в сегодняшнем Кыргызстане прошлогоднего результата,
когда Аскар Акаев предпочел покинуть страну и не развязывать гражданскую войну,
уже наверняка не будет. Бакиев – это не Акаев, сегодняшняя власть от той,
которая была до прошлогоднего переворота, заметно отличается. И Курманбек Бакиев
может не остановиться перед применением силы для нейтрализации таких
выступлений. Однако в конкертно исторических условиях республики, "избалованной"
либеральным "акаевским" временем, случись такая ситуация, простым подавлением
тех или иных массовых выступлений дело не ограничится. Неизбежно последует и
контрреакция.
Насколько силовые структуры Кыргызстана готовы к
исполнению самых серьезных приказов? Как говорят наблюдатели, сегодня такая
готовность намного выше, чем при прежнем режиме Акаева. Проблема в том, что
после прошлогодних революционных волнений Кыргызстан так и не вступил в полосу
политической стабильности. А потому не исключено, что в случае неблагоприятного
стечения обстоятельств следующая "революция" в стране горных тюльпанов может
закончиться не только "ночью разбитых витрин", но и гражданской войной.
Ахтунг, душманы!
19.09.2006. ИА
«Белый пароход» (Киргизия)
Улан Канкор
Станет ли Кыргызстан вторым Афганистаном? С прошлого
года, непосредственно с момента "тюльпановой революции", многие жители
Кыргызстана задумались о том, по какому сценарию будет развиваться страна.
Версий появилось много. И практически все они рисуют нам далеко не радужное
будущее...
Застой
по кыргызски
Ряд аналитиков склонялся к тому, что больших изменений
во внешней и внутренней политике не предвидится. И отчасти с ними нельзя не
согласиться. Полтора года, прошедшие после смены власти, показали – правящей
элите не хочется отказываться от преимуществ и привилегий предшествующей.
Нагляднее всего об этом свидетельствует конституционная реформа.
Изначально, напомним, стоял вопрос об усечении
президентских полномочий. Оппозиция Аскару Акаеву лелеяла мечты о том, что глава
государства лишится рычагов давления на элиту, а сама система госуправления,
сложившаяся после распада СССР, будет значительно реформирована. Однако, после
мартовских событий стало ясно: Курманбек Бакиев склонен разделять мнение
сторонников усиления президентской власти. Что, собственно, плохо вписывалось в
планы реформаторов и, прежде всего, основной массы его коллег по "тюльпановой
революции".
Нежелание президента менять конституцию в сторону
урезания своих полномочий отразилось на течении всей конституционной реформы.
Она, несмотря на обещания кандидата в президенты Курманбека Бакиева провести ее
в течение нескольких месяцев, мягко говоря, затянулась. Сам глава государства
объясняет это тем, что участники политического процесса не могут договориться
между собой о форме и системе правления. Но ясно как день, Курманбек Салиевич
лукавит. Ему не выгодно расставаться с наследством предыдущего правителя.
Мало изменилась и обойма власть имущих. Большинство
персоналий в госаппарате, за исключением ключевых фигур, те же, что и при
прежнем президенте. Не исключено, что тормозить реформу Конституции, могут и
они. Им ли не знать, насколько выгодна существующая система для узкой прослойки
чиновников?
Существующее положение вещей – один из факторов
раздражения оппонентов власти. Но о них разговор отдельный. Хуже всего не
появление новой оппозиции (ну куда без нее в демократическом государстве?), а
упущенное время, которое, по идее, разумнее было бы потратить на реформирование
не только системы государственного, но и экономического устройства республики,
борьбу с коррупцией.
Новые власти часто хвастаются, что уровень коррупции
значительно снизился. Об этом, дескать, ярко свидетельствует поток валюты,
поступающей от фискалов. Неофициальные источники, в свою очередь, утверждают,
что если количество взяток и снизилось, то вот размер их существенно возрос.
Таким образом таможня, налоговики и коррумпированные сотрудники других
госорганов компенсируют свои "упущенные" возможности. Уж они-то своего, пардон
за каламбур, не упустят.
Период застоя разрушителен для экономики и
инвестиционной привлекательности. И хотя представители новых властей любят
говорить о том, сколь большой интерес вызывает Кыргызстан у иностранных
капиталистов, совершенно очевидно: те смельчаки, которые рискнули вложить деньги
в горную республику после революции получили благословение у известных
чиновников. Более весомых гарантий безопасности капиталов на сегодняшний день в
стране нет. Тот, у кого нет высокого покровителя, может запросто стать жертвой
самозахвата.
Не оправдались ожидания деловых кругов от разработки
новой налоговой политики. Бремя сборов в казну, которые более уместно называть
поборами, так и не были сняты. Власти, более того, рассчитывают ввести новые
налоги.
Тянь-шаньский экстрим
Отсрочка ожидаемых всеми слоями общества изменений
только увеличивает напряженность. Существуют опасения, что после того, как будет
перейден некий критический рубеж, для пожарища хватит одной малой искры.
Некоторые политические деятели прогнозируют в течение полугода социальный взрыв
в регионах. Революция форева?
Социальное недовольство – прекрасная почва для
противников власти. А в Кыргызстане оно все больше приобретает региональный
оттенок. Одним из катализаторов этому до сих пор является Аксыйский район и его
парламентский представитель Азимбек Бекназаров. Он всегда с гордостью говорит о
своих земляках как об "аксыйском народе", фактически выделяя и отделяя его от
других жителей страны.
Схожую тактику одно время пытался использовал не менее
известный кыргызстанец – Нурлан Мотуев. Он, помнится, пафосно говорил о "народе
Джумгала". Правда, никто из земляков поддержать его не вышел. И в этом Мотуев
невыгодно отличается от Бекназарова.
Постреволюционная ситуация значительно обострило
родо-племенные противоречия титульной нации. Если до марта 2005 года можно было
услышать о делении страны на Север и Юг, то после речь пошла уже о районах и
избирательных округах. Особенно явственно это проявилось во время выборов в
парламент. Противостояние кандидатов в депутаты в некоторых округах вылилось в
столкновение представителей разных кланов, проживающих на общих территориях.
Победа в борьбе доставалась тому, кто смог привлечь на свою сторону большее
число людей.
Сложившая ситуация позволила некоторым аналитикам
заговорить об афганизации Кыргызстана, когда те или иные территории отказывались
признавать главенство центра. Жители разных территорий фактически требовали
автономии в части принятия политических решений. Власть в те дни принадлежала
людям, имеющим возможность мобилизовать на защиту своих интересов преданных
бойцов.
Наиболее ярким примером тому можно назвать
"губернаторский кризис", произошедший в Джалал-Абадской области. Тогда толпа
потребовала от официального Бишкека сместить назначенного президентом
губернатора. А когда в Джалал-Абад прибыли парламентеры в лице
высокопоставленных чиновников, их буквально взяли в заложники.
На этом фоне усилились межнациональные конфликты. Если
раньше они носили бытовой характер, то после конфликта в Искре стало ясно:
Кыргызстан на пороге этнических чисток. Эти подозрения чуть позже подтвердило
усиление национализма в политических кругах. Разработчики вариантов Конституции
предложили упразднить официальный статус русской речи. А в партиях, до
последнего времени интернациональных, появились лидеры, ставящие во главе угла
интересы титульного этноса.
Кто
стоит за националистами?
Некоторые эксперты склонны объяснять возросщий
национализм стремлением кыргызов к самоидентификации. Что, однако, идет в разрез
с учением, согласно которому титульному этносу без малого 2200 лет. Ведь, если
верить последнему утверждению, кыргызы не нуждаются в самоидентификации,
поскольку давно прошли этот этап.
Другие списывают усиление националистических течений
влиянием США. Та же рабочая группа под предводительством Бекназарова, готовившая
проекты Конституции, в основном финансировалась организациями, лоббирующими в
Кыргызстане интересы Соединенных Штатов. А последние, как известно, считают
Россию своим геополитическим соперником. Так же можно объяснить появление в
партиях молодых лидеров националистического толка. Многие из них прошли
подготовку на семинарах и различных мероприятиях, организованных западными
спонсорами. Наивно думать, что США вкладывают деньги в развитие кыргызской
демократии из альтруистских побуждений.
Тревожной обстановкой умело воспользовались эмиссары
экстремистских течений. Они лоббируют свои интересы, постепенно подминая под
себя органы власти на местах. Еще пару лет назад те же представители "Хизб
ут-Тахрир" предпочитали скрывать от властей свою принадлежность к
экстремистскому подполью. Ныне они смело выходят на митинги и пикеты, участвуют
в выборах.
Операции спецслужб, потрепавших экстремистское подполье
на юге, а также количественный рост сторонников "Хизб ут-Тахрир" на севере,
свидетельствуют: радетели халифата готовятся спровоцировать в Кыргызстане
гражданскую войну. Не исключено, что именно они стоят за громкими политическими
провокациями, расшатывающими и без того слабую центральную власть.
Очень симптоматичен продолжающийся исход
соотечественников в Россию. Поток желающих переселиться на просторы бывшей
метрополии неумолимо растет. Люди готовы поменять теплый южный климат на
сибирскую тайгу и комаров. Ясно, что не от хорошей жизни. Граждане бегут от
нестабильности и нищеты, с которыми не в силах совладать власть имущие. Многих
пугает увеличивающееся влияние националистических и экстремистских движений,
которые выдавливают из страны не только русскоязычных, но и представителей
титульной нации.
Иностранные эксперты отмеряют шаткой, но светской
стабильности Кыргызстане чуть более десятка лет. По истечению этого срока, как
утверждают аналитики, Запад встанет на пороге глобального экономического
кризиса. Сложной ситуацией, согласно этому сценарию, воспользуются арабские
страны, которые попытаются взять исторический реванш, и бросят силы на
укрепление влияния в странах, где существуют мусульманские общины. Одна из них –
Кыргызстан...
Тупик
27.09.2006. Моя
столица (Киргизия)
Людмила Жолмухамедова
Бессилие… Вот что испытываешь, когда после долгого и
трудного пути вдруг оказываешься в тупике. Все. Дальше хода нет. Напрасными были
преодоление препятствий, напряжение, прокладывание мостков через топкие болота и
зыбучие пески. Напрасным было все, если дальше хода нет. Тупик - это страшно.
Это тот самый абсурд, который способен погубить самое верное, самое надежное,
самое нужное дело.
Печальная аналогия
Тупик. Именно это слово своей раздражающей
непредсказуемостью, неприступностью, злобной силой возникло вдруг из ясных
сентябрьских дней, когда парламент, упиваясь своей вседозволенностью, стал
играть на всю страну матрешкой, наполненной не то кокаином, не то героином.
Могут сказать: матрешку депутатам подбросили, и это будет правдой. Не полной
правдой, непонятной, неясной - кто подбросил, зачем и почему? Тем не менее -
правдой. Однако складывается впечатление, что "игрушку" эту депутаты не просто
ждали, а жаждали. И в самом деле, начались рабочие дни, началась осень, которую
они обещали сделать очень горячей, а повода для скандала все нет и нет. Еще было
далеко до объявленного Азимбеком Бекназаровым курултая, еще даже не спала жара,
а уже надо было ходить в парламент и хоть как–то обозначать свою суть. Чем?
Неужели принятием важных законов или доработкой уже существующих? Неужели теми
проблемами, которых в стране по–прежнему несть числа? Фи, какая проза, какая
скука, разве для этого они так отчаянно цеплялись за места в парламенте?!
И тут - матрешка! Поверить в то, что матрешку подбросили
депутатам наши спецслужбы, просто невозможно, если только на минутку не
представить себе, что и им, как депутатам, стало вдруг скучно на своих рабочих
местах. И тоже захотелось чего–нибудь погорячее…
О, как воспрянули духом депутаты, как налились силой их
басы и баритоны, каким огнем засверкали глаза!
Внешне все казалось как бы именно разумным, рациональным
и продуманным: надо найти провокатора, наполнившего брюшко матрешки
наркотической смесью, понять, зачем и для чего он это сделал, и, соответственно,
наказать его. При этом как бы были оправданны и эмоции депутатов, потрясенных
чьим–то коварством, их желание разобраться в происшедшем, чего бы это ни стоило,
то есть выполнить ту работу, которую все равно кому–нибудь выполнять надо было
бы.
Но чем дольше развивалась эта инициатива, чем
внимательнее вслушивалась я в речи депутатов, тем чаще, отчетливее и резче
думалось мне, что именно в тупике оказался Кыргызстан по воле наших неутомимых
нардепов.
О форме
и содержании
За бурными эмоциями депутатов как–то отошли на второй
план всякие интересные частности. Сгоряча Текебаев сказал было, что матрешку его
попросило перевезти некое влиятельное лицо. Потом "умные" люди заставили его
забыть о сказанном, а заодно порекомендовали забыть об этом и всем остальным,
кто "за реформы". Действительно, обнародуй имя этого влиятельного лица, и от
всей провокации останется пшик, не так ли? Боюсь, что имя этого "лица" мы так и
не узнаем. Боюсь, что и многочисленные комиссии, созданные в связи с этой
провокацией, ответа на этот вопрос не дадут.
Нам нужно честно сказать самим себе, что многое у нас не
получается не только потому, что жизнь сама по себе штука трудная, но еще и
потому, что зачастую важными делами занимаются непрофессионалы, люди, не любящие
свою работу и не умеющие ее делать.
Кроме того, что мы не очень любим работать, нас
подкашивает еще и жлобство. Это как бы не жадность в ее натуральном виде и не
скупость как таковая, а именно мелкое жлобство, когда так и хочется чего–то
недовесить, утаить сом, обсчитать, обделить кого–то, недодать обещанное и так
далее. Именно такой жлоб и наполнял пресловутую матрешку героиновой смесью.
Оказывается, героина (или кокаина, и это еще одна интересная частность, которая
пока что не прояснена) в куколке было так мало, что ни один "порядочный"
наркоман тратиться на него не стал бы. Не знаю, сколько стоит полкило настоящего
героина, но уж ради такого случая - затеять бузу в Кыргызстане - можно же было
отсыпать полновесный товар? Но некоему провокатору хотелось и рыбки съесть, и
ног не замочить.
Из матрешки постепенно было вынуто следующее: героин
(или кокаин), брат президента Бакиева, его непосредственный начальник (глава
СНБ!), он хоть и сделал это добровольно, но факт остается фактом: не было бы
матрешки, и глава СНБ не поменялся бы. Из матрешки были извлечены также герои
нашего времени Мелис Эшимканов, Кабай Карабеков, Азимбек Бекназаров и прочие, да
простят они меня за то, что не называю их имена, но ведь им не слава нужна, а
справедливость, не так ли? Был вознесен на пьедестал жертвы и сам носитель
матрешки. Может быть, персональный памятник депутату Омурбеку Текебаеву так и
поставить, с матрешкой в руках? Вот только какое выражение его лица запечатлеть?
Горькую скорбь честного человека, измученного таинственными провока–торами, или
растерянную улыбку, появившуюся на его лице после того, как парламент–таки
выслушал президента Бакиева? Хотели было сгоряча вынуть еще генерального
прокурора, министра ВД, наконец президента Бакиева, да тут выяснилось, что
матрешка хоть и многослойная, но пределы все–таки имеет.
Поняли это и депутаты. Будто бы вдруг услышали
бессмертные слова Козьмы Пруткова: "Если у тебя есть фонтан - заткни его. Дай
отдохнуть и фонтану".
Ничто на
земле не проходит бесследно
Президент Бакиев оправдал ожидания. Он ответил на все
вопросы. Он держался свободно. И в нем, слава Богу, не оказалось того вируса
страха, которым страдают наши государственные чиновники в массе своей.
И вот тут нужно сказать еще об одной особенности нашей
национальной политики. К сожалению, в Кыргызстане принято совершать благие
поступки за счет народа и государства. Народ пошел на революцию, будучи возмущен
продажными, подлыми выборами в парламент, организованными Акаевым. Потому и
пошел на штурм "Белого дома". Но… Парламент, напуганный, нервный, остался на
месте. Спрашивается, почему? Почему президент Бакиев не выполнил волю народа и
не распустил его, хотя на то была не только революционная воля, но и юридические
обоснования?
Сегодня ему самому приходится пожинать плоды своего
отношения к парламенту: пусть работает. Вот парламент и "работает", пытаясь
вышибить из обоймы всех людей, к назначению которых имеет прямое отношение
Курманбек Бакиев, будучи главой государства. А они еще и помогают парламенту в
этом! Ах, я вам не нравлюсь, тогда я пошел…
Парламент "работает", вышибая из государственной службы
братьев президента. Один уже ушел. Мотивировка, кажется, такая, чтоб "не
оказывал давления" на работу комиссий, изучающих происхождение провокации. А?!
Он ВСЕГО ЛИШЬ брат или все–таки профессионал? Какое счастье, что главный
редактор А. А. Ким не мой брат, а то бы я, как и во времена Акаева, сидела бы
без работы. Тогда, потому что не уважала Акаева, а сейчас бы, потому что кому–то
там родня?! Как такую идею вообще можно возводить в государственный принцип?
Безусловно, от родни одни проблемы. Особенно, когда
окружение хочет решить за их счет какие–то свои личные дела. Вот и пробуют на
податливость: пройдет не пройдет, зачастую спекулируют якобы своей
приближенностью к особам, "приближенным к императорам", и поди проверь, так ли
всесилен тот, кто требует у тебя взятку или это исключительно понты? Тут есть
проблема. Но заниматься ею нужно совсем не так, как это делает парламент.
Скажем, гордо и высокомерно задают вопросы президенту
"про родственников", ждут ответа, получают его. И… тут же делают замечание: не к
лицу, мол, президенту говорить о своих родственниках! А?! Это как в анекдоте:
или ты говоришь нам всю правду, или мы тебя все равно не любим.
Вопрос об отставке президента в ходе этой встречи
испарился сам собой. Ну не смогли депутаты обосновать его, не получилось. Брат
ушел в отставку, заодно прихватив с собой своего начальника. Березовский к нам
не прилетал. Вскрытая матрешка пока что ни на какие вопросы не ответила. Кулов,
оказывается, с Бакиевым на "вы", а не на "ты". Ну нечего инкриминировать, хотя и
очень хочется. Поэтому, о чудо, из парламента стали раздаваться даже и умные
речи, а на экранах ТВ появились со своими суждениями не только пресловутые герои
нашего времени.
Но спасенный Курманбеком Бакиевым от народного гнева
парламент не был бы самим собой, если бы не держал фигу в кармане. Закончилась
встреча и в кулуарах парламента. Мелис Эшимканов, тот самый Эшимканов, который,
поехав с Акаевым в Америку, плакал от умиления и восторга от того, какой в
Кыргызстане удивительный, прекрасный, мудрый, неповторимый президент ААА,
растеряв весь свой гонор от откровенных ответов Бакиева, вдруг заявляет: впереди
курултай, там народ потребует отставки Бакиева. Нет, что это такое,
спрашивается? На каком основании депутаты решают от имени народа? Народ этот их
не уважает, не доверяет им, желает им скорейшего роспуска, а они, с чистыми
глазками, объявляют себя пророками от имени народа. Вторит ему и другой герой
нашего времени Кабай Карабеков: никаких, мол, специальных бумаг не готовили,
чтоб нас потом не упрекнули в том, что мы подталкиваем людей к каким–то
решениям. Упрекнет вас народ, господа депутаты, упрекнет. И исключительно
благодаря вашим личным на то усилиям. Сами просили: пусть нас видят по ТВ.
Видели. Удручающее зрелище.
Честно говоря, от наших особенностей национальной
политики уже даже не стыдно, от них просто хочется дистанцироваться. Потому что,
к примеру, себя не уважать, если ходить в цирк на бездарных клоунов, когда можно
пойти в оперу и послушать хороших певцов или посмотреть балет, а то и просто
посидеть за умной книгой.
|