Падение занавеса
Завтра в Москве открывается Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту мигрантов
19.06.2002 г., газета «Время MN»
Анастасия Корня
В конференц-зале Совета Федерации соберутся около 200
лидеров переселенческих и правозащитных организаций. По словам организаторов
съезда, его основная цель — повлиять на государственную миграционную политику.
Эта политика, как заявила вчера журналистам руководитель
Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, превращается в антигосударственную.
При нынешней демографической ситуации, отгораживаясь от мигрантов, мы обрекаем
себя на вымирание через пару поколений.
Ровно год назад в России впервые отметили День беженцев.
И год же назад правительство признало нецелесообразной федеральную миграционную
программу. А подготовленная профильным министерством концепция национальной
миграционной политики, рассматривавшая миграционные потоки как основной источник
пополнения трудовых ресурсов, с треском провалились. Возобладали совсем другие
приоритеты, и мигрантов — легальных, и нелегальных — передали в ведение МВД.
Соотечественниками, которые после распада СССР остались за рубежом России, приказано
заниматься МИД.
Через полторы недели, то есть с момента вступления
в силу закона "О гражданстве", они в массе своей окончательно станут
бывшими соотечественниками, то есть просто иностранцами. При попытке вернуться
на историческую родину им уготован режим минимального благоприятствования. Причем
сложившийся не только де-факто (вынужденные переселенцы, как правило, годами
мыкаются в поисках жилья и регистрации, испытывая, соответственно, проблемы
с трудоустройством), но теперь и прописанный де-юре.
Впрочем, по словам руководителя юридической сети "Миграция
и право" Светланы Ганнушкиной, уже сейчас ощущается, что в кресла миграционных
чиновников сели люди в погонах: например бакинские беженцы, которые мыкаются
в России с 1990 года, недавно вдруг стали обладателями "удостоверений неустановленного
образца", и на днях им было отказано в выдаче пенсии. Случай весьма показательный.
Трения с МВД начались даже в МИД, где не очень довольны требованием милиции
подтверждать факт получения гражданства за рубежом (особенно в Средней Азии)
специальным факсом. Это расценивают как выражение недоверия.
Впрочем, вряд ли уместно во всем обвинять милиционеров.
Они лишь реализуют государственную политику. Между прочим, политику, которая
формально у нас до сих пор отсутствует, так что вновь сформированная ФМС пока
просто действует по излюбленному чиновниками принципу: запрещено все, что не
разрешено.
Соответственно еще одна серьезная (если не самая главная)
претензия представителей общественных организаций к власти: то, что их практически
не допускают к процессу работы над концепцией миграционной политики. Хотя на
словах президент и признал необходимость сотрудничества с общественными организациями,
на деле концепция регулирования миграционных процессов в РФ создается сейчас
в недрах администрации президента — рабочей группой, которую возглавляет замглавы
администрации Виктор Иванов. И правозащитникам туда хода нет. Хотя об общей
"идеологии процесса" позволяют судить первые шаги, предпринятые в
области нормативного и законотворчества.
Потребуется основательный пересмотр нормативной базы
всей миграционной политики, заявил вчера на семинаре института стран СНГ, посвященном
проблемам российской диаспоры и миграции, заместитель департамента МИД по делам
соотечественников Андрей Демидов. Особенно в той части, которая касается условий
и стимулирования притока переселенцев. Это законы о миграции, о репатриации,
о государственной политике в отношении соотечественников за рубежом. По прогнозам,
в ближайшие 10-15 лет естественная убыль населения будет восполняться именно
за их счет. Поэтому концепция должна предусмотреть достаточно детальный план
переселения соотечественников — вплоть до квот на размещение их в регионах,
механизма компенсации за переезд, выдачи льготных кредитов на приобретение жилья
и т.д. Судя по всему, за счет регионов и хозяйствующих субъектов.
|