Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №55(01.07.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ФОРУМ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

В июне на прилавках белорусских книжных магазинов появилась книга Анатолия Бутевича «У гасцях у вечнасці. Сем цудаў Беларусі». Фактически она представляет собой сборник исторических очерков о древней и средневековой жизни белорусов, основанный на легендарном представлении о прошлом белорусской земли. СМИ республики поспешили назвать издание книги «событием в белорусоведении».

14 июня Александр Лукашенко освободил от своего поста министра экономики РБ Владимира Шимова «по состоянию здоровья».

17 июня министерство энергетики Белоруссии объявило о том, что международная группа компаний «Итера» снижать цену за газ, поставляемый в республику не будет. Интрига этого состоит в том, что республиканское руководство ранее пыталось выстроить именно с «Итерой» особые отношения, отличающиеся от взаимодействия РБ с другой российской компанией - «Газпромом». «Итере» были созданы в республике наиболее комфортные условия, объем поставляемого ею из РФ природного газа все время увеличивался и достиг 6,3 млрд.куб.м (почти 40% от всего газового импорта). Сегодня «Газпром» снизил цену за газ для Белоруссии до 21 доллара США /1 тыс. куб.м, а «Итера», наоборот, наотрез отказалась сделать аналогичный шаг.

19 июня лидер Федерации профсоюзов Белорусских Франц Витко заявил, что намерен просить содействия и защиты у Международной организации труда(МОТ) и у России, поскольку белорусские власти решили покончить с независимым профсоюзным движением. Возможно и перенесение сроков профсоюзного съезда на июль в связи с усложнением ситуации (ранее внеочередной форум ФПБ планировался на осень).

19 июня, если исходить из сообщений официальных источников информации РБ, в ходе телефонных переговоров между А.Лукашенко и В.Путиным была достигнута предварительная договоренность о встрече между лидерами России и Белоруссии.

21 июня президент РБ Александр Лукашенко принял председателя Собрания исламского совета Исламской Республики Иран Мехди Кярруби. Во время встречи глава белорусского государства отметил, что отношения между РБ и Ираном строятся на принципах международного права и не имеют закрытых тем для сотрудничества.

21 июня в столицу Белоруссии прибыл экс-президент России Борис Ельцин. Официальный Минск приготовил ему торжественную встречу, а с 23 по 29 июня Ельцин отдыхал в Беловежской пуще, в государственной резиденции Вискули, где 10 лет назад он подписывал заявление, упразднившее СССР. Не исключено, что Александр Лукашенко связывал со встречей с Ельциным некую надежду на то, что Борис Николаевич воспримет близко к сердцу позицию республиканского руководства по взаимоотношениям с Россией, созданию Конституционного Акта Союзного государства и окажет необходимое воздействие на своего преемника на посту главы российского государства. Борис Ельцин в свою бытность во власти не сделал всех необходимых шагов для превращение союза с Белоруссией из бумажного в реальный. Именно он снисходительно позволял белорусской стороне «заматывать» в бюрократических проволочках сам процесс интеграции, в определенном отношении приучив белорусскую элиту к неторопливости и необязательности действий в рамках воссоединения. Владимир Путин решил изменить такой подход, характерный для политики взаимодействия с РБ при Ельцине. Однако сделал это не вполне удачно, используя опыт проживания двух братских народов в бывшем Союзе ССР в качестве жупела. На самом деле большинство россиян и белорусов сегодня не пугает перспектива строить свои новые отношения используя и положительный опыт государственного строительства в СССР.

25 июня на частотах канала ОРТ в Белоруссии начало работу Общенациональное телевидение(ОНТ). Техническая база(включая использование цифровых технологий) позволяет ОНТ вести подготовку и выпускать в эфир собственные программы. Главная новостная национальная программа будет выходить ежедневно в 20.35.




Лукашенко против единого государства с Россией

Александр Фадеев

После встречи президентов России и Белоруссии на борту теплохода «Россия» позиции сторон по принципиальным вопросам интеграции двух государств стали предельно ясны. Стало очевидно и другое, декларируемые ранее двумя лидерами единодушие и отсутствие противоречий в подходах к строительству Союзного государства оказались весьма далекими от действительного положения дел, характеризуемого глубокими расхождениями во взглядах на форму российско-белорусского государства.

Самое главное, что впервые глава российского государства высказал мнение о том, что в основании союзного государства не может лежать идея сохранения суверенитета и независимости странами-участницами, не может идти речь о равноправном партнерстве столь разновеликих в экономическом отношении субъектов интеграции. Процесс сближения должен проходить по образцу Европейского Союза, в котором прописаны механизмы исполнения решений наднационального органа.

В ответ  на заявление президента РФ В.Путина белорусская сторона очертила свое видение перспектив взаимоотношений со своим восточным соседом: Республика Беларусь - суверенное, независимое государство со всеми атрибутами этого государства. «Мы, - как отметил Александр Лукашенко, - готовы строить союз, но только на равноправной основе». Опыт ЕС применен в данном случае не может. Поэтому белорусские предложения о союзе основываются на принципах конфедерации с сохранением суверенитетов и Беларуси, и России. Федеративного государства в принципе не может быть, – оба государства продолжают оставаться политически суверенными, суверенными субъектами международного права и международных отношений. Все эти высказывания резко контрастируют с мнением президента России В.Путина, который предпочел бы строить с Белоруссией единое государство.

Ни о каком восстановлении бывшего Союза ССР, - как считает белорусская сторона,- речи нет, такой цели в контексте внешней политики РБ не стояло и не стоит. Отрицает республиканское руководство и идею о межгосударственном (или межправительственном) российско-белорусском союзе, поскольку, с его точки зрения, такое межгосударственное образование уже существует в виде Содружества Независимых Государств, а смысла в неком дополнительном союзе двух стран нет.

Интересно и другое, в высказываниях президента А.Лукашенко, в комментариях министерства иностранных дел РБ подчеркивается «идеологическая линия» республиканского руководства, которая состоит в том, что Договор о строительстве Союзного государства 1999 г. не подлежит пересмотру. Это, как представляется, не более, чем дипломатическая уловка: властную элиту Белоруссии действительно устраивают отдельные положения документа, подписанного Б.Ельциным и А.Лукашенко, касающиеся распределения политических ролей, статуса РБ в потенциальном российско-белорусском государстве. Однако, как известно, сам Договор так и не может вступить в силу уже третий год в силу заложенных в нем правовых противоречий, кроме того, именно Минск все последнее время явно демонстрирует отход от идей и духа этого документа.

Сегодня сохраняется опасность за дискуссиями о дееспособности той, или иной политической конструкции потенциального государства утерять позитивное начало идеи воссоединения России и Белоруссии, и, что было бы уже совсем катастрофой для дальнейшего развития отношений между братскими народами двух стран, вообще отойти от попыток ее реализации. Следует признать ошибочным и курс президентской администрации РБ на создание конфедерации с Россией, - это путь в никуда.

Если уж возвращаться к проблеме формы воссоединения, к вопросу «федерация или конфедерация», то стоит вспомнить, что в истории человечества примера успешной конфедерации разновеликих государств пока не было. Вообще такая форма объединения как конфедерация в «чистом виде» вряд ли осуществима на практике. С глубокой древности хорошо известны федеративные формы объединения народов и государств, в период античности складывались те или иные союзнические отношения между различными государствами, диктуемые, прежде всего, стремлением оградиться от внешней угрозы. Афинский союз, Пелопоннесский союз, империя Александра Македонского, Рим-союзный мир и др. образовывались вокруг более сильного государства, которое выполняло роль лидера, и имели определенные черты как федерации, так и конфедеративного устройства. Весьма причудливо в союзнических связях могли проступать и черты, свойственные унитарному государству.

Более поздний исторический опыт средневековой Европы свидетельствует о том, что наиболее устойчивыми и могущественными межгосударственными образованиями были федерации, сложившиеся на основе общих религиозно-культурных ценностей и во имя отстаивания совместных интересов в торговле, политике, в оборонной сфере. Наиболее известны такие образования как Священная Римская империя и Ломбардская лига. Над теорией развития федерализма задумывались многие государственные деятели и деятели культуры, среди них Маккиавелли и Данте.  Позднее средневековье и новое время привнесли небывалый размах в поиск форм преодоления разобщенности и государственной раздробленности. Характерно, что наиболее плодотворной оказалась тенденция, выражавшаяся в последовательном переходе от «федеративного единства» к «государству-нации». И здесь обязательно присутствовало доминирующее государство, которое выполняло роль центра притяжения, инициатора объединения(Пьемонт, Фландрия, Пруссия). Многие государства, сложившиеся в свое время в качестве федераций, благополучно существуют и поныне(Швейцария, Бельгия, Италия, Германия, Австрия, Мексика, Канада, Индия, Австралия…), другие – распались под воздействием внешних или внутренних факторов(Австро-Венгрия, СССР, СФРЮ). Часть федеративных образований возникла в результате фузионистского процесса, остальные восприняли федеральные принципы с силу внешнего влияния или как наследие метрополии(Индия, Канада, Австралия, например).

Специально стоит подчеркнуть, что первоначальные возможности субъектов европейских федераций, как правило, были далеко не равными. Диспропорции касались и экономического уровня развития, и размеров территорий, и численности населения, и военного потенциала, а также других параметров. В Российской империи федеративные отношения имели свои особенности, поскольку Россия, как государство-лидер, предпочитала выстраивать их отдельно с каждым субъектом федерации: с Финляндией, Королевством Польским, Бессарабией, Хорезмом, Бухарой, Сибирью… Эти отношения закреплялись в правовом, конституционном поле(при отсутствии до 1906 г. конституции у самой России) и не пересекались, не дублировали характера связей с другими участниками межгосударственного объединения, оставаясь уникальными.

В 60 – 70-е гг. XIX в. Англии возникла теория имперской федерации или имперского союза, которые должны были прийти на смену отношениям типа метрополия-колонии. В более поздний период эти искания нашли отражение в иделогии либерал-империализма. Лидер либерал-унионистской лиги Дж.Чемберлен, например, считал, что важнейшей функцией имперского союза должна стать организация союзной системы имперской обороны. Стоит напомнить, что в основании Британского Содружества лежали в большей степени идеи либерал-империалистические, нежели идеи «фритреда» и «невмешательства».

Национальный вопрос, этнический фактор не всегда являются определяющими при складывании межгосударственных объединений. Это необходимо  учитывать властной элите РБ, пытающейся ускоренными темпами строить унитарное этнократическое государство белорусов. Наиболее мощные, богатые и процветающие государства современности – это федерации: Европейский союз, США и Германия(которая сама входит в ЕС, являясь его государством-лидером). Первые две являются многонациональными, полирасовыми государствами, лишь Германия пока относительно моноэтнична. Во всех этих трех крупнейших и единых державах мира в государственно-политической конструкции сочетаются черты собственно федерализма, унитарного государства, автономизации и централизации.

В данном случае, в контексте заявления Лукашенко, что с Россией интегрироваться Белоруссия будет исключительно в форме конфедерации, чтобы сохранить особый статус, полную самостоятельность и независимость республики, то стоит заметить, что специфику и особость конкретного государственного или государственно-этнического образования в лучше всего обеспечивает в любом разновеликом объединении вовсе не конфедерация, а автономия, как специально для этого созданная система политического самоуправления. В самой природе автономии заложена большая степень «суверенности» и децентрализации, независимости от «центра». В Минске по этому поводу есть определенное недопонимание, более того, понятие конфедерация республиканские руководители трактуют тоже на свой лад, исключая, например, из ведения конфедеративного образования вопросы единой внешней политики и обороны, допуская лишь в перспективе переход на единую валюту.

Довольно странными выглядят и доводы главы российского государства, который все время стремится подчеркивать неравенство потенциалов двух стран, прежде всего экономического(Белоруссия составляет лишь 3% от экономики России). Странными, поскольку такой специалист по Германии как Владимир Путин не может не знать, что образование современной ФРГ происходило на базе объединения разновеликих земель: Бавария, например, превосходила Бремен в 17 раз, а население Северный Рейн-Вестфалия превышало население Бремена в 23 раза(!). Огромные диспропорции длительное время сохранялись и в сфере хозяйственного развития немецких земель. Федеральные власти пошли по пути территориальной трансформации(укрупнения) и реорганизации финансово-экономических отношений внутри федерации. Никто не мешает и России с Белоруссией двигаться в этом направлении(имея в виду Смоленскую губернию), когда правовой базой для принятия столь масштабных решений станут референдумы, подобные референдуму 1951 г. в Германии, в результате которого три земли(Вюртенберг-Гогенцоллерн, Баден и Вюртенберг-Баден) слились в одну – Баден-Вюртенберг.

В союзном строительстве вполне уместно и использование немецкого опыта «финансового выравнивания», когда происходит перераспределение налоговых поступлений на двух уровнях: между федерацией и землями, а также между сильными и слабыми в финансово-экономическом отношении землями. Институт финансового выравнивания, напомним, был успешно применен в рамках процесса воссоединения ФРГ с Восточной Германией. Кроме того, интерес представляет и система формирования бюджета ФРГ, поскольку в ней закреплен принцип долевого участия всех форм(уровней)власти в основных видах налогов(на физических и юридических лиц, НДС, налог на продажу, косвенные налоги на товары и услуги). Именно в налоговой сфере у России и Белоруссии сохраняются весьма болезненные расхождения, поэтому, возможно, и здесь применим немецкий опыт сохранения четырех-уровневого разделения налогов: совместные, федеральные, земельные и общинные(в нашем случае: союзные, государственные, местные и муниципальные).

Специально подчеркнем, что благоприятными факторами для воссоединения России и Белоруссии являются этническая близость русских и белорусов, которые в сущности вышли из одной нации, общий язык общения, отношение большинства граждан РФ и РБ к союзу не как той или иной  форме межгосударственного образования(это беспокоит исключительно элиты), а как к восстановлению прерванных связей в рамках единой родины, общих историко-культурных традиций. Кроме того, для белорусов очевидно, что новое российско-белорусское государство обеспечит материальный подъем граждан, откроет широкие социальные перспективы для молодежи, всему трудоспособному населению. Оно без всяких сомнений будет более демократичным, чем та страна, в которой они сегодня проживают, хотя бы уже в силу того, что любая федерация является более демократичной формой по сравнению с унитарным государством.

Для России воссоединение с Белоруссией – хорошая возможность пересмотреть свои собственные конституционные принципы государственно-национального устройства. Сегодня забота российского президента о комфортном проживании представителей малых этносов в России, о чем он, в частности, говорил на пресс-конференции 24 июня, может восприниматься только позитивно. Но с другой стороны, самый многочисленный народ Российской Федерации – русский – по-прежнему не видит в РФ своего национального государства, способного в полной мере выражать и защищать его национальные интересы и национально-культурные ценности. Еще более остро это чувствуют русские в ближнем зарубежье. В прошлом веке отчуждение русских от государства привело к катастрофически быстрому падению двух (казавшихся мощными и нерушимыми) держав – Российской империи и Союза ССР. Абсолютна та же опасность подстерегает и Российскую Федерацию, если ее руководство продолжит отстаивать нерушимость нынешних конституционных принципов, на которых построена её государственная конструкция.




Политическое самоубийство?

Владислав Лосев(Минск)

3-го июля, в День Республики (День независимости), впервые предполагается исполнить новый гимн (новый вариант гимна) Белоруссии. Варианты возможных гимнов участниками конкурса предоставлялись в государственную комиссию, которую возглавлял вице-премьер белорусского правительства. Владимир Дражин. На основании отбора в финальную часть  конкурса были допущены пять вариантов, которые были прослушаны лично А.Г. Лукашенко, после чего была осуществлена своеобразная правка текстов, причем очень специфической направленности. Из текстов были удалены те слова, которые напоминали о кровном единстве белорусов с русским народом. В частности, из стихов Владимира Коризно были исключены следующие строки: « Мы, беларусы, з братняю Руссю// Разам шукали к шчасцю дарог. ( Мы, белорусы, с братскою Русью// Вместе искали к счастью дороги)». Из текста Дмитрия Морозова были убраны строки « З братнiм  народам – вольнаю Руссю // Мы здабывалi сцяг перамог ( С братским народом – вольною Русью // Мы  добывали знамя победы)», а также « Велiч братэрства, поступ адзiны, // З намi адвеку магутная Русь (Величие братства, поступь единая, // С нами вовеки могучая Русь)».Более того, неудовольствие высших властей вызвало даже такое понятие как Белая Русь (?!), что не позволило ряду вполне достойных текстовых вариантов войти в число призеров конкурса. В результате лучшим был признан изрядно измененный текст Вл. Коризны. Как видим, антирусские тенденции в политике белорусского руководства не обошли стороной и процесс обновления государственного гимна РБ.

Вообще-то складывается впечатление, что после президентских выборов Лукашенко твердо встал на путь чуть ли ни собственного политического самоубийства. Ведь одним из главных столпов его политики до 11-го сентября 2002 года  был вопрос объединения с Россией, а в своих многочисленных выступлениях он неоднократно подчеркивал, что «белорусы- это русские люди». Более того, вся недавняя предвыборная кампания носила не только пророссийский, но и прорусский характер. И вдруг такие перемены в идеологии сразу после убедительной победы на выборах. А началось все с увольнений с ответственных государственных постов специалистов высшего уровня, русских по национальности. Причем тех, которые долгие годы обеспечивали устойчивость президентской власти в РБ. В первую очередь, это  бывший первый заместитель Главы Администрации Президента В.П. Заметалин,  бывший помощник Президента РБ С.А. Посохов, бывший премьер-министр В. Ермошин. Подобная же «чистка» была проведена и в Совете Безопасности, откуда также была уволена целая группа высококлассных специалистов, русских по национальности.      Причем, как считают некоторые эксперты, поводом для этой кампании послужило  существование некоей полумифической «минской группы», которая, якобы, готовила смещение А.Г. Лукашенко с поста президента. В то же время, имеются сведения о том, что слухи о кознях «минской группы» распространялись именно теми кругами, которые в настоящее время оказывают определяющее влияние на идеологическую направленность  политики белорусских властей. В настоящее время есть все основания утверждать, что в Республике Беларусь осознанно проводится антирусская политика, призванная в итоге свести к минимуму  влияние России на  внутриполитическую жизнь. Об этом свидетельствуют и заявление помощника президента РБ, начальника Главного идеологического  управления Администрации Президента РБ Ивана Коренды о намерении лишить русский язык государственного статуса и антироссийские высказывания в печати  заместителя Главы Администрации Президента РБ Леонида Козика, и  начавшаяся  кампания по переименованию населенных пунктов и изменению другой топононимики    на «белорусский» манер, и, наконец, бесконечные заклинания высших должностных лиц о «священности и неприкосновенности» суверенитета РБ.

Однако, любому мало-мальски непредвзятому наблюдателю очевидно, что подобный путь бесперспективен не только для Белоруссии как государства, но, в конечном итоге, и лично для Лукашенко, который в случае окончательного отрыва от России, неизбежно попадет под какой-нибудь «международный» трибунал. Трудно сказать, понимает ли это лично Лукашенко, но похоже, что это отлично понимают те, кто действительно стоит за раскручиванием антирусского маховика в Белоруссии. В любом случае и Запад, и оппозиция крайне заинтересованы в «ссоре» Лукашенко с Путиным. Так, по мнению влиятельного  британского издания «Economist», оппоненты Лукашенко должны заставить его бороться за власть, за выживание, таким образом, чтобы это вредило российским интересам и тогда Россия, по мнению британских аналитиков, может прекратить поддерживать Лукашенко  и поспособствует новым лидерам, за которыми нет шлейфа семилетней антизападной политики.

Как видим, нечто подобное уже происходит. Но российская политическая элита должна отдавать себе отчет в том, что в настоящее время в Белоруссии, в том числе и благодаря усилиям властей, нет серьезных и структурированных общественных и политических сил, способных самостоятельно проводить интеграционную линию. Поэтому,  продолжая  поддерживать А.Г. Лукашенко, России необходимо  увязывать свою экономическую политику в отношении Белоруссии с  гуманитарными вопросами, направленными на содействие белорусско-российскому воссоединению.  В частности, безусловно должна быть прекращена антироссийская и антирусской пропаганда в любой форме в государственных СМИ и в системе образования РБ. Помимо этого, необходимо подвигнуть крупные российские компании, присутствующие на белорусском рынке, оказывать содействие развитию в республике независимых пророссийских средств массовой информации, а также русским и пророссийским общественным структурам,  которые, находясь под непрерывным давлением со стороны властей, пребывают в зачаточном состоянии. Россия должна, наконец, серьезно заняться вопросом создания в Белоруссии влиятельной  пророссийской общественно-политической инфраструктуры, способной не только отстаивать российские интересы, но и выдвинуть новых демократически ориентированных лидеров призванных  довести дело воссоединения Белоруссии и России до логического завершения.




Взгляд президента РБ на интеграцию

18 июня Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко провел совещание, посвященное реализации договоренностей, достигнутых в ходе недавно состоявшейся в Санкт-Петербурге встречи с Президентом Российской Федерации. Его основная цель - выработка к 25 июня 2002 г. позиции Республики Беларусь по существу предложений и инициатив, изложенных Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге.

Открывая совещание, Президент Беларуси отметил, что тема Союза Беларуси и России всегда приковывала к себе внимание, неоднократно была в центре острых дискуссий и обсуждений, к сожалению, не всегда добросовестных. И мы не раз становились свидетелями попыток вбить клин между Беларусью и Россией. Он предположил, что что-то подобное произошло и сейчас по итогам переговоров в Санкт-Петербурге.

Александр Лукашенко заявил: "У меня и у Президента России не может быть принципиальных разногласий относительно необходимости Союза Беларуси и России. Причин для этого нет. Союз нужен простым людям, а не президентам. Белорусский и российский народы уже давно сказали свое слово. Поэтому я убежден, альтернативы Союзу наших стран и народов нет и быть не может".

По словам Президента Беларуси, в основе союзного строительства лежит экономика. Именно она в конечном итоге определяет, каким быть будущему белорусско-российского взаимодействия. Мы за живой и действенный организм Союза, не за "мертвечину". Но для того, чтобы наш Союз стал действенным, необходимо выполнить ранее достигнутые соглашения.

Александр Лукашенко обратил особое внимание на недопустимость ослабления ныне действующего Договора о создании Союзного государства, фактически предлагаемой его денонсации. Надо ставить вопрос о выполнении этого Договора и Программы действий по реализации его положений. "Договор надо выполнять, а не бросать под ноги, вытирать об него ноги", убежден Президент Беларуси. И в Беларуси, и в России есть люди, которые готовы это делать.

Коснувшись недавнего заявления Владимира Путина, которое, по мнению Александра Лукашенко, по команде окружения Президента России было целенаправленно и массированно озвучено во всех средствах массовой информации, Президент Беларуси высказал мнение, что это кому-то надо в России. И похоже на самом высоком уровне. Однако белорусский народ и политики должны спокойно к этому относиться. Российская Федерация ( демократическая страна. Там не только гражданин, но и президент вправе, говорить то, что думает. Не захотел бы - не сказал, пояснил он.

Александр Лукашенко отметил, что заявление Владимира Путина свидетельствует о том, что у российской стороны нет желания двигаться в направлении единения Беларуси и России, братских народов двух стран. Причем белорусский лидер в такой позиции не усматривает ничего нового. "Все годы, сколько мы ведем диалог в рамках Союза Беларуси и России, этот Союз торпедировался, прежде всего, с российской стороны. В чем только нас не обвиняли: и гиря на ногах, и хотим решить внутренние свои проблемы за счет России, и кормить нас будут", напомнил Президент. "Сегодня мы это услышали на самом высоком уровне. Это тоже хорошо. Теперь мы знаем позицию руководства России. Напоминаю, четко было сказано - вы 3 процента, мы - 97. Но мы никогда не ставили перед собой цели решать вопрос за счет российских природных или каких-то иных ресурсов. Мы сами в состоянии заработать себе на жизнь", ( подчеркнул Президент. Он убежден, что делать из нас нахлебников руководителям Союзного государства не красиво. Это оскорбление белорусского народа, которого себе никто еще не позволял за последние 10 лет суверенитета и независимости.

"Нам предлагают федеративное устройство нашего союза, иными словами, стать новой, 90-й губернией Российской Федерации. На что мы четко говорим: никаким северо-западным или северо-восточным краем любого государства мы не будем. Мы - суверенное, независимое государство со всеми атрибутами этого государства. Мы готовы строить союз, но только на равноправной основе",( твердо завил Президент Беларуси. Поэтому белорусские предложения о союзе основываются на принципах конфедерации с сохранением суверенитетов и Беларуси, и России.

"Неужели вы думаете, что белорусская сторона могла предложить договор России, где Россия лишалась права вето при наличии этого права вето в Беларуси. Это просто не реально. Это равносильно тому, что Беларусь в свой состав хочет включить Российскую Федерацию, сделать ее седьмой губернией Беларуси. Мы никогда такого не предлагали. Мы как раз во главу угла ставили вопрос равноправного сотрудничества", - подчеркнул белорусский лидер.

С целью устранения недоразумений и кривотолков Александр Лукашенко проинформировал участников совещания о содержании предложений российской стороны, выдвинутых в Санкт-Петербурге Владимиром Путиным: "выпотрошить" ныне действующий Договор между Беларусью и Россией, лишив его содержательного смысла, а затем избрать Парламент, который выработает Конституцию Союза и вынесет ее на референдум. То есть предлагается убрать из Договора положения, которые крайне важны для наших народов и по которым надо принимать решения, сообщил Александр Лукашенко. Речь велась об ослаблении ныне действующего Договора о создании Союзного государства, дабы Парламент, который будет избран двумя народами был без властных полномочий, "не мешал жить и руководить". С такой постановкой вопроса белорусская сторона не может согласиться. "Если мы боимся будущего Парламента, который будет избран, давайте его не будем вообще тогда избирать и тратить на его содержание деньги", - подчеркнул Александр Лукашенко. "Люди критикуют, что на основании этого Договора мы слабо двигаемся вперед. И это правда. Надо двигаться вперед. Поэтому мы не можем принять предложение России о том, чтобы ныне действующий Договор превратить в пустую бумажку и потом избрать Парламент, который на основании этой пустой бумажки будет действовать", - пояснил Александр Лукашенко.

Белорусский лидер подверг критике предложение российской стороны об избрании Союзного Парламента только для инициирования референдума о Конституции Союзного государства "Сегодня и в России, и в Беларуси есть механизм внесения Конституции на референдум", ( подчеркнул он. Соответствующие полномочия имеются у президентов обоих государств. И для этого Парламент избирать не надо.

Белорусская сторона предлагает не трогать действующий Договор о создании Союзного государства, разработать проект Конституционного Акта, принять его на референдумах двух государств, а затем избрать Парламент и сформировать другие наднациональные органы, которые будут определены в Конституционном Акте. "Только эту проблему мы обсуждали с Путиным в Санкт-Петербурге", - сообщил Президент Беларуси.

Александр Лукашенко опроверг заявления о том, что якобы белорусская сторона предлагает нечто вроде Советского Союза. "Об этом не было речи. Об опыте Советского Союза я действительно говорил. Потому что Президент России предложил построить союз наподобие Евросоюза. Это что-то вроде союза угля и стали 40-50-х годов в Европе? Нам он не нужен. У нас опыт тесного сотрудничества в рамках Советского Союза. И этот опыт надо востребовать. У Германии своя история, из которой надо взять лучшее. Но я еще раз подчеркиваю - у нас есть своя история. В российской империи, затем в Советском Союзе мы жили вместе. Давайте сначала будем использовать свой опыт, из своей истории".

Александр Лукашенко подтвердил готовность идти с Российской Федерацией, с народами России навстречу друг другу, строить добрые, тесные отношения в рамках Союза, но только на равноправной основе. "Хватит, мы уже в своей истории наелись, когда нас то давили, то душили, то мы краем были, то при губернии были. И вообще, кому нужно, чтобы мы стали этой губернией? Ведь руководство России понимает, что такого не будет. Тогда почему предлагают? А для того, чтобы разрушить. Эти нереальные предложения вносятся, чтобы затормозить движение вперед. И это сделано именно в тот момент, когда настало время принимать судьбоносное решение. Словом, мы готовы идти настолько далеко и глубоко в строительстве союзных отношений, насколько сегодня к этому готово руководство России. Вот наша твердая и непоколебимая позиция", ( заявил Александр Лукашенко).

Президент поручил доработать и опубликовать белорусский проект Конституции будущего Союза Беларуси и России. Когда это будет опубликовано, народ сделает соответствующие выводы, уверен Александр Лукашенко. На сегодняшний день существует множество таких проектов. И каждый хочет подогнать будущий Союз под себя. "Так не получится. Союз будем подгонять под народы Беларуси и России. Это наша твердая и непоколебимая позиция". Союз будет учитывать интересы всех его участников. Только равноправно, консенсусом мы можем принимать решения, - заверил Александр Лукашенко.

"Я думаю, мы можем найти нормальный путь построения нашего союза. Если хотите, даже Союзного государства, если к этому готова Россия. Но ни с позиции большие, малые, экономика такая или этакая. Люксембург тоже меньше Германии. Но никто в Евросоюзе Люксембург не упрекнул в том, что вы малые, а мы большие", - отметил Александр Лукашенко.

"Свое счастье, уважаемые друзья, мы должны искать у себя, на этом куске земли, имя которому Беларусь. Белорусы могут быть счастливы, зажиточны или бедны только на этой земле. И дрожать от того, что кто-то, где-то, что-то сказал, нам не следует. Мы в состоянии обеспечить свой народ всем необходимым. Надо помнить всем, что и у нашего народа есть собственные интересы. И мы будем действовать в интересах нашего государства. Мы готовы поступаться собственными интересами настолько, насколько к этому готовы наши партнеры. К разумному компромиссу мы готовы всегда. Вот такая политика будет проводиться нашим руководством по отношению к нашим партнерам. Пройдет время и потомки нас оценят именно за наши действия. Это мы в Беларуси всегда помним и будем помнить", - подытожил Александр Лукашенко.




«Белорусская газета».,
17 июня 2002

Бесплатного газа не будет

Наталья Суворова

Всякая политика имеет свою рыночную стоимость, которую один президент (государство, социальная группа) согласен заплатить другому. Украина, все последние годы делавшая ставку на самодостаточность национальной экономики, на прошлой неделе получила статус стратегического партнера России в области экспорта газа, что гарантирует привлечение в модернизацию транзитных газопроводов этой страны до $2 млрд. прямых инвестиций. Беларусь, добившаяся снижения цен до уровня российских, выиграла $5 на тысяче кубометров, а в рамках народного хозяйства страны - $63,5 млн. в год.

УКРАИНА ИГРАЕТ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

9 июня президент Украины Леонид Кучма подписал в Санкт-Петербурге с президентом России Владимиром Путиным совместное заявление о стратегическом партнерстве в сфере развития газотранспортных систем. Факт не примечательный, поскольку правительство Беларуси еще 27 октября 2000г. подписало аналогичный рамочный документ - меморандум о сотрудничестве с «Газпромом».

Важен другой аспект. За последние три недели президенты России и Украины встречались дважды. Первый раз в Сочи, с участием французского президента Жака Ширака. Второй раз в Петербурге втроем с канцлером Германии Герхардом Шредером. Итогом многосторонних переговоров стало решение о создании консорциума для совместного управления и модернизации транзитных газопроводов на территории Украины. Кроме того, в конце июня планируется подписать долгосрочный договор об условиях и объемах транзита российского газа через Украину на 10 лет.

Первый договор, по мнению вице-премьера российского правительства Виктора Христенко, будет готов в августе. Участниками консорциума станут два монополиста - «Газпром» и «Нафтогаз Украины» - на паритетных основах. Для привлечения иностранных участников, от которых ждут тех самых прямых инвестиций, каждая из сторон будет выделять опционы.

Создание консорциума в данных геополитических условиях выгодно всем его участникам: Украина сможет отремонтировать и заменить трубы, уложенные в землю 30-40 лет назад и небезопасные при эксплуатации под высоким давлением. Западные компании выгодно вложат деньги. Россия сможет минимизировать риски в экспортных сделках. Конечно, если Верховная Рада Украины одобрит данный проект. По Конституции страны, транзитные газопроводы принадлежат народу Украины и приватизации с участием иностранного капитала не подлежат. Кучма с народом не спорит и намерен передать газопровод в управление, а не в собственность.

НАМ ПРОСТО «СЛЕДУЕТ ЖИТЬ»

Что от этого потеряет Беларусь? Одни и те же европейские компании, которые осенью 2000г. объявили о строительстве 500-километровой нитки «Кобрин-Велке-Капушаны» через Беларусь-Польшу-Словакию: Ruhrgas (Германия), Gaz de France (Франция), ENI (Италия) - будут участвовать в российско-украинском консорциуме. Общая сумма затрат на модернизацию украинских газопроводов также совпадает с оценочной стоимостью белорусско-польского «рукава». Все это означает, что «Газпром» сменил вектор экспортных поставок, и экономическая необходимость в строительстве газопровода в обход Украины отпала.

Впрочем, стоит подождать реакции со стороны «Газпрома» и понаблюдать за развитием нового консорциума. В минувшую пятницу в пресс-службе «Газпрома» нам так и не ответили, отменяется ли строительство нитки на Велке-Капушаны.

И еще один «укол зонтиком». В условиях, когда польское правительство утверждает, что потребности в российском газе искусственно завышены, а параллельно проводит переговоры о поставках газа из Норвегии, не следует ожидать от Европы увеличения заказов на российский газ. В энергетике действует главное правило: есть покупатель - будут сырье и инфраструктура, нет покупателя - не будет ничего. Поэтому Беларусь может не рассчитывать в ближайшие 3-5 лет на вторую нитку «Ямал-Европа». Бесплатного газа, как обещал Лукашенко народу два года назад, не будет. За газ надо платить, и платить регулярно.

В то же время Минск может не опасаться снижения объема транзита российского газа. Сегодня через Беларусь проходит 30 млрд. кубометров, а на 2003г. запланирован прирост на 5 млрд. «Газпрому» выгодно достроить первую нитку «Ямал-Европа», что позволит до 2005-08гг. нарастить пропускную способность газопроводов в Беларуси на 15-18 млрд. кубометров.

В 2002г. экспорт «Газпрома» через Украину составит 113 млрд. кубометров. Украинская газотранспортная система может пропускать 140 млрд. Значит, белорусские трубопроводы будут обязательно востребованы в среднесрочной перспективе, поскольку российский монополист намерен к 2010г нарастить экспорт газа в Европу до 180 млрд. кубометров.

СЫР В МЫШЕЛОВКЕ

11 июня Александр Лукашенко провел в Санкт-Петербурге около 10 часов с Владимиром Путиным и оставил ему письмо, в котором изложил семь экономических претензий, требующих личного участия российского президента. Суть первого пункта сводится к очередной просьбе дешевого газа - либо поставить весь газ из закромов «Газпрома» по $21,16 за 1 тыс. кубометров, либо снизить транзитную ставку «Итере», чтобы она могла поставлять газ не по $30, а дешевле.

Данное обращение совсем не ко времени. В России активно притесняют «Итеру»: отобрали основное газоносное месторождение, дававшее компании 15 млрд. из 18 млрд. кубометров собственной добычи, теперь начали вытеснять с рынков СНГ. Очевидно, что подобная просьба родилась в ходе договоренностей Лукашенко и главы «Итеры» Игоря Макарова. Однако российский президент вряд ли пойдет на уступки коммерческой газовой компании в условиях широкомасштабного наступления на нее российского правительства.

Более реалистичен путь возврата Беларуси в лоно «Газпрома». Однако если «Итеру» и вытеснят с рынков СНГ, то не для того, чтобы «Газпром» понес убытки. Его дочерняя структура «Межрегионгаз» продает газ по коммерческой цене - $32 и выше. Доказать, что России выгодно поставлять весь объем газа в Беларусь по ценам своего внутреннего рынка, непросто. Особенно после заявления Путина о том, что «мы не намерены возвращаться к созданию Советского Союза и вытягивать белорусскую экономику за счет экономики России».

В результате двухлетних переговоров на высшем уровне с 1 мая Беларусь покупает (пока не подписан контракт с «Газпромом», хотя договоренность достигнута) газ по $24,52, экономя $5 на каждой тысяче кубометров.

В масштабах страны экономия до конца года составит всего $63,5 млн. Овчинка явно выделки не стоила. Добившись снижения цен (даже в случае удовлетворения последней просьбы Лукашенко), Беларусь в принципе не способна платить самостоятельно за газ, поскольку не «модернизировала» макроэкономическую систему, а промышленные предприятия отстали в развитии лет на 5-7, и их продукция неконкурентоспособна.

Белорусское правительство без тени усмешки предлагает направить «высвобождающиеся средства в сумме 100,5 млрд. рублей» на снижение тарифов на тепловую и электроэнергию (на 4,1%) для реального сектора экономики. В условиях, когда «Белтрансгаз» должен «Газпрому» $265 млн. на 6 июня, правительство Новицкого рассматривает возможность использовать средства не на погашение долга. Как бы это правительство в погоне за свободными средствами не укусило себя за хвост. Во-первых, белорусские заводы с мая 2002г. должны платить за газ не $56,8, а $47,93, т.е. реальных свободных средств быть не должно. Во-вторых, процент оплаты за газ все еще колеблется между 80 и 90, поэтому «Газпром» в любую минуту может сократить поставки. В третьих, белорусская промышленность не снизит значительно энергетическую составляющую в себестоимости продукции, значит, конкурентоспособность белорусских товаров не повысится. Правительство Новицкого делит несуществующие доходы, вместо того чтобы быстро и жестко снизить в 1,5-2 раза расходы предприятий на энергетику.

«Газпром», прекрасно понимая реальное положение дел, последовательно предпринимает шаги по акционированию «Белтрансгаза», в ходе которого он заберет белорусскую собственность (акции либо имущество) в счет нынешних долгов. Как в пословице про сыр и мышеловку.

О том, что приватизация магистральных трубопроводов Беларуси законодательно запрещена, сегодня официальный Минск не вспоминает. Уже подготовлен проект декрета президента о выводе предприятия «Белтрансгаз» из «черного» списка. Его подписание - вопрос нескольких месяцев. И письмо Лукашенко, оставленное Путину, - это просто экономическая стоимость российской политики или цена за вход на рынок российского капитала



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ