Лукашенко против единого государства с РоссиейАлександр Фадеев
После встречи президентов России и Белоруссии на борту
теплохода «Россия» позиции сторон по принципиальным вопросам интеграции двух
государств стали предельно ясны. Стало очевидно и другое, декларируемые ранее
двумя лидерами единодушие и отсутствие противоречий в подходах к строительству
Союзного государства оказались весьма далекими от действительного положения дел,
характеризуемого глубокими расхождениями во взглядах на форму
российско-белорусского государства.
Самое главное, что впервые глава российского государства
высказал мнение о том, что в основании союзного государства не может лежать идея
сохранения суверенитета и независимости странами-участницами, не может идти речь
о равноправном партнерстве столь разновеликих в экономическом отношении
субъектов интеграции. Процесс сближения должен проходить по образцу Европейского
Союза, в котором прописаны механизмы исполнения решений наднационального
органа.
В ответ на заявление президента РФ В.Путина
белорусская сторона очертила свое видение перспектив взаимоотношений со своим
восточным соседом: Республика Беларусь - суверенное, независимое государство со всеми атрибутами этого государства. «Мы, - как
отметил Александр Лукашенко, - готовы строить союз, но только на равноправной
основе». Опыт ЕС применен в данном случае не может. Поэтому белорусские
предложения о союзе основываются на принципах конфедерации с сохранением суверенитетов и Беларуси,
и России. Федеративного государства в принципе не может
быть, – оба государства продолжают оставаться политически суверенными, суверенными субъектами международного права и международных
отношений. Все эти высказывания резко контрастируют с мнением президента
России В.Путина, который предпочел бы строить с Белоруссией единое
государство.
Ни о каком восстановлении бывшего Союза ССР, - как
считает белорусская сторона,- речи нет, такой цели в контексте внешней политики
РБ не стояло и не стоит. Отрицает республиканское руководство и идею о
межгосударственном (или межправительственном) российско-белорусском союзе,
поскольку, с его точки зрения, такое межгосударственное образование уже
существует в виде Содружества Независимых Государств, а смысла в неком
дополнительном союзе двух стран нет.
Интересно и другое, в высказываниях президента
А.Лукашенко, в комментариях министерства иностранных дел РБ подчеркивается
«идеологическая линия» республиканского руководства, которая состоит в том, что
Договор о строительстве Союзного государства 1999 г. не подлежит пересмотру.
Это, как представляется, не более, чем дипломатическая уловка: властную элиту
Белоруссии действительно устраивают отдельные положения документа, подписанного
Б.Ельциным и А.Лукашенко, касающиеся распределения политических ролей, статуса
РБ в потенциальном российско-белорусском государстве. Однако, как известно, сам
Договор так и не может вступить в силу уже третий год в силу заложенных в нем
правовых противоречий, кроме того, именно Минск все последнее время явно
демонстрирует отход от идей и духа этого документа.
Сегодня сохраняется опасность за дискуссиями о
дееспособности той, или иной политической конструкции потенциального государства
утерять позитивное начало идеи воссоединения России и Белоруссии, и, что было бы
уже совсем катастрофой для дальнейшего развития отношений между братскими
народами двух стран, вообще отойти от попыток ее реализации. Следует признать
ошибочным и курс президентской администрации РБ на создание конфедерации с
Россией, - это путь в никуда.
Если уж возвращаться к проблеме формы воссоединения, к
вопросу «федерация или конфедерация», то стоит вспомнить, что в истории
человечества примера успешной конфедерации разновеликих государств пока не было.
Вообще такая форма объединения как конфедерация в «чистом виде» вряд ли
осуществима на практике. С глубокой древности хорошо известны федеративные формы
объединения народов и государств, в период античности складывались те или иные
союзнические отношения между различными государствами, диктуемые, прежде всего,
стремлением оградиться от внешней угрозы. Афинский союз, Пелопоннесский союз,
империя Александра Македонского, Рим-союзный мир и др. образовывались вокруг
более сильного государства, которое выполняло роль лидера, и имели определенные
черты как федерации, так и конфедеративного устройства. Весьма причудливо в
союзнических связях могли проступать и черты, свойственные унитарному
государству.
Более поздний исторический опыт средневековой Европы
свидетельствует о том, что наиболее устойчивыми и могущественными
межгосударственными образованиями были федерации, сложившиеся на основе общих
религиозно-культурных ценностей и во имя отстаивания совместных интересов в
торговле, политике, в оборонной сфере. Наиболее известны такие образования как
Священная Римская империя и Ломбардская лига. Над теорией развития федерализма
задумывались многие государственные деятели и деятели культуры, среди них
Маккиавелли и Данте. Позднее средневековье и новое время привнесли
небывалый размах в поиск форм преодоления разобщенности и государственной
раздробленности. Характерно, что наиболее плодотворной оказалась тенденция,
выражавшаяся в последовательном переходе от «федеративного единства» к
«государству-нации». И здесь обязательно присутствовало доминирующее
государство, которое выполняло роль центра притяжения, инициатора
объединения(Пьемонт, Фландрия, Пруссия). Многие государства, сложившиеся в свое
время в качестве федераций, благополучно существуют и поныне(Швейцария, Бельгия,
Италия, Германия, Австрия, Мексика, Канада, Индия, Австралия…), другие –
распались под воздействием внешних или внутренних факторов(Австро-Венгрия, СССР,
СФРЮ). Часть федеративных образований возникла в результате фузионистского
процесса, остальные восприняли федеральные принципы с силу внешнего влияния или
как наследие метрополии(Индия, Канада, Австралия, например).
Специально стоит подчеркнуть, что первоначальные
возможности субъектов европейских федераций, как правило, были далеко не
равными. Диспропорции касались и экономического уровня развития, и размеров
территорий, и численности населения, и военного потенциала, а также других
параметров. В Российской империи федеративные отношения имели свои особенности,
поскольку Россия, как государство-лидер, предпочитала выстраивать их отдельно с
каждым субъектом федерации: с Финляндией, Королевством Польским, Бессарабией,
Хорезмом, Бухарой, Сибирью… Эти отношения закреплялись в правовом,
конституционном поле(при отсутствии до 1906 г. конституции у самой России) и не
пересекались, не дублировали характера связей с другими участниками
межгосударственного объединения, оставаясь уникальными.
В 60 – 70-е гг. XIX в. Англии возникла теория имперской
федерации или имперского союза, которые должны были прийти на смену отношениям
типа метрополия-колонии. В более поздний период эти искания нашли отражение в
иделогии либерал-империализма. Лидер либерал-унионистской лиги Дж.Чемберлен,
например, считал, что важнейшей функцией имперского союза должна стать
организация союзной системы имперской обороны. Стоит напомнить, что в основании
Британского Содружества лежали в большей степени идеи
либерал-империалистические, нежели идеи «фритреда» и «невмешательства».
Национальный вопрос, этнический фактор не всегда являются
определяющими при складывании межгосударственных объединений. Это
необходимо учитывать властной элите РБ, пытающейся ускоренными темпами
строить унитарное этнократическое государство белорусов. Наиболее мощные,
богатые и процветающие государства современности – это федерации: Европейский
союз, США и Германия(которая сама входит в ЕС, являясь его
государством-лидером). Первые две являются многонациональными, полирасовыми
государствами, лишь Германия пока относительно моноэтнична. Во всех этих трех
крупнейших и единых державах мира в государственно-политической конструкции
сочетаются черты собственно федерализма, унитарного государства, автономизации и
централизации.
В данном случае, в контексте заявления Лукашенко, что с
Россией интегрироваться Белоруссия будет исключительно в форме конфедерации,
чтобы сохранить особый статус, полную самостоятельность и независимость
республики, то стоит заметить, что специфику и особость конкретного
государственного или государственно-этнического образования в лучше всего
обеспечивает в любом разновеликом объединении вовсе
не конфедерация, а автономия, как специально для этого созданная система
политического самоуправления. В самой природе автономии заложена большая степень
«суверенности» и децентрализации, независимости от «центра». В Минске по этому
поводу есть определенное недопонимание, более того, понятие конфедерация
республиканские руководители трактуют тоже на свой лад, исключая, например, из
ведения конфедеративного образования вопросы единой внешней политики и обороны,
допуская лишь в перспективе переход на единую валюту.
Довольно странными выглядят и доводы главы российского
государства, который все время стремится подчеркивать неравенство потенциалов
двух стран, прежде всего экономического(Белоруссия составляет лишь 3% от
экономики России). Странными, поскольку такой специалист по Германии как
Владимир Путин не может не знать, что образование современной ФРГ происходило на
базе объединения разновеликих земель: Бавария, например, превосходила Бремен в
17 раз, а население Северный Рейн-Вестфалия превышало население Бремена в 23
раза(!). Огромные диспропорции длительное время сохранялись и в сфере
хозяйственного развития немецких земель. Федеральные власти пошли по пути
территориальной трансформации(укрупнения) и реорганизации
финансово-экономических отношений внутри федерации. Никто не мешает и России с
Белоруссией двигаться в этом направлении(имея в виду Смоленскую губернию), когда
правовой базой для принятия столь масштабных решений станут референдумы,
подобные референдуму 1951 г. в Германии, в результате которого три
земли(Вюртенберг-Гогенцоллерн, Баден и Вюртенберг-Баден) слились в одну –
Баден-Вюртенберг.
В союзном строительстве вполне уместно и использование
немецкого опыта «финансового выравнивания», когда происходит перераспределение
налоговых поступлений на двух уровнях: между федерацией и землями, а также между
сильными и слабыми в финансово-экономическом отношении землями. Институт
финансового выравнивания, напомним, был успешно применен в рамках процесса
воссоединения ФРГ с Восточной Германией. Кроме того, интерес представляет и
система формирования бюджета ФРГ, поскольку в ней закреплен принцип долевого
участия всех форм(уровней)власти в основных видах налогов(на физических и
юридических лиц, НДС, налог на продажу, косвенные налоги на товары и услуги).
Именно в налоговой сфере у России и Белоруссии сохраняются весьма болезненные
расхождения, поэтому, возможно, и здесь применим немецкий опыт сохранения
четырех-уровневого разделения налогов: совместные, федеральные, земельные и
общинные(в нашем случае: союзные, государственные, местные и муниципальные).
Специально подчеркнем, что благоприятными факторами для
воссоединения России и Белоруссии являются этническая близость русских и
белорусов, которые в сущности вышли из одной нации, общий язык общения,
отношение большинства граждан РФ и РБ к союзу не как той или иной форме
межгосударственного образования(это беспокоит исключительно элиты), а как к
восстановлению прерванных связей в рамках единой родины, общих
историко-культурных традиций. Кроме того, для белорусов очевидно, что новое
российско-белорусское государство обеспечит материальный подъем граждан, откроет
широкие социальные перспективы для молодежи, всему трудоспособному населению.
Оно без всяких сомнений будет более демократичным, чем та страна, в которой они
сегодня проживают, хотя бы уже в силу того, что любая федерация является более
демократичной формой по сравнению с унитарным государством.
Для России воссоединение с Белоруссией – хорошая
возможность пересмотреть свои собственные конституционные принципы
государственно-национального устройства. Сегодня забота российского президента о
комфортном проживании представителей малых этносов в России, о чем он, в
частности, говорил на пресс-конференции 24 июня, может восприниматься только
позитивно. Но с другой стороны, самый многочисленный народ Российской Федерации
– русский – по-прежнему не видит в РФ своего национального государства,
способного в полной мере выражать и защищать его национальные интересы и
национально-культурные ценности. Еще более остро это чувствуют русские в ближнем
зарубежье. В прошлом веке отчуждение русских от государства привело к
катастрофически быстрому падению двух (казавшихся мощными и нерушимыми) держав –
Российской империи и Союза ССР. Абсолютна та же опасность подстерегает и
Российскую Федерацию, если ее руководство продолжит отстаивать нерушимость
нынешних конституционных принципов, на которых построена её государственная
конструкция.
|