Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №55(01.07.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ФОРУМ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

23-24 июня в Приднестровье состоялся форум «Мы-Россия», в котором приняли участия политики, эксперты и журналисты ПМР и России. Официальные лица и представители ряда общественных организаций России и Приднестровья, принявшие участие в форуме "Мы - Россия", который завершился в воскресенье в Тирасполе, подвергли справедливой  критике недавно принятый Россией  Закон о гражданстве. Депутаты  Госдумы России , а именно  Виктор Алкснис, Павел Бурдуков, Адриан Пузановский, расценили новый закон как попытку "бросить на произвол судьбы 28 миллионов русских, проживающих за пределами России".

В то же время, и российские депутаты, и приднестровские официальные лица упрекнули Кремль в поддержке кишиневского коммунистического правления в вопросе об урегулировании приднестровского конфликта, а также подвергли критике официальный курс России на своевременное выполнение решений стамбульского саммита ОБСЕ, ущербным, по оценкам участников форума, для Тирасполя и пророссийской  линии, которой он придерживался до сих пор.

Трибуна Форума была использована некоторыми официальными лицами ПМР для демонстрации  готовности к переориентации от России. Собственно, «геополитический флирт», в первую очередь с Киевом,  ряда фигур в ПМР не является секретом.

В этой связи руководитель приднестровского внешнеполитического ведомства Валерий Лицкай дал понять, что Тирасполь может пересмотреть свою стратегическую ориентацию на Россию. Одним из таких путей, по его мнению, может стать сербско-черногорская модель конфедерализма, которая воплотилась в жизнь при активном участии США и ОБСЕ. Мало того, по утверждениям участников конференции, Валерий Лицкай не только критиковал нынешнюю российскую политику, что было бы вполне естественно, но и обвинял историческую Россию, что можно расценить как идеологическое обоснование антироссийского курса.

Обратило на себя внимание и выступление московского журналиста, руководителя пресс-клуба «Восточная политика» Максима Шевченко, известного своими симпатиями к ваххабизму, который убеждал приднестровскую сторону не иметь ничего общего «с

этой предавшей их Россией»

Участники форума обратились к президенту Российской Федерации Владимиру Путину с призывом взять под личный контроль упрощение процедуры предоставления российского гражданства соотечественникам из постсоветского пространства и предпринять необходимые шаги "по снятию Молдовой таможенной блокады с Приднестровья".

24 июня В целях правдивого освещения ситуации на левом берегу Днестра, в Тирасполе учрежден пресс-центр, в состав которого вошли журналисты из России, Украины и Приднестровья.  С инициативой его создания выступили российские журналисты - участники форума "Мы - Россия", которые считают, что "сегодня целый ряд СМИ России объявили Приднестровью настоящую информационную войну". Учредители пресс-центра приняли обращение ко всем средствам массовой информации России, Украины, Молдовы и Приднестровья, в котором говорится, что "хотя ни единого доказательства причастности приднестровских властей к организации терактов или снабжению оружием экстремистских группировок до сих пор не предъявлено, поток клеветы с телеэкранов и газетных страниц не иссякает уже второй год". По их утверждениям, "есть все основания считать, что нынешняя травля является лишь прелюдией к новой вооруженной агрессии против Приднестровья".

Координатор новосозданного пресс-центра от приднестровской стороны Светлана Антонова сообщила, что это учреждение ставит своей задачей прорвать информационную блокаду Приднестровья, созданную молдавскими средствами массовой информации.

24 июня Делегация молдавской  армии во главе с министром обороны Виктором Гайчуком отбыла в  в Пекин с официальным пятидневным визитом. В ходе визита молдавская делегация встретилась  с официальными китайскими лицами, а также с руководством Народно-освободительной армии Китая. Виктор Гайчук подписал со своим китайским визави соглашение о двустороннем сотрудничестве в области обороны. Документ закладывает основы взаимодействия в технической и научной областях, в системе образования и здравоохранения, в сфере культуры и спорта. В Китае молдавские военные посетили учебный полигон для телохранителей и Университет национальной обороны. В апреле с.г. китайская военная делегация посетила Республику Молдова. В ходе состоявшейся тогда встречи между министром Гайчуком и пекинскими военными обсуждались вопросы глобальной и региональной безопасности, реформирования военных структур двух стран.

24 июня Башкан Гагаузии Дмитрий Кройтор обратился к народу автономии.

В обращении говорится, что противостояние между законодательной и исполнительной ветвями власти создало нестерпимую обстановку, которая рискует перейти в открытую конфронтацию в селах и городах Гагаузии. Кройтор считает, что причина такой ситуации кроется в "стремлении определенных политических сил страны видеть во главе Гагаузии своего представителя, не дать автономии возможность реализовать важнейшие инвестиционные проекты и завладеть неразбазаренной собственностью автономии". Башкан говорит, что группа депутатов Народного собрания во главе с председателем Иваном Кристиогло полностью ангажирована, и в их действиях "нет самостоятельности…для этой группы людей не существует высших интересов автономии, - говорится в обращении, - а есть лишь политический заказ, который они должны выполнить".  21 июня, Башкан Гагаузии объявил в Комрате в ходе встречи с избирателями о своем решении уйти в отставку. Он сказал, что Народное собрание игнорирует его мнение и отвергает любые его инициативы. Согласно Уложению (Основному закону Гагаузии), чтобы уйти в отставку, действующий башкан должен подписать соответствующее постановление и передать полномочия первому заместителю (Валерию Яниогло). Дмитрий Кройтор пока не подписал подобного документа. В случае ухода Башкана в отставку законодательному органу автономии необходимо принять решение о досрочных выборов нового башкана. Отставки Кройтора и перехода власти к прокишеневской группе депутатов Народного собрания молдавские власти добиваются давно. Устоит ли Кройтор?

25 июня  Похищенный неизвестными и отпущенный затем на свободу молдавский депутат  Влад Кубряков считает, что расследование дела о его похищении затягивается. Он сделал это заявление в Страсбурге, где он выступил с речью на Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). В реплике лидер парламентской делегации Кишинева, депутат-коммунист Андрей Негуцэ оспорил вывод депутата от оппозиции. Кубряков заявил:

"Сожалею, что молдавские коммунистические власти отклонили предложение ряда европейских правительств, в частности Германии, о подключении своих экспертов-криминалистов в расследовании этого дела. Сейчас на Карту поставлено доверие к молдавскому режиму, режиму, который обязан довести дело до конца, найти заказчиков и исполнителей данного преступление и привлечь их к ответственности перед законом»

"Постоянно следует помнить о том, - подчеркнул Кубряков, - что Молдова должна удержаться в нормальных коридорах демократии, свободы и европейского духа", и осознать "капитальное значение" в этом плане выполнения резолюции ПАСЕ от 24 апреля с.г. о ситуации в Республике Молдова. Влад Кубряков выразил благодарность председателю ПАСЕ Питеру Шидеру, генеральному секретарю ПАСЕ Вальтеру Швиммеру, докладчикам по Молдове Жозетт Дюррье и Лори Ватре, всем членам Ассамблеи за постоянную заботу об его участи, "а также о политической жизни в Республике Молдова, которая, к сожалению, прогрессивно деградирует".

В свою очередь, председатель делегации Республики Молдова в ПАСЕ, депутат-коммунист Андрей Негуцэ сказал во вторник в интервью национальному радио, что он удивлен заявлениями Кубрякова. Неправда, что политическая жизнь в Республике Молдова деградирует, и непонятно, почему Кубряков выступил с такими заявлениями, сказал Негуцэ. С другой стороны, комментируя отказ Кишинева от помощи германских криминалистов, депутат-коммунист подчеркнул, что их привлечение к расследованию только помешало бы его ходу.

Немецкие криминалисты не знакомы с нашими реалиями, кроме того, и привлечение переводчиков создало бы ряд дополнительных трудностей, сказал Негуцэ. Он уточнил, в то же время, что если бы Влад Кубряков поднял протоколы предыдущих сессий ПАСЕ, он бы увидел, что не только председатель ПАСЕ, генеральный секретарь и наблюдатели по Молдове были озабочены его исчезновением.

26 июня Необходимость возобновления переговоров экспертов по приднестровскому конфликту - главный вопрос, который обсудил президент Молдовы Владимир Воронин на стамбульской встрече с специальным посланником госдепартамента США по конфликтам в Евразии Рудольфом Перина. Стороны обменялись мнениями относительно предстоящей в начале июля в Киеве встречи представителей Молдовы, ОБСЕ, Российской Федерации, Украины и приднестровского региона, в ходе которой будут рассмотрены вопросы, связанные с разработкой статуса приднестровского регионе в составе Республики Молдова.

Владимир Воронин и Рудольф Перина коснулись также нынешнего состояния молдавско-американских отношений.

Перспективы интенсификации двухсторонних отношений рассмотрели в ходе встречи в Стамбуле президенты Молдовы и Турции Владимир Воронин и Ахмет Недждет Сезер.

Главы государств отметили взаимную заинтересованность сторон в инвестициях турецких бизнесменов в молдавские предприятия. Владимир Воронин подчеркнул на встрече, что для успешного выполнения ряда проектов Организации черноморского экономического сотрудничества необходимы совместные усилия входящих в нее государств. Это позволит уменьшить расходы каждого из них на реализацию дорогостоящих проектов и обеспечит более полное выполнение намеченных программ. Коснувшись ситуации в Гагаузии, президент Воронин отметил , что центральные власти занимают конструктивную позицию в решении ряда проблем автономии и намерены придерживаться ее в дальнейшем. Президент Молдовы поблагодарил турецкого коллегу за помощь, оказанную турецкими властями гагаузской автономии. Стороны договорились об оказании содействия в обеспечении условий, позволяющих ускорить предоставление Турцией второго транша в рамках проекта по снабжению гагаузской автономии питьевой водой.




Геополитические зигзаги Кишинева и Тирасполя

Кирилл Фролов

Невозможно не отметить основной тенденции региональной политики – возобновления переговорного процесса между Молдавией и Приднестровьем. Ход этого процесса характеризуется все большим оттеснением России из игры и все большим вовлечением американских и европейских структур и Киева. В унисон говорят премьеры Молдавии и Украины о сохранении ГУУАМ. Комментируя выход Узбекистана из ГУУАМ, премьер Тарлев заявил следующее: «Не могу позволить себе прокомментировать позицию Узбекистана по вопросу ГУАМ. Это позиция суверенного государства.

Хочу довести до вашего сведения, что в Молдове на сегодняшний день не обсуждается этот вопрос и Молдова пока не рассматривает других изменений своих позиций».

А Молдова до сих пор не вышла из ГУАМ.

Анатолий Кинах заявил , что надеется, что Республика Молдова поддержит последовательную позицию Украины в этих вопросах. Украина также из ГУАМ не выходит.

Кишинев все более жестко действует в Гагаузии и ставит башкана Кройтора на грань отставки. В отношении Приднестровья  ужесточается информационная война. Информационное агентство «Инфотаг» сообщает:  «Дни тираспольского режима  сочтены. Говорят, что в ближайшее время команда Смирнова начнет "сыпаться" - министру иностранных дел Валерию Лицкаю будет предложена должность в МИДе России, министру безопасности Вадиму Шевцову - в МВД России. А там и сам пенсионер Игорь Смирнов (который, якобы уже начал распродажу своей недвижимости в Приднестровье) уедет ловить рыбу на берег одной из крупных российских рек».

В свою очередь глава МГБ ПМР Владимир Антюфеев выступил с официальным заявлением о том, что власти Кишинева намерены похитить президента Смирнова.

В самой ПМР ее влиятельные представители (Валерий Лицкай) озвучивают то, что для экспертов давно не является секретом. Отнюдь не все в Тирасполе считают Приднестровье частью исторической России. Демарш министра иностранных дел ПМР Валерия Лицкая, прямо заявившего не только политические, но и исторические претензии к России, не может остаться незамеченным. Никакие недостатки политики современной России не оправдывают смены исторических, геополитических и цивилизационных парадигм.

Откровенный дрейф некоторых кругов Тирасполя в направлении Вашингтона и Киева увеличивает шансы реализации проекта раздела бывшей МССР между Румынией и Украиной (позиция европейских организаций, требующих от  Кишинева капитуляции перед прорумынскими силами доказательство этому) не может не заставить Москву определить свои стратегическую линию, которая должна сводится к укреплению своего военного, политического (через лоббирование и консолидацию «русской партии» в Тирасполе и Кишиневе и форсирования принятия российского гражданства в ПМР) и церковное (которое должно быть консолидировано перед лицом экспансии Румынского патриархата) присутствия.




«Независимая газета»,,
1 июля 2002

Приднестровье меняет политические приоритеты

Наталья Айрапетова

Тирасполь намеренно принижает роль России в регионе в угоду Украине

Этот "прагматичный" принцип недавно откровенно продемонстрировали власти Тирасполя на форуме "Мы - Россия", где главным скандалом стало выступление министра иностранных дел непризнанной ПМР Валерия Лицкая: министр легко "опроверг" какие-либо положительные результаты исторического присутствия России в регионе, включая новейшую историю, переадресовав все возможные плюсы нынешней Украине. После чего форум "Мы - Россия" впору уже было переименовывать в форум "Мы - Украина", но некоторые российские наблюдатели объяснили эту метаморфозу безумной жарой: мало ли какие нехорошие истории случаются при температуре под сорок - и не только в Москве. Однако представители российской делегации, прежде всего депутаты Госдумы, расценили высказывания второго лица в Приднестровье как демонстративный вызов и даже как "антироссийское выступление", намеренно принижающее роль России как страны-гаранта. Депутат Виктор Алкснис, член парламентской комиссии по Приднестровью, потребовал официальных извинений от руководства ПМР, чего не случилось, а кулуарные "объяснения" российские депутаты, разумеется, за официальные считать не могли. Президент непризнанной ПМР Игорь Смирнов не принял российскую делегацию (формальным предлогом стало опоздание на прием), так что скандал получился настоящим и нескучным. Между тем он будет иметь для взаимоотношений России и Приднестровья определенные последствия, так же как и для внутренней дестабилизации ПМР (в виде возможного раскола общества). Но и без этого скандала сама обстановка форума была, мягко говоря, нетривиальной.

Первоначально в Тирасполе предполагалось обсудить в числе прочих проблемы непризнанных республик на территории СНГ, а также проблемы русских и русско-культурных диаспор стран СНГ и Балтии. Как раз в Приднестровье, где проживают более 80 тысяч граждан России, можно было бы поговорить о своеобразной модели толерантности, какой больше нет нигде в СНГ: здесь три языка объявлены государственными, среди разных национальных общин особым влиянием и авторитетом пользуется украинская (чей опыт был бы весьма полезен и русским), велика роль общественных организаций и т.д. Однако после выступления Валерия Лицкая о наших соотечественниках уже никто не вспоминал, тем более что среди целого букета разного уровня политологов, политтехнологов и журналистов не было ни одного (!) мало-мальски известного ученого, специализирующегося по проблемам диаспор. Что по нынешним временам удивительно: серьезные люди в дальнем и ближнем зарубежье давно думают о том, каким должен быть отлаженный механизм взаимодействия между национальными общинами и "исторической родиной". В Тирасполе же шли запоздало страстные дискуссии по поводу нового российского закона о гражданстве с требованиями вообще "отменить" закон (накануне его вступления в силу с 1 июля), от имени приднестровцев звучали явно лоббистские выступления о необходимости создания в России нового министерства (читай - очередной кормушки для политических отставников) по делам соотечественников наподобие старого Миннаца. Сюрпризом стало выступление вице-президента национально-культурной автономии российских цыган Александра Бариева. В соответствии с классическим жанром Александр Бариев пожаловался на нелегкую судьбу своих соотечественников в России, но заверил публику в том, что "цыгане России поддерживают народ Приднестровья". Публику, особенно после скандала, это заметно обрадовало.

Другой сюрприз заключался в том, что почти все гости почувствовали себя участниками некоего широкомасштабного пиар-проекта, который должен был объединить усилия политиков и журналистов для создания "нового" имиджа Приднестровья, а также обозначить новую конфигурацию патриотических сил. Официально пиар-проект с приднестровской стороны был представлен как проект министра госбезопасности ПМР, что само по себе стоит считать явлением беспрецедентным. Известно, что представители определенных структур если и участвуют в подобных акциях, особенно в качестве первых лиц, то стараются не "светиться" публично, к тому же, учитывая сегодняшнюю ситуацию вокруг Приднестровья, подобное мероприятие запоздало лет этак на 5-6. Вдобавок было бы наивным думать, что почти митинговый стиль обсуждения проблем и некоторые излишне темпераментные пассажи об "антинародном режиме" не станут синхронным достоянием Кремля - с легко прогнозируемыми последствиями. Весьма странной выглядит подобная забота о наших соотечественниках, живущих на территории Приднестровья, которые стремительно становятся заложниками "нового мышления" руководства ПМР, не разделяя его нетрадиционной политической ориентации. Эти провинциальные амбиции за два дня полностью обрушили многолетние усилия - прежде всего депутатов Госдумы - по созданию положительного имиджа Приднестровья в глазах россиян. В основном благодаря новому нестандартному мышлению лидеров ПМР, активно продемонстрировавших неадекватность реалиям, форум и превратился в блеф. Эту новую блеф-реальность, причем со многими знаковыми нюансами, немедленно уяснило руководство Республики Молдова - и, надо полагать, оно очень быстро сумеет извлечь из опрометчивого "нового курса" (видимо, весьма краткого) своих противников максимум выгод для себя. Выгоды же приднестровцев более чем сомнительны: вольно или невольно, но они вместо серьезного участия в форуме стали массовкой претенциозно-провинциального действа, превратив Тирасполь в Нью-Васюки. Между тем спокойное, вне одноразовой политической конъюнктуры и непристойной суеты, обсуждение проблем соотечественников в контексте других стратегических проблем могло бы принести больше пользы, чем политически опасный ферт тираспольской тусовки. Но в данном случае волшебное слово "диаспора" стало одним из поводов для политических игр.




,
3 июня 2002

Возвращение депутата Кубрякова: вопросов больше, чем ответов

Тео Лазу

Возвращение депутата Кубрякова продолжает оставаться под завесой тайны. Погоня за более или менее мелкими деталями - где именно его нашли, в чем он был одет и т.п. - вытолкнули на второй план другой, не менее важный вопрос: зачем его похищали? И, конечно же: почему его выпустили?

Пока следствие не в состоянии расставить точки над "i" (да и будет ли когда-то в состоянии?), не мешало бы еще раз рассмотреть версии, о которых пишет пресса. Итак, "Влад Кубряков мог быть похищен русской национал-фашистской организацией под руководством Баркашова, или мафиозными организациями из Приднестровья", писала "Pressbox" на второй же день после появления депутата. В ответ Валерий Лицкай, тираспольский министр иностранных дел, сказал что "если бы его похитили мы, то он появился бы где-то возле Унген". Ему вторит министр госбезопасности Приднестровья Владимир Шевцов-Антюфеев, который был более откровенным: "Если бы похитили его мы, живым бы его не нашли. Его вообще никогда бы не нашли".

Наиболее категоричной была газета "The Guardian" от 27 мая. По ее мнению, существуют две более или менее вероятные версии - похищение депутата было организовано либо окружением Воронина, либо окружением Юрия Рошки - с целью поддержать накал уличных манифестаций, которые шли на спад… "вопрос в том, добровольно или нет участвовал Кубряков в этом спектакле…", пишет газета, поднимая таким образом еще несколько вопросов без ответа…

В этих обстоятельствах нам оставалось только одно: все же установить точное место странного появления, а также поговорить с теми полицейскими, которые теоретически могут претендовать на вознаграждение, объявленное правительством за обнаружение Кубрякова. Итак, согласно заявлениям полиции с.Устия, Кубряков был обнаружен вблизи села Кошница. Якобы он шел по трассе со стороны села Дороцкая. Не ясно, шел ли он один или в чьем-либо сопровождении. В конце концов, полиция выдвинула другой тезис, о том что он был препровожден из комиссариата полиции села Устия в Кишинев. Мы останавливаемся на этих деталях потому, что пока не станет предельно понятно, как в действительности обстояли дела, ни одна версия не может быть исключена.

Валериу Лапшин, заместитель комиссара с. Устия, отказался сообщить нам какую бы то ни было информацию, связанную с Кубряковым. В комиссариате села Устия нас поразило обилие вооруженных полицейских и категорическое нежелание общаться с прессой. В конце концов, отчаявшись отвязаться от журналистов, Лапшин направил нас к комиссару, но комиссар "притворился отсутствующим". С самого начала полицейские советовали нам разговаривать "только с шефом", однако последний, узнав, что мы журналисты, приказал не допускать нас к себе в кабинет.

На наши настойчивые попытки узнать хотя бы во что был одет Влад Кубряков, после паузы и длительных сомнений, Лапшин смог только сказать, что "Ну, он не был голым". Остальные полицейские, которые якобы сопровождали Кубрякова, молча переглядываются, избегая разговаривать даже между собой. Заместитель комиссара отдает краткий приказ, все садятся в машину и уезжают…

В примэрии села Устия, примар Серджиу Урыту рассказывает следующую версию, услышанную от полиции. Якобы все силы комиссариата были задействованы для обнаружения двух угнанных машин. В рамках этой операции и был обнаружен исчезнувший депутат. Примар предполагает, что в случае, если Кубряков пришел из Приднестровья, он мог добраться несколькими способами: на пароме, циркулирующем в Маловату от электроцентрали, или на частной лодке. Кто-то из примэрии вполголоса делает следующее предположение: "Но его могли содержать и здесь…". Никто не возражает. Потому что, как я уже говорил выше, пока все эти обстоятельства окутаны тайной, ни одна версия не исключена.

Мы возвращаемся в комиссариат. Дежурный офицер прямо заявляет, что у него есть приказ Министерства не давать никаких подробностей. Он не может ни подтвердить, ни опровергнуть версию о поиске угнанных машин. "А сам комиссар только что уехал то ли в Кишинев, то ли в Криулень", - дежурный офицер дает понять, что разговор окончен. "Следовательно, когда мы в первый раз здесь были, он был на месте?", - наивно спрашиваем мы. "Не могу вам сказать", - отвечает офицер, и процитированный нами Закон о печати на него не производит никакого впечатления.

Итак, единственным местом, где мы еще можем что-то узнать, остается Кошница. Виталие Кэтишор, дежурный офицер Кошницкого отделения полиции, подтвердил, что исчезнувший депутат был обнаружен вблизи села. Но тут он будто внезапно вспомнил о приказе Министерства иностранных дел. Однако добавил еще один немаловажный факт: операция по поиску машин никак не связана с обнаружением Кубрякова. Кэтишор сказал также, что "депутат Кубряков шел пешком со стороны села Дороцкая"… Был ли он при этом один или нет - "спросите в министерстве иностранных дел"… "А что было с теми угнанными машинами?" - спрашиваем мы. "А, это автомобили марки "Иж", то есть "Москвич"". "И что, из-за двух "Москвичей" подняли по тревоге весь комиссариат Устии и всю полицию Кошницы?" - "Не знаю, спросите в МВД…"

Идем в МВД. Кирил Моцпан, тогда еще начальник Управления по связяям с общественностью министерства, утверждает, что "состояние здоровья Влада Кубрякова удовлетворительное". Моцпан отказывается сообщить другие детали, чтобы "не повредить следствию". Через несколько дней Моцпан подает в отставку, и "в МВД" спрашивать становится не у кого…

И еще кое-какие детали из "первых рук". По словам супруги депутата Наталии, в ночь с пятницы на субботу, около 2.00 часов, ей позвонил сам Влад Кубряков. Он сказал что "в порядке" и находится в полиции, "но пока не понимал, в каком именно месте он находится". Но ведь домашний номер телефона он вспомнил точно… Впоследствии депутат заявил журналистам, что не может вдаваться в детали, пока следствие не завершено. Он сказал, что может лишь констатировать, что был похищен.

Вообще похищение человека - довольно сложная с технической точки зрения операция. Если ему надели на голову капюшон, то похитители должны были иметь все документы на машину в порядке, более того - они должны были быть уверены, что их никто не остановит, а если остановят - не обратят внимания на то, что в салоне находится мужчина, лицо которого скрыто под капюшоном. Кроме того, похитители должны были иметь "информационную поддержку" - то есть точные сведения о том, когда и где удобнее похищать.

Примерно к этому сводится вся информация по этому делу.

Комментарий

Кирилл Фролов

Выше помещена статья автора, отнюдь не симпатизирующего нынешним молдавским властям.

Но по прочтении этой статьи создается впечатление в пользу версии об инсценировке похищения Влада Кубрякова




"ИНФОТАГ",
17 июня 2002

Судный день Молдовы: 13 июня наступает срок погашения еврооблигаций на сумму $75 млн.

Александр Танас

Из обязательных внешних платежей, которые Молдова должна осуществить в 2002 г., самым крупным и сложным для министерства финансов является погашение еврооблигаций на $75 млн. Срок их погашения наступает 13 июня. Последней датой выкупа евробондов является 3 июля - дата, до которой Молдова будет держать в напряжении инвесторов, держащих в своих портфелях ее еврооблигации.

Кто эти инвесторы?

Если быть уверенным, что еврооблигации пролежали с момента их покупки в портфелях и не продавались на рынке, то покупателями молдавских евробондов в 1997 г. были иностранные пенсионные фонды, инвестиционные компании и банки.

Здесь уместно заметить, что в момент размещения Молдовой еврооблигаций на мировых финансовых рынках они пользовались достаточной популярностью. Реальный спрос инвесторов превысил $400 млн. Он превзошел ожидания Merrill Lynch, которая размещала молдавские евробонды, в два раза, а эмитента - минфина - в три раза. Наибольшее количество заинтересованных инвесторов было в Лондоне (30) и Париже (15).

В момент размещения своих еврооблигаций Молдова обладала репутацией маленькой постсоветской страны, которая очень динамично проводила демократические и рыночные преобразования. В самой Молдове и за ее пределами существовала некая эйфория относительно того, что успех реформ уже не за горами и через два-три года молдавская экономика будет признана рыночной. В связи с этим, у инвесторов-покупателей молдавских евробондов не было больших опасений на счет их ликвидности.

Главной гарантией для инвесторов-покупателей всегда был и остается Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ), которые контролируют финансовую и экономическую ситуацию в стране и четко следят за курсом проводимых реформ. Безусловно, что для инвесторов и доходность была привлекательной.

Еще большую привлекательность условия размещения сулили минфину. В 1997 г. доходность, не превышающая 10% годовых, представлялась всем весьма выгодной. Вряд ли в момент эмиссии молдавских еврооблигаций кто-то из государственных мужей серьезно верил, что уже в 2002 г. молдавские граждане будут согласны хранить свои валютные сбережения в молдавских банках под 2,5-4% годовых. Столь же невероятной представлялась тогда и доходность по Государственным ценным бумагам (ГЦБ) в пределах 6-8% годовых, с помощью которых минфин в тандеме с Нацбанком на протяжении всех этих лет столь успешно решают проблему дефицита бюджета, когда наступает большой разрыв в платежах.

Однако правда состоит и в том, что никто тогда всерьез не задумывался и над вопросом о способности государства погасить свои ценные бумаги.

За эти годы Молдова получила возможность льготного кредитования со стороны МВФ и ВБ, когда при определенных "послушании" и "прилежности" правительство имеет доступ к финансовым ресурсам на срок до 30-40 лет, с выплатой 0,5-0,75% годовых. Ясно, что такие условия не идут ни в какое сравнение с условиями, на которых в 1997 г. минфин успешно разместил на международных финансовых рынках $75 млн. евробндов.

И вот 13 июня для государства наступает судный день, когда ему нужно сдержать свои обязательства по внешним платежам и выкупить еврооблигации, чтобы избежать угрозы дефолта. Это возможно, но только очень дорогой ценой, использовав валютные резервы Нацбанка. Ясно, что это не самый лучший вариант, поскольку государству еще больше придется залезть в долги, увеличив и без того огромный внутренний долг перед Нацбанком.

Из-за этих причин на протяжении всего 2002 г. Молдова не перестает говорить, что без реструктуризации внешних долгов она не в состоянии выполнить свои обязательные выплаты в сумме $175 млн. Все, что государство могло - оно предусмотрело в бюджете 2002 г., запланировав на эти цели $137 млн. Следует признать, что в эту сумму заложены и новые займы от ВБ и Европейского Союза, которые, кстати, еще предстоит получить.

В банковских кругах никто серьезно не говорит о возможности объявления Молдове дефолта. Источники в правительстве утверждают, что уже утверждена схема действий на период с 13 июня по 3 июля. Эксперты говорят, что они на 99% уверены в реализации на практике данной схемы, суть которой заключается в реструктуризации выплат по еврооблигациям.

Один из авторитетных представителей банковского сектора считает, что "схема может не сработать лишь в том случае, если произойдет что-то непредвиденное". Если учесть, что речь идет всего-то лишь о $75 млн., то вряд ли стоит подвергать серьезному сомнению способность Молдовы реструктурировать выплаты по евробондам.

Это означает, что, видимо, минфин уже имеет на руках соглашение с иностранной компанией, которая согласилась взять на себя миссию погашения молдавских еврооблигаций. Идет ли речь о $75 млн. или только о какой-то части из этой суммы можно лишь догадываться. Финансистам хорошо известно, что договоренности такого рода держатся в строгой секретности.

Ранее в финансовых кругах ходили слухи о том, что минфин через иностранную компанию досрочно скупал на вторичном рынке свои же облигации, которые ему 13 июня 2002 г. не придется погашать. Эксперты предполагали, что схему по досрочному выкупу на международных финансовых рынках молдавских евробондов реализует та же компания, которая помогла Молдове выгодно выкупить свои облигации у РАО "Газпрома".

Если быть конкретнее, то, согласно слухам, Молдова успела скупить на вторичном рынке 43% своих облигаций, сэкономив тем самым $13 млн. Получается, что реально с 13 июня по 3 июля 2002 г. минфину предстоит выкупать лишь 57% от эмиссии евробондов.

Видимо, нельзя на все 100% исключать вариант досрочной скупки еврооблигаций. Но он, скорее всего, мог реализовываться в период с 1999-2001 гг. Позже на вторичном рынке молдавские облигации уже никто не предлагал к продаже. На это существуют три противоречивых мнения.

П е р в о е: молдавские ценные бумаги не имели ликвидности и по этой причине их не было смысла кому-либо продавать. У инвесторов оставался единственный выход - ждать наступления срока их погашения, что, собственно, не исключало определенного риска, потому как государство могло оказаться не в состоянии выкупить свои бумаги.

В т о р о е: небольшие суммы молдавских ерооблигаций плотно структурированы в инвестиционных портфелях, занимая в пакетах мизерную долю, которую нет смысла досрочно продавать.

Т р е т ь е: отсутствие на мировых финансовых рынках продаж молдавских еврооблигаций с середины 2001 г. подтверждают попытки крупного молдавского банка посредством зарубежной брокерской компании приобрести в собственный портфель небольшой пакет евробондов. Даже если покупать их по номинальной цене, это имеет смысл, так как государство обязалось платить по ним около 10% годовых. Это, к примеру, в три раза больше, чем выплачивают сегодня банки по депозитам населения в СКВ. Однако все попытки отечественного банка оказались безуспешными.

Авторитетное международное рейтинговое агентство Fitch IBCA не смогло подтвердить информацию о том, что Молдова якобы досрочно скупала свои облигации по цене в два раза ниже их номинала. Агентство сомневалось в том, что не может государство, с одной стороны, досрочно скупать свои облигации, а с другой стороны, без устали говорить об острой необходимости реструктуризации выплат по внешним долгам вообще и по евробондам, в частности.

В своем пресс-релизе Fitch IBCA оставило рейтинг Молдовы без изменений. В свободно конвертируемой валюте республика сохранила за собой рейтинг "СС", а в местной валюте - "ССС". В то же время агентство отмечает сложную экономическую и финансовую ситуацию в Молдове, связанную с большими суммами обязательных внешних платежей в 2002 г.

В Молдове заявление Fitch IBCA в канун судного дня, когда предстоит выкупать еврооблигации на $75 млн. эксперты расценили как весьма "корректное" и "взвешенное". Это дало повод банковским специалистам говорить, что минфин располагает договоренностью о реструктуризации выплат по евробондам.

Думается, что компания, с которой минфин имеет соглашение о реструктуризации, могла взять на себя выкуп евробондов на небольшой срок. Вряд ли здесь речь идет о стандартных условиях реструктуризации, предусматривающих 12-18 лет. Скорее всего, речь идет о 5-7 годах, после истечения которых Молдова должна вернуть своему компаньону номинал облигаций и определенный комиссион. В нынешних условиях, это не может быть ниже 5-6% годовых.

Молдавские еврооблигации размещала известная в мире инвестиционная компания Merrill Lynch. Речь в 1997 г. шла о первом выпуске молдавских евробондов, после которого должны были последовать и другие. Цена продаж молдавских еврооблигаций была установлена со спрэдом в 340 базовых пунктов сверх доходности пятилетних облигаций казначейства США.

Спустя пять лет после первого выпуска еврооблигаций экономические успехи Молдовы оказались настолько скромными, что никто в стране не ведет больше речь о следующих выпусках евробондов. Не потому, что Молдова не нуждается в заимствовании финансовых ресурсов, а потому, что условия их размещения за рубежом сегодня никак не устраивают молдавскую экономику. Ставки выше 15-18% годовых в валюте для отечественной экономики относятся к разряду "не берущихся" по причине их "невозвратности". Это может стать реальным лишь тогда, когда у заемщика будет твердая гарантия, что за время пользования внешними ресурсами молдавский лей будет стабильным и не девальвируется к доллару США или к ЕВРО.

Скорее всего, в четверг, 13 июня минфин не сможет объявить, что им погашены еврооблигации в сумме $75 млн. Реально ситуация с погашением евробондов прояснится лишь к 3 июля. По истечении этой даты минфин ответит на вопрос о том, как ему удалось решить проблему с еврооблигациями и отвести угрозу объявления дефолта государству.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ