КИРГИЗИЯ
"Слово Кыргызстана"., 18 июня 2002 Центральноазиатское экономическое сотрудничество - бумаги, бумаги и... декларации.Б. Кылычбеков
Возможно, и покажется, что в этих строках - совершенно
очевидные, действительно "ликбезовские" размышления. И все-таки...
Нормальное функционирование любого государства
обеспечивается не только -наличными трудовыми, природными ресурсами, капиталом,
техникой и технологией, но и способностью их рационального соединения,
обеспечивающего эффективность производства и рынки сбыта произведенных
продуктов. На основе международного разделения труда усиливаются
интернационализация и глобализация экономики в результате действия двух групп
факторов: интеграционных (через сближение национальных хозяйств) и
транснациональных (через создание межнациональных производственных
комплексов).
Наибольшее развитие международные процессы получили в
Западной Европе (Европейский союз - ЕС) и в Северной Америке (Североамериканская
ассоциация свободной торговли - НАФТА), в Азиатско-Тихоокеанском регионе -
Тихоокеанское общество, в Евразии - СНГ.
Исторически наиболее четко интеграционные процессы
проявились в Западной Европе, где во второй половине ХХ столетия складывается
единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формируются
общие условия воспроизводства, появился механизм его регулирования. Здесь
интеграция достигла наиболее зрелых форм. Развитие интеграции в рамках ЕС прошло
ряд этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших форм (зона
свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим (экономический и
валютный союзы), так и увеличением числа участников до 15 стран. К настоящему
времени ЕС практически завершил создание основ единого рынка, системы
межгосударственного управления, принял единую валюту евро.
Единое экономическое пространство бывшего СССР
представляло собой жесткую замкнутую систему, во многом базировавшуюся на
крупных специализированных предприятиях, ориентированных на нужды друг друга.
Распад Советского Союза повлек за собой процесс разрушения экономических связей
между бывшими союзными республиками, который продолжается до сих пор. В
результате единое экономическое пространство распалось, появились таможенные
границы. Однако
одновременно во многих из этих стран, в том числе и в
нашем Кыргызстане, нарастает контр тенденция - стремление к более тесному
экономическому сотрудничеству. Но пока ощутимого результата нет. Создано
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), а также Центральноазиатское
сообщество (ЦАЭС). В марте текущего года ЦАЭС преобразовано в ЦАС - Организацию
центральноазиатского сотрудничества.
Задача ЦАС - экономическое сближение и взаимодействие
входящих стран на региональном уровне, формирование крупных региональных и
интеграционных структур.
Увы, пока, кроме многочисленных деклараций, дело дальше
не шло. Бумаги, бумаги и очень мало прагматических шагов.
Отдельные интеграционные процессы между Россией и
Кыргызстаном протекают здесь на фирменном и отраслевом уровнях и не были связаны
государственным и межгосударственным регулированием. Так, рамках кыргызско –
российско - казахского СП в 2002 году планируется начать строительств комбината
по переработке оксидов урана в месторождении, Заречное. Цель - доведение
мощностей переработки ура новых концентратов. На основе новейших российских
технологий идут работы по созданию СП на бывшем заводе физприборов, на заводе
ЭВМ АО "Жанар".
В системе машиностроения и металлообработки Кыргызстана
насчитывается всего 126 предприятий, в том числе 32 крупных. Главной
особенностью отрасли является ее полная зависимость от внешней сырьевой базы,
рынков сбыта продукции и за много лет сложившихся кооперацмонных связей с
предприятиями СНГ, особенно с Российской Федерацией. Все эти предприятия
нуждаются в восстановлении экономических связей с Россией. Пока же большинство
из них простаивают.
Кыргызстану, чтобы осуществить экономический подъем,
необходимо взаимное сближение национальных экономических интересов, соблюдение
определенных норм функционирования мировой экономики. Внешние экономические
связи могут содействовать расширению и модернизации материально-вещественной
части фонда накопления, а также смягчению экономических и социальных
диспропорций.
Бывшие советские республики являются главными
экономическими и политическими партнерами Кыргызстана, перспективы развития
республики во многом определяются тем, как будут складываться его отношения
именно с этой группой стран, и прежде всего с Россией, Казахстаном и
Узбекистаном. Помимо этого, мощными интегрирующими факторами являются
сложившиеся на протяжении многих лет совместные взаимодействия производственной
и социальной инфраструктуры, языковая общность, единство
научно-исследовательской сферы и информационной системы.
Из-за отсутствия" интеграции с другими странами
современный Кыргызстан остается периферией мирового хозяйства, исполняя роль
поставщика сырья, дешевой рабочей силы и емкого рынка товаров, производимых
другими странами.
На состояние нашего экономического роста оказывает
отрицательное воздействие ряд рыночных факторов. Вот некоторые из них:
монотоварная экономика (в основном - сырье); зависимость от экспорта
необработанного сырья; снижение мировых цен на сырье; рост цен на новую
техническую продукцию развитых стран; рост цен на транспортировку грузов и
т.д.
Влияние этих факторов на финансовое состояние республики
подтверждается многочисленными аргументами. Так, в 2001 году Кыргызстан
экспортировал 29,8 тысячи тонн табачного листа на 25,6 миллиона долларов. Это на
3,2 тысячи тонн больше, чем в 2000 году. При этом, несмотря на количественный
рост экспортных поставок, в денежном эквиваленте он сократился на 4,6 миллиона
долларов из-за снижения закупочных цен на табак. Такое же снижение цен произошло
на хлопок-сырец и на лук.
И вот о какой закономерности надо помнить. С падением
мировых цен на сырье сохраняющееся построение мировой экономической системы дает
односторонние преимущества ведущим странам, а наиболее слабые участники не могут
обеспечить защиту своих интересов. Вот это-то и происходит с нашей республикой.
Кыргызстанские хлопкоробы в прошлую осень вначале продавали хлопок по 10 сомов,
потом - по 6-7 сомов за килограмм, что в шесть раз ниже мировой цены! И не
смогли окупить все затраты и расходы по выращиванию хлопка. Частично
материальные потери были компенсированы правительством. Но так или иначе, в
экспорте республики хлопок принес убытки.
Кыргызстан - маленькая страна, объем ее материальной
потребности невелик. Углубленная экономическая интеграция с Россией,
Казахстаном, Узбекистаном позволяла бы эффективно использовать имеющиеся в
стране ресурсы, улучшить экономику, а также более полно и разнообразно
удовлетворять потребности населения. Казалось бы, очевидное резюме. Но беда в
том, что многие планируемые намерения вязнут чаще всего в трясине голых
деклараций.
EurasiaNet, 28 июня 2002 Свой вклад в волнения на Юге Кыргызстана вносят и этнические узбекиАлишер Хамидов
Пока сторонники депутата Азимбека Бекназарова проводили
24 июня демонстрацию перед зданием областного суда Джалал-Абада, а милиция днем
позже блокировала центр Оша, стремясь не допустить туда демонстрантов,
определенная часть киргизского общества проводила в жизнь свою собственную
программу. Все более настойчивые требования политических прав и
представительства в новом киргизском правительстве выдвигают этнические узбеки.
Среди прочего они добиваются изменений в конституции и придания узбекскому
языку, наравне с киргизским, статус государственного. Однако администрация
президента Аскара Акаева относится к этим требованиям настороженно, опасаясь,
что консолидация узбекского населения приведет к претензиям на автономию и
эскалации этнической напряженности на юге Кыргызстана, где в некоторых районах
узбеков в два раза больше, чем киргизов.
Напряженность на юге, где столкновения между
демонстрантами и милицией привели в конце марта к смерти пятерых гражданских
лиц, достигла такой остроты, что Акаев предложил обсудить этот вопрос на
чрезвычайной сессии парламента. Когда появились сообщения о том, что
демонстранты отнесутся с недоверием к любым решениям, принятым на этой сессии,
законодатели отложили рассмотрение вопроса об амнистии в отношении участников
беспорядков. Губернатор Ошской области Накен Касиев, обещая передать требования
демонстрантов Акаеву, убедил примерно 1000 демонстрантов держаться 26 июня
подальше от Оша. Однако участники марша заявили, что будут брать город штурмом в
день рассмотрения судом апелляции, поданной Бекназаровым.
Между тем 20 июня пятая ежегодная конференция этнических
узбеков южного Кыргызстана выступила со своим собственным заявлением. 300
делегатов конференции потребовали более пропорционального представительства
этнических меньшинств в различных сферах экономической и политической жизни.
Делегаты от различных районов Ошской и Джалал-Абадской областей призвали власти
придать узбекскому языку статус государственного и включить большее количество
узбеков в судебные, законодательные и правоохранительные структуры. Они
потребовали также государственной поддержки культурных и образовательных
программ для узбекского меньшинства.
По некоторым неофициальным оценкам, узбеки составляют 20
процентов от 4,5-миллионного населения Кыргызстана и сосредоточены в основном на
юге страны. Однако их роль в политических и экономических процессах весьма
незначительна, и они все чаще вовлекаются в деятельность запрещенных религиозных
группировок, таких, как Хизб ут-Тахрир. Немногие узбеки преуспели в качестве
предпринимателей. Большинство сталкивается с суровой экономической
действительностью. Это объясняет, почему многие этнические узбеки обеспокоены
состоянием национальной культуры. Преследование властями Узбекистана
боевиков-исламистов крайне затруднило переход ими киргизско-узбекской границы,
особенно в Ферганской долине. А принятие в 1993 г. Узбекистаном латиницы
отрезало этнических узбеков в Кыргызстане, использующих кириллицу, от
национального культурного наследия. Узбекские школы в Кыргызстане постоянно
жалуются на недостаток учебников на узбекском языке. Несмотря на работу в Оше
Киргизско-Узбекского университета, учрежденного совместно двумя государствами и
ведущего преподавание на узбекском языке, многие считают его деятельность
недостаточной. "Вклад ОшКУУ (Ошского Киргизско-Узбекского университета) всего
лишь капля в море", – сказал житель Оша Акимжан Тохтамурадов. Поскольку русский
язык в 2000 г. получил статус государственного, при том что русские составляют
всего 12,5% населения, этнические узбеки считают себя вправе настаивать на своих
требованиях. "По конституции все граждане Кыргызстана равны, независимо от расы,
национальности и языка, – сказал участник Узбекской национальной конференции
Сохиб Назиров. – Мы родились в Кыргызстане. Это дом наших предков, это наш дом,
и это дом наших детей".
В ситуации, когда правительство остро реагирует на любые
признаки беспорядков, сказал Назиров корреспонденту EurasiaNet, многие
этнические узбеки, входящие в интеллектуальную и деловую элиту страны, были
крайне обескуражены, увидев в составе нового правительства всего одного узбека –
заместителя министра регионального развития Бахтияра Фаттахова. Местные СМИ
сообщают, что узбекские общины обеспечивают сторонников Бекназарова пропитанием
и крышей над головой, а некоторые наблюдатели видели узбеков среди участников
марша. Граждане южных областей говорят, что большинство узбеков тайно
симпатизируют демонстрантам, требующим повышения жизненного уровня и прекращения
коррупции.
По словам источника в правительстве, пожелавшего остаться
неназванным, обращение узбеков вызвало в Бишкеке волну подозрений. 24 июня
премьер-министр Николай Танаев сказал журналистам, что правительство решило
оказать социальную и экономическую помощь узбекскому населению. Однако он
подчеркнул, что эта помощь, вероятно, не сможет удовлетворить "амбициозных
требований", – сообщило агентство "Кабар". Некоторые местные эксперты
сомневаются, что Акаев располагает политической волей и экономическими
средствами для того, чтобы помочь узбекам, и подозревают, что он склонен
рассматривать их как источник угрозы.
Источник в киргизском правительстве сказал корреспонденту
EurasiaNet, что по мнению некоторых киргизских чиновников, предоставление
узбекам больших прав приведет к новым требованиям, в том числе долго державшимся
под спудом претензиям на автономию и присоединение к Узбекистану. Эти опасения
продолжают составлять важный фактор киргизской политики после мятежей, прошедших
в 1990 г. В 1999 г. группа киргизских законодателей предложила законопроект,
запрещающий набор этнических узбеков в киргизскую армию.
Несколько лет назад Акаев попытался заглушить взрыв
этнических чувств, объявив Кыргызстан "общим домом". Некоторые наблюдатели на
юге считают, что правительство стремится помешать объединению узбеков, ведя
отсчет с середины 1990-х годов, когда Узбекский национально-культурных центр
раскололся на две отдельных организации. По словам источника в правительстве,
после того, как некоторые демонстранты в Аксыйском районе начали требовать
автономии, киргизская элита забила тревогу. Государственный секретарь Осмонакун
Ибраимов сказал на чрезвычайной сессии парламента, что некоторые жители юга даже
требуют аннексии Аксыйского района Узбекистаном, – сообщил 23 июня оппозиционный
еженедельник "Моя столица – Новости".
Все это оправдывает худшие ожидания правительства. Мэр
Оша Жанторо Сатыбалдиев, комментируя свое решение отказать демонстрантам в
удовлетворении их требований, предупредил местных журналистов о возможности
более серьезных угроз. "На горизонте появились колонны конфронтационных сил,
которые могут вызвать дестабилизацию области, – сказал он. – В этом свете мы не
должны забывать об этническом факторе, который способен привести к трагическим
последствиям".
|