ЗАКАВКАЗЬЕ
Хроника
15 июня. Из российских источников стало известно, что 15
июня была проведена инспекция с международным участием базы в Гудауте, которая
отметила, что база расформирована. Этот факт был позднее подтверждён первым
заместителем министра иностранных дел России, спецпредставителем президента РФ
по грузино-абхахскому урегулированию Валерием Лощининым. Однако в понедельник
грузинский МИД распространил сообщение, в котором потребовал проведения
повторной инспекции. Тбилиси считает, что Россия не выполнила всех
договоренностей по расформированию этой базы.
17 июня. Как заявил Э.Шеварднадзе, Тбилиси приветствует
начало нового этапа в отношениях России и НАТО после подписания Римской
декларации. В Грузии "рассматривают НАТО как сильного партнера", который
помогает в укреплении региональной стабильности. "Североатлантический альянс
превратился в один из главных гарантов современной глобальной безопасности, и
эту реальность сегодня признают все". Говоря о начинающихся в Грузии учениях
НАТО "Cooperative Best Effort-2002", Шеварднадзе отметил, что они "отражают
высокий уровень сотрудничества" между Грузией и Североатлантическим альянсом. Он
также сказал, что "придает большое значение проведению в республике натовских
учений с точки зрения повышения боеспособности и профессионализма"
спецподразделений Вооруженных сил Грузии. Шеварднадзе также подчеркнул, что эти
учения "не имеют никакого отношения" к конфликтам в Абхазии или Южной Осетии.
17-28 июня на бывшей российской военной базе Вазиани,
принадлежащей ныне минобороны Грузии, военнослужащие шести стран НАТО и девяти
государств-партнеров, в том числе Грузии, Азербайджана и Армении провели
международные военные учения "Cooperative Best Effort - 2002". Учения были
спланированы командованием объединенными силами НАТО в Южной Европе. Руководил
учениями глава объединенного командования Юго-восточного направления НАТО
турецкий генерал Октар Атаман.
17 июня. Как заявил Э.Шеварднадзе, вывод миротворческих
сил из Абхазии на данном этапе стал бы большой ошибкой. По его словам, за
выводом миротворческих сил из Абхазии обязательно последует возобновление боевых
действий в зоне конфликта.
17 июня. Сотрудники госбезопасности Грузии задержали на
автотрассе близ Тбилиси автомобиль "Лэнд Круизер", перевозивший оружие.
Водителем джипа оказался заместитель руководителя 11-го подотдела управления
охраны объектов МГБ майор Симон Мчедлидзе. По словам министра госбезопасности
Грузии Валерий Хабурдзания, стоимость задержанного вооружения - трех реактивных
противотанковых гранатометов, девяти управляемых противотанковых ракет и трех
установок для их запуска типа "Фагот" - составляет около 300 тыс. долларов. Как
заявил командир грузинского партизанского отряда "Лесные братья" Давид Шенгелия,
оружие предназначалась для грузинских боевиков в Абхазии. В министерстве
госбезопасности Грузии не исключили, что задержанная близ Тбилиси партия оружия
предназначалась для подготовки теракта. В этом смысле высказался президент
Э.Шеварднадзе.
17 июня. Министр обороны, секретарь Совета Безопасности
Армении Серж Саркисян прокомментировал высказывание главы Азербайджана о
достигнутой между Г. Алиевым и Р. Кочаряном в Париже в 2001 году договоренности
о территориальном обмене. "Было бы хорошо-, сказал министр-, чтобы Гейдар
Алиевич не оправдывался, не оправдывал свои действия, а конкретно приступил к
выполнению достигнутых в Париже договоренностей". По сообщениям ряда СМИ, Г.
Алиев, принимая в Баку нового французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ
Уго Перне, заявил, что одним из аспектов так называемых "парижских принципов"
является "открытие транспортных коридоров, связывающих Азербайджан с Нахичеваном
через территорию Мегринского района Армении и Армению с Нагорным Карабахом -
через территорию Лачинского района Азербайджана". Причем, как подчеркнул Алиев,
стороны обсуждали вопрос о предоставлении суверенных прав: Азербайджану - на
Мегринский коридор и Армении - на Лачинский коридор. По словам Саркисяна, "во
время переговоров в Париже не было такого понятия, как "мегринский коридор".
17-18 июня. В Минске прошли консультации экспертов по
вопросу расширении мандата Коллективных сил СНГ по поддержанию мира (КСПМ) в
зоне грузино-абхазского конфликта. Был рассмотрен документ, разработанный под
руководством спецпредставителя Генерального секретаря ООН в зоне
грузино-абхазского конфликта Дитера Бодена. В документе сформулированы
принципиальные позиции ООН относительно того, как должно выглядеть положение
Абхазии в составе Грузии.
18 июня. В распространенном сообщении МИД Грузии
говорилось, что Грузия не считает выполненными обязательства, взятые Россией на
стамбульском саммите ОБСЕ по расформированию военной базы в Гудаута. В нем
отмечается, что базу в Гудаута можно будет считать закрытой лишь после
соблюдения всех необходимых процедур - документальной передачи базы грузинской
стороне и проведения регулярных международных инспекций. МИД Грузии выражает
удивление в связи с сообщением российского внешнеполитического ведомства о
посещении представителями ОБСЕ и ООН бывшей российской военной базы в Гудаута и
подтверждения ими закрытия базы. В МИД Грузии в этой связи заявляют, что
представители миссии ООН не посещали гудаутской базы.
18 июня. По сообщению Интерфакса, Генеральная прокуратура
России направила в Грузию международное следственное поручение с просьбой
задержать и выдать трех российских граждан, обвиняемых во взрыве жилого дома
Волгодонске в сентябре 1999 года. Как сообщил заместитель генерального прокурора
РФ Сергей Фридинский, "следствием установлено, что обвиняемые во взрыве жилого
дома в Волгодонске жители Карачаево-Черкесии Юсуф Крымшамхалов, Тимур Батчаев и
Адам Деккушев укрываются на территории Грузии».
18 июня в Тбилиси был совершено очередное похищение
представителя западной страны, по всей видимости, с целью выкупа. На сей
раз вблизи своего дома переодетыми в полицейскую форму вооруженными людьми
похищен гражданин Великобритании, содиректор "Агробизнесбанка" Питер Шоу.
19 июня. Как отметил председатель постоянной комиссии
Национального Собрания Армении по экологии Гагик Тадевосян, члены комиссии ПАСЕ,
посетившие АЭС, "лично убедились в отсутствии на станции радиоактивного фона".
Он отметил, что споры по поводу закрытия Армянской АЭС носят скорее
экономико-политический, чем экологический характер.
19 июня. Глава МИД Грузии Ираклий Менагаришвили заявил,
что грузинская сторона выступит с новыми предложениями по срокам вывода из
Грузии российских военных баз, дислоцированных в Ахалкалаки и Батуми. До сих пор
Грузия настаивала на их выводе в 3-4 года, в то время как РФ – на сроке в 13-14
лет.
19 июня. Первый заместитель министра иностранных дел
России, спецпредставитель президента РФ по грузино-абхахскому урегулированию
Валерий Лощинин отметил, что вопрос об изменении мандата миротворцев в зоне
грузино-абхазского конфликта нельзя связывать с вопросом о продлении мандата на
пребывание наших миротворцев в Абхазии. В.Лощинин сообщил, что договорённость по
вопросу пребывания коллективных сил по поддержанию мира в зоне
грузино-абхазского конфликта, пока не достигнута. Однако, отметил Лощинин,
"очень отрадно, что грузинская сторона понимает необходимость решения вопроса о
продлении сроков пребывания миротворцев". Вопрос же, касающийся изменения
статуса миротворцев, предложение о чем внес Тбилиси, "потребует какого-то
времени". "Договориться об этих изменениях нам было бы очень просто, если бы
вопрос касался только Грузии и России". Однако, пояснил В.Лощинин, есть еще и
абхазская сторона, без согласия которой какие-либо изменения невозможны.
19 июня. Как заявил В. Лощинин, в Москве не видят
необходимости в повторной проверке военной базы в Гудауте. "А если есть
необходимость с точки зрения грузинской стороны, для этого нужно, чтобы мы все
вместе договорились с абхазами". Грузинская сторона, отметил дипломат, ставит
вопрос относительно своего собственного участия в такого рода процедуре. По
мнению Лощинина, "это тот самый вопрос, который грузинская сторона могла бы
решать вместе с абхазской". "Я думаю, что это не принципиальный вопрос - база
расформирована, не действует, не функционирует. Как таковой ее нет, и только
некоторые ее жилищный условия, инфраструктура используются нашими миротворцами,
что известно грузинской стороне».
19 июня. Президент Азербайджана Гейдар Алиев сообщил, что
партия "Новый Азербайджан", председателем которой он является, выдвинула его
кандидатуру на предстоящих в 2003 г. президентских выборах. "Я верю, что
азербайджанский народ вновь окажет мне доверие и изберет президентом страны". Он
также отметил, что выборы главы государства должны пройти "полностью в
демократической и прозрачной обстановке". "Такой известный политический деятель,
как я, не нуждается в победе на выборах путем каких-то фальсификаций".
21 июня. Комментируя вопрос о будущем ГУУАМ после выхода
Узбекистана из этой региональной организации, президент Г. Алиев заявил, что
выход Ташкента не повлияет на перспективы ГУУАМ.
24 июня. На
пресс-конференции в Кремле Президент России В. Путин заявил, что проблему
нахождения чеченских боевиков в Панкисском ущелье Грузии власти этой республики
могут решить только в сотрудничестве с Россией. "Никто: ни американский спецназ,
ни подготовленные спецподразделения самой Грузии, - проблему террористов в
Панкисском ущелье не решит без прямого и активного участия российских
специальных служб и подразделений".
24-25 июня. В Стамбуле состоялся 10-й, юбилейный саммит
Организации экономического сотрудничества стран Черноморского бассейна (ЧЭС). В
нём приняли участие президенты Азербайджана и Грузии, министр иностранных дел
Армении.
25 июня. Мэр Москвы Юрий Лужков принял находящегося в
российской столице с рабочим визитом новоизбранного мэра Батуми Гиоргия
Абашидзе. По информации ряда СМИ, стороны обсудили перспективы расширения
экономического, социального и культурного взаимодействия между столицами России
и Аджарской Автономной Республики (Грузия).
25 июня. Находящийся в Стамбуле министр иностранных дел
Армении Вардан Осканян обсудил с сопредседателями Минской группы ОБСЕ ход
урегулирования карабахского конфликта. Как сообщили в управлении по связям с
общественностью МИД Армении, собеседники обсудили также возможности активизации
процесса урегулирования.
25 июня. Госдепартамент США призвал Грузию контролировать
ситуацию в Панкисском ущелье и сотрудничать с Россией. Как заявил официальный
представитель американского Госдепа Ричард Баучер, США исходят из того, что в
районе Панкисского ущелья "должна существовать ответственность с грузинской
стороны границы". Грузии необходимо "сотрудничать с соседями и Россией".
26 июня. Как заявил министр иностранных дел Грузии
Ираклий Менагаришвили, грузино-российское сотрудничество по проблеме Панкисского
ущелья должно строиться так, чтобы это принесло пользу обоим государствам, а не
обострило ситуацию в этом и без того неспокойном регионе Грузии. "Разумеется,
Тбилиси и Москва должны найти взаимоприемлемые формы сотрудничества в решении
проблемы Панкиси". При этом министр подчеркнул, что "любое иностранное военное
вмешательство неизбежно приведет лишь к обострению ситуации в этом районе".
26 июня. По данным заместителя секретаря Совета
национальном безопасности Грузии Русудан Беридзе, более 40 процентов женщин и
почти 80 процентов мужчин страны, отбывающих сейчас наказания в местах лишения
свободы, становились жертвами пыток на этапах предварительного заключения и
следствия. “Чистосердечные признания” многих из них нельзя считать объективными,
поскольку они получены с применением электрошока, резиновых дубинок и других
орудий пыток. Поэтому, правоохранители не исключает, что в учреждениях
пенитенциарной системы находится немало ни в чем не повинных людей.
26 июня. По сообщениям СМИ, на Армянской атомной
электростанции возникла критическая ситуация. Из управления по информации
Министерства энергетики РА сообщили, что причиной отключений явились неполадки в
цепи постоянного тока ААЭС, вследствие чего сработала система автоматической
безопасности, а энергоблок атомной отключился от общей сети. По всей Армении
была отключена электроэнергия. По стандартам МАГАТЭ, случай не квалифицируется
как происшествие, так как не произошло нарушения радиационной безопасности.
26 июня. В рамках саммита ЧЭС состоялись переговоры в
узком кругу с участием "черноморской пятерки" - Азербайджана, Грузии, Болгарии,
Румынии и Турции. Была обсуждена так называемая "Программа трех морей" - проект
энергетического моста, связывающего Каспий, Черное и Средиземное моря. Как
отмечали представители этих стран, в работе находятся два нефтепровода:
Баку-Супса и Баку-Тбилиси-Джейхан. Завершается проектирование газопровода из
Азербайджана на север Турции с возможным продолжением в Грецию и Италию.
27 июня. Депутаты сахалинской областной Думы направили
обращение к президенту, правительству, Госдуме РФ и Совету Федерации, в котором
заявили, что Соглашение Советского Союза с Соединёнными Штатами,
подписанное 1 июня 1990 года министром иностранных дел СССР Э.
Шеварднадзе, о линии разграничения морских пространств не соответствует
национальным и экономическим интересам России. В документе сахалинские депутаты
выражают тревогу в связи с резким сокращением рыбных запасов в «исключительной
экономической зоне РФ» и ограничениями для российского рыбодобывающего флота в
районе промысла в Беринговом и Чукотском морях, последовавшими за подписанием и
одновременной ратификацией США указанного соглашения. В обращении
региональные парламентарии призывают власти страны и Федеральное Собрание
рассмотреть возможность о пересмотре линии разграничения морского пространства
между Россией и США.
27 июня. Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян,
выступая в Центре экономических и социальных исследований Турции, сказал, что
армяно-турецкие отношения не должны быть обусловлены отношениями с третьей
стороной. В.Осканян призвал к установлению дипломатических отношений с Турцией
без каких-либо предварительных условий. Это не значит, отметил глава
внешнеполитического ведомства РА, что Армения готова отступить от национальной
памяти или проигнорировать историческую несправедливость, от которой она так
долго страдала. Говоря об армяно-турецких отношениях с точки зрения
соседствующих государств, Вардан Осканян отметил, что судьба и жизнь наших стран
и народов взаимосвязаны – «c учетом того, что мы – соседи, и история и география
у нас общие».
27 июня. По итогам армяно-эстонских переговоров в рамках
официального визита в Таллинн президента РА Р.Кочаряна подписано Соглашение о
торгово-экономическом сотрудничестве между Арменией и Эстонией.
29 июня. Президент Северной Осетии Александр Дзасохов
подчеркнул, что использование силы для решения политических вопросов надо
исключить. «Мы не имеем права даже в мыслях допускать возможность рецидивов
использования силы. В Южной Осетии мы вообще не приемлем возобновления военных
действий». Дзасохов подчеркнул, что осетины видят себя единым народом. «К
сожалению, желание быть одним народом реализуется сегодня не на правовой
основе». В то же время глава республики выразил удовлетворение тем, что
«восстановились связи между Северной и Южной Осетией, хорошими стали дороги,
налицо информационная открытость». Президент Северной Осетии не ставит
объединение российских и грузинских осетин на первый план. «Зацикливаться на
процедурных вопросах сегодня не собираемся - ни на Севере, ни на Юге. Отстаивать
же возможность существования постоянных связей между нами мы будем всегда».
«Время новостей», 21 июня 2002 Владислав Ардзинба: "Блицкриг против Абхазии невозможен"Михаил Вигнанский Интервью с лидером Абхазии
Владиславом Ардзинбой.
- В последнее время много говорили о курсе вашего лечения
в Москве. В Тбилиси даже высказывают предположения о вашей скорой отставке по
состоянию здоровья, досрочных президентских выборах, предполагая, что в связи с
этим возможно смягчение позиций Абхазии на переговорах.
- Право заболеть имеют и президенты. Но при этом
состояние здоровья не мешает мне в полной мере выполнять функции главы
абхазского государства. Досрочных президентских выборов в Абхазии не будет. Что
касается позиции Абхазии на переговорах, то она формируется исходя из ее
национальных интересов. У граждан Абхазии сформировались четкие представления об
этих интересах, заключающихся в том, что гарантией равноправного развития нашего
народа, его достойной жизни может служить только независимое государство. Будет
Ардзинба или нет, в этом смысле значения не имеет. Процесс грузино-абхазских
переговоров свидетельствует о том, что какие-то качественные изменения во
взаимоотношениях Абхазии и Грузии в ближайшей перспективе вряд ли возможны. Тем
не менее я убежден, что альтернативы мирному урегулированию конфликта нет,
поэтому необходимо продолжать переговоры. Одна из важнейших проблем во
взаимоотношениях Абхазии и Грузии -- это то, что уровень доверия к Грузии
довольно низок во всех слоях нашего общества. Наши граждане видят в Грузии
постоянную угрозу, а это вряд ли способствует укреплению взаимного доверия. Мои
личные контакты с господином Шеварднадзе после окончания войны 1992-1993 годов
вселяли в меня определенные надежды. Но как показали события мая 1998 года
(локальный конфликт в Гали) и октября 2001 года (попытка гелаевцев и партизан
прорваться через Кодорское ущелье на Северный Кавказ), политика Грузии не
изменилась. Поэтому доверие остается пока недостижимой категорией и во
взаимоотношениях президентов Грузии и Абхазии.
- Вынашиваются ли сейчас в Тбилиси, по вашим данным,
планы блицкрига против Абхазии?
- Блицкриг Грузии против Абхазии невозможен в принципе,
так как придется иметь дело со всем народом. В Абхазии действует швейцарская
система резерва, подавляющее большинство мужского населения на законном
основании хранит дома оружие. Кроме того, на складах министерства обороны есть
большие запасы вооружений. Мы проводим регулярные учения всех родов войск, сборы
и переподготовку резервистов. В этом вопросе мы руководствуемся древней
мудростью: хочешь мира - готовься к войне.
- Как вы оцениваете роль России в сегодняшнем
переговорном процессе? Нет ли у вас претензий к России? В чем, на ваш взгляд,
интересы России в Абхазии?
- Россия - великая держава, заинтересованная в
сохранении мира в нашем регионе, так как это соответствует ее национальным
интересам. Именно поэтому участие России в переговорах - важный стабилизирующий
фактор и серьезная гарантия сохранения мира и стабильности в зоне конфликта. Во
многом благодаря миротворческим силам, представленным российским военным
контингентом, на протяжении девяти лет удается избегать новой войны. Как и
грузинская сторона, мы часто не согласны с позицией России по урегулированию
грузино-абхазского конфликта, это является подтверждением того, что Москва
сохраняет равноудаленный подход к обеим сторонам. Вместе с тем мы разделяем
позицию России по укреплению мира в регионе, в частности в вопросе пресечения
деятельности террористических формирований, действующих против Абхазии под
руководством спецслужб Грузии. Мы надеемся, что назначение господина Лощинина
спецпредставителем президента Путина по урегулированию грузино-абхазского
конфликта будет способствовать активизации роли России. Мы расцениваем этот шаг
как подтверждение твердого намерения России способствовать сохранению мира,
главного условия для продолжения переговоров между сторонами.
- Как вы относитесь к появлению американских военных в
Грузии? Вероятна ли ситуация, при которой они будут использованы против Абхазии?
- Активная помощь США и других стран в усилении военной
мощи Грузии вызывает у нас серьезную обеспокоенность. Это повышает опасность
возобновления широкомасштабных военных действий. С момента появления
американских инструкторов произошел резкий рост реваншистских настроений в
грузинской правящей элите. Ситуация в Кавказском регионе развивается очень
динамично, и нельзя исключать, что возникнет ситуация, когда власти Грузии
сочтут возможным начать военные действия против Абхазии. Поэтому для нас одной
из приоритетных задач является повышение обороноспособности Абхазии, в том числе
и с помощью высококвалифицированных военных специалистов. Кроме того, стремление
руководства Грузии заменить Коллективные силы по поддержанию мира (КСПМ) СНГ
военным контингентом стран НАТО свидетельствует о желании решить проблему
взаимоотношений с Абхазией с помощью третьей силы по балканскому сценарию.
Руководство Грузии считает, что интернациональный контингент должен с помощью
военной силы способствовать утверждению юрисдикции Грузии на территории Абхазии.
Именно поэтому мы против интернационализации миротворческой операции.
- В Тбилиси заявляют, что в Абхазии могут скрываться
боевики "Аль-Каиды" и есть лагеря международных террористов. А Абхазия, как
утверждает МГБ Грузии, стала перевалочным пунктом наркобизнеса. Что вы готовы
предпринять, чтобы опровергнуть это? Согласны ли на международные инспекции?
- О том, что на территории Абхазии присутствуют
террористы "Аль-Каиды", представители Грузии заговорили сразу после событий 11
сентября, до этого подобных заявлений не было. Для всех очевидна абсурдность
таких заявлений, так как территория Абхазии подвергается постоянному мониторингу
со стороны ООН, других международных организаций и КСПМ СНГ. Очевидно, что
Грузия развернула эту пропагандистскую кампанию с тем, чтобы на волне всеобщей
борьбы с международным терроризмом решить вопрос отношений с Абхазией силовым
путем при поддержке международного сообщества. Однако такой поддержки Грузия не
получила, вряд ли кто-то всерьез воспринял подобные конъюнктурные заявления.
Более того, МИД России расценил их как пропагандистскую подготовку к началу
боевых действий и выразил в связи с этим серьезную обеспокоенность. Это Грузия
заинтересована в установлении юрисдикции над территорией Абхазии, поэтому именно
она оказывает поддержку так называемым партизанам, совершающим теракты. В
настоящее время представители высшего руководства Грузии открыто стали заявлять,
что будут поощрять расширение деятельности этих террористических формирований.
- Говорят, что Борис Березовский, будучи замсекретаря
Совбеза России, предлагал вложить миллионы долларов в экономику Абхазии в обмен
на ваши политические уступки. Не поступают ли сейчас аналогичные предложения из
России или из Тбилиси?
- На это я могу сказать только одно: мы не торгуем
своими национальными интересами.
ГРУЗИЯ
В.В.Путин о Грузии Из ответов на вопросы на пресс-конференции в Кремле 24 июня 2002г.
ВОПРОС: Владимир Владимирович, пресловутая «дуга
нестабильности» проходит в непосредственной близости от российских границ. Так,
например, совершенно очевидно, что в соседней с нами Грузии обосновались
бандиты. Как долго Вы намерены продолжать бесплодные переговоры с Шеварднадзе,
чтобы защитить наши границы? Или у России нет достаточного военного потенциала,
чтобы обезопасить себя? В.ПУТИН: Я думаю, что Вы излишне расширительно толкуете
ситуацию. Вы сказали: в Грузии обосновались бандиты. Это не очень корректно.
Бандиты действительно обосновались на части грузинской территории в Панкисском
ущелье. Это факт, который длительное время отрицался грузинским руководством -
мы это видели с экранов телевизоров. Но потом все-таки под давлением
обстоятельств и фактов был признан. Это печальный факт, который разрушает не
только двусторонние отношения России и Грузии. Сейчас мы это видим точно и
достоверно - это разрушает само грузинское государство. И не только потому, что
выводит из юрисдикции центральных грузинских властей пусть и небольшую, но
суверенную территорию. Это разъедает изнутри, поскольку показывает
недееспособность властей, так, как это было у нас до 1999 года. Я не думаю, что
нам нужно загонять ситуацию в тупик и усугублять ее. Решение есть. И оно не
может находиться отдельно от сотрудничества с Россией. Никто - ни американский
спецназ, ни подготовленные спецподразделения самой Грузии - проблему терроризма
в Панкисском ущелье не решат без прямого и активного участия российских
специальных служб и подразделений Российской армии. Вот когда общественность
самой страны, Грузии, руководство Грузии поймет это, созреет до таких решений,
тогда и проблема будет решена. Я думаю, что это связано в значительной степени с
негативным прошлым отношений между Россией и Грузией, о котором мало говорят, но
все знают. Надо сказать об этом прямо и честно. И не только Грузия в этом
виновата, наверное. Есть опасения у Грузии в отношении российских амбиций
имперского характера. Есть страхи, связанные с Россией. Я думаю, что реальный
страх перед бандитами должен, в конце концов, перевесить надуманные опасения,
касающиеся России. Сегодняшняя Россия готова к полномасштабному, эффективному,
союзническому партнерству с Грузией по всем вопросам, в том числе и в борьбе с
терроризмом. Но без Грузии мы этого сделать не можем. У России достаточно сил и
средств, но Грузия - независимое, суверенное государство, и переходить к
каким-то силовым акциям было бы неэффективно. Мне кажется, это разрушило бы базу
возможного сотрудничества на будущее.
Слово – поле манёвра Э.ШеварднадзеФеликс Станевский
Выступления президента Грузии заслуживают особого
внимания. И не потому, что речь идёт о главе соседнего государства. Просто это
выступления Э.Шеварднадзе – выдающегося умельца сказать и одновременно не
сказать, утверждать и тут же опровергнуть своё утверждение, сформулировать упрёк
и похвалу за одно и то же деяние, публично назвать чёрное белым, пуститься в
глубокомысленные рассуждения, весьма условно связанные с
действительностью. Кому-то это нравится, кто-то назовёт этот стиль
дипломатичным, кому-то он покажется образцом диалектики. Но у меня такие пассажи
Э.Шеварднадзе чаще всего вызывают реакцию неприятия. Ибо они вызов здравому
смыслу. Это вера в силу слова, но вера с отрицательным зарядом. Президент знал,
например, что Р.Гелаев террорист, когда раздавал ему комплименты. Ибо к этому
времени было известно и о гибели сотрудников ООН на вертолёте, сбитом боевиками
чеченского полевого командира, и об убиенных гелаевцами мирных жителях абхазских
сёл. Знал, это прошло по всем СМИ как чрезвычайное событие (о коем, кстати, есть
большой смысл как можно чаще вспоминать). Знал, но глядя в глаза журналистам, не
сконфузившись, не покраснев, слова не проронив в память о жертвах террориста,
заявил, что он «образованная личность», к тому же «приемлемая для России». Или
тот же Э.Шеварднадзе уверяет международную общественность, что Грузия сама в
состоянии охранять границу на чеченском участке. Опять-таки ему было прекрасно
известно, что это не так. Последующие события вполне это доказали. Но и тогда,
когда президент Грузии расточал на сей счёт свои заверения, руководитель его
погранслужбы В.Чхеидзе в параллель своему шефу объявлял, что пограничники
финансируются на 47%, поэтому и охрана границы обеспечена на 47%. Логичен
вопрос: как совместить одно с другим. Всё дело-то как раз в том, что по такой
практике распределения обязанностей, весьма характерной для Грузии, в дело идут
оба тезиса: «сами защитим границу» и «сами не защитим границу». Первый –
демонстрация твёрдости по отношению к России. Второй – просьба «дайте денег» к
Европе и США. Отдельный роман, может быть с продолжением, - выступления
Э.Шеварднадзе в избирательных кампаниях. Только что не воспетый пока за
приверженность демократии президент прямо заявляет, что избрать другого на этот
пост означало бы изменить Родине. Демократ! Аслану Абашидзе – кандидату в
президенты Грузии, предложившему теледебаты с ним один на один, Э.Шеварднадзе
отвечает: где это видано, чтобы подчинённый вызывал на теледебаты своего
руководителя? Разумеется, он отлично знает, что видано и многократно. Но речь
служит мастеру не для того, чтоб отражать правду, а для того, чтоб её
камуфлировать. Нужны ли наши миротворцы в Абхазии? Нужны. Слово грузинского
президента. А сколько раз они оставались без мандата, и какое словесное
препирательство начинается всякий раз, когда необходимо продление мандата.
Послушать Э.Шеварднадзе, и миротворцы нужны, и партизаны, которые затрудняют
работу миротворцев и препятствуют осуществлению договорённостей в зоне
грузино-абхазского конфликта. Урегулирование, по Э.Шеварднадзе, возможно
только и исключительно на мирных путях. Но и силовой вариант нельзя исключать.
Россия дружественная страна, но и недружественная. Ибо, предупредил грузинский
лидер, выступая в Гарварде, она собирает вокруг себя силы, враждебные Западу, на
который ориентируется Грузия. Первый приоритет Грузии, объявляет Э.Шеварднадзе,
– её подключение к Евросоюзу. Вхождение в ЕС – как отчётливо показывают нынешние
трудности в решении вопроса о сообщениях Калининградской области с остальной
территорией РФ – предполагает обязательное введение визового режима с Россией.
Т.е. грузинский президент хорошо знает, что каждый раз, провозглашая
первостепенную необходимость интеграции с ЕС, он волей-неволей говорит и о
предстоящем введении визового режима на северной границе своей страны. Т.е. визы
с РФ нужны. Они, однако же, не нужны. Э.Шеварднадзе не просто резко выступал
против визового режима, установленного РФ в отношении Грузии, но призывал
организовать противодействие, когда РФ готовилась ввести визы. Иной раз наш
маэстро удивит способностью расставить слова где-то неподалёку от правды,
упаковать их в византийские красивости, так что если не вчитываться в текст, то
вроде бы с ним можно и согласиться. Чуть передержит там, чуть недоговорит здесь,
кивок, полунамёк, полу лесть, ажур из шёлковой словесной ткани, в которую
укрывается неизменные для России неприятности со стороны южной соседки.
Вот и радиоинтервью Эдуарда Амвросиевича от 17 июня.
Неизменный ассистент мастера, журналистка Н.Ониани задаёт вопрос: «Сегодня
на Вазианской военной базе начинаются учения в рамках Программы НАТО
“Партнерство во имя мира”, в которых, кроме соседних государств, принимают
участие и несколько стран-членов НАТО. Какое значение Вы придаете этому
событию?». «Это не первый случай, когда в Грузии проводятся военные учения под
эгидой НАТО», - отвечает президент. Дело, мол, обычное, привычное для всех. Не
первый случай – правильно в том смысле, что это случай номер два. Первые учения
такого масштаба под эгидой НАТО проводились в 2001 году в районе Поти.
Э.Шеварднадзе сам о них вспоминает, но опять-таки мастерски выбирая слова для
полуправды: «Если предыдущие учения прошли в морской акватории, ныне для учений
специально выбран иной рельеф – горный край». Стоит обратить внимание на слово
«предыдущий», как бы подобных учений прошла уже длинная вереница - не стоит
волноваться. Техника слова по известному анекдоту: Хрущёв и Эйзенхауэр бежали
стометровку. Эйзенхауэр финишировал предпоследним. Грузинский президент и дальше
успокаивает нас, зная, что военные манёвры по соседству – новость для россиян
мало приятная, как бы мы не были уверены в мирных намерениях НАТО в отношении
РФ, и как бы дружественно не складывались наши отношения с западными странами.
Чем успокаивает? Россия, говорит он, и сама уже вступила в НАТО. Вроде бы мы не
вступали. Вот и генсекретарь НАТО Дж.Робертсон подтверждает, что создание
«двадцатки», т.е. учреждение Совета 19 стран, являющихся членами НАТО, и России
не означает вступления РФ в эту организацию. Э.Шеварднадзе это знает лучше, чем
многие. Однако, по его логике, можно знать, но заявлять противоположное: «Грузия
однозначно приветствует решение Президента России: как вам известно, совсем
недавно на военной базе НАТО недалеко от Рима Владимир Путин заявил, что его
страна начинает качественно новый этап сотрудничества с НАТО. А оформленный на
Римском саммите документ подразумевает непосредственное участие России в НАТО».
Да нет же, не подразумевает. Однако поди с ним поспорь, если он утверждает, что
подразумевает. А всё потому, что грузинскому президенту понадобилось
подтвердить свою прежнюю идею насчёт вступления Грузии в Североатлантический
альянс: «После того, что произошло в Риме, наверное, уже совершенно беспредметно
обсуждать, имеет ли та или иная страна право стремиться к тесному сотрудничеству
с НАТО, вплоть до членства в самом альянсе, хотя для Грузии это может и не быть
краткосрочной перспективой (или задачей сегодняшнего дня)». Иначе говоря, Грузия
хочет в альянс, но не беспокойтесь, до этого далеко. Но Россия-то уже вступила в
НАТО.
Лукавство на лукавстве. Ибо вступление РФ в НАТО
изменило бы саму суть этой организации, в то время как присоединение к НАТО
Грузии ровным счётом ничего, по сути, в НАТО не изменило бы. Но самое главное в
другом. Оно в «гарвардской» направленности политики Э.Шеварднадзе. Россия, по
его логике, вовсе не ровня Соединённым Штатам и другим западным странам,
равнение вовсе не на неё. Более того, устремление в НАТО имеет отчётливый
антироссийский аспект, это форма вызова в адрес России. Так оно воспринималось в
Грузии с момента заявления в октябре 1999 года о намерении вступить в альянс,
так оно остаётся и на сегодняшний день. России много легче договариваться с
западными странами-участницами НАТО, чем с Грузией Э.Шеварднадзе.
Хотя, нет сомнения, договариваться надо. При всех
трудностях разговора с деятелем, слова которого не просто расходятся с делами,
но и со смыслом, который в них принято вкладывать.
А всё-таки будет ли Грузия заниматься освобождением Панкиси от террористов?Феликс Станевский
В первой половине июня состоялась очередная встреча
секретарей Советов безопасности РФ и Грузии. Договорились о создании специальной
группы экспертов для обсуждения острых вопросов. Острых вопросов в наших
двусторонних отношениях с Грузией больше, чем с любой другой страной СНГ. Более
того, нет такого второго государства на нашей планете в отношениях с которым у
России было бы столько острых вопросов, сколько их приходится на
грузино-российские отношения. Одна из таких тем, прямо сказать, более чем
какая-либо другая в международных отношениях России, конкретно и каждодневно,
нередко самым трагическим образом касается безопасности российских граждан –
использование боевиками и террористами, воюющими против России в Чечне,
Панкисского ущелья Грузии в своих целях. Нет слов, секретарь Совета
безопасности РФ В.Б.Рушайло имеет все основания встречаться со своим
грузинским коллегой Тедо Джапаридзе. Весь вопрос, однако в том, что до сих пор
коэффициент полезного действия этих встреч, что касается борьбы с терроризмом в
Панкисском ущелье, был близок к нулю: во всяком случае, нет свидетельств дела,
есть свидетельства разговоров. А не может быть так, что эти сотрясения воздуха
по Панкисской проблеме и нужны грузинскому руководству для видимости?
Титулованный в своё время президентом Чечни, а ныне просто один из полевых
командиров, воюющий в Чечне бок о бок с арабскими террористами против России –
А.Масхадов – ещё только несколько месяцев назад без обиняков, не боясь
подставить Э.Шеварднадзе, определял Грузию как свою союзницу в борьбе с РФ. У
него для этого были основания, о чём говорит не только история последней войны в
Чечне, начавшейся с нападения боевиков на Дагестан, но и многочисленные
свидетельства последних недель. Руководящая элита Грузии ничего не предпринимает
для освобождения своей территории, находящейся в 80 км от Тбилиси. Разговоры о
начинающейся операции по ликвидации этого анклава террористов остались
разговорами. Факты продолжающихся краж оружия с военных баз и складов
вооружения Грузии, данные, приведённые в помещённой выше статье Олега
Петровского, говорят о том, что наша южная соседка продолжает играть роль
фактической внешней опоры боевиков. Можно было бы только сочувствовать
грузинским руководителям, если бы они стремились покончить с
боевиками-террористами, но у них по недостатку сил это просто не получалось.
Тут-то как раз и сомнения: они упорно отказываются от реального сотрудничества с
РФ, т.е. от совместных действий против террористов в Панкиси. А отказываясь,
ничего, по сути, не хотят делать сами. В Абхазии, например, у них тоже нет сил,
чтобы решить проблему на военных путях. Однако попытки силового решения
предпринимаются постоянно. Кому неизвестно, что т.н. партизаны содержатся
официальными властями Грузии? В Панкисском ущелье разрекламированное перемещение
блок-постов грузинского МВД оказалось очередной шумовой завесой, оно не
ограничило деятельность боевиков, не затруднило сосредоточение там групп
арабских террористов, поставки оружия на территорию Чечни. Да и о чём речь,
когда положительные характеристики, публично выданные Р.Гелаеву со стороны
президента Грузии, не могли не стать руководством к действию для его аппарата и
силовых ведомств. Не стоит удивляться продаже оружия из Грузии в Чечню. Это не
просто результат коррупции в среде МВД или МГБ. Недружественная РФ политика
грузинской правящей элиты, попустительство боевикам и совместные с ними акции
давно уже сформировали климат, в котором продажа оружия боевикам-террористам не
многим менее естественна, чем продажа винограда. Никакой особой тайны в Грузии
давно уже из этого не делают. На Западе о контактах боевиков с
сотрудниками грузинских спецслужб тоже известно. Но, похоже, западные страны
волнует одно – перекачка каспийской нефти. Вот как это выглядит в
изложении «Голоса Америки» со ссылкой на американскую "Крисчен сайенс
монитор»: "Недавно местное телевидение засняло скрытой камерой беседу
грузинского генерала Цителашвили с представителем чеченских боевиков.
Оправдываясь за то, что он не сумел доставить оружие, за которое получил
пятьдесят тысяч долларов, генерал предложил чеченцам устроить похищение богатого
грузинского бизнесмена и таким способом вернуть деньги". (Сообщение "Голос
Америки" от 20.05.2002, см. наш предшествующий бюллетень). Изменилась ли
политика грузинских руководителей в последнее время? Если иметь в виду её
влияние на продажу оружия боевикам, а также другого рода им потворство со
стороны представителей грузинских спецслужб, то едва ли. Во всяком случае, в
Панкиси как боевики хозяйничали, так и хозяйничают. В интервью В.В.Путина 24
июня этому вопросу было уделено немало внимания: «Бандиты действительно
обосновались на части грузинской территории в Панкисском ущелье. Это факт,
который длительное время отрицался грузинским руководством - мы это видели с
экранов телевизоров. Но потом все-таки под давлением обстоятельств и фактов был
признан. Это печальный факт, который разрушает не только двусторонние отношения
России и Грузии. Сейчас мы это видим точно и достоверно - это разрушает само
грузинское государство».
Какой выход? Президент России предлагает то, на что
давно нужно было соглашаться грузинским властям – военное сотрудничество с РФ.
Повторим этот пассаж из интервью В.В.Путина: «Решение есть. И оно не может
находиться отдельно от сотрудничества с Россией. Никто - ни американский
спецназ, ни подготовленные спецподразделения самой Грузии - проблему терроризма
в Панкисском ущелье не решат без прямого и активного участия российских
специальных служб и подразделений Российской армии». Вопрос сейчас в том,
пойдёт ли грузинское руководство на такое сотрудничество с Россией. Отметать с
порога российское предложение Э.Шеварднадзе, в отличие от прошлого, не решился.
После 11 сентября это затруднительно. Поэтому в высказываниях из Тбилиси
послышались более реалистические оценки. Но не очередные ли это манёвры, не
обычное ли это для Э.Шеварднадзе жонглирование словами? Ведь и снова, как
неоднократно в прошлом, завления о необходимости для Грузии сотрудничать с РФ по
делам Панкисского ущелья сопровождаются выступлениями против такого
сотрудничества. Неужели и опять грузинские политики, готовые принять участие в
антитеррористической операции в Афганистане, как об этом заявил замминистра
обороны, откажутся бороться с террористами на своей собственной земле у границы
с Россией? Ближайшее время покажет.
АЗЕРБАЙДЖАН
ЭХО (Баку)., 28 июня 2002 Войну против Баку-Джейхан объявили 64 влиятельные неправительственные организации Европы и Америки, в том числе и курдские активистыХ. Исмаилова
Шестьдесят четыре влиятельные европейские
неправительственные организации (НПО) выступили против финансирования проекта
ОЭТ Баку - Тбилиси - Джейхан международными финансовыми институтами. 70%
средств, которые намереваются потратить на этот проект доноры, являются деньгами
налогоплательщиков, что, по мнению представителей третьего сектора, недопустимо.
По соображениям протестующих, деньги европейских, американских и японских
налогоплательщиков будут выделены на реализацию Баку - Джейхан консорциумом,
возглавляемым bp, через мировые финансовые институты, такие, как Всемирный банк,
и другие международные кредитные агентства.
Отметим, что отказ от финансирования со стороны
Всемирного банка и других кредитных организаций может стать причиной
сворачивания проекта и, соответственно, потери огромных средств, уже вложенных в
него. Чем же обусловлен протест? Внешне все выглядит весьма благопристойно.
Основные аргументы НПО связаны с весьма популярными на Западе экологическими
лозунгами. Однако спектр доводов, приведенных в заявлении общественников, и
организаций, подписавших его, наводит на определенные сомнения в искренности
намерений выступивших против проекта "Баку - Джейхан". "Мы полагаем, что
использование "свободных общественных денег" не может быть оправданным, если
проект не будет ясно демонстрировать положительное воздействие на местное и
региональное развитие в будущие 30 лет", - говорится в заявлении НПО.
Протестующие обратились во вторник с трехстраничным письмом и еще более длинным
меморандумом к президенту Всемирного банка Джеймсу Вульфенсону, директорам
Европейского банка инвестирования (European Investment Bank), Европейского банка
реконструкции и развития (ЕБРР), Экспортно-импортному банку США (ExImBank),
Американской корпорации частных инвестиций и Японскому банку по международной
кооперации. В своем письме организации приводят доводы, касающиеся самых
различных сфер, из чего и становится ясным, что кампания проводится не во имя
защиты чего-то, а определенно против данного проекта. Авторы письма начали с
того, что из-за геополитических интересов для реализации данного нефтепровода
был выбран не самый экономичный маршрут. Выразив сожаление по вышеупомянутому
поводу, 64 организации заявляют, что данный проект недопустим еще и из-за
этнических конфликтов, имеющихся вдоль маршрута в течение последнего
десятилетия. Тут приводится интересный пример. По мнению подписавшихся,
препятствием могут служить курдский и карабахский конфликты. Так, трубопровод
проходит через курдские территории в Турции и угрожает дестабилизации
обстановки, может привести к прекращению трехлетнего моратория на военные
действия между турецкими силами безопасности и партизанами ПКК и в конечном
счете гибели граждан. Также затронут армяно-азербайджанский конфликт, "решения
которого не могут добиться американские и российские посредники".
Неправительственные организации сокрушаются по поводу того, что в определенных
местах маршрут пролегает не более, чем в 10 км от армяно-азербайджанской
границы. Кроме того, подписавшиеся считают, что долгосрочная выгода этого
проекта вызывает сомнения. "Жизнь некоторых людей вдоль этого маршрута полностью
изменится. Взамен обещания открытия рабочих мест и локального развития, по всей
видимости, не исполнятся" (? - Ред.). В то время как страны, по которым проходит
этот маршрут, испытывают недостаток в энергоносителях, трубопровод будет
проносить нефть и газ на западные рынки, говорится в обращении. А по мнению
курдских организаций, прокладка трубопровода приведет к милитаризации коридора,
ведущего из Каспия к Средиземному морю. "Это может привести к возобновлению огня
на курдских территориях", - говорит Керим Йылдыз, лидер проекта по защите прав
курдов. НПО также критикуют проект из-за угрозы изменения климата в регионе.
Однако воображение общественников разыгралось вовсю, что становится ясно из
следующего момента. "...Нефть, транспортируемая по этому трубопроводу, может
возгореться, и тогда в атмосферу будет выпущено более 185 миллионов тонн
углекислого газа, что эквивалентно одной трети объема выхлопа CO2 за 2000 г. в
Великобритании. Если общественные деньги будут затрачены на этот трубопровод, мы
все будем субсидировать грязную энергию", - говорится в пресс-релизе.
НПО требуют, чтобы международные финансовые организации
не тратили общественные деньги и соответственно не кредитовали проект, пока все
условия защиты прав, окружающей среды и локального развития не будут выполнены.
Группа НПО также выражает беспокойство по поводу того, что проект и доходы от
его реализации будут подвержены коррупции, в особенности в Азербайджане. Эти
опасения вызваны тем, что расходы Нефтяного фонда Азербайджана находятся под
единоличным контролем президента Гейдара Алиева. В письме говорится, что любая
финансовая поддержка должна быть строго обусловлена строжайшим контролем и
созданием механизмов, гарантирующих прозрачность деятельности фонда. Но и это
еще не все. Противники Баку - Джейхан обещают начать более масштабную кампанию с
участием других международных неправительственных организаций типа "Гринпис". К
чему может привести полномасштабная кампания, сказать трудно. Отметим, однако,
что общественное мнение, которым часто пренебрегают в Азербайджане, очень высоко
ценится на Западе, тем более в сфере бизнеса, где позиции компаний часто
определяются уровнем котировки их акций.
Насколько обоснован протест общественников? Внести
ясность в этот вопрос - дело компаний и правительств, участвующих в проекте ОЭТ
"Баку - Джейхан". Хотелось бы только отметить, что среди подписавшихся под
обращением нет ни одной азербайджанской или турецкой организации, а активность
защитников прав курдов наводит на определенные мысли. Тем более, что в ходе
ознакомления с деятельностью проекта по защите прав курдов выяснилось, что
кампания по сбору подписей против Баку - Джейхан была начата этой НПО еще в
ноябре прошлого года, а различные акции с этой же целью проводятся аж с 1997
года. То есть, эта кампания в определенном смысле выглядит, как акция не в
защиту чего-либо, а против конкретных стран - Азербайджана и Турции. Кстати,
против Грузии в заявлении европейских НПО не выдвинуто ни одного обвинения...
Привлекает внимание и то, что этот протест прозвучал в унисон с начатой
армянскими лоббистами в конгрессе США новой кампанией против Баку - Джейхан.
Можно предположить и возможную реакцию азербайджанских властей на инициативу
европейских НПО - скорее всего ее не воспримут всерьез. Однако именно такой
подход к проблеме во многом и является причиной того, что общественное мнение на
Западе не готово объективно оценить этот многомиллиардный и очень важный для
региона проект.
|