Марк де Бришамбо: Референдум по Приднестровью возможен, но после политического решения
25.10.2006. День
(Киев)
Мыкола Сирук
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
(ОБСЕ), в состав которой входят 56 стран из Европы, Центральной Азии и Северной
Америки, является наибольшей региональной организацией по поддержанию
безопасности. ОБСЕ является главным инструментом раннего предупреждения,
предотвращения конфликтов, кризисного менеджмента и постконфликтной реабилитации
в Европе. ОБСЕ осуществляет в данный момент 19 миссий в странах Юго-Восточной
Европы, Восточной Европы, на Кавказе и в Центральной Азии. Как эта организация
оценивает последние события в Приднестровье? Каким в ОБСЕ видят решение
приднестровского конфликта? Поддерживают ли в этой организации требование Грузии
относительно возврата в Абхазию и Южную Осетию грузинских граждан, которые
вынуждены были покинуть свои дома во время конфликта в середине 1990-х годов? Об
этом рассказывает «Дню» генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де БРИШАМБО.
— Как в
ОБСЕ было воспринято обращение Верховного Совета непризнанной Приднестровской
республики относительно необходимости признать независимость Приднестровья?
— ОБСЕ, действительно, продолжает активно приобщаться к
процессам урегулирования замороженных конфликтов и делать вклад в создание
стабильной политической и институционной инфраструктуры для обеспечения
постоянного развития в этих регионах. Что касается вопроса о признании
независимости Приднестровья от Молдовы и роли в этом процессе международных
посредников, хочу отметить следующее.
ОБСЕ не признает референдум о независимости, проведенный
17 сентября 2006 года в Приднестровском регионе Молдовы, поскольку эта мера был
проведена в одностороннем порядке и к тому же референдум ставит под вопрос
территориальную целостность республики Молдова.
Более того, этот референдум не отвечал минимальным
стандартам свободного и честного волеизъявления. Хотя, в принципе, референдум о
будущем статусе Приднестровья является возможным вариантом, но это может
произойти лишь после того, как за столом переговоров будет найдено и согласовано
политическое решение и только в случае обеспечения необходимых условий для
свободного и честного голосования.
— Каким
образом может быть решен приднестровский конфликт? Какую роль в этом процессе
могут сыграть Украина, Россия, ЕС, ОБСЕ и США?
— Цель ОБСЕ заключается в том, чтобы достичь через
процесс переговоров длительного политического решения конфликта, которое
обеспечит специальный статус для Приднестровья и в то же время консолидирует
независимость и суверенитет республики Молдова. Россия, Украина, ЕС а также США
играют важную роль в переговорном процессе вместе с ОБСЕ. Я считаю, что есть
хорошие шансы решить этот конфликт в приемлемый период времени, если все стороны
объединят усилия для выработки такого урегулирования.
—
Некоторые масс-медиа сообщали, что ваша организация выдвинула Тирасполю новые
предложения относительно решения этого конфликта... На самом деле имело ли это
место, и в чем тогда состоят эти предложения?
— Я думаю, что речь идет о недавней инициативе
бельгийского председательства в ОБСЕ. Министр иностранных дел Бельгии Карел де
Гухт и его команда на самом деле неформально поделились некоторыми предложениями
с молдавской и приднестровской сторонами. Однако на данном этапе я не могу
формально говорить о новых предложениях ОБСЕ относительно урегулирования
трансднестровского конфликта.
— Что вы
думаете по поводу урегулирования проблемы Косово? Должна ли эта провинция
получить независимость, или сербская власть права, готовя к референдуму новую
конституцию страны, в которой Косово является составной частью Сербии?
— ОБСЕ не принимает непосредственное участие в
переговорах относительно будущего статуса Косово. Но мы готовы оказать нашу
помощь в реализации будущего решения относительно урегулирования проблемы. В
этом направлении наша организация будет продолжать делать вклад в создание
мирной и безопасной среды с хорошо функционирующими демократическими
институтами, гарантировать обеспечение прав человека, включая право человека
принадлежать к меньшинствам, а также верховенство закона.
—
Давайте вернемся к другому замороженному конфликту — на территории Грузии.
Поддерживает ли в данном случае ОБСЕ позицию Грузии, которая пытается взять под
свою юрисдикцию Абхазию и Южную Осетию и при этом требует возврата грузин в
регионы, где они жили раньше, но были вынуждены их покинуть во время конфликта в
середине 1990-х годов?
— ОБСЕ считает одной из важнейших проблем — создание
условий для свободного, безопасного и достойного возврата людей, вынужденных
покинуть конфликтные зоны на территории Грузии. Об этом мы заявляли публично.
|