Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №157(15.11.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



Казахстан – Евросоюз: активизация сотрудничества

Андрей Грозин

Европа стремится расширить свое присутствие в Центральной Азии и прежде всего в Казахстане. Подтверждением тому стал форум, прошедший в середине октября в столице Республики Казахстан Астане, в котором приняли участие послы из 32 стран Европы, обсудившие план ее сближения с ЦА. "Центральная Азия является регионом, который привлекает все более возрастающий политический и экономический интерес со стороны Евросоюза. И мы заинтересованы в интенсификации нашего сотрудничества", - заявил госсекретарь МИДа Финляндии Пертти Торстилла присутствующим на пресс-конференции во время проведения форума.

Фундаментом интересов ЕС к Казахстану служит стабильная политическая и экономическая ситуация, развитое законодательство в области финансовой системы, рынка труда и защиты иностранных инвестиций.

Одним из основных интересов для ЕС в Казахстане является энергетика. Этот вопрос заметно оживился в последние годы, когда Европа ощутв последствия газового конфликта между Россией и Украиной и непрекращающийся рост напряженности на Ближнем Востоке, внимательнее взглянула на Центральную Азию как на альтернативного партнера для обеспечения своей энергобезопасности и озаботилась выработкой новой стратегии. Маршруты поставок через Каспийский регион становятся для европейцев все более и более привлекательными.

При ситуации, когда ежегодно потребности Европы в энергоресурсах, в частности, природном газе, растут (по некоторым прогнозам, Евросоюз уже к 2030 г. будет на 60% зависеть от российского газа), она может удовлетворить свои потребности за счет добываемого в странах Каспийского бассейна "голубого топлива".

Побывавший весной этого года в Астане комиссар по энергетике ЕС Андрис Пибалгс во время встречи с казахстанским министром энергетики и минеральных ресурсов Бактыкожой Измухамбетовым назвал Казахстан "восходящей звездой для Европы на энергетическом и финансовом рынке". И следом в столицу Казахстана слетелись послы Европы, чтобы дальше развить эту тему и тоже выработать свою линию отношений с Центральной Азией. Более конкретно обозначил причину возникшего интереса и суть разрабатываемой стратегии сближения директор по Восточной Европе, Кавказу и Центральной Азии Гю Мингарелли: "Одна из главных  наших целей - энергообеспечение стран Евросоюза. Для того чтобы этого достигнуть, необходимо диверсифицировать не только энергоисточники, но и транспортные пути".

В марте текущего года Еврокомиссия обнародовала новую энергетическую стратегию для Евросоюза - "Зеленая книга", которую также поддержал Казахстан, заявивший о своей заинтересованности в наращивании сотрудничества с Европейским Союзом, в частности, в области диверсификации направлений экспорта углеводородного сырья, снижения рисков и формирования новых маршрутов, позволяющих не зависеть от того или иного направления транспортировки. В рамках намеченной диверсификации нефтегазовых поставок, Каспийский регион и, прежде всего, Казахстан может обеспечить Европе до четверти требуемых энергоносителей. Подтвержденные извлекаемые запасы нефти в Казахстане составляют около 30 миллиардов баррелей, 3 триллиона тонн природного газа и около 35 миллиардов тонн угля. Прогнозные запасы нефти Прикаспия - около 100 миллиардов баррелей, причем больше половины залегает на казахстанском шельфе Каспия. Участие в нефтяной и газовой добыче каспийско-центральноазиатсокого региона принимают компании Shell (Голландия), TotalFinaElf и Schlumberger (Франция), ENI и Agip (Италия), British Petroleum и Lasmo (Великобритания), REPSOL (Испания), Wintershall (Германия), Petrom (Румыния) и Statoil (Норвегия).

Казахстан уже является для ЕС региональным экспортером углеводородов, ежегодно обеспечивающим до 20% всего импорта газа и нефти, поставляемого в страны ЕС. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике доля по некоторым странам Европы достигает весьма значительного уровня – Италия (74%), Великобритания (11%), Германия (10%). Это беспроигрышная ситуация, выгодная как Казахстану, так и ЕС. Астана получает диверсификацию клиентуры, а ЕС – источников импорта. Ясно, что и Россия должна приобщаться к этому сотрудничеству. Исходные условия для этого благоприятны: между Казахстаном и Россией существует традиционное сотрудничество, особенно в области энергетики.

Казахстан все последние годы демонстрировал хорошую динамику роста добычи газа, доведя его до 20,5 млрд. кубометров, в том числе природного - 11,5 млрд. куб. м. Из-за более близкого расположения казахстанских месторождений к Европе казахстанский газ для конечного потребителя дешевле узбекского и туркменского. Казахстан сможет замещать России, как минимум, треть туркменского газа. Астана в 2008 году намерена добыть до 40 млрд. кубов, из которых более половины пойдет на экспорт.

Именно поэтому ЕС уделяет большое внимание Каспийскому бассейну. В частности, посол Словацкой Республики в Казахстане и Кыргызстане Душан Подгорски сказал: "Этот регион для стран Европы является стратегическим партнером, потому что для нас очень важно иметь диверсифицированный источник энергоресурсов". А посол Литвы в Казахстане Ромулдас Високавичюс отметил: "Здесь большие возможности, и мы знаем, что Европа при хороших коммерческих отношениях с Казахстаном будет обеспечена нефтью на 30 лет".

Во имя этого фактически и создается стратегия, параллельно с этим предлагается помощь в борьбе с наркотрафиком и международным терроризмом. Как отметил Гю Мингарелли "Мы не можем игнорировать геополитическую обстановку в регионе, когда делаем свой выбор и надеемся, что сможем поддержать строительство нового трубопровода для транспортировки в страны ЕС. Очевидно, выбор падет на транскаспийский трубопровод". Идея о строительстве транскаспийского трубопровода была высказана комиссаром по энергетике Евросоюза Андрисом Пибалгсом во время его визита в Казахстан ранее в мае этого года.

Эта тема обещает стать одной из главных на второй международной конференции министров энергетики стран Европы, Кавказа и Центральной Азии, которая должна состояться в конце ноября текущего года в Астане, что еще раз свидетельствует о росте интереса европейцев к Казахстану. Но при всем желании сблизиться с Центральной Азией, в частности, в нефтегазовом секторе Европе следует учитывать, что здесь уже присутствуют такие крупные игроки, как компании США, Китая и России, которые пришли всерьез и надолго и "плотно сидят" на необходимых Европе энергоресурсах. Как отметил Гернот Эрлер, статс-министр иностранных дел Германии, "Очень важно понимать, что Евросоюз не стремится быть главным игроком в регионе или получить геополитическое преимущество. Главная наша задача - установить партнерские отношения со странами Центральной Азии".

Во время недавнего визита еврокомиссара по внешним связям и вопросам Европейской политики соседства Бениты Ферреро-Вальднер в Астану, Нурсултан Назарбаев заявил: «Мы делаем первые шаги в направлении настоящего энергетического партнерства». Госпожа Ферреро-Вальднер, в свою очередь, пояснила, что речь идет о проектах по строительству трубопроводов и доступе к ресурсной базе. Высока вероятность подписания между РК и ЕС меморандума о намерениях в области энергетической политики в начале декабря – во время визита президента Н.Назарбаева в Брюссель.

Что касается России - главного газового поставщика Европы, то она, конечно же, не потеряет рынки сбыта, и вряд ли в ближайшей перспективе ЕС откажется от масштабных российских поставок энергоресурсов. Вместе с тем, Европа будет искать хотя бы частичную альтернативу российскому газу.

Хотелось бы обратить внимание и на то, что лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев принимал участие в санкт-петербургском саммите G-8, на котором вопросу "энергетической безопасности" было отведено основное внимание. Казахстанский президент тогда напомнил, что к 2015 году республика намерена экспортировать на мировой рынок около 3 млн. баррелей нефти в сутки. В этой связи "в дискуссии по теме энергобезопасности я выступил на заседании G8 с точки зрения диверсификации транспортной артерии нефти Казахстана", сказал Н. Назарбаев. И, хотя, приглашение главы Казахстана было инициировано российской стороной, сам факт присутствия казахской стороны на главном мировом саммите явственно говорит о важном месте, которое Казахстан сегодня занимает в глобальном миропорядке.

За последнее время Евросоюз и Казахстан стали традиционными и долгосрочными партнерами в торгово-экономической сфере. По мнению ряда аналитиков расширение взаимоотношений ЕС с Казахстаном в области энергетики проложит путь для других европейских компаний в этот перспективный регион. Астана взяла курс на изменение структуру казахстанской экономики и сокращение зависимости республики от экспорта. Для этого Казахстану нужны новые технологии и новая техника. РК сегодня предлагает предприятиям благоприятный налоговый климат, изобилие сырьевых ресурсов и широкий доступ на растущие рынки Китая, России и Центральной Азии. В настоящее время немалую прибыль в республике кроме нефтяных европейских компаний получают такие корпорации как BASF, Siemens, Philips, Leica, Hilti и пр.

Руководители данных компаний уверенно заявляют, что на сегодняшний день Казахстан представляет интерес не только как экспортер углеводородного сырья. В последнее время в РК бурно развивается высокотехнологичная отрасль, созданы информационные парки, активно разрабатываются наукоемкие технологии, привлекаются инвестиции в новые производства.

ЕС прилагает усилия по модернизации коммуникаций и транспортных сетей в Центральной Азии. В идеале, стратегия Европейского союза подразумевает инвестирование и участие в проектах "связывания" побережья Тихого океана с территорией Европы. Для достижения этой цели Брюсселем были выдвинуты две инициативы, известные как ИНОГЕЙТ, нацеленная на создание интегрированной системы коммуникаций по перекачке нефти и газа в Европу, и ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа-Кавказ-Центральная Азия). При реализации серии проектов в рамках ТРАСЕКА страны ЕС затратили в течение 1993-2004 гг. до 110 млрд. долл.

Казахстан расположен на стыке российских транспортных коридоров. Уже создаются два приграничных центра сотрудничества между Казахстаном и Китаем, а также Россией на западе республики. Это будут два сухих порта, которые свяжут Юго-Восточную Азию с европейскими странами, что позволит увеличить товарооборот и сократить более чем на 2 тысячи километров доставку грузов между ними. Параллельно идет расширение транспортной инфраструктуры в казахстанском Прикаспии. Во время недавнего визита в Мангыстаускую область Н.Назарбаев отметил: «Расчеты показывают, что к 2010 году грузоперевозки от Азии в сторону Европы в целом будут составлять 1 трлн. долл. США. И мы должны встроиться в освоение этих средств". В этих целях, по словам президента, общий объем транзита грузов через порт Актау планируется увеличить до 30 млн. тонн в год.

Высокий уровень заинтересованности казахстанских властей в создании новых передовых предприятий и предоставление выгодных льгот для зарубежных партнеров является неоспоримым преимуществом бизнеса в данном регионе. В качестве своей реакции международные рейтинговые агентства "Fitch Rating's Ltd" и "Standarts&Poors" в 2004 году повысили суверенный рейтинг республики в иностранной валюте до инвестиционного уровня - BBB-, что позволило Казахстану стать одной из первых среди стран СНГ с данным показателем. Стоит добавить, что по официальным казахстанским данным суммарный объем инвестиций стран ЕС в экономику Казахстана на начало 2006 года уже составил около 30 млрд. долл. США.

Важнейшей проблемой для ЕС в проведении политики на территории Центральной Азии является проблема поиска «регионального столпа». Казахстан, являясь во многом нетипичной для всего региона страной, безусловно, занимает позицию "цементирующей силы" по отношению к политике европейских держав. Экономические показатели и интенсивность политического сотрудничества Евросоюза с Казахстаном, в том числе, в рамках ОБСЕ, делают его ключевой фигурой, способной, как считают в Брюсселе, передать позитивный импульс и другим региональным игрокам. В первую очередь, это касается процессов по демократизации региона.

Итальянский журналист и менеджер по проектам итальянско-казахстанской торговой палаты Фабрисио Виелмини, проработавший ряд лет в Казахстане, писал, что "Казахстан - это оазис европейской цивилизации, занимающий уникальное положение на границах между Центральной Азией и Западным Китаем". Подобная оценка сама по себе лестна, но вместе с тем, она объективна. РК сегодня перед собой ставит множество достижимых целей на перспективу. Это и стремление республики стать космической державой в будущем (кстати, во время упомянутого выше визита в Казахстан еврокомиссар Бенита Ферреро-Валднер сообщила, что «очень надеется, что нам удастся вместе поработать в рамках проекта спутниковой навигации ЕС «Галилей»). Это и намерение Казахстана попасть в клуб пятидесяти наиболее развитых стран мира.




Казахстан скупает Грузию

05.11.2006. Азия плюс (Таджикистан)

Буквально за год Казахстан стал одним из крупнейших инвесторов экономики Грузии. Казахстанские бизнесмены уже вложили в эту кавказскую республику сотни миллионов долларов. Но почему именно туда? - задается вопросом автор на страницах "Азии плюс".

Премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели недавно официально объявил, что Казахстан стал одним из главных инвесторов его страны. Согласно данным Министерства экономического развития Грузии, в ближайшие два года ожидается приток сюда казахских инвестиций в объеме около 1 миллиарда долларов США!

Казахским бизнесменам уже тесно на родине - денег в стране много, а вкладывать уже некуда, считают эксперты. Например, глава компании Risk Assessment Group в Алма-Ате Досим Саптаев считает, что с недавнего времени возможности для выгодных вложений в самом Казахстане истощились. Поэтому казахский бизнес и стал таким активным на международном рынке, в особенности, на постсоветском пространстве. "Грузия была выбрана как страна, где казахские инвестиции могут достичь громадных масштабов", - отметил Саптаев.

Все понятно. Но почему Грузия, а не, скажем, соседний Таджикистан или Киргизия? Ведь мы ближе, прямо под боком! Все очень просто. Причиной увеличения интереса казахстанских бизнесменов к Грузии является очень благоприятный налоговый климат для иностранных инвесторов, считает директор Общественного Финансово-Мониторингового Центра (Баку) Инглаб Ахмадов. "Грузия сейчас имеет большие возможности для инвестиций и очень прозрачный климат для прямых иностранных инвестиций", - считает он.

Недавно министр экономического развития Грузии Ираклий Чоговадзе заявил, что Казахстан и Грузия планируют построить нефтеочистительный завод рядом с портом Поти, вложив в это минимум 300 миллионов долларов США. В мае грузинские чиновники объявили, что государственная казахская компания "КазТрансГаз" купила грузинскую государственную газодистрибьютерскую компанию "Тбилгази". "ТуранАлемБанк" вошел также и в телекоммуникационную сферу. За $90 миллионов он приватизировал Объединенную телекоммуникационную компанию Грузии.

Вот такую активность развили наши добрые казахские соседи. Развили, но, к сожалению, не в нашей стране. Несколько небольших казахстанских проектов в Таджикистане - не в счет. Пример Грузии лишний раз подтверждает простую истину: в мире есть люди и компании, готовые вложить деньги в выгодное дело. Надо только заинтересовать их благоприятными условиями и гарантиями безопасности инвестиций.




Поспешай медленно

01.11.2006. Литер (Казахстан)

Игорь Неволин (Алма-Ата)

Казахстанское правительство слишком спешит отрапортовать о выполнении инициативы президента

На прошлой неделе на совещании в правительстве под председательством премьер-министра Даниала Ахметова принято к 15 марта 2007 года рассмотреть комплекс мер по переводу государственного языка на латинский алфавит.

После недавних упреков президента из-за недостаточной расторопности правительства, проявленной при реализации Послания главы государства народу Казахстана, кабинет министров решил работать стахановскими темпами.

Нурсултан Назарбаев 24 октября, предлагая с трибуны XII сессии Ассамблеи народов Казахстана вернуться к рассмотрению вопроса о переходе на латиницу, ставил задачу специалистам в течение полугода "изучить вопрос и выйти с конкретными предложениями".

Данная тема уже неоднократно обсуждалась в новейшей истории. Тем не менее пока даже в экспертном сообществе нет единого мнения по поводу перехода на латиницу. Чем тогда можно объяснить кабминовскую поспешность? Ведь с 24 октября до 15 марта не пройдет и пяти месяцев. Скорее всего, чиновники постараются, особо не вникая в суть вопроса, через полгода отрапортовать о том, что поручение президента выполнено. А там хоть трава не расти.

Начиная с 1923 года в течение семи лет с арабицы (или старомонгольского алфавита) на латиницу было переведено 50 языков. Некоторые народы впервые обрели собственную письменность. Огромную работу, получившую название "языковое строительство", возглавлял профессор Николай Яковлев. Более того, этим же творческим коллективом в январе 1930 года были подготовлены предложения по латинизации русского языка. Ученые разработали три альтернативных варианта, в принципе, мало отличавшихся друг от друга. История по этому поводу даже сохранила комментарии Владимира Ильича Ленина, считавшего возможным переход на латиницу "в более спокойное время, когда мы окрепнем".

Но этой идее не суждено было осуществиться на практике. Более того, политика вмешалась настолько, что сразу же после окончания одного проекта века начался другой – перевод латиницы на кириллицу.

Большевики испугались того, что в это же время стремящаяся избавиться от излишнего влияния исламского мира Турция проводила у себя подобные реформы. В этой ситуации создавалось единое информационное пространство, центром которого становилась не Москва, а Турция, так как турецкий язык и языки народов Центральной Азии относятся к одной группе. Что в совокупности с единым графическим начертанием являлось препятствием для русификации местного населения.

В результате все языки народов СССР, кроме нескольких давно имевших письменность, перевели в 1937–1941 годах на кириллицу. За два десятилетия 21 язык сменил алфавит дважды, а 13 языков – трижды. Хотя еще в 1926 году на I Всесоюзном тюркологическом съезде в Баку "прогрессивные советские тюрки" под диктовку из Москвы заявляли, что латиница лучше всего передает все особенности тюркских языков.

Но всего через десяток лет при директивном переходе на кириллицу произошла настоящая языковая трагедия тюрков, поскольку для каждого из тюркских народов был создан отдельный алфавит, который имел существенные отличия от другого. Вследствие чего получились разночтения одних и тех же букв, слов. В результате понятная устная речь родственных народов при написании становилась "иностранным" текстом.

Вообще и раньше принятие нового алфавита практически никогда не проводилось в целях реформы языка. Обычно причинами этого были стремления к политическому господству или необходимость единой системы письма для развития торговли.

Эта историческая справка приводится для того, чтобы посмотреть на возможную латинизацию под углом пропагандируемой сегодня конкурентоспособности государства. Так как вполне вероятно, что в современных условиях Астане будет нелегко противостоять культурному, информационному и политическому давлению из Анкары. А то, что оно будет, ни у кого не вызывает сомнения. Так как Турция никогда и не скрывала, что стремится к региональному лидерству.

Кроме того, совсем недавно в Баку прозвучало предложение о создании единого тюркского парламента. Сделано это было депутатом милли меджлиса Азербайджана Низами Джафаровым, возглавляющим азербайджано-турецкую группу по межпарламентскому сотрудничеству. Однако ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что, несмотря на конкретное в этом случае авторство, данная инициатива, скорее всего, исходит из Анкары.

Турция давно уже муссирует идею о создании единого огромного пространства под называнием Великий Туран. Территория предполагаемого Турана может быть второй или даже первой по занимаемой площади в мире: от Балкан до Тихого океана, от Урала до Ближнего Востока.

В пространстве своих интересов турецкие пантюркисты видят Албанию, Косово, Боснию и Герцеговину, Крым, Поволжье, республики Северного Кавказа, всю Центральную Азию, восток Закавказья, включая часть Армении и Грузии, север Ирака и Ирана, часть Афганистана и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая.

Тот факт, что инициатива создания тюркского парламента сейчас звучит из Баку, а не из Анкары, означает лишь то, что так пожелали турецкие товарищи. В любом случае центром пантюркистского движения была и остается Турция, несмотря на то что некоторые страны региона уже начинают больше тяготеть к Казахстану.

Тем не менее идея "туранизации" тюрков после неудач со вступлением страны в ЕС постепенно занимает умы турецких обывателей. Уже сейчас иногда в турецких средствах массовой информации вместо братьев-тюрков узбеков, киргизов, азербайджанцев и татар журналисты употребляют словосочетания "узбекский, киргизский, крымский, азербайджанский турок". В турецком языке даже появилось новое понятие – "внешние турки".

В свое время Нурсултан Назарбаев несколько остудил пыл сторонников пантюркизма, заявив, что создание обособленного национального сообщества по этническому и языковому принципу не сближает, а лишь разъединяет народы. Но с тех пор многое изменилось, кроме одного – желания Турции построить свою собственную империю. Тем более что сегодня некоторые тюркские государственные образования уже начинают тяготиться своими суверенитетами.

Совсем недавно в парламенте Кыргызстана серьезно обсуждался вопрос вхождения в состав России – государства, с которым у Бишкека даже нет общих границ. Один из мотивов подобной идеи – Москва нас заберет со всеми внешними долгами. Но то же самое может сделать и Турция. Только предложи.

Вышесказанное – политический аспект перевода алфавита на латиницу.

Есть еще и экономический. Следует понимать, что в этом случае придется заново издавать значительное количество литературы, готовить новые учебники, менять вывески и надписи, вносить изменения в делопроизводство и много чего еще.

В Азербайджане, например, уделяется огромное внимание переводу научной и художественной литературы. У Баку на это деньги есть. Зато в Ташкенте не хватает учебников, из-за чего нынешнее поколение школьников как писать по-старому уже забыло, а по-новому так и не научилось. Поэтому, наверное, в узбекской столице можно встретить примерно такие вывески "Pelьмеnaya".

В свое время насильственная кириллизация привела к тому, что родственные народы стали с трудом друг друга понимать. Но оказалось, что непродуманная латинизация еще больше усугубила проблему. Сейчас азербайджанцы, туркмены и узбеки приняли разные варианты латиницы. В этих странах взялись переводить все буквы. Теперь в разных языках различные звуки обозначаются одними и теми же знаками. Звук "х" турки пишут буквой "аш", азербайджанцы – "икс". В азербайджанском языка g стала "ж". Таких примеров масса. И это не странно, так как латинских букв почти в два раза меньше, чем звуков в фонетике тюркских языков.

Кроме того, во многих странах экономика является сдерживающим фактором на пути подобных реформ. Например, Монголия, объявившая было о переходе с кириллицы к старомонгольскому письму, использовавшемуся до середины XX века, так этот переход и не осуществила – проект оказался слишком дорогим.

По той же причине Украина, объявившая летом прошлого года о переходе в 2015 году на латиницу, сейчас тоже не форсирует события.

Между тем повсеместно, где уже совершен перевод, от реформы ожидали двух вещей: во-первых, более тесного слияния с внешним миром, во-вторых, ослабления культурной зависимости от России.

Выполнена ли первая задача – покажет время. А вот со второй, кроме Туркменистана, везде вышла промашка. В латинизированных странах печатных изданий на русском языке стало еще больше, чем до реформы. Таким образом свой информационный голод утоляют люди старшего поколения, не адаптированные к новому алфавиту. При этом молодежь особо не фигурирует в списках заядлых читателей, причем как на кириллице, так и на латинице.

Мои коллеги из Ташкента и Ашхабада за годы языковых реформ пришли к выводу, что перевод на латиницу здесь был инициирован властями лишь для очередного редактирования отечественной истории. Молодежь не может читать того, что было написано на кириллице, а пожилые люди того, что создается вновь на латинице. В таких условиях у разного рода фальсификаторов очень широкий простор для маневра. Может быть, это и так.

В этом случае нам всем бы взять пример с другого государства из бывшего СССР – Армении. Здесь в V веке нашей эры Месропом Маштоцем был создан собственный алфавит, ни разу серьезно не менявшийся до сегодняшних дней. В результате любой армянский студент может взять и прочитать рукописи полуторатысячелетней давности. Без каких-либо ремарок.

Казахам, вернее, казахстанцам в этом плане повезло меньше. Между тем сейчас Нурсултан Назарбаев говорил лишь о том, что за шесть месяцев следует выяснить, насколько смена алфавита вообще целесообразна? И только в случае, если переход будет обоснован, правительству предстояло определить этапы перевода государственного языка с кириллицы на латиницу. Но чиновники, видимо, решили, что всестороннее изучение вопроса заключается лишь в рассмотрении опыта перевода языков на латиницу в Турции, Узбекистане, Азербайджане и Туркмении.

Действительно, у этих стран опыт есть, но ровно такой же, как и у нас самих.





"Симметричный ответ" Астаны на Международный конгресс соотечественников в Санкт-Петербурге

01.11.2006. russians.kz

Игорь Курбатов

В Астане 24 октября состоялась XII сессия Ассамблеи народов Казахстана. В этот же день (по странному совпадению) проходило пленарное заседание Всемирного конгресса соотечественников в г. Санкт-Петербурге. Пока в Астане говорили от лица всех народов республики, русскоязычная часть этих "народов" (вторая по численности), находясь в этот момент в Таврическом дворце, устами своих представителей выражала озабоченность по поводу нарушения прав и свобод соотечественников.

Выступая на одной из секций Конгресса, председатель Республиканского славянского движения "Лад" Иван Климошенко с тревогой говорил о "мягкой дискриминации" русских в РК. Он обратил внимание участников на то, что, несмотря на обещание президента Назарбаева "не снижать статус русского языка", на практике конституционный статус "официально употребляемого" русского языка в Казахстане де-юре "попирается".

В частности, г-н Климошенко сообщил: "Форсируется с применением административных способов принуждения перевод делопроизводства только на казахский язык. А местные власти в отдельных регионах при переводе делопроизводства на государственный язык, не смущаясь, самостоятельно определяют статус русского языка".

"Негативные тенденции функционирования русского языка" в своем докладе отметила и руководитель общества "Знание", доктор филологических наук Наталья Рыжкова. Как говорит она, в Казахстане сокращается количество часов преподавания русского языка в школах, пишутся неграмотные учебники, "неуклонно" уменьшается число квалифицированных преподавателей – "носителей языка". Она также привела цифры, в соответствии с которыми "недовыполнение" по отношению к российским программам по русскому языку в казахстанских школах с 5 по 11 класс составляет 490 часов.

"Русский язык не является государственным языком, и хотя ст.2 Конституции Республики Казахстан предоставляет гражданам возможность обращаться в любые государственные инстанции на своем родном языке, Закон о языках РК ее фактически аннулирует", - заявила Наталья Рыжкова.

Следует сказать, что в Казахстане русским языком владеет не менее 80% граждан республики. И в этом отношении правовой нигилизм казахских властей задевает интересы не только пока что еще многочисленной русской диаспоры, но также интересы всех остальных нацменьшинств, включая самих казахов.

Развитие этноцентристских тенденций в Казахстане ведет к тому, что в казахстанском обществе все больше растет межэтническое напряжение, порождающее социальный дискомфорт и миграционные настроения. И хотя руководство Казахстана упорно отрицает наличие "русского вопроса" в стране, данные объективных аналитиков свидетельствуют об обратном.

В краткосрочном экономическом прогнозе Экспертного Совета ЦСиМИ "SOCIUM", опубликованном ИА REGNUM, говорится не только о негативных финансово-экономических тенденциях, имеющих место в РК. Эксперты особо отмечают миграционные настроения, способные привести к серьезным социально-экономическим изменениям в казахстанском обществе.

"О своем намерении переехать на постоянное место жительства в другие страны СНГ сообщили 21% из числа опрошенных респондентов. При этом 54% из числа желающих покинуть Казахстан, хотели бы обосноваться в России. Подобный уровень миграционных намерений можно классифицировать, как критический для государства, декларирующего значительные темпы роста экономики, и делающего ставку на развитие инновационного производства, особенно, если учитывать, что наивысший уровень миграционных настроений прослеживается у молодежи в возрасте до 30 лет", - говорится в прогнозе

В это же время на Ассамблее народов Казахстана звучали речи противоположного свойства. Целый ряд проблем, включая "латентную межэтническую конфликтогенность", не нашли отражения в выступлении президента Назарбаева. На Ассамблее по-прежнему доминировала пафосно-пропагандистская риторика, суть которой сводилась к известному клише об "уникальном опыте толерантности и бесконфликтного развития многоконфессиональной и полиэтнической республики".

Несмотря на настойчивые просьбы русских организаций к руководству Казахстана определиться, наконец, со статусом русского языка, Ассамблея народов проигнорировала законные интересы русской диаспоры. Более того, президент Назарбаев заявил о намерении перевести графику казахского письма с кириллицы на латиницу. Последнее означает, что Казахстан не только не собирается давать какие-либо гарантии "своим" русским согражданам, но демонстративно выходит из цивилизационного пространства русского языка, дистанцируясь от России.

Впрочем, российские власти в своих взаимоотношениях с Астаной давно знали о казахской "многовекторности", заключающейся в получении односторонних экономических и политических преимуществ. Теперь же, когда Казахстан озвучил свое намерение разорвать культурно-исторические и коммуникативные связи с Россией, стали очевидными настоящие цели казахского руководства. Переход на латиницу – это не просто другой алфавит, а смена матрицы цивилизационного развития и радикальная политическая переориентация на иные центры сил. В сравнении с этим шагом казахских властей, даже перенаправление газовых и нефтяных потоков в обход России может показаться недружественным "жестом" по отношению к "большому соседу".

На Конгрессе соотечественников в Санкт-Петербурге президент Путин заявил: "Сохранение русскоязычного пространства – один из приоритетных вопросов нашего с вами взаимодействия. Нас тревожит, что в ряде стран идет демонтаж системы образования на русском языке". Тем самым он обозначил, что руководство России не станет пассивно наблюдать за тем, как ее соседи, используя российский военный зонтик, выдавливают русское население и дрейфуют в сторону Запада. При этом Владимир Путин с пониманием отнесся к тому, что в бывших советских республиках происходит укрепление национальных языков, и пообещал всяческую поддержку развитию этих языков в Российской Федерации.

В тот же день со стороны Казахстана последовал "симметричный ответ". Президент Назарбаев на Ассамблее народов Казахстана, фактически, бросил вызов России и самому президенту Путину. Он недвусмысленно дал понять, что российская программа переселения соотечественников его не беспокоит, и политика "мягкой дискриминации" в отношении русскоязычных граждан будет продолжена. И если Президент Путин в своем выступлении на Конгрессе подчеркнул, что Кремль не ставит себе целью "любой ценой перетащить всех соотечественников" в Россию, то Нурсултан Назарбаев, солидаризируясь с казахскими националистами, пожелал всем русским "счастливого пути".

Оценивая "симметричный ответ" Астаны на Конгресс соотечественников, которые наблюдатели усматривают в этом ослабление влияния России в Средней Азии. Они забывают о том, что игнорирование российских национальных и геополитических интересов только поощряет националистические режимы в республиках СНГ. Пример тому – Грузия, Украина, Молдавия и страны Балтии. Но как только Кремль начинает вести диалог с позиций прагматизма и реальных весовых категорий, его партнеры начинают приходить в чувство и понимать, "кто смеется последним".

Поэтому вызовы принимать надо. И российскому руководству акцент делать надо на всемерной поддержке русской диаспоры в Казахстане, используя весь набор политических, экономических и дипломатических инструментов, а не на тотальном вывозе всех русских из республики. "Уйти, чтобы остаться" - так, наверное, можно сформулировать политику России в отношении Казахстана.

Справка. Ассамблея народов Казахстана, состав которой формируется исполнительными органами власти из представителей нацменьшинств, - структура в значительной степени декоративная. Никаких обязательных решений Ассамблея не принимает, и в отсутствие законодательных норм, обеспечивающих интересы нацменьшинств, служит символом единства наций и народностей, проживающих на территории республики. Тем не менее, в современной истории Казахстана этот нелегитимный общественный институт не раз использовался казахскими властями в качестве инструмента для принятия важных политических решений.




Китай идет на север

06.11.2006. Республика (Казахстан)

Мухамеджан Адилов

В среду на пленарном заседании Мажилиса несколько депутатов нижней палаты парламента выразили свою озабоченность увеличением доли иностранного участия в нефтегазовом секторе нашей страны. Поводом для этого демарша, как выяснили наши корреспонденты в Астане, стали появившиеся в прессе сообщения о намерениях компании Nations Energy Company Ltd, владеющей контрольным пакетом АО «Каражанбасмунай», продать его China International Trust & Investment Corp. за $2,2 млрд.

С одной стороны, не может не радовать тот факт, что наши предприятия, долгое время бывшие сильно недооцененными, продаются так дорого. С другой стороны, «китайский марш» на Казахстан действительно начинает пугать. И дело не только в том, что еще одна корпорация из КНР покупает очередную отечественную нефтегазодобывающую компанию, а в том, что экономическая зависимость Казахстана от южного соседа становится угрожающей.

Опасное соседство

Чтобы оценить потенциал этой угрозы, следует начать с того, чем является Китайская Народная Республика сегодня. Это страна с более чем миллиардным населением, трудолюбивым и энергичным, быстро растущей экономикой, заполонившей своими товарами народного потребления половину земного шара и восприимчивой к новациям и достижениям НТР. И это государство, обладающее ядерным оружием, претендующее на роль второго эпицентра мировой политики, сжатое воедино государственно-партийным аппаратом, проводящее гибкую и независимую внешнюю и внутреннюю политику.

В XXI веке для Казахстана, с его небольшим населением и гигантской территорией, неисчерпаемыми природными ресурсами и важным геостратегическим положением в центре Евразийского континента, именно КНР является наиболее опасным соседом. Пройдемся по нашим границам в широком смысле этого слова.

Иран блокирован Соединенными Штатами, и любые его попытки расширить свое влияние в регионе будут немедленно пресечены, в том числе с применением силы. И в этом американцам обязательно помогут россияне, которым совсем не хочется усиления иранцев на Каспии.

Далее идут страны СНГ, получившиеся независимость в результате распада Советского Союза. Среди них можно выделить только Узбекистан, который долго боролся за региональное лидерство с Казахстаном. Однако внутренние проблемы и несомненный проигрыш нам соревнования в социальной и экономической сферах снизили потенциальную угрозу с этой стороны до минимума. Что же касается остальных государств Центральной Азии, то скорее Республика Казахстан с ее избытком агрессивного капитала представляет опасность для них.

Афганистан, нестабильный, переполненный оружием и привыкший к насилию, производящий тысячи тонн героина, опасен для всех, но Казахстан не имеет общей границы с ним. И, как говорится, слава богу. Далее идут Китайская Народная Республика и Монголия. У последней те же проблемы, что и у нас – немногочисленное население, большая территория и опасные соседи с юга.

Российская Федерация замыкает кольцо наших внешних границ. И хотя под руководством Владимира Путина она пытается восстановиться, если не как мировая держава, то как государство первого ранга, а «Лукойл» активен не менее, чем его китайские конкуренты, угрозы с этой стороны намного слабее. Во-первых, Россия также испытывает дисбаланс между размерами территории и численностью населения, особенно на востоке, во-вторых, внутренние проблемы, включая незавершенность экономических реформ и большое социальное напряжение, сильно ослабляют ее.

Конечно, Путин и поддерживающая его часть элиты пытаются преодолеть эти слабости. В частности, за «холодной войной» с Грузией, энергетическим давлением в Украину, Белоруссию, Молдову хорошо просматриваются не только издержки авторитарной политической системы и склонность российского лидера к силовым решениям, но и желание эмоционально мобилизовать население, объединить все социальные слои против внешнего и, увы, внутреннего врага в лице тех же иммигрантов.

Таким образом, в XXI веке именно Китайская Народная Республика несет в себе главную угрозу национальной безопасности Республики Казахстан.

Лакомый кусок для КНР

Нас могут упрекнуть в том, что своими материалами мы подрываем добрососедские отношения с дружественной страной, выступившей в числе прочих государств гарантом неприкосновенности наших границ и целостности ее национальной территории. Однако в политике не бывает друзей и врагов, а есть только интересы.

Так вот, национальные интересы Китая диктуют ему продвижение на север, а в зону экспансии попадают не только Казахстан, но и Сибирь, и Дальний Восток. Другое дело, что в условиях глобализации отпадает острая необходимость территориальных захватов, которые в прошлом всегда предшествовали экономическому освоению новых территорий. Быстро растущей китайской экономике с ее гигантским внутренним спросом в первую очередь нужны сырьевые ресурсы, причем как можно дешевле и без проблем.

Наша страна в этом отношении, можно сказать, лакомый кусочек. Общие границы с КНР дают возможность не только организовать кратчайшие транспортные маршруты, но и избежать ограничительного влияния третьих государств. Наличие крупных запасов полезных ископаемых при отсутствии экспортных пошлин и щадящем инвестиционном законодательстве превратили нас в важнейший источник сырья. А низкий уровень жизни большей части казахстанских граждан при дешевизне китайских товаров экономически уже привязал наш внутренний рынок к соседнему.

И хотя количество китайских граждан, оседающих всеми законными и незаконными способами внутри Казахстана, еще не велико, оно уже ощутимо. Возможно, только потому, что в прилегающих к нам областях КНР, несмотря на значительный приток ханьцев из других регионов страны, плотность населения еще не велика. Однако по мере экономического развития Синьцзян-Уйгурского автономного района миграционные процессы начнут перехлестывать через государственную границу, как это происходит в Сибири и на Дальнем Востоке, и тогда встанет вопрос, а способно ли наше государство противостоять этим процессам?

Россиянам пока это не удается. Количество этнических китайцев в приграничных районах РФ растет с каждым днем, поэтому эта проблема постоянно всплывает то на страницах российских газет, то в залах Государственной думы. Однако попытки решить ее политическими или административными методами не удаются – экономическая необходимость заставляют мириться с ростом китайского влияния в местном бизнесе, а коррупция чиновников и демографические диспропорции среди местного населения способствуют ему.

Что скажет президент?

Пока неизвестно, даст ли правительство Казахстана согласие Nations Energy Company Ltd на продажу 94,63% АО «Каражанбасмунай» China International Trust & Investment Corp. Точнее, какое указание по этому вопросу получит премьер-министр от президента, ведь Нурсултан НАЗАРБАЕВ лично контролирует все более или менее значимые сделки в этой отрасли. Но, во всяком случае, депутат Мажилиса Алихан БАЙМЕНОВ в минувшую среду попросил правительство сообщить ему, какие меры оно намерено предпринять, чтобы увеличить долю отечественного бизнеса в нефтегазовом секторе.

К сожалению, ответ можно предсказать – будет много слов о том, что национальная компания «КазМунайГаз» будет получать половину долей во всех новых проектах и о совместных разработках с россиянами пограничных месторождений углеводородов на Каспии. Что же касается казахстанских инвесторов, то они, как известно, допускаются только на мелкие месторождения. И это понятно – глава государства не хочет, чтобы кто-то внутри страны крупно заработал на нефти и газе, даже если это пока лояльные ему люди, потому что богатые сразу начинают выходить из-под контроля государства.

В нынешней геополитической ситуации нефтяной фактор является важнейшим инструментом внешней политики, и Нурсултан Назарбаев активно его использует. Однако при этом краткосрочные задачи – уравновесить влияние США и России и обеспечить внешнюю поддержку своему авторитарному режиму – превалируют над долгосрочными задачами – национальной безопасностью Республики Казахстан и ее независимым и процветающим будущим.

Конечно, в политике нельзя все математически точно оценить и взвесить, как, например, это делается в банковской системе, где каждый риск оценивается по шкале и потом умножается на определенный коэффициент, чтобы в итоге получить общий показатель. Но можно предположить, что чем опаснее для нас страна происхождения капитала, тем меньшую долю нашей экономики она должна контролировать. В этом смысле миллиард долларов из КНР куда опаснее трех миллиардов из РФ и пяти из США.

Возможно, кто-то с этим не согласится. Но даже если это так, то тему зарубежного присутствия в экономике Казахстана нужно рассматривать не только с точки зрения объема поступающих к нам инвестиций, но и того, чем они могут обернуться в будущем. Потому что национализировать компании с китайским участием по примеру некоторых латиноамериканских государств не удастся – границы-то у нас общие.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ