Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №159(15.12.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



С кем вы, «евразиец» Назарбаев - с Западом или Россией?

30.11.2006. KM.RU

Павел Захаров

Пышный прием казахского президента Назарбаева в Европе, лишь немного отделенный по времени от саммита СНГ в Минске, где обсуждался вопрос о реформировании Содружества, заставил еще раз внимательно задуматься, какие же геополитические приоритеты реализует казахстанское руководство. Куда все-таки ориентируется Нурсултан Назарбаев - на сотрудничество с Россией и странами СНГ или же все-таки на Запад?

Йоханнес Линн, старший научный сотрудник американского Brookings Institute, опубликовал в газете «Коммерсантъ» за 24 ноября статью «Либеральное евразийство», в которой призывает Россию стать лидером евразийской интеграции, при этом, однако, полностью отбросив прежние «имперские» иллюзии и амбиции, оставшиеся с советских времен. Приятно, конечно, осознавать, что и до США, наконец, начинает доходить понимание необходимости евразийской интеграции, однако все же возникают и некоторые вопросы. Как сообщает казахстанское агентство «Хабар», тот же самый Линн полагает, что и Казахстан также может сыграть роль «лидера региональной интеграции» и уже стал лидером в Среднеазиатском регионе.

Хотя американская неправительственная исследовательская организация Brookings Institution, близкая к Всемирному банку, считается левоцентристской организацией, не замеченной в особых симпатий к «большой восьмерке», американской гегемонии а-ля Джордж Буш, и либерально-корпоративной модели глобализации, все же она определенным образом отражает точку зрения Вашингтона на те пути, которыми должен развиваться регион. Характерно, что, расхваливая казахские экономические реформы и степень «открытости» страны (по сравнению с другими среднеазиатскими республиками Казахстан теперь особо выделяют многие западные СМИ), Линн призывает Казахстан ориентироваться сразу в трех направлениях: на Север – Россию, Запад – Европу и Восток – Китай.

И все же, какой именно вектор в настоящее время предпочитает Нурсултан Назарбаев?

В последнее время Казахстан все более активно включается в проекты Запада по строительству транспортных магистралей, ведущих в обход России. Характерно, что новые проекты прокладки «шелкового пути», предлагаемые Западом, огибают территории стран, которые США по тем или иным причинам считают «неблагонадежными». В числе таковых рассматриваются, например, такие государства, как Россия, Иран, Армения, а с недавнего времени и Узбекистан.

Стоит напомнить, что еще в прошлом году американская администрация рассматривала именно Узбекистан как наиболее подходящего кандидата на «регионального лидера», проводника политики Вашингтона и надежного союзника администрации Буша в этом регионе. Однако все переменилось после кровавого подавления узбекскими властями мятежа в Андижане в мае 2005 года. У Белого дома как будто «открылись глаза» на то, что узбекский режим является крайне авторитарным по своей сути, в стране отсутствует соблюдение элементарных прав человека, и отсутствуют как таковые легальная оппозиция и СМИ. После того, как США попытались давить на Ташкент с целью добиться либерализации тамошнего режима, реакция была крайне жесткой: американцев попросили освободить военные базы на территории страны и не вмешиваться во внутренние дела суверенного государства. Все контакты между Вашингтоном и Ташкентом были заморожены. США прекратили оказание военно-технической и финансовой помощи Узбекистану.

После этого взгляды «цивилизованного мира» обратились на Казахстан. Западные государственные деятели и СМИ вдруг обнаружили, что Казахстан серьезно продвинулся по пути осуществления либеральных экономических реформ, что уровень жизни в стране растет, а казахские компании и месторождения сырья представляют значительный интерес для иностранных инвесторов. Казахскому руководству начали выдавать щедрые авансы и похвалы, не слишком смущаясь тем фактом, что режим Назарбаева недалеко ушел от авторитаризма узбекского главы Ислама Каримова.

В то же время начали активно продвигаться проекты по прокладке новых трубопроводов и транспортных коридоров с участием Казахстана и в обход территории России. Обнаружилось новое существенное обстоятельство – через Казахстан можно достигнуть прямого сообщения с Китаем, минуя территорию России. Безусловно, столь богатая сырьевыми ресурсами и геополитически привлекательная страна стала главным в регионе кандидатом на стратегическое партнерство с Западом, в первую очередь с США.

В настоящее время полным ходом реализуется проект строительства южно-кавказской железнодорожной магистрали по маршруту Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) - Тбилиси - Баку. Как заявил заместитель министра транспорта Азербайджана Муса Панахов, в настоящее время этот проект находится на стадии реализации, и поэтому «говорить о его экономической целесообразности и оказывать внешнее вмешательство - прошедший этап». Проект включает строительство новых железнодорожных веток и восстановление старых, пришедших в негодность после распада СССР. Существенной особенностью данной железнодорожной магистрали является то, что строится она в обход уже существующей ветки Карс (Турция) - Гюмри (Армения) - Тбилиси – Баку, то есть, минуя территорию Армении, главного союзника России в Закавказье. Казахстанская сторона взяла на себя обязательство поставлять по этому коридору не менее 10 млн тонн грузов в год.

В свою очередь, Казахстан принял амбициозную программу по развитию собственной железнодорожной сети. Как и следовало ожидать, основными направлениями для этого стали пути, ведущие от Китая к Каспию.

Как сообщает сайт администрации города Жезказгана (бывший Джезказган, расположен в центральном Казахстане) Jezkazgan.kz, в 2007 году начнётся строительство трансказахстанской железной дороги, точнее, её западного участка, ведущего к Каспийскому морю, длиной почти в тысячу километров - Жезказган-Саксаульская-Бейнеу. По планам казахских властей, строительство этой ветки должно закончиться в 2010 году. Но это всего лишь примерно третья часть трансказахстанской магистрали, общая протяжённость которой составляет более трёх тысяч километров. В следующем же году начнётся прокладка восточной части магистрали от китайской границы (станция Алашанькоу, куда китайцы уже протянули ветку) до станции Актогай (200 километров). Затем трасса пройдет в центральный Казахстан на Жезказган.

Правительство Казахстана запланировало сдать в эксплуатацию трансказахстанскую железнодорожную магистраль в 2012 году. Вся магистраль будет построена по европейскому, а не российскому стандарту. Казахстан рассчитывает получить огромную выгоду от транзитных перевозок грузов между Китаем и Европой. По расчётам, уже через три года после сдачи магистрали в эксплуатацию доход должен составить 30 миллиардов тенге ($235 млн). В этом случае Казахстан перехватит у России (которая, как, всегда, запаздывает) почти все выгоды от транзитного сообщения между Китаем и Европой.

Точно такая же ситуация сложилась в Казахстане и с трубопроводами. Полным ходом идет строительство нефтепровода Атасу-Алашанькоу, ведущего в Китай, в завершающей стадии находятся проекты строительства газопроводов в том же направлении. Одновременно Казахстан проявляет особый интерес к строительству Транскаспийского газопровода, ведущего в Азербайджан, и далее через Грузию в Турцию. Планы строительства газопровода по дну Каспийского моря активно лоббируют Евросоюз и США, чтобы подключиться через Южно-Кавказский газопровод к запасам углеводородов Средней Азии. Очевидно, что эта «труба» вступит в прямую конкуренцию с российском трубопроводом «Голубой поток» по дну Черного моря, который также ведет в Турцию, но загружен далеко не на полную мощность. Спрашивается, зачем туркам еще один мощный газопровод? Очевидно, лишь для того, чтобы избавиться от российского газа и лишить Россию транзитных возможностей по перекачке среднеазиатского «голубого топлива».

Многовекторность или неразборчивость?

Казахстанский лидер неоднократно заявлял о своей приверженности идеям евразийства и евроазиатской интеграции. Но суть этой доктрины заключается в идее объединения континентальных народов Евразии для отпора атлантическим державам, то есть Западу. Назарбаев же явно не собирается этого делать. Его политика больше похожа на действия некоего флюгера. Под видом многовекторности и прагматизма подносится политическая неразборчивость и оппортунизм: Казахстан, по сути, готов «дружить» со всеми, кто предлагает экономическую выгоду и не препятствует «клану Назарбаева» быть полновластным хозяином страны. Поскольку в настоящее время Запад делает Казахстану все более и более заманчивые предложения (выдвигая Астану в региональные лидеры), то, соответственно, руководство республики все более ориентируется в этом направлении. Назарбаев много говорит о дружбе между Россией и Казахстаном, однако, на практике все больше оттирает нашу страну в экономическом отношении, и все больше ориентируется на Запад в политическом.

В последнее время Казахстан становится все более опасным конкурентом России в сфере поставок энергоносителей, транзита и прокладки транспортных магистралей из Китая в Европу. Учитывая все более явные реверансы Запада в адрес Назарбаева и ответные реверансы Назарбаева в адрес Запада (так, в частности, планы форсированного перехода казахстанского языка на латиницу, о которых уже писал KM.RU), можно предположить, что именно это направление, а не строительства евразийского сообщества, становится для Казахстана наиболее приоритетным. Не исключено, что вскоре он станет геополитическим плацдармом, направленным против России, и превратится в самую большую головную боль для Кремля.

В то же время русские, которые составляют треть жителей Казахстана и вносят особый вклад в его экономический рост, по-прежнему продолжают считаться гражданами «второго сорта». В стране ущемляются их права говорить и обучаться на родном языке. Близорукая политика советского руководства, прежде сего, Н.Хрущева, в вопросе проведения границы (тогда еще административной) между РСФСР и Казахской ССР, привела к тому, что современная Россия не только лишилась значительных территорий, но и потеряла большое количество наших соотечественников. Русские превратились в разделенный народ, нередко испытывая притеснения и ущемления в правах со стороны местных националистов.

Необходимо добиваться прекращения этнической дискриминации, а также того, чтобы голос наших соотечественников учитывался при определении внешнеполитических приоритетов Казахстана и препятствовал превращению этой страны в геополитический плацдарм для подрыва позиций России в регионе. А это вряд ли возможно, пока Россия будет закрывать глаза на крайне авторитарные методы правления Назарбаева, подавление оппозиции и перспективы превращения этой страны в наследственный «нурсултанат».

В то же время нашим российским чиновникам нужно брать пример у Казахстана в деле планирования и реализации стратегических проектов, особенно в развитии собственной транспортной инфраструктуры. В нашей стране, как писал классик, существует две главные проблемы – дураки и дороги. В настоящее время у нас есть уникальная возможность решить хотя бы одну из них. Огромные деньги Стабфонда, полученные от высоких цен на нефть, лежат мертвым грузом в западных банках, в то время как Казахстан берет там же кредиты на масштабное строительство дорог и трубопроводов. У России же до сих пор есть регионы, почти полностью отрезанные от «большой земли» (до сих пор нет автомобильной дороги на Дальний Восток), да и в сравнительно развитых регионах состояние транспортной инфраструктуры находится в жалком состоянии. Если ситуация принципиальным образом не изменится, то Казахстан в скором будущем станет подлинным транспортным «сердцем» Евразии, а Россия останется на ее задворках. Ведь без развитой инфраструктуры не только невозможно привлечь транзитные потоки азиатских грузов, но и обеспечить собственный устойчивый экономический рост.




Инвесторы на переправе

04.12.2006. Gazeta.kz

Амангельды Киртаев

Казахстан, похоже, меняет стратегию развития своего энергетического сектора.

Если в прошлом году правительство было больше озабочено увеличением государственного участия в разработке основных месторождений нефти и газа, то теперь на первый план выдвигается политика государственной безопасности.

На казахстанском рынке углеводородного сырья уже не приветствуют сделки, усиливающие присутствие инвесторов из отдельных стран.

Такой вывод позволяет сделать тот факт, что, когда зашла речь о продаже нефтяных активов Nations Energy (принадлежащей индонезийским инвесторам) китайской государственной инвестиционной компании China International & Investment Corp. (CITIC Group), министр энергетики и минеральных ресурсов Бактыкожа Измухамбетов заявил, что необходимо приостановить соглашение по месторождению Каражанбас. Причины, по которым правительство могло бы это сделать, остались за рамками публичных выступлений, и поэтому о них остается только догадываться.

Каражанбас является не последним в ряду нефтеносных месторождений, но его вряд ли можно считать одним из самых перспективных. По некоторым оценкам, его запасы составляют 340 миллионов баррелей, в то время как добывается 50 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в сутки.

Принадлежащее Nations EnergyАО "Каражанбасмунай" в 2005 году снизило добычу нефти на 4 процента по сравнению с 2004 годом - до 2,24 миллионов тонн. Однако уже в обозримом будущем, к 2009 году, согласно заявленным планам компании, планируется довести годовой уровень добычи нефти до 3,5 миллионов тонн.

Для китайского потенциального партнера приобретение, которое бы могло состояться при оплате 1,9 миллиарда долларов, выгодно по крайней мере по двум параметрам.

Во-первых, с точки зрения рентабельности бизнеса, покупка казахстанского актива могла бы окупиться с лихвой. Во-вторых, CITIC, вероятно, смогла бы перенаправить нефтяные потоки в Китай. В настоящее время нефть с месторождения Каражанбас поступает на Атырауский НПЗ для переработки, а также экспортируется через морской порт Актау в порты Средиземного и Черного морей и далее на рынки Европы.

Чтобы заполучить казахстанский актив, CITIC даже объявила о том, что планирует построить НПЗ в Мангистауской области, а также находится в поиске стратегических партнеров для дальнейшего развития в Казахстане.

Однако подобные посулы не смогли растопить сердца казахстанских чиновников. И хотя сейчас переговорный процесс с CITIC, кажется, сдвинулся с мертвой точки (еще двумя неделями раньше об этом не могло идти и речи), еще не факт, что китайской компании удастся пробиться на казахстанский рынок.

Более того, в парламент поступила новая порция поправок в некоторые законодательные акты по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций, которые могут осложнить вход на казахстанских рынок некоторых компаний, которых здесь не ждут. Кроме того, что новыми поправками предусмотрены новые правила по увеличению "казахстанского" содержания приобретаемых недропользователем товаров, работ и услуг (в частности, авторы закона лоббируют норму в 70 процентов, в то время как сегодня действует 20-процентная квота), изменения в законодательство могут приобрести и более существенный характер.

Правительство настаивает на необходимости внесения в законодательство дополнительной причины отказа на участие в конкурсе на получение права недропользования на разведку, добычу и совмещенную разведку и добычу.

Формулировка пока что довольно размыта: потенциальному участнику конкурса может быть отказано в этом праве, если "предоставление заявителю права недропользования повлечет за собой несоблюдение требований по обеспечению национальной безопасности страны, в том числе в случае концентрации прав на проведение операций в области недропользования".

Видимо, в этих же целях, к руководителям и участниках заявителя может быть введено требование о необходимости предоставления конкурсной комиссии размера их доли в уставном капитале от общего количества голосующих акций. По существу, с принятием данного законопроекта парламентом правительство получит своеобразный карт-бланш по допуску или недопуску нежелательных инвесторов на рынок Казахстана.

Можно долго дискутировать на тему национальной безопасности и мерах ее обеспечения, однако "китайский вопрос" уже начинает всплывать в Казахстане с определенной периодичностью. Так, по подсчетам некоторых депутатов парламента, китайские компании, успешно завершив ряд сделок, смогут контролировать 40 процентов добычи нефти в Казахстане, что, безусловно, не может не настораживать. Тогда "Чайна" сможет уже диктовать свои условия ведения бизнеса - в угоду своим, а отнюдь не казахстанским интересам.

Впрочем, данная ситуация волнует не только нашу страну. Аналитики уже давно отмечают, что динамично растущие экономики Индии и Китая требуют все больше энергоресурсов. Именно этим обстоятельством обусловлена активность этих стран в поисках энергоносителей, в первую очередь, нефти и газа.

Ведущая индийская компания Oil & Natural Gas Corp. уже объявила о том, что намерена инвестировать в ближайшие пять лет в новые проекты до 25 миллиардов долларов, чтобы уменьшить зависимость от зарубежных поставщиков нефти и удовлетворения спроса внутри страны. В свою очередь, китайская CNPС заявила о том, что до 2010 года она намерена создать пять стратегических нефтегазовых зон. Кстати, эта компания уже приобрела в прошлом году компанию Petrokazakhstan за 4,2 миллиарда долларов.

Более того, индийские и китайские гиганты заявили о том, что у них общие цели, и они намерены создавать нефтегазовые альянсы для того, чтобы успешно вести "завоевательскую войну" на внешних рынках.

Многие страны это настораживает, поскольку, обладая громадным потенциалом, "нефтегазовый дуэт" действительно может создать значительную зону влияния.

Поэтому особого открытия в смене отношения казахстанского правительства к инвесторам нет.

Мы лишь пытаемся угадать нужную ноту, чтобы потом инвесторское внимание к стратегическим запасам страны не стало обременительным настолько, что пришлось бы куда более радикально менять законодательство с тем, чтобы все и всех расставить по своим местам.




Стахановское движение

13.12.2006. Литер (Казахстан)

Айнур Балакешова (Караганда)

Металлурги Казахстана уезжают за кордон

Вчера более 700 работников металлургического предприятия АО "Миттал Стил Темиртау", одной из ведущих магниток Казахстана, подали заявления о приеме на работу в российское предприятие "Северсталь". Рабочие заявили, что покидают страну, где их труд не ценят.

Еще недавно металлурги Темиртау устраивали митинги, требуя значительного повышения зарплаты. Сейчас они не просят ничего. Устали. Выход из финансовой нужды рабочие нашли кардинальный – поменять не только место работы, но и страну проживания. На металлургическом предприятии "Северсталь", в российском городе Череповце, уже работает много специалистов из Казахстана. Они пишут письма коллегам о достойной зарплате и социальных гарантиях, которых не видели на родном предприятии.

Если в прошлом году российские "покупатели" рабочей силы увезли с собой несколько десятков казахстанских рабочих, то в нынешнем году – несколько сотен. Вывод напрашивается печальный – люди не верят в перемены к лучшему и устали бояться погибнуть на работе из-за низкого уровня техники безопасности.

– Осуждать их и называть перебежчиками несправедливо, – говорит председатель профсоюза металлургов Виктор Дубин. – Уходят профессиональные кадры, знатоки своего дела, которых не заинтересовали высокой зарплатой. Они долго ждали, когда иностранный владелец магнитки Лакшми Миттал обратит на них внимание. Этого не произошло. А сколько можно ждать? Той зарплаты, которую платит компания, хватает лишь на первые десять дней.

Теперь же в одном из кинотеатров Темиртау сидят несколько представителей российского предприятия "Северсталь" и расторопно оформляют заявки казахстанских металлургов (вальцовщиков, токарей, крановщиков, операторов) на трудоустройство в России. Очередь постоянно растет. Тем же, кто сомневается, делегаты показывают документальные фильмы, рассказывающие об успешной работе российского предприятия, на котором сотрудники обеспечены всеми социальными гарантиями. После просмотра видеоагитации и разъяснительных бесед практически все рабочие высказывают желание работать на чужбине. Россиянам выгоднее привлекать профессионалов, чем вкладывать уйму средств в обучение молодых специалистов. Вот и "спустился" российский десант в казахстанские края.

– Тяжело и страшно с семьей и детьми на руках начинать все с нуля, мы уже немолоды, – говорит металлург Василий Власов. – Но ждать, пока инвестор начнет платить достойную зарплату, мы устали.

Между тем людям есть с чем сравнивать – за прошлый год фонд оплаты труда у россиян повысился на 27 процентов, а компания "Миттал Стил", напротив, лишает своих сотрудников различных надбавок и премий.




Время пришло

06.12.2006. Комсомольская правда – Казахстан

Игорь Неволин (Алма-Ата)

В Казахстане ожидаются важные события

В скором времени президент страны Нурсултан Назарбаев выступит со специальным заявлением или обращением, в котором изложит сценарий политических реформ. Об этом сообщил министр иностранных дел РК Касым-Жомарт Токаев с трибуны 14-го заседания Совета министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Выступая в Брюсселе перед коллегами, глава казахстанского внешнеполитического ведомства рассказал о том, что уже сделано в республике в рамках реформирования общества. В частности, в одной трети населенных пунктов Казахстана уже проведены выборы руководителей местных администраций. С учетом рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ приняты поправки в избирательное законодательство, исключающие спорные ограничения по свободе собраний. В данное время рассматривается возможность значительного усиления полномочий парламента.

По словам Токаева, все это делается для продвижения демократических ценностей и предваряет реализацию программы политических преобразований:

– Хотел бы заверить, что эта политика будет продолжена и расширена. Президент Назарбаев скоро выступит со специальным заявлением, очерчивающим эти и многие другие вопросы, так что 2007 год станет решающим для успеха нашей долгосрочной стратегии.

Нельзя сказать, что данное заявление явилось сенсацией для тех, кто внимательно отслеживает внутриполитическую ситуацию в нашей стране. Если выстроить цепочку событий, начавшуюся с прошлогоднего президентского послания "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации", то получают объяснение частые и разнообразные по географии рабочие поездки и официальные визиты главы государства в текущем году.

В феврале 2005 года Назарбаев говорил, что следует обсудить вопрос о механизмах формирования правительства на основе парламентского большинства и обсуждения кандидатур министров социально-экономического блока в профильных комитетах. По графику реализации инициатив президента сотрудникам его администрации было поручено к декабрю текущего года подготовить конкретные предложения, касающиеся сценария дальнейшего развития. Декабрь наступил – прозвучало в принципе предсказуемое заявление господина Токаева.

Предсказуемое потому, что в этом году президент если сам и не был главным ньюсмейкером, то давал понять, что находится в поиске ответов на серьезные вопросы. Во всяком случае, за 11 месяцев Назарбаев посетил все регионы страны, совершил ряд знаковых официальных визитов в государства, отношения с которыми для Казахстана многократно объявлялись приоритетными. Причем с президентами США и России глава государства встречался практически одновременно. Затем были переговоры с лидерами европейских стран, на фоне которых особняком выделяется визит в Великобританию. А в декабре Назарбаева ждут в КНР. Тем самым подтверждается, что Астана находится накануне принятия какого-то важнейшего решения, сверяет часы со всеми ведущими субъектами мировой политики.

Кроме того, в самом Казахстане в ближайшие недели должны состояться знаковые события. Во-первых, это съезд политической партии "Отан". Кстати, на форумах этой организации Назарбаев, в кругу соратников, традиционно предлагает корректировки внутриполитического курса. Вторым событием является итоговое заседание Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ. Достаточно вспомнить о том, что руководителем этой структуры является сам президент, для того чтобы понять, что госкомиссия просто не может завершить свою деятельность безрезультатно.

Анализируя вышесказанное, можно попытаться предположить, что будет содержаться в специальном заявлении главы государства. Скорее всего, речь пойдет или о корректировании отдельных статей Конституции, или о полной реформе Основного закона. В результате чего Казахстан с наибольшей вероятностью станет парламентско-президентской республикой.

Во всяком случае, 18 февраля 2005 года Назарбаев говорил вполне конкретно:

– Главный вопрос этих (конституционных) изменений – поддержит ли наш народ и дальше систему президентской формы правления, которая у нас есть, или захочет власти многочисленных политических партий в стране. Придет время – мы спросим наших граждан. И сделаем так, как нужно для народа и страны.




Казахстану назначили переэкзаменовку

06.12.2006. Таймс

Дэвид Чэтер (Брюссель)

Смелая попытка родины Бората заполучить кресло председателя международной организации, борющейся за свободные выборы и права человека, заставила Великобританию и США подискутировать с немалой частью Европы.

Казахстан - центрально-азиатская республика, попавшая на острый язычок Саши Барона Коэна в его новом фильме, желает заручиться поддержкой своей заявки на председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2009 году.

Кандидатуру Казахстана поддерживают многие европейские страны, включая Францию, которая подчеркивает стратегическую важность Казахстана как альтернативы России в поставках энергоресурсов на рынки Европы. По большей части неразработанные месторождения Казахстана потенциально способны удовлетворить четверть потребности стран ЕС в энергоресурсах.

Однако вчера на двухдневном саммите ОБСЕ в Брюсселе Великобритания и США ясно дали понять, что, по их мнению, эта страна еще не готова возглавить эту организацию европейских и центрально-азиатских государств.

ОБСЕ критиковала прошлогодние выборы в Казахстане, на которых Нурсултан Назарбаев, занимающий пост президента этой страны с момента обретения ею независимости от России в 1991 году, одержал победу 91 процентом голосов.

Вчера в Брюсселе г-н Назарбаев заявил министрам иностранных дел, что его страна заслуживает стать первым государством - представителем очень непростого региона - которое возглавит ОБСЕ.

Он сказал, что его страна добилась прогресса в модернизации экономики и либерализации общества. "Мы являемся полноправным членом этой организации с 1997 года и добились впечатляющих результатов в экономике и либерализации общества, признанные во всем мире, - сказал он. - В мире, полном войн и кровопролития на религиозной почве, в Казахстане царит мир и согласие среди населения, состоящего из представителей 130 национальностей и 46 религий. Я думаю, это очень ценный опыт, который может пригодиться ОБСЕ".

Однако британские чиновники указывали на преследование журналистов и оппозиционных политиков, а также недавнюю полицейскую облаву на группу Харе Кришна в качестве причин, почему Казахстан еще не готов играть эту роль. Облава на группу Харе Кришна критиковался ОБСЕ. Только в прошлом месяце официальный представитель сказал: "Консультативный совет выражает глубокую озабоченность в связи с сообщениями о сносе домов, принадлежащих группе Харе Кришна и призывает власти Казахстана прекратить работы по сносу и предоставить гуманитарную помощь гражданам, чьи дома были разрушены".

"Мы все за центрально-азиатское председательство в ОБСЕ в будущем, но совершенно ясно, что любой председатель организации должен воплощать в себе принципы и обязательства ОБСЕ", - отметил один британский источник.

Решение принимается на основе консенсуса. США предложили компромиссное решение, согласно которому Казахстану будет доверен пост председателя в 2011 году, если он проведен ряд реформ внутри страны. Но это предложение встретило жесткое сопротивление со стороны г-на Назарбаева. Стоя рядом с Жозе Мануэлем Баррозу, президентом Европейской комиссии, г-н Назарбаев вчера даже договорился до поддержки кандидатуры Казахстана всем ЕС, сказав: "Мы ценим поддержку Европейского Союза кандидатуры Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2009 году".

Что поставило г-на Боррозу в довольно неловкое положение, вынудив потом давать пояснения.

"У Европейской комиссии совсем нет позиции по этому вопросу", - сказал он, пытаясь шуткой сгладить это уточнение.




Назарбаев оказался второгодником

07.12.2006. Euobserver

Эндрю Реттман

БРЮССЕЛЬ - Страны ЕС заблокировали до конца 2007 года принятие решения по вопросу о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2009 году. Богатая газом и ураном Астана вызвала расхождения во внешнеполитических подходах в стане Европейского Союза.

"Мы не пришли к консенсусу, так что логичным шагом было принять решение в следующем году. Некоторые страны-члены ЕС противятся этой идее, тогда как другие склонны согласиться с кандидатурой Казахстана уже сейчас", - сказал EUobserver официальный представитель министра иностранных дел Бельгии Карела де Гюхта, в настоящее время возглавляющего ОБСЕ.

"Скажем так: Казахстан должен выполнить свои обязательства в области прав человека. А решение по вопросу председательства будет принято не позднее, чем на мадридской конференции ОБСЕ в следующем году", - добавил он, подчеркнув, что окончательное заявление должно быть одобрено на заседании министров иностранных дел ОБСЕ во вторник (5 декабря).

Расположенная в Вене Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе была создана в 1975 году и сегодня осуществляет наблюдение за выборами на всем пространстве бывшего СССР, а также ведет наблюдение за пограничными районами и принимает участие в разрешении конфликтов.

Евросоюз не уверен, что делать с Казахстаном

Страны-члены ЕС голосуют в ОБСЕ на основе "единой позиции". Для положительного решения по кандидатуре председателя ОБСЕ необходимо единодушное решение всех стран-членов ОБСЕ. Председательство не может быть отменено - так же как и в Олимпийских играх - так как решение о нем принимается за два или более года до начала исполнения функций председателя.

Германия, Франция, Нидерланды и Польша изначально выступали в поддержку кандидатуры Казахстана на пост председателя в 2009 году, считая это потенциальным стимулом для проведения демократических реформ, а также прагматичным способом улучшения отношений и подготовки почвы для новых газопроводов на Каспии в будущем.

Однако Великобритания выступала за 2011 год, говоря, что одобрение кандидатуры Казахстана сегодня будет преждевременным. Чешская Республика, Словакия, Венгрия и Словения серьезно опасаются, как бы председательство Казахстана не подорвало доверие к ОБСЕ.

"Возможность энергетических поставок очень привлекает Германию, которая намерена сделать этот регион важным вопросом на своей повестке дня как председателя ЕС в следующем году", - считает дипломат из ЕС. В настоящее время Берлин, главный дипломат ЕС Хавьер Солана и Европейская комиссии работают над выработкой новой политики в отношении Центральной Азии.

"С одной стороны, Казахстан мог бы реально помочь ОБСЕ в работе по укреплению институтов в этом регионе, - объясняет аналитик расположенной в Киргизстане Международной кризисной группы (International Crisis Group) Майкл Холл. - Но с другой стороны, он может превратить ОБСЕ в платформу для репрессий".

Сначала Борат, теперь Назарбаев

Резкие замечания со стороны ОБСЕ по поводу прав человека пришлись на окончание визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Лондон и Брюссель, где этому суровому лидеру пришлось сносить унизительные вопросы прессы об американском фильме "Борат", высмеивающем его страну.

"В Казахстане мирно сосуществуют народы 130 национальностей и 46 религий. Это очень ценный опыт, который может быть использован ОБСЕ", - сказал г-н Назарбаев в понедельник в Брюсселе, добавив, что его "открытая" экономика выросла втрое с 1999 года.

"Это главные причины, почему Казахстан имеет право претендовать на пост председателя ОБСЕ в 2009 году, и мы по-прежнему стоим на этой позиции, - заявил он. - Для нас очень важно, что Европейский Союз поддерживает кандидатуру Казахстана".

«Извините, но у Европейской комиссии [правительства Европейского Союза] нет абсолютно никакой позиции по этому вопросу, - ответил президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу, как бы умыв руки. - Мы и не должны ничего такого решать». Европейский Союз открестился от вопроса об ОБСЕ и ограничился подписанием скромного "меморандума о взаимопонимании" по вопросу сотрудничества с Астаной в энергетической сфере.

Сомнительная репутация энергетического гиганта

Казахстан, почти равный по площади ЕС с населением всего в 15 млн. человек, будет обеспечивать почти 20 % нефтегазовых поставок в страны ЕС в будущем, предсказал г-н Назарбаев. Рядом с режимами в Туркменистане и Узбекистане он мнит себя региональными лидером в таких вопросах, как права человека и стабильность.

Однако перевыборы президента Казахстана в 2005 году были признаны незаконными самой ОБСЕ. В этом же году в стране произошли убийства двух видных деятелей оппозиции: Заманбека Нуркадилова и Алтынбека Сарсенбаева. Эти преступления не раскрыты и по сей день.

Когда узбекские войска расстреляли из автоматов по меньшей мере 180 граждан Андижана в мае 2005 года, г-н Назарбаев похвалил Ташкент за то, как тот справился с ситуацией, и призвал к военному сотрудничеству с этой страной в борьбе против "международного терроризма" как раз тогда, когда возглавляемая Словенией ОБСЕ призывала к проведению международного расследования.




Неприкасаемые?

08.12.2006. Республика (Казахстан)

Ирина Сегеева

Обвиняемый в убийстве Рустам Ибрагимов заявил, что в ходе следствия на него оказывали давление генпрокурор и глава МВД

Во вторник в Астане коллегия по уголовным делам Верховного суда начала рассматривать апелляционные жалобы на решение Алматинского областного суда по делу об убийстве Алтынбека САРСЕНБАЙУЛЫ и его помощников.

Первая бомба…

…взорвалась на второй день процесса. Приговоренный к смертной казни Рустам ИБРАГИМОВ, названный следствием организатором убийства, отказался от всех своих показаний и прежних заявлений, обвинив органы следствия в давлении и угрозах.

- Я прошу соответствующие органы принять меры и привлечь к уголовной ответственности лиц, которые, злоупотребляя наделенной государством властью и своим положением, сфабриковали уголовное дело в отношении меня и по факту убийства Сарсенбайулы, Байбосына, Журавлева. С самого начала следствия меня заставляли давать ложные показания, – заявил Ибрагимов.

Оказывается, бывшему сотруднику органов внутренних дел в ходе следствия предлагали «версии на выбор». Сначала – о том, что Ержан УТЕМБАЕВ заказал избиение политика, а Виталий МИРОШНИКОВ – расстрелял. Затем – что к убийству причастны Рахат АЛИЕВ и Дарига НАЗАРБАЕВА. Следующая версия – что это приказ тогдашнего председателя Комитета национальной безопасности Нартая ДУТБАЕВА, и последняя – что все исходило от спикера Сената Нуртая АБЫКАЕВА.

- На самом деле никто из них – ни Алиев, ни Назарбаева, ни Дутбаев – не давали мне никаких указаний, что делать. Я их не знаю и близко с ними никогда не встречался, – признался в суде Ибрагимов. – На самом деле я не знаю, кто стоит за всем этим делом. И меня просто заставили это сказать.

Судя по словам подсудимого, процесс добровольной дачи показаний был… принудительным. На жизнь самого Ибрагимова, по его словам, дважды покушались в ИВС, на его брата сфабриковали уголовное дело, на отца нападали, угрожали жене…

Кто? Сложно поверить, но угрозы исходили, по его словам, от высокопоставленных чиновников.

- Мне это лично говорил начальник СКБ Амантай Акрамыч, также присутствовал при этом замгенпрокурора Мерзадинов, также Касымов – замминистра МДВ, – заявил Ибрагимов.

«Ты знаешь, что выше нас (там стояли генпрокурор и министр внутренних дел) никого здесь нет. И то, что мы здесь решим и скажем, так оно и будет», – передал якобы слова генпрокурора и главы МВД Ибрагимов.

Обвиняемый, как бывший полицейский, считает, что у следствия много нестыковок. Он поставил под сомнение свидетельские показания и улики. Напомнил, что следователям говорили о странной машине с бишкекскими номерами, которую при проведении операции заметили «арыстановцы»… Все это следствие проигнорировало.

- Я считаю, что это преступление подготовили очень умные люди, которые грамотно все просчитали. Которым нужно было людям показать, что вот он - есть преступник, которого нужно осудить.

Я не скрываю, получилось так, что мы в какой-то мере… каждый должен понести какую-то ответственность. Мы причастны к этому. Но конкретно к убийству, похищению, я не знаю, как вы квалифицируете мои деяния… Я знаю, что не совершал это преступление. Я не убийца, - заключил Ибрагимов.

Первая победа…

… досталась обеим сторонам – и обвиняемым, и потерпевшим – еще в первый день. Суд согласился приобщить к делу отчеты тестов на детекторе лжи. (Напомним, что облсуд отказался это сделать, мотивируя отказ тем, что эти данные являются собственностью ФБР). В Верховном суде был продемонстрирован ответ посла США в Казахстане Джона ОРДВЕЯ, в котором объяснялось, что результаты исследования на полиграфе были переданы правительству РК, которое может распоряжаться ими по своему усмотрению.

В среду Генпрокуратура представила «загадочные тесты». Согласно отчету, как сообщает агентство «Интерфакс-Казахстан», Ибрагимов и Утембаев давали ложные ответы на вопросы ФБР. Так, Утембаев в ходе тестирования, состоявшегося во время предварительного следствия, утвердительно ответил на вопрос «Говорили ли вы правду полиции в отношении этого расследования?» и отрицательно - на вопрос «Направлял ли кто-либо ваше участие в убийстве этого человека?». Ибрагимов дал отрицательные ответы на вопрос, обманывал ли он правоохранительные органы в отношении дела по убийству А. Сарсенбайулы, и кто, кроме Утембаева, приказал убить политика.

Данные полиграфа показывают: тестируемые говорили неправду. При этом в отчете ФБР указывается, что после тестирования Ибрагимов заявил, что когда его перевозили из тюрьмы на место проведения тестирования, казахстанский полицейский в маске сказал ему, что «если скажешь лишнее слово ФБР, убьем тебя и твою семью».

А адвокат Ибрагимова Нурлан УСТЕМИРОВ заявил, что в тестировании было пять, а не два вопроса. В частности, о том, убивал ли он Сарсенбайулы, Байбосына и Журавлева. Адвокат убежден, что отсутствие этих вопросов – умышленный шаг.

Адвокат потерпевшей стороны Анвар КАЛИЕВ заявил, что и после оглашения отчета ФБР «у нас, как и прежде, остались сомнения в степени их участия в этом».

Не станет ли победа пирровой?

Стоит отметить, что в первый день коллегия ВС была настроена вполне конструктивно (конечно, со своей, судейской, точки зрения). Прессу впустили на «протокол» - стандартные пять минут для съемки. Все остальное время журналисты наблюдают за процессом по мониторам, специально установленным в отдельной комнате. На столе перед потерпевшими стоит портрет Сарсенбайулы. Суд терпит пристальный взгляд убитого политика.

Коллегия выслушивает все ходатайства сторон. К примеру, спокойно было озвучено ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы письма Утембаева президенту. По мнению адвоката Калиева, «сведения, содержащиеся в письме, лексическое, семантическое его построение и орфография самого письма вызывают сомнения в авторстве Утембаева». Правда, суд по данному ходатайству решения так и не вынес…

В кулуарах суда можно наблюдать странные для судебных процессов картины. Брат убитого политика Рысбек САРСЕНБАЙУЛЫ спокойно общается с супругой главного обвиняемого Утембаева – Людмилой ТЕН. Она, кстати, явно растеряна: Ержан Утембаев по неясной причине отсутствует на процессе. Почему – неизвестно даже его жене. Адвокаты обеих сторон также совершенно спокойно обсуждают происходящее и единодушно соглашаются: странностей в деле много, и на скамье подсудимых оказались если не совсем невиновные, то уж точно не все причастные к убийству люди...

…Вердикт Верховного суда не за горами. Вчера коллегия удалилась в совещательную комнату для принятия решения. Председатель коллегии Абдрашид ЖУКЕНОВ, уходя, объявил, что решение может быть оглашено уже сегодня – в пятницу.

От редакции

Если кто-то рассчитывал, что рассмотрение уголовного дела об убийстве Алтынбека Сарсенбаева и его помощников в Верховном суде будет чисто формальным процессом, тот сильно ошибся. В ходе заседания озвучены такие заявления, которые в принципе способны «взорвать» не только стабильность в государстве, но и само государство.

Независимо от того, убивал ли Рустам Ибрагимов или просто захватил с помощью офицеров спецотряда «Арыстан» трех человек и передал их в руки убийц, он преступник. Но это не означает, что все сказанное им ложь и ему нельзя верить. Но если поверить, то впору хвататься за голову.

Итак, что мы имеем?

Во-первых, заявление, что генеральный прокурор Рашид ТУСУПБЕКОВ и министр внутренних дел Бауржан МУХАМЕДЖАНОВ оказывали на Ибрагимова давление, требуя фальсифицировать свои показания.

Во-вторых, среди тех, кого они хотели сделать заказчиками убийства, назывались Рахат Алиев и Дарига Назарбаева, Нартай Дутбаев, Нуртай Абыкаев.

В-третьих, Ержан Утембаев не давал указания Ибрагимову убивать.

Но если один из основных фигурантов скандального дела не обманывает, то в чьих интересах действовали Рашид Тусупбеков и Бауржан Мухамеджанов?

Мы на этот счет даже предположений не будем строить, чтобы нас не обвинили в оскорблении чести и достоинства кого-нибудь из первых или вторых лиц государства.

Но так или иначе следует признать, что поскольку суд первой инстанции категорически отказался вызывать потенциальных свидетелей из околопрезидентского окружения, пятно, брошенное на честь президента Казахстана (который по Конституции несет ответственность за все происходящее в стране), оказалось куда большим, чем могло быть при выполнении требований защитников и пострадавших.

И если коллегия по уголовным делам Верховного суда РК отморозится от рассмотрения и проверки заявления Рустама Ибрагимова, она рискует нанести чести и достоинству казахстанского президента куда больший ущерб, чем вся демократическая оппозиция и пресса за 15 лет независимости, вместе взятая.




Уран! Мы ломим , гнутся...

09.12.06. Экспресс-К (Казахстан)

Александр Каминский

Объединив природный и интеллектуальный потенциал, Казахстан и Россия вместе выйдут на мировой рынок ядерной энергетики не только как поставщики сырья. В заснеженной южноказахстанской степи поставлена первая зримая веха на этом пути: премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов и руководитель Федерального агентства по атомной энергии РФ Сергей Кириенко приняли первую продукцию казахстанско-российско-кыргызстанского СП "Заречное" - контейнер желтого кека.

Равными долями в "Заречном" владеют "Казатомпром" и российский "Техснабэкспорт". Суммарный объем инвестиций в предприятие составит более 60 млн долларов. Общая сумма контракта на поставку в Россию до 2022 года урана, добытого в Казахстане, превышает миллиард долларов США. Объем эффективно извлекаемых запасов месторождения оценивается в 20 тысяч тонн. К 2009-му добыча должна составить 1000 тонн урана в год.

Еще недавно на месте месторождения была голая степь. Но производственные мощности и поселок атомщиков выросли настолько стремительно, что это дало Сергею Кириенко повод сказать:

- Мы выйдем на мировой рынок и будем работать по мировым стандартам, только гораздо быстрее!

А Даниал Ахметов выстроил перед многочисленными журналистами, приехавшими на открытие объекта, логику объединения усилий соседей в ядерной энергетике. Оно начинается совместным освоением урановых месторождений на территории Казахстана и производством урановой продукции. Затем последует создание транспортно-логистической инфраструктуры поставок урановой продукции на мировой рынок. А венчать процесс будет совместная разработка реакторных установок малой и средней мощности.

В результате Казахстан и Россия предстанут на мировом рынке не только в качестве экспортеров сырья, но и как страны, торгующие высокотехнологичным продуктом с высокой добавочной стоимостью.

Для Казахстана возникает уникальная возможность выйти в число лидеров мировой атомной энергетики. На территории страны находится четверть мировых запасов урана. Из его 1,6 млн тонн разведанных запасов 1,2 млн тонн являются так называемыми песчаниковыми месторождениями, позволяющими вести добычу методом подземного выщелачивания. Это наше ноу-хау, которое выгодно отличается от традиционных способов извлечения урана высокой экологической безопасностью, низкими затратами и упрощенностью технологических операций. Заречное как раз является одним из таких песчаниковых месторождений.

Технология его освоения и получения продукции выглядит так. Сначала в 300-кубовых емкостях готовится слабый раствор серной кислоты, который по трубам поступает на геотехнологическое поле и через множество скважин закачивается под землю к рудному телу на глубине 500-530 метров. Там происходит выщелачивание - частицы урана переходят в так называемый продуктивный раствор, который затем поднимается на поверхность и сорбируется и десорбируется в ионообменных колоннах. Полученная пульпа сушится до состояния упомянутого желтого кека, который грузится в контейнеры и отправляется для переработки в закись-окись урана на три аффинажных завода "Казатомпрома". В будущем планируется построить аффинажные цеха и на каждом крупном урановом месторождении.

Когда в 1997 году правительство РК передало экспорт урана "Казатомпрому", на нем висело 32 млн долларов задолженности по зарплате и перед бюджетом, 44 млн долларов долгов банкам и кабальный кредит под залог всего имущества компании. Российские заказы из-за падения курса рубля находились под большим вопросом, а антидемпинг, инициированный минторгом США, закрывал компании выход на рынки Европы и Америки.

Всего два года понадобилось новой команде менеджеров, чтобы наладить производство, полностью погасить долги и выйти на международный рынок. В 2007 году "Казатомпром" добудет 8272 тонны, а к 2010 году добыча достигнет 15 тысяч тонн урана. Этим будет заложена прочная основа для решения проблемы международной энергетической безопасности и построения надежной ядерно-топливной базы всей цивилизации на долгосрочную перспективу.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ