Итоги внешнеполитического года
29.12.2006.Московские новости
Российская внешняя политика в 2006 году может быть в
целом оценена как вполне удовлетворительная. К такому мнению склоняется
большинство экспертов
В преддверии Нового года, как обычно, подводят итоги.
"МН" предлагает вниманию читателей мнение ведущих российских экспертов, которых
редакция попросила выставить свою оценку, исходя из шкалы, принятой в вузах, -
"отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" - внешней
политике России в уходящем 2006 году. выставлялись же оценки по ее наиболее
значимым региональным аспектам.
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Андраник МИГРАНЯН, политолог, председатель научного
совета Института стран СНГ
СНГ - это очень разные страны и их устремления очень
разнонаправлены. Поэтому в России очень разная политика по отношению к странам
СНГ. Можно сказать, что в некоторых регионах просматривается более осмысленная
российская политика, чем в других. В этом году можно однозначно поставить
хорошую оценку политики по отношению к странам Центральной Азии, а также к
Украине. Ниже тройки заслуживает политика по отношению к странам Закавказья.
Неясная ситуация с Белоруссией. Хотелось бы конечно знать, заключается ли
стратегическая линия России в том, чтобы добиться объединения с Белоруссией или
просто взять "БелТрансГаз". Попытки взять "БелТрансГаз" приближают цель
объединения с Белоруссией или нет? Необходим точный ответ на вопрос: где
действительно исходя из прагматических соображений мы должны делать деньги, а
где, наоборот, в стратегических интересах их тратить, что потом может сторицей
воздастся России? Вот по некоторым направлениям ответы в этом году не
просматривались. Средняя оценка, таким образом, где-то между "хорошо" и
"удовлетворительно".
Константин ЗАТУЛИН, депутат
Государственной думы Российской Федерации, директор Института стран СНГ
Было бы соблазнительным считать нынешнюю внешнюю
политику России поведением молодого хищника в лесу, где продолжают бродить
динозавры. Точнее, один динозавр. Тягаться с этим монстром на открытых
пространствах вряд ли под силу, но защищать свое пространство обитания можно и
нужно.
Конечно, всякие сравнения неполноценны. Но в 2006 году
Россия продолжала набирать силы, оправляться от страшных последствий 1991-го и
последующих безвременных лет. С большим скрипом на выборах в марте качнулся в
обратную сторону украинский маятник. Зашатались конструкции вроде ГУАМ или
Содружества демократического выбора, спешно сооруженные или вновь вдохновленные
"оранжевой" революцией. Насаждаемая в профилактических целях в пику России, идея
двоецентрия на постсоветском пространстве временно ушла в тень. Россия
продемонстрировала способность огрызаться на наскоки, будь то грузинские
истерики, польские обиды или попытки поставить нам "двойку" в дневнике со
стороны "восьмерки", Евросоюза или ОБСЕ. По всему периметру границ в СНГ Россия
делала предложения (по газу), от которых соседям было трудно отказаться.
Нам явно не хватало умения публично сожалеть об
изменениях собственных цен. Еще точнее, - предъявив кнут, творцы нашей
внешнеэкономической политики оказались пока не способны продемонстрировать
пряник. Экономическому блоку в правительстве Путина явно не хватает воображения,
чтобы представить в виде следующего национального проекта путинский вариант
"плана Маршалла" для стран СНГ и, может быть, отдельных государств Центральной и
Восточной Европы. Мы продолжаем экономить на внешней политике, и только-только
возвращаем себе способность пропагандировать себя, свои цели и планы за рубежом.
Между тем, истории с интерпретациями убийства Политковской или Литвиненко
показывают, что с нами начинают "переходить на личности". Напряжение растет.
Оценка пока между "тройкой" и "четверкой".
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
Владимир БАТЮК, руководитель сектора региональных
проблем внешней политики США
Впечатление от того, как развивались
российско-американские отношения в 2006 году осталось неоднозначным. С одной
стороны, многие влиятельные американские СМИ теперь уже прямо говорят, что
Россия - главный враг США в "холодной войне" № 2. Некоторые высокопоставленные
политики (например, вице-президент Д. Чейни) публично высказывались в том же
духе. Дурной американский пример оказался заразительным - на протяжении
прошедшего года Москва спешила раскрыть объятия каждому врагу Америки, будь то
ХАМАС, "Хезболла" или Ахмадинеджад.
С другой стороны, неуклонно крепла и без того крепкая
мужская дружба президента Буша и президента Путина. Друзья встречались за год
три раза, и даже умудрились выработать конкретные соглашения - вроде совместного
заявления о борьбе с ядерным терроризмом или протокол по вступлению России в
ВТО.
Вот это-та дружба двух президентов на фоне общей
деградации отношений между двумя странами (впервые за последние сорок лет не
ведутся переговоры по стратегическим вооружениям) - величайшая загадка года
уходящего. За развитие российско-американских отношений правящим элитам двух
стран смело ставим "неуд", за дружбу Путина и Буша - "хорошо". Среднее
арифметическое - "удовлетворительно".
Анатолий УТКИН, профессор, доктор исторических наук
Оценка - "хорошо". Отношения между Россией и Америкой на
удивление хорошие. Хозяева Пентагона Рамсфелд и Вулфовиц ушли, вице-президент
Чейни маргинализировался. Россия нужна Америке в иранском деле, в ситуации
вокруг Северной Кореи, а главное - в будущем выяснении отношений с Китаем.
Неудивительно, что к оппозиции РФ в Совете безопасности ООН отношение к России у
Вашингтона лучше, чем к Франции и Германии.
Новый министр обороны США Роберт Гейтс выразился
"нежно", как в лучшие дни: "Мы на Западе по-настоящему не осознали глубины
унижения, которое пережила Россия с проигрышем холодной войны и потерей
Восточной Европы, но и фактически с развалом российской империи как таковой".
Словно поощряя, Гейтс говорит о Путине, который "стремится восстановить Россию в
качестве сверхдержавы".
Такой тон возвращает российско-американские отношения в
лучшие годы.
БЛИЖНИЙ ВОСТОК
Андрей ПРАВОВ, публицист
Я бы оценил политику России на Ближнем Востоке в 2006
году на "хорошо". В последние пять лет Москва постепенно начинает играть все
большую роль в этом регионе. И это после того, как в 1990-х Россия по сути дела
свое присутствие там только "слегка обозначала".
Сейчас Москву посещают первые лица региона, причем как
руководители арабских государств и Палестинской национальной администрации, так
и Израиля.
Ситуация на Ближнем и Среднем Востоке меняется. Все
более становится очевидным, что США проиграли войну в Ираке. Как, скорее всего,
и в Афганистане. Стремление Вашингтона быть единственным посредником между
израильтянами и палестинцами также не оправдывается. ХАМАС не соглашается вести
никаких переговоров с американцами, как, впрочем, и с западноевропейцами. В то
время как у российских дипломатов такие возможности есть. Россия начала диалог с
представителями ХАМАС не потому, что ей они симпатичны или Москва им
сочувствует. Россия жестко выступает против любых форм экстремизма. Но такой
диалог, согласно многим оценкам, добавил в процесс израильско-палестинского
мирного урегулирования дополнительные возможности.
Россия продолжает развивать сотрудничество с Ираном и
происходит это в тот момент, когда на Западе в адрес Тегерана звучат жесткие
обвинения по поводу его "ядерного досье". Однако Москва проявляет сдержанность и
указывает, что разобраться в происходящем и дать ему оценку необходимо
компетентным экспертам.
Александр ШУМИЛИН, директор Центра анализа
ближневосточных конфликтов
В 2006 году четко обозначился поворот или возврат Москвы
к советской схеме ближневосточной политики. Ее суть проста: ближневосточный
регион неизменно рассматривался стратегами СССР прежде всего как зона
противостояния Соединенным Штатам. В Москве по ставка делалась на "наших", т. е.
на радикальные арабские режимы и военно-политические организации Палестинского
движения сопротивления; главной задачей было максимально прочно привязать к себе
"наших" - через поставки вооружений или строительство экономических объектов в
долг, который всегда рассматривался как маловероятно возвратный. Результирующая
такой политики - СССР мог оказывать на события в регионе преимущественно
негативное влияние.
Именно эту схему мы наблюдаем сегодня: Москва делает
ставку на радикальные режимы и движения (Сирия, Иран, ХАМАС и отчасти
"Хезболла"). Результат, однако, оказался прямо противоположным: в Израиле
усиливается недовольство Москвой; по вине России, проявившей сомнительную
инициативу с приглашением делегации ХАМАС, практически парализована деятельность
ближневосточного квартета (США, Россия, ООН и ЕС), а ближайшие к России
государства- партнеры впадают во все усиливающуюся изоляцию в регионе и мире
(Сирия и Иран). Оценка ближневосточной политики Москвы в 2006 году - "три с
минусом". И то только потому, что, слава Богу, не было прямых поставок
вооружений "Хезболле" во время ее конфликта с Израилем.
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
Анатолий КОШКИН, профессор, академик РАЕН
Хотя данная шкала не позволяет учитывать важные нюансы
(для этого больше подошла бы стобальная шкала), склоняюсь к оценке "хорошо".
Будучи в 90-е годы критиком неумелой "ельцинско-козыревской дипломатии" в этой
части света, с удовлетворением могу констатировать нынешний осознанный курс
нашего государства по возвращению России на Дальний Восток.
Радует поступательное развитие добрососедских отношений
с Китаем, партнерство с которым приобретает все большее значение и для
сотрудничества в обеспечении безопасности в этом все еще насчитывающем немало
"горячих точек" регионе. Набирает авторитет "Шанхайская организация
сотрудничества".
Несмотря на известные противоречия по пограничному
вопросу, российской дипломатии удается сближать позиции с Японией.
Следует отметить возрастание влияния России в таких
региональных организациях, как АТЭС, о чем свидетельствовал успех саммита в
Ханое, поддержать стремление России обеспечить полноправное участие в
формируемом ныне Восточноазиатском сообществе.
Однако позитивная характеристика нашей дипломатии на
данном направлении - это в значительной степени оценка лишь верно избранного
вектора внешней политики. К сожалению, пока этого нельзя сказать о
результативности российской политики в Восточной Азии для разрешения весьма
острых социально-экономических проблем России, прежде всего в дальневосточных
районах. Не случайно об этом на днях специально говорил Владимир Путин.
Сергей ЛУЗЯНИН, профессор МГИМО, президент Фонда
востоковедческих исследований
Восточноазиатскую политику России условно можно оценить
"хорошо". В позитив следует отнести, во-первых, мартовский визит Владимира
Путина в КНР. Россия сумела обосновать свою энергетическую "заявку" через
реализацию Восточного трубопровода и подготовку проектов газопроводов.
Во-вторых, российско-китайский формат. В рамках
программы Года России в Китае он стал давать достаточно большую торговлю (30
млрд. долл.) и первые серьезные китайские инвестиции в нашу экономику.
В-третьих, успешно развивалась ШОС не только в
центральноазиатском, но и восточноазиатском направлениях. Любопытным
представляется озвученная Путиным идея создания "Энергетического Клуба" ШОС.
В-четвертых, Россия укрепилась на рынках вооружений, как
на традиционном китайском, так и относительно новых в Юго-Восточной Азии -
индонезийском, малайзийском, таиландском и других.
В-пятых, Россия достаточно успешно выступила на саммите
АТЭС в Ханое, подтвердив свой высокий политический и энергетический статус в
АТР.
К негативу следует отнести незавершенность известного
российско-японского "территориального романа". Северокорейские ядерные подземные
испытания и введение международных санкций против Пхеньяна в рамках известной
резолюции СБ ООН объективно сузили политические рамки отношений РФ и КНДР, но по
сути принципиально ничего не изменили.
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
Эмиль ДАБАГЯН, ведущий научный сотрудник Института
Латинской Америки РАН
Латиноамериканский вектор внешнеполитического курса
России, обозначенный Владимиром Путиным в 2004 году во время первой поездки на
континент, сохраняется. Тогда он заявил: "Сегодня, я глубоко в этом убежден,
Россия не имеет право не уделять этому направлению своей политики должного
внимания. Мы будем настойчиво действовать в этом регионе". Слова президента не
остались пустым звуком. Весной председатель правительства Михаил Фрадков посетил
Бразилию и Аргентину. Особое значение имела его поездка на Кубу, знаменующая
фактическое возвращение в эту страну. Под занавес года состоялись визиты
министра иностранных дел Сергея Лаврова в Бразилию и Аргентину
Знаковым для двусторонних отношений стал четвертый визит
в Россию президента Венесуэлы Уго Чавеса. Накануне были подписаны контракты на 3
млрд. долл. на поставку авиационной техники и строительство предприятия по
сборке автоматов Калашникова.
Тем не менее, МИД и посольства недостаточно эффективно
лоббируют интересы частного бизнеса, рвущегося на просторы Латинской Америки. В
этом плане Россия существенно отстает от Китая. Исходя из указанных соображений,
оценка "удовлетворительная".
Лидия МАКЕЕВА, доктор исторических наук
Внешнеполитическая линия РФ в отношении Латинской
Америки с известной долей оптимизма может быть подытожена с оценкой "хорошо". И
вот почему.
Самым значительным событием года на латиноамериканском
направлении стал визит Михаила Фрадкова в Аргентину, Бразилию и на Кубу.
Ощутимым результатом российско-кубинских переговоров можно признать выделение
Кубе кредитов на покупку товаров из РФ. Кроме того, был сделан шаг в решении
вопроса о долгах
Официальные контакты создали предпосылки для оживления
экономического сотрудничества. РФ реализует проекты нефтегазовой и
электроэнергетической отраслей. Российские энергокомпании признают в качестве
самого перспективного динамичное интеграционное объединение МЕРКОСУР.
Вместе с тем сохраняется ощущение того, что до
оптимального использования внешнеполитических ресурсов РФ на латиноамериканском
направлении лежит большая дистанция. "Левый поворот" в регионе пока недостаточно
используется в качестве дополнительного стимула для расширения
российско-латиноамериканских отношений. Вывоз капитала и оказание финансовых
услуг во внешнеэкономических связях практически отсутствуют. Объём товарооборота
крайне низок. В этой связи резервы политики России в отношении Латинской Америки
предстоит использовать еще интенсивнее.
ЕВРОПА
Сергей КАРАГАНОВ, председатель президиума Совета по
внешней и оборонной политике
Россия вела активную, достаточно разумную внешнюю
политику на европейском направлении. Но никаких продвижений в этом году
достигнуто не было. Ни Европейский Союз, ни Россия не знают, что они в конечном
итоге хотят друг от друга. Мы не срывались в конфронтацию, но и не продвигались
вперед. Были обстоятельства, которые объективно находились вне наших
возможностей. Россия стала непривычно сильной и в этой связи столкнулась с часто
несправедливой критикой, просто нападками. На более узких направлениях мы
все-таки двигались вперед там, где это зависело от нас
Оценить российско-европейские отношения можно на "4 с
минусом", но не российскую политику, которую я оценил бы на "4 с большим
плюсом".
Юрий ПИВОВАРОВ, академик РАН, директор Института научной
информации по общественным наукам РАН
Считаю, что внешняя политика России на Европейском
направлении заслуживает оценки "удовлетворительно". Те возможности, которые у
России сейчас имеются, на мой взгляд, и не позволяют сделать ее отвечающей
оценке "отлично" или даже "хорошо". Связано это не с ошибками или "неправильной"
политикой. Это во многом объясняется позицией самой Европы, которая зачастую
насторожена и не всегда дружелюбна в отношении России. В этих условиях трудно
рассчитывать на что-то большее.
АФРИКА
Владимир ШУБИН, профессор, доктор исторических наук
Уходящий год был необычным в отношениях России со
странами Африки. Впервые высший руководитель страны посетил Африку южнее Сахары
- ЮАР. Во время визита был наконец-то подписан Договор о дружбе и партнерстве
между Россией и Южной Африкой (парафирован он был еще почти четыре года назад),
была достигнута договоренность о создании Делового совета "Россия - ЮАР".
Состоялась также поездка в Анголу и Эфиопию министра иностранных дел.
Африка была одним из предметов дискуссий на саммите
"Большой восьмерки" в Петербурге. В октябре в Москве впервые состоялось
заседание Африканского форума партнерства. Более активно стали действовать
двусторонние межправительственные комиссии.
Однако не все было так благостно, например, президента
России ждали и в Тропической Африке. В отличие от предыдущих встреч "Восьмерки",
в Петербурге не были африканские президенты - основатели программы "Новое
партнерство для развития Африки". По-прежнему отсутствует механизм
государственной поддержки российского бизнеса в Африке, без которого успеха там
могут добиться, как правило, только крупные компании.
Так что оценка - "хорошо".
Борис ПИЛЯЦКИН, публицист, автор книг и документальных
фильмов по Африке
В условиях холодной войны Африка долгие годы была сферой
геополитических интересов СССР, стремившегося вовлечь ее в орбиту своего
влияния, сделать плацдармом в противостоянии "лагерю империалистов" во главе с
США. Отсюда огромные суммы займов, поставки военной техники, направление
десятков тысяч специалистов. Все рухнуло в одночасье, когда у новой России
появились другие приоритеты.
Что России сегодня нужно от Африки? Недавно
правительство "подарило" долги Мозамбику, Замбии, Танзании, Мадагаскару, Эфиопии
и Бенину на полмиллиарда долларов. Но может быть постараться вернуть из Африки
хотя бы часть того, что осталось?! Поддерживать корректные отношения с почти
пятью десятками стран - членов ООН - тоже уже немало. И конечно же отказаться от
иллюзий возрождения былой "советско-африканской дружбы", совершая визиты даже на
высоком уровне в те или иные страны континента (случайный набор которых
очевиден). Инвестиций для российской экономики мы оттуда не получим. Оценка - "удовлетворительно".
|