Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №160(01.01.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Самоорганизация. Общественные объединения соотечественников.



Они вспоминали Россию

Заместитель председателя Андижанского областного отделения Русского культурного центра (РКЦ) Узбекистана Л. Петрова  пишет о встрече выпускников российских вузов в Андижане.

16.12.2006, http://www.vesti.uz/culture/

Л. Петрова

Сотни выпускников российских вузов собрались на днях в Андижане в празднично оформленном зале

ресторана «Олтин водий» («Золотая долина») на свою первую в Узбекистане региональную встречу.

Организовало ее при поддержке городского хокимията Андижанское областное отделение русского культурного центра республики.

Кроме андижанцев на встречу прибыли также выпускники вузов РФ из Наманганской, Ферганской областей и киргизского Джалалабада.

Прозвучали фанфары. Состоялась перекличка выпускников. Были названы 22 города России, где учились андижанцы. Больше всех среди собравшихся оказалось выпускников вузов Томска, Москвы и Санкт-Петербурга.

Вступительным словом торжество открыл председатель АООРКЦ Петр Волков, подчеркнувший, что годы учебы дали выпускникам не только хорошее образование, но и помогли обрести новых друзей, приобщиться к сокровищам русской и мировой культуры, лучше узнать Россию.

Вернувшись на родину, многие стали руководителями областных, городских, районных организаций, учреждений, предприятий, хозяйств, фирм, преуспевающими бизнесменами, крепят дружбу между нашими странами и народами.

Были исполнены государственные гимны Узбекистана и России.

Собравшихся тепло приветствовали ректор Джалалабадского университета дружбы народов, выпускник МГУ Дильмурод Ахмедов, заместитель председателя Ферганского славянского культурного центра Неля Нарубанская, и. о. редактора газеты «Наманганская правда»,окончивший в свое время Новосибирский госуниверситет, Игорь Решетников и другие гости.

На вечере были оглашены поздравления, поступившие в адрес участников встречи из Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского центра международного и культурного сотрудничества при МИДе РФ (Росзарубежцентра), фракции КПРФ в Госдуме РФ, проректоров ряда российских вузов, в том числе Томского архитектурно-строительного университета, который окончили десятки наших земляков, а также от нынешних андижанских студентов, обучающихся в вузах Москвы, Волгограда, Омска, Санкт-Петербурга и других городов.

Был даже звонок из Китая, от председателя Наманганского областного русского культурного центра Сергея Миронова, приглашенного на встречу, но по делам оказавшегося в г. Урумчи.

Бывшие студенты активно общались между собой, вспоминали с благодарностью своих преподавателей, студенческие годы, читали стихи, пели студенческие песни, много шутили и задорно танцевали.

Интересно прошли соревнования команд КВН из числа выпускников московских, санкт-петербургских и томских вузов. По итогам трех заданий жюри во главе с председателем областного армянского культурно-просветительского центра Гаруном Машуровым присудило победу «томичам». Проводились различные веселые игры, конкурсы.

Перед собравшимся с концертной программой выступил популярный ансамбль «Андиана». Задушевно исполнили русские песни Алексей Курбанов, а узбекские - Нилуфар Туракулова.

С обязанностями режиссера и ведущей праздника успешно справилась директор центра детства и юношества Андижанского гороно Лилия Волкова, которой помогала завуч школы № 25 Гуль-Рано Юлдашева.

Первая встреча выпускников российских вузов продолжалась целых 6 часов, всем участникам понравилась. Отныне ее решено проводить ежегодно.




Уральские казаки-староверы остаются жить в Каракалпакстане

15.11.2006, www.ferghana.ru

Алена Аминова (Нукус)

Первыми русскими поселенцами на южном берегу Аральского моря были казаки-старообрядцы, сосланные в 1875 с Урала по указу императора Александра II после подавления мятежа в Уральском казачьем войске. До наших дней в Каракалпакстане сохранились небольшие общины уральских казаков, придерживающихся традиционной веры и патриархального уклада, которым жили их предки.

Вольная община русских людей на границе Европы и Азии зародилась в XV веке, когда на реку Яик (Урал) стали бежать крестьяне из Центральной России, не пожелавшие принять церковных реформ патриарха Никона. Позже к ним присоединялись беглые холопы и «работные люди», и даже инородцы из числа татар, башкир, калмыков и казахов. Уральское войско немало послужило престолу Российской Империи, поставляя сотни воинов для охраны границ и участия в военных походах.

Три столетия казаки с Яика, жившие бок о бок с тюркскими народами, занимались охотой и коневодством, ловили рыбу, служили на форпостах, охраняли торговые караваны, сопровождали русские посольства и научные экспедиции в глубины Азии. Но изданное в 1874 году новое «Положение об управлении Уральским казачьим войском», сильно ограничившее их былые вольности, подняло уральцев на мятеж, который был жестко подавлен. По указанию оренбургского генерал-губернатора князя Волконского атаману Павлову наложили клеймо каленым железом на лоб и щеки, вырвали ноздри и сослали на вечные каторжные работы в Сибирь. Больше двух с половиной тысяч самых непокорных бунтовщиков, особенно из числа старообрядцев Александр II указом от 18 апреля 1875 года лишил казачьих прав, исключил из состава и отправил на поселение в пределы, только что завоеванного им Хивинского ханства.

Переселение началось в 1875 году из Казалинска сначала в село Первоначальное, потом в Петроалександровск (ныне Турткуль), Чимбай, Кунград, Нукус. На новом месте казаки легко освоились, потому что давно привыкли к двуязычию. Пришлись им по душе и природные условия. В обширной дельте Амударьи они начали заниматься охотой и рыболовством и, как свидетельствуют архивные данные, практически монополизировали рыбный промысел. Быстро изучив навигацию, на своих больших лодках каюках они стали перевозить грузы и пассажиров от Муйнака до Чарждоу, торговать рыбой, хлебом, скотом, сахаром и керосином на базарах в Самарканде, Туркестане, Ашхабаде, Маргилане. Появились среди них и несколько владельцев хлопкозаводов.

Советская власть, утвердившаяся в Хиве в 1920 году, повела наступление на частную собственность и попыталась упразднить религиозные ценности староверов. В ответ казаки подняли восстание, провозгласив Чимбайскую республику, которую поддержал адмирал Колчак из Омска. Чтобы не потерять контроль над ситуацией, красным комиссарам пришлось пойти на временные уступки и дипломатические уловки, отложив репрессии. Но даже коллективизация и террор 30-х годов не разрушили до конца целостности казачьих общин.

Веры своей старообрядцы в Каракалпакстане не поменяли. Члены общины объединялись вокруг молельного дома - Собора. Во главе семьи стоял «старшой» - отец семейства, власть которого переходила к старшему сыну. Старшая в семье женщина управляла хозяйством. Выбор невест для сыновей оставался беспрекословным правом родителей. В начале XX века круг признаваемого родства у уральцев был очень широкий, включая кровных родственников, свойственников и, так называемые, свадебные группировки. Законность брака признавалась только после совершения всей цепи свадебных обрядов и родительского благословения, которое давалось только при условии принадлежности жениха и невесты к одной вере.

В наши дни это правило несколько смягчилось, и молодые казаки иногда женятся и выходят замуж не только за братьев и сестер по вере, но и создают смешанные семьи с представителями других религий и национальностей. Но в ортодоксальных старообрядческих семьях все еще празднуют свадьбы, соблюдая все старинные ритуалы - отгадывание невесты на смотринах, преграда «поезду» жениха, выкуп за новобрачную, круговое хождение молодоженов. Сохранился в неприкосновенности и похоронно поминальный ритуал. Хоронят покойных они на своем, «уральском» кладбище. «Страдальцев» - умерших не естественной смертью, не отпевают, и не дают им места на общем погосте. Остается в силе запрет на употребление табака, алкогольных напитков, чеснока, чая и кофе, а также мяса скотины, которая не была зарезана самими членами семьи.

Нынешнего настоятеля молельного дома в Нукусе, единственного, по словам старообрядцев в Узбекистане, Савина Ивановича Макарчева, как и положено, выбирали общинным сходом. Хотя в быту дедушку Савина часто кличут «Путиным», за то, что однажды но написал письмо президенту России, рассказав о нуждах своей общины.

- Мне потом ответ из администрации пришел. Написали, приезжайте, как с документами разберетесь, поможем на новом месте обжиться. Да только куда я один подамся? У меня приход тут, соплеменники, могилы родные. Родился тут, и помру на земле родной, - говорит Савин Иванович.

На все, что происходит в окружающей жизни у деда Савина свои объяснения и комментарии.

- Сказано в Писании, что птицы на лету падать станут и курей есть нельзя будет, смерть от них человеку наступит. А вы про грипп куриный говорите. А еще писано там, что девки стриженые ходить будут, да в портках - как мужчины, вон, как ты нынче…

Уральцы в Каракалпакстане всегда жили в мире и дружбе с местным народом. На Пасху пекли куличей столько, чтобы и соседей угостить хватило, а яйца красили сотнями - соседской ребятне на радость. Нередко, выходцы из старообрядческих семей поступали в местные вузы на факультеты каракалпакского языка и литературы, чтобы преподавать в местных школах. Внучка бабы Вали - Оксана, отлично знает и каракалпакский и английский. А еще Святое Писание и много казачьих песен из репертуара своей бабушки. Сама баба Валя вспоминает, как полвека назад послушать, как она поет, приезжали старообрядцы со всего Каракалпакстана.

- Валюша наша не только Бога славить может, но и столько русских народных песен знает, что Бабкина и Кадышева не слышали, - улыбается дедушка Савин и сам затягивает: «Кругом- кругом да солнце катилось, рядом - рядом бояре все едут…

С тех пор, как началась экологическая катастрофа Аральского моря, казаки начали переселяться обратно в Россию, в основном, в Волгоградскую область, где природа напоминает низовья Амударьи. Но уезжают только молодые. Старики берегут могилы предков и священные иконы, которые нельзя вывезти с собой, но ведь нельзя и передать в чужие руки, даже если это руки священников православной церкви. И теплятся свечи в красных углах над древними образами Девы Марии, Николы Угодника и Архангела Михаила. Горят огоньки в окнах низких мазанок на речном берегу в Нукусе, Кунграде, Ходжейли и Турткуле.

- Есть крыша над головой, каравай на столе, рыба по праздникам, да чистая рубаха, чтобы ходить в молельный дом, и слава Христу, - говорит дед Савин.





В Азербайджане завершился фестиваль русского языка

06.12.2006, www.regnum.ru/news/

  6 декабря, в Баку состоялась пресс-конференция по итогам фестиваля русского языка и Дней российского образования в Азербайджане, которые продолжались с 1 по 6 декабря, передает корреспондент ИА REGNUM. В течение этих дней прошли конкурсы в доме-музее Сергея Есенина в Мардакянах (пригород Баку), знатоков произведений А.С.Пушкина, круглые столы на тему "Русский язык и культура речи", мастер-классы в гимназиях, открылась выставка-конкурс детского рисунка, московские гости посетили школы и вузы Баку и Сумгайыта.

Заместитель председателя русской общины Азербайджана, ректор Бакинского филиала Московского государственного открытого университета Веньямин Майоров, говоря об итогах фестиваля, в частности, отметил, что распад СССР не повлиял на роль и значение русского языка как средства межнационального общения в Азербайджане, где первые русские школы были открыты еще в начале XIX века в Шуше и Шемахе. Сейчас русские секторы функционируют в 300 школах.

Академическая гимназия номер 134 и Классическая гимназия номер 160 с преимущественно русским обучением признаны лучшими и включены в список школ ЮНЕСКО. Проректор по учебной работе Московского государственного открытого университета, профессор Евгений Щербаков отметил, что проведенные мероприятия позволяют сделать вывод, что уровень преподавания русского языка в Азербайджане достаточно высокий. Итоги конкурсов в школах показали хорошее знание учащимися основ русской грамматики. Щербаков напомнил, что идея проведения фестиваля тесно связана с национальными проектами России, одним из которых является развитие доступного образования.

Концепция фестиваля и Дней российского образования в Азербайджане - выявить уровень знаний и обмен опытом. Одной из важных задач было ознакомление преподавателей русского языка и литературы с новой методикой.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ