Самоорганизация. Общественные объединения соотечественников.
Они вспоминали Россию
Заместитель председателя
Андижанского областного отделения Русского культурного центра (РКЦ) Узбекистана
Л. Петрова пишет о встрече выпускников российских вузов в
Андижане.
16.12.2006,
http://www.vesti.uz/culture/
Л. Петрова
Сотни выпускников
российских вузов собрались на днях в Андижане в празднично оформленном зале
ресторана «Олтин водий» («Золотая долина») на свою
первую в Узбекистане региональную встречу.
Организовало ее при поддержке городского хокимията
Андижанское областное отделение русского культурного центра республики.
Кроме андижанцев на встречу прибыли также выпускники
вузов РФ из Наманганской, Ферганской областей и киргизского Джалалабада.
Прозвучали фанфары. Состоялась перекличка выпускников.
Были названы 22 города России, где учились андижанцы. Больше всех среди
собравшихся оказалось выпускников вузов Томска, Москвы и Санкт-Петербурга.
Вступительным словом торжество открыл председатель
АООРКЦ Петр Волков, подчеркнувший, что годы учебы дали выпускникам не только
хорошее образование, но и помогли обрести новых друзей,
приобщиться к сокровищам русской и мировой культуры, лучше узнать Россию.
Вернувшись на родину, многие стали руководителями
областных, городских, районных организаций, учреждений, предприятий, хозяйств,
фирм, преуспевающими бизнесменами, крепят дружбу между нашими странами и
народами.
Были исполнены государственные гимны Узбекистана и
России.
Собравшихся тепло приветствовали ректор Джалалабадского
университета дружбы народов, выпускник МГУ Дильмурод Ахмедов, заместитель
председателя Ферганского славянского культурного центра Неля Нарубанская, и. о.
редактора газеты «Наманганская правда»,окончивший в свое время Новосибирский
госуниверситет, Игорь Решетников и другие гости.
На вечере были оглашены поздравления, поступившие в
адрес участников встречи из Министерства образования и науки Российской
Федерации, Российского центра международного и культурного сотрудничества при
МИДе РФ (Росзарубежцентра), фракции КПРФ в Госдуме РФ, проректоров ряда
российских вузов, в том числе Томского архитектурно-строительного университета,
который окончили десятки наших земляков, а также от нынешних андижанских
студентов, обучающихся в вузах Москвы, Волгограда, Омска, Санкт-Петербурга и
других городов.
Был даже звонок из
Китая, от председателя Наманганского областного русского культурного центра
Сергея Миронова, приглашенного на встречу, но по делам оказавшегося в г.
Урумчи.
Бывшие студенты активно общались между собой, вспоминали
с благодарностью своих преподавателей, студенческие годы, читали стихи, пели
студенческие песни, много шутили и задорно танцевали.
Интересно прошли соревнования команд КВН из числа
выпускников московских, санкт-петербургских и томских вузов. По итогам трех
заданий жюри во главе с председателем областного армянского
культурно-просветительского центра Гаруном Машуровым присудило победу «томичам».
Проводились различные веселые игры, конкурсы.
Перед собравшимся с концертной программой выступил
популярный ансамбль «Андиана». Задушевно исполнили русские песни Алексей
Курбанов, а узбекские - Нилуфар Туракулова.
С обязанностями режиссера и ведущей праздника успешно
справилась директор центра детства и юношества Андижанского гороно Лилия
Волкова, которой помогала завуч школы № 25 Гуль-Рано Юлдашева.
Первая встреча выпускников российских вузов продолжалась
целых 6 часов, всем участникам понравилась. Отныне ее решено проводить
ежегодно.
Уральские казаки-староверы остаются жить в Каракалпакстане
15.11.2006,
www.ferghana.ru
Алена Аминова (Нукус)
Первыми русскими поселенцами на южном берегу Аральского
моря были казаки-старообрядцы, сосланные в 1875 с Урала по указу императора
Александра II после подавления мятежа в Уральском казачьем войске. До наших дней
в Каракалпакстане сохранились небольшие общины уральских казаков,
придерживающихся традиционной веры и патриархального уклада, которым жили их
предки.
Вольная община русских людей на границе Европы и Азии
зародилась в XV веке, когда на реку Яик (Урал) стали бежать крестьяне из
Центральной России, не пожелавшие принять церковных реформ патриарха Никона.
Позже к ним присоединялись беглые холопы и «работные люди», и даже инородцы из
числа татар, башкир, калмыков и казахов. Уральское войско немало послужило
престолу Российской Империи, поставляя сотни воинов для охраны границ и участия
в военных походах.
Три столетия казаки с Яика, жившие бок о бок с тюркскими
народами, занимались охотой и коневодством, ловили рыбу, служили на форпостах,
охраняли торговые караваны, сопровождали русские посольства и научные экспедиции
в глубины Азии. Но изданное в 1874 году новое «Положение об управлении Уральским
казачьим войском», сильно ограничившее их былые вольности, подняло уральцев на
мятеж, который был жестко подавлен. По указанию оренбургского
генерал-губернатора князя Волконского атаману Павлову наложили клеймо каленым
железом на лоб и щеки, вырвали ноздри и сослали на вечные каторжные работы в
Сибирь. Больше двух с половиной тысяч самых непокорных бунтовщиков, особенно из
числа старообрядцев Александр II указом от 18 апреля 1875 года лишил казачьих
прав, исключил из состава и отправил на поселение в пределы, только что
завоеванного им Хивинского ханства.
Переселение началось в 1875 году из Казалинска сначала в
село Первоначальное, потом в Петроалександровск (ныне Турткуль), Чимбай,
Кунград, Нукус. На новом месте казаки легко освоились, потому что давно привыкли
к двуязычию. Пришлись им по душе и природные условия. В обширной дельте Амударьи
они начали заниматься охотой и рыболовством и, как свидетельствуют архивные
данные, практически монополизировали рыбный промысел. Быстро изучив навигацию,
на своих больших лодках каюках они стали перевозить грузы и пассажиров от
Муйнака до Чарждоу, торговать рыбой, хлебом, скотом, сахаром и керосином на
базарах в Самарканде, Туркестане, Ашхабаде, Маргилане. Появились среди них и
несколько владельцев хлопкозаводов.
Советская власть, утвердившаяся в Хиве в 1920 году,
повела наступление на частную собственность и попыталась упразднить религиозные
ценности староверов. В ответ казаки подняли восстание, провозгласив Чимбайскую
республику, которую поддержал адмирал Колчак из Омска. Чтобы не потерять
контроль над ситуацией, красным комиссарам пришлось пойти на временные уступки и
дипломатические уловки, отложив репрессии. Но даже коллективизация и террор 30-х
годов не разрушили до конца целостности казачьих общин.
Веры своей старообрядцы в Каракалпакстане не поменяли.
Члены общины объединялись вокруг молельного дома - Собора. Во главе семьи стоял
«старшой» - отец семейства, власть которого переходила к старшему сыну. Старшая
в семье женщина управляла хозяйством. Выбор невест для сыновей оставался
беспрекословным правом родителей. В начале XX века круг признаваемого родства у
уральцев был очень широкий, включая кровных родственников, свойственников и, так
называемые, свадебные группировки. Законность брака признавалась только после
совершения всей цепи свадебных обрядов и родительского благословения, которое
давалось только при условии принадлежности жениха и невесты к одной вере.
В наши дни это правило несколько смягчилось, и молодые
казаки иногда женятся и выходят замуж не только за братьев и сестер по вере, но
и создают смешанные семьи с представителями других религий и национальностей. Но
в ортодоксальных старообрядческих семьях все еще празднуют свадьбы, соблюдая все
старинные ритуалы - отгадывание невесты на смотринах, преграда «поезду» жениха,
выкуп за новобрачную, круговое хождение молодоженов. Сохранился в
неприкосновенности и похоронно поминальный ритуал. Хоронят покойных они на
своем, «уральском» кладбище. «Страдальцев» - умерших не естественной смертью, не
отпевают, и не дают им места на общем погосте. Остается в силе запрет на
употребление табака, алкогольных напитков, чеснока, чая и кофе, а также мяса
скотины, которая не была зарезана самими членами семьи.
Нынешнего настоятеля молельного дома в Нукусе,
единственного, по словам старообрядцев в Узбекистане, Савина Ивановича
Макарчева, как и положено, выбирали общинным сходом. Хотя в быту дедушку Савина
часто кличут «Путиным», за то, что однажды но написал письмо президенту России,
рассказав о нуждах своей общины.
- Мне потом ответ из администрации пришел. Написали,
приезжайте, как с документами разберетесь, поможем на новом месте обжиться. Да
только куда я один подамся? У меня приход тут, соплеменники, могилы родные.
Родился тут, и помру на земле родной, - говорит Савин Иванович.
На все, что происходит в окружающей жизни у деда Савина
свои объяснения и комментарии.
- Сказано в Писании, что птицы на лету падать станут и
курей есть нельзя будет, смерть от них человеку наступит. А вы про грипп куриный
говорите. А еще писано там, что девки стриженые ходить будут, да в портках - как
мужчины, вон, как ты нынче…
Уральцы в Каракалпакстане всегда жили в мире и дружбе с
местным народом. На Пасху пекли куличей столько, чтобы и соседей угостить
хватило, а яйца красили сотнями - соседской ребятне на радость. Нередко, выходцы
из старообрядческих семей поступали в местные вузы на факультеты каракалпакского
языка и литературы, чтобы преподавать в местных школах. Внучка бабы Вали -
Оксана, отлично знает и каракалпакский и английский. А еще Святое Писание и
много казачьих песен из репертуара своей бабушки. Сама баба Валя вспоминает, как
полвека назад послушать, как она поет, приезжали старообрядцы со всего
Каракалпакстана.
- Валюша наша не только Бога славить может, но и столько
русских народных песен знает, что Бабкина и Кадышева не слышали, - улыбается
дедушка Савин и сам затягивает: «Кругом- кругом да солнце катилось, рядом -
рядом бояре все едут…
С тех пор, как началась экологическая катастрофа
Аральского моря, казаки начали переселяться обратно в Россию, в основном, в
Волгоградскую область, где природа напоминает низовья Амударьи. Но уезжают
только молодые. Старики берегут могилы предков и священные иконы, которые нельзя
вывезти с собой, но ведь нельзя и передать в чужие руки, даже если это руки
священников православной церкви. И теплятся свечи в красных углах над древними
образами Девы Марии, Николы Угодника и Архангела Михаила. Горят огоньки в окнах
низких мазанок на речном берегу в Нукусе, Кунграде, Ходжейли и Турткуле.
- Есть крыша над головой, каравай на столе, рыба по
праздникам, да чистая рубаха, чтобы ходить в молельный дом, и слава Христу, -
говорит дед Савин.
В Азербайджане завершился фестиваль русского языка
06.12.2006,
www.regnum.ru/news/
6 декабря, в Баку состоялась пресс-конференция по
итогам фестиваля русского языка и Дней российского образования в Азербайджане,
которые продолжались с 1 по 6 декабря, передает корреспондент ИА REGNUM. В
течение этих дней прошли конкурсы в доме-музее Сергея Есенина в Мардакянах
(пригород Баку), знатоков произведений А.С.Пушкина, круглые столы на тему
"Русский язык и культура речи", мастер-классы в гимназиях, открылась
выставка-конкурс детского рисунка, московские гости посетили школы и вузы Баку и
Сумгайыта.
Заместитель председателя русской общины Азербайджана,
ректор Бакинского филиала Московского государственного открытого университета
Веньямин Майоров, говоря об итогах фестиваля, в частности, отметил, что распад
СССР не повлиял на роль и значение русского языка как средства межнационального
общения в Азербайджане, где первые русские школы были открыты еще в начале XIX
века в Шуше и Шемахе. Сейчас русские секторы функционируют в 300 школах.
Академическая гимназия номер 134 и Классическая гимназия
номер 160 с преимущественно русским обучением признаны лучшими и включены в
список школ ЮНЕСКО. Проректор по учебной работе Московского государственного
открытого университета, профессор Евгений Щербаков отметил, что проведенные
мероприятия позволяют сделать вывод, что уровень преподавания русского языка в
Азербайджане достаточно высокий. Итоги конкурсов в школах показали хорошее
знание учащимися основ русской грамматики. Щербаков напомнил, что идея
проведения фестиваля тесно связана с национальными проектами России, одним из
которых является развитие доступного образования.
Концепция фестиваля и Дней российского образования в
Азербайджане - выявить уровень знаний и обмен опытом. Одной из важных задач было
ознакомление преподавателей русского языка и литературы с новой методикой.
|