Уральские казаки-староверы остаются жить в Каракалпакстане
15.11.2006,
www.ferghana.ru
Алена Аминова (Нукус)
Первыми русскими поселенцами на южном берегу Аральского
моря были казаки-старообрядцы, сосланные в 1875 с Урала по указу императора
Александра II после подавления мятежа в Уральском казачьем войске. До наших дней
в Каракалпакстане сохранились небольшие общины уральских казаков,
придерживающихся традиционной веры и патриархального уклада, которым жили их
предки.
Вольная община русских людей на границе Европы и Азии
зародилась в XV веке, когда на реку Яик (Урал) стали бежать крестьяне из
Центральной России, не пожелавшие принять церковных реформ патриарха Никона.
Позже к ним присоединялись беглые холопы и «работные люди», и даже инородцы из
числа татар, башкир, калмыков и казахов. Уральское войско немало послужило
престолу Российской Империи, поставляя сотни воинов для охраны границ и участия
в военных походах.
Три столетия казаки с Яика, жившие бок о бок с тюркскими
народами, занимались охотой и коневодством, ловили рыбу, служили на форпостах,
охраняли торговые караваны, сопровождали русские посольства и научные экспедиции
в глубины Азии. Но изданное в 1874 году новое «Положение об управлении Уральским
казачьим войском», сильно ограничившее их былые вольности, подняло уральцев на
мятеж, который был жестко подавлен. По указанию оренбургского
генерал-губернатора князя Волконского атаману Павлову наложили клеймо каленым
железом на лоб и щеки, вырвали ноздри и сослали на вечные каторжные работы в
Сибирь. Больше двух с половиной тысяч самых непокорных бунтовщиков, особенно из
числа старообрядцев Александр II указом от 18 апреля 1875 года лишил казачьих
прав, исключил из состава и отправил на поселение в пределы, только что
завоеванного им Хивинского ханства.
Переселение началось в 1875 году из Казалинска сначала в
село Первоначальное, потом в Петроалександровск (ныне Турткуль), Чимбай,
Кунград, Нукус. На новом месте казаки легко освоились, потому что давно привыкли
к двуязычию. Пришлись им по душе и природные условия. В обширной дельте Амударьи
они начали заниматься охотой и рыболовством и, как свидетельствуют архивные
данные, практически монополизировали рыбный промысел. Быстро изучив навигацию,
на своих больших лодках каюках они стали перевозить грузы и пассажиров от
Муйнака до Чарждоу, торговать рыбой, хлебом, скотом, сахаром и керосином на
базарах в Самарканде, Туркестане, Ашхабаде, Маргилане. Появились среди них и
несколько владельцев хлопкозаводов.
Советская власть, утвердившаяся в Хиве в 1920 году,
повела наступление на частную собственность и попыталась упразднить религиозные
ценности староверов. В ответ казаки подняли восстание, провозгласив Чимбайскую
республику, которую поддержал адмирал Колчак из Омска. Чтобы не потерять
контроль над ситуацией, красным комиссарам пришлось пойти на временные уступки и
дипломатические уловки, отложив репрессии. Но даже коллективизация и террор 30-х
годов не разрушили до конца целостности казачьих общин.
Веры своей старообрядцы в Каракалпакстане не поменяли.
Члены общины объединялись вокруг молельного дома - Собора. Во главе семьи стоял
«старшой» - отец семейства, власть которого переходила к старшему сыну. Старшая
в семье женщина управляла хозяйством. Выбор невест для сыновей оставался
беспрекословным правом родителей. В начале XX века круг признаваемого родства у
уральцев был очень широкий, включая кровных родственников, свойственников и, так
называемые, свадебные группировки. Законность брака признавалась только после
совершения всей цепи свадебных обрядов и родительского благословения, которое
давалось только при условии принадлежности жениха и невесты к одной вере.
В наши дни это правило несколько смягчилось, и молодые
казаки иногда женятся и выходят замуж не только за братьев и сестер по вере, но
и создают смешанные семьи с представителями других религий и национальностей. Но
в ортодоксальных старообрядческих семьях все еще празднуют свадьбы, соблюдая все
старинные ритуалы - отгадывание невесты на смотринах, преграда «поезду» жениха,
выкуп за новобрачную, круговое хождение молодоженов. Сохранился в
неприкосновенности и похоронно поминальный ритуал. Хоронят покойных они на
своем, «уральском» кладбище. «Страдальцев» - умерших не естественной смертью, не
отпевают, и не дают им места на общем погосте. Остается в силе запрет на
употребление табака, алкогольных напитков, чеснока, чая и кофе, а также мяса
скотины, которая не была зарезана самими членами семьи.
Нынешнего настоятеля молельного дома в Нукусе,
единственного, по словам старообрядцев в Узбекистане, Савина Ивановича
Макарчева, как и положено, выбирали общинным сходом. Хотя в быту дедушку Савина
часто кличут «Путиным», за то, что однажды но написал письмо президенту России,
рассказав о нуждах своей общины.
- Мне потом ответ из администрации пришел. Написали,
приезжайте, как с документами разберетесь, поможем на новом месте обжиться. Да
только куда я один подамся? У меня приход тут, соплеменники, могилы родные.
Родился тут, и помру на земле родной, - говорит Савин Иванович.
На все, что происходит в окружающей жизни у деда Савина
свои объяснения и комментарии.
- Сказано в Писании, что птицы на лету падать станут и
курей есть нельзя будет, смерть от них человеку наступит. А вы про грипп куриный
говорите. А еще писано там, что девки стриженые ходить будут, да в портках - как
мужчины, вон, как ты нынче…
Уральцы в Каракалпакстане всегда жили в мире и дружбе с
местным народом. На Пасху пекли куличей столько, чтобы и соседей угостить
хватило, а яйца красили сотнями - соседской ребятне на радость. Нередко, выходцы
из старообрядческих семей поступали в местные вузы на факультеты каракалпакского
языка и литературы, чтобы преподавать в местных школах. Внучка бабы Вали -
Оксана, отлично знает и каракалпакский и английский. А еще Святое Писание и
много казачьих песен из репертуара своей бабушки. Сама баба Валя вспоминает, как
полвека назад послушать, как она поет, приезжали старообрядцы со всего
Каракалпакстана.
- Валюша наша не только Бога славить может, но и столько
русских народных песен знает, что Бабкина и Кадышева не слышали, - улыбается
дедушка Савин и сам затягивает: «Кругом- кругом да солнце катилось, рядом -
рядом бояре все едут…
С тех пор, как началась экологическая катастрофа
Аральского моря, казаки начали переселяться обратно в Россию, в основном, в
Волгоградскую область, где природа напоминает низовья Амударьи. Но уезжают
только молодые. Старики берегут могилы предков и священные иконы, которые нельзя
вывезти с собой, но ведь нельзя и передать в чужие руки, даже если это руки
священников православной церкви. И теплятся свечи в красных углах над древними
образами Девы Марии, Николы Угодника и Архангела Михаила. Горят огоньки в окнах
низких мазанок на речном берегу в Нукусе, Кунграде, Ходжейли и Турткуле.
- Есть крыша над головой, каравай на столе, рыба по
праздникам, да чистая рубаха, чтобы ходить в молельный дом, и слава Христу, -
говорит дед Савин.
|