Москва – Вашингтон: уступка за уступку?
22.12.2006.
MиK
В Тбилиси не считают «прохладные отношения»
с Россией трагедией вселенского масштаба. Такой вывод можно сделать из
интервью президента Грузии Михаила Саакашвили газете Die Welt. Саакашвили
уверен, что его страна сумеет выйти из сложных условий, в которые она
попала не без участия России и даже благодарен российскому президенту за
экономическую блокаду, которая заставляет Грузию стать конкурентоспособной на
мировом рынке. По словам президента Грузии, «Путин заслуживает памятника за то,
что он бросил нас в воду, как кутят» — подобный опыт разрыва отношений
с Россией помог обрести экономическую независимость странам Восточной
Европы и Балтии. Грузия же будет ориентироваться не только на
насыщенный европейский рынок, но и на Центральную Азию, арабские страны,
Кувейт и Казахстан.
В то же время, министр иностранных дел Грузии Гела
Бежуашвили вновь заявил, что Россия использует неурегулированность конфликтов
вокруг Абхазии и Южной Осетии, «чтобы остановить движение Грузии вперед».
Официальный Тбилиси предлагает Абхазии и Южной Осетии широкую автономию
в составе Грузии под гарантии международного сообщества и России,
заявил по грузинскому телевидению министр иностранных дел Грузии Гела
Бежуашвили. По его мнению, ни одна международная организация, в том числе
и НАТО, не могут решить вопроса объединения Грузии. «Эту проблему мы должны
решить сами путем активного диалога с абхазами и осетинами», —
сказал глава грузинского МИД. При этом гарантами урегулирования конфликтов
и соблюдения самых широких прав Абхазии и Южной Осетии в составе
Грузии могут стать международное сообщество и Россия.
Россия, однако, на мирную инициативу Грузии ответила
весьма своеобразно. В Сухуми, как сообщил телеканал РТР-Планета, прибыло
более 500 российских солдат. Правда, официальная Москва уверяет, что речь
идет всего лишь о ротации, однако по опыту известно: под видом «ротации»,
как правило, шло увеличение военного контингента.
Так или иначе, у Гелы Бежуашвили явно были
основания заявить в том же интервью, что у Грузии с Россией
существует «моральная и ментальная» несовместимость, поскольку «Россия
в отличие от Грузии до сих пор не освободилась от советских стереотипов
и подходов». Бежуашвили также отметил, что ни у кого на Западе не
вызывает сомнений, что «Россия не поступает с соседями хорошо».
Отдельно министр коснулся постоянно упоминаемого Москвой
«прецедента Косова». Он отметил, что Россия манипулирует этой моделью, которая
до сих пор еще не определена, игнорируя пакет мирных предложений Грузии по
урегулированию конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. Тем самым Россия
дает абхазам и осетинам необоснованные надежды, что они смогут создать
независимые государства, считает Бежуашвили.
Он напомнил, что Грузия предлагает Абхазии и Южной
Осетии широкую автономию по примеру ряда европейских регионов. Причем России
предлагается наряду с международным сообществом выступить гарантом
обеспечения всех прав Абхазии и Южной Осетии как автономий…
Из всего международного сообщества проблемами Грузии
наиболее активно интересуется, как известно, Вашингтон. И вопросы
урегулирования конфликтов с Сухуми и Цхинвали наряду
с вступлением Грузии в НАТО на протяжении последнего года стояли
в повестке дня всех грузино-американских встреч на высшем уровне, которые
проводились регулярно. И поскольку обсуждение происходило на фоне
ухудшающихся отношений Грузии с Россией, то и этой проблеме уделялось
немало внимания, причем Вашингтон всегда высказывал пожелание как можно быстрее
ее разрешить. Выступая 12 декабря
в Госдепартаменте с приоритетами внешней политики США на 2007год,
помощник госсекретаря Дэниел Фрид напомнил, что в ходе встречи
в Брюсселе 4–5 декабря высокопоставленные министры из
56 государств-членов Организации по безопасности и сотрудничеству
в Европе не смогли найти решения по так называемым «замороженным
конфликтам» в Грузии и Молдове. В то же время, признал он,
«мы успешно и с удовольствием поработали вместе с Россией, чтобы
защитить» группу ОБСЕ по наблюдению за выборами". Это, по его словам, показало,
что Европа и Соединенные Штаты серьезно относятся к своим
обязательствам работать с ОБСЕ над продвижением демократии по всей Европе,
особенно в местах, где демократия наименее продвинута и поэтому
нуждается в наибольшей помощи".
Фрид также сообщил, что будущий международный статус
Косово «будет одним из главных вопросов 2007 года». Возглавляющий делегацию
ООН на переговорах в Косово бывший президент Финляндии Мартти Ахтисаари
планирует объявить свою рекомендацию вскоре после выборов в Сербии, которые
должны состояться 21 января 2007 года. «Балканским народам нужна
ясность в отношении будущего и перспективы, — заявил Фрид. —
Им нужна ясная дорога в Европу, и они ее заслуживают. Им нужны
руководители, которые поведут их из прошлого в лучшее будущее, и они
этого заслуживают».
Соединенные Штаты продолжают стремиться
к региональному сотрудничеству с Россией по этой проблеме, подчеркнул
Фрид, отметив, что Россия настаивает на защите сербского меньшинства. «Всегда
важно помнить, что американо-российские отношения теперь, невзирая на
разногласия, охватывают самые важные мировые вопросы, и мы рассчитываем на
сотрудничество с Россией везде, где это возможно».
Ответ из Москвы прозвучал 20 декабря. На
пресс-конференции по итогам 2006 года министр иностранных дел РФ Сергей
Лавров заявил о заметном повышении роли и влияния России
в мировых делах. Он также выразил уверенность, что продолжающаяся резкая
критика России на Западе, как по внутренним делам, так и вопросам ее
отношений с другими странами, в частности с Украиной, Грузией
и Молдавией, в значительной степени связана со стремлением «ослабить
конкурента» в мировой политике. «Мы рассчитываем, что мы будем продолжать
честный партнерский диалог со всеми государствами мира. Искушение выводить нас
из равновесия запрещенными приемами будет снижаться», — сказал Лавров.
Высказался министр и об отношениях с Грузией,
назвав ее политику аморальной и обвинив Тбилиси в нарушении резолюции
СБ ООН. Призывая Грузию прекратить враждебную риторику и провокации
в адрес России и выполнить ранее достигнутые договоренности, Лавров
прокомментировал заявление Гелы Бежуашвили о несовместимости менталитета
Грузии и России. По его словам, разница есть, но между «менталитетами не
народов, а различных официальных лиц». Некоторые грузинские политики,
заявил Лавров, действуют по принципу — «чтобы проводить аморальную
политику, надо найти внешнего покровителя и проводить антироссийскую
политику».
В ответ на это председатель парламента Грузии Нино
Бурджанадзе сказала, что «заявление об аморальной политике со стороны Лаврова
действительно является аморальным и неловким. Думаю, что в наших
отношениях действительно моральное разнообразие. Не позволю, чтобы нас учили
разуму представители правительства такого государства, которое в XXI веке
ведет себя возмутительно». О какой морали может идти речь, добавила
Бурджанадзе, когда сама Россия выявляет ксенофобию по отношению
к представителям другого государства?
Есть ли место в этом двустороннем диалоге для
Вашингтона и что он может посоветовать Тбилиси и Москве? Будет ли
Россия ожидать решения косовской проблемы и до этого момента на самом деле
не давать непризнанным республикам надежды? Есть ли вероятность того, что
Абхазия и Южная Осетия все-таки согласятся на предложенную Тбилиси широкую
автономию? Ответить на эти вопросы МиК попросил Михаила
Александрова, заведующего Отделом Института стран СНГ:
- Ну, по поводу автономии Бежуашвили не сказал ничего
нового. Такая позиция была у Грузии изначально, и об этом давно
известно. Поэтому никаких подвижек со стороны грузинской стороны нет совершенно.
Эта модель уже давно была отвергнута и Абхазией, и Южной Осетией.
Что касается грузинских заявлений по поводу того, что
Россия дает Абхазии и Южной Осетии ложную надежду, то это чистая бравада.
Потому что реально и в Южной Осетии, и в Абхазии сформировались
независимые государства, и единственный вопрос — это вопрос
о международном признании этих государств. Вокруг этого сейчас и идет
основная борьба, а вовсе не вокруг того, должны ли они обратно
присоединяться к Грузии.
Формальная поддержка грузинской территориальной
целостности ничего не дает, тем более, если учитывать вопрос о том,
а что, собственно, представляет из себя эта территориальная целостность
Грузии? В каких границах она существует?
Этот вопрос до сих пор остается дискуссионным. Потому
что, например, когда Россия признала территориальную целостность Грузии, Южная
Осетия и Абхазия уже от нее отделились. Ну, и как мы могли признать
территориальную целостность Грузии в границах, включающих Южную Осетию
и Абхазию?
Поэтому косовский прецедент, безусловно, важен.
И Россия, видимо, избрала наименее безболезненный внешнеполитический курс
в этом вопросе, с тем, чтобы дать возможность Западу первым
предпринять решающий шаг в отношении Косово, и уже затем, опираясь на
этот прецедент, провести свою линию в этом вопросе.
Мы, конечно, могли бы и сами все сделать. Но
тогда мы бы шли впереди колонны и дали повод для обвинения себя
в нарушении международного права и т.д., что в принципе, конечно,
можно было бы просто проигнорировать, потому что в международном праве
есть уже много прецедентов, и в прошлом их было много, по вопросам
признания. И есть такая Конвенция Мондевидео 1933 года,
в которой, кстати, участвуют Соединенные Штаты Америки. И там четко
прописаны критерии признания новых независимых государств, так что можно
было бы на этот документ опираться для юридического отстаивания нашей
позиции.
Но, видимо, наши руководители посчитали, что лучше вот
так, чтобы уже в нынешних условиях Запад конкретно признал бы
независимость Косово, и тогда у нас бы были развязаны руки.
Поэтому я со стороны грузинских властей не испытывал бы каких-то
иллюзий и бравадных бы заявлений не делал, а пытался бы
сделать все возможное, чтобы нормализовать отношения с Южной Осетией
и Абхазией, и уж о чем-то с ними договориться.
- В Вашингтоне часто звучат
заявления, что в проблемах, касающихся Грузии, США хотели бы
найти взаимопонимание с Москвой. Может ли Россия, на ваш взгляд, по
каким-то причинам отказаться от признания этих республик? Может ли пойти на
уступки в этом вопросе?
Ну, американская внешняя политика и состоит
в том, чтобы мы всегда делали уступки, а они бы никаких уступок
не делали. Но нас эта позиция совершенно не устраивает. Пусть они
в данном случае сделают уступку. Это для нас важный вопрос, эти республики
находятся на наших границах, а мы, допустим, в ответ сделаем уступку
по Косово. Вот такой размен возможен. А так, чтобы они что-то от нас
требовали, ничего не предлагая взамен? Нет. Мы и так шли на уступки, когда
ушли из Восточной Европы и когда Советский Союз распустили. Хватит уже идти
на уступки. Мы и так уже сделали больше уступок, чем необходимо.
|