Евразийский гамбит
15.12.2006. Делоавая
неделя, Казахстан
Юрий Сигов (Вашингтон)
Казахстан перетягивают НАТО и Россия
В какую "команду безопасности" попадет Казахстан, не
решили пока ни в Москве, ни в Брюсселе
После завершения очередного саммита стран
Североатлантического альянса, который проходил в столице Латвии Риге, стало
ясно: номинальное вступление или самое тесное сотрудничество с НАТО стало чуть
ли не общим курсом всех стран СНГ, которые в рядах "брюссельской конторы" видят
себя и более "европейскими", и более защищенными (пусть даже теоретически) от
возможного давления непредсказуемой России. При этом что бы ни говорили
российские политики, как бы ни объясняли всем вокруг, что НАТО - это реликт
прошлого, неэффективная и раздутая до неприличных размеров структура, все равно
желающих вступить туда (или для начала тесно посотрудничать) куда больше, чем,
скажем, возродить в той или иной форме бывший Варшавский Договор.
Грузия - первая, Азербайджан - второй, а Украина - по
мере "созревания"
На Рижском саммите руководство стран НАТО не просто
приняло к сведению огромное желание Тбилиси как можно быстрее вступить в эту
организацию, но и при непосредственном участии США пообещало ориентировочно к
концу 2008 года (то есть к сроку истечения полномочий нынешнего президента
Соединенных Штатов Буша) принять в альянс Грузию. Следующий на очереди -
Азербайджан, который уже переходит на натовские стандарты вооружений и расширяет
свое сотрудничество с этой структурой, а в потенциале намеревается не
откладывать в долгий ящик свое вступление в НАТО.
При этом азербайджанское руководство прекрасно понимает,
что с помощью НАТО можно будет достаточно оперативно сдвинуть с места
неподъемный вот уже 12 лет Карабахский конфликт и тем самым вернуть себе земли,
которые Баку потерял в результате вооруженного противостояния с Арменией в
1992-1994 годах.
Что касается Украины, то пока полного консенсуса по
поводу вступления в НАТО в этой республике ни в среде политических партий, ни в
самом украинском народе не наблюдается. Те, кто и хотел бы поскорее оформить
членство Киева в Североатлантическом альянсе, побаиваются совсем уж устрашающего
гнева России (хотя реальных шансов на что-то серьезно повлиять у российских
политиков в этом вопросе нет, что уже доказал пример стран Прибалтики, а вскоре
- и Грузии). А те, кто выступает против натовского членства для Украины, не
может не понимать, что НАТО - это наиболее эффективная и надежная переходная
ступенька на пути вхождения Украины в Евросоюз. А вот насчет членства в этом
европейском "цивильном клубе" консенсус в Украине всех политических сил и партий
давно уже достигнут.
Правда, вопрос этот в Украине может быть решен только
референдумом, но уже сегодня почти все европейские аналитики считают, что
Украина несомненно станет и членом НАТО, и войдет в Евросоюз, что бы по этому
поводу ни думали в Москве и как бы ни выкручивали за "политическое
вольнодумство" руки президенту Ющенко.
Что же в подобной ситуации остается делать России?
Запретить республикам СНГ входить в НАТО и становиться членами этого альянса
Москва не в состоянии, ни военных, ни политических, ни даже существенных
экономических рычагов давления у нее нет, да и никакого желания очень уж близко
сотрудничать с Россией на перспективу, особенно в военной сфере, республики СНГ
на деле не показывают.
Именно тогда, по следам Рижского саммита НАТО,
российское руководство и выступило с новой идеей раздела всего мира на так
называемые зоны ответственности между Организацией Договора о коллективной
безопасности (ОДКБ) и НАТО. Озвучил подобный проект не кто иной, как министр
обороны России Иванов. Выступая в Москве, он заявил, что логическим шагом по
пути укрепления международной безопасности могла бы стать разработка механизма
взаимодействия между НАТО и ОДКБ с последующим четким разграничением сфер
ответственности за эту самую мировую безопасность. По его мнению, подобный
подход в перспективе позволит иметь надежные рычаги взаимодействия между НАТО и
ОДКБ в случае возникновения кризисных ситуаций в различных регионах мира.
Назад в эпоху противостояния?
А между тем ничего нового в этом российском предложении
на самом деле нет. Еще в советские времена с подобными "разделительными
инициативами" не раз выступала Москва, но всегда получала в ответ "достойный
отпор" от "империалистического и агрессивного" блока НАТО. По существу, нынешнее
предложение "поделить весь мир на зоны ответственности" попросту воскрешает
подзабытую порядком эпоху конфронтации между НАТО и странами бывшего Варшавского
Договора, что ничего хорошего мировому порядку не сулит.
Как известно, сейчас в структуры ОДКБ входят семь
государств - членов СНГ - Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан,
Россия и Узбекистан. Вместе они составляют примерно 70% территории бывшего
Советского Союза, и эта территория для Москвы является зоной повышенного
военно-политического и экономического интереса. Между тем сегодняшние реалии
весьма существенно разнятся с тем, что было во времена так называемой холодной
войны, когда Варшавский Договор и НАТО, поделив весь мир на своих "друзей" и
"врагов", по существу контролировали всю мировую политику.
Сегодня руководство НАТО никакого желания сотрудничать с
самой структурой ОДКБ не проявляет, а предпочитает работать со странами,
входящими в эту организацию, в том числе с Казахстаном, исключительно на
двусторонней основе. При этом, скажем, для стран ОДКБ одним из главных пунктов
взаимодействия является обеспечение энергетического суверенитета стран, входящих
в эту организацию. А для стран НАТО чуть ли не главным "европейским
энергетическим шантажистом" является Россия, а посему сотрудничать с ней и
возглавляемой Москвой организацией нет якобы никакого смысла.
Кстати, в этом году в акватории Каспийского моря были
проведены масштабные коалиционные учения стран ОДКБ, целью которых была охрана и
оборона объектов нефтедобычи, а также маршрутов транспортировки нефти. По словам
чиновников в штаб-квартире НАТО, им эти учения "не очень понравились", и
рассматривали их в Брюсселе как попытку России вновь вернуть себе полный
контроль над этим нефтеносным регионом.
И хотя на словах Россия выступает за сотрудничество и
партнерство с НАТО, доминирующими в отношениях Москва-Брюссель все же
по-прежнему остаются мотивы конфронтации. А вот в отношении других стран СНГ, в
том числе и Казахстана, Североатлантический альянс лоббирует новый формат
взаимоотношений. По такому принципу строились в свое время отношения со странами
Балтии (которые уже стали полноправными членами НАТО), также идет работа с
Грузией и Украиной, а также республиками Центральной Азии.
При этом любые рассуждения на тему "честности" и
"порядочности", которые проповедует Москва, в отношениях с НАТО просто не имеют
смысла. Разрушив Берлинскую стену и уйдя из Восточной Европы, Михаил Горбачев
якобы получал какие-то словесные гарантии от лидеров стран НАТО о нерасширении
альянса на Восток. Ну и где эти обещания и их выполнение? НАТО по-прежнему
плавно расширяется и на восток, и на юг, в ее ряды вступают все новые страны, а
якобы поверившая на "честное западное слово" Россия остается при этом, как и
раньше, ни с чем.
Ну так что, померимся силой?
Развалившийся уже давно Варшавский Договор уже никакими
силами не возродить, и в Москве вроде бы это понимают. Между тем никакой
реальной силы, которая могла бы противостоять НАТО, в мире нет и не предвидится.
И тогда российские руководители решили, что в качестве подобного "баланса силы"
на мировой арене можно было бы использовать или ОДКБ, или какой-то пока
малопонятный союз России с рядом азиатских стран.
При этом в Москве очень опасаются, что НАТО и дальше
будет расширяться за счет государств СНГ. Грузия и Украина, а затем Азербайджан
- это лишь начало процесса, причем Москва его не в силах ни приостановить, ни
каким-то образом контролировать. Дипломатические убеждения со стороны российских
посланников не работают, а на силовые меры в отношении той же Грузии или тем
более Украины Москва гарантированно не пойдет.
Но с учетом того, что шесть стран СНГ все же состоят в
ОДКБ, Россия попытается создать обстановку некоего противостояния
военно-политических блоков в духе давно уже торжественно скончавшейся холодной
войны и тем самым как-то удержать эти республики от вступления в
Североатлантический альянс.
Помимо этого Россия пытается стимулировать активность и
военного компонента Шанхайской организации, где в качестве союзника предлагается
вытащить на "передовую" Китай с его 4-миллионной армией. Вряд ли подобной угрозы
очень уж сильно испугается НАТО, но сам факт по себе очевиден: не имея реальных
рычагов затормозить расширение НАТО на просторы СНГ, Россия будет принимать все
меры по созданию хотя бы подобия блокового противовеса военной и политической
мощи Североатлантического альянса.
Что же делать в этой ситуации Казахстану? Будучи членом
ОДКБ и одним из важных игроков в Шанхайской организации по безопасности,
Казахстан обречен на проведение единственно возможной и разумной политики - то
есть поддерживать ровные отношения и в рамках этих двух структур, и параллельно
углублять и расширять свои отношения с НАТО. В любом случае ОДКБ ориентирована
прежде всего на поддержание стратегического порядка в самих республиках СНГ, и
это вполне соответствует внешнеполитическим интересам Астаны.
Что касается Шанхайской организации, то и здесь
безопасность в Азии, которую декларируют страны ШОС, также вполне вписывается в
национальные интересы Казахстана, тем более что параллельно с Россией Астана
может развивать в рамках этой организации отношения и с другим могучим соседом -
Китаем.
А в том, что касается НАТО, Казахстан также может
получить для себя очень неплохие дивиденды. Сам процесс ускоренного вступления в
эту организацию Казахстана на повестке дня не стоит (замечу, что во многом
Украина и Грузия мотивируют свое желание поскорее присоединиться к НАТО угрозами
со стороны России - а у Казахстана с Москвой существуют вполне дружеские и
адекватные отношения, и прятаться под "натовский зонтик" от России у Астаны нет
никакой необходимости).
Да и в штаб-квартире НАТО в Брюсселе не пытаются
форсировать события: там рассматривают Казахстан как стабильное и предсказуемое
во внешней политике государство, но при этом в перспективе видят эту республику
и своим важным союзником, и одним из главных "снабженцев" энергоресурсами для
Западной Европы. Также нельзя забывать о том, что Казахстан очень хотел бы
позиционировать себя в качестве важного государства в европейских процессах. А
как показывает практика, вступление в НАТО почти всегда являлось важной ступенью
дальнейшего вхождения и в важные общеевропейские структуры. Если же Казахстан
добьется председательства в ОБСЕ и теснее станет сотрудничать с "большой
Европой" и в политической, и экономической сферах, то он неизбежно укрепит тем
самым и свое сотрудничество с НАТО и его военными структурами.
Правда, для проведения всей этой сложной комбинации и
хождения по "тонкой дипломатической линии" руководству Казахстана нужно будет
проявить недюжинные таланты: и с Россией не поссориться, и с Китаем по
возможности соблюсти азиатский этикет, и в то же время использовать с пользой
для себя натовские стремления укреплять отношения с Астаной. Тем более что
выиграть Казахстан может как от сбалансированных отношений со всеми своими
соседями, так и с двумя соперничающими военно-политическими блоками.
|