"Дубль" Ниязова не предвидится
27.12.2006. РИА
Новости
Андрей Грозин
Вопрос о будущем Туркмении требует серьезного анализа.
Уход из жизни "алмазного венца туркменской нации, Туркменбаши Великого" (один из
официально употребляемых титулов С.Ниязова), заставляет по-новому рассматривать
республику через призму возможных внутриполитических процессов.
Первоначально в качестве преемника упоминали спикера
Мажилиса и заместителя главы высшего в Туркменистане законодательного органа -
Халк маслахаты (Народного собрания) - Овезгельды Атаева. Атаев - 55 летний
учитель, юрист, бывший глава Верховного Суда, личность, неяркая и малоприметная.
Однако Совет безопасности Туркменистана отклонил его кандидатуру на пост главы
государства на основании того, что Генпрокуратура страны возбудила против него
уголовное дело.
Временно исполняющим обязанности президента
Туркменистана стал вице-премьер Курбангельды Бердымухамедов. Он же был назначен
главным распорядителем на похоронах Туркменбаши. О нем в Туркмении также
сложилось мнение как о "слабом", управляемом и не располагающем серьезным
ресурсом влияния политике. Именно он, судя по всему, и станет следующим
президентом Туркмении.
Впрочем, вся туркменская элита слаба, ограничена в
ресурсах и лишена каких-либо ярких фигур. В Туркменистане, как нигде на
постсоветском пространстве, у высшего чиновничества развился стереотип поведения
"временщика". В правительстве Баши министр занимал свой пост, в среднем, не
более 6 месяцев, после чего изгонялся, бежал за рубеж или попадает за решетку.
Достаточно сказать, что с начала 2001 г. по ноябрь 2002 г. в Туркмении только
глав парламента меняли четыре раза. Ресурс всех потенциально претендующих на
власть структур и лиц, в особенности в сфере социальной поддержки, очень
невелик.
Теперь, элиты страны постепенно начинают "распрямлять
спину" и их, очевидно, ждет непродолжительный, но достаточно жесткий период
постниязовского передела власти.
Круг лиц, потенциально способных претендовать на высший
государственный пост и пользующихся примерно равным - достаточно небольшим -
влиянием, очень широк.
Сам туркменский президент не позаботился о выдвижении
преемника: вероятно, он так верил в свою исключительность и незаменимость, что
просто не хотел об этом думать. Сказать же ему об этом было просто некому.
Квазидинастический вариант передачи власти в руки сына Ниязова по типу того, что
произошло в Азербайджане, вряд ли состоится - Мурада в Туркменистане
поддерживать сейчас просто некому.
С точки зрения практической реализации своих амбиций
наибольшая вероятность взятия власти существует со стороны тех, кто контролирует
"человека с ружьем", то есть силовиков. Однако по армии, МВД и МНБ регулярно,
раз в полгода-год, прокатывались волны "чисток", и там наблюдается та же картина
общей ослабленности.
Выборы президента состоятся 11 февраля. Кто конкретно
станет преемником Ниязова, пока не знает никто. По-моему, его действительно нет,
что неудивительно, учитывая практиковавшиеся покойным президентом регулярные
зачистки туркменской элиты. Политическая жизнь Туркмении похожа на пустыню. В
стране полностью отсутствует механизм страхования на случай форс-мажорных
обстоятельств, подобных смерти первого лица государства.
Влияние оппозиции на внутриэлитные процессы невелико и
обеспечено лишь представительством во власти их родственников. Туркменский
политический класс пронизан многочисленными родственными и региональными
взаимосвязями, но после удаления Б.Шихмурадова, Х.Оразова, Н.Ханамова и других
"номенклатурных оппозиционеров" из власти, их родственники были вытеснены из
властных эшелонов и из серьезного бизнеса.
Можно утверждать, что оппозиции внутри страны не
существует - Ниязов "зачистил" ее давно и полностью. Те же из оппозиционеров,
кто находится за рубежом, неспособны дистанционно управлять ситуацией. В страну
их в ближайшее время вряд ли впустят - никому не нужны лишние конкуренты в
интенсивно разворачивающейся борьбе за власть и бизнес.
Продемонстрировать технологии социальной мобилизации по
примеру Киргизии в Туркмении не удастся и "туркменского майдана" не будет.
Население привыкло демонстрировать лояльность центральной власти и собрать его
на "цветную революцию" будет крайне сложно, если вообще возможно. Большинство
населения примет фигуру, которая сумеет захватить власть и громче всех об этом
заявит.
В условиях "междуцарствия", как никогда важной
становится роль местных силовиков - людей, за спинами которых, реальная сила.
Таких "силовых центров" сейчас три: шестидесятилетний министр обороны Агагельды
Мамедгельдыев (самый старший по возрасту из окружения прежнего лидера и, в силу
этого, наиболее вероятный кандидат в будущие председатели Халк маслахаты), в
прошлом - директор военного санатория и заместитель министра обороны по тылу.
Министр обороны, судя по всему, действует в союзе с главой Службы охраны
президента и самым влиятельным на сегодня туркменским силовиком - Акмурадом
Реджеповым.
Другой силовой группой руководит глава МВД и особо
доверенный человек С.Ниязова Акмамед Рахманов. Третья группировка возглавляется
министром безопасности Туркменистана Гельды Аширмухамедов, опытным чекистом, еще
советских времен и образования. Аширмухамедов имеет разветвленные связи в
туркменской армии - до назначения на пост главы МНБ он несколько лет являлся
главкомом сухопутных войск страны.
На сегодня в туркменской элите лидирующие позиции именно
у силовиков, а гражданские политики пока имеют шансы выдвинуться лишь как
компромиссные и управляемые фигуры. Тот же и.о. президента и вице-премьер по
вопросам здравоохранения Курбангельды Бердымухамедов или глава МИД Рашид Мередов
вполне могут формально возглавить страну, но реальных рычагов власти у них не
будет.
То же самое можно сказать и о выдвинутых на Халк
маслахаты кандидатах - заместителе Государственной корпорации
"Туркменгеология", а с декабря 2005 года - министре нефтегазовой промышленности
и минеральных ресурсов Ишанкули Нурыеве, а также и о других кандидатах, сама
многочисленность которых, доказывает общую слабость элиты страны.
Вместе с тем, ситуация внутри республики, которая
сложилась во время правления Ниязова с его смертью только усугубилась. Особенно
это заметно в социально-экономической сфере. В республике широко распространена
скрытая безработица. Профессиональные кадры, имеющие дипломы, полученные в
странах дальнего и ближнего зарубежья, остались невостребованными по причине
объявления их дипломов недействительными. Низкий прожиточный уровень населения
также не играет в пользу существовавшего режима. Зарплата, получаемая гражданами
Туркменистана, по реальной покупательной способности является одной из самых
низких в регионе. Скрытая инфляция наблюдается уже несколько лет. Например,
манат (национальная валюта Туркменистана) со дня его ввода в оборот обесценился
в 12,5 тысяч (!) раз. Все проблемы экономики и социальной сферы со смертью
Ниязова лишь станут явными, обнажив наиболее противоречивые моменты в экономике
Туркменистана.
Определенное смягчение режима, вероятно, все же
произойдет, поскольку туркменские элиты совершенно не заинтересованы в появлении
дубля Ниязова. Кроме того, им хотелось бы предстать перед мировым сообществом в
менее одиозном виде. Однако некоторая "дозированная" демократизация произойдет в
весьма скромных формах и далеко лишь в том случае, если смена власти
осуществится более-менее мирным путем.
При этом сейчас у России появляется определенное окно
возможностей для усиления своего влияния в республике. Каким бы ни был новый
президент, он будет заинтересован в получении политического и финансового
ресурса, причем в большом количестве и в минимально короткий срок. Предложить
таковой в достаточно серьезном объеме может лишь структура, давно работающая в
Туркмении и обладающая разветвленной сетью влияния на местные элиты, а этим
критериям отвечает лишь "Газпром".
Существуют и объективные причины сохранения российского
влияния в Туркмении, вне зависимости от того, кто придет в стране на
президентский пост. Механизм поступления туркменского газа на мировые рынки
прост - все потоки проходят через территорию и по трубопроводам России,
Узбекистана и Казахстана. На сегодня "Газпром" является реальным владельцем
газовых месторождений, и эта реальность будет продолжаться в соответствии с
подписанным между Москвой и Ашхабадом соглашением еще 25 лет.
Стоит напомнить, что Россия, до последнего времени,
чрезмерно снисходительно относилась к действиям туркменской стороны, ущемляющей
права и свободы десятков тысяч наших соотечественников. После подписания
соглашения между Туркменистаном и Россией об экспорте туркменского газа в третьи
страны, мы в определенной степени связали себе руки. Но сейчас у Москвы есть
много весомых аргументов для переговоров с Ашхабадом. Если РФ всего на один
месяц существенно ограничит газовый экспорт Туркмении, от экономики этого
государства останется одно воспоминание. Следует четко понимать, что и прежний
туркменский лидер и, как представляется, и его преемники относятся к тому типу
людей, которые не воспринимают критику, не прислушиваются к дипломатам, а
уважают лишь силу.
Реальность такова, что если Россия не предпримет ряд
активных и коренных мер в отношении режима в Туркмении, то этим могут вплотную
заняться Соединенные Штаты. Чрезвычайно богатая газом Туркмения - последнее
звено в "поясе анаконды" замыкающем Иран, а также страна, потенциально способная
составить России серьезную конкуренцию на европейском рынке газа. Да, пока
оппозиционеры-эмигранты никакого влияния не имеют, но время, деньги и
политтехнологи способны "сдвинуть" страну с позиций "стабильности
по-туркменски".
В этих условиях России важно направить усилия не на
сиюминутные "газовые договоренности", а на выстраивание с "ново-старой"
туркменской элитой таких долгосрочных отношений, которые укрепят российское
влияние и в этой республике, и в Центральноазиатском регионе в целом.
|