11 месяцев вне правового поля?
08.01.2007. Немецкая
волна
Михаил Бушуев
9 января 2007 года истекает семилетний срок
президентского правления Ислама Каримова. Однако нового президента после
наступления этого дня в Узбекистане не будет, и когда он появится, до сих пор
неясно.
Согласно постановлению парламента от 2002 года, выборы
должны проходить в третью неделю декабря наступившего года. Но будут ли они
объявлены вообще или будет созван референдум с целью продлить полномочия Ислама
Каримова? Подробнее об этом – в нашей постоянной рубрике, сегодня с Михаилом
Бушуевым.
В аппарате президента Ислама Каримова тема предстоящих
выборов – табу. Сам узбекский глава ничего не говорит на эту тему, а его
чиновники боятся, не зная мнения «шефа», даже намекать на существование в
общем-то беспрецедентного случая. Ну где еще было такое, чтобы срок
президентских полномочий истекал, а все в стране обходили эту тему молчанием,
как будто так и надо? Можно ли где-то представить себе ситуацию, когда президент
остается у власти после окончания своего срока, имея только сомнительное
юридическое обоснование такого правления? Ответ очевиден. Тем не менее, именно
такая ситуация складывается на настоящий момент в Узбекистане. Что стало её
причиной? Об этом рассказывает Глеб Гаврик.
Последние президентские выборы были в Узбекистане в
2000-м году. И уже они не были альтернативными. Фактически второй, помимо
действующего президента, кандидат на тех выборах – Джалалов – сам проголосовал
за Каримова, признавшись при этом, что чуть ли не мечтал о победе соперника. По
идее следующие за теми выборы главы государства должны были состояться в 2005-м
году, но не тут-то было. В 2002 году был проведен всенародный референдум, в
результате которого срок правления президента увеличился до семи лет. Именно
поэтому в Узбекистане президентствует все еще Каримов. И не факт, что что-то
изменится. Судя по разговорам с местными жителями, мало кто рассчитывает на то,
что произойдет смена президента. Каримов, судя по всему, все-таки пойдет на
третий срок, хотя формально оставаться у власти ему осталось 5 дней. Первые
всенародные выборы президента прошли в республике в далеком 1990 году, и вот с
тех самых пор главой государства является Ислам Абдуганиевич. Его соседи по
региону – недавно вновь избранные в президенты Нурсултан Назарбаев и президент
Таджикистана Эмомали Рахмонов – предусмотрительно и заблаговременно обеспечили
себя законным правом баллотироваться на дальнейший срок. Каримов же этого
формально не сделал. Ведь если опираться на известные общественности законы
самой республики, нынешний президент не имеет права участвовать в предвыборной
борьбе – согласно конституции, президенту отведены лишь два срока правления
максимально. Интересно, почему Каримов не обеспечил себе это право? Может,
потому, что все возможные соперники живут за рубежом, и население о них
подзабыло? Так или иначе, а важным фактором вероятной будущей предвыборной
кампании является невозможность для оппозиции выдвинуть своими кандидатами
известных на Западе оппозиционеров Мухаммада Салиха или Абдурахима Пулатова. Оба
они давно находятся за границей, а Конституция требует от кандидата в президенты
10-ти летнего «предвыборного» проживания на территории Узбекистана.
Главное же существующее ныне противоречие было внесено
решением парламента Узбекистана 5 апреля 2002 года. Тогда на восьмой сессии
узбекского парламента второго созыва было принято постановление о выборах
существующего парламента и президента. Согласно ему, выборы в представительские
органы власти должны происходить в третье воскресенье декабря. Что не
согласуется с конституцией, оставляя Каримову 11 месяцев правления,
сомнительного с точки зрения легитимности.
А вот как комментирует сложившуюся ситуацию российский
эксперт по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов:
- Тридцатого января наступившего
года Исламу Каримову, президенту Узбекистана, исполнится 69 лет. Он уже
несколько лет, с тех пор как в Грузии произошла «розовая революция», и смещен с
поста президента Эдуард Шеварнадзе, Ислам Каримов является патриархом в
президентском корпусе СНГ. Старше его нет никого на этом посту. И мне
представляется, что так и останется господин Каримов патриархом президентского
корпуса, пока он жив. Поскольку, представить себе, что Ислам Каримов уступит
свой пост в результате тех или иных технологических или политтехнологических
уловок, или даже в результате президентских выборов добровольно другому лидеру в
Узбекистане, я этого не могу. Зная, представляя темперамент Каримова, его
постоянное ощущение того, что только он способен руководить этой страной и
представлять как она должна развиваться. Напомню, что только однажды в 1992-ом
году в Таджикистане произошла смена власти, когда покойный ныне президент Рахмон
Набиев, под серьезным нажимом уступил власть нынешнему президенту Эммомали
Рахмонову. На глазах у нас последний пример, когда поменялась власть в
Туркмении, в результате смерти Сапармурата Ниязова. И я думаю, что-то похожее
ждет и когда-нибудь и Узбекистан.
Вполне возможен сценарий политического развития страны
вообще без президентских выборов, продолжает эксперт:
- Пока же никаких оснований
считать, что в этом году в Узбекистане будут проведены президентские выборы не
приходиться. Если познакомиться с новогодним предварительным посланием Ислама
Каримова узбекскому народу, там нет и намека на такого рода перспективу. Скорее
всего, в этом году будет инициирован очередной референдум и президентские
полномочия Каримова будут просто продлены в результате этого
волеизъявления.
С Аркадием Дубновым согласен и немецкий эксперт Михаэль
Лаубш, который видит две различных варианта развития ситуации:
- Каримов может назначить выборы
на конец декабря, правда при этом нужно сказать, что выборы в Узбекистане при
нынешнем руководстве – это в принципе фарс. Ну и на этих выборах Каримов получит
80% голосов. Потому что сейчас в стране нет действующей оппозиции, она
систематически подавляется режимом президента. Вторая возможность для Каримова –
это на скорую руку, как когда-то однажды в Туркмении, объявить референдум,
объяснив его необходимость сложной обстановкой внутри страны, угрозой
исламистского терроризма и так далее. Формулировка может быть такой: для
стабилизации политического процесса необходимо, чтобы президент Каримов остался
пожизненным президентом. Но оба варианта сохраняют нерешенной, условно говоря,
туркменскую дилемму: что будет, когда умрет Каримов?
Что же касается Запада, то он, скорее всего,
проигнорирует ситуацию в Узбекистане, полагает Михаэль Лаубш:
- Что касается ответственности
Запада, то я опасаюсь, что Запад не будет оказывать давления в связи с этим
нарушением конституции. Максимум, что я могу себе представить, это постоянный
совет ОБСЕ примет какую-нибудь резолюцию по этому поводу, но узбекская сторона
обязательно найдет причины и объяснения того, почему политический процесс
ведется не так, как предусмотрено конституцией. Вместе с тем я думаю, что
неправительственные организации здесь на Западе должны указывать Европейскому
Союзу на то, что это пример нарушения принципов правового государства и что
западно-европейские государства не имеют права не замечать этого регресса.
- считает Михаэль Лаубш.
|