Белорусская деловая газета № 1184, 4 июля 2002 Реформирование силовых структурАндрей Александрович Сокращение мускулов
Белорусские силовые структуры вступили в период
затяжного реформирования. Вслед за Министерством обороны сокращения и
реструктуризация начались в МВД, КГБ, МЧС, Госкомитете пограничных войск и
других ведомствах. Однако желание урезать количественный состав силовиков,
похоже, не подкреплено расчетом социальных последствий таких реформ.
Методы и объекты реформирования силовые ведомства, кроме
Минобороны, афишировать не желают. Причин тому можно назвать несколько. Нет
четкой общей концепции реструктуризации силовых структур. Президент поставил
задачу сокращать управленческий аппарат — и сокращение началось. Причем каждое
ведомство стало урезать штаты по-своему. Основным контингентом, брошенным в
жертву реформам, стали люди пенсионного возраста. Следующие на очереди —
сотрудники вспомогательных подразделений. Но, судя по всему, руководители
ведомств оставляют за собой право в последний момент переиграть некоторые
аспекты собственного реформаторства. И это тоже причина нежелания публично
что-либо конкретизировать.
Самая
крупная после армии сокращаемая структура — Министерство внутренних дел. Как
сказал, отвечая на вопрос корреспондента «БДГ», заместитель министра — начальник
Следственного комитета (СК) МВД генерал-майор Леонид Глуховский, «реорганизация
идет для того, чтобы сконцентрировать основные силы на основных направлениях.
Это криминальный блок, охрана общественного порядка, следствие и дознание». По
его словам, в свое время в МВД был «перегиб» — вспомогательные службы, службы
обеспечения получали приоритет. Их было значительно больше по количеству, а
«потолки» званий у сотрудников таких служб были не меньшие, чем в оперативных
подразделениях. Теперь подобного положения не будет.
От конкретизации масштабов и сроков сокращения Л.
Глуховский уклонился, сказав, что он «не кадровик и не министр, а это скорее их
цифры». Но отметил, что к реорганизации в МВД идут очень осторожно, так как за
каждым сокращением стоят конкретные люди. «Мы даже больше идем по тому пути, —
сказал генерал, — чтобы кого-то разаттестовать, чтоб это были вольнонаемные
люди. А сокращение в основном идет за счет вакансий и пенсионеров».
Что же касается Следственного комитета, то, по словам Л.
Глуховского, несмотря на то, что сегодня нагрузка на следователей уменьшилась
(это связано с уменьшением количества преступлений и появлением службы
дознания), работы у его подчиненных по-прежнему остается много. Кроме того,
когда создавалась служба дознания, 140 человек из СК были переведены туда. Так
что дальнейших сокращений среди следователей не ожидается.
По некоторым данным, сокращение в системе МВД может
достигнуть 25 тыс. штатных единиц. Однако реально в лучшем случае треть этого
числа будут составлять реальные работники. В основном станут сокращаться
вакансии, хотя и людей этот процесс также не минует. Уже сейчас вне стен
привычных кабинетов оказываются 50-летние пенсионеры. Перспектива тихо почивать
на заслуженном отдыхе крепких еще, здоровых мужиков не очень-то устраивает. Но
альтернативы им не предлагают. А что делать сержантам, которые также могут
попасть под реорганизационный каток и которые, кроме как дубинкой махать, ничего
не умеют? Но программ по их социальной адаптации и ресоциализации нет. Каждый
должен решать, как жить дальше, самостоятельно.
Серьезному реформированию подвергается и КГБ. Штатная
численность в нем должна сократиться на 10%. Но в КГБ, помимо центрального
аппарата, есть структура на «отпущение» — управление военной контрразведки.
Бывшие «особисты» логично вписались в 30-тысячное сокращение Вооруженных сил.
Кроме того, планируется сократить рабочих и служащих КГБ. Однако, как заявил его
председатель Леонид Ерин в интервью Интерфаксу, «никто из наших сотрудников не
будет уволен». Так что, видимо, можно ждать прибавления в армии сексотов.
В Госкомитете погранвойск реформирование уже фактически
завершено. Сокращение коснулось сотрудников центрального аппарата и
управленческих структур погранотрядов. В подразделениях, непосредственно
охраняющих границу, никаких штатных изменений не произошло.
В Министерстве по чрезвычайным ситуациям также идет
урезание количества управленцев и технических служб. Здесь также собственно
спасателей-огнеборцев оно практически не затрагивает.
Чем чревато появление безработной армии
профессионалов-силовиков для общества — объяснять не стоит. Но на самих
реформированных министерствах и ведомствах это особо не отразится. Да, сперва
будет сложно. Однако в соответствии с законом сохранения если где-то чего
убывает, значит, где-то того же прибывает. К примеру, уже в этом году в Мозыре,
Речице и Пинске должны появиться вновь созданные роты внутренних войск. Они
будут заниматься охраной общественного порядка. В МЧС создается собственная
авиация с сопутствующими службами. Не исключено, что новые подразделения и
вакансии возникнут и в других структурах. Кто туда пойдет работать? Разумеется,
«сокращенные» специалисты. Не могут же все стать предпринимателями или
самодостаточными пенсионерами. А учитывая, что в соответствии с июньским указом
президента «О сокращении численности работников территориальных органов
республиканских органов государственного управления» на 10% будут урезаны не
только силовики, но и чиновничество, то и в нереформированных госучреждениях
появятся новые кресла. Но вряд ли такую систему можно назвать продуманной
социальной программой.
|