Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №56(15.07.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: КАКИМ ПУТЕМ ИДТИ РОССИИ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

28 июня. В Приднестровье  прошли  учения  совместных миротворческих сил (СМС), состоящих из воинских контингентов России, Республики Молдова и Приднестровья. Учения проводились с целью проверить боеготовность личного состава СМС, слаженность работы командного состава и штабов при проведении практических действий, направленных на обеспечение мира и стабильности в регионе.

2 июля Агентство «Молдпресс» распространило информацию посольства России в Республике Молдова (РМ) о временном прекращении с 1 июля 2002 г. приема заявлений и ходатайств о приобретении и прекращении российского гражданства до получения нормативных актов, регулирующих механизм применения нового федеративного Закона РФ  «О гражданстве Российской Федерации», который вступил в силу 1 июля 2002 года.

2-3 июля. В Киеве возобновились полномасштабные переговоры политических экспертов Молдавии, Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ по урегулированию приднестровской проблемы.

3 июля. Президент  РМ  В.Н.Воронин  направил  президенту Республики Беларусь А.Г.Лукашенко послание по случаю национального праздника – Дня Независимости.

3 июля. Молдова и Россия инициируют процесс проведения переговоров по подготовке подписания нового Соглашения о свободной торговле. По словам замминистра экономики РМ М.Лупу, договоренность об этом была достигнута на прошлой неделе в Женеве в рамках переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию.

3 июля. Премьер-министр Молдавии В.Тарлев встретился с Чрезвычайным и Полномочным послом Канады в Республике Молдова Р.Жираром. В.Тарлев обратился за поддержкой Канады в реструктуризации внешнего долга республики Парижским клубом кредиторов. Он заверил канадского дипломата в том, что Молдова решительно настроена идти по пути интеграции в Европейский союз.

4 июля. Президент Республики Молдова В.Н.Воронин направил президенту Соединенных Штатов Америки Джорджу Бушу поздравительное послание по случаю Дня независимости США, в котором он, в частности, выражает признательность США за политическую поддержку страны в вопросе сохранения ее независимости, а также за щедрую техническую и гуманитарную помощь.

4 июля. В Кишиневе между Республикой Молдова и Канадой было подписано Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонений от выплаты налогов. По словам премьер-министра В.Тарлева, Молдавия и Канада завершают работу еще над 5-ю двусторонними документами, в т.ч. дорабатывается Соглашение о взаимном продвижении и защите инвестиций.

4 июля. Верховный Совет Приднестровья принял во втором чтении новые трудовой и уголовно-процессуальный кодексы республики.

5 июля. Лидеры трех фракций молдавского парламента проведут 16 июля в Страсбурге встречу с Генеральным секретарем Совета Европы В.Швиммером. Планируется обсудить ход выполнения Молдовой резолюции о функционировании в РМ демократических институтов, принятой на сессии ПАСЕ 24 апреля с.г.

5 июля. В Тирасполе состоялась пресс-конференция по итогам киевской встречи (2-3 июля с.г.) участников переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, на которой выступил глава внешнеполитического ведомства Приднестровья В.А.Лицкай. Он высоко оценил проект документа по урегулированию молдовско-приднестровских отношений, подчеркнув при этом, что для приднестровцев особо важной является статья 1, которая предполагает федеративное устройство Республики Молдова.

8 июля. Премьер-министр   Молдавии  В.Тарлев  встретился с заместителем министра иностранных дел Польши А.Залуцким. Премьер поблагодарил правительство Польши за оказанную поддержку в процессе вступления РМ в ВТО.

8 июля. В Кишиневе состоялась торжественная церемония вручения дипломов 63 выпускникам Военного колледжа, на которой присутствовали премьер-министр В.Тарлев, министр обороны В.Гайчук, военные атташе США и Российской Федерации в РМ. На церемонии было объявлено, что в соответствии с постановлением правительства с 1 сентября 2002 года Военный колледж будет преобразован в Военный институт с 4-годичным сроком обучения.

9 июля. Председатель Комитета Министров СЕ, министр иностранных дел Люксембурга Л.Польфер направила в президенту Молдавии В.Воронину письмо, в котором выражена просьба ускорить выполнение решения Европейского суда по правам человека о регистрации Митрополии Бессарабии и преобразовании Государственной компании «Телерадио-Молдова» в общественную структуру.

9 июля. В Кишиневе подписан Протокол о сотрудничестве в области образования на 2002/03 и 2003/04 учебные годы между Молдовой и Украиной. 80 из 100 мест на учебу в  вузах Украины будут отданы молдавским гражданам украинской национальности.

10 июля. Президент Словении  Милан Кучан прибыл  в  РМ с официальным визитом. В ходе визита М.Кучан встретился с президентом В.Ворониным, председателем парламента Е.Остапчук и премьер-министром В.Тарлевым, а также участвовал в открытии Форума бизнесменов Молдовы и Словении.

10 июля. Дальнейшее развитие сотрудничества с США в области сельского хозяйства представляет особый интерес для Молдовы, отметил вице-премьер, министр сельского хозяйства РМ Д.Тодорогло в ходе своего визита в США. Фонд Сороса предоставил на внедрение программы помощи фермерам, которая является продолжением национальной программы «Пэмынт», около 15 млн. долларов США.

11 июля. По случаю 10-й годовщины установления дипломатических отношений между Республикой Молдова и Израилем, в адрес министра иностранных дел РМ поступило послание от вице-премьера и министра иностранных дел Израиля Шимона Переса.

11 июля. Председатель Народного собрания Гагаузии И.Кристиогло избран в среду местным парламентом на должность временно исполняющего обязанности башкана, т.е. главы автономно-территориального образования.




Большая политика маленькой республики

Российско-Приднестровский
Информационно-Аналитический центр

Представительный Форум "Мы - Россия", прошедший на днях в Тирасполе и посвящённый проблемам российских соотечественников за рубежом, высветил ряд тенденций во внешней и внутренней политике Приднестровья. Эти тенденции не стали неожиданностью для тех, кто следит за развитием политической ситуации вокруг Приднестровья, но вместе с тем явились весьма показательными.

В выступлениях большинства приднестровских участников, а особенно в выступлении министра иностранных дел В. Лицкая, было заявлено о стратегической переориентации политики Приднестровья с России на Украину. При этом приводились такие обоснования этой позиции:

1.        Россия добровольно уходит из Приднестровья, отдавая политическую инициативу в руки Кишинёва, Киева, США и ОБСЕ;

2.        Россия поддерживает на переговорах унитарную позицию Кишинёва, не учитывая предложения Приднестровья о конфедерации;

3.        Россия поддержала кишинёвскую таможенную блокаду Приднестровья, в отличии от Украины, поддержавшей Приднестровье;

4.        Россия, вопреки достигнутым договорённостям, не осуществила взаимозачёт по газу, взамен вывозимой в Россию из Приднестровья, в соответствии со стамбульскими соглашениями 1996 года, российской военной техникой;

5.        Россия ничего не сделала для поддержки 100 тысяч своих граждан, проживающих в Приднестровье, не открыв даже своего консульского учреждения в Тирасполе.

Однако, помимо обозначенных причин, существуют и другие, связанные с международной ситуацией и внутриполитическими раскладами.

Прежде всего надо отметить решение Украины о вступлении в НАТО. Уже сейчас президент Украины Л. Кучма говорит о подготовке своих Вооружённых сил к переходу на натовские стандарты.

Россия, по заявлениям министра обороны С. Иванова, не собирается присоединяться к военной организации НАТО и не приветствует её расширение. Таким образом, если Россия видит свою задачу в стратегическом политическом партнёрстве с США и НАТО по формулам "двадцатки", " большой восьмёрки" и т.д. на постсоветском пространстве, то Украина взяла курс на интеграцию в военно-политическую структуру НАТО. И это не просто разные технологии двух соседних государств в достижении своих внешнеполитических целей. Речь идёт о соперничестве двух стран в борьбе за сферы влияния. Российское руководство, устанавливая дружеские отношения с влиятельными международными центрами силы, одновременно старается развивать новые интеграционные процессы на территории СНГ, в первую очередь в экономической сфере и в области безопасности.

В это время украинские политики, судя по всему, стремятся не только обеспечить полную независимость от Москвы, но и создать собственный субрегиональный политический центр, к которому будут стремится новые независимые государства в качестве альтернативы Москве. И они в этом стремлении не одиноки, а опираются на поддержку США.

Показательна в этом отношении история, произошедшая с выходом 13 июня Узбекистана из ГУУМА (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия)- единственной региональной организации, объединяющей страны СНГ без участия России. Стоило Узбекистану заявить об этом, как последовало предложение Государственного департамента США пересмотреть данное решение. И Ташкент пересмотрел его на стамбульском саммите Черноморского экономического сотрудничества.

Складывается впечатление, что если Россия в процессе антитеррористической операции дала "зелёный свет" военно-политическому присутствию США и НАТО в Средней Азии и Закавказье, то последние продолжают проводить политику сдерживания России на постсоветском пространстве. И Украине здесь отводится ведущая роль. При этом политическое влияние Украины, чье желание вступить в НАТО оценено в Брюсселе очень позитивно, благодаря усилению роли США и НАТО на постсоветском пространстве, в последнее время значительно возросло. Похоже, что этот аспект "стратегического партнёрства" с западом российским руководством должным образом оценен не был…

В этой ситуации, заявление о проукраинской ориентации Приднестровья означает не только то, что оно рассчитывает на помощь Киева при обсуждении таможенной проблемы, но и то, что оно сигнализирует США о готовности участвовать в политической игре и интеграционными процессами в СНГ на стороне Украины.

При этом США становится всё более активным участником приднестровского урегулирования. Приднестровская сторона открыто предлагает расширить пятисторонний формат переговоров и сделать его шестисторонним. Американские и другие западные представители регулярно посещают Тирасполь, а вопросы возобновления переговорного процесса накануне предстоящей в начале июля в Киеве встрече представителей Молдовы, ОБСЕ, Российской Федерации, Украины и Приднестровья обсуждались президентом Молдовы Владимиром Воронин в Стамбуле с специальным посланником госдепартамента США по конфликтам в Евразии Рудольфом Периной.

Фактически сложилась ситуация, что все заинтересованные стороны приднестровского урегулирования по основному вопросу - определению статуса Приднестровья, выверяют и согласовывают свои позиции с Государственным департаментом США. При этом, в политическом раскладе возникает принципиально новый контур отношений, когда Приднестровье, США и Украина выступают с одной стороны, а Молдова и Россия с другой. Это соотношение безусловно проигрышно для Москвы и Кишинёва, которые не имеют достаточных ресурсов для проведения жёсткой самостоятельной политики, и, в принципе, давно от неё отказались...

Складывается впечатление, что в Кишинёве ещё до конца не осознали, что готовность следовать в фарватере американской политики глобализации и регионального сотрудничества, как об этом заявил на стамбульском саммите организации черноморского сотрудничества президент Молдовы В. Воронин, ещё не означает автоматической поддержки его позиции по приднестровскому вопросу со стороны западных держав. Конечно, никто не будет возражать против тезиса о том, что "региональное экономическое сотрудничество представляет собой благоприятную возможность продвижения взаимовыгодных отношений, а также является важным фактором интенсификации экономического и социального прогресса" и , что "большое значение имеют Соглашения между правительствами стран ЧЭС о сотрудничестве в области борьбы с преступностью, и особенно с ее организованными формами".

Однако, как представляется, принятие реальных решений по определению статуса Приднестровья и по решению таможенных вопросов, будет прежде всего зависеть от того, какую позицию в вопросе приднестровского урегулирования займут США, а также смогут ли найти взаимоприемлемое решение Москва, Киев, Кишинёв и Тирасполь.

Надо отметить, что складывающийся политический контур не отвечает интересам ни Москвы, ни Кишинёва, ни Тирасполя. Москва, в случаи дрейфа Приднестровья в сторону Украины, следствием которого станет реальным объединение Бессарабии с Румынией, надолго теряет здесь свои политические и экономические позиции. Тем самым серьёзный удар будет нанесён и по всем планам интеграционных процессов в СНГ под эгидой России. Перед Кишинёвом возникнет реальная угроза прекращения существования Молдовы как независимого государства. Приднестровью также придётся столкнуться с необходимостью отказа от своей государственности и пройти серьёзную "санацию" то ли на украинский, то ли на псевдоевропейский лад. В любом случаи для нынешних финансовых и политических элит Кишинёва и Тирасполя мест на властном и финансовом олимпе уже не будет.

Однако Москва и Кишинёв по прежнему занимают солидарную демагогическую позицию бескомпромиссной борьбы с "сепаратистами и контрабандистами" из Приднестровья, не слишком задумываясь о её последствиях не только для народа Приднестровья, но и для своих национальных интересов.

Для В. Воронина неурегулированность приднестровского вопроса продолжает оставаться одной из причин снижения политического рейтинга его и его партии. Наряду с действиями оппозиции под руководством Христианско-демократической народной партии, чей рейтинг за последнее время, по мнению экспертов-социологов Института развития и социальных инициатив (IDIS) Viitorul, возрос на 5%, это в конечном итоге может стоить ему президентского кресла. В глазах мировой общественности правящая компартия Молдовы, несмотря на все пропагандистские усилия нынешнего молдавского руководства, продолжает выглядеть советским атавизмом и безусловно, многие влиятельные силы и внутри и вне Молдовы предпочли бы видеть у руля государства более понятных и привычных европейским традициям политиков социал-демократической направленности.

В настоящее время В. Воронин даёт возможность своим оппонентам обоснованно критиковать свою внешнюю политику за проблемы с Украиной и Румынией, а также за действия (или отсутствие таковых), по приднестровскому урегулированию.

Интересно отметить, что бывший премьер-министра Молдовы Брагиш в эксклюзивном интервью Украинской Службе Би-Би-Си подтвердил существование американо-российских договоренностей относительно приднестровского урегулирования, достигнутых на высшем уровне в мае во время саммита в Москве Буш-Путин. Примечательно не только то, что такие договорённости существуют, но и то, что ни В. Воронин, ни его администрация или МИД Молдовы ничего об этом не заявляли. Получается, что молдавское руководство оказалось статистом в этом важнейшем для страны вопросе, а отставной оппозиционный политик лучше ориентируется в высших кулуарах переговорного процесса, чем нынешняя власть.

Если г-н Брагиш прав, то политическую жизнь и Молдовы и Приднестровья ждут очень серьёзные изменения, связанные с переделом всех сфер влияния. Для Российской Федерации в этом случаи тем более важно вести активный диалог и налаживать сотрудничество по "обеим берегам" Днестра, что она, в настоящее время, делает недостаточно.

В этом смысле нельзя не согласиться с позицией участников форума "Мы - Россия", что "под давлением внешних сил происходит разрушение традиционных связей, теряются верные союзники, покидаются исторически сложившиеся зоны влияния. Российское государство закрывает глаза на судьбу многомиллионной диаспоры, находящейся на территории СНГ и странах Балтии. Неготовность власти защищать жизненно важные права россиян негативно сказывается и на российском бизнесе за рубежом, что наносит серьезный удар по национальным интересам и престижу России."

Следует особенно отметить, что в Приднестровье есть и всегда будут влиятельные политические силы, которые являются патриотами России. Это связано с тем, что, по расчётам социологов, примерно 80 % приднестровцев хотело бы получить российское гражданство, а 100 тысяч человек его уже имеют. Это связано с тем, что большинство приднестровских предприятий имеют российских партнёров. Это связано с тем, что кадровая основа силовых структур ПМР состоит в своём большинстве из бывших военнослужащих 14-й Советской Армии и настроена пророссийски.

В этих условиях попытка изменить внешние приоритеты политики ПМР неминуемо приведёт к внутриполитическому расколу. Такой раскол крайне негативно отразиться на политической стабильности Приднестровья, приведёт к существенным кадровым изменениям, нарушит сложившийся баланс сил. Это, в свою очередь отразится на экономике Приднестровья, существенно повлияет на готовящиеся процессы массовой приватизации.

Следствием односторонней политики России может стать потеря возможности российского капитала занять соответствующую нишу на этом рынке. Тем самым, вслед за потерей политического влияния Россия потеряет здесь и многие экономические перспективы.

Таким образом, прошедший Форум и другие политические события продемонстрировали своего рода глобализацию региональных проблем и сложное переплетение внешних и внутренних интересов в этом процессе. В любом случае, как представляется, Россия должна более активно поддерживать своих естественных союзников в ближнем зарубежье, если Кремль мыслит категориями национальных интересов.




Заявление депутата Государственной Думы В. Алксниса

22-23 июня т.г. в г. Тирасполе Приднестровской Молдавской Республики проходил международный форум «Мы – Россияне». Российская сторона была представлена депутатами Государственной Думы РФ, известными политологами и журналистами ведущих средств массовой информации России.

Сенсацией форума явилось выступление министра иностранных дел ПМР В.А.Лицкай, которое поразило всех участников форума своей антироссийской риторикой. Участники форума надеялись получить разьяснения по данному выступлению (была ли изложена официальная точка зрения руководства ПМР или зто было личнюе мнение министра) от Президента ПМР И.Н.Смирнова, чье выступление было запланировано. Однако данное выступление было отменено, а от встречи с российскими участниками форума, предложенной самим И. Н.Смирновым, в последний

момент он отказался.

В данных обстоятельствах, у меня не остается выбора, кроме как трактовать выступление министра иностранных дел ПМР на форуме как официальную позицию руководства Приднестровской Молдавской Республики. Согласно этой позиции Приднестровье краткий период (около ста лет) своей многовековой истории было колонией Российской империи и Советского Союза, и это были не лучшие времена. Однако сейчас Приднестровье может реализовать свою независимость и самодостаточность, и намерено переориентироваться с России на США И Украину.

Учитывая столь кардинальную смену позиции приднестровского руководства, я не вижу для себя смысла оставаться членом Комиссии Государственной Думы РФ по содействию в урегулировании политической и экономической ситуации в Приднестровье, заявляю о своем выходе из нее и о прекращении контактов с официальными институтами ПМР.

В условиях отказа руководства ПМР от пророссийской ориентации и декларировании собственной самодостаточности, я не вижу смысла в существовании самой Комиссии Государственной Думы РФ по содействию в урегулировании политической и экономической ситуации в Приднестровье и предлагаю на осенней сессии Государственной Думы ее расформировать.

В.И.Алкснис




Время новостей,
8 июля 2002

Не надо душить Приднестровье

Елена Супонина

Интервью с министром безопасности ПМР Владимиром Антюфеевым

ОБСЕ доставила в Молдову оборудование для утилизации боеприпасов, хранящихся в Приднестровье на складах оперативной группы российских войск. Но Тирасполь от подарка отказывается. О ситуации в регионе спецкор газеты «Время новостей» беседует с министром госбезопасности Приднестровья генерал-майором Владимиром АНТЮФЕЕВЫМ.

-- По соглашению Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года к концу этого года в Приднестровье не должно остаться российского оружия. По вашим данным, россияне успеют?

-- Скорее всего. Оружия-то уж нет. Лишь легкое стрелковое, но и его тайком уничтожают. Но хотя бы остатки боеприпасов нельзя уничтожать, разоружая Приднестровье. Ситуация нестабильна. Армия нам нужна только чтобы не допустить крови, как при агрессии Молдовы 1992 года. Без восполнения боеприпасов невозможны учения. Купить не на что, да нам никто и не продаст. Хотелось бы, чтобы российская армия -- и в 1995 году наш народ проголосовал за это -- в том или ином качестве осталась. Хотя бы рота. Или пускай будет миротворческая база. Россия осуществляет здесь уникальное миротворчество, без насилия, мир мог бы поучиться. Полное безумие, если Россия уйдет совсем. Стамбульское соглашение нанесло вред. Российское вооружение варварски уничтожено, мы были против. Разрезаны новые танки, БТР, артиллерийские системы. Последняя партия тяжелой техники -- на 200 млн долларов. Нарушен закон: было решение Генштаба, а не правительства России. Мы возбудили уголовное дело, но перспективы ограниченны.

-- Против кого обвинения?

-- Против генерала Евневича, бывшего командующего группой войск здесь, и офицеров, выполнявших преступный приказ по уничтожению. Мы приказа, на который они ссылались, никогда не видели, найти его сложно.

-- А против Сергеева, сменившего Евневича, нет обвинений?

-- Сергееву нечего уничтожать, но и он слепо выполняет указания из Москвы по уничтожению боеприпасов. Наше требование к любому командующему группой войск: заниматься службой войск, а не политиканством, как генерал Евневич, который объезжал в Кишиневе все западные посольства. Россия не выплачивает нам обещанные компенсации за вывоз военного имущества. По нашему законодательству оно в случае ухода российской армии должно было остаться Приднестровью. Наш народ, как и другие, вправе претендовать на часть имущества СССР.

-- Какова сумма компенсаций?

-- Огромнейшая, но мы пошли навстречу: речь о 100 млн долларов. Их должны списать в счет наших долгов «Газпрому».

-- Вы уже выпускали эшелоны с российским оружием. А Москва так и не списала ваши долги. Россия вас обманула?

-- Это российские чиновники ради мнимого успеха подрывают стратегические интересы России. Да, нас обманывали. Компенсации смешны. Вот получили 5 тысяч металлических чайников. Подержанные, по 15 лет, автомашины. Полевые кухни. Десять тысяч металлических ломов. Отдают то, что нецелесообразно вывозить в Россию -- транспортировка дороже. Ну, двигатели двойного назначения: для грузовых машин, но могут пойти для БТР. Шинели, в России их бы не одели. Уход российской армии не оправдан, она тут на своей земле, ее привели сюда двести лет назад. Но если она уходит, мы вправе рассчитывать на компенсацию. Стоимость вооружения, которое мы сохранили здесь для России, -- три с половиной миллиарда долларов. Вывезено на 800 млн долларов, но почему-то никто не интересовался, куда это делось.

-- Куда же?

-- Спросите российских военных. Мы считаем, что достаточное количество военного имущества расхищалось.

-- Куда шло расхищенное имущество?

-- Пускай разбирается Россия. Мы постоянно призываем к этому ее компетентные органы.

-- Не в Чечню ли?

- Ну, что-то попадало в Чечню. Вы знаете, какая Чечня черная дыра для России. Там материальные ценности пропадали как в Бермудском треугольнике. Но и до Чечни отсюда шли эшелоны с военным имуществом.

-- Сколько вы всего должны за российский газ?

-- 300 млн долларов. Текущие платежи осуществляем. А так у нас ни цента внешнего долга. Никто ничего не дает, выживаем сами.

-- Приднестровье передало контрольный пакет акций своего металлургического завода российской газовой компании «Итера». Этим разве не выплачены долги за газ?

-- Речь об определенной сумме, не обо всем долге. Мы бы хотели прихода сюда российского капитала, предложения обсуждаются.

-- Вы жалуетесь на нехватку средств. Но тот же ваш завод «Прибор» продает военную продукцию России...

-- Молдова, нарушив договоренности, Меморандум 1997 года, организовала против нас экономическую блокаду, поддержанную, к сожалению, Россией. Наш бюджет по сравнению с прошлым годом упал в три раза. Нам очень тяжело. Предприятия останавливаются. Люди вынуждены брать отпуск. А из продукции военного назначения мы производим лишь детали. Та же Украина не разрешила бы транзит нашего оружия. У нас же Украина с одной стороны, Молдова -- с другой. Слухи о контрабанде инспирирует Молдова, чтобы спровоцировать против нас международные санкции. Оружие у нас производится только для собственных нужд: пистолеты и гранатометы.

-- Не кажется ли вам, что с приходом Путина к власти отношение российского правительства к Приднестровью изменилось к худшему?

-- Сделана ошибочная ставка на Воронина (президент Молдавии. -- Ред.), розового и пушистого. Президента Путина опять подставил российский МИД. Ваш МИД препятствует получению приднестровцами российского гражданства. Все руководство Приднестровья -- граждане России. У нас 100 тысяч российских граждан, но могло быть больше, если бы не искусственные препятствия российского МИДа. Новый закон «О гражданстве РФ» создает и вовсе непреодолимые условия для его получения. Россия хочет оставить Молдову в сфере своего влияния как окно на Балканы. Но Молдова ориентирована на Запад и может быть аннексирована Румынией. Чтобы удержать Молдову, Россия подкармливает ее за счет налогоплательщиков: друзей обижаем, врагов кормим. Не надо душить Приднестровье: оно надежная якорная цепь, которая не позволит Молдове уйти. Приднестровская молдавская республика -- гарант, как ни странно, суверенитета Молдовы.

-- Почему ваше руководство не пообщается об этом напрямую с Путиным?

-- В этом есть необходимость. Путин декларировал, что переговоры должны вестись в пятистороннем формате: Приднестровье, Россия, Молдова, Украина и ОБСЕ. Но Воронин избегает этого. Лишь на днях, после долгого перерыва, их удалось возобновить благодаря посредникам. Но не сорвет ли их Молдова, как это было неоднократно? А на президента Путина у нашего президента Смирнова прямого выхода нет. Они встречались раз, когда Путин был премьером. Не мне указывать президенту России, но было бы полезно, если б встреча состоялась. Нам трудно прорваться через информационную блокаду и потоки лжи.

-- Молдавия ориентирована на Запад. А куда Приднестровье?

-- В перспективе Приднестровье, а самостоятельно мы все-таки не можем существовать, хотело бы быть в союзе славянских государств, сильных и дружных. Нам не резон идти в Молдову с ее разрушенной экономикой, это для нее наш промышленный потенциал соблазнителен. Когда говорят, что мы идем куда-то на Украину, тоже неверно. Наш стержень -- баланс отношений. У нас живут молдаване, русские, украинцы. В Приднестровье, в районе Дубоссар живет престарелая мать Воронина, получает у нас пенсию. Воронин ее посещает с нашего разрешения. Мы не можем куда-то пойти в одну сторону. Но считаем нашу территорию исторически российской.




О проекте соглашения между Молдавией и Приднестровьем

Кирилл Фролов

Данный проект является неприемлемым для Приднестровской Молдавской Республики по следующим пунктам.

1.        Нет четкого определения Молдовы как договорной федерации (конфедерации), создаваемой субъектами с правом выходом в случае нарушениях их полномочий

2.        Статья 14 поразительна - единственным государственным языком «единой Молдовы» признается молдавский на латинском алфавите. Это откат от европейских норм, от норм ПМР, где свободно и равно функционируют 3 языка – русский, молдавский и украинский.

3.        Статья 15. Устанавливаемая норма, что  установление основ политики и программы в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития находятся в ведении Республики Молдова может повлечь ущемление прав русских и русскоязычных, существенно ограничить суверенитет субъектов федерации.

4.        То же и пункт «к»: внешняя политика и и международные отношения относятся к ведению Кишинева. А если Кишинев решит вступить в НАТО, присоединиться к Румынии, объявить Россию недружественным государством и т.д.?

Абсолютно неприемлемым является пункт 3 главы 8, согласно которому в переходный период действует миротворческий контингент под эгидой ОБСЕ. Это означает прекращение российского военого присутствия и уход России из региона.

Таким образом, ряд положений проекта не соответствуют интересам русскоязычного населения Молдавии и Приднестровья, не соответствуют международнывм нормам языковой политики.

Проект игнорирует позицию ПМР об общем договорно-конфедеративном государстве, он предусматривает фактическое поглощение ПМР. Проект не соответствует интересам России, ибо фактически закрепляет прекращение ее военного присутствия, освобождает создаваемое единое молдавское государство от каких-либо геополитических и прочих обязательств перед Россией, ликвидирует государственный статус русского языка.

Проект Соглашения

«Независимая Молдова», 09.07.2002

Республика Молдова и Приднестровье (далее Стороны),

стремясь к скорейшему и полному преодолению исключительно мирными, политическими средствами последствий конфликта, имевшего место в приднестровском регионе Республики Молдова;

сознавая ответственность за объединение страны, за обеспечение гражданского мира, доверия, взаимопонимания и согласия в обществе;

договорились о нижеследующем:

Глава 1. Основы конституционного строя Республики Молдова

Статья 1

Республика Молдова - демократическое федеративное правовое государство, с республиканской формой правления, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждому человеку гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами Республики Молдова обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 3

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Молдова является ее народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного управления. Суверенитет Республики Молдова распространяется на всю ее территорию. Конституция Республики Молдова и ее законы имеют верховенство на всей территории Республики Молдова. Республика Молдова обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 4

В Республике Молдова будут образованы государственно- территориальные образования. Они вправе иметь свою конституцию и имеют свое законодательство. Государственное устройство Республики Молдова основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Молдова и органами власти государственно-территориальных образований Республики Молдова. Во взаимоотношениях с органами государственной власти Республики Молдова государственно-территориальные образования Республики Молдова между собой равноправны.

Статья 5

Гражданство Республики Молдова приобретается и прекращается в соответствии с законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Республики Молдова обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Республики Молдова.

Статья 6

В Республике Молдова гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности.

В Республике Молдова признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 7

В Республике Молдова законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 8

Государственную власть в Республике Молдова осуществляют Президент Республики Молдова, Парламент (Палата Представителей и Палата Законодателей), Правительство Республики Молдова, суды Республики Молдова.

Государственную власть в государственно-территориальных образованиях Республики Молдова осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Молдова и органами власти государственно-территориальных образований осуществляется настоящим Соглашением, Конституцией Республики Молдова и ее законами, другими договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 9

В Республике Молдова признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Статья 10

В Республике Молдова признаются политическое многообразие, многопартийность.

Глава 2. Государственное устройство

Статья 11

Территориальное устройство Республики Молдова включает создаваемые государственно-территориальные образования, под которыми понимается конституционно закрепленное внутреннее самоуправление части территории государства.

Статья 12

Статус государственно-территориальных образований определяется настоящим Соглашением, Конституцией Республики Молдова и ее законами. Их статус может быть изменен по взаимному согласию Республики Молдова и государственно-территориальных образований в соответствии с Конституцией.

Статья 13

Границы государственно-территориальных образований Республики Молдова могут быть изменены с их согласия и с согласия Республики Молдова.

Статья 14

Государственным языком Республики Молдова на всей ее территории является молдавский язык на основе латиницы. Государственно-территориальные образования вправе устанавливать свои официальные языки. В органах власти, органах местного самоуправления, учреждениях они употребляются наряду с государственным языком Республики Молдова. Республика Молдова гарантирует всем проживающим на ее территории народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Статья 15

В ведении Республики Молдова находятся:

а) принятие и изменение Конституции и законов Республики Молдова и контроль за их соблюдением; б) государственное устройство и территория Республики Молдова; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Республике Молдова; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование органов государственной власти; д) государственная собственность и управление ею; е) установление основ политики и программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Республики Молдова; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; экономические службы, включая Национальный банк; з) республиканский бюджет; налоги и сборы; и) энергетические системы, транспорт, пути сообщения, информация и связь; к) внешняя политика и международные отношения Республики Молдова, международные договоры Республики Молдова; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Республики Молдова ; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, воздушного пространства Республики Молдова; режим пограничных зон;

о) судоустройство; правоохранительные органы; уголовное, уголовно- процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно- процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Республики Молдова;

Статья 16

В совместном ведении Республики Молдова и государственно- территориальных образований находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов государственно- территориальных образований с настоящим Соглашением, Конституцией и законами Республики Молдова; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрана природных территорий, памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, по ликвидации их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат; м) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Положение настоящей статьи в равной мере распространяется на все государственные территориальные образования.

Осуществление согласованных Сторонами общих и исключительных полномочий Республики Молдова и государственно-территориальных образований будет происходить поэтапно.

Статья 17

Вне пределов ведения Республики Молдова и ее полномочий по предметам совместного ведения Республики Молдова и государственно- территориальных образований Республики Молдова, государственно- территориальные образования Республики Молдова обладают всей полнотой государственной власти.

Статья 18

На территории Республики Молдова не допускается установление внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с законами Республики Молдова, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Статья 19

Денежной единицей Республики Молдова является лей. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Национальным банком Республики Молдова. Введение и эмиссия других денег в Республике Молдова не допускаются.

Статья 20

По предметам ведения Республики Молдова принимаются конституционные законы Республики Молдова, имеющие прямое действие на всей территории Республики Молдова. По предметам совместного ведения Республики Молдова и государственно-территориальных образований издаются законы Республики Молдова и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты государственно-территориальных образований Республики Молдова. Вне пределов ведения Республики Молдова, совместного ведения Республики Молдова и государственно-территориальных образований Республики Молдова, государственно-территориальные образования осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты государственно- территориальных образований Республики Молдова не должны противоречить законам Республики Молдова. В случае противоречия действует закон Республики Молдова.

Статья 21

Система органов государственной власти государственно- территориальных образований устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Республики Молдова и общими принципами организации законодательных и исполнительных органов государственной власти. Органы исполнительной власти Республики Молдова и органы исполнительной власти государственно-территориальных образований составляют единую систему исполнительной власти в Республике Молдова.

Статья 22

Органы исполнительной власти Республики Молдова для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Органы исполнительной власти Республики Молдова по соглашению с органами исполнительной власти государственно-территориальных образований могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит настоящему Соглашению, Конституции Республики Молдова и ее законам. Органы исполнительной власти государственно-территориальных образований Республики Молдова по соглашению с органами исполнительной власти Республики Молдова могут передавать им осуществление части своих полномочий. Президент Республики Молдова и Правительство обеспечивают осуществление полномочий государственной власти на всей территории Республики Молдова в соответствии с настоящим Соглашением и Конституцией Республики Молдова.

Глава 3. Президент Республики Молдова

Статья 23

Президент Республики Молдова является главой государства. Президент Республики Молдова в соответствии с Конституцией Республики Молдова и законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Статья 24

Президент Республики Молдова избирается на совместном заседании обеих палат Парламента. Президент Республики Молдова обладает всеми правами и обязанностями, предусмотренными Конституцией Республики Молдова и другими конституционными законами. Президент Республики Молдова вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти Республики Молдова и государственно- территориальных образований Республики Молдова в случае, если эти акты противоречат Конституции Республики Молдова и ее законам, международным обязательствам Республики Молдова или нарушают права и свободы человека и гражданина, до решения этого вопроса соответствующим судом. Президент Республики Молдова может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Республики Молдова и органами государственной власти государственно-территориальных образований, а также между органами государственной власти государственно-территориальных образований Республики Молдова. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Статья 25

Президент Республики Молдова может быть отстранен от должности Парламентом на основе Конституции Республики Молдова. Решение Парламента об отстранении от должности Президента принимается двумя третями голосов членов Парламента.

Глава 4. Парламент Республики Молдова

Статья 26

Парламент Республики Молдова состоит из двух палат - Палата Представителей и Палата Законодателей. Состав Палаты Законодателей - 71 депутат. Избрание депутатов осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании. Государственно-территориальным образованиям гарантируется представительство в Палате законодателей пропорционально количеству избирателей.

Палата представителей состоит из 30 депутатов и является палатой территориального представительства. Государственно-территоральные образования представлены в Палате представителей равным количеством голосов. Избрание Парламента, организация его деятельности, а также полномочия устанавливаются Конституцией и законами Республики Молдова.

Статья 27

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Молдова, депутатам Парламента, Правительству Республики Молдова, законодательным органам государственно-территориальных образований Республики Молдова. Законопроекты вносятся в Палату Законодателей.

Статья 28

Законы Республики Молдова принимаются Палатой Законодателей большинством голосов от общего числа депутатов этой палатой, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Молдова. Принятые Палатой Законодателей законы в течение 14 дней передаются на рассмотрение Палаты Представителей. Закон Республики Молдова считается одобренным Палатой Представителей, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Палатой Представителей. В случае несогласия Палатой Законодателей с решением Палатой Представителей закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Палаты Законодателей. Если Президент Республики Молдова в течение четырнадцати дней с момента поступления закона отклонит его, то Парламент вновь рассматривает данный закон в установленном порядке. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции, он подлежит промульгации Президентом Республики Молдова.

Статья 29

Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным настоящим Соглашением и Конституцией Республики Молдова. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен двумя третями голосов от общего числа членов Палаты Законодателей.

Глава 5. Правительство Республики Молдова

Статья 30

Исполнительную власть Республики Молдова осуществляет Правительство Республики Молдова. Образование Правительства, организация его деятельности, а также полномочия устанавливаются Конституцией и законами Республики Молдова.

Глава 6. Судебная власть Республики Молдова

Статья 31

Правосудие в Республике Молдова осуществляется только судом. Судебная система Республики Молдова устанавливается Конституцией Республики Молдова и ее законами. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Глава 7. Местное самоуправление Республики Молдова

Статья 32

Местное самоуправление в Республике Молдова обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Глава 8. Гарантии и переходные положения.

Статья 33

В целях обеспечения гарантий реализации и создания механизма претворения в жизнь положений Соглашения и других документов по вопросам приднестровского урегулирования,

Республика Молдова и Приднестровье взаимно гарантируют полную и безусловную реализацию договоренностей об отношениях между ними.

Статья 34

Стороны принимают на себя обязательства не прибегать во взаимных отношениях к применению силы или угрозы силой. Стороны подтверждают, что любые разногласия будут решаться исключительно мирными средствами, путем переговоров и консультаций между Республикой Молдова и Приднестровьем, при содействии и посредничестве государств-гарантов и Миссии ОБСЕ.

Статья 35

Российская Федерация, Украина и ОБСЕ являются гарантами соблюдения положений Соглашения.

Статья 36

Стороны договорились о распространении гарантий выполнения положений Соглашения на следующие сферы:

I. Политические гарантии

Будет обеспечено взаимное уважение позиций Сторон и непринятие односторонних мер, направленных против другой Стороны, могущих нанести ущерб ее авторитету. Стороны выработают согласованную внутригосударственную процедуру вступления в силу международных документов, действие которых затрагивает интересы Приднестровья.

II. Гарантии в области экономики

В переходный период совместными усилиями Республики Молдова и Приднестровья: - решаются проблемы восстановления и подъема экономики, развития хозяйственных связей в таких отраслях, как топливно- энергетический комплекс, транспорт, связь и другие; поощряется осуществление инвестиционных проектов и создание совместных предприятий; - по взаимной договоренности определяются размеры и источники поступлений в совместный бюджет государства; - поэтапно решается проблема единой валюты, до введения которой сохраняется нынешний порядок хождения валют; - по взаимному согласованию определяется содержание межбанковского сотрудничества; - сближаются законодательства в области управления государственным имуществом, а также приватизации и оформления прав собственности; - гармонизируются налоговые системы с установлением общих принципов налогообложения и разработкой единого законодательства в этой области; - организуется работа по созданию общей правовой базы.

III. Гарантии в военной области

В целях поддержания прочного мира и стабильности Стороны согласны с присутствием в переходном периоде миротворческих сил под руководством ОБСЕ. Положение о миротворческих силах в Приднестровье определено отдельным документом, который подписывается одновременно с настоящим Соглашением. В целях укрепления доверия, завершения объединения Армии и реализации гарантий в военной сфере Республика Молдова и Приднестровье в переходном периоде взаимно обязуются: а) уведомлять друг друга о планируемых к проведению военных мероприятиях; б) создать институт военных наблюдателей Сторон на проводимых военных мероприятиях.

IV. Гарантии в социальной, культурной и иных сферах

В Республике Молдова действуют общие согласованные стандарты в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, в том числе касающиеся условий пенсионного обеспечения, уровней социальных гарантий в области труда, социального страхования. Населению гарантируется на всей территории равный и беспрепятственный доступ к медицинскому обеспечению, к получению общего и специального образования, создаются равные условия для реализации гражданами своих образовательных и культурных запросов и потребностей. Все органы власти в Приднестровье обеспечивают соблюдение международно признанных прав человека и основных свобод , положений о правах и свободах, содержащихся в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и в протоколах к ней. Положения об этих правах и свободах имеют преимущественную силу перед другими законами. Каждый человек в Приднестровье может обратиться в международные учреждения для защиты своих прав. Всем сотрудникам международных организаций разрешен доступ в Приднестровье для оказания международной помощи. Все жители Приднестровья также пользуются беспрепятственным и прямым доступом к персоналу таких организаций. Стороны признают, что все граждане имеют право на возвращение в свои дома в Приднестровье и Молдове. Соответствующие власти принимают все меры по содействию безопасному возвращению таких лиц. Стороны примут все меры по их устройству. Все эти лица имеют право на принадлежащее им собственность и личное имущество. Стороны через поисковые механизмы комиссии по пропавшим без вести лицам сотрудничают и представляют информацию семьям всех лиц, судьба которых неизвестна. Стороны обращаются к международному сообществу с просьбой оказать гуманитарную помощь, в первую очередь беженцам и вынужденным переселенцам, возвращающимся в покинутые ими дома.

Статья 37

В Конституцию Республики Молдова будут внесены изменения и дополнения с учетом положений подписанных документов по вопросам урегулирования отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем. Конституция и законодательство государственно-территориальных образований Республики Молдова должны быть приведены в соответствие с Конституцией Республики Молдова и настоящим Соглашением.

Статья 38

Действующие в настоящее время в Приднестровье учреждения сохраняются до их замены органами, созданными в соответствии с Конституцией Республики Молдова и настоящим Соглашением. Все законы, постановления и другие акты, действующие в Приднестровье на момент вступления в силу Соглашения, сохраняют свое действие, если только и до тех пор, пока они не заменяются законами и постановлениями, принятыми компетентным органом.

Статья 39

Республика Молдова и Приднестровье договорились в переходном периоде для разрешения споров и конфликтных ситуаций создавать совместные комиссии на основе взаимного доверия. В ________ году будут организованы выборы в двухпалатный Парламент Республики Молдова, а также сформированы новые органы власти Республики Молдова и государственно-территориальных образований.

Статья 40

С момента подписания настоящего Соглашения Стороны обеспечат: - разработку механизмов формирования единого бюджета, кредитно- банковской системы, макроэкономической политики; - использование Приднестровьем наряду с молдавским леем своей денежной единицы в качестве платежного средства в безналичной сфере; - гражданские права и свободы; - осуществление мер по сокращению вооруженных сил сторон до минимально возможного уровня; - осуществление мер по борьбе с преступностью; - решение других вопросов.

Статья 41

Исходя из договоренностей, которые будут приняты в переходном периоде, а также из документов, определяющих статус Приднестровья, стороны согласились с необходимостью подготовки и внесения соответствующих законодательных инициатив о дополнениях и поправках в законодательствах. Для реализации намеченных настоящим Соглашением мер поэтапного урегулирования стороны продолжат регулярные встречи, обеспечат беспрерывную работу комиссий по социально-экономическому сотрудничеству и по координированию и обеспечению переговорного процесса. Стороны могут также в случае необходимости создавать по взаимному согласию совместные или согласительные комиссии, экспертные группы, иные рабочие органы для подготовки и реализации тех или иных соглашений. Каждая сторона имеет право принимать нормативные акты, способствующие осуществлению полномочий и обязанностей, закрепленных в настоящем Соглашении, при условии, что такие акты не будут изменять, ограничивать или ущемлять зафиксированные в документе обязательства.

Статья 42

Настоящее Соглашение имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Республики Молдова. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Молдова, не должны противоречить настоящему Соглашению.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы Республики Молдова. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания.

За Республику Молдова

За Приднестровье

От государств-гарантов:

За Российскую Федерацию

За Украину

От ОБСЕ




О некоторых итогах киевской встречи участников переговорного процесса по приднестровскому урегулированию

В результате настойчивых усилий России, Украины и ОБСЕ, являющихся сопосредниками в переговорах между Республикой Молдова и Приднестровьем по приднестровской проблеме, 2-3 июля с.г. в Киеве после десятимесячного перерыва состоялась полномасштабная (в пятистороннем формате) встреча на уровне политических экспертов, которая означала  возобновление переговорного процесса по урегулированию взаимоотношений между Кишиневом и Тирасполем.

Делегации на переговорах возглавляли: от Молдавии - представитель президента по приднестровскому урегулированию В.В.Стурза; от Приднестровья – глава внешнеполитического ведомства Приднестровья В.А.Лицкай; от России – посол по особым поручениям А.С.Новожилов; от Украины – представитель президента по урегулированию приднестровской проблемы, посол Украины в Республике Молдова П.Ф.Чалый, от ОБСЕ – представитель действующего председателя ОБСЕ М.Курту и глава миссии ОБСЕ в Кишиневе Д.Суорц.

При этом следует отметить, что отныне подобные встречи, начиная с киевской, станут регулярными и будут именоваться заседаниями «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию». Такое предложение было выдвинуто сопосредниками еще в феврале 2002 года в Братиславе, однако только в Киеве их официальное обращение по этому вопросу к Кишиневу и Тирасполю было подписано представителем молдавской стороны (приднестровцы подписали его ранее).

Одним из вопросов повестки дня заседания политических экспертов было рассмотрение проекта документа об урегулировании отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, представленного сопосредником от ОБСЕ Д.Суорцем.

В отличие от других документов по урегулированию этот проект впервые содержит положение о возможности федеративного устройства Республики Молдова, что было положительно воспринято всеми участниками переговоров.

Затем, поскольку приднестровская делегация сослалась на необходимость более детального и глубокого изучения представленного проекта, было решено, что его обсуждение будет продолжено на следующей встрече, которая должна состояться в августе с.г. в Кишиневе. Участники заседания признали также целесообразным продолжить переговоры отраслевых экспертов Республики Молдова и Приднестровья, на которых будут рассматриваться вопросы развития сотрудничества и координации действий в области экономики, торговли, культуры, образования и в других сферах.

Немаловажно и то, что молдаване и приднестровцы отказались от своих предварительных условий для возобновления и продолжения переговоров по урегулированию. Как известно, до последнего времени молдавская сторона условиями своего участия в дальнейших переговорах ставила – свободный доступ в Приднестровье представителей ОБСЕ, установление совместных таможенных постов на приднестровском участке молдавско-украинской границы, возобновление вывоза российского военного имущества из Приднестровского региона. Тирасполь в ответ требовал прекратить осуществляемую, по его мнению, экономическую блокаду Приднестровья.

В Киеве делегации Кишинева и Тирасполя заявили, кроме того, что все ранее достигнутые договоренности, включая положения Московского меморандума от 8 мая 1997 года и Одесских соглашений от 20 марта 1998 года, будут сохранять свою силу. В протоколе заседания Постоянного совещания было также записано, что стороны будут «воздерживаться от шагов, препятствующих продвижению переговорного процесса».

Эти обязательства Молдавии и Приднестровья можно рассматривать как весьма значимый итог прошедших переговоров.

Судя по высказываниям участников переговоров в Киеве, результаты оцениваются ими весьма положительно. Так, выступая на пресс-конференции, организованной в Тирасполе 5 июля по итогам встречи, руководитель внешнеполитического ведомства Приднестровья В.А.Лицкай дал высокую оценку проекту соглашения. Но однако самой важной для приднестровцев, как он заявил, является первая статья, где говорится о федерализации Республики Молдова. Документ, по его словам, является рамочным и наполнение этого термина во многом будет зависеть от договаривающихся сторон. Реакция Кишинева была более сдержанной. Представитель президента Молдавии В.В.Стурза сказал, что «предложения, которые нам (участникам переговоров) были представлены, мы считаем очень серьезными, они дают возможность … и в Кишиневе, и в Тирасполе найти разрешение проблемы». Вместе с тем, не все в Молдавии восприняли итоги переговоров в Киеве однозначно. Если «Альянс Брагиша» во главе с бывшим премьер-министром (имеют вторую по значимости фракцию в молдавском парламенте) в принципе одобрил идею федерализации, также как и партия социалистов Молдовы, то представители крайне правых националистических кругов и молдавские социал-демократы заявили о неприемлемости для них федеративного устройства страны. Лидер социал-демократической партии О.Нантой даже высказался в том плане, что «киевская инициатива законсервирует сепаратистский режим на левом берегу и положит начало транснистризации правого берега» (в молдавском и других западных языках Приднестровье носит название Транснистрия).

По этому, как представляется, пройдет еще немало времени пока позиции сторон по основным параметрам политического устройства будущего государства будут приведены к общему знаменателю. Сегодня же в Республике Молдова федерализация страны понимается как возможность образования т.н. государственно-территориальных образований, обязательное подчинение этих субъектов федерации центру, в Приднестровье, со своей стороны, считают, что субъекты федерации должны быть полностью равноправны.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2019 Институт стран СНГ