ЗАКАВКАЗЬЕ
Хроника
1 июля. Президент Российской Федерации Владимир Путин
поздравил Президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе с 10-летием со дня установления
дипломатических отношений между Россией и Грузией. глава российского государства
подчеркнул важность объединения усилий России и Грузии в борьбе с международным
терроризмом.
1 июля. Глава Армении Роберт Кочарян в ходе своего
официального визита в Эстонию на встрече с представителями армянской общины в
Таллине сообщил, что в результате состоявшейся в эстонской столице встрече с
сопредседателями минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху (Россия, США,
Франция) международные посредники по карабахскому урегулированию в настоящее
время пытаются организовать встречу президентов Армении и Азербайджана.
1 июля. Армения и Всемирный банк подписали соглашение о
реализации программы управления природными ресурсами и сокращении бедности
стоимостью 16 млн долл.
1 июля. Доклад Парламентской Ассамблеи Совета Европы
(ПАСЕ) по Нагорному Карабаху будет готов в следующем году. Об этом заявил на
пресс-конференции по итогам очередной сессии ПАСЕ председатель комиссии по
внешним сношениям парламента Армении, руководитель армянской делегации в ПАСЕ
Оганес Оганесян.
2 июля. Эдуард Шеварднадзе созвал внеочередное заседание
парламента, на котором обсуждались итоги исполнения госбюджета 2002 г., а также
организационные вопросы. С докладом об исполнении госбюджета за четыре месяца
выступил министр финансов Мириан Гогиашвили.
2июля. Минобороны РФ опровергло заявление грузинской
стороны о том, что Грузии ничего не досталось из вооружений бывшего СССР.
3 июля. Штаб объединенной группировки на Северном
Кавказе утверждает, что Аслан Масхадов ведет активные переговоры с известным
полевым командиром Русланом Гелаевым. По сведениям штаба, лидер чеченских
сепаратистов уговаривает отряд Гелаева вернуться из Грузии в Чечню к середине
июля. Российское военное руководство уверено, что с возвращением Гелаева
Масхадов рассчитывает активизировать военные действия в Чечне.
3 июля. Министерство обороны США распространило
информацию об участии различных государств в антитеррористической коалиции. В
докладе содержатся данные, касающиеся роли Армении, Азербайджана и Грузии в
войне против терроризма.
3 июля. Грузия согласилась провести операцию в
Панкисском ущелье вместе с США и Россией. Власти Грузии уже начали постепенную
подготовку общественного мнения к тому, что без проведения именно такой
совместной операции по наведению порядка в ущелье ситуацию в этом регионе
стабилизировать не удастся.
3 июля. Нагорный Карабах будет отстаивать свою
независимость на международной арене. Об этом заявил президент НКР Аркадий
Гукасян, выступая на II-м съезде Союза "Демократический Арцах"
3 июля. Евросоюз предоставил правительству Армении
бюджетный грант в размере 4,5 млн евро.
3 июля. Парламент Армении принял во втором и
окончательном чтении закон "О политических партиях". Согласно новой редакции
закона, минимальное количество членов партии должно составлять не менее 200
человек вместо прежних 1500. Партия обязана иметь подразделения как минимум в
одной трети губерний, включая Ереван. Руководящие органы партии и ее структурные
подразделения могут находиться только на территории Армении. В других
государствах политическая организация может иметь лишь представительства. Партия
подлежит роспуску, если не приняла участие в последних двух выборах в
Национальное Собрание Армении, или в одном из них набрала менее 1% голосов
избирателей.
3 июля. Внеочередная сессия парламента Грузии после
двухдневного обсуждения не приняла в проект постановления "О выполнении
госбюджета Грузии 2002 года за 4 месяца": "против" проголосовало 70 депутатов,
"за" - 13.
3 июля. В ходе заседания Комитета по экологии
Парламентской ассамблеи Совета Европы Армения подписала соглашение о
нераспространении и неприменении оружия массового поражения. Азербайджанская
делегация в ПАСЕ в ходе заседания не преминула обвинить Армению в производстве и
транзите оружия массового поражения. В ответ на обвинения своих азербайджанских
коллег, армянские парламентарии пригласили членов Комитета по экологии ПАСЕ
посетить Армению, на месте ознакомиться с ситуацией.
4 июля. Находящийся в Грузии с официальным визитом
президент Румынии и Эдуард Шеварднадзе обсудили участие своих стран в проекте
Великого Шелкового Пути. Обе страны являются ключевыми государствами в плане
реализации этого проекта.
4 июля. Министр охраны окружающей среды и природных
ресурсов Грузии Нино Чхобадзе предлагает проверить российские военные объекты,
находящиеся в Грузии, на радиоактивную безопасность.
4 июля. С призывом к президенту Грузии Эдуарду
Шеварднадзе сформировать правительство национального согласия с участием ведущих
политических сил выступил в пятницу Христианско-демократический альянс Грузии.
Как отмечают оппозиционные силы, ситуацию в стране осложняет атмосфера
безответственности и отсутствия контроля в исполнительной власти, коррупция и
фактическое нахождение страны в состоянии гражданской войны.
5 июля. В Армении отмечается День Конституции. Президент
Армении Роберт Кочарян поздравил сограждан с праздником. Кочарян назвал
Конституцию Армении "документальным выражением исторического выбора армянского
народа, его позиций и целей".
5 июля. Министерство обороны Грузии опровергло сообщения
ряда грузинских СМИ о том, что программа "Обучение и оснащение" ВС Грузии,
осуществляемая правительством США, якобы находится под угрозой срыва.
8 июля. Азербайджан совместно с Украиной и Молдовой
официально заявил, что не будет участвовать в подготовке проекта соглашения о
спецпредставителе /главе миссии/ по предотвращению и урегулированию конфликтов
на территории стран Содружества, которое Совет министров иностранных дел СНГ
предполагает рассмотреть в октябре в Кишиневе Совет министров иностранных дел
СНГ.
8 июля. Президент республики Эдуард Шеварднадзе
выступает с заявлением о том, что Грузия не будет пользоваться помощью других
государств для проведения силовой операции в Панкисском ущелье.
8 июля. Группа из 30 военнослужащих американского
армейского спецназа, саперных войск, а также подразделений по "психологическим
операциям" Пентагона приступила к работам в Азербайджане по обучению
разминированию местных саперов. Обучение проводится в рамках программы по
обезвреживанию противопехотных мин, оставшихся на территории Азербайджана после
военных действий азербайджано-армянского конфликта вокруг Нагорного
Карабаха.
8 июля. Председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе
выступая на заседании постоянно действующего комитета парламентской ассамблеи
ОБСЕ в Берлине выступила с заявлением, что предоставляемые Москвой паспорта
российского гражданства жителям Абхазии - действия, направленные против
территориальной целостности Грузии.
8 июля. Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе считает
преждевременным вывод миротворцев из зоны грузино-осетинского конфликта. В ходе
состоявшегося брифинга в грузинской столице, он назвал нынешнюю ситуацию
«достаточно сложной, и пока не пришло время для ухода российских
миротворцев".
8 – 11 июля. Азербайджан и Иран проведут на уровне
первых заместителей министров иностранных дел очередной раунд двусторонних
консультаций по правовому статусу Каспия и разграничению дна моря
9 июля. АО "Грузгаз" (дочернее предприятие международной
группы компаний "Итера" в Грузии) возобновило приостановленные две недели назад
из-за неплатежей поставки природного газа в Тбилиси.
9 июля. Первый замглавы МИД РФ Валерий Лощинин и
руководитель миссии ОБСЕ в Грузии Жан-Мишель Лакомба обсудили проблемы
урегулирования грузино-осетинского конфликта.
9 июля. В МИД Грузии прошла встреча руководителей
делегаций на переговорах по разработке нового рамочного договора между Грузией и
Россией - министра иностранных дел Грузии Ираклия Менагаришвили и председателя
комитета Госдумы РФ по странам СНГ и связям с соотечественниками Бориса
Пастухова.
9 июля. Секретари Советов безопасности России и Грузии
обсудили проблемы борьбы с международным терроризмом, но никаких совместных
решений не приняли.
9 июля. Принято решение о встрече личных представителей
президентов Азербайджана и Армении по урегулированию нагорно-карабахского
конфликта - заместителей министров иностранных дел Араза Азимова и Татула
Маргаряна в конце июля.
10 июля. В кулуарах российско-грузинских переговоров в
Тбилиси отмечают "позитивные сдвиги" в отношениях Грузии и России. Участники
переговорного процесса утверждают, что стена плотного недоверия разрушена, и
настает время энергичного взаимодействия.
10 июля. Президент Армении Роберт Кочарян принял
исполнительного директора Всемирного банка Питера Стейка. В ходе встречи был
обсужден процесс реализации Всемирным банком своих программ в Армении, в
частности, была затронута стратегическая программа по снижению бедности.
10 июля. В Ереване перед зданием российского посольства
состоялась акция протеста в связи с фактами избиения армян в России. В акции
протеста приняли участие представители творческой интеллигенции Армении,
потребовавшие объяснений у сотрудников посольства по поводу данных инцидентов.
11 июля. Секретари советов безопасности России и Грузии
Владимир Рушайло и Тедо Джапаридзе подписали в совместное заявление о
сотрудничестве.
Газета.Ру, 12 июля 2002 Абхазы теперь граждане РоссииМария Цветкова
Что бы ни говорил Эдуард Шеварднадзе, но Абхазия рано
или поздно войдет в состав России. Даже если абхазов придется принимать в нее по
одному, выдавая каждому российский паспорт. Такие обидные для грузинского
президента намеки делал в четверг Владимир Рушайло, уезжая из Тбилиси после
рабочего визита.
Грузинские журналисты явно хотели поставить главу
российского Совета безопасности в тупик. После переговоров с Эдуардом
Шеварднадзе, который, несмотря на последние скандалы, принял Рушайло на
удивление доброжелательно, российскому чиновнику напомнили о 50 тысячах
российских паспортов, которые были розданы жителям Абхазии. Грузинское
руководство считает это неприкрытой аннексией своих территорий, и логика в этом
есть. Из уважения к территориальной целостности Грузии Россия пока никак не
может реагировать на постоянные просьбы властей непризнанной Абхазии принять
республику в свой состав. Но когда почти все абхазы получат российские паспорта,
то речь будет идти уже о наших гражданах. В этом случае Грузия не сможет без
оглядки на Россию даже возвращать в Абхазию своих беженцев, не говоря уже о
военной операции против самопровозглашенного режима.
Возмущение официального Тбилиси достигло пика, когда
незадолго до вступления в силу нового Закона о гражданстве РФ в Абхазии перед
офисами Конгресса русских общин, в открытую помогавшего абхазам с гражданством,
выстроились целые очереди. «Заявления накапливались, и возникла ситуация, когда
нам надо было разобраться с этими обращениями до вступления в силу нового закона
о гражданстве», – объяснил журналистам Рушайло, впервые официально
прокомментировав историю с гражданством. Однако, по его словам, российские
паспорта будут выдаваться жителям Абхазии и после того, как закон вступит в
силу. «Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без
гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства», – сказал
секретарь Совбеза, при этом, правда, спутав статью закона, где прописана эта
норма. «Точно такого же порядка приема в свое гражданство, придерживаются и
другие государства мира, в том числе США, Израиль, Франция», – привел Рушайло
решающий аргумент.
Новый закон «О гражданстве» почти не усложнит жизнь
абхазам, мечтающим о российском паспорте. Как объяснил «Газете.Ru» депутат СПС
Борис Надеждин, раньше абхазы становились гражданами России «в порядке
признания», то есть почти автоматически как жители бывшего СССР. Новый закон
предусматривает для них упрощенную процедуру получения паспорта.
То есть абхазским жителям, в отличие от остальных
иностранцев, не нужно будет три года ждать вида на жительство, а потом еще пять
лет до присвоения гражданства непрерывно жить в России.
Такой порядок предусмотрен для тех лиц, которые «имели
гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР,
не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без
гражданства» (статья 14, часть 1, пункт Б). То есть теперь вопрос о выдаче
паспорта просто будет рассматриваться на более высоком уровне – МИД РФ, который
в случае чего сможет на законных основаниях в предоставлении гражданства и
отказать.
Единственное, что может успокоить Шеварднадзе, так это
позиция его коллеги Владимира Путина. Администрация российского президента
прагматически настаивала на том, чтобы жители бывшего СССР, оказавшиеся без
гражданства, становились россиянами на общих основаниях. Аргумент был прост:
все, кто хотел иметь российский паспорт, давно успели его получить. Однако с
подачи депутата Алксниса Госдума настояла на поправке о советских гражданах,
спасительной, кстати, не только для абхазов, но для жителей Приднестровья, Южной
Осетии и Прибалтики, и приняла ее почти единогласно.
Так что при всех внешнеполитических выгодах массового
превращения абхазов в россиян Кремль, похоже, совершенно не собирается их
использовать. И несмотря на то что сейчас уже 60% абхазов являются россиянами, а
будущем их число еще увеличится, грузинское руководство может не обращать на это
никакого внимания: Путину до этого дела нет.
Подходы Азербайджана по нагорно-карабахскому урегулированию остаются достаточно жесткимиАзербайджан выполняет распоряжения Америки в Каспийском море
Независимая газета, 9 июля 2002 Беспартийность и безыдейность в Армении становятся преимуществом Политика как ненужная роскошь
После бурных обсуждений и споров Национальное собрание
Армении приняло знаменательную поправку к Избирательному кодексу. Если до сих
пор из 131 депутата 97 избирались по партийным спискам, а остальные - по
мажоритарной системе, то отныне число "мажоритарщиков" увеличится в полтора
раза, достигнув 56 человек.
Это решение было "продавлено" голосами членов фракции
Республиканской партии Армении, составляющей большинство в Национальном
собрании. Симптоматично, что все остальные фракции, несмотря на существующие
между ними принципиальные разногласия, в данном случае единодушно выступили
против законопроекта, но сделать ничего не смогли.
Любопытно, что вместе с депутатами от оппозиции против
такого решения высказался и руководитель пропрезидентского объединения
"Национальное самоопределение", экс-советник главы государства, известный в
прошлом диссидент и правозащитник Паруйр Айрикян. По его словам, принятие такой
поправки к Избирательному кодексу означает "наступление на демократию",
поскольку будет способствовать "внедрению в парламент местных авторитетов и
криминальных элементов".
Давно забытая и неожиданно вновь проявившаяся
оппозиционная активность Айрикяна в данном случае свидетельствует, что терпение
парламентариев, представляющих те или иные политические силы, исчерпано. Нравы и
высказывания отдельных депутатов-мажоритарщиков уже успели стать притчей во
языцех. Полностью лишенные какой-либо идеологии, эти "народные избранники"
рассматривают депутатское кресло исключительно в качестве удобного и надежного
прикрытия, способствующего процветанию их бизнеса. Разумеется, они поэтому
никогда не возражают "начальству" в лице исполнительной власти. Отсюда и
ощутимое падение уровня законотворческой деятельности.
Можно с уверенностью предположить, что законопроект
будет положительно воспринят президентом и глава государства его подпишет.
Во-первых, документ внесли и отстояли республиканцы, не только поддерживающие
Роберта Кочаряна, но и, как правило, действующие в полном соответствии с волей
президента. Поэтому, надо полагать, и в данном случае их инициатива была
согласована (если не прямо инициирована) на самом высоком уровне. Во-вторых,
законопроект был внесен сразу после того, как оппозиция попыталась начать
процедуру импичмента президента.
Очевидно, что новый порядок формирования парламента
нанесет едва ли не смертельный удар по и без того достаточно слабой местной
партийной системе. Авторитет партий, причем всех без исключения, окончательно
исчезнет. Политики станет меньше, зато неизбежно возрастет "материальная
составляющая" в процессе выборов. Впрочем, инициаторы поправки к этому и
стремились. Лидер фракции республиканцев Галуст Саакян заявил (в интерпретации
Интерфакса), что "сегодня состояние страны таково, что нет потребности в
пропорциональной системе". По существу, это может означать, что необходимости в
развитии и укреплении многопартийности в Армении нет. Зато есть желание сделать
и без того вполне управляемый парламент еще более ручным.
|