Материалы семинара «Диаспора и миграция – два сообщающихся сосуда»
Продолжаем публикацию материалов семинара «Диаспора и
миграция – два сообщающихся сосуда. Чего ждут от России соотечественники и на
что могут рассчитывать», который состоялся 18 июня 2002 года. Его провели
Институт стран СНГ совместно с Комиссией по международным связям генерального
совета Всероссийской партии «Единая Россия». Материалы семинара и справка о его
работе опубликованы в предыдущих номерах бюллетеня (№54,55).
Ниже размещены материалы заочных участников семинара,
поступившие к нам из Павлодара (Казахстан) и изменения и дополнения в
стенограмму семинара, опубликованную в бюллетене № 55 в разделе «Форум». Из-за
трудностей расшифровки стенограммы в одно из них вкрались неточности
(В.П.Тарасова), а другое (О.Тесла) – не опубликовано ранее.
Мнение заочных участников семинара
Перед участниками семинара были поставлены вопросы,
ответы на которые позволили раскрыть заявленную тему. В какой степени -
читатели бюллетеня могут судить по публикации в № 55. Свои ответы на
заданные вопросы также передали нам соотечественники из города Павлодара
(Казахстан). Они отчасти подтверждают мнение экспертов, высказанное на
семинаре, в чем-то дополняют информацию по данной проблеме живым словом людей,
живущих за постсоветскими рубежами. Ниже публикуем мнение павлодарцев (в
редакции авторов):
1. Долетова
Валерия Константиновича, гражданина России, 57 лет;
2. Панова Юрия
Глебовича, гражданина России, 43 года;
3. Белякова
Анатолия Владимировича, гражданина Казахстана, 36 лет;
4. Группы
пенсионеров.
Нужны ли, полезны ли для России
соотечественники за рубежом? Заложники они там или полпреды России?
1. Безусловно
нужны и полезны, потому что люди – главная ценность государства, нет людей – нет
государства. Люди укрепляют могущество и процветание своего государства
Путин должен знать, что особенно в Северном Казахстане не очень много хороших
классных специалистов, которые бы с удовольствием и в короткий срок помогли
России подняться на более высокий уровень. Только им надо помочь в переезде и
обустроиться, ведь общеизвестно, что для семьи надо иметь жилье, а главе –
работу. А пока что мы все здесь заложники казахской элиты и по причине
отсутствия денег уехать в Россию не можем.
2. К
сожалению, Россия, в лице правящих кругов, к соотечественникам из стран СНГ
относится по принципу «двойного стандарта», используя их в разных регионах или
как «пятую колонну», или как форму апелляции к международным организациям для
решения своих сиюминутных политических задач.
3. Конечно,
полезны.
4. В
Казахстане сугубо национальная политика, поэтому полпредом России быть сложно.
Почти все русскоязычные – заложники.
Какие проблемы оцениваются
соотечественниками в странах СНГ и Прибалтики, как наиболее острые?
1. Проблемы в
трудоустройстве, в социальной и правовой незащищенности. Тех, кто имеет
российское гражданство без вида на жительство, увольняют без видимой на то
причины, не давая человеку возможности и время получить вид на жительство. Не
здоровый морально-психологический климат, постоянное чувство нахождения, словно,
в оккупационной зоне довлеет над каждым русским человеком. И межэтническое
противостояние все-таки наблюдается, хоть мы и стараемся не замечать этого. Это
– наиболее острые проблемы.
2. Подавление
национального достоинства; информационная блокада; медленное искоренение
русского языка и литературы, вообще русской культуры; «выдавливание»
русскоязычных с мест проживания комплексом методов: материальных, политических,
психологических.
3. Проблемы
работы, гражданства (российского), притеснения со стороны титульного
населения.
4. Наиболее
острая проблема – потеря самобытности, потеря самого себя, своего языка, своего
уклада жизни и быта.
Какие причины провоцируют
миграционные настроения?
1. Постоянное
отсутствие работы, безденежье, нужда, жалкое существование на гроши,
случайные копеечные заработки ставят людей в тупик, в отчаянное положение,
людей образованных или рабочих высокой квалификации, как правило, еще молодых,
желающих работать. Не видя здесь для себя и своих детей будущего, люди мечтают
переехать в Россию.
2. Две главные
причины вынуждают русских уезжать: экономическая и психологическая. Поскольку в
Казахстане строится государство с преобладанием одной нации, что
продекларировано в Конституции, потому создаются все условия для
«нейтрализации» русскоязычной диаспоры, устранения ее влияния в какой-либо сфере
жизни государства.
3. Нет работы
для русскоязычного населения; государственный язык казахский; притеснение со
стороны руководителей.
4. Настроения
миграции возникают у русских в связи с отсутствием работы, невозможности
прокормить себя и свою семью – у лиц среднего возраста. У русскоязычных
пенсионеров, ушедших на пенсию до 1994 года самая низкая пенсия, она ниже в 3-4
раза, чем у тех, кто ушел в 1994 году и позже.
Что миграционные настроения
сдерживает?
1.
Отсутствие денег и невозможность их заработать. Малая сумма денег от проданного
имущества и недвижимости также не дают возможности уехать в Россию. По семейным
обстоятельствам: у кого старые и больные родители, не желающие уезжать и
испытывать на себе все трудности переселения, их невозможно бросить.
2.
Две причины: а) явное нежелание принимать в России мигрантов из Казахстана; б)
нищета русских в Казахстане, отсутствие материальных средств для выезда.
3.
Это те, кто заинтересован остаться.
Что нужно предпринять, чтобы
люди оставались в государствах проживания?
1. Прежде
всего Россия должна иметь возможность защищать права и свободы своих
соотечественников. открыть российские представительства в каждом крупном
городе, в том числе, в Павлодаре. Желательно открыть русские школы, чтобы
обучать детей по русской программе, иначе у них не будет должного образования и
нужных знаний. Мы живем в изоляции, оторваны от России, от своих корней
отказываться не хотят ни дети, ни родители. Свое будущее они видят только с
Россией, даже оставаясь жить здесь.
2. Для того,
чтобы русскоязычные в Казахстане перестали ощущать себя людьми «второго сорта»
необходимо создание в России государственной концепции для сохранения и развития
русских общин в странах СНГ и последовательное проведение ее в жизнь.
3. Создавать
рабочие места на вновь созданных российских предприятиях в странах СНГ.
4. Чтобы
преподавание русского языка не прекращалось в количественном и качественном
объеме, что делается сейчас. Чтобы российский капитал, вложенный в предприятия
Казахстана, работал на русских, чтобы на предприятиях, которыми владеют русские
в Казахстане, работали русские рабочие, инженеры, служащие, руководители. Чтобы
русские пенсионеры получали равную пенсию с пенсионерами-казахами. Чтобы
не ущемлялись права русских в поступлении на любую службу, должность в
Казахстане. (Сейчас почти нет русских руководителей среднего и высшего звена.
очень мало русских служащих в прокуратуре, суде, правоохранительных органах.
Отсутствуют русские в министерствах, ведомствах, даже на телевидении, в печати.
Нет русских министров, руководителей Департаментов и вузов.)
Чего ждут от России
соотечественники, остающиеся в странах СНГ и Прибалтики?
1. Разумеется,
помощи для проживания здесь, защиты своих интересов. Помощи в организации
рабочих мест. Помощи в организации какой-либо предпринимательской деятельности с
пользой для России. оказания финансовой поддержки русским общественным
организациям, в формах, не противоречащих законам.
2. Нужна
«экономическая интервенция» в районы Казахстана, преимущественно заселенные
русскими, путем создания предприятий и акционерных обществ, принадлежащих
российскому капиталу; поддержка, инвеститрование со стороны России гуманитарной
сферы: вещания всех российских ТВ компаний на Казахстан; вещания радио; ввоз
газет, журналов, книг; создание школ колледжей, институтов. С учетом того, что
основная масса русских бедная, необходимо финансовое обеспечение со стороны
России.
3. Поддержки и
помощи, социальной и правовой защиты.
На что рассчитывают те, кто
переезжает в Россию?
1. Основные
проблемы - жилье и работа. При переезде в Россию люди, конечно, надеются
российские власти хоть в какой-то мере пойдут им навстречу. Я думаю, что каждый
русский имеет право на получение гражданства и паспорта без проволочек. Со
стороны России как нормального цивилизованного государства для приезжающих
соотечественников должны быть гарантии миграционной службы и других,
ответственных за переселение, если таковые будут созданы.
2. Если первые
переселенцы в Россию имели какие-то иллюзии, основанные на примере Германии,
Израиля, то переселенцы сегодняшнего дня рассчитывают только на себя. При
этом, основываясь на опыте ранее уехавших, готовятся к полному безразличию
государства и враждебному отношению местных жителей. Иными словами, люди
возвращаются не на Родину, а бегут от большего зла к меньшему. С надеждой, что
их дети, внуки все-таки будут иметь равные возможности с россиянами.
3. На жилье,
работу, и на первое время – подъемные.
4. Те, кто
переезжает в Россию, рассчитывают остаться русскими, т.е. не потерять свою
самобытность, свой язык; получить работу, вырастить детей русскими и быть
не балластом, рабом, а равноправным членом своего родного сообщества. Хочется,
чтобы условия благоприятствовали, приезжающим в Россию.
Как должна действовать Россия по
отношению к своим соотечественникам?
1. Во-первых,
не создавать препоны своим соотечественникам, облегчить возможность получения
российского гражданства и паспорта. Каждый русский человек имеет право
получить свой национальный паспорт и гражданство. Не годится, когда
одних ставят в привилегированное положение, а другие – изгои. Граждане Израиля
имеют право иметь и российское гражданство и свободно жить в России, а русскому
вроде и места нет на своей земле, потому что его должны проверить на знание
русского языка и паспорт с гражданством жди вместе с иностранцами из
дальнего зарубежья. В общем, поставили русских на один уровень с папуасами с
острова Гвинея, и бог знает кого. Все страны собирают своих людей под свои
знамена, даже Назарбаев своих казахов зовет со всех стран, а вот позиция
России, нашей родины, непонятна для нас. Мы хотим видеть Россию могущественным и
богатым государством, не быть зависимым от кого бы то ни было. Не надо бояться
переезда людей в Россию. Мы созидательная, инженерная нация, и наши
соотечественники помогут поднять Россию в короткий срок на более высокий
уровень, ее экономику, обороноспособность, стабильность и благосостояние всего
населения. России станет лучше.
2. Россия как
государство, «не изобретая велосипеда», а используя опыт и пример США, Германии,
Израиля и других стран должна проводить соответствующую политику, если,
конечно, она озабочена судьбой русских, живущих вне ее пределов. К сожалению
действия миграционных служб на территории России, и ее представительств в
посольствах свидетельствуют об обратном.
4. Действия России по отношению к
переезжающим на свою родину должны быть отеческими.
Дополнения стенограммы семинара
В.П.Тарасова, заместитель
руководителя Аппарата Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками
Государственной Думы
Уважаемые участники семинара!
Несомненно, что количество переселенцев в Россию, прежде
всего славянской национальности, прямо связано как с положением российских
соотечественников в новом зарубежье, таки с положением тех из них, кто уже
переехал в Россию.
Я полностью поддерживаю формулу, которая вынесена в
заголовок нашего сегодняшнего семинара, что соотечественники и переселенцы
- два сообщающихся сосуда, более того, уже несколько лет именно этой
формуле придерживается в работе с ними Государственная Дума.
Так, в Государственной Думе еще в 1995 году по
инициативе Константина Федоровича Затулина создан и до сих пор успешно
работает Совет соотечественников. В соответствии с положением, его
возглавляет председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками,
сейчас это Борис Николаевич Пастухов. В конце 1998 года создан Совет
переселенческих объединений при Председателе Государственной Думы, который
все эти годы возглавляется Геннадием Николаевичем Селезневым. Обязанности
организаторов деятельности обоих Советов возложены на аппарат Комитета по делам
СНГ и связям с соотечественниками, конкретно на небольшую группу, которой я
руковожу, являясь по должности заместителем руководителя аппарата комитета.
И я хочу сказать несколько слов о них и их конкретной деятельности.
Оба Совета - это живые и творческие, постоянно
обновляющиеся посредством ротации коллективы, в состав которых входят
лидеры наиболее крупных организаций зарубежных российских соотечественников и
переселенцев. Их членами являются также депутаты - официальные
представители всех депутатских фракций и групп, руководители и представители
заинтересованных комитетов Думы, органов исполнительной и законодательной
власти ряда регионов страны, представителей в регионах бывшего Минфедерации, а
ныне - МВД России.
Это придает обоим Советам высокий статус, что позволяет
положительно решать многие практические и проблемы, и определенным образом
влиять на законодательную практику.
Практически Советы являются связующим звеном между
соотечественниками, переселенцами и властными структурами, занимающимися их
проблемами.
Сегодня уже можно сделать вывод, что эта, действующая в
Государственной Думе форма работы постоянно действующих внештатных
экспертно-консультативных советов, приносит свои положительные результаты.
В чем они?
1. Посредством работы двух Советов, в одном месте
собирается и анализируется необходимая информация как по положению наших
соотечественников за рубежом, так и по положению переселенцев в России, как
говорится, из первых рук, которая оперативно доводится до сведения депутатских
фракций и групп, федеральных органов, используется при подготовке парламентских
слушаний, различных документов Государственной Думы.
2. За эти годы сложились определенные формы работы обоих
советов. Члены Совета являются участниками, а нередко и инициаторами различных
парламентских слушаний и других подобных мероприятий в Государственной Думе. Они
проводят общественную экспертизу законопроектов разрабатываемых депутатами
и Правительством Российской Федерации по касающимся их проблемам, сами участвуют
в законотворческом процессе. Сейчас, в частности, членами переселенческого
Совета разработан проект закона о репатриации и он проходит общественное
обсуждение. Советы изучают и распространяют положительный опыт по поддержке
соотечественников и переселенцев, рассматривают конкретные проблемы и
трудности конкретных организаций, ищут пути их решения, и главное -
оказывают реальную помощь и поддержку организациям и конкретным гражданам.
Только за последнее время с помощью членов Совета
соотечественников в Государственной Думе на парламентских слушаниях проведен
анализ положения граждан России, постоянно проживающих в государствах СНГ и
Балтии, а также изучены возможности и перспективы деятельности российских
вузов в этих странах. Выработанные на этих слушаниях рекомендации
направлены во все депутатские фракции, комитеты и государственные органы
исполнительной власти. Члены Совета переселенческих объединений и работники
нашего аппарата в течение года изучали положение переселенцев Московской
области, рассмотрели сотни их конкретных жалоб, по этому вопросу проведено
специальное заседание Совета под председательством Селезнева, для
переселенцев области организовано 2 семинара по изучению новых правил в
отношении переселенцев с приглашением представителей МВД, управления по
гражданству и многих других организаций. Работа продолжается, но мы смогли
добиться очень многого, о чем говорила в докладе Лилия Макарова.
Совет также изучил очень интересный опыт переселения
русских людей из Узбекистана в Россию за счет комбината, о чем вам уже доложил
член Совета Валерий Крылов. На базе его организации проводилось выездное
заседание Совета.
Проведение выездных заседаний как с целью обобщения
опыта работы, так и с целью оказания конкретной необходимой помощи являются
также формой деятельности широко практикуемой нашим переселенческим Советом. Они
проведены уже в Воронежской, Липецкой, Белгородской, Брянской и Московской
областях, все - по инициативе членов Совета - руководителей переселенческих
организаций. В настоящее время, также по инициативе членов Совета, планируется
проведение выездного заседания нашего комитета в Ставропольском крае и
конференции - в Саратовской области. На них будет рассмотрен ряд проблем
приграничных территорий нашей страны и участия переселенцев в их
разрешении.
Кроме того, мы стараемся приглашать для участия в
заседании одного Совета членов другого и наоборот. В большинстве случаев это
приносит очень хорошие результаты.
3. В период деятельности советов мы убедились -
только в организованности наша сила, только при организованных формах
общественной жизни могут добиться успехов те из наших соотечественников, кто
решил остаться жить и работать в новых независимых государствах, и те, кто
переехал в Россию. По несколько лет влачили рабское существование в
Подмосковье наши соотечественники, пока не нашлась Лилия Макарова, не объединила
их в организацию "Свет", и их проблемами занялся Совет, а вместе с ним и много
других организаций.
Потому мы видим свою задачу в поддержке и сохранении
таких лидеров организаций.
Самой возможностью участвовать в заседаниях совета за
одним столом с высшими должностными лицами нашей страны, ставить перед ними
проблемы и получать ответы мы поднимаем уровень и авторитет руководителей
зарубежных российских общин и переселенческих организаций и их конкретное
влияние на местах проживания. При этом в повседневной работе с ними мы не
замыкаем членов Совета только на Государственную Думу, напротив, мы представляем
их во всех органах власти России с целью создания дополнительных
возможностей решения проблем своих организаций и представляемых ими
соотечественников. Кстати, оба докладчика сегодняшнего семинара были
рекомендованы нами. Мы их всячески поддерживаем и пропагандируем. В прошлом
созыве Думы мы представили весь состав Совета соотечественников для
награждения государственной наградой России - медалью в память 850-летия Москвы.
В этом созыве мы активно работаем над тем, чтобы несколько наиболее
достойных из них были награждены еще более высокими наградами нашей Родины. Это,
не говоря о том, что мы всячески помогаем им в случаях, когда им нужна наша
помощь. Мы будем продолжать эту линию.
Перед Советами стоят очень большие задачи. Меняются
векторы миграционной политики страны и ряд наших членов Совета соотечественников из государств Казахстана,
Киргизии и некоторых других решили проанализировать реальные желания и
возможности переселения в Россию соотечественников из этих государств, а задача
переселенческого Совета - довести эту
информацию до заинтересованных органов власти России и ее регионов, для
создания оптимально достоверной картины ожидаемых переселенческих потоков.
Переселенческому Совету необходимо также принять активное участие в создании
информационной базы о потребностях регионов наше страны в приеме своих
соотечественников из государств нового зарубежья, которой, к сожалению,
государственные структуры, отвечающие за это, не создали за 10 лет.
В планах Совета переселенческих объединений участие в
решении еще одной государственной задачи - создание механизма для использования
освобождающихся военных городков для заселения их вынужденными
переселенцами. Пока что такого механизма нет и для его реализации
необходимо внести изменения в несколько законов нашей страны. Совет уже проводил
на эту тему одно заседание два года назад, после чего вопрос был более детально
изучен и, мы полагаем, очередное выездное заседание провести, в г. Калининграде,
и там, на базе освобождающихся конкретных военных городков, создать эту формулу
их использования на нужды переселенцев, которая в дальнейшем может быть
использована в других регионах страны.
Будем надеяться, что органы власти регионов нашей
страны, которые мы регулярно информируем о своей деятельности, используют
опыт Госдумы и создадут у себя такие советы.
В перспективе у Советов много планов, которые на
перескажешь в кратком выступлении. А тех из вас, кто заинтересовался опытом
такой взаимодополняющей деятельностью двух Советов, милости прошу в гости.
Спасибо. …
О. Тэсла, Балтийско-русский
отечественный институт, Таллинн. Выступал после И.Круговых.
Уважаемые участники семинара!
Позвольте мне вначале выступления поблагодарить
организатора семинара Директора Института СНГ и Прибалтики К.Ф.Затулина,
присутствующего сейчас здесь, за возможность всем нам встретиться и обсудить
проблемы русской диаспоры, обменяться информацией и мнениями по важным вопросам,
которые возникают перед русским людьми на всем пространстве бывшего СССР.
Так как волею случая я оказался единственным жителем
Прибалтики здесь на семинаре, то в какой-то мере вынужден в своем выступлении
осветить позиции и мнения русских и так называемых русскоговорящих прибалтийцев
в трех балтийских республиках. И если Литва имеет изначально, с момента своего
отделения от бывшего СССР, свой особый политический и демографический облик в
зеркале русской диаспоры, то ситуация в Эстонии и Латвии в целом схожи, и это
позволяет мне, в основном на примере Эстонии, описать в определенной мере
положение русских соотечественников в Прибалтике.
Демографическая и политическая ситуация в русской
диаспоре в Прибалтике к настоящему времени в основном стабилизировалась.
Миграционные потоки начала девяностых годов, связанные с выводом войск бывшего
СССР, а также спровоцированные националистической антирусской риторикой
национал-радикальных лидеров, получивших власть в прибалтийских государствах в
первые месяцы разрушения СССР, в прессе того времени получили название Великого
русского Исхода. Однако, надежды национал-радикалов на образование
мононациональных государств посредством стимулирования миграции русских в
Центральную Россию потерпели крах, большая часть русского и русскоговорящего
населения Прибалтики осталась на своем месте жительства.
Сегодня основной упор во внутренней национальной
политике прибалтийских государств делается на постепенную ассимиляцию не принадлежащих титульной нации жителей, в
первую очередь, русских, которые составляют преобладающую часть нетитульного
населения Прибалтики. На это направлены, как имеющееся законодательство, так и
государственные программы в области образования и культуры. Об отдельных
проявлениях этой политики неоднократно писала российская и местная пресса,
поэтому сейчас еще раз приводить примеры в рамках этого выступления мне просто
не позволяет время.
Русская диаспора в Прибалтике неоднородна по своему
политическому статусу и в силу этого по-разному, в зависимости от
интересов конкретной группы, и необходимо отвечать на поставленные для
обсуждения на семинаре вопросы. Одним из факторов разделения является отношение
к гражданству. В отличии от Литвы, в Латвии и Эстонии существуют три группы
нетитульного населения - это граждане республики, лица без гражданства и лица,
постоянно проживающие в республике, имеющие российское гражданство. Внутри
группы граждан республики имеется еще разделение на правоприемных граждан,
получивших гражданство в процессе реституции , и граждан, получивших гражданство
в порядке натурализации. Другим фактором разделения является экономическое
неравенство.
(Примечание - отсутствие
единства в рядах русской диаспоры в Прибалтике, особенно на уровне ее так
называемых лидеров, ни для кого не секрет, что вызывает определенное недоумение
даже у представителей государственной власти, так как различные интересы
различных групп внутри русской или русскоговорящей части местного населения
сводит на нет попытки выработать взаимоприемлемые линии взаимодействия между
государством и нетитульными жителями .)
Нужны ли, могут быть полезны соотечественники для
России? Это все зависит от позиции Российского государства, от российской
политики в этом направлении. Самый острый вопрос для русских жителей Эстонии и
Латвии - это решение проблемы существования огромного числа лиц без гражданства.
Так в Эстонии таких около 220 тысяч. Получение эстонского гражданства во многом
расширит экономические возможности этой категории жителей Эстонии. Рядом с этой
проблемой стоят вопросы свертывания обучения на русском языке, вопросы
сохранения национальной культуры и идентичности. Конечно, эти вопросы решались
бы через эмиграцию в Россию, но в настоящий момент, как мне видится, и как уже
звучало здесь на семинаре, российское государство не стимулирует это
направление. Также надо отметить и относительно более высокий сейчас уровень
жизни в Эстонии, по сравнению с Россией, что тоже является сдерживающим
фактором. Для многих русских сегодня представляется более привлекательным
возможность мигрировать в более развитые страны Запада. Так в Лондоне имеется
новая русская колония выходцев из Эстонии, сформировавшаяся за последние
пять-шесть лет.
Что ждут от России соотечественники за рубежом? Как я
уже говорил, у разных групп соотечественников и разные ожидания. Общим же
бесспорно является надежда на увеличение взаимодействия диаспоры и России в
сфере образования и культуры, где имеются большие возможности, как по линии
межгосударственных связей, так и по линии общественных структур гражданского
общества. Уже здесь прозвучали, например, возможность дистанционного обучения
молодых соотечественников в российских вузах, подготовка педагогических кадров,
поддержка творческих коллективов и другое. В этом плане необходимо отметить
прогрессивную деятельность Правительства Москвы, московского мэра Юрия Лужкова.
Так совсем недавно в Таллинне побывала большая группа руководителей и советников
из московского правительства с целью выработки и подписания обширной программы
совместной деятельности мэрии Таллинна и мэрии Москвы в социальной и культурной
сфере. Правительство Москвы нашло возможность выделить средства на завершение
строительства православного храма в городе Маарду.
Совершенно необходимым представляется расширение
информационного взаимодействия России и русской диаспоры. Это и увеличение
радио- и телевещания на ближнее и дальнее зарубежье. Это и доступность
российской прессы. Вот здесь прозвучало о необходимости создания общедоступных
народных бесплатных библиотек российской прессы. Это хорошая мысль, но хотелось
бы сразу бы говорить о необходимости широкого массового появления их в
русской диаспоре.
Необходимо отметить особую благотворную деятельность
православной церкви Московского Патриархата в странах диаспоры, в частности, в
Прибалтике. Именно в православных церквях, придерживающихся русской православной
традиции, во многом сохраняется и русский дух, и русская самоидентификация, и
русский язык, и русский этноцентризм. Видится обязательной поддержка этого
направления взаимодействия России и русской диаспоры.
Предсказания будущего величия России, мне кажется, могут
сбыться уже в ближайшее время. И русская диаспора, я думаю, сможет внести в это
свой вклад.
|