Правовое регулирование репатриации в ГрецииГ.Андреева
Греция является страной, имеющей специальные законы о
репатриации. Это прямо связано с историческими событиями, которые пережили
греки. С XVIII и до начала XX века греки по разным причинам довольно активно
переселялись на территорию соседних государств, в том числе в южную Россию. К
концу XIX века численность греческой диаспоры в этом регионе превысила 200 тысяч
человек. Борьба за независимость от Оттоманской империи, в составе которой
Греция находилась с середины XV века до конца XIX века, привела к воссозданию
независимой государственности Греции, однако турецкая оккупация части Греции в
начале XX удвоила число греков за пределами страны. Значительная часть
понтийских греков, изгнанных либо бежавшие от репрессий, поселилась сначала на
черноморском побережье и близких к нему территориях. Сталинские репрессии и
политика геноцида в отношении национальных меньшинств затронули и их: понтийские
греки были насильственно выселены в малообжитые районы Узбекистана, Казахстана и
Киргизии, а затем рассеялись по всему СССР. Стремясь избежать репрессий многие
из них поменяли свои фамилии на русские. Все эти обстоятельства предопределили
особенности решения проблемы понтийских греков и ее правового оформления.
Во-первых, необходимо было точно и с учетом
вышеуказанных исторических перипетий и уже имеющегося законодательства,
определить категории лиц, имеющих право на репатриацию, включая различные
степени родства.
Во-вторых, существовали объективные сложности в
определении этнической принадлежности целых групп греков, документы которых были
изменены и утрачены в результате происходивших в СССР событий, все это создавало
сложности с формированием перечня документов, подтверждающих происхождение.
В-третьих, в большинстве числе случаев незнание языка не
могло служить свидетельством отсутствия этнической общности: в российских школах
греческий язык, за редким исключением, не преподавался, лица, сменившие фамилию
на русскую, скрывали свою греческую принадлежность и языком не пользовались, а
детей соответственно не учили ему из соображений безопасности и выживания. В
связи с этим законодатель отказался от требования знания языка и пошел по пути
создания условий для изучения языка репатриантами.
В-четвертых, следовало решить вопросы социальной
адаптации репатриантов, защиты их прав и интересов.
Следует отметить, что в 20-е годы, стремясь
урегулировать статус насильственно выселенных или бежавших от преследований
турецких греков и греческих турок, Греция и Турция заключили Анкарскую и
Лозаннскую конвенции. В Греции на основании Лозаннской конвенции от 30.01.1923
года был издан Указ Президента 1923 года, который создавал условия для
репатриации указанной части понтийских греков.
На основании международных соглашений и национального
законодательства в Грецию с 1920 по 1933 год вернулось около 130 тысяч человек.
Обстоятельное законодательное регулирование вопросов
репатриации было осуществлено также в конце 70- х и в 80-е годы.
Среди последних актов следует отметить регулирование
вопросов репатриации Законом 2130/1993, Законом 2790/2000, Законом 2910/2001 и
Законом 3013/2002.
Гражданство по Закону 2130/1993 приобретают только лица,
имеющие возможность доказать свое греческое происхождение на базе Лозаннского и
Анкарского соглашений. В соответствии со ст. 6 и 7 Закона 2130/93. претендовать
на получение гражданства могут лица, которые проживают в Греции и получили
репатриационную визу до опубликования Закона 2790/2000 от 16 февраля 2000 года.
Они должны представить официальный перевод необходимых документов (свидетельства
о рождении, о крещении, о венчании и браке) на греческий язык и заявление в
иммиграционную полицию по месту жительства. После проверки им предоставляется
право на резиденцию и возможность обратиться в префектуру для получения
гражданства. В этом случае гражданство приобретается по рождению (а не в порядке
натурализации или ином).
Закон 2790/2000 от 16 февраля 2000 года является базовым
для решения вопросов репатриации греков из бывшего СССР. «Благоустройство
греков-репатриантов из бывшего СССР и прочие положения» (такое название носит
данный Закон) раскрывается в 16 весьма объемных статьях, объединенных в 7
разделов: раздел 1 посвящен вопросам приобретения греческого гражданства, раздел
2 - полномочиям Министерства внутренних дел, общественной администрации и
децентрализации; раздел 3 – жилищному обустройству; раздел 4 – профессиональной
реабилитации, раздел 5 - вопросам образования и культуры, раздел 6 – координации
деятельности различных органов и надзору, раздел 7 – переходным положениям.
Для получения гражданства по этому Закону также
необходимо доказать греческое происхождение. Подавая заявление о желании
приобрести греческое гражданство в Консульство Греции по месту жительства на
территории бывшего СССР, заявитель одновременно подает документы, доказывающие
его греческое происхождение, а также указывает место в Греции, где хотел бы
поселиться. В каждом консульстве формируется комиссия из трех человек, которая
изучает вопрос о греческом происхождении заявителя и после собеседования выносит
решение. Заявление с прилагаемыми документами вместе с мнением Консульской
Комиссии передаются в Периферию, к которой принадлежит округ, в котором желает
проживать кандидат. Соответствующая служба Периферии передает пакет документов в
соответствующую Специальную Комиссию изучения греческого происхождения,
распространяющую свою полномочия на данную Периферию. Пакет документов с мнением
Комиссии вновь передается в Периферию и издается соответствующее решение.
Краткое изложение решения Генерального Секретаря Периферии публикуется в
Правительственной Газете. Соответствующий Консульский орган извещают, чтобы
заявитель дал Присягу Греческого Гражданина. Принесение присяги рассматривается
как важный момент в процедуре приобретения гражданства. Если кандидат не
присягнет в течение одного года, процедура прекращается.
Решение вопросов по осуществлению государственной
политики в отношении приема, поддержки и социальной адаптации репатриантов
возложено на Министерство внутренних дел, общественной администрации и
децентрализации. Министерство является компетентным органом, который наделен
соответствующими полномочиями по планированию и организации приема вновь
прибывающих репатриантов, созданию центров и поселков для их приема, организации
постоянного жилья, профессиональной реабилитации, помощи в изучении языка и т.д.
По соответствующим вопросам данное министерство действует в сотрудничестве с
другими министерствами.
В целях рационального размещения репатриантов в
различных регионах территории государства, страна делится на четыре зоны (А, В,
Г, Д) исходя из демографических, экономических и социальных характеристик
вышеперечисленных зон (регионов).
(Окончание в следующем
номере)
|