Роль Румынии в конструировании политики ЕС в отношении РМ
02.02.2007. Флукс,
(Кишинев)
Георгий Дурэ, исследователь Брюссельского Центра европейских
политических исследований
Рекомендации:
- Румыния должна предпринимать конкретные действия для
внедрения Плана Действий ЕС – Молдова.
- Румыния должна настоять на том, чтобы Молдову включили
в группу государств, имеющих перспективу присоединения к ЕС, чтобы она пришла в
Европу наряду с государствами, которые выступают в пользу расширения ЕС
(балтийские государства, Польша, Чехия, германия, Швеция и Великобритания).
- Рынок труда Румынии должен быть открыт для сезонных
рабочих из Молдовы.
- Необходимо как можно чаще осуществлять культурный,
академический и инвестиционный обмен с молдавским цивилизованным обществом.
- Сократить количество документов, необходимых для
получения визы и упрощения процесса получения румынского гражданства.
После парламентских и президентов выборов в 2004 году в
Румынии отношения между Румынией и РМ значительно улучшились. Улучшение
отношений явилось также результатом нового консенсуса, достигнутого политическим
классом Кишинева в отношении интеграции Молдовы в ЕС, ставшей, после подписания
Плана Действий ЕС – Молдова в рамках Политики Соседства ЕС в феврале 2005 года,
главной целью внешней политики РМ. Партия Коммунистов Молдовы, под руководством
Владимира Воронина выиграла парламентские выборы в марте 2005 года благодаря
проевропейской платформе.
Несмотря на эти прогрессы, двусторонние отношения между
РМ и РФ в последнее время находятся на новом уровне. Результатом последнего
сближения между Кишиневом и Москвой, произошедшего 29 ноября 2006 года, стало
снятие Россией экономической блокады РМ и разрешение экспорта молдавских вин.
Действия Москвы опередили на несколько недель вступление Румынии в Европейский
Союз. Также эти действия произошли после так называемого референдума, прошедшего
в Приднестровье, и за несколько дней до парламентских выборов (на самом деле это
были президентские выборы) от 10 декабря 2006 в том же сепаратистском регионе.
По причине влияния, которое Россия оказывает на приднестровские власти, эти
действия предупреждают молдавских лидеров о необходимости быть более
чувствительными к позиции Москвы, в отношении урегулирования конфликта с
приднестровскими сепаратистами. Плюс ко всему, на пороге зимы, был запланирован
новый раунд переговоров по поводу цен на газ между Gazprom и Правительством РМ.
Поэтому молдавские власти чувствовали себя обязанными дистанцироваться от всех
решений, идущих со стороны Бухареста.
Одновременно с вхождением Румынии в ЕС, молдаване
столкнулись с новыми ограничениями в плане коммерции и свободного передвижения
по территории Румынии. Зона свободного обмена между Румынией и РМ прекратила
свое существование после интеграции Румынии в ЕС, а молдавским гражданам для
того, чтобы пересечь Прут теперь необходимы визы. Необходимо отметить, что
только за последние месяцы около 400.000 молдавских граждан подали заявление о
получении румынского гражданства, благодаря тому, что Румыния стала страной –
членом ЕС отношения между РМ и Румынией пойдут по другому пути.
Официальная позиция Румынии в
отношении РМ определяется следующими основными принципами:
- Молдова является европейским государством, имеющим
крепкие отношения с Румынией, посредством которой, она намерена установить такие
же отношения с ЕС. Румыния обеспечит лобби для будущей интеграции РМ в ЕС,
вопреки неблагоприятному климату других расширений. Румыния обязуется взять на
себя роль «адвоката» РМ в рамках ЕС и других международных организаций, Румыния
также обещает РМ экономическую, финансовую, энергетическую поддержку.
- Молдова в Процессе Стабилизации и Объединения (SAP)
должна быть включена в группу Восточных Балкан, государств, которые имеют
перспективу присоединения. В настоящий момент, Молдова является частью Политики
Соседства ЕС, которая не предоставляет такую перспективу.
- Молдова должна присоединиться ко всем другим
европейским региональным организациям, чтобы увеличить свои шансы присоединения
к ЕС. Румыния, например, успешно обеспечила РМ лобби при ее вступлении в Зону
Свободного Центрально – Европейского Обмена (CEFTA) 1 января 2007 года.
- В том, что касается приднестровского конфликта, Румыния
поддерживает территориальную целостность и единство молдавского государства и
выступает в пользу вмешательства ЕС в качестве страны - гаранта на этапе пост -
урегулирования. Румыния будет в состоянии эффективно повлиять на политику ЕС в
отношении РМ, после собственного присоединения к ЕС.
Все же Румыния и ЕС значительно слабее РФ в том, что
касается предоставления благ для Молдовы: доступ к рынку, предоставление рабочих
мест, поставки энергии и влияние на результат приднестровского конфликта. Все
это происходит в условиях, когда Молдова, по причине присоединения Румынии к ЕС,
находится в изоляции. Сближение РМ с Москвой осенью 2006 года
продемонстрировало, что Политика Соседства ЕС не может сравниться с политическим
и экономическим прессингом РМ со стороны РФ. В рамках этой политики ЕС
предлагает ограниченную прибыль и не может отрицать существования негативного
фактора экономической блокады со стороны России основных молдавских экспортных
товаров, включая сельскохозяйственную продукцию и вино. Учитывая этот факт, ЕС
удвоил свою финансовую поддержку РМ, предоставив 254 миллиона евро на период
2007-2010 гг. Молдова, таким образом, становится вторым после Палестины
государством, получающим прибыль от ЕС, в рамках Политики Соседства.
Что делать?
Этот вопрос равносилен вопросу о том, как Румыния,
являясь новым членом ЕС, сможет сконструировать свою внешнюю политику в
отношении РМ, таким образом, чтобы она стала более последовательной?
- Обязательство помочь РМ в процессе ее европейской
интеграции, открыло для Румынии новые пути и возможности. Румыния должна
оказывать конкретную поддержку процессу внедрения Плана Действий РМ – ЕС
(особенно в области экономических реформ, юстиции и внутренних дел, а также
контроля границ) и предлагать twining проекты и проекты подготовки официальных
деятелей, а также оказывать всяческую финансовую поддержку.
- Румыния должна ходатайствовать в различных европейских
институтах о включении Молдовы в группу государств, имеющих шансы на интеграцию.
Ей необходимо более тесно сотрудничать с такими государствами-членами ЕС,
которые играют активную роль в политике соседства и вносят свою лепту в процесс
расширения ЕС (балтийские страны, Польша, Чехия, Германия, Швеция и
Великобритания).
- Румынские европарламентарии в какой-то степени смогут
повлиять на ход европейских рассуждений по поводу расширения ЕС и Политики
Соседства.
- Румыния должна передать представителям Германии в ЕС
документ в отношении РМ, составленный в простой и доступной форме.
- Румыния должна укреплять свою традиционную внешнюю
политику в отношении РМ, повышая уровень поддержки, осуществляя как можно больше
совместных проектов и взаимообменов.
- Молдова должна разнообразить свою коммерцию, а Румыния,
находясь в более привилегированном положении, могла бы оказать поддержку своим
молдавским партнерам посредством коммерционных (торговых) палат.
- Румыния должна вкладывать как можно больше инвестиций в
экономику РМ, особенно это касается энергетической и банковской области.
- Рынок труда Румынии должен быть открыт для сезонных
рабочих из Молдовы.
- Румыноязычным масс-медиа в Молдове необходимо оказывать
поддержку и всячески их воодушевлять.
Плюс ко всему Румыния
должна:
- Сократить для граждан Молдовы количество документов,
необходимых для получения визы.
- Применить на практике упрощенную процедуру
предоставления румынского гражданства для молдаван.
Румыния должна быть активным, не имеющим комплексов,
членом европейской семьи, особенно при конструировании внешней политики ЕС в
отношении Молдовы. Нынешние попытки проводить эффективную внешнюю политику в
отношении РМ, неудачны и не эффективны для того, чтобы обеспечить демократизацию
РМ и завершить экономические реформы.
Молдова должна ощущать эффективность вышеуказанных
усилий. Только совместными усилиями, находясь, бок о бок со своими европейскими
партнерами, Румыния сможет достичь намеченных целей и привести всех румын в
Европейский Союз.
|