Нефтяная байга и инвестиционный кокпар. Американцы зачастили в Казахстан
08.02.2007.
Литер
Досым Сатпаев ( Алматы)
Визиты в Казахстан американских делегаций, интересующихся
нашими энергетическими возможностями, уже стали доброй и старой традицией
Нна этот раз к нам пожаловал помощник государственного
секретаря США по вопросам экономики, энергетики и бизнеса Дэниэл Салливан,
который и не скрывал своего желания еще раз пощупать Казахстан на предмет наших
нефтегазовых планов. Откровенно говоря, ничего нового в этом нет. США и
Европейский союз, особенно после энергетических конфликтов России с Украиной и
Беларусью, стали все более настойчиво просить Казахстан ускорить транспортировку
нефти и газа в обход России. Но было бы неверным считать, что Казахстан сам
ничего не делает в этом направлении. В январе текущего года в Астане
"КазМунайГаз", "Тенгизшевройл" и "Аджип ККО" уже подписали соглашение о создании
Казахстанской каспийской системы транспортировки нефти по маршруту Ескене –
Курык – Баку – Тбилиси – Джейхан. Новая транспортная система предназначена для
экспорта возрастающих объемов казахстанской нефти, добываемой в первую очередь
на месторождениях Кашаган и Тенгиз, через Каспийское море на международные
рынки.
>Новый маршрут с предполагаемыми объемами прокачки в
25 млн тонн нефти в год с последующим увеличением до 38 млн тонн действительно
может составить серьезную конкуренцию КТК, чья мощность в 2005 году составила
30,5 млн тонн. К 2010 году планируется увеличение мощности КТК до 67 млн тонн,
но акционеры – Россия (24%), Казахстан (19%), Султанат Оман (7%), Chevron
Caspian Pipeline Consortium Company (15%), СП "ЛУКОЙЛ" и BP LUKARCO B. V.
(12,5%)) до сих пор не могут сойтись в цене. Россия настаивает на повышении
транспортного тарифа, подчеркивая, что в противном случае инвестиции в
расширение трубопровода будут нерентабельны. Как отмечает ряд аналитиков, не в
пользу КТК играет и необходимость везти затем нефть из Новороссийска в Европу
танкерами через узкие проливы Босфор и Дарданеллы. Именно поэтому определенную
негативную реакцию можно ожидать со стороны России, которая попытается заявить о
серьезной угрозе экологической обстановке на Каспии в случае строительства
подводного участка нефтепровода.
Вообще следует отметить, что в плане диверсификации
маршрутов поставок своих энергетических ресурсов Казахстан проявляет завидную
активность. Это напоминает нефтяную байгу за новые рынки потребления и
перерабатывающие мощности. Один нефтепровод в Китай чего стоит. К тому же
руководство страны активно поощряет выход казахстанских компаний на рынки других
государств, в том числе и через инвестиции в энергетическую сферу. Конечно, не
все попытки были удачными. В частности Казахстану пришлось отказаться от проекта
финансирования Херсонского нефтеперерабатывающего завода в Украине. Затем была
неудачная попытка получить контроль над литовским нефтеперерабатывающим заводом
Mazeikiu nafta. Более успешными были проекты в Кыргызстане, где казахстанская
компания "КазТрансГаз" смогла выкупить участок газопровода, по которому проходил
газ из Узбекистана через территорию Кыргызстана в нашу республику. Также
Казахстан проявляет интерес к нефтеперерабатывающим мощностям на территории
Израиля и не исключает возможности участия в приватизации Хайфского
нефтеперерабатывающего завода. Также в 2006 году правительство Грузии продало
Тбилисскую газораспределительную компанию "Тбилгаз" казахстанской компании
"КазТрансГаз" за 12,5 млн долларов. Что касается недавней украинской поездки
президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, то в Киеве также обсуждался не
только проект Одесса – Броды – Плоцк, но и строительство совместного
нефтеперерабатывающего завода.
Здесь явно видно, что определенные шаги в сторону
энергетической диверсификации республикой все-таки делаются. И, как заявил новый
премьер-министр Казахстана Карим Масимов, энергетическая политика страны
останется неизменной. Понятно, что в первую очередь это заявление было
адресовано Китаю, России, США и ЕС, которые уже сотрудничают с республикой в
разных нефтегазовых проектах. Но основная проблема заключается совсем в другом.
На фоне активного поиска альтернативных путей транспортировки нефти и газа
правительство Казахстана изменило свои планы по увеличению объемов добычи сырья
в ближайшие несколько лет, так как прогнозы на 2015 год были уменьшены. По
первоначальным планам, Казахстан планировал довести объем добычи нефти к 2015
году до 150 млн тонн в год. Сейчас уже рассчитывают на 130 млн тонн в год.
Главная причина заключается в том, что были отодвинуты сроки добычи нефти на
крупнейшем месторождении Кашаган, где первая добыча должна была состояться в
2006 году, теперь этот срок перенесен на 2010–2011 годы. В этой связи на рубеже
2010–2012 годов Казахстан может достигнуть предела до 120 млн тонн.
Все это говорит о том, что перспективы развития
нефтегазовой отрасли Казахстана связаны прежде всего с освоением казахстанского
сектора Каспийского моря. Хотя идет активная работа по привлечению новых
инвесторов на другие, более или менее прибыльные месторождения Казахстана. В
связи с этим можно наблюдать активность инвесторов из России, Китая, Польши,
Южной Кореи и Индии. И руководство Казахстана рассчитывает в ближайшие десять
лет привлечь к освоению новых месторождений 30 млрд долларов.
Стоит отметить, что параллельно с поиском новых
инвесторов руководство Казахстана собирается проводить более жесткую политику по
отношению к тем иностранным нефтегазовым компаниям, которые пришли в республику
еще в начале 90-х годов. Правительство считает завышенной цену за политические
риски, которую страна платит нефтяным инвесторам, пришедшим сюда в тот период.
Тогда власти предоставили им весьма льготное налогообложение и гарантировали
неизменность условий контрактов. Премьер-министр Казахстана уже упомянул о том,
что исполнение контрактных условий недропользователями в целом носит
неудовлетворительный характер. Речь идет прежде всего о продлении сроков
разведки, начале промышленной эксплуатации месторождений, завышении затрат.
Здесь явный намек на деятельность крупных иностранных нефтегазовых компаний по
разработке месторождений Карачаганак, Кашаган и Тенгиз. Это все не устраивает
Казахстан, так как международный консорциум, осваивающий, например, газовое
месторождение Карачаганак, заявляет о росте расходов на освоение проекта.
Согласно контрактам по Кашагану и Карачаганаку, правительство Казахстана начнет
получать свою долю доходов только после того, как инвесторы возместят затраты на
разработку месторождений. А это уже слишком затягивается.
Именно поэтому с 2007 года власти Казахстана собираются
усилить контроль над экспортно-импортной деятельностью крупнейших
недропользователей страны. А с 1 марта начнут их выборочную налоговую проверку.
По мнению ряда экспертов, все это говорит о том, что правительство Казахстана
готовится к серьезной кампании в отношении инвесторов. Министерство энергетики и
минеральных ресурсов, начиная с текущего года, совместно с Министерством
экономики и бюджетного планирования и специализированным отделом министерства
должно наладить эффективный мониторинг выполнения контрактных обязательств.
Усиление надзора, судя по всему, подразумевает сбор информации для начала
переговоров. На них правительство постарается убедить недропользователей, что
однократный пересмотр прежних условий контрактов будет для них лучшим выбором,
чем повышенное и недружелюбное внимание властей к текущей деятельности
операторов. Кстати, Казахстан уже принял поправку в законодательство о нефти,
которая вводит запрет на передачу права недропользования в течение двух лет со
дня заключения контракта. Власти объяснили изменения интересами национальной
безопасности и тем, что действовавшая норма давала им недостаточно полномочий
для контроля над национальными энергоресурсами. Скорее всего, в 2007 году
инвесторов ждет увеличение масштабов государственных претензий, исков и судебных
разбирательств. В этом случае инвесторы могут оказаться участниками
"инвестиционного кокпара", скорее всего, играя неблаговидную роль туши козла, а
не лихого джигита.
|