Перспективы США в Туркмении
09.02.2007. "The
Washington Times" (США)
Ариэль Коэн
От внимания
Соединенных Штатов политические изменения в Туркменистане не ускользнули, но
здесь США пока мало чего добились
Возможно, запланированные на воскресенье выборы в
Туркмении могли бы дать Соединенным Штатам возможность компенсировать некоторые
из недавних геополитических потерь, понесенных ими в Средней Азии, Однако эта
возможность, похоже, будет упущена.
Судя по всему, Гурбангулы Бердымухаммедов - бывший
министр здравоохранения, бывший вице-премьер, стоматолог и, якобы, близкий
родственник покойного диктатора Сапармурата Ниязова, также известного как
Туркменбаши - уверен в своей победе на грядущих внеочередных президентских
выборах.
Бердымухаммедов обещает продолжать политический курс
Ниязова, формально нацеленный на изоляцию и нейтралитет Туркменистана, но на
деле характеризовавшийся тесными экономическими связями с Россией, в основе
которых лежало всеобъемлющее соглашение об экспорте газа. Режим Ниязова был
одной из самых жестоких диктатур в мире.
Несмотря на обещание политической преемственности,
Бердымухаммедов дает понять, что мог бы несколько ослабить узду на
общественно-политической жизни страны, о возможности чего свидетельствует опыт
других стран в отходе от тоталитаризма. В начале января новый правитель
торжественно пообещал расширить доступ граждан к интернету и повысить качество
системы образования. В то же время он не демократ. Он воспрепятствовал
возвращению в страну беглых лидеров оппозиции и не поощряет проведения
по-настоящему состязательных президентских выборов.
Россию Бердымухаммедов, похоже, устраивает. Официальные
лица в Москве хором заявляют о том, что условия ценового соглашения между
Туркменистаном и российским энергетическим гигантом "Газпромом" останутся
неизменными, по крайней мере, до окончания срока действия соглашения в 2009
году.
Кроме России, развитие обстановки в Ашхабаде отслеживают
еще две региональные державы: Китай, который не прочь получить доступ к
туркменскому газу, и соседний Иран, которому хотелось бы предотвратить
превращение Туркменистана в проамериканскую страну.
Однако в отличие от России, политический выбор у Китая и
Ирана ограничен. Другие соседи Туркменистана, такие как Узбекистан, у которого с
ним не лучшие отношения и который, возможно, вскоре сам будет вынужден пройти
через смену президента, тоже наблюдают за происходящим с огромным интересом.
От внимания Соединенных Штатов политические изменения в
Туркменистане не ускользнули, но здесь США пока мало чего добились, поскольку
Администрация занята Ираком и Ираном.
За последние полтора года позиции Вашингтона в Средней
Азии ослабли, главным образом, из-за разрыва американо-узбекских отношений.
Происходящие в Ашхабаде перемены дают американской дипломатии новый шанс.
Соединенным Штатам необходимо обратить вспять антиамериканскую геополитическую
инерцию в Средней Азии.
Во-первых, США следует постараться убедить новое
туркменское руководство в том, что его интересам наиболее соответствовала бы
диверсификация маршрутов экспорта энергоносителей. В настоящее время
Туркменистан относительно недорого продает газ "Газпрому", который в свою
очередь либо перепродает его российским потребителям, обеспечивая тем самым
экспорт российского газа в Западную Европу по более высокой цене, либо
реэкспортирует его на Украину по не вполне понятной финансовой
договоренности.
Для Туркменистана рациональнее было бы расширить
количество экспортных маршрутов, покончив, таким образом, с фактической
монополией "Газпрома" на доступ к трубопроводам. Возможно несколько вариантов,
включая освоение направления через Каспий в Турцию и в перспективе далее в
Западную Европу. Другой маршрут мог бы вести из Туркмении в Китай через
Узбекистан и Казахстан. Третий газопровод мог бы связать Туркменистан с
Пакистаном и Индией через все еще беспокойный Афганистан.
Очевидно, что озвученное Бердымухаммедовым желание
определенных реформ обнадеживает в том, что его правительство могло бы
положительно откликнуться на усилия США добиться большей роли в текущем развитии
туркменской энергетики. Ни одна страна не может помочь Туркменистану
диверсифицировать свою энергетику так, как это могут сделать США.
Интересы США в Средней Азии можно свести к трем словам:
безопасность, энергетика и демократия. Одного сотрудничества в области
энергетики недостаточно для восстановления американо-туркменских связей.
Вашингтон не может преследовать какой-либо из
перечисленных интересов, пренебрегая другими. Таким образом, любая попытка
упрочения двусторонних отношений посредством укрепления экономических связей
должна предусматривать одновременную приверженность Ашхабада построению
процветающего современного государства на основе всенародного участия в
управлении им.
Американские официальные лица должны побуждать своих
туркменских коллег разрешить возращение лидеров оппозиции и их участие в
политической жизни страны, а также освобождение политических заключенных. Кроме
того, Вашингтону следует поощрять новое руководство Туркменистана к
гарантированию свободы средств массовой информации и других основополагающих
гражданских прав. Мало что из перечисленного было сделано.
Укрепление экономического сотрудничества, особенно в
энергетической области, должно сопровождаться приверженностью Ашхабада к более
энергичным мерам по борьбе с коррупцией и повышению открытости. Говорят,
покойный диктатор Ниязов перевел на личные банковские счета миллионы долларов,
заработанных государством на экспорте энергоносителей.
Чтобы заложить прочную основу развития двусторонних
американо-туркменских отношений, новое туркменское руководство могло бы
способствовать установлению доверия между двумя странами, содействуя попыткам
найти неправедно нажитые капиталы Ниязова и направить их на финансирование
программ, которые пошли бы на пользу государственному сектору экономики.
Соединенным Штатам необходим всеобъемлющий подход к
Туркменистану и его будущему, а также к Средней Азии в целом.
|