КАЗАХСТАН
Казахстан - дрейф от России
13.02.2007.
Russians.kz
Игорь Курбатов
Казахские власти в последнее время не особенно и
скрывают, что не намерены считаться с правами и свободами 6-ти млн.
русскоязычного населения страны. В легком головокружении от избытка
нефтедолларов и нарастающего интереса Запада к азиатской "трубопроводной
корпорации", Астана решила поиграть в "большую политику" и показать России
"кукиш в кармане" в расчете на "традиционное понимание" со стороны Кремля. Во
всяком случае, в "энергетической войне", развязанной Западом против России,
казахские власти не прочь извлечь (и извлекают) свои дивиденды. Бурихан
Нурмухаммедов, директор Института Национальных Исследований в интервью ИАЦ
заявил: "Прежде всего, нужно учитывать, что Казахстан строит национальное
государство, и национально-государственные приоритеты очень важны для нашего
государства. И именно этот момент может вызывать некоторую озабоченность у
российской стороны". Иными словами, казахский политолог считает, что Москва,
исходя из сиюминутных экономических выгод, в очередной раз "сдаст" русских и не
станет предъявлять каких-либо серьезных претензий режиму Назарбаева. По мысли
г-на Нурмахаммедова, для Казахстана "национально-государственные приоритеты"
важны, а для России … так себе.И основания к этому, казалось бы, имеются. Ни
Кремль, ни российские СМИ не прореагировали на заявления президента Назарбаева
об обязательном знании всеми госслужащими казахского языка и намерении перевести
свою письменность на латинскую графику. А до этого российская пресса слегка
поерничала по поводу "казахского халифата" Рахата Алиева, не увидев в эпатажной
идее президентского зятя, признаков возросших геополитических амбиций казахской
этнократии. Между тем Астана шаг за шагом продолжает утверждать
"национально-государственные приоритеты", легитимизируя казахское государство и
сводя до минимума "демографическую нагрузку" в лице русского населения. И в этом
отношении российская программа переселения соотечественников для правящей элиты
оказалась как нельзя кстати: казахские власти не только не обеспокоились потерей
трудоспособного населения, но напротив – постарались по-своему "стимулировать"
отток русских из страны.Как следствие, в республике активизировалась кампания по
введению в делопроизводство государственного казахского языка и одновременного
вытеснения "официального" русского. Нурсултан Назарбаев, получив на
президентских выборах поддержку русских организаций, весьма своеобразно
отблагодарил их: под аккомпанемент заявлений о "двуязычии" в стране была
развернута антиконституционная кампания по административному выдавливанию
русского языка из официального оборота.Как известно, в 1997 г. казахстанский
Конституционный Совет, усмотрев явно дискриминационные моменты в ныне
действующем "Законе о языках РК", вынужден был постановить, "что в
государственных организациях и органах местного самоуправления казахский и
русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от
каких-либо обстоятельств". Но на практике ст. 7(п.2) Конституции РК о статусе
русского языка – "мертвая статья", и в Казахстане действует не право, но, как
говорят казахские чиновники, - "высшая воля". Коллизия заключается в том, что
формальным препятствием для окончательной "деколонизации" является вышеуказанная
статья Конституции РК об "официальном" статусе русского языка. Но изъятию ее из
Конституции РК (на чем давно настаивают казахские национал-радикалы) не
позволяет ряд причин, главной из которых является то, что казахским языком …не
владеет, как минимум, половина граждан Казахстана. Тем не менее, под
PR-прикрытием этой "мертвой статьи" и президентских деклараций о "двуязычии"
осуществляется планомерное выдавливание русского языка из общественной жизни
республики, происходят "кадровые чистки".Русские организации, в частности
Славянское движение "Лад" в Казахстане, сообщают о "языковом прессинге" и росте
миграционных настроений в северных областях (Акмолинской и СКО -
Северо-Казахстанской), где большинство населения составляют русские. Граждане
"некоренной национальности" этих областей, сталкиваясь в различных
госучреждениях с фактами так называемой "дискриминации по языковому признаку",
тихо ропщут между собой и все чаще поглядывают в сторону матушки-России.
Косвенным подтверждением факта административного внедрения в делопроизводство
госязыка, является премия за "развитие" казахского языка, присвоенная казахскими
националистами, мэру Алма-Аты Имангали Тасмагамбетову и Акиму СКО, бывшему послу
Казахстана в РФ Таиру Мансурову. Последний известен еще и тем, что устроил в г.
Петропавловске обструкцию известному российскому общественному деятелю, депутату
Госдумы Александру Крутову, приезжавшему в Казахстан по приглашению русской
общественности. Как сообщает "Ладинформ", по распоряжению местных властей ни в
одно из городских помещений Александра Крутова не пустили, а здание Дома
культуры, где должна была состояться заранее оговоренная встреча с горожанами,
было обесточено. В результате президент Международного фонда Славянской
культуры, депутат Государственной Думы Российской Федерации … оказался на улице
и общался с соотечественниками при свете уличных фонарей.Можно только
представить себе, какой международный резонанс имело бы это событие, если бы
подобному унижению подвергся какой-нибудь британский парламентарий или
американский конгрессмен. Но Александр Крутов – российский парламентарий, и
казахским властям хорошо известно, что даже "некоторой озабоченности" по этому
поводу со стороны Москвы проявлено не будет. Уже по этому эпизоду можно судить о
том, как мало считаются местные власти с правами и свободами русского населения
в самой республике.При этом нельзя не понимать, что чем хуже положение русских в
Казахстане, тем меньше возможностей остается у Кремля влиять на ситуацию в этом
стратегически важном для России "буферном" государстве. Именно через Казахстан
на территорию РФ проникает основной поток наркотиков и нелегальных мигрантов, не
говоря уже об исламских радикалах и международных террористах. И если раньше
граница между Россией и "исламским миром" пролегала по Каракумам и Пянджу, то
теперь она сместилась далеко на север и приблизилась к границам Южной Сибири.Не
случайно Модест Колеров, глава управления при администрации президента РФ по
межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, заявил, что "главной
внутренней угрозой для России является Казахстан". При этом в интервью Евразии
он пояснил свою мысль: "Речь идет о том, что с точки зрения протяженности
границы на среднеазиатском направлении, связанном с миграцией, наркотрафиком (и
не только - авт.), соседство с Казахстаном делает нас очень уязвимыми.
Поскольку мы не можем, и, насколько я понимаю, не хотим
делать там формальную границу, мы абсолютно обнажены с этого направления и
целиком полагаемся на наших соседей".Так что руководству России в обозримом
будущем придется выбирать: либо отгораживаться от Казахстана "формальной
границей", либо, не полагаясь на добрую волю "наших соседей", использовать
инструменты экономического, политического и военного влияния для обеспечения
собственной безопасности. Но пока же, как считает Сергей Марков, директор
Института политических исследований: "Россия ведет слабую политику на
постсоветском пространстве, отказываясь от вмешательства во внутренние дела
соседних государств". Выстраивая свое геополитическое окружение, Россия может и
должна вмешиваться в дела приграничных государств, если в них нарушаются права
русского населения. Кремль также должен эффективно использовать свой бесхозный
"русский ресурс", если не желает окончательно утратить свое присутствие в
Казахстане и Средней Азии. Причем, уповая на расширение экономических связей,
нельзя забывать о том, что крупный российский бизнес "наднационален" и в
значительной степени автономен от обязательств по отношению к собственному
государству. К сожалению, на данный момент у России нет точно сформулированных и
понятных целей в отношении "русского ближнего зарубежья".
То, что сегодня в понимании кремлевских чиновников
называется "работой с соотечественниками", в большей степени носит характер
интернациональной благотворительности, где гуманитарный аспект превалирует над
политической адресностью и, собственно, российскими стратегическими интересами.
Наверное, мух следовало бы отделить от котлет, и культуртрегерство - безусловно,
нужное и полезное – отделить от конкретной информационно-пропагандистской
деятельности по продвижению интересов Москвы. Как ни парадоксально звучит, но те
же казахские власти уже не раз успешно разыгрывали у себя "русскую карту". А в
хор западных правозащитников, критикующих Россию, зачастую вливаются голоса
"толерантных" соотечественников из ближнего зарубежья. Кроме того, на
постсоветском пространстве немало таких примеров, когда "русские организации"
эффективно использовались в западных проектах, объективно направленных против
России. И получается, что Кремль, спонсируя национальные диаспоры многочисленных
"соотечественников" по принципу "всем сестрам по серьгам", тем самым укрепляет
антироссийское лобби. Постепенный дрейф Астаны от России не заметить трудно. И
речь идет не только о диверсификации нефтяных маршрутов в обход российской
территории. Казахстан, будучи членом ОДКБ, любой ценой старается
инкорпорироваться в западные военные структуры. Не случайно в последнее время
участились контакты Астаны с НАТО, а Нурсултан Назарбаев прямо заявил в
Брюсселе, что сотрудничество с североатлантическим альянсом "необходимо для
становления нашей армии". И все эти внешнеполитические шаги казахского
руководства, включая усиление военного присутствия НАТО на Каспии, как-то очень
удачно встраиваются в общий антироссийский фронт, создаваемый США и Западом по
периметру России. Эксперты все чаще отмечают "гегемонистские" устремления
Астаны, явно вступающие в противоречие с российскими интересами и угрожающие
безопасности РФ.
Так, в частности, Фуад Асимов, говоря об
интеллектуальной "неадекватности" казахского руководства и элементах амбициозной
"пиар"-кампании в позиционировании страны, прямо указывает на последовательное
наращивание западного вектора в казахской дипломатии. "Усиливается
военно-политическое присутствие Запада в республике и внешний контроль над ее
ТЭК и металлургией. "НАТОвское пространство" появляется в приграничных районах
Оренбурга, Саратова, Кургана, Челябинска, Томска и Омска. Еще два-три года такой
политики, и офицеры НАТО будут в бинокль разглядывать военные объекты и ядерные
комплексы Урала и Восточной Сибири", - пишет Асимов в своей статье "Пиар в
оценке достижений независимого Казахстана за 15 лет".Можно не соглашаться с
некоторой жесткостью оценок автора этой статьи, но нельзя не признать и
антироссийского "дрейфа" в пресловутой "многовекторной" политике Астаны.
И в этом смысле пренебрежение положением русскоязычного
населения в Казахстане, в конечном счете, может обернуться для Москвы тем самым
разглядыванием в бинокль районов Урала и Восточной Сибири со стороны
потенциальных противников. Если же для России, так же как для Казахстана,
жизненно важны "национально-государственные приоритеты", то и ее политика в
защите своих стратегических интересов в Казахстане и Средней Азии должна стать
более активной и целенаправленной. Тем более геополитический расклад явно в
пользу Кремля, да и "бесхозная" русская диаспора в Казахстане, если не отдавать
ее на откуп казахским "самостийникам", может оказать в этом существенную
поддержку.Как говорил в интервью журналу "Военный дипломат" Юрий Дроздов,
руководитель Аналитического Центра НАМАКОН: "Не будь экономика нынешнего
Казахстана завязана на Россию, будь у казахов иной геополитический выбор, если
бы не Китай, всегда глубоко презиравший степняков-кочевников, … да не угрозы
оранжевой революции и исламского радикализма на юге, не известно какие приветы
получала бы Россия из бывшей союзной республики, и не оказались бы русские там
на тех же правах, что в Латвии или в Туркмении".
Витязь на распутье: НАТО предлагает Казахстану изменить военную доктрину
13.02.2007.
Газета.Кz
Дмитрий Шишкин
Борьба между НАТО и Россией за влияние на казахстанские
Вооруженные силы ведется давно и открыто. С Россией мы связаны Договором о
коллективной безопасности, с НАТО – программой "Партнерство во имя мира". Чем
наша страна расплачивается за помощь со стороны Северо-Атлантического альянса –
общеизвестно: отправляет своих солдат в Ирак, предоставляет свою территорию для
прохода через нее чужих вооруженных сил (в прошлом месяце такой договор, в
частности, был подписан с Германией)…
Но вот на прошлой неделе представитель НАТО по странам
Центральной Азии и Кавказу Роберт Симмонс сделал интересное заявление. Если
раньше американцы просто выражали намерение оказывать посильную помощь в
перевооружении и обучении нашей армии, то сейчас "покусились на святое" –
военную доктрину республики. Эмиссар уточнил, что речь идет не только о развитии
и приведении в соответствие со стандартами НАТО мобильных сил, особенно Казбата
(с недавних пор Казбрига), но и о глобальных реформах в казахстанской армии: "Мы
хотим оказывать вам всеобъемлющую помощь в реформе ваших Вооруженных сил и
разработке новой военной доктрины, чтобы вы лучше могли ответить на современные
угрозы и вызовы".
Дело в том, что соглашение о военной помощи наши страны
заключили еще в 2003 году, но за три года американские партнеры успели разве что
приодеть Казбат в свою военную форму. Обещают, правда, поставить несколько
"хаммеров", вертолетов, самолетов С-130, кораблей водоизмещением до 1000 тонн и
оснастить горно-егерский батальон спецтехникой. Справедливости ради нужно
сказать, что помощь в масштабах нашего военного бюджета, самого большого в
Центральной Азии – 1 млрд 220 млн долларов, – просто мизерная.
Казахстанская же сторона свои обязательства выполняет в
полной мере.
Именно об этом новый министр обороны, впервые формально
штатский (Даниал Ахметов – полковник запаса), напомнил в минувший четверг послу
США в Казахстане Джону Ордвею. Г-н Ахметов предложил "активизировать работу по
подготовке казахстанских военнослужащих в военных учебных заведениях США и по
содействию формирования профессионального сержантского корпуса в Казахстане".
Сержантский корпус, кстати, по примеру армии США объявлен у нас "основой
профессиональной армии".
С северным соседом все более-менее понятно. Во-первых,
казахстанской армии куда как ближе российская военная доктрина, поскольку на ней
вырос весь без исключения высший командный состав казахстанских Вооруженных сил.
Россия помогает нам в создании военно-морских сил, в обучении среднего и высшего
офицерского состава. Кроме того, с нынешнего года за аренду полигонов
министерство обороны Казахстана будет получать 3 миллиарда тенге – солидное
подспорье для почти уже ставшей профессиональной армии. Россия уже поставила в
нашу страну зенитно-ракетные комплексы С-300, защищающие не только небо над
Астаной, но и российскую же территорию – согласно российской военной стратегии,
"первый эшелон обороны" на Востоке находится именно в Казахстане.
Вопрос о пересмотре военной доктрины Казахстана,
поднятый представителем НАТО по странам Центральной Азии и Кавказу Робертом
Симмонсом, отнюдь не случаен. В действующей доктрине, утвержденной президентом
Назарбаевым еще в 2000 году, есть положение, запрещающее нашим Вооруженным силам
участвовать в военных конфликтах за рубежом, исключая миротворческие функции:
"Военная доктрина Республики Казахстан определяет сугубо оборонительную
направленность деятельности по обеспечению военной безопасности страны,
подтверждает принципиальную приверженность Республики Казахстан политическим
способам разрешения любых межгосударственных противоречий и конфликтов"…
Северо-Атлантическому альянсу казахстанская армия нужна
в другом качестве: как военная сила, способная остановить возможное вторжение
исламских фундаменталистов на объявленные "зоной стратегических американских
интересов" территории с нефтяными и газовыми месторождениями, нефте- и
газо-проводами.
Вот вам и конфликт интересов. Всем от Казахстана что-то
нужно и отказать неудобно. Приходится угождать всем, но понемножку, дабы самим
не остаться в убытке.
Нельзя сбрасывать со счетов и то, что на сегодняшний
день казахстанская армия представляет собой довольно странную субстанцию.
Удвоенный военный бюджет, скроенный правительством Даниала Ахметова под
министерство обороны Даниала Ахметова, для страны с 15-миллионным населением
невероятно огромен. Он, по всей видимости, должен способствовать превращению
наших ВС в современную, боеспособную и мобильную армию. Между тем, почти
полностью профессиональная (до 70% Вооруженных сил РК переведены на контрактную
основу), она оснащена в большинстве своем старым, советским оружием. И на первый
взгляд очень грозные цифры наличия танков, артиллерии, самолетов и прочего (см.
таблицу) на самом деле могут впечатлить только ближайших, менее милитаризованных
соседей. Фактически армия Казахстана находится примерно на том же уровне, что и
армия Ирака при Саддаме Хусейне, считавшаяся самой грозной силой на Ближнем
Востоке после Израиля, но сокрушенная американцами за считанные дни.
Справка "Газеты.kz"
Численность казахстанских ВС – около 74 тысяч человек.
Самые боеспособные соединения – миротворческая бригада "Казбриг" (обученная и
экипированная по стандартам НАТО), Капшагай-ская десантно-штурмовая бригада и
отдельный десантно-штурмовой батальон в Южном округе.
На вооружении армии и погранвойск, подчиненных КНБ РК,
состоят 930 танков (280 Т-62 и 650 Т-72), 140 БРДМ, 508 БМП-1 и БМП-2, 84 БТР ,
505 буксируемых орудий (122 и 152 мм), 163 САУ (122 и 152 мм), 26
комбинированных орудий "Нона", 147 РСЗО, 145 120-мм минометов, 68
противотанковых 100-мм пушек, 12 пусковых установок тактических ракет "земля –
земля". Большинство бронетехники выведено из Восточной Европы в период
перестройки и находится в законсервированном состоянии на базах хранения.
Законсервированное состояние предполагает, что техника находится в смазке, с
полными баками, без боекомплекта. В случае войны должна быть приведена в
боеготовность в течение суток.
В силы воздушной обороны Казахстана входят соединения
ВВС и ПВО. Общая численность личного состава – 19 тысяч человек. В их
распоряжении – 40 фронтовых истребителей МиГ-29 , 14 штурмовиков Су-25 , 25
фронтовых бомбардировщиков Су-24 , 14 истребителей СУ-27, 43 перехватчика МиГ-31
и 16 МиГ-25, 100 пусковых установок зенитных ракет (в том числе С-300 ). ВС
Казахстана также имеют 18 военно-транспортных самолетов. Армейская авиация
представлена почти всеми типами вертолетов. Их 125 единиц (Ми-24, Ми-8, Ми-6 ,
Ми-26).
Данные получены из открытых источников, в них
отсутствуют сведения о современном вооружении из России, полученном по линии
военной помощи.
На мягких лапах
14.02.2007.
Профиль
Петр Орехин
Казахстан не вступает с Россией в конфликты. Он
демонстрирует дружественность и уважение. Но через десять лет именно он может
потеснить Россию на мировом нефтяном рынке
Казахстан похож на богатую невесту, которую обхаживают
заморские женихи - и американские ковбои, и польские паны, и гарные украинские
хлопцы, и неспешные китайцы. Есть еще Грузия, Азербайджан, Турция, Евросоюз.
Чего они все хотят от страны, которую вот уже 16 лет возглавляет Нурсултан
Назарбаев? Им нужна казахстанская нефть.
По планам правительства республики в 2015 году в
Казахстане должно добываться 150 млн. тонн нефти, из которых, по оценкам
экспертов, вывозиться будет около 125 млн. тонн (сегодня - почти 53 млн. тонн).
РФ также уверена, что сможет нарастить свой нефтяной экспорт - с нынешних 250
млн. до 300 млн. тонн. Хватит ли места российской и казахстанской нефти на
рынке?
В начале февраля этого года Казахстан посетила с визитом
американская делегация во главе с помощником госсекретаря США по вопросам
экономики, энергетики и бизнеса Дэниелом Салливаном. Американцы приехали
обсуждать возможные пути транспортировки нефти и газа из Казахстана в обход
России. Несколькими днями ранее президент Назарбаев посетил с визитом Украину.
Его коллега Виктор Ющенко и премьер Виктор Янукович говорили о том, что очень
хотели бы интенсифицировать сотрудничество в сфере ТЭКа. Речь идет о достройке
нефтепровода Одесса-Броды до Польши и загрузки его казахстанской нефтью, а также
о ее частичной переработке на украинских НПЗ. В это же время появилась
информация, что Польша намерена развивать сотрудничество с Казахстаном в
нефтяной сфере. По данным польских СМИ, президент и премьер республики Лех и
Ярослав Качиньские собираются в Казахстан, где будут лоббировать допуск PKN
Orlen, недавно купившей литовский нефтеперерабатывающий концерн Mazeikiu Nafta
(MN), на который претендовала и казахстанская национальная компания
«КазМунайГаз», к добыче казахстанской нефти. Поляки также готовы инвестировать в
проект Одесса-Броды, но только если в нем будут участвовать Казахстан,
Азербайджан, Грузия и Украина. А 28 марта в Астане пройдет встреча министров
иностранных дел в формате «Тройка ЕС - Центральная Азия». Одной из тем встречи
станет энергетика. Европа, напуганная российскими остановками экспорта нефти и
газа, ищет пути диверсификации источников энергоносителей. Не менее активен в
отношениях с Казахстаном и Китай.
Тихий конкурент
«У нас есть все возможности превратиться в number one в
мире по добыче нефти и обойти Саудовскую Аравию», - заявил на экономическом
форуме в Давосе первый вице-премьер российского правительства, председатель
совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев. По добыче мы, конечно, ее
обойдем: по прогнозам Минпромэнерго РФ, планируется добыть 490 млн. тонн черного
золота в 2007 году. Но вот по запасам РФ находится в конце первой мировой
десятки: если у Саудовской Аравии (1-е место) 262,7 млрд. баррелей запасов, то у
России (8-е место) - около 70 млрд. При этом добычу наращивать все сложнее, в
последние годы рост составляет всего около 2%.
Запасы Казахстана оцениваются сейчас приблизительно в 40
млрд. баррелей. Добыча с 2000 по 2006 год возросла с 35 млн. до 65 млн. тонн.
Впрочем, темпы роста добычи в последние годы тоже невысоки. Это объясняется тем,
что власти Казахстана временно приостановили интенсивную раздачу месторождений.
Но эксперты уверены: у Казахстана светлое нефтяное будущее.
«Бум в нефтегазовом секторе еще в начальной стадии, -
считает Эндрю Кохун, директор в аналитической группе Fitch Ratings по суверенным
рейтингам. - Объем добычи нефти может повыситься до 3,5 млн. баррелей в сутки к
2015 году, что будет способствовать продолжению роста резервов и нефтяного
фонда. Текущий объем доказанных запасов нефти Казахстана может позволить
поддерживать добычу на таком уровне в течение 30 лет».
При этом стоит отметить, что наиболее перспективным
рынком нефти в мире считаются страны АТР, и особенно Китай, где, по прогнозам
Международного энергетического агентства, потребление нефти к 2015 году может
вырасти примерно в 2 раза (до 500 млн. тонн в год). Будет расти потребление и в
США. В Европе потребление будет расти невысокими темпами. То есть китайский
рынок съест практически все, что ему дадут, хотя здесь преимущество все же будет
иметь тот, кто пришел первым и кто предложил китайцам более выгодные условия
сотрудничества. Сегодня это именно Казахстан, уже построивший нефтепровод
Атасу-Алашанькоу в Китай. Основным наполнителем нефтепровода является
казахстанско-китайское СП PetroKazakhstan. Впрочем, по неофициальной информации,
нефтепровод не выйдет в этом году на запланированную мощность в 10 млн. тонн,
так как PetroKazakhstan пока может обеспечить всего 5-6 млн. тонн. РФ китайцев в
свой нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) не пускает, а сама труба
может заработать лишь через несколько лет. К тому времени Казахстан и КНР могут
построить еще один нефтепровод. По словам гендиректора «КазТрансОйла» («дочка»
национальной компании «КазМунайГаз») Берика Толумбаева, в ближайшем будущем
планируется разработать обоснование инвестиций для строительства нефтепровода
Кенкияк-Кумколь, который свяжет запад и восток Казахстана, что позволит
транспортировать нефть из западного Казахстана в Китай.
Что касается традиционного российского рынка - Европы,
то там с Казахстаном будет жесткая конкуренция. Рост в Европе, как уже
отмечалось, будет минимальным, и поэтому каждый новый баррель будет продаваться
с трудом. Учитывая же намерение ЕС диверсифицировать поставки нефти, можно
предположить, что все больше потребителей в Старом Свете станут отказываться от
российской нефти в пользу казахстанской.
Кстати, по прогнозу Минпромэнерго РФ, объем поставок на
европейский рынок к 2015 году сократится с 234 млн. тонн (2005 год) до 200 млн.
Должен вырасти на 22 млн. (до 30 млн. тонн) экспорт в страны АТР и Центральной
Азии, а также на 11 млн. тонн (до 13 млн.) - в Северную Америку. И в Центральной
Азии, и в США российскую нефть будет поджидать нефть из Казахстана. Прирост
добычи почти на 100 млн. тонн в год позволит Астане сделать это. Вопрос лишь в
том, как доставить казахстанскую нефть на новые рынки.
Транспортные узлы
И у России, и у Казахстана есть схожая проблема:
существующие транспортные мощности не могут обеспечить растущую добычу и
экспорт. У «Транснефти» сейчас есть профицит только на южном направлении.
Расширение мощностей планируется в направлении КНР (строительство ВСТО) и Европы
(расширение Балтийской трубопроводной системы на 50 млн. тонн в год). Кроме
того, РФ, Греция и Болгария планируют построить нефтепровод
Бургас-Александруполис, что позволит обойти перегруженные Босфор и Дарданеллы,
соединяющие Черное и Средиземное моря и контролируемые Турцией.
Казахстан же экспортирует львиную долю нефти по
российской территории. Как сообщили «Профилю» в «Транснефти», в 2005 году было
транспортировано 18,9 млн. тонн казахстанской нефти в направлении портов
Приморск и Новороссийск. В 2006-м снижения объемов транспортировки не ожидается.
Еще 24,261 млн. тонн было отправлено на экспорт по системе Каспийского
трубопроводного консорциума (КТК), соединяющего нефтяные месторождения западного
Казахстана с терминалом в Новороссийске. Всего КТК отгрузил 31,1 млн. тонн
нефти, из них, как сообщили «Профилю» в компании, 6,86 млн. тонн - российской
нефти. Казахстан будет наращивать добычу и экспорт, «однако для поставки
добываемой нефти на рынок потребуется увеличение инвестиций в экспортные
мощности», говорит Эндрю Кохун. И это не в пользу России.
«Существующие маршруты транспортировки углеводородов
через территорию России уже наполнены и не позволяют прокачивать дополнительные
объемы. В ближайшие годы Казахстан значительно нарастит производство нефти, -
цитирует представителя Госдепа США «Интерфакс». - Сейчас 100% экспортируемого
республикой газа и 90% нефти идет через Россию, что само по себе неплохо. Но
почему бы Казахстану не располагать дополнительными маршрутами транспортировки
углеводородов?»
Что же предлагают США? Точнее, что рассматривает
правительство Казахстана? На повестке дня в общем-то один транспортный коридор -
Каспий-Азербайджан-Грузия-Турция. Нефть Казахстана должна танкерами перевозиться
в Баку, откуда по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) поставляться в Турцию
и танкерами перевозиться до конечных потребителей. Таким образом предполагается,
в частности, транспортировать нефть с месторождений Тенгиз и Кашаган. 24 января
2007 года был подписан меморандум о создании «Казахстанской Каспийской Системы
Транспортировки» (КТС) между «КазМунайГазом» и участниками проектов Тенгиз и
Кашаган (Chevron, Exхon Mobil, Eni, Shell, Total и&NxF;др.). Он предполагает
строительство нефтепровода Ескене-Курык, который соединит Кашаган с каспийским
портом Курык. Ориентировочная стоимость проекта $3 млрд. Мощность КТС составит
25-38 млн. тонн в год. КТС должна вступить в строй к 2011 году.
Если этот проект реализуется, то Казахстану и
иностранным компаниям не надо будет ждать решения о расширении мощностей КТК до
67 млн. тонн и окажется не нужен Бургас-Александруполис. Стоит также отметить,
что «КазТрансОйл» стал в минувшем году соучредителем казахстанско-грузинского СП
«Батуми Терминалс». В Батуми будет поставляться нефть танкерами через Каспий до
Баку и далее по железной дороге.
По тому же коридору проложен и газопровод Баку-Эрзурум,
который, как и БТД, пока не заполнен (у Азербайджана своих нефти и газа не
хватает). Есть планы продлить его до Казахстана (и, может быть, до
Туркменистана), увеличить мощность и создать еще одну, теперь уже газовую,
альтернативу России. Украинское направление с нефтепроводом Одесса-Броды еще
только обсуждается. У Казахстана на него может просто не хватить нефти. Пока.
Другое направление, через Иран, Пакистан или Афганистан, могло быть теоретически
очень выгодным, но против него категорически возражают США по понятным
политическим соображениям.
Многие эксперты скептически относятся к этим планам
Казахстана. Но вспомним, БТД тоже был построен вопреки отсутствию нефти. Сейчас
нефти у Казахстана на новые проекты не хватает, но она должна появиться через
5-10 лет. К тому же надо учесть тот факт, что главные игроки в казахстанской
нефтянке - иностранные компании. Им проще договориться с дружественными Западу
режимами, чем с Кремлем. Опыт КТК, Сахалина-2 и других проектов толкает их к
этому. Впрочем, текущий и даже, может быть, больший объем транспортировки
казахстанской нефти через Россию сохранится. Но вот новых больших объемов нам,
скорее всего, не видать. И никакая президентская дружба не поможет.
Маршруты, которые мы выбираем
14.02.2007.
Экспресс-К (Казахстан)
Кульпаш Конырова
Зачастившие в Казахстан в последнее время европейские и
заокеанские vip- персоны озадачены одним - поиском новых маршрутов поставок
наших углеводородов на мировые рынки. Причем желательно в обход
России.
КТК
"Сейчас 100 процентов экспортируемого республикой газа и
90 процентов нефти идут через Россию, что само по себе неплохо. Но почему бы
Казахстану не располагать дополнительными маршрутами транспортировки
углеводородов?" - так вопросом на вопрос объяснил цель своего визита в Казахстан
побывавший на прошлой неделе в Астане заместитель госсекретаря США по вопросам
экономики, энергетики и бизнеса Дэниэл Салливан.
Сегодня самые главные нефтяные артерии, по которым наша
республика поставляет свои нефть и газ на Запад, - это КТК (Каспийский
трубопроводный консорциум) и Атырау - Самара. Оба трубопровода пролегают через
территорию России. По данным Минэнерго, Казахстан в прошлом году экспортировал
57,1 миллиона тонн нефти. Из этого объема по нефтепроводам КТК было
транспортировано 24,6 миллиона тонн, по Атырау - Самара - 15,4 миллиона тонн. То
есть в общей сложности 40 миллионов тонн нефти. Остальные объемы распределяются
следующим образом: более 9 миллионов - через порт Актау, и 2,2 миллиона по Атасу
- Алашанькоу. Таким образом, как правильно заметил представитель госдепа США,
три четверти казахстанской нефти идет на мировые рынки через Россию.
Но, по мнению того же Салливана, транспортная система
России в перспективе не сможет обеспечивать транзит в Европу возрастающих
объемов казахстанских нефти и газа. "Существующие в настоящее время маршруты
транспортировки углеводородов через территорию России уже наполнены и не
позволяют прокачивать дополнительные объемы. В ближайшие годы Казахстан
значительно нарастит производство нефти. И как она будет поставляться на внешние
рынки?" - спрашивает представитель госдепа США.
Опасения, высказанные заморским гостем, имеют основания.
Вот уже несколько лет между акционерами КТК, в числе которых есть и
американские, и европейские компании, ведутся переговоры о расширении пропускной
способности этого трубопровода до 67 миллионов тонн нефти в год, но результатов
пока нет. Причина - в позиции российской стороны. "Мы в принципе прорабатываем
условия, в соответствии с которыми акционеры должны прийти к согласию по
расширению КТК. На сегодня, к сожалению, российская сторона не согласилась с
теми условиями, которые ей предлагаются, - ответил в интервью "ЭК" управляющий
директор по транспортировке АО "НК "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдин. - И
переговоры продолжаются. Надеемся, что сегодня мы ближе к тому, чтобы
договориться, чем разойтись", - добавил он.
Пока идут переговоры по КТК, Европа и США делают ставку
на кавказское направление. Если быть точнее, на Баку - Тбилиси - Джейхан для
нефти, а по газу - на транскаспийский газопровод, которого, правда, пока еще
нет.
Мерси, Баку
"Мы изучаем возможность строительства транскаспийского
газопровода. В первую очередь потому, что данный проект - в интересах самого
Казахстана. Быть может, вы не поверите в искренность наших намерений, но нами
движет желание помочь важному для нас партнеру - Казахстану. Мы знаем, что это
будет выгодно и ему, и нашим европейским союзникам", - сказал казахстанским
журналистам представитель госдепа США.
Напомним, что любой вопрос, связанный с Каспием, может
осуществиться лишь после того, как к единому решению придут все пять
прикаспийских государств: Иран, Россия, Туркменистан, Азербайджан и Казахстан.
Но вот уже 15 лет между пятью странами ведутся эти переговоры, а согласия до сих
пор нет.
Но, похоже, энергетические конфликты последних двух лет
могут стать хорошим толчком для сговорчивости. Усилия, предпринимаемые
правительствами Европы и США, направлены сегодня на решение именно этого
вопроса. После Казахстана делегация, возглавляемая представителем госдепа США,
посетила Азербайджан, где, не жалея комплиментов, назвала эту республику также
основным поставщиком нефти и газа на мировой рынок. Как будут строиться
переговоры США с остальными прикаспийскими государствами (Ираном и Россией),
покажет время. Но то, что они будут нелегкими, это однозначно.
Казахстан же, не теряя интереса к российскому коридору,
активно работает и над транскаспийским. Не дожидаясь решения проблемы по Каспию,
республика приступила к созданию собственной системы транспортировки
углеводородов ("ЭК" об этом уже писал). Новый путь предполагает строительство
трубопровода вдоль казахстанского побережья моря с последующей доставкой нефти
до Баку - Тбилиси - Джейхан танкерами. Новую систему планируется построить к
2010 году, когда пойдет "большая нефть" с Кашагана. Общий объем поставок
вырастет с 9 миллионов до 38 миллионов тонн нефти в год - почти столько же,
сколько сейчас Казахстан отправляет на экспорт через Россию. Так что
транскаспийский акцент сегодня вполне оправдан.
Обходной маневр
17.02.2007. Новое
поколение (Казахстан)
Амина Джалилова
В среду министр энергетики и минеральных ресурсов
Бактыкожа Измухамбетов заявил, что к 2010 году будет построен газопровод с
запада Казахстана на юг. За этим, казалось бы, обыденным сообщением скрыто
другое, гораздо более важное для энергетического рынка всего региона.
Судя по всему, в правительстве наконец решен вопрос о
строительстве газопровода Западный Казахстан - Западный Китай, который позволит
не только расширить сотрудничество с Поднебесной, но и снизить зависимость
Казахстана от России в вопросах транспортировки углеводородов на мировые
рынки
Как известно, власти Казахстана и Китая рассматривали
два маршрута строительства газопровода из Западного Казахстана в Западный Китай.
Первый предполагал строительство ветки с запада до поселка Атасу в Центральном
Казахстане, а затем - точно по линии уже существующего нефтепровода Атасу -
Алашанькоу. Транспортировка нефти и газа по одному маршруту позволила бы
сэкономить на инфраструктуре.
Второй маршрут - гораздо более интересный. Труба должна
протянуться с западного Казахстана на юг, обеспечить там голубым топливом
газодефицитные районы, а затем уже газ должен транспортироваться в Китай. Южный
вариант хорош еще и тем, что позволяет в будущем присоединиться к нему
Туркменистану, который также давно ведет переговоры с Китаем о строительстве
газовой трубы. Хотя южный маршрут, судя по всему, более протяженный.
И вот на этой неделе министр энергетики презентует
премьер-министру программу строительства газопровода Бейнеу - Бозой - Шалкар -
Самсоновка. И сообщает, что ведутся переговоры о поставках туркменского газа в
Китай по этому газопроводу. Что позволяет сделать вывод: правительство
Казахстана наконец приняло решение о строительстве газопровода в Китай.
Этот проект позволяет решить огромный комплекс
чрезвычайно важных для страны задач. Во-первых, решается проблема юга, который
сильно зависит от дорожающего узбекского газа. Во-вторых, голубое топливо
казахстанских нефтегазовых месторождений наконец найдет потребителя, и
недропользователям будет намного проще решить проблему его утилизации.
Сегодня, как известно, газ сжигают на факелах, что очень
негативно влияет на экологию. Нефтяники уже взялись вплотную за решение этой
проблемы, обещали к 2011 году прекратить сжигание. Новый газопровод им в этом
поможет.
В-третьих, страна станет получать доходы от поставок
своего и транзита чужого газа в Китай. В-четвертых, всемогущий "Газпром" больше
не сможет диктовать Казахстану, по какой цене нам следует продавать ему голубое
топливо. Сейчас единственный способ поставки газа на экспорт подразумевает
пересечение территории России, поэтому Казахстан вынужден соглашаться с любыми
условиями Москвы. Но это ненадолго.
Сегодня еще рано говорить о том, что самый лакомый кусок казахстанской экономики - нефтянка - может заговорить по-китайски
16.02.2007.
Gazeta.kz
Дмитрий Перцев
Ситуация под контролем, ничего кардинального в ней
произойти не может, с контрактами на недропользование, подписанными в 90-х годах
прошлого века разбираемся - вот нехитрый набор аргументов, с помощью которых
казахстанские чиновники успокаивают менее информированных обывателей.
Но есть и другая сторона вопроса, которая не может не
тревожить.
Нефтепровод Атасу-Алашанькоу стал символом успешной
диверсификации углеводородных поставок напрямую от производителя к
потребителю.
Активно обсуждаемый газопровод в Китай, судя по всему,
вполне может стать реальностью и словно по линейке разделить Казахстан на север
и юг.
И самое интересное. Казахстанские власти несколько
растерялись тогда, когда китайская CNPC покупала PetroKazakhstan. Они же чуть ли
не запаниковали, когда китайская CITIC приобрела Nations Energi.
Интересная получается картина. Если последние китайские
приобретения присовокупить к реально действующему нефтепроводу и возможной
газовой трубе, то получается довольно занимательная панорама национальных
интересов Пекина в отдельно взятом Казахстане.
Знаете, чем нас снова успокаивают? Тем, что, мол,
согласно поправкам 2005 года в закон "О недрах" госкомпания "КазМунайГаз"
получит в обоих активах свой 50-процентный пакет акций. В случае с CNPC опцион
уже выкуплен, в случае с CITIC гарантом для привлечения займов для казахстанской
госкомпании выступят сами же китайцы. Чтобы не огорчать пугливых рядовых
граждан, предположим, что гарантии на привлечение денег для "КазМунайГаза"
китайская CITIC даст на бескорыстной основе. Но казахстанские власти поправками
2005 года не ограничились. Они почувствовали, что последние можно легко обойти и
применили тактику "дубинкой по голове" вместо "сладкой конфеты на десерт".
Поправки 2007 года, инициированные кабинетом Карима Масимова, были поддержаны
мажилисменами и лично президентом Назарбаевым. Тем самым Казахстан ввел
двухлетний мораторий на перепродажу месторождений.
С какой решимостью Астана готова защищать свои нефтяные
активы от всепроникающих китайцев? Как китайцы отреагируют на меры
казахстанского правительства? И вообще, можно ли защититься от угрозы, от
которой не смогли в полной мере защититься даже могущественные Соединенные Штаты
Америки?
ПОПРАВКИ-2005
6 октября 2005 года казахстанские парламентарии внесли
ограничительные поправки не только в законы "О нефти", "О недрах и
недропользовании", но и жестко увязали вопрос с понятием национальной
безопасности. Согласно новым на то время нормам, министерство энергетики и
минеральных ресурсов наделялось полномочиями отказывать в выдаче разрешения на
передачу права на недропользование, если она угрожала национальной
безопасности.
Тем самым, парламентарии постарались предотвратить
ситуацию, когда в одних руках можно было бы сконцентрировать слишком крупные
пакеты акций нефтянки. Причем, в поправках однозначно отметили, что министерство
может отказать в разрешении, "если это может повлечь за собой концентрацию прав
на проведение нефтяных операций у одного лица или группы лиц из одной
страны".
К тому времени канадская компания PetroKazakhstan решила
уступить свои активы в Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе
(Южно-Казахстанская область) и Кумкольской группе месторождений (Кызылординская
область) китайской компании CNPC. Общая стоимость сделки - 4,48 миллиарда
долларов.
Направленность поправок понятна. Китайцы только-только
приценивались к весьма перспективному нефтяному сектору географического соседа и
успели заключить одну сделку. Больше всего Астану во всей этой истории с
продажей PetroKazakhstan раздражало то, что сделка, исходя из норм
международного права, велась напрямую компания с компанией без подключения
третьей заинтересованной стороны - Казахстана. Кстати, на территории которого
пресловутые активы и находятся.
Условие казахстанских властей было тоже прописано в
поправках. Китайская компания осуществляет сделку только в том случае, если
уступит половину покупаемых активов госкомпании "КазМунайГаз". Естественно,
китайцы не стали особенно спорить по вопросу правомочности или неправомочности
требований Казахстана, а уступили требованиям.
Согласно поправкам, министерство энергетики и
минеральных ресурсов наделялось правом заблокировать передачу третьим лицам прав
недропользования на месторождениях полезных ископаемых, находящихся на
территории республики, а также долей участия в организациях, которые прямо или
косвенно обладают этими правами. Но с этой нормой вышел казус, который произошел
в процессе обсуждения сделки по Nations Energi.
ПОПРАВКИ-2007
Двухлетний мораторий на перепродажу лицензий на
разработку нефтяных месторождений, по мнению казахстанских властей, заставит
недропользователей больше инвестировать в разведку и разработку
месторождений.
С другой стороны, вполне возможно, что возглавляемый
итальянцами консорциум к 2009 году начнет промышленную разработку Кашагана или
хотя бы вплотную приблизится к ней. Вопрос по Кашагану заметно беспокоит Астану
в плане подозрений, что международный консорциум умышленно не вкладывает
инвестиции в разработку, дожидаясь стабильных позитивных ожиданий с мирового
нефтяного рынка.
Ни для кого не секрет, что разработка на данном участке
Каспийского шельфа связана с большими технологическими трудностями, но, как
полагают казахстанские власти, месторождение столь уникально, что способно
оправдать любые затраты.
Но самым главным раздражителем поправок 2007 года стала
вторая крупная сделка китайцев по Nations Energi, владеющей правом на разработку
месторождения Каражанбас.
Очевидные факторы
Западные компании, добившись в середине 90-х годов
прошлого века скупки нефтяных активов в Казахстане, сумели наладить разработку
месторождений. Но время идет, и пик добычи, естественно, оказывается позади. Как
и любой международный бизнес, нефтяные компании постоянно просчитывают
перспективы, и когда наступает момент экономической неэффективности проекта,
стараются сбыть активы.
Астана считает перепродажу нефтяных активов
спекулятивным фактором, в то время, как западные компании с такой трактовкой
вряд ли согласятся. Бизнесу важно работать в прибыльных секторах, и если данный
показатель становится малопривлекательным, они уходят с рынка.
Особенно Астану волнует вопрос прихода на рынок
китайских госкомпаний. Если западные компании часто исходили из критериев
целесообразности, то китайцы четко выполняют поставленную перед ними работу.
Зачастую они склонны скупать любые нефтяные активы вне зависимости от их
стоимости.
В случае с Nations Energi это показательно. Российская
"Лукойл" посчитала активы канадской компании переоцененными, тогда как китайскую
компанию этот факт нисколько не смутил.
Кстати, комиссар Евросоюза по вопросам энергетики Андрис
Пибалгс выдвигает свою версию повышенного интереса Поднебесной к нефтяным
активам Казахстана. По его словам, Китай (то же самое китайские госкомпании)
преследует цель резервации ресурсов. Приобретение активов позволяет им
перенаправить часть энергоресурсов из Каспийского шельфа в сторону Китая. Вполне
возможно, что в случае необходимости (неплохих перспективах доставки нефти из
Персидского залива) китайские госкомпании могут пойти даже на сокращение добычи.
В ситуации сложностей маршрута доставки нефти через Малаккский пролив, возможно,
те же китайские компании могут максимально нарастить добычу нефти. В любом
случае, такие амплитуды колебаний могут дестабилизировать нефтяной рынок
Казахстана, и ударить по интересам национальной энергетической безопасности.
Министр не у дел
Возможности использовать поправки 2005 года ограничены.
В этом лично убедился министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана
Бактыкожа Измухамбетов в ситуации вокруг Nations Energi.
Его попытки заблокировать сделку оказались тщетными, и
китайцы отделались лишь бонусом в 50 процентов для "КазМунайГаза".
В данном контексте есть повод порассуждать по поводу
переоцененных активов канадской компании. "Лукойл" вышла из тендера, как
отмечалось выше, заметив явные перекосы в цене активов. Китайцы купили Nations
Energi за 1,9 миллиарда долларов. Опцион "КазМунайГаза" обойдется нацкомпании в
955 миллионов долларов. Если китайцы сознательно переплатили за активы, то и
казахам придется сделать то же самое. Вопрос в другом, насколько переоценены
активы, и как это потом скажется на эксплуатации Каражанбаса?
Измухамбетов сетовал на то, что законодательный механизм
обеспечения государственных интересов требует дальнейшего совершенствования. Но
станут ли поправки 2007 года тем самым спасительным кругом, который сможет
защитить государственные интересы?
Судя по всему, и они окажутся неэффективными хотя бы в
силу того, что предполагают запуск Кашагана в 2009 году.
Но это еще вопрос радужных перспектив, тогда как всем
нам приходится жить в условиях черно-белых реалий…
Вариации на тему Херсона
16.02.2007.
Gazeta.kz
Акрам Асроров
Зачем
Казахстану проблемный НПЗ?
Украинский вариант продажи Херсонского
нефтеперерабатывающего завода "Казмунайгазу", на первый взгляд выглядит весьма
перспективным приобретением. Расположенное в устье Днепра предприятие, мощностью
7,1 миллиона тонн сырой нефти в год, вполне можно использовать в рамках
диверсификации поставок каспийской нефти, переработки в бензин, и его
транспортировки в европейские порты. Однако, все, что выглядит в теории красиво
и складно, на практике получается кособоко и некрасиво.
Не исключение и этот случай. Для того, чтобы понять суть
украинского предложения и осторожность казахстанского президента Назарбаева,
взявшего полугодовой срок на обдумывание, можно смоделировать два варианта
развития событий.
Вариант первый: Казахстан соглашается
Соглашаясь на покупку Херсонского НПЗ, "КазМунайГаз"
получает в наследство пакет проблем, решить которые необходимо быстро.
Во-первых, необходимо достичь соглашения с российской
"Транснефтью" на прокачку в сторону Новороссийска и Южной Озереевки
дополнительных объемов каспийской нефти. По самым скромным подсчетам, для
нормального функционирования предприятия необходимо зарезервировать 3 миллиона
тонн нефти в год.
Во-вторых, изыскать 250-300 миллионов долларов, чтобы
пущенный в 1937 году завод со старым изношенным оборудованием, сделать
современным, и, самое главное, увеличить глубину переработки до приемлемых
параметров.
В-третьих, каким-то образом разделить доли поставок
нефтепродуктов в Европу с российским "Лукойлом", владеющим Одесским
нефтеперерабатывающим заводом. Предприятие уже модернизировано и готово к осени
запуститься в режиме приемлемой для рынка Европы глубины переработки.
Первую проблему "КазМунайГаз" вполне по силам одолеть,
если сможет задействовать "президентский фактор". Назарбаев может поговорить с
Путиным, а последний имеет ощутимые рычаги давления на "Транснефть". Вторую
проблему, если учитывать бурно растущую казахстанскую экономику, решить проще
простого. Но суть сложностей в том, что "КазМунайГаз" кроме вышеуказанной суммы
должен изыскать еще 955 миллионов долларов, чтобы закрыть опцион по Nations
Energi, который ей предоставили вездесущие китайцы. Третья проблема одна из
самых сложных, ибо задевает интересы одной из крупнейших нефтяных компаний.
Пойдет ли Вагит Алекперов (глава "Лукойла") на соглашение с казахами - большой
вопрос. Если проанализировать карту Украины, выясняется, что "Лукойл" по
отношению к "КазМунайГазу" занял стратегически более выгодную позицию, получив
непосредственный доступ в Черное море.
Остается суша, то есть нефтепровод "Одесса-Броды", через
которую можно качать сырую нефть, но не бензин. Нурсултан Назарбаев в ходе
недавнего визита в Украину озвучил именно эту идею - заинтересованность в
строительстве 52-километровой перемычки, соединяющей терминал Пивденный с
нефтепроводом Снегиревка-Одесса. Тогда казахские нефтетрейдеры получат прямой
доступ к транспортным сетям Украины.
Перспективность Херсона еще и в том, что цены на бензин
растут быстрее, чем цены на нефть. Единственное различие: возить бензин на
дальние расстояния экономически невыгодно, значит завод вблизи Европы - неплохой
шанс торговать нефтепродуктами. Еще до визита президента, Казахстан боролся на
тендере за Мажекяйский НПЗ, но проиграл. Варианты строительства НПЗ в Грузии и
Турции потребуют больше капитальных вложений с неизвестно какими
перспективами.
Украинский интерес
Киеву сегодня выгоднее продать актив Казахстану, нежели
пытаться самостоятельно вкладываться в него. Почему?
Первое. Транзитный конфликт с Белоруссией заставил
Москву сконцентрировать усилия на Востоке. Теперь Россия намерена увеличить
пропускную способность нефтепровода до Приморска с 65 до 110 миллионов тонн в
год. А так как резервы нефтедобычи России ограничены, Киев вполне обоснованно
опасается, что заполнять приморскую трубу могут в ущерб транзиту через Украину.
Предполагаемый уровень потерь украинского транзита - до 55 миллионов тонн нефти
в год.
Второе. Через 3-5 лет ожидается довольно существенный
прирост прокачки казахстанской нефти в связи с пуском крупного месторождения
Кашаган. Объемы прокачки, естественно, увеличатся и к черноморским терминалам
Новороссийска и Южной Озереевки. В Киеве считают, что достаточно привлечь часть
этих объемов морем в Украину, чтобы заполнить трубу "Одесса-Броды" в направлении
Чехии и Польши.
Третье. Шесть украинских нефтеперерабатывающих заводов
построены еще в советское время, и оборудование на них давно выработало все
сроки амортизации. Так, например, в 2006 году Азербайджан переработал всего 6,3
миллиона тонн нефти из общего объема в 50 миллионов. Главная причина - глубина
переработки. Сейчас она на уровне 70 процентов. Заводы Центральной и Западной
Европы имеют глубину переработки около 90 процентов. Значит, из тонны нефти
европейцы получают больше бензина, керосина и дизельного топлива, чем украинцы и
азербайджанцы. Получается, что прокачка нефти выгоднее, чем переработка нефти на
своей территории.
Вариант
второй: Казахстан отказывается от покупки
Казахстан уже однажды владел акциями Херсонского НПЗ, но
в итоге получил лишь проблемы. В 1999 году тогда еще нацкомпания "КазахОйл"
(нынешняя "КазМунайГаз") владела 20,2 процентами акций украинского предприятия.
Завод был передан на баланс казахам с большими суммами кредиторской и зарплатной
задолженности. Тогда же было налажено сотрудничество с российской компанией
"Альянс", которая и управляла казахстанскими активами. "КазахОйл", в свою
очередь, обязался обеспечивать предприятие нефтью, первоначально 3,4 миллиона
тонн в год, впоследствии объемы были снижены до 1,8 миллиона.
В 2002 году тогдашний глава "КазМунайГаза" Ляззат
Киинов, после обсуждения вопроса с казахстанским правительством, высказался в
пользу прекращения участия Казахстана в Херсонском проекте. При этом причины
были следующими: во-первых, нерентабельной показалась прокачка нефти на
переработку, ибо часть, оседающая на заводе, автоматически вычиталась из объемов
экспорта сырой нефти, во-вторых, 20,2-процентный пакет Херсонского НПЗ не
обеспечивал нацкомпании контроль за деятельностью предприятия. Свидетельством
правоты Киинова может служить реакция российского "Альянса", который высказал
желание купить казахстанскую долю в НПЗ.
И самый существенный фактор. Даже в случае модернизации
Херсонского НПЗ, а на это необходимо время и отвлечение значительных активов,
глубину переработки проблематично довести до среднеевропейского уровня. В Киеве
это поняли.
Кажется, это поняли и в Астане, когда устами президента
высказывались за строительство 52-километровой перемычки и доступ к транспортным
сетям Украины. По всей видимости, в Казахстане решили сконцентрироваться на
экспорте сырой нефти, а свои бензиновые амбиции пока придерживают в глубоком
запаснике.
Риски прошлого, крупных вливаний в НПЗ с неясными
перспективами, судя по всему, сдерживают Казахстан от покупки украинского
нефтеперерабатывающего актива. Сейчас для Астаны неважно, станет ли
"КазМунайГаз" хозяином на Херсоне или нет. Важно найти достаточно емкую трубу
для прокачки кашаганской нефти в Европу. Самый реальный шанс - это нефтепровод
Одесса-Броды, куда и стремится попасть Астана.
Алекперов узел
Как и предполагалось, российская компания "Лукойл"
модернизировал Одесский НПЗ и собирается в августе 2007 года осуществить пробный
запуск, а в сентябре запустить основные мощности. На модернизацию завода
"Лукойлом" потрачено 300 миллионов долларов. Предполагается, что теперь Одесский
НПЗ будет выпускать высококачественный бензин и другие нефтепродукты. Но при
этом имеется один существенный недостаток: глубина переработки увеличится с
нынешних 52,5 до 75 процентов.
Напомним, что заводы в Европе обладают глубиной
переработки около 90 процентов. Фактически это означает, что "Лукойлу" придется
максимально задействовать дешевую рабочую силу, чтобы хоть как-то конкурировать
с европейскими конкурентами. Чем будет компенсироваться 15-процентный заведомый
проигрыш в конкуренции, пока неясно.
Думается, сейчас в российской компании менее всего
озабочены возможной конкуренцией со стороны казахов. Их сейчас волнует одна
проблема: как сделать работу Одесского НПЗ рентабельной, ибо внутренний рынок
той же Украины не столь привлекателен, чем рынок соседних Польши или
Германии.
Но есть во всей этой истории с возможным приобретением
Херсонского НПЗ и третий вариант развития событий. Астана вполне может
придержать вопрос до поры до времени. Посмотреть, как начнет работу и
постарается вытащить свои инвестиции из Одесского НПЗ Вагит Алекперов. И, в
случае чего, вновь вернуться за стол переговоров на предмет покупки Херсонского
НПЗ…
"ПетроКазахстан", ТШО: Кто следующий?
24.02.2007.
Эспресс-К (Казахстан)
Кульпаш Конырова (Астана)
На этой неделе вялотекущий конфликт между Министерством
охраны окружающей среды и "Тенгизшевройлом" (ТШО), похоже, вошел в острую фазу.
Министр Нурлан Искаков решил подвести черту: если нефтяная компания всерьез не
задумается об экологии страны, он намерен пойти на крайние меры - через суд
приостановить ее деятельность.
В подтверждение своего намерения глава природоохранного
ведомства привел пример с небезызвестной канадской компанией "ПетроКазахстан",
которую за игнорирование казахстанских законов два года назад вынудили покинуть
нефтяной рынок республики. И от того, как сложится теперь дальнейшая судьба ТШО,
во многом зависит отношение власти ко всем иностранным инвесторам, наносящим
вред экологии страны.
Именно поэтому конфликт между министерством и
"Тенгизшевройлом" привлекает сегодня пристальное внимание не только СМИ, но и
других нефтяных компаний. По мнению последних, ситуация с ТШО - тревожный сигнал
всем. Главная интрига ситуации - с одной стороны, государство наконец-то
намерено заставить с собой считаться, с другой - на кону привлекательность его
инвестиционного имиджа. Но об этом чуть позже.
Напомним, Нурлан Искаков, только вступив в должность
министра охраны окружающей среды, не стал "мелочиться", а сразу же "пошел в
атаку" против "Тенгизшевройла". Между тем в это СП, как известно, входят такие
акулы мирового нефтяного бизнеса, как американские компании "Шеврон" и "Эксон
Мобил", российская ЛУКОЙЛ в тандеме с другой американской фирмой, а также
"КазМунайГаз". ТШО ведет нефтедобычу на месторождении Тенгиз с 1993 года. яВ
настоящее время производит порядка 300 тысяч баррелей (1 баррель - 158,76 литра)
нефти в сутки, что превышает 20 процентов от общей добычи черного золота в
Казахстане.
Основания для конфликта с "Тенгизшевройлом" были
достаточно серьезные. По данным Министерства охраны окружающей среды, с 1993 по
2005 год в ТШО произошло около 700 аварийных ситуаций и 98 нарушений
экологического законодательства. Только с 2001 по 2004 год в факелах было
сожжено более 11 млн кубометров природного газа. А объем инвестиций от прибыли
на природоохранные мероприятия за прошлый год составил всего 2,6 процента. То
есть от 1 тонны реализуемой нефти на экологию расходовалось:1,3 тенге!
Несмотря на неоднократные предупреждения министерства,
ТШО слабо реагировал на все его претензии. Уже тогда многие скептики заявляли,
что "Тенгизшевройл" - "слишком крепкий орешек" и он "не по зубам" новому
министру. Подобные высказывания потребовали от Нурлана Искакова более
действенных мер. "Отступать дальше некуда, считаю, что нам необходимо принимать
жесткие меры", - резюмировал он.
Правда, сделав такое заявление перед журналистами,
министр уточнил: до подачи иска в суд он дает компании месяц для того, чтобы она
могла представить полный план мероприятий по устранению нарушений
природоохранного законодательства. Что будет через месяц - покажет время. Пока
же ТШО не проявляет никакой реакции.
Напомним, в свое время, когда аналогичный конфликт
произошел с канадской компанией "ПетроКазахстан", он сразу же вышел за пределы
республики. В зарубежных СМИ появились публикации не в пользу Казахстана.
Авторитетное издание Wall Street Journal тогда писало: "Страна, некогда бывшая
любимицей западных нефтяных мейджоров, становится территорией, все более опасной
для инвесторов". Заокеанские аналитики сделали вывод: гонения на канадский
"ПетроКазахстан" "символизируют дальнейшее ухудшение положения иностранных
нефтяных инвесторов в Казахстане". В настоящее время, говорилось в статье,
государство вновь выдвигает претензии на усиление своей роли в нефтяном секторе,
диктуя условия, способные отпугнуть новых инвесторов.
Однако позиция Казахстана, по признанию тех же
скептически настроенных к нам аналитиков, отражает общемировую тенденцию.
"Учитывая тот факт, что с 2001 года цена на нефть почти удвоилась, государства,
сидящие на огромных запасах, требуют для себя все большей доли из неожиданно
выросших доходов нефтяных компаний, - пишут они. - Западные нефтяные компании,
жаждущие получить новые месторождения углеводородов, вынуждены "проглатывать"
все более жесткие условия для того, чтобы не выйти из игры".
Да, сегодня республика окрепла и начала "качать права".
Нефтекомпании не хотят нести большие затраты на экологию. А Казахстан вправе
требовать - это право хозяина. "Не нравится, - справедливо заметил в бытность
министром энергетики и минеральных ресурсов Владимир Школьник, - уходите. Все
равно на казахстанские месторождения очередь желающих уже выстроилась".
- К нам в республику пришли инвесторы с мировым именем,
они и должны работать, как в самых лучших странах мира, - заявил на этой неделе
журналистам министр охраны окружающей среды. - Необходимо заставить
недобросовестные компании соблюдать казахстанские законы. Наши дети и внуки
должны увидеть не мертвую голую степь, а цветущий край, обустроенный за счет
высоких цен на нефть.
Пока Нурлан Искаков - один на "передовой линии фронта".
Еще не ясно, какой будет позиция в отношении ТШО правительства РК, куда намерен
обратиться главный эколог страны.
Финита ля комедия
23.02.2007.
Республика (Казахстан)
Мухамеджан Адилов
«Финита ля комедия» – так можно охарактеризовать
решения президента о ликвидации Государственной комиссии по разработке и
конкретизации программы демократических реформ и создании рабочей группы,
которая займется подготовкой предложений по внесению изменений в Основной закон
страны.
При всей своей неожиданности меры эти давно
напрашивались. Во-первых, Госкомиссия как доказательство приверженности
нынешнего главы государства демократическому пути развития потеряла свою
ценность, и в преддверии декабрьского сражения за пост председателя ОБСЕ на 2009
год нужно было найти новый аргумент, которым и станет рабочая группа. Во-вторых,
если говорить о политических реформах и поправках в Конституцию президент был
готов в широком кругу, но разрабатывать конкретные вещи он предпочитает в
узком.
Косметический ремонт
Центром выступления Нурсултана Абишевича стала следующая
фраза: «Сегодня никто не может поставить под сомнение, что именно легитимная
государственная власть в Казахстане осуществляет стратегическое продвижение к
демократии и вырабатывает алгоритм демократических реформ, находясь в
конкурентном политическом поле. И в этом заключается созидающая сила
власти».
Трудно сказать, чего в выше процитированном утверждении
больше: политической самоуверенности или слепоты государственного деятеля,
непонимания того, как формируются демократические системы, или уверенности, что
государство всесильно, ощущения неограниченной власти или безысходности от того,
что свернуть с однажды выбранного пути уже не получится?
Все остальное, сказанное Назарбаевым на заключительном
заседании Госкомиссии, уже не важно: политические реформы или поправки в
Конституцию будут инициироваться правящей группой, проводиться в ее интересах и
учитывать мнение остальных политических сил в той мере, в которой это не
угрожает безопасности Власти.
Нет смысла критиковать Назарбаева за заявления типа:
«достигнуто единство политических сил по принципиальным вопросам политической
модернизации» или «госкомиссия проявила себя как эффективный институт
политического диалога и достижения общественного консенсуса по поводу логики и
содержания политических реформ, задала четкую траекторию дальнейшего
демократического развития Казахстана» и так далее. Судя по всему, г-н президент
искренне верит в свою Историческую миссию, а его окружение не спешит его
разочаровывать. Как говорится, каждый кулик свое болото хвалит.
Хотя очевидно, что президенту пришлось признать вещи,
которые еще год назад он не допускал в принципе – необходимость внесения
изменений в Основной закон страны. Правда, сделал он это, как всегда: с
временным лагом после озвучивания идеи и по алгоритму, необходимому ему, а не
казахстанскому обществу. В результате подобного перехвата идей Нурсултан
Абишевич снова выступает в роли Отца нации, проводящего модернизацию в интересах
народа, хотя очевидно, что его вынудили пойти… нет, не на реформы, а на
косметическое реформирование политической системы.
Похоже, именно эта уникальная способность присваивать
себе положительные результаты экономических, политических и социальных процессов
в Казахстане с выработанным за многолетнюю практику умением перекладывать вину и
ответственность за провалы, ошибки и недоработки на правительство и свое
окружение, помимо личных качеств крупного политика и государственного деятеля
позволили ему удерживаться у власти уже почти два десятка лет.
Любопытна риторика Назарбаева, когда он на примере
нескольких стран постсоветского пространства и Польши доказывает необходимость
сохранения сильной президентской вертикали власти и убеждает, что реформирование
политической системы ни в коем случае не должно приводить к ослаблению
управляемости государства, то есть к ослаблению его возможностей по управлению
всеми нами.
Уйти, чтобы вернуться?
Сегодня, когда Государственная комиссия по разработке и
конкретизации программы демократических реформ стала историей, у ее членов может
появиться ощущение успеха – дескать, все обсудили, договорились, решили и
убедили президента. Думается, что они не правы. Осмелимся предположить, что
главным аргументом для Назарбаева в пользу реформирования стала прошлогодняя
стычка между двумя его приближенными – Рахатом АЛИЕВЫМ и Нуртаем АБЫКАЕВЫМ по
поводу того, кто станет «козлом отпущения» за гибель Алтынбека САРСЕНБАЕВА.
В результате этой трагедии уже во второй раз в этом
столетии (первый раз это было создание ДВК в 2001 году) правящая элита оказалась
расколотой на жестко противостоящие лагеря. Назарбаеву удалось и в этот раз
справиться с кризисом, но путем личных потерь – потому что убийство лидера
оппозиции общественность записала на счет авторитарного режима.
Другое дело, что в данном случае лидеры «воюющих
группировок» воевали друг с другом, а не с системой; как следствие, обоих
выслали послами, тогда как лидеров ДВК в 2002 году осудили на длительные сроки
лишения свободы. Но конфликт, начавшийся 11 марта 2006 года, закончился только
сейчас, когда Рахат Алиев поехал в Вену, а Нуртай Абыкаев – в Москву. И,
возможно, третью стычку Назарбаев просто не выдержит в силу возраста, усталости
или проблем со здоровьем.
В своем выступлении на последнем заседании госкомиссии
Нурсултан Абишевич достаточно прозрачно описал, какие реформы он хотел бы
провести. Цель их была понятна еще год назад, когда о них только заговорили.
Назарбаев хочет уйти от власти, сохранив ее в своих
руках. Эта задача будет решена передачей части полномочий президента парламенту,
в котором будет господствовать партия «Нур Отан», а ей подыгрывать «ручная»
оппозиционная партия под аккомпанемент нескольких партий-статистов. В результате
мы вернемся к авторитарной политической системе, существовавшей в
социалистическом лагере, но только в формате не СССР, а стран так называемой
народной демократии.
Эпицентр смещается в «Нур Отан»
Есть смысл перечислить основные пункты, которые, можем
отдать голову на отсечение, будут реализованы в ходе работы вновь созданной
рабочей группы под руководством президента Казахстана.
Казахстан останется президентской республикой, в которой
будет усилена роль парламента, а внутри парламента – роль правящей партии.
Выборы в парламент будут проводиться по пропорциональной системе, что лишит
региональные элиты возможности отстаивать свои частные интересы и заставит их
конкурировать между собой не только в госаппарате, но и в правящей партии.
В составе парламента появятся депутаты от Ассамблеи
народов Казахстана, что увеличит президентскую квоту в высшем представительном
органе власти. Правительство будет отделено от президента при сохранении влияния
последнего на него, в результате тот сможет эффективнее отстраняться от провалов
и ошибок последнего. Политические партии будут посажены на госфинансирование,
что усилит контроль над ними государства – денежки ведь любят счет.
Все остальное, вроде передачи права санкционирования
арестов судам или превращения акимов районов и районных маслихатов в органы
местного самоуправления, не суть важно. Оно – гарнир, призванный отвлечь
внимание населения от того, что фактически ничего не меняется. Первый президент
по-прежнему будет находиться в эпицентре власти и дергать за все ниточки, другое
дело, что сам эпицентр может переместиться в кресло лидера «Нур Отана».
…Таким образом, очередная политическая комедия из цикла
«Казахстан движется по демократическому пути, но почему-то становится все ближе
к автократии» закончилась. Впереди новая – «Рабочая группа под руководством
Первого президента РК готовит поправки в Конституцию». А она в скором времени
сменится трагикомедией – «Казахстан требует пост председателя ОБСЕ, потому что
является самой демократичной страной к востоку от ЕЭС».
|