«Хочешь быть русским – будь им».
Интервью с Председателем Русской
общины Крыма С.П. Цековым.
10.02.07,
http://www.ruscrimea.ru
И. Евтюшкин
? Сергей Павлович, Русская община Крыма считается одной
из наиболее последовательных русских организаций в Крыму. Во всяком случае, ни
одна другая организация в Крыму из тех, которые называют себя русскими, не
проводит так много различных мероприятий, направленных на защиту прав русских,
сколько проводит Русская община Крыма. Как и почему была создана Русская община
Крыма и каковы основные принципы её деятельности?
? Создавалась Русская община Крыма двумя организациями.
Это, прежде всего, ? Республиканское движение Крыма ? очень известная в начале
90-х годов общественная организация, деятельность которой имела пророссийскую
направленность. Позже на базе Республиканского движения Крыма была создана
партия, которая называлась Республиканская партия Крыма (Партия РДК).
В 1993 году руководство движения и партии пришло к
выводу о необходимости создания новой общественной организации, которая
объединяла бы русских, а также тех, кто считает русский язык и русскую культуру
родными. Решение о создании организации было принято в 1993 году, а официальная
регистрация состоялась в 1994 году.
Очень долгой была дискуссия по поводу её названия. В
частности, первоначально многие склонялись к тому, что создаваемая организация
должна называться Российская община Крыма, считая, что таким образом
объединяются более широкие слои населения, представители разных национальностей,
проживающих в Крыму. С учетом того, что и Российская Федерация отличается
многонациональным составом. Но потом, мы обратили внимание на международный
опыт, международные нормы, и поняли, что в мире, как правило, принято создавать
общины с этническим названием. Например еврейская, татарская, немецкая и т.д. И
пришли к выводу, что правильно называть нашу общину Русская. А вот в
определение, ? кого объединяет и чем занимается Русская община Крыма, ? мы
заложили то, что Община объединяет русских по национальности и русских по языку
и культуре. Всех, кто считает Россию своей исторической Родиной. А под данное
определение подходят очень многие национальности, проживающие в Крыму (Русская
община Крыма объединяет, прежде всего, крымчан). Собственно говоря, на
учредительной конференции, мы приняли название Российская община Крыма, но потом
? в период регистрации, обсуждения сути организации, Владимир Павлович Терехов –
первый председатель Общины, убедил нас в необходимости назвать создаваемую
организацию Русской общиной Крыма. Правильность этого названия подтверждена
временем.
Русская община Крыма, созданная в 1993 году, первые два
года активно не работала. Системно и постоянно она заработала в конце 1995 –
начале 1996 года. Очень большую роль в этот период сыграл В.Терехов. Именно в
это время вырабатывались основные принципы деятельности общины, которым мы
следуем до настоящего времени.
Это, опять-таки, принцип объединения не только русских,
но и всех, кто считает русский язык и русскую культуру родными, а Россию ? своей
исторической Родиной. Второе ? мы пришли к однозначному выводу о том, что
Русская община Крыма является организацией надпартийной, то есть, в рядах Общины
могут быть представители разных политических взглядов. Мы не стали делить
русских, условно говоря, на демократов, коммунистов, беспартийных и так далее.
Мы решили, что Русская община Крыма ? надпартийная организация, что в ее работе
могут участвовать представители разных партий. Естественно, не могут участвовать
только представители тех партий, которые исповедуют русофобскую, антироссийскую
идеологию. Таким образом, на протяжении всех лет существования Русской общины
Крыма, в Общине были беспартийные, а также представители Гражданского конгресса,
Славянской партии, партии Русский блок, Партии регионов, Коммунистической,
Прогрессивной социалистической партии ? как есть и до настоящего времени. Мы,
правда, всегда подчеркивали – представители Русской общины Крыма в партиях
являются проводниками основных целей общины, защитниками прав русских и тех, кто
считает русский язык и русскую культуру родными.
Принцип надпартийности позволил нам иметь в Верховном
Совете Крыма очень серьезное представительство от Русской общины Крыма: 18
депутатов из 100. Хотя выборы проводились по пропорциональной избирательной
системе, представители от Общины прошли от разных партий ? от Партии регионов и
партии Русский блок, которые сформировали в Крыму единый избирательный блок
«Блок за Януковича!», от коммунистов, от прогрессивных социалистов. Есть
беспартийные. Тем самым была подтверждена правильность принципа надпартийности,
которым мы руководствуемся, и который позволил усилить наши возможности в
органах государственной власти.
В эти годы был сформулирован еще один очень важный
принцип, которым мы также руководствуемся до настоящего времени. Мы заявили о
том, что для достижения единства русских, пророссийских организаций, всем им
необходимо отказаться от публичной критики друг друга. И тем более ? от
предъявления каких-либо судебных исков и выяснения отношений в судебных
инстанциях. Мы пришли к необходимости соблюдения этого принципа потому, что
раздоры, противоречия, скандалы, которые происходили в середине 90-х годов ?
нанесли очень большой урон русскому движению в целом. Крымчанам, не искушенным в
политике, зачастую сложно разобраться в той ситуации, которая существует, в том,
кто прав, кто виноват, и им кажется, что у русских все плохо, русские не могут
договориться, русские не могут консолидироваться. Когда я говорю о русских, я
подразумеваю, конечно, и русскоязычных, русскокультурных.
? А предпринимались ли Русской общиной Крыма попытки
объединения с другими русскими организациям ?крымскими или общеукраинскими?
? На протяжении всех лет своей деятельности мы
придерживались и этого принципа стремясь к максимальной консолидации русских,
пророссийских организаций Крыма. Мы очень уважительно к ним относились. Многие
из лидеров этих организаций могут подтвердить, что с нашей стороны не было
никаких действий, которые бы унижали достоинство руководителей, которые бы
оскорбляли их каким-либо образом. Русская община Крыма всегда, в любой ситуации,
была за диалог, всегда стремилась убедить другие организации в том, что надо
договариваться, надо объединяться. Я должен заметить, что в середине 90-х годов
в Крыму было более двадцати русских, пророссийских организаций Крыма. Это можно
и сегодня еще проследить по той информации, которая имеется в Управлении юстиции
Автономной Республики Крым. Например, ? Русское движение Крыма, Республиканское
движение Крыма, Русскоязычное движение Крыма, Союз россиянок Крыма, Союз русских
и российских организаций Крыма и т.д. В общем, ? масса организаций. Результатом
именно нашей деятельности стало то, что за эти годы произошла серьезная
консолидация русских, пророссийских организаций, и на сегодняшний день,
объективно, есть одна действующая русская организация в Крыму ? Русская община
Крыма. При этом необходимо учитывать, что состоятельность организации
определяется не громкими заявлениями, названием и имеющейся регистрацией, она
определяется, прежде всего, наличием компетентных кадров,
материально-технической базой, представительством в органах государственной
власти, связями с федеральными органами власти и властями субъектов Российской
Федерации, и, конечно же – конкретными делами.
Те организации, сведения о которых периодически
появляются в средствах массовой информации, практически не обладают ничем из
сказанного. При всем в целом позитивном отношении к ним со стороны Русской
общины Крыма мы понимаем, что некоторые организации специально созданы для
конфликтов с Общиной, чтобы показать некий раскол среди русских Крыма. Обратите
внимание на те организации, основным занятием которых является критика Русской
общины Крыма. Спросите у них ? какими региональными организациями в других
городах и районах Крыма они представлены, какое имеют имущество, сколько
депутатов в Верховном Совете Крыма, в районных и городских Советах, сколько
представителей в Совете министров Крыма? А какие конкретные дела? Окажется, что
конкретных дел, кроме выступлений на пресс-конференциях и поиска других
информационных поводов для того, чтобы в очередной раз обвинить в чем-то Русскую
общину Крыма, у них нет. Нет массовых акций, нет серьезной благотворительной
деятельности ? того, чем занимаемся мы. Нет связей с Российской Федерацией.
Практически только Русская община Крыма имеет на сегодняшний день разветвленные
связи с Москвой и другими субъектами Российской Федерации. У Русской общины
Крыма хорошо отлаженные связи с Правительством Российской Федерации, с
Государственной Думой Российской Федерации, очень давние дружеские отношения с
Правительством Москвы и Московской городской Думой. На сегодняшний день, а я
думаю ? и на будущее, в Крыму есть и будет одна реально действующая сила,
которая представляет русских в Крыму, которая защищает права русских и всех, кто
считает русский язык и русскую культуру родными ? это Русская община Крыма. Если
появятся другие организации, которые начнут реально и конструктивно работать, то
нам с ними по пути. Мы готовы объединить с ними наши усилия.
? Насколько мне известно, в 2003 году произошло
объединение Русской общины Крыма и Русского движения Крыма.
? Это было одно из ключевых событий в интеграции
русских, пророссийских организаций Крыма. Я говорил о неких признаках, которые
характеризуют дееспособность организаций. Так вот, две организации обладали
этими признаками ? Русская община Крыма и Русское движение Крыма. У Русского
движения Крыма было представительство в органах власти, компетентные кадры,
материально-техническая база, были конкретные дела и налаженные связи с
Российской Федерацией.
В 2003 году Совет Русского движения Крыма принял решение
о вхождении Движения в состав Русской общины Крыма. Причем, Русское движение
Крыма заявило о своем вхождении в состав Русской общины Крыма на основе
индивидуального, а не коллективного членства. Каждый из руководителей Движения
вступил в Общину на основе личного заявления, и сегодня представители Русского
движения Крыма, ставшие членами Русской общины Крыма, играют одну из важных
ролей в работе Общины. В частности, председатель исполкома Русского движения
Крыма ? Олег Слюсаренко ? стал председателем исполкома Русской общины и
депутатом Верховного Совета Крыма. Александр Черноморов ? председатель Русского
движения Крыма ? стал первым заместителем председателя Русской общины Крыма и
сегодня является народным депутатом Украины. Он был выдвинут и предложен в
список Партии регионов от Русской общины Крыма.
? Не является ли Русская община Крыма частью Русской
общины Украины, учитывая сходство названий?
? С юридической точки зрения ? нет. Это, прежде всего,
связано с тем, что той консолидации, которой мы достигли в Крыму, нет на
Украине. Есть Русская община Украины, есть Русское движение Украины, есть масса
разрозненных организаций, которые действуют в разных областях Украины ? где-то
хорошо, а где-то не очень. Мы сотрудничаем с всеми русскими и пророссийскими
организациями Украины, уделяем работе с ними серьезное внимание, оказываем им
посильную помощь, но являемся на сегодняшний день самостоятельной организацией.
По нашему мнению, Русская община Крыма ? это крупнейшая организация не только на
Украине, но и за её пределами.
Следует понимать, что Крым ? это особый регион. За
пределами России ? это единственный регион, в котором русских проживает больше
половины. По последней переписи населения 58 процентов крымчан назвали себя
русскими и почти 80 процентов считают русский язык родным. И при этом Крым
обладает элементами государственности. Поэтому мы и на Украине подчеркиваем, что
отношение к Крыму ? особенное, работа по Крыму также особенная, отношение России
к Крыму также должно быть несколько иным, чем отношение к другим организациям
соотечественников. Наши товарищи по русским, пророссиийским организациям Украины
с этим соглашаются.
Показателем особого отношения к Крыму является то, что
на Всемирном конгрессе соотечественников, который прошел в октябре 2006 года,
крымчанам было предоставлено слово на пленарном заседании, хотя первоначально
это не планировалось. У нас оказалось очень много сторонников, очень много
друзей на всех уровнях властных структур России и организаторы конгресса пришли
к выводу о том, что представитель Русской общины Крыма должен выступить.
Выступал я, как руководитель Общины. Выступление было принято очень хорошо.
Показательно и то, что, когда решался вопрос о представительстве в
Координационном совете соотечественников ? это структура, которая будет
формироваться Министерством иностранных дел Российской Федерации ? из 29 человек
от Украины, которые собрались для решения этого вопроса, 28 человек поддержали
мою кандидатуру.
? Идеологию, на основе которой действует Русская община
Крыма, обычно называют Русской идеей. Каковы, по Вашему мнению, основные
постулаты Русской идеи в Крыму?
? Русская идея ? это не только национальная идея. Эта
идея по сути своей является более широкой. Основывается она на осознании теми
или иными людьми, ? причем людьми не обязательно русскими по национальности, ?
своей связи с Россией, с ее историей, культурой, с русским языком. Носители
русской идеи проживают не только в России, но и далеко за ее пределами ? на
территории постсоветского пространства, а также в самых разных уголках
современного мира. Если попытаться сжато сформулировать суть русской идеи, то я
скажу словами Ильи Глазунова: «Русский ? это тот, кто любит Россию». Хочешь быть
русским ? будь им. Независимо от того, кем ты числишься по паспорту. Это, как
говорится, ? состояние души.
С другой стороны, любая политическая сила, которая
защищает русскую идею в Крыму, должна исходить из того, что для подавляющего
большинства русских, живущих в Крыму, Крым – это Родина. Такая же Родина, как и
Россия. И русские не являются здесь национальным меньшинством.
Крым являлся частью России на протяжении длительного
исторического периода. Связь русских и русскокультурных крымчан с Россией не
была разорвана ни после 1954 года, ни после 1991 года. Русские в Крыму всегда
должны помнить о том, что в Крыму крестился Святой Равноапостольный князь
Владимир, что Крым был частью Руси еще в глубокой древности. Следует обратить
внимание на то, в каком состоянии находился Крым до воссоединения, или до
присоединения Крыма к России (до Манифеста Екатерины Великой в 1783 г.), и как
он был развит после. Ведь тех же памятников архитектуры, построенных до
воссоединения с Россией, в Крыму практически нет, за исключением незначительного
количества христианских и мусульманских храмов и святынь. Все было на каком-то
первобытнообщинном уровне. Посмотрите внимательно на Крым сегодня – это
сосредоточение памятников русской истории, русской культуры, русской
архитектуры. Этим все сказано. Это ? наша Родина и русские в Крыму должны себя
чувствовать такими же коренными, как и русские в России. И что бы не
происходило, в каком бы статусе ни был Крым, наши связи, наши отношения с
Россией будут неразрывными. Желание перестроить это как-то по-другому, в том
числе ? и своеобразным воздействием на чиновников такого ранга, как я, с
использованием аргумента: «Вы государственный чиновник Украинского государства и
должны руководствоваться некими особыми идеологическими нормами и ценностями»,
ничего не изменит. В какой бы роли, в какой бы должности я не находился, я ?
русский человек, мой родной язык ? русский, моя родная культура ? русская, моя
Родина ? не только Крым, а и Россия, я всегда буду тянуться к России. Как и
Русская община Крыма и те, кто ее поддерживает. Другого не дано. С этим должна
смириться, прежде всего, политическая элита Украины. Тогда и в Крыму, и на
Украине, и в отношениях между Украиной и Россией будет больше позитива.
? Сергей Павлович, какие мероприятия, ориентированные на
защиту прав русских и русскокультурных крымчан проводятся Русской общиной Крыма?
? Это ? комплекс мероприятий. Прежде всего, перед нами
стоит серьезная задача по созданию мощного русского национального движения на
базе Русской общины Крыма. Мощного организационно, интеллектуально, материально,
по численности. Мы должны усиливать свои информационные, властные возможности и
многое другое. Это позволит эффективно защищать наши права. Мы понимаем, что
сила организации определяется не только наличием большого количества её членов,
но и той поддержкой, которую оказывают ей крымчане. Ущемлению законных прав
русских нужно давать организованный отпор, в том числе и путем проведения
массовых гражданских акций, направленных на защиту наших законных прав.
Второе ? мы должны создавать и развивать разносторонние,
разноплановые связи с Россией. Не только с Правительством и Государственной
Думой Российской Федерации, не только с субъектами Российской Федерации, но и с
политическими партиями, с общественными организациями, с коммерческими
структурами. Все должно быть направлено на то, чтобы природное единство русских
в Крыму и русских, россиян в России не только сохранялось на каком-то уровне, но
и развивалось с учетом новых, современных условий. На это ориентирован целый ряд
постоянных мероприятий, которые мы проводим в Крыму. В частности, нами учрежден
ряд праздничных и памятных дат.
? Не могли бы Вы охарактеризовать несколько ключевых
дат.
? Это, прежде всего, ? 19 апреля. Мы назвали в свое
время эту дату Днем воссоединения Крыма с Россией и отмечаем её с 1995 года. 19
апреля 1783 года Екатерина II подписала Манифест о вхождении Крыма, Тамани в
состав России. Это ? ключевое событие в истории Крыма, определившее его
современный облик. Мы абсолютно уверены в том, что манифест Екатерины Великой
восстановил историческую справедливость, мы также уверены, что именно это
решение дало развитие всем национальностям ныне проживающим в Крыму. Не было бы
этого решения Екатерины II, то сегодня Крым не был бы и не в составе России, и
не в составе Украины. Фактически, Екатерина II подарила Крым современной
Украине. Если бы не было манифеста Екатерины Великой, то сегодня в Крыму не
проживала бы и такая национальность, как крымские татары. Крым длительное время
пребывал в сфере влияния Турции, а Турецкое государство до середины 20-го века
фактически не признавало никаких других национальностей, кроме турок. Вероятнее
всего в Крыму проживали бы турки, а крымские татары были бы ассимилированы.
Татары остались бы только в России. В частности, Татарстан – субъект Российской
Федерации, создал Всемирный конгресс татар, в который возможно со временем
войдут и крымские татары.
6 июня ? день защиты русского языка, день рождения
Александра Сергеевича Пушкина. Мы не на должном уровне проводим мероприятия,
связанные с этой датой, но понимаем, что этот день со временем будет одним из
ключевых праздничных дней у нас ? русских Крыма, да и всех русских, которые
проживают за пределами России. Именно в этот день будет подводиться итог того
положения, в котором находится русский язык, будут утверждаться мероприятия по
его сохранению и развитию с участием конкретных политических сил и общественных
организаций, которые выступают за защиту, сохранение, развитие русского языка.
12 июня ? день России – современный российский праздник.
Вначале мы относились к этой дате очень неоднозначно. В этот день была принята
Декларация о государственном суверенитетете Российской Федерации. Это решение
связывают с распадом Советского Союза, хотя мы понимаем, что распад Советского
Союза ? результат многих ошибок, которые совершали различные политические силы и
разные руководители. Здесь ошибки, прежде всего, руководства Компартии, которая
на тот момент потеряла управление Советским Союзом, ошибки Горбачева. Сюда же
следует отнести действия Ельцина и его окружения. Но эта дата определяет
современную Россию. А современная Россия имеет все шансы стать одним из самых
могучих и влиятельных государств мира. Она смогла сконцентрировать свои
возможности и динамично развиваться и претендовать на мировое влияние, в том
числе и через организации российских соотечественников, через российские,
русские диаспоры. Утратив часть территорий, она восстанавливает связи с
соотечественниками, которые проживают на этих территориях. 12 июня мы
подчеркиваем эту связь между Россией и нами ? русскими по происхождению, по
языку и культуре, которые оказались за пределами России.
? А можно ли говорить о том, что на базе Русской общины
Крыма создана некая система защиты прав русских и русскокультурных крымчан?
? Безусловно. Начну с непростого. Одним из серьезных
элементов системы является представительство русских, пророссийских организаций
в органах власти. Существует мнение, что в 1994-95 годах мы, имея большинство в
Верховном Совете Крыма, потерпели поражение. Это так, но то было поражение
романтических, революционных настроений в среде русских, русскоязычных,
русскокультурных, которые хотели очень быстро достичь каких-то результатов.
Откровенно говоря, в 1994-95 годах мы были обречены на провал именно потому, что
системной работы как раз и не было. Была идея, был революционный порыв, был
приход к власти, но было много случайных людей, которые не имели ни достаточного
опыта, ни достаточных знаний для того, чтобы эффективно распорядиться властью,
которой, кстати, также не было, т.к. в начале 1994 года всё было переподчинено и
контролировалось Киевом. Но, в отличие от многих русских, ? русских по
происхождению, по языку, по культуре, ? которые в 1994-95 годах испытали
разочарование и «опустили руки», к нам пришло понимание того, что для того,
чтобы достичь желаемого результата, нужно работать много, кропотливо, системно.
И только тогда можно выйти на результат, который позволит эффективно защищать
права русских и русскокультурных крымчан. В этом направлении Община работает.
Что мы подразумеваем под системой сегодня? Это идея ? защита прав русских и тех,
кто считает русский язык и русскую культуру родными, это – организация с
профессионально подготовленными, интеллектуальными кадрами, с региональными
отделениями, структурированная, многочисленная, это – материально-техническая
база, это – представительство в органах власти, это – связи с Россией и так
далее. Все это на сегодняшний день Русская община Крыма имеет. Чего нет? К
сожалению, еще нет массовой поддержки русских и русскокультурных крымчан. Если
достигнем этого уровня, то тогда мы в Крыму действительно добьемся очень
эффективной, качественной защиты наших интересов. Потому что можно прийти к
власти, можно русский язык объявлять государственным, заявлять о необходимости
проведения референдумов и назначать эти референдумы, можно даже заявлять о
принятии каких-то серьезных решений по статусу Крыма, но принятые решения нужно
уметь защитить. А без массовости, защитить наши решения практически невозможно.
Поэтому, мы и будем выходить на создание массовой организации, массового
русского национального движения.
? Сейчас в рамках нашего общества происходит смена
поколений. Хотелось бы спросить о том, приходит ли молодежь в ряды Русской
общины Крыма и каким образом Русская община Крыма работает с молодежью?
? Работе с молодежью мы уделяем очень большое внимание
не на словах, а на деле. Молодежь входит в руководство Русской общины Крыма, в
его Президиум. Среди депутатов членов Общины в Верховном Совете Крыма,
городских, районных Советах очень много молодежи. Самый молодой депутат
Верховного Совета Крыма ? Андрей Козенко ? руководитель Русского молодежного
центра Крыма, ему 25 лет. В Симферопольском городском Совете из тринадцати
депутатов от Общины пять человек ? в возрасте менее 28 лет. Практически 50%
депутатов районных Советов города Симферополя тоже в возрасте менее 28 лет.
Самый молодой в Крыму председатель районного Совета – Нижнегорского ? Александр
Петров ? также представитель Русской общины Крыма.
Составной частью Общины является Русский молодёжный
центр Крыма ? молодёжное объединение членов Русской общины Крыма. Мы не только
понимаем важность работы с молодежью, но конкретно показываем, как надо с
молодежью работать. Русская молодежь в Крыму не оказалась для нас потерянной. За
15 лет независимости Украины, они не искалечены неправдивой историей и
антироссийской, русофобской истерией. Они стали наследниками наших взглядов,
наших идей. Очень хорошо их восприняли. Слушая молодых крымских политиков в
дискуссиях, на различных мероприятиях, конференциях, телепередачах, я замечаю,
что они очень умело защищают права русских Крыма. Например, выступление
Председателя Русского молодежного центра Крыма Андрея Козенко на Всемирном
конгрессе соотечественников в Петербурге в октябре этого года было блестящим.
Считаю, что работа с молодежью у нас ведется очень
неплохо и, я бы сказал, ? лучше, чем в других политических организациях Крыма.
? Не могу не задать Вам следующий вопрос. Не так давно
рядом ура-патриотов, заявляющих о своей «русскости» и «пророссийскости», были
высказаны обвинения в адрес Русской общины Крыма, носящие явно провокационный
характер. И все-таки, существуют ли направления Русского движения в Крыму,
которые необходимо усиливать? Если да, то могут ли они быть усилены
политическими силами, готовыми пойти ради этого на раскол Русского движения в
Крыму?
? Ни один раскол никогда никого не усиливал. И крымчане,
и граждане Украины в целом, смогли в этом убедиться не только на опыте работы
русских, пророссийских организаций в середине 90-х годов. Возьмите пример
недавно прошедшей оранжевой революции. «Оранжевые» революционеры быстро теряли
позиции именно потому, что раскалывались, потому, что амбиции лидеров
возобладали над общими интересами. Нынешнее их состояние плачевно. Все, что
ведет к расколу ? всегда плохо. Нужно уметь договариваться, как бы сложно не
было. Мы готовы выслушать критические замечания в наш адрес, но не через
средства массовой информации, не путем резких публичных обвинений и оскорблений
в наш адрес. Повторю, что Русская община Крыма более десяти лет назад в
одностороннем порядке отказалась от подобных действий в отношении других
организаций и неукоснительно соблюдает данный принцип. И сегодня Община есть, а
остальных нет. Да, появляются какие-то новые организации. Но если они будут
строить свою работу только на обвинениях Русской общины Крыма, то через
некоторое время также уйдут в небытие. Мы не идеализируем нашу организацию и
открыто говорим о наших недостатках. К уже сказанному добавлю, что у нас нет
необходимого юридического обеспечения, Община проигрывает информационную борьбу
с теми же представителями меджлиса, которому подконтрольны несколько газет, ряд
информационных агентств, телеканалов. У нас этого пока нет, но, безусловно,
будет. Повторюсь, что мы готовы выслушивать критику в наш адрес, но она не
должна носить деструктивного характера, не должна оскорблять нашу организацию,
не должна оскорблять руководство организации. Те, кто подобным образом
высказываются, изначально сводят на нет возможность серьезного диалога с нами.
? Часто приходится слышать утверждения о том, что
Русская община Крыма «растворилась» в коалиции с Партией регионов. Так ли это?
Есть ли основания говорить о том, что поддержка Русской общиной Крыма
избирательного блока Партии регионов и партии Русский блок ограничила
деятельность Русской общины какими-то рамками?
? Когда мы принимали решение о всесторонней поддержке
Виктора Януковича, как кандидата в Президенты Украины, и о сотрудничестве с
Партией регионов, мы сразу оговорили, что никаких ограничений для действий
Русской общины Крыма со стороны Партии регионов не будет. И это однозначно было
поддержано Виктором Федоровичем. И до сегодняшнего дня Община никаких
ограничений в своих действиях не чувствует. Нет никакого «растворения». Более
того, есть последовательная работа над реализацией принципа надпартийности. В
наших рядах находятся люди разных идеологических взглядов и разной партийной
принадлежности. Да, среди нас есть члены Партии регионов, но Партия регионов
поддерживает многие идеи Русской общины Крыма. Это и придание русскому языку
статуса государственного, и всестороннее развитие связей с Россией, и
федерализация, как механизм обеспечения большей свободы регионам Украины, это и
антиНАТОвские принципы. Мы естественные союзники и говорить о том, что кто-то
кого-то поглотил, было бы неправильно.
Русская община Крыма, как организация, универсальна, она
построена по общемировым стандартам, в соответствии с которыми и создаются
подобные организации. Может происходить очень много изменений в политической
сфере ? партии могут появляться, сливаться, исчезать, переименовываться, но в
чем мы уверены ? это в том, что Русская община Крыма будет всегда. Это не Община
растворились в ком-то. Мы вошли в состав тех или иных партий, чтобы там
представлять интересы русских Крыма и всех крымчан, которым близки русский язык
и русская культура.
|