Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №165(15.03.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Добросовестное заблуждение?

Виктор Михайлов

"Все миграционное законодательство достаточно либеральное для иностранного рабочего и очень жесткое для работодателя. В частности, штрафы для него достигают 800 тысяч рублей. Сейчас более полутора десятков уголовных дел именно с такими штрафами большими, и только одно из них оспорено", - сообщил замруководителя Федеральной миграционной службы (ФМС) Вячеслав Поставнин   на одной из пресс-конференций в центральном офисе "Интерфакса" в Москве. Он также сообщил, что за первые 1,5 месяца этого года из России было выдворено около 1,5 тыс. нелегальных мигрантов.

Такое положение не могло не встревожить как бизнесменов, так и руководителей национально-культурных центров города Москвы. Не случайно Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России «АзеРос» , АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) и клиринговый центр Международной системы денежных переводов и платежей    «C O N T A C T»  2 марта 2007 года организовали и провели конференцию: «Социально-правовые и экономические аспекты трудовой миграции. Пути легализации». В работе конференции приняли участие представители Государственной Думы, Правительства РФ, МВД, ФМС, Общественной палаты, руководители федеральных национально-культурных автономий и общественных организаций, СМИ.

Целью конференции, организаторы поставили «…обсуждение социальных, правовых и экономических аспектов трудовой миграции из стран СНГ в Россию и другие страны, пути легализации трудовых мигрантов...», а так же  предложили обсудить ряд положений  Федерального закона № 109-ФЗ « О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Вёл конференцию президент ФНКА «АзеРос» Садыков Союн Касумович.

Наиболее значимыми были доклады: «Миграция. Сквозь призму денежных  переводов» - президент-председатель Правления АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) Гусман Николай Оскарович;

«Формирование и реализация Государственной миграционной политики»- Заместитель заведующего кафедрой Управления миграционного процесса ГУУ, Председателя общественного совета при ФМС России Волох Владимир Александрович.

«О новом порядке миграционного учёта граждан по месту пребывания и особенностях миграционного учёта граждан стран СНГ в связи с вступлением в силу Федерального Закона №109-ФЗ» - начальник отдела УВТМ ФМС РФ Власова Наталья Ивановна.

Организаторы конференции не предложили какой-либо итоговый документ, но в ряде докладов и выступлений участников     подчеркивалось отсутствие альтернативы трудовой миграции, экономические выгоды от миграции в России,  высказывалось согласие с основными положениями    Федерального закона № 109-ФЗ « О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Однако, наличествовали и мнения, что ограничение торговли на рынках «…является необдуманным и ошибочным решением…. Прежде чем его принимать, необходимо было посоветоваться с людьми, знающими эту ситуацию изнутри».

В этой связи, первый зам Председателя Комитета ГД РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам Медведев Павел Алексеевич заявил: «Запрет на перевод денег и закрытие рынков – добросовестное заблуждение руководителей страны…  И эту ошибку мы пытаемся преодолеть средствами лоббирования этого процесса…».

По мнению ряда участников конференции, одной из первоочередных задач государственных органов является создание системы легализации и социо-культурной адаптации мигрантов. Для этого необходимо создание институтов гражданского общества, создание системы общественно-государственного партнёрства.

На сегодняшний день уже создан блок миграционных законов, но оценку им может дать только правоприменительная практика. Главным, первым итогом применения Федерального Закона №109-ФЗ - желание трудовых мигрантов легализироваться, улучшилась система регистрации. Еженедельный мониторинг применения закона позволяет выявить его слабые стороны. Уже сейчас проявляется дефицит продавцов, проблема легализации – получение всех необходимых документов затягивается до двух месяцев. Особенно трудно с получением медицинских справок. Поэтому необходимы изменения и дополнения в закон разрешающие подготовку ряда документов в стране проживания трудового мигранта.

Совместно с миграционными службами Таджикистана готовится договор по предварительной подготовке трудовых мигрантов в части изучения миграционного законодательства России, русского языка, обучению специальностям и т.д.

Федеральная миграционная служба (ФМС) России и МВД РФ разработали механизм возможной легализации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России с неоформленным правовым статусом и представила на рассмотрение правительства. Согласно их предложений,  трудовые мигранты из стран СНГ смогут урегулировать свой статус до конца 2007 года не выезжая за пределы России.

Сегодня значительное число трудовых мигрантов из СНГ, которые осуществляют трудовую деятельность в России без разрешения, не могут в установленном порядке урегулировать свой правовой статус без выезда за пределы России. При миграционном контроле их подвергают административному наказанию.

Выдворение таких категорий иностранных граждан из России приводит к большим затратам бюджета, а ограничение на их въезд в РФ в течение пяти лет после выдворения - к одномоментному лишению российской экономики значительного количества иностранной рабочей силы, отмечает ФМС.

В связи с этим, ФМС считает необходимым осуществлять миграционный учет находящихся в России трудовых мигрантов из СНГ, "не вызывая при этом политической напряженности с государствами-партнерами из-за массовой высылки их граждан, виновных в нарушении законодательства РФ".

По мнению ФМС, проведение легализации трудовых мигрантов целесообразно в отношении иностранных граждан, имеющих принимающую сторону (то есть приглашение на работу), прибывших из СНГ в безвизовом порядке и не нарушивших режим пребывания в РФ.

ФМС разрабатывает проект рекомендаций по применению миграционного законодательства, которое предоставит возможность иностранным гражданам, прибывшим в Россию до изменения этого законодательства, урегулировать свой правовой статус на российской территории.

Принимавшие активное участие в работе конференции представители национально – культурных объединений в России  в основном одобрили «Федеральный закон  № 109-ФЗ « О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и высказали ряд предложений по его реализации и совершенствованию.

Большинством участников конференции было поддержано мнение, что амнистия трудовым мигрантам приведет к их легализации, увеличению прозрачности налогообложения и другим положительным моментам в вопросах трудовой миграции. Кроме того они считают, что  первоочередной задачей государственных органов является так же:

•             Разработка и принятие Концепции государственной миграционной политики.

•             Реорганизация, расширение институционной структуры ФМС, вплоть до создания отдельного Министерства.

•             Информационное обеспечение по реализации миграционных законов и Государственной программы содействия добровольному переселению.

Постепенно в России выстраивается система миграционного контроля и в этой сфере наводится порядок. Как и в любом деле есть нестыковки, недоделки, ошибки, но нельзя согласиться с тем, что защита интересов своих граждан, проводимая государством является «добросовестным заблуждением».


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ