Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №165(15.03.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Русские Казахстана вновь на распутье

Программа содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, сообщает казахстанский сайт russians.kz, заинтересовала значительную часть русскоязычного населения Акмолинской и Северо-Казахстанской — двух самых «русских» областей Казахстана. На конец января в общественную приемную Республиканского славянского движения «ЛАД» (г.Кокшетау) за консультациями по вопросу переселения в Россию обратились уже 5110 человек. Причем, как отмечает заместитель председателя, заведующий общественной приёмной РСД «ЛАД» Пётр Кузьменко, эту цифру можно смело умножить на пять, поскольку многие приезжают в областной центр за консультациями не только по собственной инициативе, но и по поручению односельчан.

 21.02.2007,http://www.russians.kz

Сергей Филин

Они «не видят будущего ни для себя, ни для своих детей»

Русские Казахстана вновь на распутьеЧтобы иметь представление о качественном и количественном составе будущих мигрантов, РСД «Лад» провело социологический опрос. «Основная цель, поставленная нами, — сообщил Кузьменко, — заключалась в выявлении причин, побуждающих людей «паковать чемоданы». Нас интересовали в первую очередь возраст, местожительство, образовательный уровень потенциальных переселенцев, и, конечно же — мотивация отъезда. Как показали результаты нашего опроса, актуальность путинской программы не подлежит сомнению».

 Социологический опрос выявил следующую картину: от общего числа граждан, обратившихся в общественную приёмную РСД «Лад», 68% составляют сельские жители. Более половины опрошенных (62%) — «бюджетники», 30% — безработные. Потенциальные переселенцы образованы и молоды: 43% имеют высшее образование, 90% из них люди в возрасте от 23 до 45 лет. Как видно, все они трудоспособные и хорошо образованные граждане, которые могли бы принести ощутимую пользу и Казахстану. Но, тем не менее, они настроены уехать в Россию.

 «Только 3% обратившихся в нашу приёмную русскоязычных граждан движимы причинами экономического порядка, — поясняет Кузьменко. - Остальные же заявили, что собираются уезжать из страны, поскольку не видят будущего ни для себя, ни для своих детей».

Основной причиной, побуждающей русскоговорящих граждан к перемене места жительства, по словам Кузьменко, является введение в делопроизводство казахского языка и понижение статуса русского языка. Об этом заявила подавляющая часть опрошенных респондентов — около 97%. При этом многие отметили, что «не горят желанием» покидать республику, однако казахстанские власти не оставляют им другого выбора.

Разделенный народ

 После 1991 года великий русский народ в мгновение ока превратился, по сути, в народ разделенный. Причем сами граждане к этому отнюдь не стремились, словно предчувствуя ту ситуацию, в которой оказались сейчас русские Казахстана, да и русскоязычные жители почти всех остальных (за исключением Белоруссии) республик СССР.

 Казахстан, кстати, был последней союзной республикой, провозгласившей свою независимость. Произошло это 16 декабря 1991 года, т.е. уже после Беловежских соглашений, подписывать которые Нурсултана Назарбаева трое заговорщиков — Ельцин, Кравчук и Шушкевич — даже не позвали.

 Поначалу казахский лидер — по крайней мере, на словах — постоянно сетовал на распад могущественного Советского Союза и ратовал за интеграцию новообразованных государств под знаменем «евразийской солидарности». Но постепенно из его уст стали звучать совсем иные призывы.

 16 декабря 1996 года в докладе, посвященном 10-летию беспорядков в Алма-Ате, он, например, заявил:

 «Почти полторы тысячи лет назад тюрки создали первое великое государство — Тюркский каганат, наследниками которого стали многие государства, в том числе наша страна (Казахстан, — KM.RU)… Благодаря несомненному превосходству кочевые народы смогли захватить регионы, занятые оседлым земледельческим населением».

 Далее следовала особая «оценка» роли России: «Царское самодержавие в России вело политику натравливания одних народов на другие. В частности, эти методы были использованы для развязывания войны между казахами и ойратами с целью истребления обоих народов. Таковы были предпосылки последующих событий XVIII века, в итоге приведших к потере независимости… и превращению Казахстана в колонию Российской Империи… Независимо от методов присоединения Казахстана к России, суть его оставалась одной — колонизация… В середине 60-х годов XIX века царское правительство перешло от жестокой военно-казачьей колонизации Казахстана к крестьянской… Переселенческая политика царской России нанесла тяжелейший удар по хозяйственной жизни казахского общества».

 В том же духе Назарбаев трактует и советский период казахской истории: «Насильственная коллективизация и оседание казахов, искусственное обострение противоречий в ауле, сталкивание одной части общества с другой привели к национальной катастрофе… Последующие «великие стройки» социализма привели к экономической катастрофе глобального масштаба».

Тут уж впору прервать цитату «евразийца» и вспомнить, что до российской (затем — советской) «колонизации» у Казахстана, по сути, не было ни границ, ни промышленности, ни транспортной инфраструктуры. Все это появилось в Казахстане в результате как раз той самой «колонизации», на которую так обрушивается нынешний казахский лидер.

 Для чего же Назарбаеву — который в силу своей принадлежности к высшей советской номенклатуре был прекрасно осведомлен, что обрел Казахстан в составе царской России и СССР — понадобилось так охаивать это наследство. А для того, чтобы его «национализировать», т.е. попросту «приватизировать». «Мы должны сегодня отдать себе отчет в том, — звучал вывод Назарбаева, — что любая доктрина, основанная на приоритете классового над национальным, обречена на провал. Целая группа мифов — от пресловутого «советского народа» до особой роли «старшего брата» — на деле скрывала многолетнюю политику подавления национального чувства и национального сознания».

Исход

И Назарбаев эти «национальные чувства» и «национальное сознание» «раскрепостил». Правда, эта политика принесла выгоду только казахам, точнее, новой казахской «элите». Русскоязычное же население республики, численность которого на момент появления на карте мира независимого Казахстана достигала 50% (что само по себе делало нелегитимным провозглашение «национального» государства), вмиг стало «второсортным».

 Последовал массовый исход русских из Казахстана. По некоторым оценкам, за 5 лет (1989-1995 гг.) Казахстан покинуло 10% проживавших там ранее русских. В одном только 1994 году республику покинуло (по официальным данным) 235 тысяч русских. Реальный же отток населения был несравненно выше. Впоследствии, правда, процесс эмиграции затормозился. И даже после массового исхода 1990-х современный Казахстан, по крайней мере, на треть заселен русскими. А по некоторым оценкам, русские до сих пор составляют не менее 40% населения страны.

Что же гонит русских из Казахстана? Прежде всего дискриминация. Казахами на 90% заполнены все властные структуры страны, включая муниципальный уровень. Русских вытесняют из бизнеса — и не только крупного. Русский язык до сих пор не имеет статуса государственного, хотя на нем общается до 80% населения республики, включая не только русскоязычное население, но большинство казахов. И, тем не менее, все делопроизводство в стране переводится на казахский язык. На нем же власти хотят заставить преподавать в школах такие предметы, как математика, физика, химия, сама терминология которых казахским языком до конца даже не освоена. Ну и ко всему прочему Назарбаев объявил недавно о решении перевести казахский язык с кириллицы на латиницу. Все это в совокупности и порождает у русских Казахстана миграционный настрой.

Так ли уж нужно уезжать?

Внесла в него лепту, кстати, и российская программа содействия переселению соотечественников. Россия, переживающая сейчас острейший демографический кризис, действительно, остро нуждается в притоке соотечественников, которым, безусловно, есть где расселиться на бескрайних российских просторах. И Россия даже стала выделять на цели переселения — впервые за последние полтора десятилетия — довольно внушительные средства.

 Но так ли уж безальтернативен для русских Казахстана путь возвращения на историческую родину? Вспомним, что многие из тех, кто был опрошен в приёмной РСД «ЛАД», сообщили, что их намерение переехать в Россию — вынужденное, что сами они «не горят желанием» покидать Казахстан. Да и не все, в конце концов, «легки на подъем» — кто-то просто не может уехать физически из-за старости или болезней, кто-то настолько сжился с краем, что уже не может покинуть его чисто психологически.

 Да и сама российская программа содействия переселению соотечественников, кстати, была воспринята в русскоязычной среде Казахстана далеко не однозначно. Едва этот документ был анонсирован, как в августе прошлого года в Алматы (казахское название Алма-Аты) собралась конференция русских и славянских общественных организаций Казахстана. Как сообщали присутствовавшие на форуме источники, если опустить дежурные дифирамбы, прозвучавшие там в адрес Указа президента России, конференция выразила к программе однозначно негативное отношение. В резолюции конференции представители русской общественности прямо заявили: «Мы, если власть нас услышит, будем проводить агитацию против миграции трудоспособного населения с целью сохранения темпов экономического развития Казахстана, и в зависимости от того, насколько будут обеспечены правовые гарантии русскому населению, мы окончательно определимся в своем отношении к нашему будущему в Казахстане».

Вспомнили русские Казахстана и о том, что многие из тех, кто уехал в Россию в 1990-х, до сих пор так и не получили российское гражданство. А сейчас — в связи с программой содействия переселению — грядет новая волна миграции. Обеспечит ли Россия всем необходимым это поколение переселенцев? Вопросы, вопросы…

И является ли вообще переселение единственным выходом из ситуации? Конечно, политика «выдавливания» и дискриминации русских, последовательно проводимая Назарбаевым, мягко говоря, не прибавляет оптимизма русскоязычному населению. Но все же никто еще не лишил русских их законных прав на отстаивание своих интересов. А вот этим правом они как раз не очень-то активно пользуются, опасаясь гонений со стороны властей.

 Взять хотя бы тот же русский язык. Да, русские Казахстана не зря говорят о «прессинге» в отношении русского языка со стороны властей. Но ведь Конституцией РК русскому языку отведен статус хоть и не государственного, но «официального». И в 1997 году Конституционный Совет Казахстана, усмотрев явно дискриминационные моменты, проявившиеся в «Законе о языках РК», постановил, «что в государственных организациях и органах местного самоуправления казахский и русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств». Так что у русских Казахстана есть законные основания отстаивать свои права в отношении их родного языка. И этим правом надо пользоваться.

 Русские Казахстана должны, наконец, осознать, что они являются неотъемлемой частью великой русской культуры, русской цивилизации. Да, предатели Горбачев и Ельцин на рубеже 1990-х искусственно нас разделили. Но культурно-цивилизационная общность — несмотря ни на что — сохранилась.

 И русские Казахстана должны об этом помнить. А вспоминая, требовать — на абсолютно легальной основе, заметьте — от казахских властей, чтобы им не чинили препятствий в использовании того же русского языка. Назарбаев и его «элита» не могут не понимать, что если 40% населения — причем, самого грамотного, образованного — объединятся, то с этим мнением властям нельзя будет не считаться. И уж тем более его попирать, оттесняя русских от власти, от политики, от бизнеса.

Русские Казахстана должны наладить между собой взаимодействие и ни в коем случае не вставать на путь коллаборационизма с нынешней казахской властью. Иначе русские Казахстана — наследники выдающейся русской цивилизации — навсегда и бесповоротно станут «второсортными» гражданами «независимого» Казахстана.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ