Современное состояние белорусской армии
Александр Фадеев
В конце февраля 2007 года на заседании коллегии
министерства обороны Белоруссии были подведены итоги выполнения самого первого
этапа Плана строительства и развития Вооруженных сил РБ, рассчитанного на пять
лет. Было отмечено, что в 2006 – 2007 гг. удалось достичь нового качественного
уровня в процессе становления региональной группировки войск России и
Белоруссии. Проведенные учение «Щит Союза – 2006» и Совместная командно-штабная
военная игра (декабрь 2006 – февраль 2007) способствовали проверке и оценке
эффективности системы единого управления РГВ, ее дальнейшему совершенствованию.
Впервые к совместным мероприятиям в рамках СКШВИ привлекались органы
государственного управления двух стран.
На семинаре по военному сотрудничеству России и
Белоруссии, организованном недавно Парламентским собранием СБР в Пскове,
председатель Государственной Думы Борис Грызлов подчеркнул, что военное и
военно-техническое сотрудничество двух стран является ключевым направлением
интеграции. В случае его успешного развития опыт такого сотрудничества
приобретет значение не только для России и Белоруссии, но и для других
государств, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности. Борис
Грызлов обратил внимание на то, что российские военные объекты на территории
Белоруссии оказывают влияние на обеспечение стратегической безопасности в
регионе. Вообще, российские парламентарии высказались в ходе семинара за
повышение совместными усилиями боевой готовности вооруженных сил России и
Белоруссии, эта же идея содержалась в их рекомендациях к специальному заседанию
Совета нижней палаты российского парламента.
Одной из самых актуальных задач военного сотрудничества
двух стран является организация совместного контроля воздушного пространства,
совершенствование системы взаимного оповещения о воздушном нападении, сил и
средств отражения такого нападения. Первый вице-премьер России Сергей Иванов,
главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов и ряд российских
парламентариев выражали твердую надежду на то, что государственно-политическое
руководство Белоруссии подпишет, наконец, Соглашение о создании Единой
региональной системы противовоздушной обороны Союзного государства в 2006 –
начале 2007 года. Однако эти надежды оказались напрасными.
Более того, по данному вопросу вдруг вскрылось
противоречие между министерством обороны и Генеральным штабом Вооруженных сил
России. Так, начальник Генштаба ВС России генерал армии Юрий Балуевский
неожиданно заявил, что никаких «конкретных временных рубежей» в деле создания
Единой региональной системы ПВО России и Белоруссии якобы никогда не намечалось
(«Союз», 01.03.2007). Странно, что это говорится после долгих десяти лет
подготовки Соглашения. Еще более непонятна и сомнительна аргументация ген.
Балуевского в пользу такого неспешного процесса, суть которой состоит в том, что
Объединенная система ПВО СНГ весьма надежна (?), и в силу этого «не было
необходимости» в форсировании создания Единой региональной системы ПВО с
Белоруссией. Стоит напомнить в этой связи ген. Балуевскому, что руководство
некоторых стран СНГ ориентируется на НАТО, а парламент Грузии недавно объявил
стремлении страны влиться в ряды Североатлантического альянса.
Такая позиция начальника Генштаба России, как
представляется, с большим удовлетворением была воспринята в Минске. Белорусская
правящая элита еще в прошлом году определила, что для развития Вооруженных сил
суверенной и независимой Республики Беларусь достаточно двух сугубо национальных
проектов: Плана строительства и развития ВС Беларуси на 2006 – 2010 гг. и
Государственной программы вооружений на 2006 – 2015 гг. Главная цель,
поставленная в этих государственных документах – перевод Вооруженных сил
Белоруссии на новый качественный уровень и поддержание их боеспособности в любых
условиях.
Министерство обороны РБ при этом специально выделило
несколько приоритетных направлений развития армии, которые составляют основу
национальной системы стратегического сдерживания: улучшение технического
оснащения сил разведки, совершенствование войск радиоэлектронной борьбы, связи и
противовоздушной обороны. Другими приоритетными задачами считаются модернизация
системы управления Вооруженными силами, повышение боевой и мобилизационной
готовности, эффективности системы подготовки военных кадров.
Первостепенное значение в последние годы придается
подготовке (переподготовке) офицерских кадров на республиканской военно-учебной
базе. Был сделан вывод о том, что в 2006 году завершился инициированный
президентом РБ Александром Лукашенко процесс создания «белорусской национальной
военной школы». Кузницей подготовки и совершенствования офицерских кадров
сегодня является Военная академия Республики Беларусь, при которой функционируют
высшие академические курсы и факультет Генерального штаба. Кроме того, офицеров
для белорусской армии готовят на шести военных факультетах и пяти военных
кафедрах гражданских вузов. Особую гордость белорусского генералитета вызывает
авиационный факультет Военной академии, поскольку Белоруссия является
единственной из стран СНГ(кроме России), сумевшей создать свою национальную
систему подготовки летных кадров.
В этом учебном году начался эксперимент по развертыванию
на базе гражданских вузов территориальных центров по подготовке военных
специалистов. В таких центрах предполагается теоретическую подготовку давать в
стенах гражданского вуза, а практические военные навыки курсанты будут получать
в прикрепленной к территориальному центру воинской части. Так, например, в
первом таком центре – Гродненском – занятия по военной теории проводятся в
стенах Гродненского университета, а практические занятия - в соседней 6-й
механизированной бригаде ВС Белоруссии.
Ускоренное создание национальной системы подготовки и
повышения квалификации офицерских кадров преследовало цель сосредоточить все
обучение курсантов и офицеров исключительно в республике. Только по тем военным
специальностям, для подготовки курсантов и офицеров по которым в Белоруссии нет
учебно-материальной базы и профессорско-преподавательского состава, в отдельных
случаях допускается их командирование на учебу за рубеж. Поэтому в России в
военно-учебных заведениях различного профиля проходят подготовку
(переподготовку) за счет бюджета Союзного государства чуть более двухсот
белорусских курсантов и слушателей. В обозримой перспективе Белоруссия не сможет
пополнять свой офицерский корпус только за счет выпускников национальной военной
школы.
Весьма ограничены ресурсы Белоруссии по оснащению армии
современными системами оружия и военной техники. Во многом этим обстоятельством
объясняется отсутствие у государственного и военного руководства республики
планов по развертыванию новых видов, родов и специальных войск. Наоборот, с
целью экономии ресурсов относительно недавно войска ПВО вместе с ВВС были
сведены в один вид – войска ПВО-ВВС. В среднесрочной перспективе закупки новых
систем и видов вооружений, военной техники для Сухопутных войск и войск ПВО-ВВС
вообще не предусматриваются.
Вместо НИОКР по созданию новых образцов и систем оружия
и последующего их производства на базе национального ОПК запущена программа
модернизации имеющихся на вооружении Вооруженных сил Белоруссии отдельных систем
и образцов военной техники. При этом заказы на более совершенные оборудование,
двигатели, приборы и оружие для изрядно устаревших образцов военной техники
белорусской армии (БТР-70, БМП-2, Т-72 и др.) преимущественно размещаются на
предприятиях ОПК республики. В ограниченных масштабах Белоруссия прибегает к
закупкам приборов и элементов оборудования для своей военной техники
заграницей – в России, Словакии, Франции и др. государствах, есть и примеры
использования в целях модернизации стоящей на вооружении военной техники
продуктов совместных с инопартнерами разработок.
Длительное время Вооруженные силы РБ испытывали
значительные трудности с поставками вещевого довольствия и современного
индивидуального снаряжения для солдат различных военных специальностей. В
настоящее время острейшей проблемой белорусской армии остается снабжение
современной обувью, зимними комплектами одежды и защитным боевым снаряжением.
Военнослужащие бронежилетами последнего поколения не обеспечены (в ходе
учебно-боевых тренировок бронежилеты вообще стараются не использовать), стальные
шлемы образца 40-х годов прошлого века, стоящие на вооружении, не соответствуют
требованиям, предъявляемым сегодня к этому важному элементу экипировки воина. В
индивидуальную экипировку белорусского солдата не входит прибор (очки) ночного
видения, радиопереговорное устройство, разгрузочный жилет, съемные налокотники и
наколенники, непромокаемый комплект, модульный спальный мешок и теплоизолирующий
коврик.
Ощутимо сдерживает повышение боеспособности белорусской
армии отсутствие боевого опыта, регулярных учений с боевыми стрельбами
(пусками) и практики миротворческих операций. Тормозят этот процесс и
поставленные перед Вооруженными силами Белоруссии задачи жесткого
энергосбережения, экономии ГСМ и материально-технических ресурсов, а также
сокращение числа трудоспособных лиц, привлекаемых для военного обучения на
относительно длительные сроки. Это связано с ограниченными возможностями
экономики и финансовой базы белорусского государства, что напрямую отражается на
методах комплектования, организации и обучения Вооруженных сил.
В этих условиях белорусская армия вынуждена перейти на
более дешевый, «виртуальный формат» боевой учебы и повышения квалификации
военнослужащих. Предполагается, что на смену полевым учениям войск на полигонах,
танкодромах и учебно-боевым полетам авиации придет методика подготовки с широким
использованием электронных и других тренажеров, имитирующих в условиях учебного
класса боевую обстановку.
Белоруссия не в состоянии содержать профессиональную
кадровую армию полного состава. Поэтому республиканское руководство пытается
сочетать подготовку в кадровой армии сокращенного состава военно-обученного
резерва с одновременным развертыванием и поддержанием в состоянии постоянной
готовности территориально-милиционной системы. Переход на полностью контрактную
основу комплектования армии не планируется, сохраняется срочная военная служба
для обучения и создания военно-обученного резерва на случай войны.
Соединения и воинские части постоянно проверяются на
предмет их готовности выполнить задачи по предназначению в любое время и в любых
условиях. В этих целях практикуются внезапные проверки органов военного
управления, оперативных командований, соединений частей и подразделений
белорусской армии. Постоянно инспектируются военкоматы – проверяется их
готовность к быстрому отмобилизованию резервистов.
Повышенное внимание
сегодня уделяется развитию территориальной обороны и переподготовке резервистов
на краткосрочных учебных сборах с использованием потенциала баз хранения
вооружения и техники. Достаточно широко используется комплексный метод обучения
резервистов, при котором одновременно проходит мобилизация резервистов,
приписанных к базе хранения вооружения и техники, и групп военнослужащих запаса,
направляемых на учебу на данную базу из «комплектующих военкоматов». При этом
дополнительный транспорт предоставляется по разнарядке различными местными
предприятиями и организациями. На подобных краткосрочных военных сборах
отрабатываются навыки по снятию военной техники с хранения, ее подготовке к
применению по предназначению и отрабатываются задачи по применению штатного
вооружения. Если все солдаты срочной службы белорусской армии обязан пройти
120-часовой курс общевойсковой подготовки, то на сборах резервисты
совершенствуются лишь по его каким-то отдельным компонентам, прежде всего,
отрабатывают приемы защиты от ОМУ. Отрабатываются также вопросы организации
маршей, погрузки (выгрузки) боевой техники, развертывания полевых лагерей и
тылового обеспечения.
В последнее время стали практиковаться тренировки по
мобилизационному развертыванию компонентов массовой армии военного времени. На
формирования территориальной обороны в условиях военного или чрезвычайного
положения, помимо охраны важных местных объектов, возлагается целый комплекс
задач – от охраны и обороны государственной границы до проведения спасательных и
аварийно-восстановительных работ. Согласно белорусской концепции именно в
территориальной обороне заложен потенциал развертывания подлинно народной войны,
существенного повышения моральной стойкости защитников территориальной
целостности суверенной Белоруссии.
Особую роль отводят идеологической работе,
патриотическому воспитанию военнослужащих и повышению престижа военной
профессии. Министерством обороны РБ поддерживается функционирование первичных
организаций Белорусского республиканского союза молодежи, которые созданы во
всех без исключения частях Вооруженных сил республики. На базе военно-учебных
заведений создано более сотни т.н. военно-патриотических классов, их число
планируется увеличить в 1,5 раза. Почти 50% курсантов высших военно-учебных
заведений Белоруссии являются выпускниками таких классов.
Перед государственными средствами массовой информации
республиками и структурами системы пропаганды поставлена задача «понимания
самыми широкими слоями общественности мер, принимаемых для обеспечения военной
безопасности государства». При этом подчеркивается, что достижение позитивных
результатов развития Вооруженных сил Белоруссии непосредственно связано с личным
руководством президента и главнокомандующего ВС А. Лукашенко.
(фото «Белорусской военной газеты»)
|