Белорусам предстоит жить в режиме жесткой экономии
10.03.2007.
Белорусские новости
Ирина Левшина
В Совете министров Беларуси разработан проект
президентской директивы № 3, направленной на экономию сырьевых,
топливно-энергетических и других материальных ресурсов. Рабочее название
директивы говорит само за себя: «Экономия и бережливость — главные факторы
экономической безопасности государства».
«Сегодня в соответствии с общемировыми тенденциями
выигрывает та экономика, которая имеет низкую энергоемкость ВВП. Беларусь пока
далека от мировых стандартов в этом вопросе: в полтора, два, а то и в три раза
мы имеем отставание по энергоемкости ВВП», — заявил, представляя проект на
заседании президиума Совета министров, министр экономики Николай Зайченко.
Согласно документу, к 2010 году энергоемкость ВВП должна
снизиться на 31% к уровню 2005 года, а к 2015 — на 50%. Предусмотрено развитие
альтернативных источников энергии, в том числе разработка государственной
программы «Торф». К 2012 году местные виды топлива и альтернативные источники
энергии должны обеспечивать не менее 25% объема производства электро- и тепловой
энергии. К 2015-му в топливно-энергетическом балансе планируется начать
использование бурого угля, добытого на отечественных месторождениях.
В проекте директивы говорится о необходимости экономного
расходования тепла, электроэнергии, газа и воды в жилищно-коммунальном
хозяйстве. Для этого намечено жилищный фонд полностью оснастить индивидуальными
приборами учета расходования холодной и горячей воды, а также перейти на
энергоэффективный метод строительства.
Предполагается техническое переоснащение и модернизация
энергоемких производств на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих
технологий и техники, в том числе разработка республиканской программы
преобразования котельных в мини-ТЭЦ.
Правительству предстоит выработать механизм
стимулирования экономии сырьевых, топливно-энергетических и других материальных
ресурсов. Скорее всего, в его основу будет положена зависимость оплаты труда
руководителей госорганов от выполнения показателей экономии ресурсов, а также
ответственность за «бесхозяйственность и расточительство».
Среди населения планируется проводить «широкую
пропаганду» режима всемерной экономии и бережливости.
Перед правительством также ставится задача обеспечить
заключение долгосрочных соглашений на поставку в страну топливно-энергетических
ресурсов. К 2020 году один поставщик (читай: Россия) не должен занимать более
65% в общем объеме поставок.
Большие надежды в этой связи возлагаются на
государственную нефтяную компанию, которую планируется создать к 1 июля текущего
года. По словам первого вице-премьера Владимира Семашко, учредителями компании
должны стать Белорусский нефтяной торговый дом (дочернее предприятие концерна
«Белнефтехим»), ПО «Белоруснефть», а также два нефтеперерабатывающих завода —
Мозырьский НПЗ и новополоцкий «Нафтан». Предприятие планируется открыть в одной
из западноевропейских стран.
Напомним, что поручение создать структуру, которая бы
занималась закупкой нефти и реализацией нефтепродуктов, работая по принципу
Белорусской калийной компании, президент дал еще 23 января на совещании в
Новополоцке.
В настоящее время правительство обсуждает с
представителями банков вопросы кредитования этого проекта. Работу по созданию
нефтетрейдерской компании ведет концерн «Белнефтехим».
Все перечисленные меры, считают в Совете министров,
позволят народному хозяйству компенсировать потери от подорожания энергоресурсов
в 2007 году и достигнуть заявленных прогнозных показателей.
Независимые аналитики, отмечая безусловную актуальность
проблемы экономии ресурсов, полагают, что все же директивы — не выход из
ситуации. По мнению руководителя аналитического центра «Стратегия» Леонида
Заико, принятие подобных документов — участь стран с антирыночной экономикой.
«Такие вещи не делают ни немцы, ни американцы, ни
японцы. Почему это делаем мы? Потому, что у нас нет рынка энергии, — отметил
эксперт. — У нас энергия (электрическая, тепловая и прочая) покупается и
распределяется не по рыночным принципам. При наличии административно
регулируемой экономики такие директивы нужны, так как обязывают директорат,
отрасли, министров выполнять те или иные поручения с экономией материалов,
энергии, топлива, диверсификации производства энергии и т.д. А когда экономика
работает нормально, по естественным законам рынка, никаких директив не
требуется».
«Правительство, — считает Леонид Заико, — не должно
ломать голову над тем, что лучше: использовать цену на газ одинаковую для всех
покупателей (скажем, 100 долларов за тысячу кубометров и для населения, и для
предприятий), или же продавать по определенной цене конкретные объемы газа. Дело
правительства — не регулировать тарифы и цены, а запустить рыночные механизмы,
способствовать использованию новых технологий в производстве энергии».
По словам аналитика, в проекте директивы №3 «есть
достаточно много правильных мыслей». Вместе с тем, отмечает он, «подобные
документы о необходимости экономии периодически появляются еще с советских
времен, но ситуация не меняется».
«Что касается планов создания государственной нефтяной
компании, то у нас уже есть печальный опыт Белорусской калийной компании, —
отмечает руководитель аналитического центра. — Правительству, конечно, никто не
может запретить создать собственную государственную нефтяную компанию. Но с
другой стороны, у нас ведь нет ни одной крупной частной нефтяной компании,
негосударственных нефтяных трейдеров».
|