Матрица реалий
26.02 – 05.03. БР.
Белорусы и рынок
Олег Манаев
Какой геополитический путь выберет Беларусь, окажется ли
она (когда и как) в рамках или за пределами “большой Европы”, на мой взгляд,
прежде всего зависит не от внешнего, а от внутреннего “расклада” — от
конфигурации основных политических сил внутри страны.
Расхожие утверждения, которые часто приходится слышать,
— вроде того, что “народ поддерживает внешнеполитический курс президента”
(версия власти, которая, в свою очередь, варьируется от “интеграции с Россией”
до “собственного, особого пути”), “белорусы хотят в Европу, да власть не дает”
(версия оппозиции), “власть хочет в Россию, оппозиция — в Европу, а большинству
белорусов все равно” (версия многих аналитиков) — скорее затемняют, чем
проясняют суть сложной проблемы геополитического выбора Беларуси. Для прояснения
этой проблемы необходимо рассмотреть позиции основных политических субъектов, от
которых в конечном счете зависит этот выбор.
Действующие или бездействующие лица
В самом общем виде можно выделить шесть таких субъектов:
власть, номенклатура, электорат, оппозиция, Россия и Запад.
Разумеется, влияние каждого из них на геополитический
выбор Беларуси неодинаково. В самом общем виде их нынешнюю иерархию можно
представить так: на первом месте — электорат, на втором — власть, на третьем —
номенклатура, на четвертом — Россия, на пятом — Запад, на последнем —
оппозиция.
С учетом такой, самой общей, характеристики можно
составить матрицу позиций данных политических субъектов по отношению к
геополитическому выбору Беларуси, в которую, помимо положительного или
отрицательного отношения к “расширению Европы (”за" или “против”), следует
включить также отношение к демократии и рыночной экономике, поскольку именно эти
ценности составляют суть “европейского выбора”.
Настроения меняются
Поскольку целью этого анализа и обсуждения является не
просто констатация фактов (хотя и это — чрезвычайно трудная задача, поскольку
мифотворчеством сегодня занимаются почти все политические субъекты), а
определение геополитического выбора страны и — хотя бы в самом общем виде —
путей, ведущих к этому выбору, — к описанию позиций основных субъектов
геополитического выбора следует добавить и решение, которое может приблизить нас
к европейскому выбору.
Смысл понятий “смена” и “усиление” в данном контексте,
вероятно, не нуждается в пояснениях, а под “реконструкцией” понимается изменение
баланса отношений данного политического субъекта к европейскому выбору (которое
может быть осуществлено через информационную и образовательную деятельность,
диалог, переговоры и прочее).
Например, амбивалентное (двойственное) отношение к
европейскому выбору Беларуси со стороны номенклатуры или отрицательное со
стороны России можно менять через диалог и переговоры, смысл которых в том,
чтобы убедить их в сохранении (или даже более полном удовлетворении) их
интересов в случае такого выбора. На мой взгляд, за исключением президента и его
окружения, отношение всех других политических субъектов к европейскому выбору
Беларуси может меняться в лучшую сторону. Именно поэтому в итоговой клеточке
матрицы (на пересечении средневзвешенных значений по горизонтали и по вертикали)
стоит знак + -.
А какие последствия геополитический выбор Беларуси может
иметь для самой “большой Европы”?
Последствия pro et contra
В том случае, если (см. матрицу) все же превалирует
отрицательное отношение:
- Усиление негативного отношения к “расширению Европы” в
России и других странах СНГ (усиление “нового русского консерватизма — русского
фашизма” или контрреформации), Беларусь играет роль детонатора
посткоммунистического реванша.
- Осложнение транспортировки энергоносителей из России в
Европу, возрастание потока нелегальной иммиграции, наркотрафика и пр.
В том случае, если превалирует положительное
отношение:
- Усиление позитивного отношения к “расширению Европы” в
России и других странах СНГ (стремление к получению преимуществ от “расширения
Европы” и глобализации), Беларусь играет роль удачного примера.
- Строительство надежного моста между “расширяющейся
Европой” и Россией, другими странами СНГ.
Выбор Беларуси будет играть важную роль, поскольку
баланс между отношением pro et contra к “большой Европе”, демократии и рыночной
экономике в России и других странах СНГ весьма неустойчив.
Продвижению европейских ценностей (“большой Европы”,
демократии, рыночной экономики) в стратегии добрососедства необходимо уделять не
меньше, а даже больше внимания, чем продвижению европейских институтов. Причем
эти ценности и преимущества их принятия должны быть понятными, ощутимыми для
граждан новых (и будущих) членов ЕС. Общественные интересы и отношения являются
важнейшей движущей силой любых политических перемен!
Стратегические перспективы
Однако если заглядывать не в ближайшее, а в более
отдаленное будущее (лет через 10-20), то есть думать не просто о геополитическом
выборе Беларуси, а о стратегических перспективах и страны, и народа, и каждого
из нас, — европейский выбор не кажется совершенно очевидным.
Профессор А. Островский показал, и довольно убедительно,
что ни с точки зрения гуманистического прогресса, ни с точки зрения
содержательной демократии европейский выбор уже не кажется многим белорусам
столь привлекательным, как раньше. Если же посмотреть на него с точки зрения
того, что составляет основу стратегического выбора — безопасности (а именно она
определила в свое время выбор большинства европейских стран, которые сначала
вступали в НАТО и лишь потом в ЕС), — то он, на мой взгляд, сегодня кажется еще
менее очевидным.
- Восточноевропейская политика ЕС: реакция на
белорусско-российский (февраль 2004 г., январь 2007 г.) и украинско-российский
(январь 2006 г.) конфликты; северно-восточный газовый транзит; эволюция
отношений ЕС — РФ; миграция из Восточной Европы и бывшего СССР в ЕС и проч.
- Реакция ЕС на новые глобальные вызовы: политический
ислам; международный терроризм; война в Ираке (приговор Хусейну);
арабо-израильский конфликт (сектор Газа, ливанская война); ядерные программы
Северной Кореи и Ирана и др.
Возможные последствия:
- Позиции “евроцентристов” в странах — новых членах ЕС
могут ослабнуть, а позиции левых и националистов — усилиться.
- Позиции “евроцентристов” в странах бывшего СССР могут
ослабнуть, а позиции левых и националистов — усилиться.
- Позиции “евробелорусов” в Беларуси могут ослабнуть, а
позиции “советских белорусов” — усилиться; это, в свою очередь, может привести к
усилению самоизоляции страны (в лучшем случае) или к полной интеграции с РФ (в
худшем случае).
- В самом мрачном сценарии Россия во главе всех
разочарованных Европой постсоветских сил может войти в альянс с антизападными
силами на глобальном уровне (политический ислам, “движение неприсоединения”,
Китай) и в конечном счете в новом цивилизационном конфликте (третьей мировой
войне?) оказаться на стороне нехристианского мира.
- “Евроцентристы” как в странах — новых членах ЕС, так и
Центральной и Восточной Европы, а также бывшего СССР, станут ориентироваться на
США как единственного гаранта европейских (христианских) ценностей, причем эта
ориентация может принять стратегические, в том числе военно-политические,
формы.
При таком развитии событий новые (реальные и
потенциальные) члены ЕС, главным образом из посткоммунистического пространства,
могут стать не “младшими” и “бедными” братьями и сестрами “старой Европы” (по
мнению многих, даже препятствием для нормального, привычного развития), а,
наоборот, “свежей кровью”, которая вернет Европе былую стратегическую силу.
Позиция “большой Европы” по отношению к Беларуси может стать своего рода
лакмусовой бумажкой для оценки этих стратегических перспектив.
|