Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан выступил с заявлением по поводу дискуссии о каноническом статусе УПЦ
12.03.2007. Украина
Православная
В заявлении управляющего Тульчинской епархией,
направленном в церковные и светские средства массовой информации, говорится»: «И
убоялись страха там, где нет страха!» Эти слова святого пророка Давида можно
было бы смело вынести в заголовок настоящей статьи и адресовать тем православным
братьям и сёстрам, которые, заботясь о сохранении единства Украинской
Православной Церкви с Московским Патриархатом, были очень напуганы фразой из
текста Обращения (письма) Священного Синода УПЦ к Президенту, Председателю
Верховной Рады и Премьер-министру Украины (26 ноября 2006 года): «Мы также
стремимся, чтобы Украинская Православная Церковь стала Поместной, равноправной
сестрой в семье Православных Церквей».
В некоторых газетах появились обличительные статьи,
обвиняющие епископат Украины, и даже Блаженнейшего Митрополита Владимира, «в
измене» православному единству, в честолюбивом желании «получить патриарший
белый клобук». В одной из публикаций прозвучали даже планы «отстоять
Православие», путём изгнания украинских епископов сторонников автокефалии УПЦ с
их кафедр.
Дорогие мои братья и сестры! Меньше всего меня,
архиепископа Ионафана, можно причислить к сторонникам автокефалии УПЦ.
Вы помните, что за свою приверженность единству с РПЦ я
много пострадал от бывшего митрополита киевского Филарета. Он лишил меня сана,
выгнал на улицу. Оклеветанный, два года я скитался без крыши над головой и без
куска хлеба, с диабетом и другими сопутствующими ему болезнями. Но Бог не
оставил меня. Теперь - я епископ по милости Божией, а Филарет «анафема пред всем
народом» за жестокость к собратьям и духовенству, за насаждение церковного
раскола в Украине и по всему миру.
Своей православной позиции в вопросе единства
православных Украины с Матерью-Церковью - с РПЦ, я никогда не скрывал и не
скрываю сейчас. Я убежден, что перед лицом явной экспансии инославных «церквей»
и сект в Украине, только в тесном единстве всех верующих РПЦ (в том числе и
православных Украины), непобедимая сила Православия. И никто меня за это в УПЦ
не преследует, не ссылает на другие кафедры и не пытается выдавить из Украины,
как это писалось в некоторых листовках на Украине, в России и в интернетных
публикациях. Да, разве, является нетерпимый стиль управления характерным для
нашего Предстоятеля УПЦ благостного старца и святителя? - Никак!
Среди епископата УПЦ есть немало моих собратьев, которые
близки к моим взглядам на сохранение всестороннего единства с РПЦ. И никто их
сейчас в УПЦ за это не наказал, не наказывает и не изгоняет, как это делал в
своё время «анафема» Филарет в отношении украинских владык: Агафангела, Онуфрия,
Сергия, Феодора и других архиереев УПЦ, «дерзнувших» высказать, несогласное с
ним, мнение по вопросу об автокефалии УПЦ. Слава Богу, наша Украинская
Православная Церковь соборная и свободная. В ней уже более 15 лет (после
низложения Филарета) можно открыто ставить самые острые вопросы и не бояться за
них поплатиться своим саном или авторитетом. Но, согласитесь, всё должно быть у
нас по правилам благочестия и «по чину» - по порядку - как учит святой апостол
Павел.
Дорогие мои братья и сестры! Не о том сейчас должен быть
среди нас спор: «Как административно должна управляться Украинская Православная
Церковь, а о том: «Как нам всем спастись, сохраняя единство в союзе мира,
охраняя благодатное Православие в Украине? А также: «Ч т о конкретно сделать для
ограждения УПЦ от нападений изнутри и из вне «волков лютых», стремящихся
расхитить стадо единой Церкви Христовой?».
Эта насущная забота о благодатной и спокойной жизни для
УПЦ в нашей стране и была основной идеей Обращения (письма) Священного Синода в
ноябре 2006 года к властям Украины и всей работы Архиерейского Собора УПЦ в
январе 2007 года. А вовсе не провозглашение в «штурмовом» режиме какой то ещё
одной незаконной «автокефалии» или создание «поместной церкви» в угоду нынешнему
политическому курсу.
Вспомните, как учат святые Отцы? - «Там, где есть
(канонический) епископ там и (истинная) Церковь».
УПЦ, самоуправляющаяся часть (местная Церковь)
тысячелетней древней Русской Православной Церкви, содержащая святоотеческую
православную веру, имеющая законный епископат и спасительные Таинства, -
единственная каноническая истинная Церковь в Украине. УПЦ, благодатная ветвь
единого Церковного Древа древней Руси, ведущего своё начало от времён
великокняжеского Киева, Чернигова, Великого Новгорода, Пинска, Турова, Курска,
Твери, Ярославля и Владимира на Клязьме.
Филарета же и других раскольников на Украине не признаёт
за духовных лиц ни одна законная Поместная Церковь. Их не допускают к совместной
молитве в алтарях канонических Православных Церквей всего мира. Их «церкви» -
ворох высохшего хвороста, лишенный соков жизни благодати Христовой Церкви.
Поэтому архиереи УПЦ настаивают на том, что соединения с
отлучённым от Церкви - анафематствованным Филаретом - не может быть никакого и
что путь всем раскольникам в единую святую соборную и апостольскую Церковь
возможен только через покаяние и возвращение в благодатное лоно канонической
УПЦ.
Дорогие братья и сёстры! В письме Священного Синода УПЦ
на имя руководителей Украины и в решениях последнего Архиерейского Собора УПЦ в
январе 2007 года, участником которого Господь привёл быть и мне, нет никакой
отмены прежних соборных или синодальных решений о преждевременности в настоящее
время автокефалии для УПЦ В Украине не все согласны с отделением от РПЦ и
архиереи понимают, что это может привести к новому расколу в УПЦ.
Согласитесь, сначала должны утихнуть везде политические
страсти и обиды. Должно быть повсеместно прекращено гонение на православных
священников и верующих на Украине и устранено давление на УПЦ со стороны властей
в церковных вопросах. И только тогда, при общем спокойствии мы все ясно увидим:
быть ли нам в будущем вместе или отдельно от наших православных братьев и сестёр
РПЦ, да и то лишь в административном смысле. Потому что молиться вместе нам
никто и ничто не вправе и в состоянии запретить никогда.
Что же до спорной фразы в письме Священного Синода УПЦ:
«Мы (т.е. епископат УПЦ) также стремимся, чтобы Украинская Православная Церковь
стала Поместной, равноправной сестрой в семье Православных Церквей», то её
появление в этом документе обусловлено исключительно порядком голосования в
Синоде УПЦ и на Архиерейском Соборе УПЦ.
Вы сами знаете, что в каждом большом духовном или
светском собрании (Архиерейский Собор, Верховная Рада и т.д.) всегда есть разные
взгляды, но в документах отражается мнение большинства. Что «большинство» может
иметь перевес только в один голос и что председательствующий, даже если он имеет
отличное от «большинства» мнение, просто обязан подписать и заверить печатью,
принятый минимальным перевесом голосов обсуждаемый документ.
Скорее всего, так и было проголосовано п и с ь м о
Священного Синода УПЦ руководству страны о положении УПЦ в Украине и о возможных
путях преодоления раскола в украинском Православии. Мнение нескольких архиереев
УПЦ, хотя и авторитетное, но не отменяет ранее принятые суждения Священного
Синода УПЦ и решений Архиерейского Собора УПЦ в отношении преимуществ
действующего автономного статуса УПЦ. Уверен, что никогда нынешний епископат УПЦ
или её Предстоятель не позволят себе разорвать благодатное общение с Русской
Православной Церковью.
Вместе тем, желание части епископата УПЦ иметь в семье
Поместных Православных Церквей свой собственный «украинский» голос не новость
последнего дня. Об этом открыто и много лет, например, пишет и говорит уважаемый
мной владыка архиепископ Софроний - правящий архипастырь Черкасской епархии УПЦ.
И это - законное право и его, и каждого архипастыря, пастыря и мирянина УПЦ.
Однако любое частное мнение епископа, священника или
отдельного верующего не может быть поводом к угрозам или оскорблениям в их адрес
и должно приниматься во внимание и с рассуждением. Ведь все мы свободные во
Христе. И среди нас, по слову апостола Павла, могут быть и разногласия, дабы
выявились искуснейшие, т.е. правые.
Вспомните, дорогие братья и сестры, споры о миссии
Церкви были даже среди святых апостолов. Но Дух Божий постепенно устранял их
разногласия для пользы Церкви Божией, иногда разводя спорящих о второстепенном
во все пределы Римской Империи. Сами апостолы указали нам путь к согласию - путь
соборного обсуждения всех спорных вопросов в духе благодатного мира и взаимной
любви во Христе. Так не будем же считать своими врагами тех, кто только думает
иначе в вопросе об автокефалии УПЦ.
Возможно, дабы избегать в будущем каких-либо
недоразумений, для соборного и всестороннего обсуждения важных церковных и
общественных вопросов было бы полезно организовать под эгидой Украинской
Православной Церкви постоянно действующий «Всеукраинский Общественный Форум»
(ВОФ) или всеукраинский «Православный Общественный Форум» (ПОФ) своего рода
общественно-церковную трибуну для всех здравых сил в Украине.
При этом наше церковное единство в истинной вере и
общение в единой Чаше Христовой, наше всеправославное свидетельство перед
вызовами современного, часто безбожного мира, должны быть для каждого
неприкосновенны и нерушимы.
Так, не убоимся же страха там, где его нет, и пусть
всегда и во всём будет между нами мир Божий!»
|