Апология "Харьковской цивилизации"
12.03.2007. Русская
линия
Записал Петр Маслюженко
Беседа
писателей Станислава Минакова и Юрия Милославского
Русская линия рассказывала о состоявшемся 11 февраля
с.г. в Харьковском доме актера творческом вечере известного прозаика и поэта
Юрия Георгиевича Милославского (Нью-Йорк). В предлагаемом интервью писатель,
связанный крепчайшими корневыми узами с Харьковом, размышляет о том, что
называет феноменом "харьковской цивилизации", делится впечатлениями о настоящем
своего родного города, вспоминает о нашей истории и литературном прошлом,
связанным с поэтом Чичибабиным.
Напомним также, что на этот месяц пришлось сразу два
"литературных" праздника: 3-го числа - Всемирный день писателя; 21-го -
Всемирный день поэзии.
Станислав Минаков: Юрий Георгиевич, понятно, что большое
видится на расстоянии, и вам из-за океана и из-за, фигурально выражаясь, марева
времен теперь отчетливей видны, ясны и понятны "прекрасные черты" родного
города. Чем он уж так хорош-примечателен? А, может быть, и велик? Значит ли он
что-то для мира или высокое мнение о нем есть выдумка самих харьковчан?
Юрий Милославский: Харьковчане, - все же, правильнее
будет - харьковцы, - напротив, слишком привыкли к уникальности своего города.
Между тем, я, грешный, считаю, что существует не просто харьковский
культурно-поведенческий стандарт (как парижский, одесский, нью-йоркский,
старо-московский), и даже не только харьковский этнокультурный тип (т.е.,
существует такая чуть ли не национальность, "миниэтнос":
харьковец-харьковчанин!) Полагаю даже, что о Харькове можно говорить как о
своеобразной, самодостаточной цивилизационной системе. В этом смысле наш город
можно уподобить древней Антиохии, античным и средневековым городам-государствам.
Словом - у нас все есть, и все свое. Только беречь надо, - особенно в наши, все
и вся размывающие, усредняющие, сводящие на-нет времена. Именно потому на
встрече в Доме Актера я несколько раз повторил: "Земляки, берегите Харьков, он
не воробей: вылетит - не поймаешь". Чудом можно назвать и удивительную
сохранность харьковского архитектурного… хотел было сказать "ансамбля", но нет,
- единственного в своем роде "фирменного" архитектурного коктейля. Некоторые
улицы буквально целиком, в хорошем смысле слова, музейны, антикварны: тут тебе и
"модерн", и "арт-деко", и конструктивизм, и купеческие двухэтажки
александровских времен, и вся эта прекрасная "бекетовщина"… (Речь идет о
династии харьковских архитекторов Бекетовых - С.М.) Не хочу давать точных
указаний, чтобы никого и ничего не пропустить, но настоятельно рекомендую
каждому харьковцу, обитающему в пределах условного "старого города" - скажем, от
Тюринки до Бассейной, от Холодной Горы до "Гиганта", от Клочковской до Горбатого
Моста. Внимательно присмотритесь к дому, в котором живете, к его окнам, парадным
дверям, лестничным перилам, само собой - к лепнине на фасаде, если имеется. По
улице своей пройдитесь, чуть подняв взгляд в уровень второго, хотя бы, этажа.
Уверен, что не пожалеете. Старый Харьков смотрится ничуть не хуже, к примеру,
Милана или Мюнхена, - так что мы давным-давно сделали свой "европейский выбор",
о котором здесь, я замечаю, все уши прожужжали.
С.М.: Полагаю, этот аспект харьковского бытия особенно
актуален именно сейчас, в эпоху трясения умов, как сказал философ Ильин, "ни в
чем не твердых". Мне кажется, что покойный Евгений Кушнарев именно это и имел в
виду, когда в дни оранжевых событий воскликнул-провозгласил, что, мол, в
Харькове не будет власти чужой - львовской или донецкой, а будет только
харьковская. Не это ли сразу вызвало к нему глубинную, непреодолимую ненависть
известных сил? То есть они почувствовали, что этот патриотизм - несгибаем. Я бы
сказал, что и неуничтожим. Можно уничтожить его носителей, но не его дух…
Ю.М.: Я позволю себе не углубляться в политическую
область. Но, знаете ли, "местным ребятам", особенно если они из начальствующих,
прежде всего следует укреплять свою "местность", т.е. исторически сложившуюся
харьковскую культурную и экономическую самодостаточность. И по-хорошему
гордиться тем, что они - местные ребята. Как говорят белорусы, - "тутэйшия", то
есть здешние. А по утрам повторять слова Св. Писания, которые особенно любил
выдающийся Церковный ум Православного Зарубежья митрополит Филарет
(Вознесенский): "Держи, что имеешь". А на все соблазнительные предложения
вежливо отвечать: "Спасибо, или дякуемо, - у нас все свое. Было и есть".
С.М.: Да-да, по счастью, все еще есть. И, верим,
пребудет. Но скажем несколько слов о "славном былом".
Юрий Георгиевич, в сентябре 2003 г. на
Европейско-Тихоокеанском конгрессе по сотрудничеству во Владивостоке, где мне
выпала честь представлять Украину в составе Европейской делегации ПЕН-клуба, на
большом литературном вечере в Доме офицеров я прочел ваше давнее стихотворение о
великом поэте ХХ века Осипе Мандельштаме. Напомню, что Мандельштам в декабре
1938 г. (кстати, через три месяца после героического перелета Гризодубовской
троицы) трагически закончил свою жизнь во владивостокской резервации ГУЛАГа.
Сегодня, отлитый в чугуне скульптором Валерием Ненаживиным, Осип Эмильевич стоит
там на улице Гоголя, неподалеку от улиц других русских писателей - Толстого,
Горького, Некрасова.
А ваше сочинение мы опубликовали в сборнике "Дикое поле.
Стихи русских поэтов Украины конца ХХ века" в 2000 г., и именно этот сборник,
составленный мной вместе с товарищами-харьковчанами Ириной Евсой и Андреем
Дмитриевым (как и "Двуречье"), я привез для библиотеки Дальневосточного
университета. Вот это ваше стихотворение:
Не жалею Начальника Штаба;
Маршал Блюхер, - ахти! - наплевать!
Но жалею, сержант, Мандельштама,
Мандельштама - зачем убивать?
……
Генерала давайте угробим,
Мандельштам - да пребудет живым.
…Мертвяка обложили укропом -
экий сытный да жертвенный дым!
Орденок на оранжевой ленте,
золотое тряпье на трубе…
Пожалейте меня, пожалейте -
Мандельштама оставьте себе.
Сказано резко. И, я бы сказал, характерно для вас, - и
сегодняшнего тоже, отчасти. В каком это году писалось?
Ю.М.: В 1967-м, вроде. И подумать страшно.
Во время нынешнего февральского моего пребывания в
Харькове, куда в эти же дни приехала из Киева любимая ученица Бориса Алексеевича
Чичибабина Рая Гурина, т.е. известный киновед Раиса Андреевна Беляева, - мы с
ней вспоминали, собственно, пытались вспомнить, - по вашей, Станислав
Александрович, наводке, "контекст" этого стихотворения. Тогда дошли до нас
слухи, что в "Библиотеке Поэта" будто бы должно вскоре выйти "Избранное"
Мандельштама. Нам было также известно о знаменитом, ключевом разговоре Б.Л.
Пастернака с И.В. Сталиным после ареста Мандельштама в 1934 году. На меня
подробности их беседы оказали, можно сказать, неизгладимое воздействие…
С.М.: Книги пришлось ждать еще долго. Вы ко времени ее
появления уже уехали, не дождались. Можно сказать, что мандельштамовские
мытарства не закончились до сих пор. С установкой памятника ему во Владивостоке
(первого и единственного! говорят, в Москве тоже собираются установить)
произошла и происходит мистическая история. И пальцы ему выламывали, и нос, и
белой краской поливали, и переставляли с места на место… Не жалеют его. Но если
уж и памятники Царю-Мученику Николаю Александровичу не щадят, и монументы
русским воинам-освободителям - в известно каких странах, то… Но вот у меня к вам
вопрос, можно сказать, православно-исторический, о сострадании: маршала Блюхера
мы тоже жалеем, как и поэта Мандельштама, или все-таки нет? Всё еще - нет?
Ю.М.: Всех жалеем. И маршала Блюхера, и Начальника
Штаба, и сержанта, и Мандельштама, и всех прочих… А я - молодой был и глупый в
1968 году. Надо нам учиться жалеть. Рассказывают, что наш преподобный старец
Лаврентий (Проскура) Черниговский, - как заговорит о людях, так и заплачет. Его
спрашивают: "Что это вы, батюшка, плачете?" - А он, будто бы, и отвечает на
своем суржике: "Ото'ж ви не бачите, а я ж бачу, що вже повне пекло людських душ.
А сiрки все нових тягнуть, та'й тягнуть…".
Покойный Борис Алексеевич Чичибабин эти стихи мои о
Мандельштаме - одобрял. Собственно, "одобрял" - это не вполне подходящее
слово.
Чичибабин как-то тяжело замолчал и задумался, услышав
мое новое сочинение. Так в молчании мы с ним, - и еще с Раей Гуриной, -
проследовали от того места, что зовется теперь "Чичибабин-центр" до того места,
что по-прежнему зовется "Зеркальной Струей". Здесь Борис развернулся ко мне и
заговорил: "Думаешь, я не знаю, какие это стихи?! Это - ух! какие стихи!" И
добавил, обращаясь к Рае: вот какие стихи Юрка написал!". И вновь затих. К этой,
перемежаемой молчанками, мрачноватой похвале он еще возвращался несколько раз;
но всегда не в предмет разговора, ни с того, ни с сего, следуя подспудному ходу
каких-то своих помыслов; или, лучше сказать, при виде меня словно бы вновь
припоминая некий аргумент в важном для него внутреннем споре.
С.М.: О чем был этот внутренний спор, который, небось,
иногда и наружу выплескивался?
Ю.М.: Да все о том же. Борис Чичибабин - был, помимо
многого-многого иного, - замечательным проповедником в те времена для нас
"единственно верного", но сомнительного и опасного учения об особенной роли
художника, так называемого Поэта. Разумеется, Борис Алексеич, так сказать,
биографически возросший в пределах названного учения, просто не мог не быть его
адептом. Но, мастерски-чувствительный сочинитель и натура
неосознанно-христианская, хотя и вполне безцерковная, - да и могло ли быть
иначе? - Чичибабин, в конце концов, назвал Поэта - братом Христу.
С.М.: А в силах ли был молодой Ю. Милославский
противиться учению о том, что, мол, "все в жизни есть средство для ярко-певучих
стихов"?
Ю.М.: Нет, конечно. Да я и теперь нечто подобное время
от времени бормочу, только в обратном, если можно так выразиться, смысле: к
слову "жизнь" прибавляю негромко - "земная". Поскорее исторгнуть из нее
порядочные книги - и избыть ее.
В стихотворении на смерть Мандельштама Чичибабин, верно,
учуял посыл: если за сочинителем (усвоившим имя Поэта) признаются особые права -
они неизбежно распространятся и на преимущественное, перед всеми не-поэтами,
право на жизнь. Его и жалеть надо больше других, ибо он всегда невиноватее всех
прочих невиноватых, нужнее всех нужных. А сержант, к которому обращены лукавые
просьбы и уговоры молодого Ю. Милославского, выполняет доверенную ему работу, не
обращая внимания ни на какие учения о роли Поэта в истории. И тогда другой Поэт,
охваченный страхом перед тою же участью, которую, - как знать? - и ему готовит
неумолимый сержант, теряет всякое приличие - и восклицает: "пожалейте МЕНЯ,
пожалейте - / Мандельштама оставьте себе".
С.М.: Помнится, в той самой телефонной беседе со
Сталиным поэт Борис Пастернак несколько даже обижено вопросил: "…Что мы все о
Мандельштаме и о Мандельштаме? Я уже давно хотел поговорить с Вами". - "О чем?"
- "О жизни и смерти". Сталин тогда повесил трубку.
Ю.М.: И правильно сделал.
С.М.: Однако слова поэта могли быть только о жизни и
смерти, - во всяком случае, и у Чичибабина не бывало иначе…
|