МИД Приднестровья: «Деятельность господина О’Нилла не имеет ничего общего с посредничеством и беспристрастностью»
13.03.2007.
Ольвия-пресс (Тирасполь)
Ответы
официального представителя Мининдел ПМР В.В. Игнатьева на вопросы СМИ
относительно заседания Постоянного совета ОБСЕ
Вопрос: 8 марта с.г. на
заседании Постоянного совета ОБСЕ глава миссии ОБСЕ в Молдове Луис О'Нилл
представил доклад, в котором изложил свое видение ситуации в урегулировании
отношений между Молдовой и Приднестровьем. Ваш комментарий?
Ответ: С полным докладом мы
пока незнакомы, однако об отдельных аспектах заседания Постоянного совета ОБСЕ
можно судить по сообщениям в СМИ.
Прежде всего, вызывает озабоченность и неприятие
тональность безапелляционных заявлений некоторых участников заседания,
утверждающих, что «блокирование переговоров обусловлено обструкционистской
позицией приднестровских лидеров».
В этой связи стоит напомнить, что инициатором срыва
переговоров стала Республика Молдова, официальный представитель которой
демонстративно покинул заседание Постоянного совещания в феврале 2006 года.
Дальнейшее развитие событий показало, что срыв работы
формата «5+2» использовался Молдовой как элемент политико-дипломатического
обеспечения масштабной экономической блокады ПМР. И сегодня, как видим,
отсутствие политического диалога постоянно используется Молдовой, при активной
поддержке г-на О'Нилла и некоторых других участников переговоров, для введения в
заблуждение мирового сообщества, а площадки международных организаций
бесцеремонно превращаются в форумы для инсинуаций и пиар-выпадов в адрес
Приднестровья.
Вопрос: Как Вы можете
расценить заявление г-на О'Нилла о неэффективности нынешнего миротворческого
механизма?
Ответ: Неоспоримым критерием
эффективности являются факты. Никаких фактов, свидетельствующих о
неэффективности существующей миротворческой операции на берегах Днестра,
приведено не было, да и не могло быть.
Более того, эта уникальная по степени успешности
миротворческая операция может служить реальным примером для аналогичных миссий в
других регионах мира. Особенно это полезно для тех, кто проводит подобные
операции в Афганистане и Ираке, где страшной повседневностью стала гибель
десятков мирных людей.
Мы также полностью разделяем мнение Президентов
Российской Федерации В.В. Путина и Украины В.А. Ющенко, изложенное в Совместном
заявлении от 15 декабря 2005 года, о недопустимости изменения формата
миротворческой операции до определения всех параметров окончательного
урегулирования. Надеемся, что уполномоченные представители государств-гарантов
будут неукоснительно следовать официальной позиции своего высшего политического
руководства.
В связи с этим мы считаем необоснованной риторику
чиновника ОБСЕ и рассматриваем предложения об «изменении миротворческого
механизма в соответствии с международными стандартами» не как стремление к
обеспечению мира и стабильности в регионе, а как очевидную попытку
геополитического вытеснения Российской Федерации из данного региона.
Вопрос: Что Вы можете
сказать по поводу заявления делегации Молдовы о том, что «несогласованные визиты
российских официальных представителей в приднестровский регион, а также
неавторизованная деятельность консульских чиновников России в Тирасполе
противоречат статусу посредника этой страны»?
Ответ: Визиты официальных
представителей России в Приднестровье и консульское обслуживание граждан РФ –
это, прежде всего, область двусторонних российско-приднестровских отношений, а
также проявление вполне естественной и обоснованной заботы Российской Федерации
о своих гражданах и соотечественниках в Приднестровье, соответствующей
международному статусу России как страны-правопреемника Советского Союза. Никто
не препятствует другим государствам также осуществлять консульское обеспечение
своих граждан, проживающих в Приднестровье.
На наш взгляд, куда большую озабоченность у Молдовы и ее
западных партнеров должна вызывать беспрецедентная консульская активность
Румынии, которая на несколько порядков выше, чем у остальных государств. Причем
настолько выше, что для современной Молдовы скорой реальностью может стать
потеря международной правосубъектности.
Вопрос: Как вы можете
прокомментировать заявления о том, что «приоритетными направлениями переговоров
в формате «5+2» ОБСЕ считает демилитаризацию и демократизацию приднестровского
региона»?
Ответ: Прежде всего нужно
отметить, что Глава полевой Миссии г-н О'Нилл не вправе выступать от имени всей
Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, решения в которой
принимаются консенсусом всех участников.
Кроме того, напоминаем, что основной целью «Постоянного
совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по
приднестровскому урегулированию» является подготовка предложений по выработке
итогового документа об окончательном и всеобъемлющем урегулировании отношений
между Молдовой и Приднестровьем.
Вынуждены отметить, что некоторые участники «Постоянного
совещания…» забывают об этой цели. К примеру, приднестровская сторона, как и
другие участники диалога, до настоящего времени не получили анонсированный в
конце 2006 года пакет предложений Бельгийского Председательства в
ОБСЕ.
Считаем недопустимыми попытки отхода от основной
проблематики «Постоянного совещания…» и подмены его целей второстепенными
вопросами, которые должны решаться в рамках других форумов.
Вопрос: Не считаете ли Вы,
что подобного рода высказывания господина О'Нилла могут нести вред перспективам
урегулирования?
Ответ: К сожалению, г-н
О'Нилл, похоже, упускает из виду, что он является представителем влиятельной
международной организации, а не американским дипломатом или членом делегации
Республики Молдова, хотя именно о таком его статусе могут свидетельствовать его
действия. Деятельность г-на О'Нилла, открыто поддерживающего одну из сторон
конфликта, не имеет ничего общего с посредничеством и беспристрастностью.
От этого страдает не только процесс
молдо-приднестровского урегулирования, но и авторитет Организации по
Безопасности и Сотрудничеству в Европе, создававшийся усилиями многих
дипломатов, в том числе ряда предшественников г-на О'Нилла.
|