Азербайджан готов обратиться в НАТО по поводу членства
06.03.2007.
МиК
Р.Миркадыров
Азербайджан, в принципе, готов официально обратиться в
Брюссель с просьбой по поводу членства в НАТО. Об этом стало известно "Зеркалу"
из информированных дипломатических источников. Однако при этом источник отметил,
что официальный Баку не торопится действовать в данном направлении, чему у
официального Баку имеются серьезные причины.
Дело в том, что после официального обращения, если на
очередном саммите НАТО будет принято положительное решение, стороны должны
перейти на режим интенсивного диалога. Этот период продолжается от трех до пяти
лет.
Проблема заключается в том, что на этапе интенсивного
диалога НАТО не предоставляет кандидатам в члены Североатлантического блока
гарантий безопасности. И на самом деле, данный фактор создает для Азербайджана
серьезные проблемы. Ведь Азербайджан с трех сторон окружен, мягко говоря,
недружественными государствами - Россией, Арменией и Ираном.
Поэтому, почти со стопроцентной уверенностью, можно
заявить, что в случае официального обращения в Брюссель по поводу членства в
НАТО, Россия и Иран приведут в действие дополнительные механизмы воздействия на
Азербайджан. Достаточно вспомнить как в конце прошлого года Россия попыталась
"наказать" Грузию, которая перешла на стадию интенсивного диалога по поводу
будущего членства в НАТО. Притом, надо помнить, что, в отличие от Азербайджана,
Грузия имеет общие границы всего лишь с одной недружественной страной - Россией.
А Турция и Азербайджан являются стратегическими союзниками Грузии. Что касается
Армении, она просто не может в открытую участвовать в антигрузинских играх, так
как, если не считать Иран, Грузия является единственной дорогой жизни,
связывающей эту страну с остальным миром, в том числе с Россией.
В отношении Азербайджана ситуация резко отличается.
Россия имеет возможность попытаться не только самостоятельно "наказать"
Азербайджан, но и вовлечь в эти игры и Армению. Кроме того, официальное
обращение в Брюссель с просьбой по поводу членства в НАТО, станет для
тегеранского режима сильным раздражителем и поводом для откровенных
антиазербайджанских акций. Да и без этого в последнее время Иран возвращается к
практике нарушения воздушного пространства Азербайджана.
В подобных случаях проблема предоставления гарантий
стране-кандидату в члены Североатлантического блока решается посредством
двусторонних соглашений о военно-политическом сотрудничестве с
государствами-членами НАТО, как правило, с США. "Однако в случае с Азербайджаном
возможности США ограничены. И дело даже не в Конституции Азербайджана,
запрещающей размещение на территории страны иностранных военных баз. Можно найти
правовые уловки, чтобы обойти этот запрет, как было в случае с Габалинской РЛС.
Вся проблема в существовании 907-й поправки к Акту о поддержке свободы, которая
не позволяет нарушить паритет в оказании военной помощи Армении и Азербайджану.
На сегодняшний день США имеют возможность оказывать военную помощь Азербайджану
больше опосредованно, то есть, в рамках различных натовских программ. Однако
этого недостаточно, особенно в случае возникновения кризисных ситуаций", -
отметил источник в дипломатических кругах.
По словам нашего собеседника, в данный момент
рассматриваются различные варианты решения указанной проблемы. Во-первых, в
Вашингтоне не теряют надежды на то, что в первой половине 2007 года все же
удастся добиться каких-то договоренностей по урегулированию
армяно-азербайджанского конфликта. В этом случае у Белого дома руки будут
полностью развязаны. Однако урегулирование армяно-азербайджанского конфликта в
ближайшее время вряд ли представляется возможным.
Во-вторых, могут быть подписаны соглашения, например,
позволяющие временное размещение "ограниченного контингента иностранных войск",
прежде всего американских, в Азербайджане в случае "возникновения угрозы для
трубопроводов и месторождений". Однако и этот вариант не считается стопроцентно
надежным.
В-третьих, функции гаранта безопасности обеспечения
Азербайджана с согласия Вашингтона может взять на себя другая натовская страна -
Турция. Источник отметил, что в данном направлении ведутся активные переговоры.
По его словам, готовится пакет соглашений о военно-политическом сотрудничестве
между Азербайджаном и Турцией с одной, Турцией и Грузией с другой стороны.
Именно с подготовкой этих соглашений связан обмен высокопоставленными военными
делегациями между Баку и Анкарой в последнее время.
Однако и этот вариант имеет свои негативные стороны.
Первое: во всех западных странах, где имеется сильное армянское лобби, прежде
всего, в США и во Франции, начнется оголтелая антиазербайджанская и антитурецкая
шумиха, на которую правительствам этих стран в той или иной форме придется
отреагировать. Но и это не самое страшное...
Второе: усиление военного присутствия Турции в
Азербайджане, под любым соусом и независимо от используемого для этого предлога,
безусловно, вызовет сильное раздражение как в Москве, так и Тегеране. То есть,
произойдет обострение не только турецко-российских, но и турецко-иранских
отношений. А это не очень-то отвечает интересам Турции, которая зависит от
поставок энергоресурсов из этих стран.
И, наконец, третье: не все западные страны
заинтересованы в усилении турецкого присутствия в регионе Южного Кавказа.
Источник также отметил, что в Брюсселе раздражены не
только задержкой официального обращения со стороны Баку, но и тем, что
Азербайджан, в отличие от Армении, не то что до конца, даже наполовину не
выполняет взятые на себя обязательства в рамках Программы индивидуального
сотрудничества с НАТО. "Однако в последнее время, как говорится, кажется, лед
тронулся", - отметил источник
|