Нейтралитет – худший выбор
05.03.2007.
www.pankisi.info
Леван Цуцкиридзе
В последнее время в грузинском политическом пространстве
возобновилось обсуждение возможностей Грузии как нейтрального государства. Я
говорю – возобновилось, поскольку для грузинских политических дебатов вопрос
этот не нов. Впервые он стал предметом активного обсуждения после обретения
Грузией независимости. К сожалению, как и в первые годы независимости,
сегодняшнее обсуждение большей частью отличается плохой информированностью.
Прежде всего, это относится к истории международных отношений, фактам и
терминологии, а затем – и к анализу истории, фактов и тенденций и логических
выводам.
Прежде всего, следует отметить, что нейтралитет бывает
разный, существует множество его форм. «Неприсоединение», «активное мирное
сосуществование», «активный формальный нейтралитет», «позитивный нейтралитет»,
«изоляционизм» - это только перечень различных форм нейтралитета (Питер Лион,
«Нейтралитет и развитие концепции нейтрализма», «Policy Review», том 22, № 2,
апрель 1960 г., стр. 256). Нейтралитет нейтралитету рознь, каждое нейтральное
государство по-своему уникально. Маркс справедливо отмечал: «Нейтралитет –
концепция историческая и, как всякая такая концепция, в разное время имеет
разное значение». Есть существенная разница между нейтральной позицией и
нейтралитетом, или, точнее, нейтралистской политикой (несмотря на такую разницу,
эти два понятия часто используются как синонимы). Первая подразумевает
нейтральную позицию страны по одному или нескольким вопросам международной
политике, вторая – постоянное неприсоединение государства. Последнее может быть
объявлено официальной политикой или просто выражаться в традициях политического
«поведения» страны. В случае Грузии пример нейтральной позиции – наше отношение
к карабахской проблеме.
Совсем другой вопрос – нейтрализм как формально
объявленная государством политика неприсоединения, согласно которой государство
не вмешивается ни прямо, ни косвенно, ни поощрением ни в какой международный
конфликт. Примеры такой нейтралистской политики – Ирландия и Швейцария во время
второй Мировой войны, хотя здесь же надо отметить, что и они не избежали
«случайных» воздушных бомбардировок. В этом случае мы сталкиваемся с несколькими
важными проблемами. Первая заключается в том, что нейтрализм – это не выбор
только одной страны, а продукт взаимного согласия всех значительных игроков
мировой политики. Это значит, что желание одной страны быть нейтральной должно
совпадать с желанием всех других, больших и сильных государств видеть такую
страну на карте мира. Задача весьма сложная, поскольку, прежде всего, такой
политический консенсус трудно достижим формально; а его реальное соблюдение в
такой международной среде, в которой, как правило, не существует вертикальной,
приемлемой для всех системы управления и военной безопасности – главная проблема
для принятия решений и еще более трудная для их осуществления. Главное в
поведении государств – не международные нормы или договоры, а национальные
интересы и безопасность, часто и постоянно меняющиеся. При этом договоры и нормы
лишь отражают существующий в мире баланс, но не обусловливают его.
Исходя из вышесказанного, нейтрализм – это гораздо более
трудноосуществимая политика, чем нейтралитет по одному или даже нескольким
конкретным вопросам. Мировая история и история Грузии показывают, что проекты
нейтрализма чаще бывают неудачными, чем удачными. Примеров тому множество, для
нас же самые важные примеры – это Бельгия и Грузия. Оба государства граничили с
враждебно настроенными, агрессивными странами (Германией и Россией), а их
военные возможности не гарантировали им безопасность. Во время первой Мировой
войны нейтрализм Бельгии и ее вера в международные гарантии отсрочили полную
оккупацию этой страны тогдашней германской армией всего на несколько недель; нас
же «нейтралитет» накануне аннексии Грузии привел к потере союзников и открыл
путь сильному противнику.
Для современной Грузии, во многом зависящей от импорта,
международной торговли, от поддержки больших государств и демократических стран,
соблюдение политики нейтрализма будет немыслимо сложной задачей, если эти
процессы окажутся под угрозой или если наши союзники окажутся вовлеченными в
конфликт (сегодняшняя иракская война, участие Грузии в миротворческой операции в
Косове и возможное участие в операции по стабилизации в Афганистане). К тому же,
в современном мире изменился характер военных опасностей. Нейтрализм, в
основном, означает неучастие в войне, но большинство современных конфликтов
далеко от классических войн. Как, например, должно действовать государство,
объявившее себя нейтральным, если его просят открыть свои воздушные и морские
границы, чтобы помочь антитеррористической операции, гуманитарной интервенции,
превенции конфликта или даже пресечению геноцида? Более того, как быть
государству, провозгласившему нейтралитет, если его территориальную целостность
нарушают этнические, политические и сепаратистские конфликты, а имеющихся у него
военно-политических инструментов оказалось недостаточно? Обсуждение этих
вопросов – тема для отдельной дискуссии и специального исследования. На данном
этапе можно только сказать, что ответа на такие вызовы теория нейтрализма до сих
пор не дала.
В случае Грузии предложение Россией идеи нейтрализма –
умное, своевременное и опасное предложение. Как правило, нейтралитет
воспринимается как безобидная идея. «Почему бы и нет?» - спросит человек, не
разбирающийся в сложном мире международной политики.
Ответ прост: потому, что для Грузии объявление
нейтралитета означает отказ от активного сотрудничества с сильными союзниками
(США), которым принадлежит большая заслуга в том, что сегодня проблемы Грузии
вообще рассматриваются в сколько-нибудь серьезном международном формате и мы не
забыты, подобно множеству других стран, как безнадежная, бесперспективная и
требующая лишних затрат при малом выигрыше «серая территория».
Второй ответ: нейтрализм означает отказ от членства в
Североатлантическом альянсе, а это значит – отказ разрешить одному из сильнейших
в мире военных блоков взять на себя серьезные гарантии нашей территориальной
целостности и безопасности. Третий ответ: это значит рисковать, что наши
сегодняшние союзники будут, как минимум, менее заинтересованы в нашем успехе, а
в худшем случае – станут нашими антагонистами, поскольку их интерес к Грузии
обусловлен не гуманитарными или общечеловеческими идеалами, а их собственными
национальными интересами.
Основная идея России проста и логична: если нейтрализм
найдет серьезный отклик у населения, появляется шанс нарушения того
общенационального консенсуса, который вот уже несколько десятков лет как
воплощен в продвижении Грузии к Североатлантическому альянсу и ее тесных связях,
прежде всего, с Соединенными Штатами, а затем и с Европой. Нарушение этого
консенсуса создаст нам серьезные препятствия для вступления в альянс (хороший
тому пример – Украина), что будет уже половиной успеха российской внешней
политики в отношении Грузии. В случае успеха такого сценария появляется риск
падения интереса к Грузии, что создаст новые возможности для активного
утверждения здесь российского влияния и, скажем прямо, патронажа – в данном
случае, уже с явного «согласия Запада». Объяснять, что значит российский
патронаж, не входит в задачу данной статьи.
В то же время существуют другие, не менее важные
проблемы, которые надо учитывать, когда мы говорим об участии Грузии в больших
международных объединениях. У альянсов есть три главные функции. Первая – альянс
как система коллективной безопасности, уравновешивающая внешние угрозы. Вторая –
альянс как средство взаимного контроля «друзей». Третье – эффективное
распределение капиталов и других ресурсов.
Альянс как средство создания равновесия: поведение стран
в международной политике определяют их национальные интересы. К какому альянсу
присоединится какая-либо страна – это зависит от ее военных, политических и
экономических ресурсов. В этом смысле страна старается уравновесить своего
противника участием в противостоящем альянсе или соглашается на частичное
ограничение своих принципов и интересов, исходя из элементарного мотива
самосохранения.
Взаимоконтроль «друзей»: для Грузии эта функция не менее
важна. Членство Грузии в альянсе, основой военной мощи которого являются
либеральная демократия, свободные рыночные отношения, верховенство закона, права
человека и неприкосновенность частной собственности, попросту говоря,
необходимо, полезно и гораздо более важно, чем нейтрализм Грузии, который
зависел бы от доброй воли потенциальных агрессоров.
Распределение ресурсов: альянс дает государству
возможность закупать не всё, а только необходимое. Для быстрого экономического
развития нам сейчас требуется военно-политический зонт и безопасное окружение.
Мы не хотим покупать всё, ибо, кроме танков, нам предстоит «закупать» больницы,
пенсии, энергетическую независимость и экономическое благополучие. Вместе со
всем остальным альянс дает нам и такую возможность. Недопустимо думать о том,
чтобы тратить побольше денег на вооружение и быть хуже защищенными вместо того,
чтоб тратить поменьше и быть в большей безопасности. Международная политика –
дело сложное, но это не значит, что некоторые решения слишком сложны для
понимания.
Нейтралитет – это худший выбор, ибо существует выбор
более прагматичный и выгодный. Серьезный политический спор о том, чтоб выбрать
худшее, когда можно «задешево» получить лучшее, опасен для национальной
безопасности государства. В заключение вновь вспомним Наполеона, который перед
войной с Австрией сперва взял со Швейцарии слово об «абсолютном нейтрализме», а
потом предупредил: «Если мне понадобится пройти через Швейцарию, я это сделаю.
Повод я найду всегда – любой самый жалкий памфлет, направленный против меня,
послужит оправданию моих целей». Сможет ли, захочет ли Грузия в эпоху
современных военных систем, высоких технологий, оружия массового уничтожения, в
условиях все более взаимозависимого мира, отстаивать нейтралитет и суверенитет в
одиночку?
История нас учит, что, как правило, лучший выход – это
равновесие и наличие сильных друзей, потому что всегда будут политики и
полководцы, для которых нейтралитет маленькой страны – просто одно из ординарных
препятствий для реализации их национальных интересов или сверхидеалов, а на чью
сторону примет будущий Наполеон со своими батальонами – пока никто, кроме Бога,
не знает.
Леван Цуцкиридзе, ректор
Грузинского института общественных дел, специалист по безопасности и
стратегическим вопросам международной политики Комментарий Института стран СНГ:
Приведенная в статье аргументация автора против
нейтралитета Грузии не показалась нам убедительной. Дело в том, что эта
аргументация основывается не столько на реальных интересах Грузии, сколько на
заезженных мифах поздней перестройки о НАТО как светоче демократии, свободы и
прав человека. Думаю иллюзии относительно этих мифов у всех нормальных людей за
последние десять лет окончательно развеялись. Но этого нельзя сказать об авторе
данной статьи. Не вдаваясь в предположения о причинах такого подхода, хочется
лишь отметить, что автор упускает из виду такие важные интересы Грузии как
отношения с соседями. Ведь НАТО приходят и уходят, а соседи остаются. Автор же
похоже готов пожертвовать реальными возможностями сотрудничества с соседними
государствами: Россией, Арменией и Ираном ради иллюзорных выгод от членства в
НАТО. Он также совершенно упускает из виду вопрос о неурегулированных конфликтах
с Абхазией и Южной Осетией, в частности, тот факт, что возникновение
разделительных линий на Кавказе в результате вступления Грузии в НАТО, наверняка
похоронит все надежды Грузии на «возвращение» этих территорий.
М.Александров
|