Пора менять подходы
Андрей Грозин
За время после распада СССР специализированной
центральноазиатской политики у РФ не существовало. Не было даже примерно
сформулированных принципов: что и как делать в регионе. Отсутствовали признаки
осмысленной позиции в отношении русских и русскоязычных диаспор в государствах
региона. Не велось серьезной работы с центральноазиатскими элитами.
Прогрессировавшее в 1991-1996 гг. в российском политическом руководстве
стремление «отцепить азиатский вагон» и безоглядная евроатлантистская ориентация
нанесли серьезный вред российским интересам. Центральноазиатский регион начал
постепенно втягиваться в орбиту других мировых центров силы.
В последние годы, правда, ситуация выравнивается и на
лицо постепенное сложение тактики и, отчасти, основ стратегии России в
регионе.
Внешнеполитический блок российской политики претерпевает
положительные изменения: в целом грамотное поведение Москвы во время и в первые
дни после смены власти в Бишкеке, взвешенная оценка мятежа в узбекском Андижане,
адекватная реакция на ситуацию в Туркмении после смерти С.Ниязова и ряд других
шагов Кремля позволяет сделать вывод о том, что Россия пытается занять более
активную позицию в диалоге с авторитарными центральноазиатскими режимами.
Россия, несмотря на резкое сужение с начала XXI века сферы ее влияния в
Центральной Азии, стремится сохранить здесь свои позиции. В известной мере в
2003-2006 гг. РФ преуспела в этом.
Россия имеет жизненно важные интересы в сырьевом
комплексе Центральной Азии. Это углеводороды, гидроресурсы, уран, сталь, золото,
редкоземельные металлы, алюминий, хлопок и т.д. Регион обладает большими
резервами, и Москве следует всегда и при любых условиях ориентироваться на свою
экономическую выгоду. Именно такой подход постепенно становится преобладающим в
российской внешнеполитической стратегии.
Только серьезное экономическое присутствие, наличие
крупных и взаимовыгодных экономических проектов, может явиться залогом
эффективной политики России. Под подлинное союзничество нужно «заводить»
экономическую базу. Это, в последние четыре года и пытаются делать ведущие
российские ТНК.
Центральноазиатский регион является стратегическим
буфером против внешних угроз, и многие стратегические интересы просто вынуждают
Россию бороться за сохранение Центральной Азии в сфере своего влияния.
Долгосрочные последствия полномасштабного американского
и китайского присутствия и влияния в Центральной Азии несут потенциальную угрозу
российским интересам в регионе. Если ресурсы и потенциал ННГ Азии будет
переориентирован на обслуживание интересов Запада или Востока, российским
военным и экономическим связям (включая энергетические) с постсоветской Азией
будет нанесен серьезный урон.
Именно поэтому всякого рода «многовекторная» (точнее,
«флюгерная») внешняя политика, которую с большей или меньшей долей успешности
пытаются проводить республики постсоветской Азии, рассматривавшаяся Москвой до
последнего времени достаточно спокойно, с недавних пор начинает восприниматься
самыми разными «башнями Кремля» как угроза российским национальным
интересам.
Новые геополитические тенденции развиваются в сторону
все большей поляризации различных мировых сил. Не добавляет в данной связи
оптимизма и все большее значение факторов уже не «мягкой», а «твердой силы» в
отстаивании мировыми центрами силы своих экономических и геополитических
интересов.
Можно утверждать, что для такого важного региона как
Центральная Азия, «время многополярности» стремительно уходит и всем здешним
политическим режимам в ближайшие два-три года придется «определяться», клиентами
каких мировых держав и объединений они, в конечном итоге, готовы стать.
К сожалению, официальная российская внешняя политика, до
последнего времени, весьма некритически подходила к понятию «стабильности» в
Центральной Азии. Считалось, что «стабильность» является абсолютной ценностью,
перевешивающей все возможные минусы для иных российских интересов. Ради
стабильности в Москве были готовы пожертвовать (и, очень часто, жертвовали)
своими экономическими, культурными, демографическими, а иногда, и
военно-политическими позициями.
Центральноазиатские коллеги высшей российской власти это
понимали и умело эти умонастроения московской бюрократии использовали для
выбивания многочисленных и разнообразных преференций. Лучше им это удавалось при
Б.Ельцине, хуже, при нынешнем президенте. Однако, «торговля стабильностью»
продолжается и сейчас. Впрочем, этот же товар президенты Центральной Азии
более-менее успешно «втюхивают» и американцам, и европейцам, и китайцам.
У автора есть основания полагать, что и по вопросу о
пресловутой «стабильности любой ценой» у разных российских элитных групп сейчас
также складывается почти единое и весьма критическое отношение.
В данной связи в центре внимания лиц и структур,
ответственных за выработку российской политики в Центральной Азии все более
оказывается долгое время существовавший на периферии внимания Кремля
Таджикистан.
Во внешней политике Душанбе все больше пытается взять
пример с Казахстана и его «многовекторности» и укреплять сотрудничество не
только с Россией, но также с Китаем и Соединенными Штатами. Нынешний таджикский
режим явно не удовлетворен зависимостью от Москвы и в последние годы активно
пытается расширить «географию» своих связей, сбалансировать влияние России
развитием отношений с США, Китаем и Ираном. Причем, делается это за счет именно
имевшихся в республике ранее российских позиций.
В Москве многие долгое время наивно полагали, что
Таджикистан, руководство которого самим фактом своего существования обязанное
России за ее поддержку в военном конфликте, вечно будет ей за это благодарен. На
Душанбе в Кремле до недавнего времени смотрели как на регионального союзника,
который еще долгое время будет поддерживать российские интересы в Центральной
Азии.
Кроме того, в Москве помнят, чем может обернуться
дестабилизация ситуации в этой конкретно взятой центральноазиатской
республике.
Время, однако, изменило ситуацию в таджикских элитах и в
Кремле с запазданием, но все же поняли простую вещь: власть Э.Рахмонова вовсе не
идентична сохранению стабильности в Таджикистане. Гораздо критичнее стали
относиться в российских властных коридорах к практической деятельности нынешнего
таджикского руководства. Уходит из российской политики и та часть силовиков,
которые традиционно поддерживали и Эмомали Шариповича и его окружение.
Да, присутствие в Таджикистане российской военной базы и
переданного в собственность РФ оптико-электронного узла космических войск «Окно»
остается серьезным фактором, "привязывающим" Душанбе к Москве. Несмотря на то,
что к российским военным у таджикской элиты накоплен ощутимый запас претензий,
функцию гаранта безопасности существующему режиму не может принять на себя
никакое другое иностранное государство.
Еще недавно некоторые эксперты в России утверждали, что
«осуждать возможность дислокации в РТ американских или китайских военных просто
несерьезно». Сейчас подход изменяется. Если в Айни появятся индийские вертолеты,
то почему, например, в Курган-Тюбе не может оказаться какого-либо американского
объекта? Вашингтон, вообще, после того как американских военных «попросили» из
Узбекистана, так активно обхаживет таджикского лидера и часть его многочисленной
родни (кое кто из них, кстати, уже учится и работает в США), что это уже просто
невозможно не замечать. В среднем, раз в квартал в Душанбе прибывает кто-то из
высокопоставленных представителей американской администрации (Рамсфелд, Баучер и
т.д.) и потрясает умы таджикской элиты сенсационными обещаниями многомиллиардных
инвестиций.
Отдельная тема – таджикско-китайское партнерство,
крепнущее просто на глазах. В прошлом году, например, прошли масштабные
антитеррористические учения "Взаимодействие". В них приняли участие части
китайских ВВС, а также подразделения бронетехники таджикской армии. В ходе
учений «отрабатывались вопросы взаимодействия различных родов войск и операции
по ликвидации террористических групп», которые якобы проникли на территорию
горных районов Таджикистана из "третьих государств". Китай также обещал снабдить
таджикские подразделения оружием и техникой.
Пекин может уже в ближайшее время серьезно потеснить на
таджикском энергетическом рынке конкурентов из Соединенных Штатов и России, а в
сфере строительства шоссейных дорог и горных тоннелей - иранцев, которые также
расширяют свое сотрудничество с Таджикистаном. К тому же, нельзя забывать о том,
что Китай помимо энергетики, военного сотрудничества и сооружения дорог хотел бы
всерьез заняться добычей в Таджикистане полезных ископаемых.
От российских пограничников Таджикистан уже избавился.
При этом все вышло так «удачно», что сам Эмомали Рахмонов, выступая на
международной конференции «Проблема наркотрафика в Южной и Центральной Азии»,
обнародовал ранее ни разу не оглашавшиеся цифры: в Таджикистане за последние
пять лет были арестованы и осуждены свыше 800 чиновников, в том числе
высокопоставленных, по обвинению в наркобизнесе. Вал афганского героина, идущего
через Таджикистан достигает сейчас самых отдаленных уголков России, а о
задержаниях таджикских наркокурьеров можно услышать уже чуть ли не
ежедневно.
Видимо у Душанбе имелись надежды на создание своего
лобби в рядах российских «экономистов» и крупных бизнесменов, но ситуация,
складывающаяся вокруг проектов «РУСАЛ», проблемы, с которыми в Таджикистане
столкнулось РАО ЕЭС и ряд других, схожих моментов в отношениях
высокопоставленных таджикских чиновников и крупного российского бизнеса четко
дали понять: дружбы с российскими элитами, объединенными в «экономическом блоке»
у сегодняшней таджикской власти не получится. Руководство Таджикистана уже
заявило о том, что оно будет достраивать Рогунскую ГЭС без РУСАЛа. Что это
означает пока не ясно, но очевидно то, что собственные интересы Душанбе будет и
впредь отстаивать несмотря ни на заключенные правовые соглашения, ни на якобы
«нерушимую дружбу» с Москвой.
При этом очевидным фактом является то, что Россия
остается в обозримой перспективе основным экономическим партнером республики.
Российский капитал является доминирующим инвестором во многих сферах
экономического развития Таджикистана.
Кроме того, экономика страны в сильной степени зависит
от денежных переводов сотен тысяч таджиков, работающих за границей. Как
известно, большая часть таджикских трудовых мигрантов (по разным оценкам, от 600
тыс. до 1,5 млн.) работает в России. При этом на протяжении последних полутора
лет на межправительственном уровне был заключен ряд соглашений, оптимизирующих
режим пребывания и деятельности таджикских «гастарбайтеров» на российской
территории.
Параллельно с этим наблюдается существенный рост
западных инвестиций в систему таджикских НПО, объемов грантов на
правительственные «программы демократизации», «развитие СМИ» и т. д. Из России в
Таджикистан ежегодно уходят, как минимум, сотни миллионов долларов, а наши
американские друзья действуют куда эффективнее: они тратят сотни тысяч долларов,
но вкладывают их в конкретных высокопоставленных чиновников (то, что
значительная часть таджикских НПО различными «хитрыми» путями контролируется
именно высшей бюрократией, в Душанбе знают очень многие). В итоге,
«пророссийских» высших бюрократов в таджикской власти сейчас почти полностью
вытеснили «проамериканские». И Москва имеет то, что имеет: при очевидной
безальтернативности, выгоде для таджикской экономике и обществу развития
контактов с РФ, республика постепенно занимает все более антироссийские
позиции.
Сознательно не говорю о внутриполитической и
экономической ситуации в республике. Хотелось бы отметить лишь один существенный
момент: по заявлениям официального Душанбе жизнь в стране становится с каждым
годом все лучше и краше, а поток таджикских временных рабочих, уезжающих на
заработки в Россию и Казахстан не только не уменьшается, но становится все
больше. Возможно, именно поэтому февраль 2007 года ознаменовался консолидацией
оппозиционных сил Таджикистана: противники политики Рахмонова объединились в
движение "Ватандор" ("Патриот"). Первое и главное требование - немедленная
отставка президента Рахмонова. Как утверждает руководство движения, в него
входит «очень много известных людей, это, прежде всего, интеллектуальная элита
Таджикистана, бывшие министры, экс-премьеры, члены парламента, а также очень
много влиятельных людей из окружения президента Рахмонова». Известие о создании
движения, насколько можно судить, вызвало паническую реакцию в таджикских
властных коридорах.
Трудно сказать имеется ли в данной структуре какой-то
«российский след». Скорее всего, его там не существует.
В то же время, убежден, что нынешняя таджикская власть,
с учетом ее трансформаций, уже не может так безоглядно, как ранее
рассматриваться Россией в качестве надежного, стратегического союзника. Поэтому
в ее отношении совершенно оправдано применение самых разных методик «приведения
в сознание». Слишком быстро таджикский лидер позабыл совсем недавнюю историю и,
как выясняется, ничему не научился на примере других российских партнеров по
постсоветскому пространству. Грузинских, например, или молдавских…
Избавление от иллюзий - вещь неприятная, но, безусловно,
всегда полезная.
|