УЗБЕКИСТАН
Торг всегда уместен
02.03.2007. Деловая
неделя, Казахстан
Андрей Саидов (Ташкент)
Зачем помощник госсекретаря США полетел в Ташкент
На этой неделе с трехдневной рабочей поездкой в
Узбекистан прилетел заместитель помощника государственного секретаря США по
делам Южной и Центральной Азии Эван Фейгенбаум. Это вторая попытка американской
администрации нащупать почву для политического компромисса с бывшим региональным
союзником по антитеррористической коалиции, отвернувшимся от Вашингтона после
трагических событий 2005 года в Андижане.
США и Европа тогда подвергли резкой критике власти
Узбекистана за жестокое подавление волнений в Ферганской долине и преследование
оппозиции, после чего узбекское правительство приняло решение о ликвидации базы
американских ВВС в Карши, заключив вскоре военно-стратегический союз с Россией.
В Узбекистане были закрыты десятки представительств западных неправительственных
организаций, гуманитарных фондов и СМИ, обвиненных в попытках дестабилизировать
ситуацию и подорвать государственный строй. Были лишены режима наибольшего
благоприятствования американские корпорации, действовавшие в добывающих
отраслях. Одновременно Узбекистан предоставил компаниям России, Китая, Японии,
Южной Кореи и Юго-Восточной Азии большие перспективы в разработке углеводородов
и стратегического сырья. В августе 2006 года в Ташкент приезжал помощник
госсекретаря Ричард Баучер, визит которого можно было расценивать, как попытку
вернуть политическое влияние в Узбекистане, которое администрация Джорджа Буша
уступила Москве и Пекину. После августовской встречи с Исламом Каримовым,
констатировав расхождения по вопросам прав человека и демократии, Баучер все же
выразил надежду на восстановление диалога и сотрудничества на основе некогда
существовавших соглашений о совместной борьбе с международным терроризмом и
наркотрафиком, а также в области экономики. Однако заметного потепления в
отношениях США и Узбекистана с тех пор не произошло. Продолжающиеся репрессии
против инакомыслящих в Узбекистане вынудили Евросоюз, не меньше США
заинтересованный в сохранении экономического и политического присутствия в
Центральной Азии, отложить ожидавшийся в феврале 2007 года пересмотр санкций
против правительства Ислама Каримова. Ранее госдепартамент США внес Узбекистан в
список стран, где нарушаются права граждан на свободное вероисповедание, что
было оценено официальным Ташкентом как грубое политическое давление и
вмешательство во внутренние дела суверенного государства.
На этом фоне нынешняя поездка Эвана Фейгенбаума
выглядела новым предложением компромисса, но без особой надежды на позитивные
результаты. Еще в октябре прошлого года, выступая в Американо-Узбекской торговой
палате в Вашингтоне, Фейгенбаум начал с признания, что отношения между США и
Узбекистаном ухудшились из-за весьма острых разногласий по поводу событий в
Андижане в мае 2005 года и ситуации в области прав человека. "Соединенные Штаты
ушли из военно-воздушной базы в южном Узбекистане по просьбе узбекского
правительства после того, как призвали к проведению независимого международного
расследования по поводу насилия в Андижане. Международные правозащитные
организации утверждают, что в Андижане погибли сотни людей, когда узбекские силы
безопасности открыли огонь по демонстрантам. Государственный секретарь Кондолиза
Райс в октябре 2005 года сказала, что Соединенные Штаты не хотят делать выбор
между нашими целями с точки зрения беспокойства по поводу военного доступа и
нашими целями с точки зрения демократии, ибо мы видим нерасторжимую связь между
нашими стратегическими целями демократизации и ведением войны с терроризмом. Со
времени насилия в Андижане узбекское правительство закрыло все независимые СМИ,
закрыло или подвергло гонениям многие неправительственные организации и
подвергло тюремному заключению оппозиционных деятелей и активистов в области
прав человека", - сказал помощник госсекретаря. Далее вновь высказал надежды,
что правительство Узбекистана откажется от своего нынешнего внешне- и
внутриполитического курса и сделает выбор в пользу реформ и партнерства, посулив
в качестве явной выгоды ... допуск Узбекистана через Афганистан к Индийскому
океану и "Тихоокеанскому кольцу".
Надо заметить, что в замыслах создания транспортного
коридора через подконтрольные сейчас США территории Афганистана и Пакистана к
портам Индийского океана Узбекистан еще совсем недавно выражал большую и вполне
понятную заинтересованность. В период стратегического партнерства с
антитеррористической коалицией узбекская пресса много писала о радужных
перспективах, которые обретет страна, намеревающаяся с помощью своих союзников
совершить свой "бросок на юг", сделавшись почти что "морской державой" или, по
меньшей мере, главным транспортным узлом для всей Центральной Азии с ее богатыми
ресурсами и развивающимся рынком. Поэтому наблюдатели не сомневаются, что именно
об этом Эван Фейгенбаум приехал вести закулисные переговоры "в рабочем формате"
с высшими узбекскими чиновниками в Ташкенте. Но даже если предположить, что
Ислам Каримов, в год президентских выборов готовящий очередную смену
демократического фасада и международного имиджа своего режима, прислушается к
новым заманчивым посулам бывших союзников, понятно, что теперь он не будет
спешить со встречными жестами без оглядки на сегодняшних соратников - Россию и
Китай. В нынешней политической ситуации ему придется соизмерять свои
геополитические амбиции и с региональными партнерами по ШОС и ЕврАзЕС. Поэтому
от рабочей поездки помощника госсекретаря в Ташкент никто не ждет сенсационных
результатов по ее итогам. Тем более что никуда не исчезли прежние поводы для
"принципиальных разногласий", которые обе стороны в перспективе, конечно,
готовы, но пока не торопятся разрешать. "Но сам намек, как говорится, понятен.
И, скорее всего, "будет иметься в виду".
Накануне прилета Эвана фигенбаума, орган Кабинета
министров Узбекистана, газета "Правда Востока" опубликовала статью политолога
Рафика Сайфулина под заголовком "Узбекистан - Запад: в поисках новых
перспектив". С одной стороны, в ней недвусмысленно выражается готовность
правящей элиты страны искать диалога с Западом. "Ни для кого не секрет, что
нынешнее состояние отношений между Узбекистаном и ведущими странами западного
сообщества трудно назвать нормальными. По известным обстоятельствам, ставшими
поводом для принятия санкций в отношении Узбекистана, связи между Узбекистаном и
США существенно снизили свою динамику, что повлияло на весь комплекс отношений
Узбекистана с западным сообществом. Однако все более очевидным становится тот
факт, что такая ситуация не укладывается в логику формирования нового мирового
порядка. Видные зарубежные и отечественные политики, дипломаты и аналитики все
чаще задумываются над тем, как исправить положение, от которого в принципе никто
ничего не проиграл, но и не выиграл. Другими словами, объективно назрела
необходимость совместного осмысления состояния отношений между ведущей страной
региона, которой является Республика Узбекистан, и признанными лидерами мирового
сообщества в лице США, ЕС и Японии", - пишет политолог. С другой стороны, он
ясно дает понять, что при сегодняшнем геополитическом раскладе в регионе, имея
за спиной таких друзей, как Москва и Пекин, интересующихся реальными
энергоносителями и стратегическим сырьем, а не "абстрактными" правами человека,
власти Узбекистана больше не станут играть в "демократические игры" не по своим
правилам. "Есть понимание того, что только критика и обвинения могут стать
причиной недоверия и подозрительности. В противовес такому подходу необходимо
совместно размышлять над поиском новых перспективных направлений сотрудничества
и модернизации традиционных связей".
России нужен узбекский газ
06.03.2007. Страна
Ру
Алексей Куликов
Фрадков обсудит в Ташкенте вопросы увеличения объемов
закупок "голубого топлива"
Председатель правительства РФ Михаил Фрадков во вторник
во второй половине дня отбывает в Ташкент, где проведет переговоры о возможном
увеличении поставок узбекского газа на российский рынок и обсудит вопросы
динамичного развития товарооборота между Россией и Узбекистаном. Кроме того,
речь в Ташкенте пойдет о сотрудничестве в области миграции и изучения
космоса.
"Каких-либо документов подписывать в ходе этого визита с
узбекской стороной не планируется, тем не менее мы ожидаем, что в ходе
переговоров будут обсуждены вопросы о динамичном развитии товарооборота между
Россией и Узбекистаном, увеличении закупок "Газпромом" и "Лукойлом" узбекского
газа. Также попытаемся начать решать проблемы конвертации и перевода средств,
заработанных российскими компаниями, и применении единых акцизов на российские
товары", - сообщил источник в российском правительстве. По его словам,
российская сторона заинтересована в инвестициях в ТЭК Узбекистана, которые уже
составили более 2,5 млрд долларов. "В первую очередь сегодня необходимо
вкладывать средства в инфраструктуру, ориентированную на экспортные поставки
углеводородов из Узбекистана", - отметил он.
Источник сообщил, что в Узбекистане до недавнего времени
закупалось около 5 млрд кубометров газа, но уже в 2007 году тот же "Газпром"
заинтересован в приобретении 13 млрд кубометров узбекского газа. Ежегодно
Узбекистан добывает около 60 млрд кубометров газа, но большая его часть идет на
внутренние нужды. "Между тем, если инвестировать средства в развитие
магистральных газопроводов и новые месторождения, Узбекистан может стать
серьезным игроком на газовом рынке, сопоставимым с Туркменией", -
прокомментировал российский правительственный источник потенциал республики.
По информации источника, "в правительстве РФ Узбекистан
считают одной из ключевых стран в СНГ, занимающей четвертое место в
товарообороте с Россией среди стран Содружества". "При этом наш товарооборот
имеет нормальную структуру, не ориентирован только на сырьевой сектор. 32% -
машиностроение, 25% - древесина и целлюлозно-бумажная продукция, 37% -
сельскохозяйственная продукция. В 2006 году он составил около 2,4 млрд долларов,
увеличившись на треть", - заметил источник.
По его словам, "российская сторона ожидает, что визит
Михаила Фрадкова в Узбекистан будет конструктивным с выходом на динамичное
развитие и увеличение товарооборота". "Запланирована встреча с президентом
страны Каримовым и переговоры с главой узбекского правительства Мирзияевым", -
сообщил источник в Белом доме. Также главы правительств России и Узбекистана
обсудят использование оставшегося с советских времен большого
научно-исследовательского потенциала в сфере мирного использования и изучения
космоса. "Сейчас готовится соответствующее межправительственное соглашение,
после подписания которого возможно будет реализовать такие проекты, как
установка мощного современного телескопа на горе Майданак и единственного в
Центрально-Азиатском регионе радиотелескопа на плато Суфа", - рассказал
источник.
Предметом переговоров с участием глав миграционных
ведомств России и Узбекистана станут проблемы трудовой миграции. "В составе
российской делегации - руководитель ФМС РФ Константин Ромодановский.
Планируется, что будут рассмотрены межправительственные соглашения о реадмисси и
об обеспечении прав и легализации трудовых мигрантов", - сообщил собеседник. В
России работают сегодня десятки тысяч узбекских граждан.
Как сообщил источник в правительстве РФ, это первый
официальный визит премьер-министра России в Узбекистан с 1999 года. Визит должен
стать продолжением политического диалога двух стран, который развивается очень
активно (только за прошлый год президенты России и Узбекистана встречались
девять раз).
|