Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №165(15.03.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Торг всегда уместен

02.03.2007. Деловая неделя, Казахстан

Андрей Саидов (Ташкент)

Зачем помощник госсекретаря США полетел в Ташкент

На этой неделе с трехдневной рабочей поездкой в Узбекистан прилетел заместитель помощника государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Эван Фейгенбаум. Это вторая попытка американской администрации нащупать почву для политического компромисса с бывшим региональным союзником по антитеррористической коалиции, отвернувшимся от Вашингтона после трагических событий 2005 года в Андижане.

США и Европа тогда подвергли резкой критике власти Узбекистана за жестокое подавление волнений в Ферганской долине и преследование оппозиции, после чего узбекское правительство приняло решение о ликвидации базы американских ВВС в Карши, заключив вскоре военно-стратегический союз с Россией. В Узбекистане были закрыты десятки представительств западных неправительственных организаций, гуманитарных фондов и СМИ, обвиненных в попытках дестабилизировать ситуацию и подорвать государственный строй. Были лишены режима наибольшего благоприятствования американские корпорации, действовавшие в добывающих отраслях. Одновременно Узбекистан предоставил компаниям России, Китая, Японии, Южной Кореи и Юго-Восточной Азии большие перспективы в разработке углеводородов и стратегического сырья. В августе 2006 года в Ташкент приезжал помощник госсекретаря Ричард Баучер, визит которого можно было расценивать, как попытку вернуть политическое влияние в Узбекистане, которое администрация Джорджа Буша уступила Москве и Пекину. После августовской встречи с Исламом Каримовым, констатировав расхождения по вопросам прав человека и демократии, Баучер все же выразил надежду на восстановление диалога и сотрудничества на основе некогда существовавших соглашений о совместной борьбе с международным терроризмом и наркотрафиком, а также в области экономики. Однако заметного потепления в отношениях США и Узбекистана с тех пор не произошло. Продолжающиеся репрессии против инакомыслящих в Узбекистане вынудили Евросоюз, не меньше США заинтересованный в сохранении экономического и политического присутствия в Центральной Азии, отложить ожидавшийся в феврале 2007 года пересмотр санкций против правительства Ислама Каримова. Ранее госдепартамент США внес Узбекистан в список стран, где нарушаются права граждан на свободное вероисповедание, что было оценено официальным Ташкентом как грубое политическое давление и вмешательство во внутренние дела суверенного государства.

На этом фоне нынешняя поездка Эвана Фейгенбаума выглядела новым предложением компромисса, но без особой надежды на позитивные результаты. Еще в октябре прошлого года, выступая в Американо-Узбекской торговой палате в Вашингтоне, Фейгенбаум начал с признания, что отношения между США и Узбекистаном ухудшились из-за весьма острых разногласий по поводу событий в Андижане в мае 2005 года и ситуации в области прав человека. "Соединенные Штаты ушли из военно-воздушной базы в южном Узбекистане по просьбе узбекского правительства после того, как призвали к проведению независимого международного расследования по поводу насилия в Андижане. Международные правозащитные организации утверждают, что в Андижане погибли сотни людей, когда узбекские силы безопасности открыли огонь по демонстрантам. Государственный секретарь Кондолиза Райс в октябре 2005 года сказала, что Соединенные Штаты не хотят делать выбор между нашими целями с точки зрения беспокойства по поводу военного доступа и нашими целями с точки зрения демократии, ибо мы видим нерасторжимую связь между нашими стратегическими целями демократизации и ведением войны с терроризмом. Со времени насилия в Андижане узбекское правительство закрыло все независимые СМИ, закрыло или подвергло гонениям многие неправительственные организации и подвергло тюремному заключению оппозиционных деятелей и активистов в области прав человека", - сказал помощник госсекретаря. Далее вновь высказал надежды, что правительство Узбекистана откажется от своего нынешнего внешне- и внутриполитического курса и сделает выбор в пользу реформ и партнерства, посулив в качестве явной выгоды ... допуск Узбекистана через Афганистан к Индийскому океану и "Тихоокеанскому кольцу".

Надо заметить, что в замыслах создания транспортного коридора через подконтрольные сейчас США территории Афганистана и Пакистана к портам Индийского океана Узбекистан еще совсем недавно выражал большую и вполне понятную заинтересованность. В период стратегического партнерства с антитеррористической коалицией узбекская пресса много писала о радужных перспективах, которые обретет страна, намеревающаяся с помощью своих союзников совершить свой "бросок на юг", сделавшись почти что "морской державой" или, по меньшей мере, главным транспортным узлом для всей Центральной Азии с ее богатыми ресурсами и развивающимся рынком. Поэтому наблюдатели не сомневаются, что именно об этом Эван Фейгенбаум приехал вести закулисные переговоры "в рабочем формате" с высшими узбекскими чиновниками в Ташкенте. Но даже если предположить, что Ислам Каримов, в год президентских выборов готовящий очередную смену демократического фасада и международного имиджа своего режима, прислушается к новым заманчивым посулам бывших союзников, понятно, что теперь он не будет спешить со встречными жестами без оглядки на сегодняшних соратников - Россию и Китай. В нынешней политической ситуации ему придется соизмерять свои геополитические амбиции и с региональными партнерами по ШОС и ЕврАзЕС. Поэтому от рабочей поездки помощника госсекретаря в Ташкент никто не ждет сенсационных результатов по ее итогам. Тем более что никуда не исчезли прежние поводы для "принципиальных разногласий", которые обе стороны в перспективе, конечно, готовы, но пока не торопятся разрешать. "Но сам намек, как говорится, понятен. И, скорее всего, "будет иметься в виду".

Накануне прилета Эвана фигенбаума, орган Кабинета министров Узбекистана, газета "Правда Востока" опубликовала статью политолога Рафика Сайфулина под заголовком "Узбекистан - Запад: в поисках новых перспектив". С одной стороны, в ней недвусмысленно выражается готовность правящей элиты страны искать диалога с Западом. "Ни для кого не секрет, что нынешнее состояние отношений между Узбекистаном и ведущими странами западного сообщества трудно назвать нормальными. По известным обстоятельствам, ставшими поводом для принятия санкций в отношении Узбекистана, связи между Узбекистаном и США существенно снизили свою динамику, что повлияло на весь комплекс отношений Узбекистана с западным сообществом. Однако все более очевидным становится тот факт, что такая ситуация не укладывается в логику формирования нового мирового порядка. Видные зарубежные и отечественные политики, дипломаты и аналитики все чаще задумываются над тем, как исправить положение, от которого в принципе никто ничего не проиграл, но и не выиграл. Другими словами, объективно назрела необходимость совместного осмысления состояния отношений между ведущей страной региона, которой является Республика Узбекистан, и признанными лидерами мирового сообщества в лице США, ЕС и Японии", - пишет политолог. С другой стороны, он ясно дает понять, что при сегодняшнем геополитическом раскладе в регионе, имея за спиной таких друзей, как Москва и Пекин, интересующихся реальными энергоносителями и стратегическим сырьем, а не "абстрактными" правами человека, власти Узбекистана больше не станут играть в "демократические игры" не по своим правилам. "Есть понимание того, что только критика и обвинения могут стать причиной недоверия и подозрительности. В противовес такому подходу необходимо совместно размышлять над поиском новых перспективных направлений сотрудничества и модернизации традиционных связей".




России нужен узбекский газ

06.03.2007. Страна Ру

Алексей Куликов

Фрадков обсудит в Ташкенте вопросы увеличения объемов закупок "голубого топлива"

Председатель правительства РФ Михаил Фрадков во вторник во второй половине дня отбывает в Ташкент, где проведет переговоры о возможном увеличении поставок узбекского газа на российский рынок и обсудит вопросы динамичного развития товарооборота между Россией и Узбекистаном. Кроме того, речь в Ташкенте пойдет о сотрудничестве в области миграции и изучения космоса.

"Каких-либо документов подписывать в ходе этого визита с узбекской стороной не планируется, тем не менее мы ожидаем, что в ходе переговоров будут обсуждены вопросы о динамичном развитии товарооборота между Россией и Узбекистаном, увеличении закупок "Газпромом" и "Лукойлом" узбекского газа. Также попытаемся начать решать проблемы конвертации и перевода средств, заработанных российскими компаниями, и применении единых акцизов на российские товары", - сообщил источник в российском правительстве. По его словам, российская сторона заинтересована в инвестициях в ТЭК Узбекистана, которые уже составили более 2,5 млрд долларов. "В первую очередь сегодня необходимо вкладывать средства в инфраструктуру, ориентированную на экспортные поставки углеводородов из Узбекистана", - отметил он.

Источник сообщил, что в Узбекистане до недавнего времени закупалось около 5 млрд кубометров газа, но уже в 2007 году тот же "Газпром" заинтересован в приобретении 13 млрд кубометров узбекского газа. Ежегодно Узбекистан добывает около 60 млрд кубометров газа, но большая его часть идет на внутренние нужды. "Между тем, если инвестировать средства в развитие магистральных газопроводов и новые месторождения, Узбекистан может стать серьезным игроком на газовом рынке, сопоставимым с Туркменией", - прокомментировал российский правительственный источник потенциал республики.

По информации источника, "в правительстве РФ Узбекистан считают одной из ключевых стран в СНГ, занимающей четвертое место в товарообороте с Россией среди стран Содружества". "При этом наш товарооборот имеет нормальную структуру, не ориентирован только на сырьевой сектор. 32% - машиностроение, 25% - древесина и целлюлозно-бумажная продукция, 37% - сельскохозяйственная продукция. В 2006 году он составил около 2,4 млрд долларов, увеличившись на треть", - заметил источник.

По его словам, "российская сторона ожидает, что визит Михаила Фрадкова в Узбекистан будет конструктивным с выходом на динамичное развитие и увеличение товарооборота". "Запланирована встреча с президентом страны Каримовым и переговоры с главой узбекского правительства Мирзияевым", - сообщил источник в Белом доме. Также главы правительств России и Узбекистана обсудят использование оставшегося с советских времен большого научно-исследовательского потенциала в сфере мирного использования и изучения космоса. "Сейчас готовится соответствующее межправительственное соглашение, после подписания которого возможно будет реализовать такие проекты, как установка мощного современного телескопа на горе Майданак и единственного в Центрально-Азиатском регионе радиотелескопа на плато Суфа", - рассказал источник.

Предметом переговоров с участием глав миграционных ведомств России и Узбекистана станут проблемы трудовой миграции. "В составе российской делегации - руководитель ФМС РФ Константин Ромодановский. Планируется, что будут рассмотрены межправительственные соглашения о реадмисси и об обеспечении прав и легализации трудовых мигрантов", - сообщил собеседник. В России работают сегодня десятки тысяч узбекских граждан.

Как сообщил источник в правительстве РФ, это первый официальный визит премьер-министра России в Узбекистан с 1999 года. Визит должен стать продолжением политического диалога двух стран, который развивается очень активно (только за прошлый год президенты России и Узбекистана встречались девять раз).


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ