Президент специально эскалировал ситуацию
05.04.2007.Кремль.org
Владимир Жарихин, заместитель
директора института стран СНГ:
- Для чего Ющенко нужно было публиковать указ о
роспуске Верховной Рады? Все социологические опросы показывают, что в случае
реального проведения выборов большинство будет еще более антиющенковски
настроенным, чем сейчас. В стане оппозиционеров произойдет перетекание голосов
от «Нашей Украины» к Юлии Тимошенко, то есть произойдет усиление Тимошенко, но
при этом ослабление Ющенко. Ему это надо?
Значит, реально ему выборы не нужны, ему нужно только
обострение ситуации. Сценариев с его точки зрения может быть только два. Один
сверхрадикальный - обострение ситуации до такой степени, когда начнутся
столкновения на улицах и столкновения между органами власти. Например,
происходит роспуск правительства, правительство остается, не подчиняется, его
штурмует спецназ. Таким образом, происходит отмена выборов, введение
президентского правления для наведения в стране порядка.
Может быть более мягкий сценарий - если антикризисная
коалиция не признает выборы, она в них и не участвует, но выборы, тем не менее,
проводятся. Так как сторонники антикризисной коалиции не найдут в бюллетенях
своих представителей, то не будут участвовать в голосовании, и выборы будут
сорваны. Старая Рада снята, новой нет, правительство становится нелегитимным, и
Ющенко назначает свое правительство.
В обоих случаях единственное рациональное объяснение
действиям Ющенко, и об этом уже заявили представители антикризисной коалиции -
это стремление полностью узурпировать власть в стране вопреки своему рейтингу и
позиции избирателей.
Дальнейшее развитие ситуации зависит от многих причин.
Прямых аналогий с российскими событиями 1993 года проводить не стоит, здесь есть
несколько принципиальных отличий. Первое: у нас была консолидирована
исполнительная власть, президент и правительство были на одной стороне, а в
случае с Украиной исполнительная власть находится по разные стороны баррикад.
Во-вторых, силовые структуры Украины 2007 года - это отнюдь не силовые структуры
России 93-го, когда армия была еще во многом советской, вопрос присяги был очень
серьезен, и армия была вынуждена исполнять распоряжения Верховного
Главнокомандующего. Сегодня на Украине все значительно сложнее. Тем более, что
украинская армия давным-давно формируется по территориальному признаку. Расходы
на одного украинского солдата составляют один доллар в день, Украина занимает
147-е место в мире по расходам на одного солдата. Поэтому украинские солдаты в
основном служат в тех местах, где живут, чтобы родители могли их подкармливать.
Получается, что во Львовской области состав армии один, а в Донецкой - совсем
другой, и так далее.
Также у нас не было такого фактора как
финансово-промышленные группы, или, как называют их представителей - олигархов.
Нашему нарождающемуся предпринимательскому сообществу было все равно, что в
стране бардак, и бардак даже был предпочтительнее. А в данном случае на Украине
есть собственность, есть акции, и от длительной нестабильности в стране падает
их капитализация. Это очень серьезный фактор, который должен подтолкнуть к
компромиссу. И, безусловно, не надо забывать очень серьезный внешний фактор
влияния на события. Как известно, американский посол участвовал в совещаниях
президента с оппозицией, которые предшествовали выпуску этого указа.
Еще одно принципиальное отличие нынешней ситуации на
Украине от российских событий 1993 года в том, что у нас разные политические
силы были диспергированы в регионах. Был некоторый хоть и не красный, но розовый
пояс, а в столицах были сконцентрированы сторонники либералов. Но в целом в
России территориального разделения по политическим предпочтениям не было. У
Украины идет огромное разделение политических предпочтений по территориальному
принципу, Украина балансирует на грани раскола. С одной стороны, это может быть
ограничивающим фактором, но с другой стороны, если внешние силы заставляют
некоторых украинских политиков не учитывать этот фактор, то действительно
возможен раскол страны.
|