Безгражданство – аномальное явление
Из интервью статс-секретаря -
заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина, опубликованного в
журнале “Босс” № 3/2007
29.03.07,http://www.ln.mid.ru
Вопрос: Латвия и Эстония
продолжают демонстрировать крайне неуважительную и даже враждебную позицию по
отношению к русским, проживающим в этих странах, к истории Второй мировой войны,
к памятникам советским воинам. Возможности МИДа России как-то повлиять на
коллег-прибалтов исчерпаны?
Г.Б.Карасин: Возможности
вернуть партнеров к здравому смыслу никогда не стоит считать исчерпанными.
Защита интересов наших сограждан и соотечественников в Латвии и Эстонии остается
центральным элементом российской политики на прибалтийском направлении. В этой
работе российская дипломатия опирается на общепринятые нормы и принципы в
области прав человека, проводниками которых в силу своего предназначения
призваны выступать профильные международные организации. Вопросы, связанные с
нарушением прав русскоязычного населения в Прибалтике, мы будем продолжать
целенаправленно ставить как в многосторонних форматах, так и в двусторонних
контактах с зарубежными партнерами до тех пор, пока положение в этой сфере
кардинально не улучшиться. Терпения у нас хватит.
Конкретно же речь идет о том, чтобы латвийские и
эстонские власти выполнили регулярно адресуемые им Советом Европы, ОБСЕ, ООН,
другими авторитетными международными структурами рекомендации относительно
устранения аномального для современной Европы явления массового безгражданства и
предоставления национальным меньшинствам базовых политических и
социально-экономических прав. Не более, но и не менее. Словом, пристальное
внимание международного сообщества к правочеловеческой ситуации в Латвии и
Эстонии считаем залогом того, что русскоязычное население в этих странах не
остается один на один с политикой дискриминации.
Ни в коей мере не намерены ослаблять противодействие
опасным идеям пересмотра итогов Второй мировой войны. В этой связи подчеркну
важность принятой недавно по инициативе России на 61-й сессии Генеральной
Ассамблеи ООН резолюции "Недопустимость определенных видов практики, которые
способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации,
ксенофобии и связанной с ними нетерпимости". Принципиально значимым положением
этого документа является указание на то, что возведение монументов в честь
бывших членов преступной организации "Ваффен-СС", куда, как известно, входили
латышский и эстонский легионы, проведение их шествий и другие подобные акты
являются абсолютно несовместимыми с обязательствами государств-членов ООН и
могут подпадать под действие статьи 4 Международной конвенции о ликвидации всех
форм расовой дискриминации. Эта статья устанавливает четкую границу между
уголовно наказуемыми деяниями и правом на свободу собраний и убеждений.
Россия, заплатившая огромную цену за победу над
фашизмом, не может быть и не будет безучастной к развернувшейся в Эстонии
кампании по демонтажу памятников советским воинам. МИД России будет продолжать
жестко реагировать на реваншистские тенденции в Эстонии, используя все имеющиеся
возможности воздействия на Таллин. Рассчитываем, что в конечном итоге в Эстонии
возобладает здравый смысл и реалистично мыслящим политическим силам,
заинтересованным в развитии добрососедских отношений с Россией, удастся
воспрепятствовать реализации кощунственных замыслов эстонских
национал-радикалов. Попытки издевательского отношения к воинам, победившим
фашизм, должны получить жесткую отповедь всего международного сообщества.
Вопрос: Каковы итоги первого
года работы нового департамента в структуре МИД России – Департамента по работе
с соотечественниками за рубежом (ДРС)?
Г.Б.Карасин: Недавно на
очередном заседании Правительственной комиссии по делам соотечественников за
рубежом, которую возглавляет Министр иностранных дел Российской Федерации
С.В.Лавров, мы подвели итоги работы с зарубежными соотечественниками в 2006
году.
Было отмечено, что на этом направлении начали
происходить качественные изменения. Действительно, судите сами. В прошлом году
приняты Программа работы с соотечественниками на 2006-2008 годы и
Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в
Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Эти программы, а
также утвержденная несколько раньше федеральная целевая программа "Русский язык
(2006-2010 годы)" составят основу работы с соотечественниками на несколько
предстоящих лет.
После продолжительной пятилетней паузы в октябре 2006
года в Санкт-Петербурге состоялся Всемирный конгресс соотечественников, в работе
которого принял участие Президент Российской Федерации В.В.Путин. В своем
выступлении на Конгрессе В.В.Путин подтвердил линию руководства страны на
всемерную поддержку соотечественников и защиту их законных прав и интересов.
В 2006 году мы старались содействовать процессам
консолидации организаций зарубежных соотечественников. Были проведены
региональные конференции соотечественников государств Прибалтики и Центральной
Азии, представительные совещания в Душанбе, Бишкеке, Вашингтоне и Брюсселе.
Важный шаг на этом направлении был сделан на Конгрессе, который принял решение о
создании координационного совета соотечественников.
Значительные усилия предпринимались по существенному
улучшению информационного обеспечения соотечественников. Была проведена работа
по подготовке к запуску специализированного издания для соотечественников,
созданию соответствующего интернет-портала, установлено рабочее взаимодействие с
рядом зарубежных изданий соотечественников.
В центре внимания находились вопросы статуса русского
языка, прежде всего в государствах СНГ и Прибалтики. Данная проблематика
неоднократно рассматривалась на заседаниях Комиссии, при её содействии во всех
странах СНГ и Прибалтики были проведены конференции и круглые столы по статусу
русского языка.
В 2006 году удалось добиться ритмичности в работе самой
Комиссии. Все намеченные планом вопросы рассмотрены, по ним приняты решения,
которые в настоящее время реализуются. Усилена координация действующих на поле
соотечественников субъектов, в том числе министерств, ведомств, ряда российских
регионов. Постановлением Правительства Российской Федерации деятельность
комиссии распространена на страны дальнего зарубежья.
Созданный в конце 2005 года Департамент по работе с
соотечественниками за рубежом координирует работу подразделений центрального
аппарата и загранучреждений МИД России на направлении соотечественников, активно
сотрудничает с организациями зарубежной российской диаспоры. Кроме того,
Департамент выполняет функции секретариата Комиссии, а в период подготовки к
Конгрессу выступал в качестве секретариата Оргкомитета.
Убежден, что решение о создании такого специального
департамента в структуре МИД себя оправдало. ДРС стал центром активности по
связям с соотечественниками и уже внес ощутимый вклад в активизацию работы. А
ведь прошел всего лишь первый год. Темп набран неплохой.
|