Самоорганизация. Общественные объединения соотечественников.
Положение о координационном совете российских соотечественников, проживающих за рубежом
В предыдущем номере
Информационно-аналитического бюллетеня сообщалось о прошедшем в Москве заседании
Координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом
(КС). Решение о создании КС принято осенью 2006 года в г.Санкт-Петербурге на
Всемирном Конгрессе российских соотечественников. Первый состав КС - 25
представителей общественных организаций соотечественников из «дальних» и
«ближних» стран рассмотрели и одобрили Положение о Координационном совете.
Предполагалось, что Положение будет представлено для «одобрения»
Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом. Однако
Комиссия на мартовском заседании посчитала его обсуждение некорректным и
предложила Координационному совету рассмотреть Положение на региональных и
страновых конференциях соотечественников. Посему, публикуя ниже текст, мы
надеемся на активное обсуждение его в общественных организациях
соотечественников, проживающих за рубежом до означенных конференций.
1. Координационный совет российских соотечественников,
проживающих за рубежом (далее - КС), является органом, консолидирующим и
представляющим интересы российских зарубежных соотечественников.
КС от лица зарубежных соотечественников осуществляет
постоянный диалог с Правительственной комиссией по делам соотечественников за
рубежом (ПКДСР), заинтересованными органами законодательной и исполнительной
власти Российской Федерации и ее субъектов, общественными, религиозными и иными
неправительственными организациями России и зарубежья.
2. В состав КС входят до 25 представителей от наиболее
крупных страновых, а также региональных диаспор российских соотечественников,
избираемых на страновых и региональных конференциях, руководителей международных
неправительственных организаций российских соотечественников (НПО) и видных
представителей общин, предлагаемых ПКДСР в их личном качестве.
3. На страновых/региональных конференциях организаций
соотечественников производится подтверждение или ротация членов КС.
4. Члены КС избирают председателя Совета из своего
состава и по согласованию с ПКДСР. Полномочия председателя КС подтверждаются
ежегодно.
5. Заседания КС проводятся не менее 3 раз в год как в
России, так и в других странах.
6. КС вносит в координации с ПКДСР предложения о
приоритетных направлениях реализации государственной политики Российской
Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, в т.ч. по
вопросам поддержки их законных прав и интересов, русского языка и российской
культуры, морального поощрения и др.
7. Члены КС взаимодействуют с властями стран их
постоянного проживания и российскими загранучреждениями в интересах развития
дружественных отношений этих стран с Российской Федерацией.
8. В заседаниях КС принимает участие председатель ПКДСР
или, по его поручению, один из членов президиума ПКДСР.
9. Решения КС принимаются коллегиально простым
большинством голосов в ходе заседаний либо путем письменного опроса членов
Совета. Эти решения носят рекомендательный характер.
10. КС и его члены информируют о проводимой ими
деятельности Всемирный конгресс соотечественников, а в период между конгрессами
– избравшие их страновые/региональные конференции и НПО.
11. Финансирование заседаний КС осуществляется за счет
средств ПКДСР.
12. Секретариат ПКДСР оказывает организационную и
методическую поддержку деятельности КС.
Вячеслав Алтухов: "Мы поддержим все разумное!"
Русская община Латвии(РОЛ)
приняли резолюцию, в которой концептуально определена позиция РОЛ по отношению к
латвийскому государству.
04 .04.2007,
http://rus.delfi.lv/news
Наталья СЕВИДОВА
Русская община Латвии набирает вес. Это подтвердил
состоявшийся в минувшую субботу собор РОЛ — 16–й по счету начиная с первого года
независимости Латвии. На этот раз в Ригу приехали 126 делегатов из 18 местных
организаций, в том числе из Даугавпилса, Лиепаи, Елгавы, Айзкраукле, Салдуса,
Екабпилса, Лудзы. Они приняли резолюцию, в которой концептуально определена
позиция РОЛ по отношению к латвийскому государству.
6200 действующих членов — это немало для общественной
структуры, особенно если знать, что среди нескольких тысяч НГО с красивыми
названиями полно карликовых, состоящих из одного–двух человек.
Но растет ли влияние РОЛ пропорционально росту его
рядов? Во многом это зависит от способности ее лидеров к переменам в ответ на
запросы времени. После состоявшейся конференции мы побеседовали об этом с
переизбранным на новый срок президентом РОЛ Вячеславом Алтуховым.
— Вячеслав Евгеньевич, что принципиально нового
прозвучало на соборе?
— Мы заявили, что от тотальной критики государства
переходим к конструктивной оппозиции и осознанному сотрудничеству с властью и
латышской частью общества. Это означает, что мы готовы поддержать любые проекты
во благо народа Латвии и русской части населения. Как пример: РОЛ присоединил
свой голос к голосу защитников среды, когда они обратились с петицией к
правительству ЛР с призывом принять все возможные меры для очистки Балтийского
моря от затопленного химоружия. Вместе с тем мы против амбициозных планов
строительства сверхзатратных объектов, когда непомерно растут цены на жилье и
продукты, ухудшается положение малоимущих. В этом вопросе мы будем
координировать свои действия с латышскими и национально–культурными
организациями страны.
— Но ваши политические требования остались неизменными:
ликвидация безгражданства, придание русскому языку статуса второго
государственного, квотирование представительства русских в государственных и
муниципальных органах… Но на этой платформе власти вряд ли согласятся видеть в
вас партнеров…
— И тем не менее они сотрудничают с нами. В некоторых
местных самоуправлениях избраны наши депутаты, муниципалитеты предоставляют
нашим организациям помещения для проведения мероприятий, помощь в приобретении
костюмов для фольклорных ансамблей… Потому что понимают: с русским населением
нужно и можно работать. Мы хотим и останемся русскими. Чем уважительнее
государство относится к меньшинству, тем большими патриотами будут наши люди по
отношению к Латвии. Пока же ситуация в целом такова: русские лояльны к
латвийскому государству, а вот государство к ним — нет.
— Тогда чем вызван поворот к компромиссам в политике
РОЛ?
— Появилась тенденция к улучшению общественной
атмосферы: официальное руководство ЛР дистанцируется от мероприятий эсэсовцев,
ряд лиц русской национальности назначены на ответственные посты в госуправлении,
Министерство интеграции выделяет деньги на отдельные проекты русских
общественных организаций…
Ключевым событием стало подписание пограничного договора
с РФ. Мы надеемся, что это послужит нормализации экономических и гуманитарных
связей между нашими странами. Для РОЛ это очень важно, потому что наша
принципиальная позиция — "Никогда против России!". Мы желаем России успехов в
экономике, мира и спокойствия — многострадальный российский народ это заслужил.
— Вот эта позиция и не устраивает латвийскую элиту. Ведь
кто знает, как повернется ход событий… Отсюда и подозрения, что латвийские
русские — "пятая колонна", которая неизвестно как себя поведет в час X.
— Россия — наша этническая родина. И мы не можем считать
ее врагом. Мы — часть русского этноса. Латвийские власти должны считаться с этим
фактом и не создавать искусственных конфликтов с соседней державой. Не надо
русских с русскими сталкивать лбами.
— В РОЛ, по–моему, по большей части записываются люди
среднего и старшего поколения. Русская молодежь более космополитична. Можно ее
сегодня каким–то образом завлечь идеями национального возрождения?
— Ее космополитизм вызван перекосом при изучении в школе
советского периода истории. Упор делается на преступления сталинизма. В итоге
молодые начинают отторгать прошлое. И это бьет и по самим преподавателям.
Молодежь отрицательно оценивает заслуги дедов и родителей и открещивается от
своих национальных корней. Вот так и разрушается преемственность поколений. Надо
правильно воспитывать детей в семье — читать им русские сказки, стихи, приобщать
к русской литературе, народным традициям, беречь родной язык. Как это заведено у
других народов. У нас во всех организациях РОЛ отмечаются все народные праздники
— Святки, Масленица и т. д. Молодежь приходит на огонек и активно участвует в
наших мероприятиях. Чтобы омоложение и оживление русской общественной жизни шло
более активно, надо объединиться всем организациям соотечественников. Мы
предлагаем объединяться на базе РОЛ как наиболее крупной и структурированной
русской организации.
— Что ж, успехов вам.
Казачьи структуры следует выстраивать
Продолжается процесс объединения
казачества Казахстана.
29.03.2007,
www.russians.kz
Ладинформ
В прошлую субботу в г. Петропавловске
Северо-Казахстанской области состоялся Большой казачий Круг Союза казаков
Казахстана. На нём был рассмотрен организационный вопрос об объединении
существующих в СКО казачьих обществ под эгидой и общим управлением Союза казаков
Казахстана. На Круге также были затронуты и обсуждены актуальные проблемы
возрождения казачества в Казахстане.
Как сказал в своём
выступлении Верховный атаман Союза казаков Казахстана Юрий Захаров: «Основная
наша беда, основное слабое место - параллельные структуры, которые дают
возможность делать из казачьего народа объект политических провокаций. … Мы
помним слова Троцкого в 22 году, единственной нацией способной к самоорганизации
являются казаки, и они должны быть поголовно уничтожены». Кроме того, как заявил
Юрий Захаров, надо исключить «межгосударственное подчинение» казачьих
организаций, поскольку это вступает в противоречие с существующим
законодательством государств СНГ, и казачьи структуры следует выстраивать с
учётом новых геополитических реалий на постсоветском пространстве.
На Большом Круге было избрано Правление нового
областного казачьего общественного объединения, которое по общему решению
казаков возглавил войсковой старшина (подполковник запаса) Николай Авдеев.
Одновременно казаки освободили от атаманской должности руководитель филиала
«Союза казаков Степного края» Николая Вздорнова.
На Круге, помимо войсковых атаманов и представителей
наиболее крупных казачьих организаций, присутствовали также руководители
старейших русских организаций Казахстана Юрий Бунаков («Русская община»») и Иван
Климошенко (Славянское движение «»Лад»).
После окончания мероприятия состоялось заседание
Координационного совета русских, казачьих и славянских организаций («русского
альянса»). На нём лидеры общественных объединений, входящих в «альянс», обсудили
текущую политическую ситуацию в республике и наметили совместный план действий
на ближайший период.
Пока политологи «хоронят» русские диаспоры и говорят о
неспособности русских ближнего зарубежья консолидироваться, здоровая часть
русских общин успешно сопротивляется ассимиляционному давлению и активно
включается в общественно-политическую жизнь. Примером тому является
казахстанское казачество, последовательно занимающееся «оргстроительством» и
укреплением своего авторитета в республике.
Русская Юрмала
Юрмалу можно назвать одним из
самых русских мест в Латвии. История становления курорта связана с царскими
указами 18 века. Ее деревянные дачи хранят память о великих русских писателях. А
в советское время это была одна из здравниц огромной страны. Об этом
рассказывают экспонаты выставки в городском музее.
17.03.2007,
http://www.chas-daily.com
Татьяна АНДРИАНОВ
В Юрмальском городском музее
открыта выставка «Русские в Юрмале»
Поднявшись на второй этаж Юрмальского городского музея,
как будто становишься действующим лицом исторической саги, в которой достойное
место заняли герои разных эпох и рангов - царица Елизавета Алексеевна и герой
Отечественной войны 1812 года Барклай-де-Толли, профессор медицины Лозовский и
революционный писатель Максим Горький. А декорациями служат виды Рижского
взморья на старинных открытках, картины Айвазовского и нашего современника
Артура Никитина, фарфор рижской фабрики Кузнецова и старинные буклеты о курорте
на русском языке.
Царица Елизавета Алексеевна на рубеже 18- 19 веков
поправляла здоровье на побережье в Плиеньциемсе (у нынешнего Апшуциемса), а
Николай I финансировал и выделил земли под государственную водолечебницу в
Кемери. В честь бракосочетания дочери Александра I, Марии, с герцогом
Эдинбургским, сыном английской королевы Виктории, один из районов взморья
получил название Эдинбург (Дзинтари).
Слока появилась благодаря указу Екатерины II 1783 года,
который придал статус города этому местечку, ставшему центром пересечения
торговых путей между Ригой, Курземе и Германией.
После Отечественной войны 1812 года на побережье
Рижского залива приезжали лечиться русские военные, а фельдмаршал
Барклай-де-Толли построил в Дубулты дачу. По переписи 1857 года в Юрмале
проживало 3400 человек.
Становление курорта «Кемери» связано с именем
российского профессора Александра Лозинского, руководившего курортом с 1904 по
1915 год. Он автор идеи трамвайной линии от железнодорожной станции Кемери до
курорта.
На воды в Юрмалу часто приезжали российские писатели.
Лето 1868 года в Дубулты провел русский критик и публицист Писарев, здесь они
гуляли с украинской писательницей Марко Вовчок. 4 июля он трагически погиб -
утонул.
Пляж Юрмалы помнит автора «Обломова» Ивана Гончарова, а
также одного из проникновеннейших поэтов России рубежа 19- 20 веков Валерия
Брюсова. Весной 1905 года после освобождения из Петропавловской крепости в
Эдинбурге в санатории на проспекте Дзинтару, 39, отдыхал Максим Горький. Здесь
он написал первые главы романа «Мать», придумал идею пьесы «Враги».
Стенд, посвященный русским писателям,
отдыхавшим на Рижском взморье.
После Второй мировой войны в Дубулты был открыт Дом
творчества писателей. Здесь бывали Виталий Бианки и Константин Федин, Булат
Окуджава и Владимир Высоцкий. Алексей Арбузов рассказывал, что за 17 лет он
написал на Рижском взморье 13 пьес. Одну из них - «Старомодную комедию» - многие
хорошо помнят по кинофильму с Алисой Фрейндлих. Этот фильм и снимался в Юрмале.
Константин Паустовский писал здесь главы пронзительной
«Золотой розы». Это ему принадлежит термин «дубултский период в развитии
советской литературы».
Благодаря подаркам частных лиц, например супругов
Порманисов, есть возможность показать работы русских художников, творивших в
Юрмале или живших там. Интересны работы Сергея Антонова, оставившего много
пейзажей побережья. По его эскизам в Париже отливали чугунный забор, окружающий
особняк латвийского богача Беньямина. Здесь и работы известных русских
живописцев Владимира и Константина Маковских, Константина Коровина.
В зале выставлены предметы старины - посуда, бутыли,
коробки конфет и папирос, связанные с Юрмалой.
- В этом году женский праздник получился по-настоящему
народным, - говорят работники музея. - И мы решили организовать из своих запасов
небольшую экспозицию, посвященную 8 Марта.
Организатор и автор проекта - директор музея Инта
Баумане. До того как предстать перед юрмалчанами и гостями города-курорта,
выставка побывала в Москве и Санкт-Петербурге. Главный хранитель фондов музея
Инесе Хелвига говорит:
- Мы с художником Байбой Мазере в Санкт-Петербурге и
Москве встречались с живущими в России соотечественниками, и те были очень рады,
что появилась возможность увидеть уголок родной земли.
Юрмалу знают очень многие. Старшее поколение жителей
Советского Союза часто приезжало сюда отдыхать, а вот молодежь уже стала
забывать наш город, если бы не «Новая волна», «Голосящий КиВиН», «Юрмалина». Мы
хотим, чтобы и у нового поколения россиян было желание возвращаться сюда вновь и
вновь.
Выставка «Русские в Юрмале» открыта при финансовой
поддержке Юрмальской думы. Председатель комитета по культуре, спорту и религии
Янис Кузинс так выражает позицию городских властей:
- В этом году музей города выиграл конкурс по
интеграционным проектам и получил финансирование, также выделены средства
юрмальскому русскому обществу на проведение концертов, вечеров русской поэзии и
бардовской песни. Ведь Юрмала всегда была многонациональным городом.
И «Русский след» на Рижском побережье остался
навечно...
|