Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №167(15.04.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



Казахстан явно предпочитает Россию Западу

02.04.2007. Росбалт

Илья Карлинский (Астана – Москва)

Россия и Казахстан подтвердили намерения к углублению экономической интеграции. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков провел а Астане переговоры со своим казахстанским коллегой Каримом Масимовым, после которых был подписан ряд соглашений – по нефтяному транзиту и в инвестиционной сфере. Позже премьер РФ встретился с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.

По словам российского премьера, в отношениях с Казахстаном прослеживается позитивная динамика. Фрадков также отметил, что за прошедший год президенты двух стран встречались 13 раз.

Визит Фрадкова получился очень продуктивным: подписаны важные соглашения межу "Внешэкономбанком" и Евразийским банком развития, а также Банком развития Казахстана. Первый документ призван содействовать развитию инфраструктурных проектов, увеличению выпуска высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, созданию новых рабочих мест в области промышленности, энергетики, транспорта и других отраслей экономики. Второй ориентирован на расширение сотрудничества в лесоперерабатывающей отрасли.

Но самым интересным документом стал протокол об изменениях и дополнениях в межправительственное соглашение, подписанное в июле 2002 года. Им определяются механизмы согласования объемов транзита казахстанской нефти через РФ на каждые пять лет по нефтепроводу Атырау – Самара. Во время его обсуждения речь шла не только про "Атырау-Самара", но и про другие транзитные маршруты, в том числе КТК ("Каспийский трубопроводный консорциум"). Как пояснил "Росбалту" источник в Минпромэнерго РФ, участвовавший в переговорах в составе российской правительственной делегации, казахстанская сторона выступила с предложением увеличить в перспективе объемы нефтяного транзита по этим маршрутам.

Казахстан выступил с предложением увеличить объем транзита по "Атарыу-Самара" до 20-25 млн тонн в год с нынешних 15 млн тонн. Как отметил представитель Минпромэнерго, это конкретное предложение, и в Москве его намерены рассмотреть в ближайшее время. По КТК же решений пока принято не будет. "Если увеличить объемы транзита по КТК, то все пойдет на Босфор и Дарданеллы, а там – уже перегруз", - пояснил представитель министерства. Поэтому рассмотриват этот вопрос необходимо в увязке с проектом нефтепровода Бургас – Александрополис, в котором Россия принимает самое активное участие.

Казахстан явно не так уж склонен поддаваться уговорам США и пускать нефтяной транзит в обход России в целях "обеспечения энергобезопасности Европы". Известно, что в политическом диалоге РФ и Казахстана в последнее время наблюдалось некоторое похолодание, что было явно видно из недавней встречи в Кремле Нурсултана Назарбаева с Владимиром Путиным. Астана пытается вести многовекторную политику, и, в первую очередь, это касается диверсификации нефтегазового транзита. С учетом того, что этот транзит преимущественно проходит через Россию, Москву это не может не беспокоить.

Путин явно был недоволен визитом Назарбаева в Вашингон где его уговаривали участвовать в строительстве нефтепроводов в обход России. Кстати, с такими же предложениями годом раньше к Назарбаеву ездил и вице-президент США Дик Чейни после своей известной Фултонской речи в Вильньюсе, которую многие окрестили началом "прохладной войны" между Москвой и Вашингтоном. О намерении углублять нефтяное сотрудничество с РФ свидетельствует и заявление Назарбаева, сделанное накануне его встречи с Фрадковым. По итогам переговоров с президентом Польши Лехом Качиньским казахстанский лидер заявил, что Казахстан заинтересован в продлении нефтепровода Одесса-Броды до польского Гданьска и предлагает пригласить Россию для участия в этом проекте.

Посещение Фрадковым Астаны, судя по всему, было рассчитано как раз на то, чтобы как-то утрясти эту проблему и, кроме того, заложить благоприятную почву для ответного визита в столицу Казахстана Владимира Путина, который, со слов Карима Масимова, запланирован на май. Видимо, в Москве рассчитывают на то, что очередная встреча лидеров двух стран пройдет в более теплой атмосфере, чем их московский тет-а-тет. Как сообщил журналистам Михаил Фрадков, в ходе этого визит намечено подписание целого ряда важных двусторонних документов. "Не буду забегать вперед, эти документы пока дорабатывают, но могу сказать, что это - важные соглашения, и их будет немало. Они будут касаться взаимодействия в атомной сфере, космосе, торговле", - сказал Фрадков. Он также уточнил, что в настоящее время документы проходят стадию согласования на экспертном уровне, что и обсуждалось на его встрече с Назарбаевым.

В беседе с журналистами премьер охарактеризовал отношения двух стран весьма лаконично: "Вообще, все хорошо". Это "хорошо" подтверждается фактами, а точнее конкретными совместными проектами или планами о таковых. Фрадков сообщил, что в скором времени будет подписано соглашение, которое "будет "направлено на развитие совместных проектов, реализуемых на космодроме "Байконур". Как отметил Фрадков на совместном брифинге с Масимовым, в настоящее время проблем по работе на "Байконуре" между двумя странами быть не должно. "Если мы позволили себе когда-то помечтать и что-то упустить, как то развитие инфраструктуры, то это время давно прошло. Планы, которые мы строим, покрывают все проблемы, которые мы в состоянии решить", - добавил Фрадков. Масимов его поддержал, заметив, что сотрудничество по эксплуатации космодрома "Байконур" "постепенно вышло на новый качественный уровень и переросло в плодотворное взаимодействие по освоению космоса".

Есть планы по строительству в Казахстане АЭС силами российских подрядчиков. Как сообщил журналистам глава Росатома Сергей Кириенко, кардинальных договоренностей пока нет, и строительство АЭС - это отдаленная перспектива. Точное место размещения станции пока неизвестно, но пока ее планируется построить в Актау. Эта АЭС будет построена на базе модульного реактора третьего поколения ВБРР-300 на основе технологий, используемых для создания реакторов на атомных подлодках, проект дорабатывается. Кириенко в целом очень позитивно охарактеризовал сотрудничество сторон в атомной отрасли, подчеркнув, что есть взаимный интерес в максимальной интеграции, что позволит обеим странам выйти на лидирующие позиции в атомной сфере на мировом рынке. "Казахстан занимает как минимум второе место по запасам урана, а Россия по полноте цикла обогащения и конверсии – первое место. Объединив наши усилия, мы существенно усилим наши позиции на мировом рынке", - заявил Кириенко. Он также подчеркнул, что Казахстан является стратегическим партнером России в атомной отрасли, и инвестиции с обеих сторон в этой сфере оцениваются миллиардами долларов.

Фрадков выразил удовлетворение уровнем взаимной торговли, заметив, что товарооборот между Россией и Казахстаном в 2006 году вырос на 30% до $13 млрд. Но это не предел, заявил премьер РФ. Он сообщил, что на его встрече с Назарбаевым были отданы поручения министерствам и ведомствам обеих стран его увеличить. Кроме того, Фрадков заявил, что Россия надеется в перспективе изменить структуру взаимной торговли с Казахстаном в сторону увеличения доли высокотехнологичной продукции в экспорте и импорте. "То, что мы сегодня развиваем промышленную кооперацию, вместе осваиваем космос, дает нам право рассчитывать на то, чтобы улучшить структуру товарооборота", - сказал российский премьер, отметив, что в настоящее время в российском экспорте высока доля сырьевой продукции и металлургии.

Он отметил, что сегодня к казахстанскому рынку проявляет интерес "КАМАЗ". У башкирских компаний есть планы по созданию в Казахстане химических и нефтехимических производств, интерес к казахстанскому рынку проявляет Казанский вертолетный завод. В связи с этим Фрадков отметил важность межрегионального сотрудничества двух стран, "которое выглядит многообещающе". Большие перспективы сотрудничества премьер РФ видит и в атомной отрасли. Недавно в Казахстане было запущено атомное предприятие "Заречное". Также, по его словам, на активной стадии развития находится военно-техническое сотрудничество, что должно "облагородить структуру нашего товарооборота как по экспорту, так и по импорту". Со своей стороны, премьер Казахстана выразил надежду, что российские инвестиции в экономику Казахстана будут способствовать ее диверсификации.

Фрадков подчеркнул, что стороны готовы к созданию Единого экономического пространства (ЕЭП), в которое также войдут Белоруссия и Украина. "Хотелось бы большей согласованности по Единому экономическому пространству. Подготовлено и согласовано порядка 20-ти документов, их можно было бы подписать, если бы удалось согласовать с Украиной нерешенные вопросы по наднациональным органам и таможенно-тарифному регулированию", - сказал российский премьер. Продолжается работа по интеграции и в рамках ЕврАЗэс, добавил он.

В целом, Фрадков остался доволен визитом – и переговорами с коллегой Масимовым, и встречей с Назарбаевым. Его эпитеты это подтверждали: "конструктивный плодотворный диалог", "высочайший уровень политического диалога" и тд. Масимов же заявил, что долголетнее удачное сотрудничество двух стран выходит на качественно новый уровень. Реакцию Назарбаева, увы, услышать не удалось – российские журналисты в резиденцию президента Казахстана не попали в силу сжатости программы.

Очевидно, что Астана явно не спешит дружить с Западом. В условиях достаточно интересного географического положения (между Россией и Китаем), богатой энергоресурсами огромной стране с населением в полторы Москвы (население Казахстана составляет чуть более 15 млн чел, средняя плотность населения – 5,5 человека на кв. км) выгоднее всего союзничать именно с Россией. Казахстан – очень привлекательная мишень и для Китая, но в Астане предполагают, что лучше россияне будут осваивать необъятные казахстанские просторы.




Запад испытывает нездоровый интерес к энергетическим ресурсам Казахстана

02.04.2007. "El Pais" (Испания)

Пилар Боне

«Интерес к Казахстану обоснован тем, что 70% месторождений, сосредоточенных в районе и акватории Каспийского моря, находятся на нашей территории»

В интервью газете "El Pais" президент центрально-азиатского, богатого полезными ископаемыми Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал, что связанные с поставками газа и нефти проблемы в отношениях России с Украиной и Белоруссией породили у Запада "нездоровый интерес" заполучить энергетические ресурсы его страны в обход Москвы. Все европейские представители старательно обхаживают казахского лидера. И всем им нужны энергоресурсы и маршрут их поставки, проходящий за пределами России.

- Европейский Союз только что отметил 50-летие своего существования, а возникшее на обломках Советского Союза Содружество Независимых Государств (СНГ) настолько разобщено, что даже не стало праздновать 15 лет с момента своего основания в декабре 1991 года. Чего не достает - или чем в избытке обладают - постсоветские организации для эффективной деятельности?

- СНГ всего 15 лет, и странам-членам Содружества потребовалось время, чтобы осознать свою независимость и оглядеться вокруг. Необходимо учитывать этот психологический фактор. Страны ЕС не были ничьими колониями и у них были совсем другие стартовые возможности, чем у бывших советских республик. После распада СССР мы пребывали в состоянии эйфории, думали, что сумеем сохранить единое экономическое пространство, коммуникации, структуры трубопроводов. Это были мечты, которые не осуществились. Проводимая в каждой из стран политика и темпы реформ различались между собой. В основе ЕС, напротив, лежит демократический выбор и рыночная экономика. Внутри СНГ возникают различные организации, такие как Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭс, в состав которого входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизстан, Таджикистан и Узбекистан) и ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия). Наиболее развитым является ЕврАзЭс. Мы работаем над формированием таможенного союза и провели унификацию 70% наших таможенных пошлин. ГУАМ является чисто политической структурой, и, по моему мнению, перед ней не открываются существенные перспективы.

- В настоящее время многие представители стран Запада направляются в Астану, чтобы получить доступ к вашим ресурсам в обход России. Как Вы отвечаете на подобные попытки?

- Такой всеобщий интерес к энергетическим ресурсам понятен, однако проблемы России с Украиной и Белоруссией - проблемы, на мой взгляд, несколько преувеличенные - сделали этот интерес нездоровым. Москва хочет продавать свои энергетические ресурсы Европе и укреплять рыночные отношения со своими соседями, но те, кто раньше покупал эти ресурсы по низкой цене, сопротивляются этому. Президент Путин сказал мне, что дотации на газ, поставлявшийся Белоруссии, превышали 68 миллиардов долларов в год (так в тексте - прим. пер.). Интерес к Казахстану обоснован тем, что 70% месторождений, сосредоточенных в районе и акватории Каспийского моря, находятся на нашей территории. Значимость Казахстана станет еще больше после начала промышленной разработки Кашаганского месторождения - крупнейшего проекта за последние годы. Следом за ЕС идут США и Китай. Россия хочет транспортировать каспийские нефть и газ по своей территории; американские компании стремятся заполучить побольше активов, а Китай - покрыть свой энергетический дефицит. Но это их интересы и их проблемы. У нас же есть свои. И в этом нет никакой политики. Единственное наше желание - продавать наши ресурсы как можно эффективнее и с наибольшей выгодой. И мы будем поставлять наши ресурсы туда, куда нам больше подойдет: в Россию, на Кавказ, в Китай. Мы не хотим сталкивать лбами тех и других. Мы - континентальная страна. Мы осознаем свое местоположение и уважаем интересы наших соседей, но мы будем преследовать собственные интересы как прагматичное государство, не входящее в состав ни одного военного или же политического блока.

- В апреле в столице Катара Дохе будет проходить саммит, на повестку дня которого вынесен вопрос создания организации стран-экспортеров газа по образцу ОПЕК, в которую входят экспортеры нефти. Как Вы оцениваете подобную идею?

- Казахстан примет участие в этой встрече. Не так давно я посетил Доху и встречался с эмиром. По моему мнению, Катар не планирует создавать газовую ОПЕК. Об этом говорят, и у стран-производителей газа действительно есть такая идея, но не думаю, что на данный момент газовая ОПЕК будет создана.

- Вас интересует разрабатываемый Катаром проект по сжижению газа, и в декабре Вы обсуждали этот вопрос с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Дюрао Баррозу (Jose Manuel Durao Barroso). В чем заключаются Ваши планы?

- После начала в 2010 году промышленной разработки наших крупных месторождений мы получим дополнительные объемы газа. Если оценивать возможности прокладки газопровода через Каспий (из Казахстана в Азербайджан), то, на сегодняшний день, мне кажется, что у него нет никакого будущего, поскольку по-прежнему не урегулирована проблема статуса Каспийского моря и никто не знает технических и экономических возможностей самой глубинной его части, доступ к которой сейчас имеет только Туркменистан, уже заключивший с Россией и Китаем соглашения на поставку всего своего газа. Я поделился своим мнением с Баррозу, что было бы крайне эффективно построить здесь комплекс по сжижению газа и транспортировать уже сжиженное топливо. У Катара громадный опыт в реализации таких проектов, а находясь в Брюсселе, я отметил, что бельгийцы сжижают газ прямо на морских судах. Поэтому я высказал предложение изучить имеющиеся возможности.

- Казахстан испытал на себе последствия проведения испытания ядерного оружия на военном полигоне в Семипалатинске. Почему вы сегодня рассматриваете возможность выработки атомной энергии?

- У нас была АЭС (вблизи Каспия), срок эксплуатации которой истек и теперь она законсервирована. Мы располагаем специалистами и находимся на одном из первых мест в мире по запасам урановой руды. Казахстан занимается обогащением этого урана и поставками урановых таблеток, из которых в дальнейшем получают топливо для атомных электростанций. Поэтому мы планируем строительство АЭС, но получать атомную энергию мы начнем не прямо сейчас, поскольку потребуется от 6 до 8 лет до начала производства электричества.

Мы также в избытке владеем запасами угля, который, на сегодняшний день, представляет собой более дешевый чем газ источник энергии, но и более "грязный", с точки зрения экологии. Что же касается газа, то, учитывая высокую цену на этот вид топлива, его гораздо выгоднее экспортировать. Для нас очень важно построить атомную электростанцию, учитывая, что разработки в этой области продолжаются. На полигоне в Семипалатинске сохранился Институт ядерной физики, в котором занимаются изучением проводимости металлов при высоких температурах. Весь мир ведет поиски альтернативных видов энергии, и, по моему мнению, атомные реакторы стали более современными и более безопасными. Создание атомной электростанции также подразумевает технический прогресс, поскольку повышается уровень научных исследований, технологии и подготовки специалистов.

- По-прежнему не положено начало демократической политической реформе. Вы хотите ввести пожизненное президентское правление?

- Изменения в Конституции, внесенные президентом или Парламентом, принимаются посредством референдума или голосованием 80% членов Парламента. Так называемый "круглый стол", к работе которого были привлечены политические партии и общественные движения, в течение двух лет проводил интенсивные консультации и выработал проект по демократизации нашего общества. Была сформирована группа из шести юристов, депутатов, которые должны уточнить предложения о внесении изменений в законодательство. Мы хотим предоставить большие полномочия Парламенту, независимость судебной власти, расширить права человека и увеличить роль партий и гражданского общества.

- Вы выступаете за увеличение срока президентского правления?

- На данный момент предложений о его увеличении не поступало. По моему мнению, должна быть сохранена нынешняя ситуация: два мандата по семь лет каждый. Но этот вопрос должен обсуждаться Парламентом или выноситься на референдум. Так что посмотрим.

- В Интернете я прочла о предложении (Рахата Алиева, одного из двух зятьев Назарбаева) превратить Казахстан в монархию. Эта идея реалистична?

- С момента обретения независимости в 1991 году и до 1996 года мы боролись с экономическим кризисом и преодолели его. Возглавляемый мною исторический проект независимости успешно развивается. Показатели уровня жизни в Казахстане одни из самых высоких среди бывших республик СССР. Люди становятся свидетелями радикальных преобразований, происходящих в течение короткого периода времени. Именно в этом - в том, что все получилось хорошо, - и заключается объяснение, что некоторая часть населения не хочет ничего менять и говорит о возможности введения монархического правления.

- Вы хотели бы стать монархом?

- Я - нет. Работа - в то время, которое выпало мне, - не настолько проста, чтобы сделать ее пожизненной.

- Тимур Кулибаев - вице-президент государственной нефтегазовой компании "КазМунайГаз", а сегодня также и холдинга "Самрук" - Ваш зять и один из казахских мультимиллионеров, которому, по данным журнала Forbes, принадлежит состоянии в размере 2,1 миллиарда долларов (такое же состоянии принадлежит и его жене - Динаре Назарбаевой). Каким образом он смог заработать такое состояние, находясь на государственной службе? Он настолько умен? У него есть свободное время?

- Он занимает пост вице-президента одной из корпораций и не состоит на государственной службе.

- Но это же государственная компания.

- Эта компаний управляется как частная. Его успех объясняется тем, что он начал заниматься бизнесом очень давно и продолжает им заниматься. Президент Буш-старший рассказал мне, что несколько лет назад он участвовал в конференции, и ее организаторы предложили ему в качестве вознаграждения акции, стоимость которых со временем увеличилась. История Кулибаева аналогична. Будучи предпринимателем он купил банк, который в то время стоил копейки, а сегодня его оборот составляет миллионы. По законам нашей страны, если чиновник владеет какими-то компаниями, он может передать управление ими, чтобы избежать лоббирования. Если бы не эта связанная с банком история успеха, можно было бы утверждать, что он обогатился, находясь на государственной службе. Существует много историй похожих на эту. У нас в Казахстане есть более десятка мультимиллионеров. Мы начали процесс легализации частной собственности и капитала, и надеюсь, они откроют свои (доходы). И история будет чистой. Но в самом начале процесса приватизаций нарушения были.

- У Вас есть недвижимость в Испании?

-У меня нет никакой собственности заграницей. На ее покупку у меня нет денег. Мои дети, возможно, владеют такой собственностью и могут этим заниматься. Я был в Мадриде, Марбелье, Барселоне, Толедо. Уже достаточно давно мы дружны с королем Хуаном Карлосом, которого я очень уважаю. Ему тоже навиться приезжать в Казахстан. Сегодня здесь работают такие (испанские) компании, как Talgo, Indra, а с недавнего времени Repsol, одна казахская компания и одна российская начали совместную разработку газового и нефтяного месторождения ("Жамбай", на Каспии, где испанской компании принадлежит 25%, столько же - "ЛУКОЙЛу", а 50% - "КазМунайГазу")




"Журавли" и "синицы" нефтепроводных маршрутов Евразии

05.04.2007. Gazeta.kz

Олег Ларов

На этой неделе сразу ряд событий, притом произошедших в разных сторонах мира и даже не связанных между собой, тем не менее нашли свое "преломление" в одной "точке": проблеме перспективных направлений транспортировки каспийской нефти из Казахстана на мировой рынок.

Сначала случилось резкое обострение конфликта между Ираном и Соединенными Штатами и их ближайшей союзницей Великобританией.

После истории с захватом британских моряков в мире заговорили о войне, которая должна вот-вот начаться. Иранский президент поехал инспектировать войска, дислоцированные в западных районах страны.

Потом, в самые последние дни, ситуация вроде бы начала понемногу успокаиваться, даже цены на нефть на мировом рынке, взлетевшие в ожидании начала войны, слегка пошли вниз. Но идейно эти события нанесли удар сразу по двум проектам возможной транспортировки казахстанской нефти.

В равной мере оказались скомпрометированными и проект использовать для этого нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, и его антипод, лоббируемый иранской стороной маршрут поставки нефти транзитом через Туркменистан в Иран, а потом на порты Персидского залива.

Если начнется американско-иранская война, то и у той, и у другой стороны хватит и возможностей и решительности нанести удар по трубопроводу, поддерживаемому конкурентом. Иранцы могут парализовать работу Баку-Джейхана, а американцы - иранский маршрут. Конечно, сегодня, вроде бы, об этом рано говорить, ведь поставок казахстанской нефти еще нет ни по одному из этих направлений.

Но и динамика отношений между Ираном и США не меняется уже почти тридцать лет, и нет оснований ожидать, что какие-то улучшения будут в обозримом будущем, когда нефть морском шельфе у казахстанских берегов начнет добываться. И когда наконец-то встанет "в полный рост" вопрос: какое направление ее транспортировки может и должно стать основным, аналитики и в правительственных, и в бизнес структурах не смогут игнорировать опыт марта-апреля 2007 года, когда в мире считали, что война начнется со дня на день.

Второе событие, тоже очень неприятное для казахстанских планов выхода с кашаганской нефтью к открытым морям, произошло на Украине. Беспрецедентный политический кризис на первый взгляд не влияет на казахстанские интересы, если не вспомнить проект поставлять нефть в Европу, используя нефтепровод Одесса - Броды и дальше на польский город Гданьск. Это давало бы Казахстану возможность выходить со своей нефтью не только на относительно близкий рынок южной и восточной Европы, но и через порт Гданьск на северную и северо-западную Европу, составляя там конкуренцию российской нефти. Последнее направление в перспективе было бы особенно интересно с экономической точки зрения: ведь месторождения нефти и газа у английских и норвежских берегов истощаются, и скоро баланс потребления энергоносителей в этом регионе сильно изменится в сторону их импорта. Арабская или иранская нефть от северной Европы далеко, и каспийские энергоносители пришлись бы как раз кстати. Тем более, что в Европейском Союзе очень озабочены идеей диверсифицировать импорт нефти и газа чтобы снизить свою зависимость от России.

И в этом проекте все нормально. Есть уже налаженная инфраструктура поставок нефти до Одессы, есть политическая поддержка руководства Польши, которая была, в очередной раз, выражена во время недавнего официального визита ее президента Леха Качинского в Астану. Но украинский кризис все "перебил". Как можно выстраивать долгосрочные планы стратегического экономического сотрудничества со страной, в которой политический кризис не только не прекращается уже несколько лет, но еще и нарастает до уровня раскалывающего нацию гражданского противостояния? В ком искать ответственного партнера, способного гарантировать стабильность работы стратегически важного для Казахстана маршрута?

"Сине-оранжевое" колыхание Украины сильно девальвирует ценность этой идеи для Казахстана. Как и планов по казахстанскому участию, в любом виде, в нефтеперерабатывающей промышленности этой республики.

Все эти процессы показывают, что объективно у Казахстана на ближайшую перспективу остается два жизнеспособных направления для экспорта своей нефти.

Это традиционное, российское, и новое китайское. Что хорошо: два "журавля" в руках лучше, чем куча "синиц" вокруг…




Возвращение блудного сына

13.04.2007. Zona.kz

Фуад Асимов

В своем недавнем интервью испанскому изданию “El Pais” Нурсултан Назарбаев интерес Запада к казахским энергоресурсам называет “нездоровым”. Что же, вполне вероятно, что так оно и есть. Однако наш лидер должен отдавать себе отчет в том, что этот “нездоровый” интерес порожден в первую очередь нездоровой же внешней политикой Казахстана.

Не знаю, как у остальных, а лично у меня это интервью вызвало эдакое кислое чувство, чувство стыда за своего руководителя. Назарбаев предстал перед читателем эдаким нашкодившим школьником, который всеми правдами и неправдами старается загладить вину перед Кремлем.

Понятно, что сегодня Астане без поддержки из Москвы не обойтись, но почему-то Нурсултан Абишевич, который всегда тяготел к западному образу жизни и который в свое время даже предпринимал попытки нас, азиатов, казахов, приписать к европейцам, тем не менее, ведет по его мнению тонкую восточную игру. В этой игре он уже успел надавать авансов Западу и Китаю. Тема все та же - нефть. Сегодня мы уже не только просто задумываемся над вариантами экспорта своей нефти в обход России. Сегодня мы воплощаем все эти тонкие “задумки” в жизнь.

В прошлом году в течение двух календарных месяцев Нурсултан Назарбаев дважды неприятно “удивил” российскую сторону, которую всегда заверял в сохранении доверительных и взаимовыгодных отношений. Сначала в мае мы послали по трубопроводу Атасу-Алашанькоу-Душаньцзы свое “черное золото” в Китай, а в июле официально присоединились к нефтетранспортному проекту “Баку-Тбилиси-Джейхан”. Как в первом, так и во втором случаях мы подставили своего соседа и стратегического партнера. Более того, наш Ел басы, повсюду почему-то теперь кричащий о неимоверно огромных запасах нефти, большая часть из которых все еще остается лишь в области предполагаемых гипотез, вдруг с чего-то заявил, что собирается повысить цену за транзит узбекского и туркменского газа, который идет по нашей территории в Россию. Согласитесь, все это - довольно неубедительный показатель реально партнерских отношений между Астаной и Москвой. И вот теперь наступил “момент истины”: нашего Ел басы осенило – играя в подобные игры, можно доиграться до точки.

Испанское интервью показывает - Назарбаев полностью осознал, что заигрался, проводя “странную” внешнюю политику по отношению к России. Сейчас же мы, поджав свой же хвост, пытаемся вернуть расположение Москвы, заявляя о “прагматичной” политике “континентальной страны”. Первым же “звоночком” был визит Михаила Фрадкова, который смог образумить Нурсултана Абишевича в его почти имперских нефтяных замашках и поставить крест на переговорах с польским президентом Лехой Качиньским, который приехал в Астану пробивать для Запада еще один обходной для России нефтяной путь.

Естественно, теперь мы с позиции побитой собаки вынуждены объяснять, что притязания ЕС, США и Китая на нашу нефть - это в первую очередь их собственные проблемы. А у нас есть якобы собственные, и в этом нет никакой политики. И только теперь мы отчего-то стали говорить об уважении интересов наших соседей. Тут же Назарбаев говорит и о том, что даже с учетом начала разработок крупнейших отечественных газовых месторождений у газопровода между Казахстаном и Азербайджаном нет никакого будущего. Эта двуликость опять-таки объясняется лишь одним: желанием восстановить свое доброе имя перед Москвой. А будет ли в очередной раз восстановлено доверие Москвы, уже не известно. В слишком большой игре попытался сделать свои ставки наш Ел басы.

Нас уже давно, к сожалению, не рассматривают в России, как единомышленника. И происходит это опять-таки обоснованно: далеко не по вине россиян. По нашей собственной недальновидности, по причине того, что мы в лице нашего руководства опять пытаемся усидеть на двух, а то и трех стульях сразу. И нынешняя ситуация далеко не первый и единичный случай. Скорее, она представляет собой логический итог тех непродуманных и не взвешенных внешнеполитических “инициатив”, которыми блистало наше руководство и о которых экспертное сообщество в свое время предупреждало администрацию Кремля.

Взять хотя бы прошлогодний казахский саботаж в рамках ШОС, когда мы высказались категорически против членства в Шанхайской организации сотрудничества Ирана. Именно тогда для россиян стали очевидными наши попытки переориентироваться на Запад.

Напомню, что перед оглашением этого решения наш президент встретился с Диком Чейни, который, по всей видимости, и сыграл определяющую роль в этом решении, намекнув, что то место, которое сегодня занимает в ШОС Казахстан (после Китая и России), может превратиться в пар, если эта организация пополнится такими членами, как Иран, Пакистан и Индия. Тогда никак не повлиял на недальновидность Назарбаева даже тот факт, что США и Россия находились в кардинально разных плоскостях в отношении иранской ядерной проблемы. И опять мы подставили своего “соседа, друга и стратегического партнера”. Сиюминутность, с которой наш Ел басы принимает решения, просто удивляет. Я понимаю, что в сложившейся ситуации нужно держать нос по ветру, но ведь это не дает право откровенно врать своим друзьям, а после этого предпринимать тщетные потуги, чтобы вернуть себе доверие. Доверие, которое уже через некоторое время опять может подвергнуться огромному сомнению. Доверие, которое нужно вымаливать, подобно жалкому щенку, поджавшему хвост. А ведь выступление в испанской прессе есть не что иное, как именно такой акт, который просто необходим. Особенно накануне визита в Астану Владимира Путина, который, не так или иначе, а исходя из обстановки, должен поднять вопрос о целесообразности и уровне взаимодействия двух стран.

Но казахский “пиар” в этом деле уже довольно сильно поднаторел. Другое дело, что не всегда то, что предпринимается нашими “пиарщиками”, по достоинству оценивается. Взять хотя бы памятные события, когда в Усть-Каменогорске русским “террористам”, не совершившим реально никаких серьезных преступлений, дали явно завышенные сроки — от 10 до 18 лет лишения свободы. Суду вдобавок понадобилось вынести частное определение в адрес российского консула: дескать, вел себя плохо, качал права, мешал разборке. Российская дипломатия в ходе этого позорного судилища и без того была унижена: консула не пускали в зал заседаний, не давали ему стул, грубо отказывали в его законных просьбах.

Тогда российская пресса пестрела материалами о политической “расправе” над русскими, о произволе Нурсултана Назарбаева. И хотя тогда наш президент якобы официально отстранился от этого судебного разбирательства, прикрывшись тем, что суды в Казахстане (оказывается) независимые. Тем не менее, инцидент, возникнувший накануне визита в Москву президента Казахстана в очередной раз заставил заработать нашу “извинительную” машину.

Отдельным пунктом программы подготовки к визиту Н.Назарбаева в Москву стало проведение в российской прессе PR-кампании с помощью фирмы бывшего имиджмейкера Н.Назарбаева Владимира Руги “PR-Centre”. Центр распределил часть значительных средств, выделенных руководством Казахстана, для оплаты заказных материалов в “Независимой газете”, “Комсомольской правде”, “Российской газете”, “Верстах”, “Труде” и некоторых других изданиях. Однако серьезного эффекта это не принесло. Рекламные заметки типа “В Казахстане русским стало легче жить” в “Независимой газете” выглядели откровенно смешно на фоне объективных и правдивых материалов Натальи Айрапетовой в той же газете.

В итоге Назарбаеву даже при помощи серьезных финансовых вливаний не удалось переломить в целом негативное общественное мнение в России.

Боюсь, что с такими же настроениями президент России приедет к нам в мае. Видимо, опасается этого же самого и Нурсултан Абишевич, и начало очередной уже, как видим, международной PR-кампании - лишнее тому подтверждение. Оно и понятно, если тогда Казахстан чисто по местечковому подставил Россию, то сегодня “блудный казахский сын” пытается вернуться из дальнего зарубежного “вояжа”. Последствия же этой акции для меня, увы, вполне предсказуемы. Ведь не зря же даже дебют кампании отдает кислятиной.




Казахстан внесет вклад в ОДКБ танками НАТО?

09.04.2007. КМ ру

Факты: Несмотря на риторику, декларирующую необходимость дальнейшего развития российско-казахстанских отношений и углубление партнерства между двумя странами, реальные действия администрации Назарбаева все чаще этим заверениям противоречат. В частности, казахстанские власти все чаще поднимают проблему государственного языка. По этому поводу Нурсултан Назарбаев сделал ряд радикальных заявлений в конце прошлого года на Ассамблее народов Казахстана. Казахстанский лидер поручил в связи с этим правительству подготовить предложения «по серьезному материальному стимулированию госслужащих неказахской национальности, владеющих казахским языком». После этого делопроизводство стали переводить на казахский язык, а разговоры об обязательном знании казахского языка на всех уровнях зазвучали громче. По мнению специалистов, на практике меры Назарбаева приведут к полному вытеснению с государственной службы русских чиновников, не владеющих казахским языком. Таким образом, власти решают не только проблему внедрения казахского языка, но и обеспечивают вытеснение русских специалистов с госслужбы.

Казахстан на днях обзавелся новой военной доктриной, которая, как заявлено, имеет отчетливо выраженный оборонительный характер. «Военная доктрина имеет оборонительный характер, определяет приверженность Республики Казахстан миру с твердой решимостью защищать национальные интересы», — заявляют ее авторы. Кроме того, в новой доктрине выражается внешнеполитическое кредо казахстанского руководства, которое «последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, когда значение военной силы будет минимизировано и ее функции будут сведены к задаче сдерживания военных конфликтов».

В то же время эксперты обратили внимание на целый ряд противоречий, которые содержатся в документе. С одной стороны, доктрина предусматривает переход отдельных компонентов оборонительной системы на высокотехнологичные образцы вооружений и военной техники, соответствующие стандартам НАТО. А с другой стороны, в документе подчеркивается необходимость укреплять сотрудничество с государствами-участниками ОДКБ.

Принятие новой военной доктрины Казахстана в эксклюзивном интервью KM.RU комментирует руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин:

— Безусловно, новая военная доктрина Казахстана (третья, кстати, по счету за все годы его независимости) отражает не столько уровень развития военной науки в стране (которой в принципе не существует, а военные кадры высшего командного состава здесь до сих пор обучаются за рубежом), сколько является военно-научным дополнением к внешнеполитической доктрине Казахстана. А основным принципом этого последнего документа, как известно, является многовекторность. Это выражается в постоянном лавировании Казахстана между основными мировыми центрами силы. Поочередно идя навстречу то одному, то другому. Вот почему Казахстан выстраивает свою внешнеполитическую, внешнеэкономическую и оборонную политику в соответствии с текущим моментом, получая от различных центров силы политические, а зачастую и финансовые дивиденды.

Это, вообще-то, распространенная для стран Центральной Азии практика. Но в силу различных причин, наиболее успешно ее реализует именно Казахстан. То, что в новой редакции военной доктрины Астаныуказаны противоречащие друг другу установки, является отражением указанного внешнеполитического лавирования.

Согласитесь, трудно представить себе в тексте российской военной доктрины утверждения о том, что боевая техника и вооружения будут у нас по стандартам НАТО, а внешняя политика будет ориентироваться на Евразию. А для Казахстана это вполне стандартная практика. Кроме того, не следует забывать, что в последние несколько лет республика активно пробует себя в качестве регионального лидера. Очевидно, что новая военная доктрина призвана стать одной из подпорок этого пиар-проекта, в который, судя по всему, поверила сама казахстанская элита.

Кстати говоря, сегодняшнее состояние вооруженных сил Казахстана вызывает целый ряд вопросов, хотя в этом смысле есть и определенные достижения. Например, формирование младшего командного (сержантского) состава ВС на контрактной основе. Это, на мой взгляд, повышает эффективность деятельности младших командиров. Сейчас в казахстанской армии не менее 70% военнослужащих являются контрактниками. Причем они имеют достаточно высокое денежное содержание (200 долларов США, плюс всякого рода надбавки и соцпакет). Это даже несколько больше, чем получают контрактники неэлитных воинских частей в России. Однако следует учитывать, что содержание профессиональной армии не очень обременительно для Астаны в силу ее малочисленности. В настоящий момент она насчитывает не более 70 тысяч военнослужащих. Казахстан пока может себе позволить содержать такую армию.

С другой стороны, понятно, что ориентация вооруженных сил Казахстана на участие лишь в локальных конфликтах выглядит не совсем оправданно. Потому что не стоит думать, что все конфликты на евразийском пространстве будут носить сугубо локальный характер. Если на юг Казахстана вторгнется, например, бандитское формирование численностью 500-1000 человек, это будет уже конфликт, выходящий за рамки определения «локальный».

Хотя, сражаясь с подобного рода отрядами, казахстанская армия будет выглядеть достаточно хорошо. За годы независимости республики была хорошо наработана система элитных подразделений. Но самое главное — это наличие договора о коллективной безопасности. Очевидно, что руководство Казахстана надеется, что механизм ОДКБ станет своего рода «палочкой-выручалочкой». Но Назарбаеву не стоит думать, что эпоха крупных военных столкновений уже отошла в прошлое. В Средней Азии может случиться все что угодно. Это регион, который изобилует противоречиями. Да, Казахстан сейчас находится на экономическом подъеме и может позволить себе содержать 70 тысяч контрактников. Но, во-первых, не факт, что экономическое благополучие будет носить постоянный и долговременный характер. Кроме того, существует и неоднозначное отношение соседей Казахстана к претензиям Астаны на региональное лидерство. И если Киргизия и Таджикистан не обладают значительным потенциалом воздействия на подобного рода амбиции (хотя тут следует учитывать контроль над гидроресурсами), то Узбекистан казахстанские эксперты слишком рано поторопились списать со счетов в борьбе за региональное лидерство.




Военная доктрина как камень преткновения

13.04.2007. Республика (Казахстан)

Анатолий Иванов

Может ли новая военная доктрина осложнить казахстанско-российские отношения?

В минувшую субботу общественность Казахстана, а с нею и весь мир узнали, что с 21 марта 2007 года казахстанская армия живет по новой военной доктрине. Как выяснилось, именно в канун Наурыза глава государства подписал указ за номером 229, согласно которому старая военная доктрина от 10 февраля 2000 года ушла в анналы истории, а новая принята со дня подписания.

Сказать что-либо определенное по поводу нового документа практически невозможно. Он до сих пор не опубликован ни в средствах массовой информации, ни на официальном сайте Министерства обороны. Впрочем, чему удивляться, если даже информацию о подписанном указе за номером 229 Астана скрывала так, словно речь идет о чем-то особо секретном.

Так что же представляет собой новый циркуляр, согласно которому армия Казахстана, а с нею и официальная Астана будут строить свои взаимоотношения как с внешним миром, так и с населением страны? Попробуем разобраться.

Региональные группировки и стандарты НАТО

Впервые о необходимости принятия новой военной доктрины заговорили отнюдь не в коридорах Министерства обороны Казахстана. Как это ни странно, но инициатором по созданию документа нового образца стал лично Нурсултан НАЗАРБАЕВ.

Произошло это в феврале 2006 года, когда он, выступая с очередным посланием к народу Казахстана, как верховный главнокомандующий не столько поручил, сколько приказал военному ведомству страны разработать новую военную доктрину. При этом необходимость ее появления президент объяснил двумя пунктами. Первый пункт – изменившаяся ситуация как внутри Казахстана, так и за его пределами. Второй пункт – необходимость создания профессиональной армии, способной осуществлять быстрое развертывание сил и средств в соответствии с высокими международными стандартами.

Не стоит сомневаться, что Министерство обороны в полной мере прислушалось к поручению верховного главнокомандующего. Однако сказать, насколько в полной мере – крайне сложно. Из тех крупиц информации, которые все-таки просочились в прессу, о создании профессиональной армии, а значит и об отмене всеобщей воинской обязанности не говорится ни слова. Зато очень много внимания уделяется оборонному характеру новой военной доктрины в рамках изменившейся военно-политической ситуации в мире, сотрудничества с мировым сообществом и борьбы с асимметричными угрозами, к которым относят терроризм, экстремизм, наркотрафик, незаконное распространение оружия и даже нелегальную миграцию.

Но это все – общие фразы, поскольку в настоящий момент на планете нет ни одной страны, которая декларировала бы наступательный характер своей военной доктрины. Тем не менее сообщение о появлении у Казахстана новой военной доктрины вызвало неоднозначную реакцию, в частности в российских средствах массовой информации.

Нет, россиян не беспокоит сообщение о предстоящем разделении казахстанской армии на несколько региональных группировок. Хотя согласно доктрине они получают возможность самостоятельно решать задачи обеспечения военной безопасности, развития инфраструктуры и даже практически без подсказки из Центра оснащать свои части и подразделения современным вооружением, техникой и спецсредствами.

Судя по всему, в большей мере Москву обеспокоила короткая выдержка из доктрины, где указывается, что в соответствии с модернизацией казахстанской армии Астана предусматривает переход компонентов своей оборонительной системы на образцы вооружения и военной техники, соответствующие мировым аналогам и, главное, стандартам НАТО. И хотя Астана заявляет, что целью модернизации армии является миролюбивый характер продвижения военно-политических позиций и интересов Казахстана в международных делах, указывая на приоритетность сотрудничества с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Москва, если судить по отдельным публикациям в российской и украинской прессе, заподозрила «Ак орду» в проведении политики «двойных стандартов».

Более того, появились версии, что Казахстан где-то даже намеренно идет на конфронтацию с Российской Федерацией, даже несмотря на постоянные заверения в дружбе и взаимном сотрудничестве во время встреч как на уровне министров обороны РК и РФ, так и глав обоих государств.

Чтобы понять, насколько новая военная доктрина Казахстана является предметом беспокойства соседних государств, наше издание обратилось за комментариями к двум известным как в России, так и в Казахстане политологам: директору Евразийского центра политических исследований Рустему ЛЕБЕКОВУ и руководителю аналитической группы «Памир-Урал» Александру СОБЯНИНУ.

Рычагов давления много

Рустем Маратович, хотелось бы узнать Ваше мнение о новой военной доктрине Казахстана. Есть ли принципиальное отличие от доктрины образца 2000 года?

- Во-первых, ее принципиальное отличие в увеличении объемов финансирования. Во-вторых, впервые сделан упор на технологические моменты. У Казахстана должна быть компактная, мобильная и хорошо оснащенная армия. То есть мы отказались от элементов вторичности в пользу современных типов вооружения и техники, отвечающих требованиям сегодняшнего дня. Что касается самой доктрины в целом, вы сами ее читали?

Если честно, я ее так нигде и не нашел…

- Я ее тоже нигде не видел. Выводы приходится делать на основании комментариев официальных лиц и отдельных инсайдеров Министерства обороны. Поэтому рассматривать каждый пункт новой доктрины я не могу.

Но, тем не менее, отдельные пункты из доктрины все же просочились в прессу. Вот, к примеру, известно, что будут созданы региональные группировки, которые получат достаточно большую самостоятельность. На Ваш взгляд, для чего это делается? Неужели Центр где-то пытается отказаться от своих полномочий?

- В принципе понятно, что основная задача – повысить маневренность войсковых частей. Чем больше у группировок будет возможностей принимать решения на месте, тем лучше они будут выполнять поставленные задачи. И, конечно, Центр от своих полномочий не откажется. Командование было и будет централизованным, это основа государственности. Дело в другом. Система взаимоотношений «Центр – регионы» позволит в кратчайшие сроки наиболее адекватно реагировать на складывающуюся ситуацию. Такой подход – вещь отнюдь не новая. Ранее в Казахстане уже были созданы округа в соответствии с определенными географическими направлениями.

Так что по большому счету менять ничего не надо. Единственное, могут несколько поменять систему управления, но это, скорее всего, будет носить административный характер.

Есть версия, что это где-то связано с приходом первого гражданского министра обороны, так как у него свой взгляд на существующую систему управления в армии.

- Я бы поспорил с подобными утверждениями. Мне кажется, что Ахметов выполняет поставленную перед ним задачу. Насколько мне известно, разработки велись на уровне Совета безопасности. То есть, если угодно, это домашняя заготовка президента.

Ясно. А вообще, была ли необходимость в новой военной доктрине? В конце концов, с чем связана такая спешка в ее принятии? Не связано ли это с ситуацией вокруг Ирана?

- Нет, это скорее связано с ситуацией в Центрально-Азиатском регионе. На самом деле необходимость в создании новой Военной доктрины созрела достаточно давно, в соответствии с теми устремлениями и задачами, которые стоят перед нашим государством. Это такой своеобразный гибкий ответ на сложившуюся в регионе ситуацию, в том числе и на перспективу. То есть это не только анализ угроз сегодняшнего дня, но и попытка принятия каких-то превентивных мер на те угрозы, которые могут появиться в среднесрочной перспективе.

А такие угрозы существуют?

- Они всегда существовали. У нас рядом Узбекистан, где потенциально может возникнуть большой костер, например, в Ферганской долине. Опять-таки, мы находимся между Россией и Китаем.

Но России и Китаю вряд ли выгодно угрожать территориальной целостности Казахстана…

- В принципе, да. Но с точки зрения давления на страну, то, что нельзя сделать по официальным каналам, всегда можно сделать по неофициальным каналам, например, с помощью террористических групп. Не секрет, что многие государства уже давно сотрудничают с террористическими группировками. Это называется политикой с нетрадиционными методами. Поэтому говорить о том, что Россия не может использовать сепаратистские настроения на севере, США – какие-то недовольства в нефтеносных районах на западе страны, а Китай через Кыргызстан – поддержать исламские движения, наверное, не стоит. Я не говорю о прямой конфронтации, а лишь о возможности попыток оказывать влияние на политику страны. Тем более что за Казахстан, как и за всю Центральную Азию, в ближайшие годы борьба будет только разгораться.

В связи с этим вопрос: какие, на Ваш взгляд, группировки казахстанской армии получат наибольшую поддержку у Астаны? Те, что на юге и западе Казахстана?

- Думаю, да. С точки зрения иерархии угроз, безусловно, основное напряжение будет на юге. И это связано не столько с некими исламскими течениями, дело в нашем собственном населении. Особенно если учесть, сколько в южных областях проживает узбеков. Они же имеют достаточно большие, но компактные диаспоры. Не стал бы я забывать и про запад Казахстана. Относительно спокойным кажется север республики. Но опять-таки, завтра в России чуть-чуть меняется политика, то есть она становится более агрессивной. Тенденции к имперским устремлениям заметны уже сейчас. Всем кажется, что Казахстан и Россия союзники на век. Но на самом деле вечного ничего нет. И ситуация может поменяться за каких-то два-три года.

Да, достаточно сказать, что за последние сто лет ни одно государство мира не осталось в своих прежних границах.

- Что там 100 лет! Двух-трех лет достаточно для того, чтобы кардинально все изменить. В той же России могут возобладать державные настроения, к власти придет некая группировка, которая решит, что по отношению к Казахстану необходимо занять более жесткую позицию, и все будет иначе. Тем более что рычагов давления очень много. В том числе и приграничные конфликты. Если ими управлять, то можно добиться очень многого. Поэтому-то я и говорю, что рядом Россия, рядом Китай и, естественно, юг.

А с чем связано, что до сих пор нет публикации новой военной доктрины?

- Честно говоря, это обычная практика. У нас документы вначале разрабатываются. Затем их обсуждают в узких сферах. И лишь потом, через какое-то время, они выносятся на суд общественности. То есть причины могут быть от банальнейшей болезни системщика, из-за которого Министерство обороны не вывесило документ на своем официальном сайте, до целенаправленных действий с целью, например, избегания критики. Можно только догадываться. Но пока – это факт: общественность не желают информировать о принятой новой военной доктрине.

Это нормально?

- Нет, это не нормально! Если уж мы говорим о конкурентоспособности, о демократическом государстве, то в принципе такие вопросы люди имеют право знать.

Маятник качнулся в другую сторону

Руководитель аналитической группы «Памир-Урал» Александр Собянин обратил наше внимание на два момента в военной доктрине Казахстана:

- С одной стороны, это вполне плановая, частная концепция в ряду общего планирования государства, которая идет вместе с такими известными стратегиями, как «Казахстан-2030», «Казахстан-2010» или вхождения Казахстана в пятьдесят наиболее развитых стран. Естественно, что эти глобальные стратегии должны подкрепляться и частным образом. В данном случае военной доктриной. С другой стороны, данная военная доктрина, как и инициатива Назарбаева о реанимации идеи Центральноазиатского союза (ЦАС) показывают ряд достаточно четких антироссийских тенденций.

То есть в казахстанско-российских отношениях мы видим движение маятника в другую сторону. И это сторона отнюдь не интеграционная. Правда, не последнюю роль в этом играет усиление определенных устремлений со стороны части российских политиков.

Вы имеете в виду так называемые «имперские» устремления?

- Да. И это не может приниматься не только Казахстаном, но и другими странами постсоветского пространства. В случае с Казахстаном это видно по нескольким направлениям. Здесь и возникшие в последнее время разногласия в нефтегазовой сфере, а теперь еще и военной. Несмотря на то что в новой военной доктрине Казахстана декларируется в качестве приоритета сотрудничество с ОДКБ, тут же говорится о принятии на вооружение стандартов НАТО.

Хотелось бы напомнить: осложнение отношений России с Украиной и Грузией тоже начиналось с декларирования этими странами о переходе на стандарты НАТО. Теперь же, как мы видим, движение Грузии и Украины в сторону НАТО и практически, и юридически оформлены в виде официальной поддержки США.

Вы полагаете, что нечто подобное может произойти и в случае с Казахстаном?

- На мой взгляд, этот идущий уже месяца три антироссийский разворот Казахстана хоть и не носит тотального характера, в первую очередь все же связан с неадекватностью российской внешней политики. Если угодно, со слабостью российской внешней политики. А также многими ошибками, которые не только уже совершены, но совершаются до сих пор. При этом отмечу, что казахстанская дипломатия сегодня играет более тонко и взвешенно. Поэтому принятие Казахстаном новой военной доктрины – это скорее реакция на более мощного соседа, нежели некая националистическая «фига в кармане» по-казахстански.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ