"Журавли" и "синицы" нефтепроводных маршрутов Евразии
05.04.2007.
Gazeta.kz
Олег Ларов
На этой неделе сразу ряд событий, притом произошедших в
разных сторонах мира и даже не связанных между собой, тем не менее нашли свое
"преломление" в одной "точке": проблеме перспективных направлений
транспортировки каспийской нефти из Казахстана на мировой рынок.
Сначала случилось резкое обострение конфликта между
Ираном и Соединенными Штатами и их ближайшей союзницей Великобританией.
После истории с захватом британских моряков в мире
заговорили о войне, которая должна вот-вот начаться. Иранский президент поехал
инспектировать войска, дислоцированные в западных районах страны.
Потом, в самые последние дни, ситуация вроде бы начала
понемногу успокаиваться, даже цены на нефть на мировом рынке, взлетевшие в
ожидании начала войны, слегка пошли вниз. Но идейно эти события нанесли удар
сразу по двум проектам возможной транспортировки казахстанской нефти.
В равной мере оказались скомпрометированными и проект
использовать для этого нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, и его антипод,
лоббируемый иранской стороной маршрут поставки нефти транзитом через
Туркменистан в Иран, а потом на порты Персидского залива.
Если начнется американско-иранская война, то и у той, и
у другой стороны хватит и возможностей и решительности нанести удар по
трубопроводу, поддерживаемому конкурентом. Иранцы могут парализовать работу
Баку-Джейхана, а американцы - иранский маршрут. Конечно, сегодня, вроде бы, об
этом рано говорить, ведь поставок казахстанской нефти еще нет ни по одному из
этих направлений.
Но и динамика отношений между Ираном и США не меняется
уже почти тридцать лет, и нет оснований ожидать, что какие-то улучшения будут в
обозримом будущем, когда нефть морском шельфе у казахстанских берегов начнет
добываться. И когда наконец-то встанет "в полный рост" вопрос: какое направление
ее транспортировки может и должно стать основным, аналитики и в
правительственных, и в бизнес структурах не смогут игнорировать опыт
марта-апреля 2007 года, когда в мире считали, что война начнется со дня на
день.
Второе событие, тоже очень неприятное для казахстанских
планов выхода с кашаганской нефтью к открытым морям, произошло на Украине.
Беспрецедентный политический кризис на первый взгляд не влияет на казахстанские
интересы, если не вспомнить проект поставлять нефть в Европу, используя
нефтепровод Одесса - Броды и дальше на польский город Гданьск. Это давало бы
Казахстану возможность выходить со своей нефтью не только на относительно
близкий рынок южной и восточной Европы, но и через порт Гданьск на северную и
северо-западную Европу, составляя там конкуренцию российской нефти. Последнее
направление в перспективе было бы особенно интересно с экономической точки
зрения: ведь месторождения нефти и газа у английских и норвежских берегов
истощаются, и скоро баланс потребления энергоносителей в этом регионе сильно
изменится в сторону их импорта. Арабская или иранская нефть от северной Европы
далеко, и каспийские энергоносители пришлись бы как раз кстати. Тем более, что в
Европейском Союзе очень озабочены идеей диверсифицировать импорт нефти и газа
чтобы снизить свою зависимость от России.
И в этом проекте все нормально. Есть уже налаженная
инфраструктура поставок нефти до Одессы, есть политическая поддержка руководства
Польши, которая была, в очередной раз, выражена во время недавнего официального
визита ее президента Леха Качинского в Астану. Но украинский кризис все
"перебил". Как можно выстраивать долгосрочные планы стратегического
экономического сотрудничества со страной, в которой политический кризис не
только не прекращается уже несколько лет, но еще и нарастает до уровня
раскалывающего нацию гражданского противостояния? В ком искать ответственного
партнера, способного гарантировать стабильность работы стратегически важного для
Казахстана маршрута?
"Сине-оранжевое" колыхание Украины сильно девальвирует
ценность этой идеи для Казахстана. Как и планов по казахстанскому участию, в
любом виде, в нефтеперерабатывающей промышленности этой республики.
Все эти процессы показывают, что объективно у Казахстана
на ближайшую перспективу остается два жизнеспособных направления для экспорта
своей нефти.
Это традиционное, российское, и новое китайское. Что
хорошо: два "журавля" в руках лучше, чем куча "синиц" вокруг…
|